Глава IV. Генезис образа Подростка — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава IV. Генезис образа Подростка

2019-05-27 137
Глава IV. Генезис образа Подростка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

1

 

До 11 июля работа шла преимущественно вокруг «хищного типа». Он должен быть главным героем, связующим центром всех событий. Образ его оказался поставленным уже достаточно твердо и в плоскости идеологической и психологической. 11 июля вдруг –поворот, крупным шрифтом запись:

«Герой не он, а мальчик».

И дальше:

«История мальчика, как он приехал, на кого наткнулся, куда его определили. Повадился к профессору ходить, бредит об университете и идея нажиться». Он же, то есть «хищный тип», «только Аксессуар, но какой зато Аксессуар» И тут же очень крупно: «Подросток». «Идея нажиться» — через несколько строк конкретнее: «Он приехал с идеей стать Ротшильдом».

Так выступает из неясности второй центральный герой, будущий Аркадий Долгорукий, которому дается сейчас же такая характеристика: «Молодой человек, оскорбленный, с жаждой отомстить, колоссальность самолюбия, план Ротшильда (его тайна)». И вскоре, в связи с тем, что Подросток должен стать главным героем, дается роману такое заглавие:

«Подросток. Исповедь великого грешника», писанная «для себя». Исповедь для себя уже заранее определяет форму романа: «от Я», на которой, после долгих колебаний, взвешиваний всех «за» и «против», автор в конце концов остановится.

«Великий грешник» — так указан вторично самим Достоевским генезис образа Подростка. И из «Жития»

 

62


же его идея «Стать Ротшильдом». Первая запись в Плане к «Житию великого грешника» так и начинается: «Накопление богатства». И дальше там же на эту тему целый ряд, записей, которые углубляют эту идею, обосновывают ее психологически. «Огромный замысел владычества <...> устанавливается все-таки на деньгах...» «Опасная и чрезвычайная мысль, что он будущий человек необыкновенный, охватила его еще с детства. Он беспрерывно думает об этом. Ум, хитрость, образование — все это он хочет приобресть как будущие средства к необыкновенности. Опять-таки деньги кажутся ему во всяком случае не лишними, везде пригодною силою, и он останавливается на них <…> Если он и не будет необыкновенным, а самый обыкновенный, то деньги дадут ему все, т. е. власть и право презрения». 1

Есть, однако, здесь с самого начала целый ряд не только оттенков, но и существенных отклонений в постановке образа и в обосновании его идеи о богатстве. Прежде всего, из множества детей, которые должны были действовать в «Житии», дитя, перенесенное сюда, уже не дитя, «уже вышло из детства и появилось лишь неготовым человеком». Причем из самых разнообразных идей и поступков «грешника» выбран твердо только один «цикл идей о богатстве», и только в этой части образ Подростка сразу поставлен. Но самое главное — это конечная цель, к которой стремится будущий миллионщик. Снимается с идеи богатства обычно обволакивающая ее пошлость — и там, в «Житии», и здесь. Как «грешник», так и Подросток стремятся не к роскоши, не к наслаждениям: «будет носить дерюгу, не притронется к женщине». Но там, в «Житии», богатство, это «будущее средство к необыкновенности», связано с огромным его замыслом владычества, здесь же, в черновиках, рядом с «колоссальностью самолюбия» уже с самого начала вносится мотив оскорбленности, стремление к уединению и свободе, вызванное тяжкими переживаниями детства. И вскоре эти последние причины, только они и будут играть главную роль в его стремлении к миллиону.

«Огромные глубины идеи, многое пережитое, чего и

 

1 «Житие великого грешника». — «Записные тетради Ф. М. Достоевского», стр. 96—106. Курсив Достоевского.

 

63


предположить нельзя было, чувства и мысли уже свои, уже выжитые, что неожиданно для его лет» — вот что увидел Он, будущий Версилов, всегда столь проницательный, в этом «цикле идей, столь глупеньком, но страстном о Ротшильде». На большую нравственную высоту стремится автор поднять Подростка: миллион — это как бы его демон, сила какая-то посторонняя, но не сущность его.

И вот возникает вопрос: только ли с «Житием» связан образ Подростка в этом стремлении стать Ротшильдом? Не восходит ли он также к некоему реальному прототипу? «Чтобы написать роман, — читали мы в одной из записей, — надо запастись прежде всего одним или несколькими сильными впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно... Из этого впечатления развивается тема, план, стройное целое». Не из пережитого ли сердцем автора какого-то очень сильного впечатления он и появился, этот Подросток с его «демоном»?

Как огромное событие, указали мы в первой главе этой работы, в плоскости отнюдь не только личной, должен был воспринять Достоевский приглашение его Некрасовым в сотрудники «Отечественных записок», чтобы дать туда именно этот роман «Подросток».

Почти тридцать лет любви и ненависти, перемежающихся дружеских и вражеских отношений. То Некрасов еще в годы юности открывается ему «самой существенной и самой затаенной стороной своего духа» (XII, 347), и он один из самых близких, так же близок, как и Белинский. То исходят от него в эти же годы величайшие обиды и оскорбления. Так, пишет Достоевский в письме к брату от 26 ноября 1846 года, что с «Современником» он окончательно рассорился, они обвиняют его в крайнем честолюбии,1 Некрасов печатает о нем резко отрицательные отзывы, вместе с Тургеневым сочиняет против него злые эпиграммы и т. д. и т. д.

В последнее время, перед тем как Достоевский был присужден к смертной казни, замененной каторжной тюрьмой в далекой Сибири, они уже не встречались. Казалось, разошлись навсегда врагами. Но на каторге, лежа на нарах рядом с убийцами и ворами и преда-

 

1 См.: Письма, т. I, стр. 102—103.

 

64


ваясь горестным воспоминаниям о своей изменчивой, полной тревог литературной судьбе, он снова стал вдумываться в образы прошлого и вспомнил Некрасова во всей его сложности, таким же двойственным, как в первые годы знакомства, — то близким, то враждебно далеким.

И так же было по возвращении Достоевского из Сибири: «Встречаясь, они говорили иногда друг другу даже странные вещи, точно как будто в самом деле что-то продолжалось, начатое еще в юности». Открывается Достоевским журнал «Время» — Некрасов поддерживает его своими стихами; а вместе с Некрасовым и другие сотрудники «Современника»: Салтыков-Щедрин, Помяловский, Слепцов — вся демократическая фаланга. Но вскоре опять вспыхивает вражда; к середине шестидесятых годов, особенно начиная с «Эпохи», второго журнала Достоевского, она все более и более обостряется. В убеждениях уже полное расхождение. Политические взгляды Достоевского стали восприниматься передовыми слоями русского общества как явно реакционные. Полемика между «Современником» и «Эпохой» принимает характер сугубо личный, по тону глубоко оскорбительный. Прекращаются всякие встречи. Последнее униженное обращение к Некрасову о помощи, — Некрасов отказывает.1

Заграничный период, как уже было указано выше, в особенности его финал, на родине, редакторство в «Гражданине» — высшая точка этой вражды. В эти годы «Отечественные записки» — самый ненавистный для Достоевского журнал, а Некрасов, даже лучшее его стихотворение, даже «Влас», — сплошное «кривляние». С точки зрения Достоевского, который в борьбе и в гневе никогда не знал удержу и позволял себе приписывать своему противнику самые «ужасные» грехи, — именно восторжествовал в Некрасове «делец», победил в нем поэта, поэзию превратил он в «служанку»: «Решительно этот почтенный поэт наш ходит теперь в мундире», потому что «мундир-то ведь так красив, с шитьем, блестит... да и как выгоден! то есть теперь особенно выгоден!» (XII, 76).

Да, Некрасов — это символ. Идеи передовые, как уже было отмечено, демократические идеи «Отечествен-

 

1 См.: Письма, т. I, стр. 312.

 

65


ных записок», твердит в это время Достоевский, вовсе не народные идеи. «Отечественные записки» презирают Россию; они ругают земство; все своеобразное, русское им ненавистно. И перепечатывались в «Гражданине», под редакцией Достоевского, гнуснейшие статьи из «Московских ведомостей» против эмигрантов, в частности против умершего уже Герцена и против Бакунина; помещались грубейшие пасквили на революционную молодежь драматурга Кишенского, — не перейти, казалось бы, никогда этой пропасти, которая образовалась между ним, Достоевским, членом кружка князя Мещерского, Тертия Филиппова и Победоносцева, и «Отечественными записками» во главе с Некрасовым.

И вдруг — резкая перемена, этот неожиданный зов в сотрудники туда, где, как с горечью отмечает Анна Григорьевна, его бранили и Михайловский, и Елисеев, и Скабичевский, и особенно суровый Салтыков. И вскоре, в связи с этим сотрудничеством, в плане личном: «Некрасов хочет начать совсем дружеские отношения». Он везет его к Салтыкову, передает ему от Салтыкова поклоны, восторженно отзывается о начале романа; дает ему большие авансы и просит не торопиться, чтобы не портить. У Анны Григорьевны было несомненно гораздо больше фактов, чтобы писать в своих воспоминаниях о том, как «дорого было для сердца Достоевского это возобновление душевных отношений с другом его юности».

Каждый раз, когда Достоевский думает о Некрасове, он почти всегда воспроизводит все самые памятные факты из их отношений. Многие из них, быть может, вскоре померкнут. Но пока, в период созревания замысла «Подростка», они всецело владеют душой художника. Развертывается вся жизнь, и Некрасов — «так много значивший в ней». Вот они, сороковые годы: этот незабываемый на всю жизнь восторг Некрасова и близость с ним — в связи с «Бедными людьми»; молодость, «чем-то проникнутая и чего-то ожидавшая» (XII, 30); «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя в их толковании преимущественно со стороны их идейного смысла, в толковании именно Белинского, этого строгого «возвестителя истины», перед которым так благоговел юный Некрасов, благоговел и он сам, Достоевский. И дальше: недоразумения, разрыв. Петрашевцы. Каторга и стихотворения Некрасова, прочитанные в Сибири, как только

 

66


«добился наконец до права взять книгу в руки» (ХП, 347), Вскоре Некрасов передает через Плещеева горячие приветы, кается в своей вине.1 И опять недоразумения. Еще более горькая обида с «Селом Степанчиковым». «Современник» повесть забраковал: «Достоевский вышел весь. Ему не написать ничего больше».2 Но следует вторая встреча — по возвращении из Сибири. Вторая встреча — снова взлет: Некрасов, постигающий лучшие стороны его духа, в стихотворении «Несчастные» сам указывает Достоевскому, каким он, в сущности, всегда воспринимал его: и в годы молодости, и в пятидесятых годах; не отрекся от образа его, данного в идеальном Кроте, и в годы шестидесятые, несмотря на начавшуюся уже разницу в убеждениях.

Кто же он такой, этот «любимый и страстный поэт, страстный к страданию», поэт с «темными неудержимыми влечениями и порывами, с характером замкнутым, почти мнительным, осторожным, мало сообщительным» и в то же время способным в некие минуты на проявление самого глубокого чувства любви и благоговения перед истиной? В чем же сущность противоречивого его духа? Если Некрасов, как говорит Достоевский в его некрологе, так «много <...> занимал места» в его жизни во все эти тридцать лет «как поэт» (XII, 347), то столько же места занимал он и как человек, как лицо; ибо «всякий, кто бы вы ни были, — читаем мы в некрологе же, — несомненно придете к заключению, чуть лишь размыслите, что <...> заговорив о Некрасове как о поэте, действительно никак нельзя миновать говорить о нем как и о лице, потому что в Некрасове поэт и гражданин — до того связаны, до того оба необъяснимы один без другого, и до того, взятые вместе, объясняют друг друга, что, заговорив о нем как о поэте, вы даже невольно переходите к гражданину <...> избежать этого не можете» (XII, 356—357).

Именно в самом начале «последнего времени», сейчас же после приглашения в «Отечественные записки», пораженный внезапностью, неожиданностью этого столь

 

1 См.: «Ф. М. Достоевский. Материалы и исследования». стр. 443—444.

2 П. М. Ковалевский. Встречи на жизненном пути. — В кн.: Д..В. -Григорович. Литературные воспоминания. Л., 1928. стр. 422.

 

67


знаменательного поворота, когда Некрасов снова захотел завязать старые «дружеские отношения», — именно тогда и должен был особенно пытаться Достоевский дать себе отчет: что же такое Некрасов как человек, как личность? В том самом номере «Дневника писателя», где собраны все указанные выше памятные моменты из его отношений с Некрасовым, Достоевский как раз и выделяет это «последнее время», когда опять стали видать друг друга в связи с печатанием «Подростка».

Некрасов как поэт и Некрасов как человек, как лицо. Вечное — и временное в нем, общее, народное — и частное. Нам, столь далеким от той эпохи, очень легко отделить это временное, частное от его поэзии, вдохновлявшей на революционную борьбу столько поколений. Ценим безмерно его величайшие заслуги перед родиной, перед народом, перед нашей литературой. Но для его современников это было задачей очень сложной, и именно потому, что был он слишком на виду. Политические враги подчеркивали малейшее проявление в нем обычной человеческой слабости. В чем только его не обвиняли: и в корысти, в том, что он способен охранять свои выгоды до нарушения справедливости, в душевной черствости, проявлявшейся в равнодушии к людям даже близким. В атмосфере лжи и клеветы протекала вся его жизнь. Злобные враги в яростной борьбе с его огромным влиянием на прогрессивно настроенное молодое поколение так и кричали: «Вот ваш печальник народный! Пишет о чердаках и подвалах, призывает других к революции, а сам живет по-барски». Мы знаем теперь, как прав был Чернышевский, когда в письме к Пыпину от 25 февраля 1878 года писал о Некрасове: «Он был честнее меня. Это буквально».1 Слово «честнее», конечно, преувеличение, подсказанное чувством великой скорби по случаю его смерти. Но факты, которые Чернышевский приводит, явно опровергают все скверные вымыслы о нем его противников. Врагам Некрасов отвечал: «Пусть клевещут язвительнее». К родине, к русскому народу обращался он за праведным судом:

 

Как человека забудь меня частного,

Но как поэта суди!

 

1 Н. Г. Чернышевский. Собрание сочинений, т. XV. М., Госполитиздат, 1950, стр. 150.

 

68


За каплю крови, общую с народом,

Прости меня, о родина, прости!

 

Отвратительнее же всего был тот тон лицемерия, в котором писали о Некрасове в газетах и журналах, как только он умер. Его простили, его оправдывали! — точно он нуждался в их оправдании! Тон и возмутил Достоевского. У него было в его личной жизни достаточно поводов, чтобы думать о противоречивости Некрасова. И вот он хочет не простить, не оправдать, а разгадать ее тайну. Мы знаем: он и сейчас создает образ неверный. черты его деформирует до неузнаваемости. Но нас интересует здесь не личность Некрасова в биографической ее достоверности, а в восприятии ее Достоевским, поскольку она нужна для понимания одного из центральных его персонажей в романе «Подросток».

Некрасов молил родину: «Как поэта суди!» В речи, произнесенной на похоронах, у раскрытой могилы, с суда над ним как поэтом Достоевский и начал. Великим поэтом назвал он его, поставил его рядом с Пушкиным и Лермонтовым. Как и они, сказал он, Некрасов тоже пришел в нашу поэзию с «новым словом». Вот почему никто, даже такой огромный поэт, как Тютчев, «никогда не займет такого видного и памятного места в литературе нашей, какое бесспорно останется за Некрасовым».

И заключается оно, это «новое его слово», в том, что «печальник народного горя», так много и страстно говоривший о горе народном, всем существом своим преклонявшийся перед народной правдой, своей непосредственной силой любви к народу постиг «и силу его и ум его», уверовал и в будущее предназначение его (XII, 348— 356).

И именно потому, что Некрасов — великий поэт, народный поэт, всем столь близкий и всех столь сильно волновавший, Достоевский возмущен поведением прессы в связи со смертью и похоронами его, этими «намеками и соображениями» во всех газетах, во всех «без изъятия», «о какой-то «практичности» Некрасова, о каких-то недостатках его, пороках даже, о какой-то двойственности в том образе, который он нам оставил о себе». Газеты пускаются «оправдывать его». «Да в чем же вы оправдываете? <...> Нуждается ли еще он в оправданиях наших?» — ставится Достоевским вопрос в упор. Оправ-

 

69


дать — значит признать его вину, виноват ли он? Несколько лет тому назад, как мы видели, Достоевский сам был в лагере обвиняющих, обвинял, как враг, зло, грубо и жестоко. Но теперь он хочет только понять. Не «соображения», не «намеки», столь оскорбительные для памяти Некрасова. О нем как о личности надо говорить прямо, смело и открыто.

И вот концепция личности Некрасова так, как она рисовалась Достоевскому.

Уже в юности, когда они только что познакомились и сблизились, говорит Достоевский, он уловил в Некрасове «иные темные неудержимые влечения его духа, преследовавшие его всю жизнь»; «темные порывы духа сказывались уже и тогда». И связаны они с его детством: «Это именно, как мне разом почувствовалось тогда, было раненное в самом начале жизни сердце», и рана эта никогда не заживала... «Он говорил мне тогда со слезами о своем детстве, о безобразной жизни <...> о своей матери»-мученице. Член случайного семейства, «оставленный единственно, на свои силы и разумение», с темными порывами, с раненым в самом начале жизни сердцем,—таким приходит к людям Некрасов. Это из некролога (XII, 347).

И теперь как объясняет Достоевский образ Аркадия из «Подростка»:

«Я взял душу безгрешную, но уже загаженную страшной возможностью разврата, раннею ненавистью за ничтожность и случайность свою и тою широкостью, с которой целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в сердце своем, любуется им еще в стыдливых, но уже дерзких и бурных мечтах своих, — все это, оставленное единственно на свои силы и на свое разумение». Все это выкидыши общества, «случайные» члены «случайных» семей.

Осенью, в конце августа, появляются впервые в Петербурге эти-«случайные» члены «случайного» семейства: юный Некрасов и юный Подросток, Аркадий Долгорукий, чтобы скорее «ступить свой первый шаг». И оба они, как представляет себе Достоевский, одержимы одним и тем же демоном: «ранней ненавистью за ничтожность и случайность свою», той же «идеей отгородиться от людей, стать независимыми» при помощи единственного средства — богатства.

 

70


Приводится в некрологе одно из самых ранних стихотворений Некрасова:

 

Огни зажигались Вечерние,

Выл ветер и дождик мочил,

Когда из Полтавской губернии

Я в город столичный входил.

В руках была палка предлинная,

Котомка пустая на ней,

На плечах шубенка овчинная,

В кармане пятнадцать грошей.

Ни денег, ни званья, ни племени,

Мал ростом, по виду смешон.

Да сорок лет минуло времени,—

В кармане моем миллион.

 

Вот где суть «мрачной и мучительной половины жизни нашего поэта», предсказанная «им же самим, еще на заре дней его, в одном из самых первоначальных его стихотворений, набросанных кажется, — считает нужным добавить Достоевский, — еще до знакомства с Белинским».

«Миллион — вот демон Некрасова», присосавшийся еще к сердцу ребенка, очутившегося на петербургской мостовой. Здесь прежде всего чувство гордости: «Робкая и гордая молодая душа была поражена и уязвлена, покровителей искать не хотела, войти в соглашение с этой чуждой толпой людей не желала». И еще раз повторяется Достоевским мысль, углубляется и расширяется: это был «демон гордости, жажды самообеспечения, потребности оградиться от людей твердой стеной и независимо, спокойно смотреть на их злость, на их угрозы» (XII, 358—359).

И дальше: «Это была жажда мрачного, угрюмого, отъединенного самообеспечения, чтобы уже не зависеть ни от кого. Я думаю, что я не ошибаюсь, я припоминаю кое-что из самого первого моего знакомства с ним. По крайней мере мне так казалось всю потом жизнь». Жажда мрачного угрюмого отъединения, потребность оградиться от людей твердой стеной — так ответила на жизнь робкая и гордая молодая душа, пораженная и уязвленная детством своим и бесприютной своей юностью. «Не то чтобы неверие в людей закралось в сердце его так рано, но скорее скептическое и слишком раннее <...> чувство к ним. Пусть они не злы, пусть они

 

71


не так страшны, как об них говорят <...> но они, все, все-таки слабая и робкая дрянь, а потому и без злости погубят, чуть лишь дойдет до их интереса». Вот тогда-то именно, в самые ранние годы юности, и начались мечтания Некрасова, тогда же, на улице, может быть, и сложились стихи: «В кармане моем миллион».

А идея Подростка: «Моя идея это — стать Ротшильдом, стать так же богатым, как Ротшильд. Для чего, зачем, какие я именно преследую цели <...> Пусть знают, что ровно никакого-таки чувства «мести» нет в целях моей «идеи», ничего Байроновского — ни проклятия, ни жалоб сиротства, ни слез незаконнорожденности, ничего, ничего».

И дальше Подросток продолжает совершенно по молодому Некрасову, разумеется в интерпретации Достоевского: «Вся цель моей «идеи» — уединение, твердой стеной отгородиться и спокойно смотреть на их злость, на их угрозы»... «Не месть и не право протеста явилось началом моей «идеи»... Ведь люди вовсе не так злы и не так страшны, а только «слабая и робкая дрянь»... «С 12 лет, я думаю <...> я стал не любить людей. Не то, что не любить, а как-то стали они мне тяжелы. Я естественно искал уединения. К тому же я не находил ничего в обществе людей, как ни старался <...> Все мои товарищи, все до одного, оказывались ниже меня мыслями; я не помню ни единого исключения» (8, 86—95).

Или еще так: «Из трех родов подлецов на свете, просто подлецов, чистокровных подлецов, действительно злых и страшных мало»; большинство же именно «слабая и робкая дрянь», погубят без злости, чуть дойдет до их интереса, — это «или подлецы наивные, т.е. убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, или подлецы стыдящиеся, т.е. стыдящиеся собственной подлости, но при непременном намерении все-таки ее докончить».

И следующие черты Некрасова: угрюмость и скрытность. Подросток говорит о себе: «Я сумрачен. Я беспрерывно закрываюсь. <...> Я не вижу ни малейшей причины им делать добро, и совсем они не так прекрасны, чтобы о них так заботиться». Робкая и гордая молодая душа сознается: «Я, может быть, в тысячу раз больше люблю человечество, чем вы все, вместе взятые, и может быть, и буду делать добро людям, но мне нужно

 

72


прежде всего свободы и независимости от этих слабых, которые и без злости погубят, чуть-чуть дойдет до их интереса». Деньги — единственный путь к уединению, к этой свободе (8, 97—100).

В некрологе сказано про Некрасова: Но этот демон — «в кармане моем миллион» — идея отъединенного самообеспечения, чтобы оградиться от людей, спокойно смотреть на их злость, на угрозы, — все же был низкий демон. «Золото — грубость, насилие, деспотизм! Золото может казаться обеспечением именно той слабой и робкой толпе, которую Некрасов сам презирал. Неужели картины насилия и потом жажда сластолюбия и разврата могли ужиться в таком сердце?»

Этот же риторический вопрос ставит себе и Подросток: «Вы думаете, желал тогда могущества, чтоб непременно давить, мстить?» И отвечает: «в том-то и дело, что так непременно поступила бы ординарность. Мало того, я уверен, что тысячи талантов и умников, столь возвышающихся, если б вдруг навалить на них ротшильдские миллионы, тут же не выдержали бы и поступили бы как самая пошлая ординарность и давили бы пуще всех. Моя идея не там <...> Мне не деньги нужны <...> мне нужно <...> уединенное и спокойное сознание силы! <...> Свобода!» И такой же ответ на второй пункт — «жажду сластолюбия и разврата»: «Я знаю, что у меня может быть обед как ни у кого, и первый в свете повар, с меня довольно, что я это знаю. Я съем кусок хлеба и ветчины и буду сыт моим сознанием <...> Не я буду гоняться за женщинами, а они набегут, как вода, предлагая мне все, что может предложить женщина <...> Я буду ласков <...> может быть, дам им денег, но сам от них ничего не возьму».

Вариация на тему некрасовского демона контаминируется с демоном «Скупого рыцаря», бытовое оформляется в романтику: «Я еще в детстве выучил наизусть монолог Скупого рыцаря у Пушкина; выше этого, по идее, Пушкин ничего не производил!» (8, 100) «С меня довольно сего сознания» — вот чистый идеал «уединения от злой и робкой толпы, который вынесла в своих мечтах гордая молодая душа, угрюмая, одинокая, пораженная и уязвленная еще в детстве» (XII, 356—360).

В некрологе: «Неужели картины насилия и потом

 

73


жажда сластолюбия и разврата могли ужиться в таком сердце, в сердце человека, который сам мог бы воззвать к иному: «брось все, возьми посох свой и иди за мной» <...> Но демон осилил, и человек остался на месте и никуда не пошел».

Подросток в мечтах своих осиливает своего демона, берет посох свой и уходит, и бросает обществу, «этой слабой и робкой дряни», всё. Всё — не половину, «потому, что тогда бы вышла одна пошлость»: он стал бы тогда вдвое беднее, и больше ничего, — но именно все, все до копейки, потому что, «став нищим, я вдруг стал бы вдвое богаче Ротшильда!» (5, 101).

Но было у Некрасова, говорится дальше в некрологе, немало таких подавляющих фактов из текущей действительности, перед которыми слабели власть демона и проявлялась «гуманность», нежность этой «практичной» души. «Г. Суворин уже публиковал нечто, я уверен, что обнаружится много и еще добрых свидетельств, не может быть иначе» (XII, 359). Значит, «в кармане моем миллион» — это только некая мера самозащиты, жизненный принцип, как бы вовсе не вытекающий из основ его души, а навязанный, точно извне, окружающей действительностью.

А в «Подростке» иллюстрируется то же самое вставным эпизодом о девочке Риночке, на которую потрачено было больше половины капитала, скопленного для начала. И вывод такой: «Из истории с Риночкой выходило <...> что никакая «идея» не в силах увлечь (по крайней мере меня) до того, чтоб я не остановился вдруг перед каким-нибудь подавляющим фактом и не пожертвовал ему разом всем тем, что уже годами труда сделал для «идеи» (8, 107).

Я перебрал все черты психологического портрета Некрасова, так, как он дан в некрологе, и те черты портрета Подростка, какими он нарисован в пятой главе первой части романа, там, где Подросток рассказывает о своей «идее», и нахожу между ними известное совпадение.

Да, Некрасов для Достоевского мог быть фигурой в высшей степени Символической, самым полным, самым совершенным воплощением характера и стремлений новых людей, этих «случайных членов случайных семей, предоставленных всецело на свои собственные силы». Конечно, Некрасов, в том виде, в каком он дан в некро-

 

74


логе, нарисован слишком субъективно, краски крайне сгущены, черты деформированы до неузнаваемости. Но для нас важен здесь не доподлинный Некрасов, а такой, каким именно воспринимал его Достоевский, тоже «в высшей степени член случайного семейства», сын заурядного лекаря и внук священника. И себя мог видеть он в нем; подобно Некрасову и Подростку, тоже ведь мечтал в молодые годы о богатстве и независимости, тоже был одержим не меньше, чем они, их же демоном. Да и начал свой жизненный путь, как Некрасов, тоже «литературным пролетарием», с той же готовностью заниматься чем угодно: переводами, изданием сборников, газетной работой, корректурой — решительно всем, что только может принести какой-либо доход. И потом, всю жизнь пытался делать то же самое, что Некрасов, делал в размерах гораздо меньших, выходило обыкновенно неудачно. И соответственно, наверно, рисовались ему тогда в воображении некрасовские успехи: вот в ком, в чьей судьбе, в чьем материальном положении нашла полное свое осуществление его же, Достоевского, собственная мечта, его же демон.

Повторяем: только с этой стороны нас здесь и интересует личность Некрасова в восприятии Достоевского, только поэтому мы и остановились на его некрологе, в той его части, где Достоевский «судит» Некрасова не как поэта, а «как человека частного».

Великий поэт, народный поэт — «страстный к страданию народа» и к «народной правде», — такой Некрасов нам дорог и ценен. Таким, как мы видели, считал его и Достоевский.

 

 

2

 

Подросток дан пока только в уединенности своих мечтаний о богатстве, почти еще вне всякого участия в сюжете. «Подростку побольше роли», — последует вскоре авторская заметка. И начинается снова плетение фабулы, но — замечательно — уже без идеального атеиста, без Федора Федоровича: идеи его, как увидим дальше, частью перейдут и к Версилову, но уже в несколько иной эмоциональной окраске, частью, вместе с чертами характера, — к Васину, члену кружка долгушинцев. Опять появляется старый князь, однажды упомянутый лишь

 

75


вскользь, будущий старший Сокольский, и рядом с ним князь молодой, но уже не старинного рода — Голицын, а какой-то захудалый «князек», очевидно будущий Сергей Сокольский. Старинная княжеская фамилия останется: вместо Голицына — Долгорукий, но дана она будет страннику Макару, крестьянину, носителю идеи «благообразия» — «аристократу духа», а не «плоти». Мысль приблизительно та же, что у Льва Толстого: дворянин тот, кто, работая на земле, живет «по-божески». В окончательном тексте, как и в черновиках, эта мысль иллюстрируется тем, что старец Макар гордится своей княжеской фамилией, достоин носить ее. А Подросток, которому дано постичь «благообразие» старца лишь в конце романа — а пока он знает преимущественно «падения», «низости», — Подросток стыдится фамилии своей, намеренно подчеркивает низкое свое происхождение.

«Князек», а не князь: ему надо дать роль пошловатого фата, умственно и морально крайне ограниченного. Сюжетная связь его с центральными героями в этот момент обнаженно вульгарная, почти бульварного характера. Идет на первых порах еще прежняя линия: у старого князя молодая жена. У нее какие-то таинственные сношения с «хищным типом», но в то же время она еще влюблена в молодого князя, которому, по одной версии, отдалась мачеха, жена «хищного типа», по другой — его падчерица Лиза. И дальше, чтобы ввести Подростка и рядом с ним Ламберта — как символ «неодухотворенной материи», нравственной низости, — фабула так осложняется: в канцелярии старого князя служит Подросток; ему попало в руки какое-то письмо княгини, очевидно любовное, к молодому князю. Ламберт узнает об этом письме и хочет шантажировать княгиню; с ним соединяется не то сам «хищный тип», не то Подросток; оба хотят ее погубить: «хищный тип» — за то, что она его чем-то оскорбила, или из чувства ревности; Подросток — под влиянием своей идеи о богатстве — чтобы разделить с Ламбертом те 30000, которые она должна дать за найденное письмо. Но может быть еще и такой мотив: Подросток зол на нее за брата, хотя сам втайне, в грешных мечтах своих, уже пылает к ней неодолимой страстью.

Художник, очевидно, не боится этой бульварщины:

 

76


в свое время будут найдены средства к ее смягчению. А главное, каждое из действующих лиц будет настолько полно идейного смысла, что грубость сюжетной ткани сама собой перестанет ощущаться. В окончательной редакции, где использованы почти все эти мотивы, так оно и получается.

Внимание на время сосредоточивается на второстепенных персонажах, и прежде всего на образе старого князя, восходящего к образу, однажды уже выявленному в ранний период творчества Достоевского, в «Дядюшкином сне». Князь уже здесь сразу обрисован близко к печатному тексту с его основной смысловой функцией: пародировать всю сложность идеологических исканий «хищного типа». Это тот же прием контраста, который начинается уже в «Двойнике» (Голядкин-старший и Голядкин-младший), ясно виден в «Преступлении и наказании» (Раскольников и Лужин), в «Карамазовых» (Иван и Смердяков или Иван и черт),—старый романтический прием: глубина трагедийная воспринимается тем острее от сопоставления с плоским и пошлым самодовольством, если образы показаны на аналогичной психической или идейной основе. Уже здесь сказано, что старый князь несколько времени тому назад болел разжижением мозга, с тех пор он стал легкомыслен и остроумен, любит «бонмо». И вот он смеется над тем, что «хищный тип» так беспокоится о будущем земли: «Пусть летают их ледяные камни, его-то ведь не будет». Он «наслышался атеистов и стал атеистом» — издевается над «разлитым духом»: «Ну что же это, вода, что ли, такая?» и т.д.

Начинает сейчас несколько конкретизироваться и образ мачехи, жены «хищного типа». Образ становится глубже, идейнее: она все более и более приближается к образу матери Подростка в окончательном тексте: любит всех из сострадания, «вечная мать», «вечная жертвочка». Очевидно, ее-то идеальная сущность и обусловила здесь первоначальную попытку художника (от которой он сейчас же и откажется) представить «молодого князька» в таком свете: «молодой князек» — ее возлюбленный — не обыкновенный тип, а «простодушнейший и прелестно-обаятельный характер». Это был бы контраст томительной сложности противоречивой души «хищного типа». И в этом бы заключалась его притяга-

 

77


тельная сила. Задача должна была казаться тем более осуществимой, что в художественном прошлом Достоевского такой опыт уже был: в «Униженных и оскорбленных» возлюбленный Наташи Алеша Валковский, противостоящий угрюмой сложности Ивана Петровича. Но попытка эта показалась автору с самого начала сомнительной. «Победить эту трудность», — следует тут же авторская заметка. «Трудность» очень скоро представится непобедимой, и начнется работа над образом «князька» в сторону, совершенно противоположную тому, как он дан в окончательном тексте: вместо простодушия тупая ограниченность, характер не «прелестно-обаятельный», а мучительно-тяжелый. Но пока внимание сосредоточено не на нем.

Здесь нужно особенно отметить следующую запись: «Может быть, Лизу совсем не надо», то есть не надо в той роли, в которой она до сих пор появлялась: тринадцатилетней девочкой, соблазненной своим отчимом, «хищным типом». «Тогда ей 24 года и она с князем» — как и в окончательной редакции.

Запись эта о Лизе пока одинокая. Через несколько страниц мы снова будем иметь старую ситуацию в отношениях между нею и «хищным типом». Несмотря на всю сложность идеологических исканий «хищного типа»» переданных ему из поэмы «Атеизм», родство его, в плане сюжетном, с образом Ставрогина еще долго будет владеть художественным воображением автора, и в такой же мере — и тема ставрогинской «Исповеди». Но это момент все же какой-то поворотный: впервые заколебалась основа этой старой неиспользованной темы, и мысль получает некую свободу для новых сюжетных комбинаций. Продолжает в дальнейшем колебаться прежде всего возраст Лизы: временами она, как и Подросток, тоже «уже не дитя», а «появляется лишь неготовым человеком».

Возможен еще такой вариант: сюжетно, поскольку намечается ослабление ее связи с «хищным типом», не усилить ли ее связь с другим центральным героем, с Подростком? Лиза не то ненавидит Подростка, «дерется с ним», не то влюбляет его в себя и сама в него влюбляется, не то только играет с ним. По старой ситуации, в пределах темы ставрогинской «Исповеди», она для «хищного типа» — его «красный паучок», символ его раскаяния, его душевного переворота. В этом и смысл

 

78


ее роли. Теперь она может сыграть подобную роль в жизни Подростка. Перед самоубийством — держится все еще версия, что Лиза повесилась, — она оставляет письмо Подростку, в котором его одного «выбирает в исполнители своей последней воли». Это и послужило причиной нравственного его возрождения. «Значит, я способен на хорошее, если она одного меня выбрала в исполнители своей воли», — думает он.

А падал По


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.