Вагон превратился в мармелад — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Вагон превратился в мармелад

2019-05-27 219
Вагон превратился в мармелад 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Москве народовольцы узнали про арест Гольденберга, но были в нем уверены – не выдаст. 18 ноября их ждал новый удар. Они узна­ли, что поезд благополучно миновал Александровск. И они приписа­ли это также – аресту. Решили, что взяли Желябова с товарищами. Это могло означать только одно: полиция напала на след! И они жда­ли ее появления каждую минуту. Нервы были на пределе.

Но наступил день 19 ноября – день прохождения императорского поезда, и все пока шло благополучно.

Время прибытия поездов свиты и царского в Москву было назначе­но на 10 и 11 часов вечера.

Все землекопы покинули дом. Николай Морозов, уходя, взял на память исторический камень из смертоносной галереи.

«Обсуждали, кому следует оставаться в квартире – ожидать царский поезд и произвести взрыв. Решили, что в доме остаются до конца Гартман и Перовская. Роль лица, взявшегося произвести взрыв, сводилась лишь к тому, чтобы соединить пластинки коммутатора..» (С. Ширяев).

Итак, Сонечка должна была наблюдать. И при прохождении царского (четвертого) вагона – подать знак Гартману, находящемуся в доме. Тот соединяет провода, мина взрывается – и императорский поезд взлетает на воздух.

Наступил исторический миг.

И вот он показался – мчавшийся на всех парах первый поезд. Как указывалось в телеграмме, это был свитский поезд, и Сонечка его про­пустила. Приблизительно через полчаса показался императорский по­езд. Первый вагон, второй... И вот – четвертый... Сонечка подала условный знак Гартману.

Гартман соединил провода, и мощный взрыв потряс окрестности. Вагон буквально взлетел на воздух и рухнул, перевернувшись... Один за другим сходили с рельс остальные вагоны.

Счастливые Перовская и Гартман покинули дом. Царя больше не существовало.

 

НО ОНИ НЕ ЗНАЛИ ГЛАВНОГО

Военный министр Д. Милютин, ехавший в царском поезде, писал: «Царский поезд обыкновенно идет на полчаса позади другого, так на­зываемого свитского поезда. На сей же раз он был пущен... по марш­руту впереди свитского. Это было связано с техническими неполадками в паровозе свитского поезда. Государь не захотел ждать, пока сменят локомотив, и императорский поезд отправился первым».

Так что Перовская пропустила императорский поезд! Который и шел первым. Взрывали они поезд свиты, который шел вторым.

Уничтожен был багажный вагон с крымскими фруктами, челове­ческих жертв не было.

Когда на воздух взлетали царские фрукты, царь в это время уже был в Москве.

 

ОНИ ЗНАЛИ ЕГО ВАГОН!

В поезде он получил телеграмму от государыни из Ниццы. Она пребывала, как писала, – «в том же состоянии». Ему показалось, что она хочет вернуться, и потому шлет эти безнадежные телеграммы.

Было совсем темно, когда въехали в Москву. На вокзале были выст­роены войска. Играла музыка. Когда он отъехал от вокзала, услышал эхо далекого взрыва.

Он остановился в Кремле в Николаевском дворце. Здесь он родился...

Д. Милютин: «Около 10 часов вечера въехали мы в Кремлевский дво­рец и не успели разобраться в своих помещениях, как узнали с удивлени­ем, что второй поезд, шедший на полчаса сзади первого с частью свиты, прислугой и багажом, при самом въезде в предместье Москвы потерпел крушение от тайной мины. Очевидно, злодейское это покушение приго­товлено против царского поезда; совершенно чрезвычайные обстоятель­ства (перемена поездов. – Э.Р.) ввели злоумышленников в заблуждение. Паровоз успел проскочить, а шедшие за ним два багажных вагона повали­лись на бок; прочие вагоны от толчка сошли с рельсов, но, к счастью, оста­лись неповрежденными и ни один человек не пострадал».

Царь устраивался в комнатах, когда появился министр двора Александр Адлерберг. Адлерберг сообщил государю о том, что взорвали поезд свиты.

– Четвертый вагон свитского поезда превратился в мармелад, – сказал Адлерберг. – Но там были только крымские фрукты.

И вот тут император должен был побледнеть. Фрукты везли в чет­вертом вагоне свитского поезда... Его вагон в императорском поезде был также четвертым. Теперь он понял: они знали все – и порядок следования поездов и даже секретный номер его вагона. Кто-то очень осведомленный забла­говременно предупреждал их обо всем.

Передавали беспомощную фразу царя: «Что хотят от меня эти негодяи? Что травят они меня, как дикого зверя?»

Из Москвы он послал ответную телеграмму императрице: «Благопо­лучно прибыл в Москву, где теперь 14 градусов морозу... Огорчен, что ты все в том же состоянии. Чувствую себя хорошо и неутомленным. Нежно целую».

На следующий день по Москве разнесся слух, что взрыв – дело рукстудентов. Толпа ринулась к университету, но там уже стояла поли­ция...

В это время в Успенском соборе служили благодарственный мо­лебен за здравие и чудесное спасение государя.

– Бог вновь спас меня, – сказал царь.

Он так и не узнает, что должно было быть два взрыва, и Бог спас его дважды во время этой ужасной поездки.

«Происшествие 19 ноября наложило на всю нашу Москву какой-то мрачный колорит, – писал военный министр Д. Милютин. – Под этим же тяжелым впечатлением совершался и наш переезд в Петербург. Принимались все возможные меры для предохранения Императорского поезда от какой-либо новой опасности. В Петербург не сообщили даже о часе прибытия Императора. Войска императорского гарнизона, все офицерство, начальство и даже императорская фамилия ожидали несколько часов на улицах и на вокзале, при чрезвычайном для столицы в это время жестоком морозе. Всякие телеграфные сообщения были приостановлены. На беду, ночью поднялась метель, Император прибыл в Петербург только около 3-х часов пополудни. Он был грустен и серье­зен.»

Во дворце его ждал наследник.

Наследник был мрачен. В его глазах был все тот же постоянный при­зыв – надо сломить крамолу.

Наследник записал в дневнике: «22 ноября. Вернулся папа из Ливадии, пробыв два дня в Москве, где опять было покушение на его жизнь... Просто ужас, что за милое время!»

Теперь охраняется не только царская карета, когда он едет по соб­ственной столице. Начала охраняться и железная дорога, когда по ней едет императорский поезд. Все это было внове для людей.

Великий князь Александр Михайлович, приехавший в Петербург вместе с отцом – наместником Кавказским, с изумлением описывает: «Линия Москва – Петербург, протяжением в 605 верст, была вся оцеплена войсками. В течение всего пути мы видели блеск штыков и солдатские шинели. Ночью тысячи костров освещали наш путь. Сперва мы думали, что это входило в церемониал встречи Наместника Кавказского, но потом мы узнали, что Государь Император предполагал в ближайшем будущем посетить Москву, а потому правительством были приняты чрезвычайные меры по охране его поезда от покушений злоумышленников. Это несказанно огорчило нас. По-видимому, полити­ческая обстановка принимала крайне напряженный характер, если для поезда Императора Всероссийского необходимо было охранять каждый дюйм дороги между двумя столицами... Это было так непохо­же на то время, когда Император Николай I путешествовал почти без охраны по самым глухим местам своей необъятной Империи. Отец наш был очень огорчен и не мог скрыть своего волнения».

Тем временем в Москве под железнодорожными путями нашли га­лерею, где было заложено сработавшее взрывное устройство. Штоль­ня вела в дом мещанина Сухорукова. Дом стоял всего в 150 метрах от полотна железной дороги... Дом был пуст, но покинули его со­всем недавно. В момент, когда явилась полиция, еще не остыл самовар и догорала свеча...

Тот, кто назвал себя Сухоруковым, оказался большим хитрецом. Перед самым взрывом он сумел занять у некоей купеческой вдовы крупную сумму денег под залог того самого дома, который он перед этим снял у другого хозяина.

Вскоре государю принесли их прокламацию. «19-го ноября сего года, под Москвой на линии Московско-Курской железной дороги, по постановлению Исполнительного Комитета, произведено было поку­шение на жизнь Александра II посредством взрыва царского поезда. Попытка не удалась. Причины ошибки и неудачи мы не находим удоб­ным публиковать в настоящее время. Мы уверены, что наши агенты и вся наша партия не будут обес­куражены неудачей, но почерпнут из настоящего случая... уверен­ность в своих силах, в возможность успешной борьбы... Обращаясь ко всем честным русским гражданам, кому дорога свобода, кому святы народная воля и народные интересы, мы еще раз выставлявляем на вид, что Александр II... главный представитель узурпации народного самодержавия, главный столп реакции, главный виновник судебных убийств... Для того чтобы сломить деспотизм и возвратить народу его права и власть, нам нужна общая поддержка. Мы требу­ем и ждем ее от России».

 

ВОПРОС К ЦАРСКОЙ ПОЛИЦИИ

Но самое удивительное во всей этой истории – это поведение царс­кой полиции.

14 ноября, сразу после задержания Гольденберга в Елисаветграде в Третье отделение пошла телеграмма: «Сего дня на елисаветградском вокзале задержан жандармами прибывший одесским поездом неиз­вестный человек. При задержании оказал сопротивление. В багаже ока­залось больше пуда взрывчатых веществ. На допросе объявил себя социалистом. Произвожу дознание».

«Не к проезду ли императорского поезда готовился?» – наложил вопрошающую резолюцию глава Третьего отделения Дрентельн. Впрочем, вопрошать весьма странно! Вряд ли задержанный вез ди­намит для собственного развлечения. Было совершенно ясно – терро­ристы готовят взрыв на пути царского поезда. Надо было телеграфиро­вать в царский поезд, конечно же, остановить его... проверить полотно железной дороги или изменить порядок движения поездов. Короче, надо было что-то предпринять.

Ничего этого сделано не было! И только судьба спасла царя! Так что остается довольно зловещий вопрос – почему?

С. Степняк-Кравчинский писал: «Громадный динамитный заговор, организованный Исполнительным Комитетом в 1879 году в ожида­нии царского возвращения из Крыма, был едва ли не самым грандиоз­ным делом, когда-либо предпринятым и доведенным до конца путем заговора. Наличных сил организации далеко не хватало на его выпол­нение, и поэтому приходилось по необходимости пользоваться в обширных размерах услугами посторонних людей, набранных из того многолюдного мира сочувствующих, который всегда окружает такую пулярную организацию, как та, которой руководил в то время И.К. Неудивительно поэтому, что при такой массе участников слухи о предстоящих покушениях распространились очень скоро буквально по всей России. Конечно, публика не знала, где именно имеет быть взрыв. Но все студенты, адвокаты, литераторы, за исключением состоящих на откупу у полиции, знали, что царский поезд взлетит на воздух во время следования из Крыма в Петербург. Об этом разговаривали, как говорится, повсюду. В Одессе один довольно известный литератор... собирал почти открыто подписку на взрыв, и полученные таким пу­тем полторы тысячи рублей были целостью доставлены Комитету. По­лиция же ничего не знала».

Не знала?.. С многочисленными агентами и штатом осведомителей? И опять все тот же вопрос – почему?

 

«ВОЗМОЖНА ЛИ В ЭТИХ УСЛОВИЯХ БОРЬБА С НОВЫМИ ВАРВАРАМИ?»

Наступил новый 1880 год – предпоследний Новый год в его жизни.

Он вынужден был сказать себе: казни, военное положение – ничто не замиряло страну. И теперь после взрыва на железной дороге, когда все вокруг ждали расправ, император вдруг позвал Костю.

Великий князь Константин Николаевич потом радостно рассказы­вал: «Государь сообщил мне, что желал бы к предстоящему дню 25-летия царствования (19 февраля 1881 г. – Э.Р.) оказать России знак доверия, сделав новый важный шаг к довершению предпринятых пре­образований. Он желал бы дать обществу больше, чем ныне, участия в обсуждении важнейших дел...»

И тотчас пошли слухи... о Конституции!

Александр устроил совещание. Но когда он сообщил о планах про­должения реформ, в глазах цесаревича был ужас! И тот же ужас он читал в глазах придворных и членов большой романовской семьи. От него ждали ужесточения расправ, а не уступок..

И вот уже совсем поразительное.

Вечером он записал в «Памятной книжке»: «29 января. Совещане с Костей и другими, решили ничего не делать».

И опять в мрачной апатии он просиживал часы в кабинете.

Пришлось ему испытать и новое унижение. Из Парижа поступило донесение от главы русской зарубежной агентуры. Некто Лев Гартман, недавно приехавший поездом в Париж, оказался тем самым пройдохой-террористом «господином Сухоруковым», который устроил взрыв свитского поезда в Москве.

Министр иностранных дел Горчаков тотчас обратился с посланием к президенту Франции: «Вопрос здесь идет не о русском нигилисте, а о принципе безнака­занности....Необходимо задать себе вопрос, возможна ли в этих усло­виях борьба с этими новыми варварами?»

Горчаков далее писал, что нельзя дать возможность им осуще­ствлять «заговоры вполне свободно – без всякого личного риска»....Ибо ныне «для них достаточно составить план, сделать подкоп, завести механизм на определенный час или пустить в ход элект­рическую искру на расстоянии», а потом – «исчезнуть в другой стране в ожидании результатов своего разрушительного дела... под покровом права убежища, которое гарантирует им безопасность и свободу».

Русское правительство потребовало выдачи «нового варвара».

Но канцелярия президента Франции тотчас была завалена письма­ми общественности, возмущенной «русским монархическим неистов­ством». Общественную кампанию возглавил сам Виктор Гюго, кото­рый обратился к президенту Греви с посланием. Французское обще­ство требовало защитить Гартмана от «царского террора». Французские газеты печатали статьи знаменитых русских радикалов-эмигрантов – Георгия Плеханова, Петра Лаврова, Степняка-Кравчинского. Русский посол князь Орлов получил уведомление по почте о вынесении ему смертного приговора «Русским социалистическим комитетом в Па­риже».

И президент Франции отказался выдать Гартмана. Царю оставалось единственное решение – отозвать посла из Парижа.

 

«С БОЛЬНОЙ ГОРНИЧНОЙ ОБРАЩАЮТСЯ ЛУЧШЕ»

Александр решил привезти обратно в Россию больную императрицу – климат ей не помогал. Ему казалось, что она боится умереть одна на чужбине, его это мучило.

Была зима. За ней был послан граф Александр Адлерберг.

Императрица уже прочла в газетах о новом покушении на Москов­ской железной дороге. Это был для нее новый удар. Оказалось, она со­всем не хотела вернуться. Особенно теперь, после покушения на госу­даря. Она не собиралась ехать в страну, где унижали монарха и где монарх так унижал императрицу.

«Со мной даже не посоветовались. Это жестокое решение. Мне ка­жется, с больной горничной обращаются лучше», – жаловалась она фрейлине.

Готовясь к возвращению, она плакала и говорила, что в своем состо­янии едва ли сможет перенести столь длительное путешествие зимой, и это предчувствует. Действительно, она была так плоха, что во время пути ее фрейлинам много раз казалось, что не довезут ее живой.

Доктор Боткин объяснил царю, как важно уберечь ее от всякого волнения. И потому никому, кроме нескольких членов семьи, не было разрешено встречать ее на вокзале.

С вокзала ее привезли в Зимний. Императрица легла в постель и более не вставала.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.