Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду

2019-05-27 159
Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. 

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. 

Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека. 

Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности, духовно-нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики. 

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. 

Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества. 

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. 

В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. 

В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и российской государственности. 

Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. 

Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков). 

Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

 В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно- патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет Руси», Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Д. Маханёва «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина». 

Авторы в своих работах указывают на использование: 

1. личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом. 

2. интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка, ориентированные на новые модели организации деятельности.

 Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды познавательной и творческой деятельности, разнообразные игры: дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления познавательной и речевой деятельности. Механизмом интеграции является образ, созданный средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах деятельности. 

Интегрированное построение образовательной деятельности даёт ребёнку возможности: реализовать свой творческий потенциал, поскольку на занятиях ребёнок думает, сочиняет, фантазирует, познаёт законы и премудрости жизни; в интересной игровой форме обогатить свой жизненный опыт; сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками; воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки. 

Интеграция происходит по нескольким направлениям.

1. Социальный мир: систематизация, углубление и усвоение детьми вечных ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в стремлении его к добру и неприятию зла; формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность). 

2. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи; совершенствование грамматической структуры речи. 

3. Продуктивная деятельность: реализация впечатления, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках, в играх-драматизациях; реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности. 

Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Специально организованная система образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как субъекту деятельности.           

 

 Конспекты ООД:


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.