Этнические особенности коренных народов Карелии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Этнические особенности коренных народов Карелии

2019-05-27 864
Этнические особенности коренных народов Карелии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Карелы народ в России, являются коренным населением Карелии, а также проживают в Тверской области, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и других областях России. Живут также на Украине, в Белоруссии и Эстонии. По результатам переписи 2002 года на территории России проживает 93 344 карела. Подавляющая часть из них, 65 651 человек или 70,3 %, — в Карелии. Но, не только: 2057 человек — в пограничной с Карелией Ленинградской области, в Тверской области сейчас 14633 человека (15,7 %).

Говорят на карельском языке финно-угорской группы. Основные диалекты: собственно карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространён также финский язык. Верующие - православные.

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и Юго-Восточной Финляндии. На рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры предки Карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. Миграция Карелов на север началась в 11 веке, в район между Ладожским и Онежским озёрами (территория Новгородской земли). С ними смешалась часть веси (смотри Вепсы), на севере Карелии в состав Карелов вошла часть саамов. Территория Карелов (корелы в русских летописях) входила в состав Новгородской республики, с 1478 - Русского централизованного государства. В 1920 на территории Карелов была образована Карельская трудовая коммуна, преобразованная в 1923 в Карельскую АССР, с 1991 Республика Карелия[2].

Весь карельский этнос республики можно подразделить на три большие группы.

Первая — это карелы ливвики, компактно проживающие в Приладожье, на территории Олонецкого района. Ну, за исключением села Михайловское, от которого до Подпорожья, что уже в Лодейнопольском районе Ленобласти, даже ближе, чем до Олонца. Кстати, Олонецкий район — единственный в республике, где собственно карелов — большинство: 63 %, 16402 человека. Кроме Олонецкого, компактные и достаточно большие по численности группы карел проживают ещё на территории только двух из 16 районов республики — Пряжинского (7615 человек) и Калевальского (3820).

Пряжа — это центр карелов Прионежья — людиков. Кроме сёл этого района (Святозеро, Пряжа, Виданы), людики частью проживают в Олонецком селе Михайловское, а также в нескольких сёлах Кондопожского района (Спасская губа, Юркостров, Уссуна).

И третья группа — северные (или беломорские) карелы, обосновавшиеся на западе Медвежьегорского (паданские или сегозерские карелы), Калевальского (ухтинские) и Лоухского (кестеньгские) районов.

Ливвиков в Карелии — 40 тысяч, людиков — 5 и собственно карелов — 20[3].

Традиционное жилище в XIX—XX веках - срубная изба (pirtti, pertti) на высоком подклете с двухэтажным крытым двором, близко к северо-русскому. Характерными особенности - значительная высота сруба дома (от 14 до 21 венца) и «монолитность», то есть соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота.

По традиции карелы ставили срубы на землю без фундамента, укладывая под венец валуны или подсыпая мелкие камни, фасадом на юг. В южной Карелии сруб дома устраивали на врытых в землю толстых брёвнах-сваях, выступающих на 50 см.

Внешнее оформление дома различных групп карелов заметно отличается. Так, карелы украшали дома скромно, изредка окрашивая их в красно-коричневый цвет, в северо-западных районах под финским влиянием дома обтесывали. Ливвики и людики украшали дома резными причелинами и наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками на фронтонах, расписывали ставни и наличники.

Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа: одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и других).

Традиционный карельский костюм рубежа XIX-XX веков близок к северорусскому. Специфические детали одежды собственно карел – это рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.

Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи (ratcina) и сарафана (kosto, sferezi, saraffana). Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках (kosto) из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей.

В Южной Карелии, преимущественно у ливвиков, вместо сарафана носили пару (puaru): юбку (dupku), сшитую из пяти-шести полотнищ, и кофту в талию (kazacku). Здесь же бытовала несшитая юбка (hurstut) из домотканого холста или полусукна, она могла быть поперечно или продольно полосатой.
Наиболее архаичной одеждой была туникообразная рубаха. Её сменила одежда из двух частей: нижней — станушки (emust) из домотканого холста, верхней – рукавов (hiemat) — из более тонкой покупной ткани, чаще всего ситца. Особенностью севернокарельских женских рубах (pialishiemat) являлся разрез на спине.

Поверх сарафана или юбки повязывали передник (perednikka), украшенный по подолу спиральными нитями. На севере Карелии в состав женского костюма входил большой наплечный платок[4].

Вепсы - один из народов, принадлежащих к прибалтийско-финской языковой семье, их язык относится к ее северной группе и наиболее близок к карельскому, ижорскому и финскому. По данным переписи 1989 г., вепсов в России насчитывалось 12 142 человека. За пределами РСФСР жило 1199 вепсов. Вепсы не имеют единой этнической территории, а расселены тремя группами. Северные, или шелтозерские вепсы занимают юго-западное побережье Онежского озера, расположенное в пределах Республики Карелия (5864 человека). Вторая группа - средние вепсы - живет на территории Ленинградской области, в верхнем течении рек Оять и Капша с их притоками (4273 человека). Третья, или южная группа вепсов живет в Вытегорском районе Вологодской области (728 человек).

Традиционно считается, что в исторических источниках вепсы известны и как чудь, и как весь. Функционирование двух терминов связано, очевидно, с тем, что западная часть вепсской территории тяготела к Приладожью (чудь), в то время как восточная - к Белозерью (весь), и вследствие этого народ различно назывался их соседями с запада и востока (Бубрих, 1947). В действительности это, видимо, слишком упрощенное представление, и литература, освещающая проблему древних этнонимов, полна противоречивых, взаимоисключающих представлений. В древнерусских документах весь устойчиво связывается с Белым озером. Видимо, вследствие того, что в период зарождения Древнерусского государства Белозерский ареал играл благодаря волжской торговле более важную роль, чем Приладожье, в документах упоминается именно белозерская весь (Бубрих, l941;ItkonenT.L, 1971)[5].

В настоящее время вепсы расселены тремя основными группами на территории Межозерья - между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Одна группа северных (или прионежских) вепсов живет на юго-западном побережье Онежского озера, при устьях, впадающих в него небольших рек, вторая - в верховьях южных притоков Свири и в северном Белозерье, третья - в верховьях р. Лидь.

Вепсы - малый финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. С апреля 2006 года входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Языки — вепсский финно-угорской группы уральской семьи и русский. Вепсский язык включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под сильной угрозой исчезновения».

Общая численность в России — 8240 человек согласно переписи 2002 года (в 1989 — 12 142 человека; в 1959 — около 16 170).

В Карелии проживает 4870 вепсов (2002 г., в 1989 г. — 5954 чел.), что составляет более половины от общей численности этого народа. До середины XX в. вепсы проживали почти исключительно в юго-восточной части республики, в основном по западному берегу Онежского озера южнее и юго-восточнее села Шокша. В пределах существовавшего здесь до 1957 года Шелтозерского района вепсы в 1926 году составляли почти 95 % населения. В дальнейшем в результате миграционных процессов резко возросла концентрация вепсов в столице Карелии. Если в 1926 году в Петрозаводске проживало 1,2 % карельских вепсов, то уже к 1939 году этот показатель возрос до 25,2 % и в дальнейшем он продолжал непрерывно увеличиваться (1970 год — 44,1 %, 1989 год — 51,7 %). По данном переписи 2002 г. в Петрозаводске проживало уже 55,7 % вепсов Карелии. Процесс «перетекания» вепсов в столицу является мощным катализатором дальнейшей деструкции популяции — в Петрозаводске вепсы составляют лишь 1,0 % населения города, и в этих условиях они фактически обречены на ассимиляцию в относительно недалёком будущем.

На территории расселения вепсов никогда не существовало каких-либо промышленных производств, что обусловило отток значительной части трудоспособного населения в индустриальные районы. Для вепсских поселений характерна свободная планировка. Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоeмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов.

Традиционный костюм сходен с одеждой северорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты. Традиционная мужская одежда вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом. Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и на подоле. В конце 19 — начале 20 века бытовало два типа традиционной женской одежды: сарафанный и юбочный. Головным убором замужним женщинам служили повойник и сборник.

Основу пищевого рациона вепсов в конце 19 — начале 20 века составляли мучные продукты, основным из которых являлся хлеб. Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки. Обязательным атрибутом любого праздника у южных и средних вепсов являлось пиво.

Основным занятием вепсов было земледелие с весьма архаичным способом землепользования – подсекой. Выращивали ячмень, овес, рожь, пшеницу, из овощей в основном репу. Из технических культур – лен, коноплю, хмель. Но низкое плодородие каменистых и заболоченных почв, неблагоприятные погодные условия не обеспечивали существования вепсов только за его счет. Скотоводство играло второстепенную роль (ценилось как источник органических удобрений), хотя в некоторых местностях в конце XIX века разведение племенного скота для продажи в Петербурге давало населению значительные доходы. Охота и рыболовство также имели вспомогательный характер, но и они приносили доход. Дичь и ценные сорта рыбы издавна вывозились на петербургские рынки. Особенно славились шимозерские охотники, недаром Шимозерье было местом охоты царской семьи. Вепсы были известны в северном краю и как искусные ремесленники. До XVIII века на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов, кузнецов.

Среди всех групп вепсов распространена художественная резьба по дереву, которой украшены различные предметы обихода, а также жилища (причелины, наличники, крыльца и проч.). Средние и южные вепсы предпочитают простые геометрические мотивы резьбы, у северных распространены более сложные фигуры (включая антропоморфные). Одежда и другие изделия из тканей украшены вышивкой (геометрические, растительные, зоо- и антропоморфные мотивы), выполненной двусторонним, стебельчатым или тамбурным швом красными или чёрными нитками. Интересна бытовая и особенно художественная керамика (декоративные фигурки животных, птиц, статуэтки)[6].

Вепсские деревни, как и почти везде на Севере, обычно располагались на сухих высоких местах, вблизи рек и озер. Жилые постройки вепсов сходны с постройками карел и северных русских. Более значительное влияние традиции русского зодчества оказали на архитектуру прионежских вепсов. В отличие от жилищ средних и южных вепсов, они более монументальны, многокамерны и сложны по плану. Самобытные особенности вепсского жилища сохранились в домостроительстве средних и южных вепсов. Только у этих групп вепсов встречаются постройки, имеющие оригинальную конструкцию, когда к традиционному жилищу, состоящему из избы и сеней под прямым углом к основной постройке примыкает дополнительная боковая изба. Из этнографической литературы подобный тип соединения жилых построек в единый комплекс известен, как древний тип финского жилья.

Фольклор существует на родном и русском языках. Известны сказки-анекдоты, волшебные, о животных, с легендарным сюжетом, пословицы, загадки. Распространены также предания о заселении и освоении края, об основании новых деревень в результате переселения рода, о выборе места для строительства церкви. Известны предания о чуди, как предках вепсов.

В традиционной музыкально-поэтической культуре вепсов прослеживаются параллели с архаичными пластами культуры прибалтийско-финских (эстонцы, водь, ижора, карелы) и других финно-угорских (коми-зыряне, северные удмурты, мордва, мокша, марийцы), а также балтийских (литовцы) народов. Наряду с причитаниями, свадебными, лирическими, протяжными, плясовыми, игровыми, колыбельными песнями бытуют так называемые календарные и лесные выкрики, призывы животных, песни, сказки, дразнилки, потешки, так называемые короткие песенки, песни-романсы, заговоры.

Специфически вепсским жанром являются короткие песенки с четырехстрочным стихом и протяжным медленным напевом. Обычно их пели девушки и женщины, как на русском, так и на вепсском языках, в лесу во время сбора малины, на сенокосе[7].

Русские - самый многочисленный этнос республики (73,6%), своей культурой принесшие авторитет Карелии как краю заповедной былинной культуры[8].

К числу субэтнических групп русских в Карелии могут быть причислены только поморы, основным занятием которых было не ведение крестьянского хозяйства, а морское рыболовство и промысел морского зверя. В Карелии поморы занимали приморскую область от селения Кереть на западе до села Нюхча на востоке, что и отражено на нашей карте-схеме. Характерной чертой данной этнографической группы является исключительно высокая степень этнической самоидентификации. Например, во время проведения последней переписи населения России (2002 г.) свыше 8 тысяч человек назвали себя «поморами», хотя все они, безусловно, являлись русскими.

Формироваться в качестве русскоязычной группы собственно поморы начали в ХVI–ХVII вв. На 1859 г., по нашим подсчетам, собственно поморов на территории современной Карелии проживало до 11 тыс. человек. Причисляли себя к поморам, но не признавалось за таковых поморами представители территориально-локальной группы, расселенной в континентальной полосе Карелии между областью расселения поморов и выгозеров. Поморы именовали их «леса» или, описательно, «живущие в „лисях“». Это население вело крестьянский образ жизни, участвовало в поморских промыслах лишь в качестве наемных работников.

Жизнь, связанная с морем, морскими промысловыми сезонами, наложила отпечаток на культуру поморов. Их жилые и хозяйственные постройки, одежда, хозяйственный календарь, обычаи, обряды и даже речь - все имеет свои особенности. Сложился здесь и своеобразный психологический тип человека - помора, привыкшего к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему опасности морю. Смелость, предприимчивость, открытость поморов отмечали многие путешественники и исследователи.

В восточной Карелии, в Пудожье, на путях проникновения русских из Обонежья в Поморье по рекам Водле, озеру Водлозеро и рекам Илексе и Нюхче сформировалась еще одна этнолокальная группа русских Карелии, а именно «водлозеры». Группа сформировалась на основании преимущественно древневепсского этнического компонента, разбавленного русскими выходцами из Новгородско-Псковских земель и представителями низовской («московской») колонизации. Карельский этнический компонент в группе водлозеров присутствовал, но в весьма небольшой доле. Не исключено, что в качестве «этнолокальной» группы выступали еще предки современных водлозеров в те времена, когда былой ареал расселения в Пудожье преимущественно древних вепсов был разорван продвижением русских переселенцев, в результате которого дославянское население Водлозерья оказалось в иноэтничном окружении. Самоназвание и название группы («водлозера») стали совпадать у данной группы к концу ХIХ в. Старое самоназвание звучало как «озера». Эта этнолокальная группа, как и вышеперечисленные, обладала компактной территорией расселения, особым местным говором и особенностями певческой культуры, специфическими элементами традиционно-бытовой культуры, воспринимаемыми водлозерами в качестве этнодифференцирующих признаков, и т. д. Численность ее на 1905 г. составляла 2810 человек[9].

В Карелии немало неповторимых мест, богатых природными и историческими достопримечательностями, но удивительная земля – Заонежье - даже здесь стоит особняком.

В Заонежье находится 126 памятников архитектуры, три историко-архитектурных ансамбля (Кижский погост, Клименецкий (1520 г.) и Палеостровский (1391 г.) монастыри), 46 населённых пунктов, имеющих статус исторических, десятки памятников археологии. 

В XIX веке здесь была открыта сокровищница русского фольклора: записаны бытовавшие в народной среде былины о богатырях, сказки и предания.

Природа Заонежья щедро делится с человеком своими богатствами: недра хранят залежи чудо-камня - шунгита, а целебные источники («Три Ивана», «Соляная яма» и «Царицын ключ») исцеляют от многих болезней.

Издавна земли по берегам Онежского озера носили название Обонежье.

Позже юго-западное побережье стали называть Прионежьем, а большой полуостров в северо-восточной части озера, весь изрезанный множеством заливов и озёр и окружённый сотнями островов, - Заонежьем.

Заонежский полуостров и окрестные острова (среди которых знаменитый остров Кижи) стали обживаться людьми в послеледниковый период, 5 – 6 тысяч лет тому назад. Предполагают, что первыми жителями края были выходцы с Урала и Западной Сибири. Первобытные племена привлекало на берега Онего обилие зверя, птицы и рыбы, а также мягкий озёрный климат здешних мест.

Этнический состав населения известен с I тыс. до н.э. В то время здесь жили финно-угорские племена: корела (карелы), весь (вепсы) и лопь (саамы). На рубеже X – XI веков Карелия вошла в состав древнерусского государства. Сюда устремились выходцы из центральных районов. Особенно активно карельские земли стали осваивать новгородцы в XII – XIII вв. Русские поселенцы осели на побережье Белого моря и на Онежском озере, в Заонежье.

Постепенно славянское население ассимилировалось с местным финно-угорским. В Карелии сформировались два совершенно особых этноса со своими культурными и языковыми особенностями: поморы и заонежане. Новгородцы принесли в Карелию православную веру, земледелие и плотницкое искусство, со временем достигшее здесь небывалых высот.

По всей Карелии выросло множество деревянных часовен и церквей. В Заонежье искусство мастеров-плотников создало непревзойдённый шедевр деревянного зодчества – многоглавую Преображенскую церковь на острове Кижи. На окрестных островах, в заонежских деревнях до наших дней сохранились старинные часовни, каждая из которых имеет свой неповторимый облик.

Занятие земледелием привело к появлению амбаров, овинов, риг и мельниц. Примечательно, что даже хозяйственные постройки сооружались не только прочными и функциональными, но и по возможности красивыми. В свою очередь, любое украшение должно было приносить практическую пользу: например, защищать конструкцию от попадания влаги.

Кроме недвижимых памятников истории и культуры Заонежье обладает самобытной материальной культурой (быт, ремесла), а также богатейшей духовной культурой, носителем которой является местное население - заонежане.

Северорусский фольклор имел большое историко-культурное значение в общественной жизни страны. Интерес к творчеству заонежских сказителей проявился не только в России, но и за ее пределами. Общероссийскую известность имеет творчество заонежских сказителей: И.А. Федосовой, династии Рябининых, В.П. Щеголенка.

Хотя земля в Заонежье была более плодородной, чем в окрестных местах (в основном, благодаря залежам шунгита), далеко не везде можно было найти пригодный для возделывания участок. Поэтому здесь получили распространение однодворные поселения (деревни в один дом), к которым прилегали луга и пашни, лесные и водные угодья. Часто заонежские деревни располагались на островах.

В суровом краю, где по полгода лежит снег, сформировался особый тип жилища – дом-комплекс. Прекрасными примерами домов-комплексов служат дома Елизарова и Ошевнева в Кижах. Они выстроены по традиционной для Заонежья схеме – «кошелём», однако отличаются своими пропорциями и декоративным убранством. Богатство отделки и внушительные размеры этих крестьянских домов приближают их облик к хоромам именитых людей. Все помещения, жилые и подсобные, - сарай, хлев, кладовые, подклет – объединились под одной крышей. Это избавляло от необходимости лишний раз выходить в непогоду на улицу и способствовало сохранению тепла. В таком доме коротала зиму большая крестьянская семья (3-4 поколения - до 20 человек) и домашний скот. Летом скот отправляли на вольный выпас на близлежащие острова, куда хозяйки каждый день плавали на лодках, чтобы подоить коров.

Лодка была в Заонежье основным транспортным средством. Здесь сформировались особые типы судов: кижанка и сойма. Они использовались для рыбного промысла, для перевозки грузов и как личный транспорт. Владельцы больших судов перевозили различные товары: рыбу, дичь, скот, масло и др. по Онежскому озеру до Петрозаводска. В Заонежье они везли муку, соль, крупу и «колониальные товары»: чай, кофе, различные специи.

Кижанки и соймы различались по величине и оснастке. Длина кижанки составляла от 4 до 8 м, соймы – 8-10 м. Кижанка имела одну-две мачты для парусов, до трёх пар вёсел и строилась без палубы. На сойме делали две-три мачты, три-четыре пары вёсел, рубку и съёмный настил для укрытия груза от воды. Эти суда, благодаря своим конструктивным особенностям, были как нельзя лучше приспособлены к условиям Онежского озера с его бурным и коварным нравом.

Жители Заонежья славились как опытные мастера по изготовлению лодок, это было одно из самых популярных ремёсел. В конце XIX – начале XX вв. крупным центром частного судостроения стала деревня Волкостров, где жили известные мастера-лодочники[10].


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.