Глава VI - Семь центров силы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава VI - Семь центров силы

2019-05-26 143
Глава VI - Семь центров силы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В предыдущей главе мы узнали, что, согласно восточному учению, жизненное, или эфирное, тело состоит из эфира и служит проводником праны, которая является жизненным принципом, энергетизирует материю и производит формы. Жизненное тело также воплощает чувствительный принцип природы под названием душа, или, вернее, жизненное тело является выражением и проводником души.

Главной характеристикой души является сознание. Душа как жизнь “находится в сердце”, а как рациональное духовное сознание “сидит на троне между бровями”. Рене Генон выражает это следующим образом:

“Стало быть то, что находится в жизненном центре, с физической точки зрения, это эфир; с психической точки зрения это ‘живая душа’, но так далеко мы не заглядываем за сферу реальных возможностей индивидуума; также, сверх всего прочего, с метафизической точки зрения, существует принципиальное, необусловленное ‘Я’. Поэтому оно воистину есть ‘Универсальный Дух’ (Атма), то есть в действительности Сам Брахма, ‘Верховный Правитель’; поэтому название этого центра Брахма-пура вполне оправдано. Но Брахма, который считается находящимся внутри человека (и можно соотносить его подобным же образом с любым состоянием бытия), называется Пуруша, поскольку Он пребывает или обитает в 110] индивидуальности... как в городе (пури-шайя), ибо пура, в своем точном, буквальном смысле, означает ‘город’”.[95]

Жизненная сила имеет семь главных точек контакта с физическим телом, которые называются семью центрами.

Эти семь силовых центров передают жизненную силу и являются агентами души. Они поддерживают телесное существование и вызывают его активность.

Дример в своей книге пишет:

“Что такое центры человека? Это отражения в соответствующих ядрах упадхи единого “Я”. Если изучать следствия оплодотворения материи Божественной Энергией, которые иногда именуются жизненными волнами, мы убедимся, что в результате проецирования “Я” в объективность, называемую материей, последней сообщаются некоторые качества, переходящие в так называемые таттвы. Каждая таттва получает для своей одушевленной жизни танматру, или долю Божественного сознания. Поэтому в каждой таттве Божественное сознание составляет центральную жизнь, тогда как идея сопротивления образует внешнюю стену”.

“Мы убедились, что “Я” благодаря способности к проявлению отражается в различных упадхи, создавая в них искусственные центры, являющиеся, так сказать, в одно и то же время и ядрами упадхи, и представителями “Я” на соответствующих планах”.[96]

Индийское название для силового центра — “чакра”. Местоположения семи центров силы (и их полные индийские названия) следующие, считая сверху:

 

111] 1. Головной центр — сахасрара чакра

2. Центр между бровями — аджна чакра

3. Горловой центр — вишуддха чакра

4. Сердечный центр — анахата чакра

5. Центр солнечного сплетения — манипура чакра

6. Сакральный, или половой, центр — свадхистхана чакра

7. Центр у основания позвоночника — муладхара чакра

 

Заметим, что четыре центра расположены над, а три — под диафрагмой.

Многое написано и многое можно рассказать об этих силовых центрах, или чакрах. В качестве вводной информации можно сказать следующее:

Силовые центры доносят праническую энергию до каждой части тела и тесно связаны с троичной нервной системой: спинно-мозговой, симпатической и периферийной.

Из силовых центров жизненная, или праническая, энергия распределяется по тонким линиям. Эти линии называются “нади” и тесно связаны с нервами и в то же время с артериями; они, очевидно, лежат в основании телесной нервной системы. В книге “Человек и его становление” читаем:

“Что касается нади, или артерий тонкой формы, их нельзя путать с телесными артериями, по которым циркулирует кровь; физиологически они ближе к ответвлению нервной системы, поскольку 112] выразительно описываются как светящиеся. Но как огонь определенным образом поляризуется на теплоту и свет, так и тонкое состояние связано с телесным состоянием двумя разными, дополняющими друг друга способами: кровью, представляющей качество тепла, и нервной системой, представляющей качество света. Однако следует ясно понять, что между нади и нервами имеется всего лишь соответствие, а не тождество, так как первые не телесны, и что мы имеем дело, в действительности, с двумя различными сферами в составной индивидуальности. Аналогично, когда постулируется связь между функцией этих нади и дыханием, поскольку она важна для поддержания жизни и воистину соответствует принципиальной жизненной активности, из этого совершенно нельзя заключать, что они могут считаться чем-то вроде каналов, по которым циркулирует воздух; нельзя путать “жизненное дыхание” (прану), то есть тонкое проявление, с телесным элементом.

Утверждают, что общее число нади составляет семьдесят две тысячи; по другим текстам их должно быть семьсот двадцать миллионов; однако разница здесь более кажущаяся, чем реальная, поскольку, как всегда в таких случаях, данные цифры следует воспринимать символически, а не буквально”.[97]

Рама Прасад, который употребляет индийское слово “лотос” для обозначения чакры, или силового центра, дает интересный комментарий по этому поводу:

“Нервные сплетения современных анатомов совпадают с этими центрами. Из вышесказанного кажется, что центры образованы кровеносными сосудами. Но единственная разница между нервами и кровеносными сосудами состоит в том, что одни — 113] проводники позитивной, а вторые — проводники негативной праны. Нервы это позитивная, а кровеносные сосуды — негативная системы тела. Где есть нервы, там есть соответствующие кровеносные сосуды. И те, и другие неразборчиво называются Нади. У одних центром является лотос Сердца, у других — тысячелепестковый лотос мозга. Система кровеносных сосудов — точная копия нервной системы и в действительности только ее тень. Подобно сердцу, мозг делится на верхнюю и нижнюю части: головной мозг и мозжечок, а также на правую и левую части”.[98]

Силовые центры расположены вдоль позвоночного столба и в голове. Артур Авалон пишет:

“Описание Чакр включает, во-первых, сведения из западной анатомии и физиологии центральной и симпатической нервных систем; во-вторых, данные о тантрической нервной системе и Чакрах; наконец, возможные аналогии между обеими системами с анатомической и физиологической точек зрения; остальное — общие положения Тантрического Оккультизма.

Тантрическая теория о Чакрах и Сахасраре рассматривает, с физиологической стороны, центральную нервную систему, включая мозг внутри черепа и спинной мозг внутри позвоночного столба (Меруданда). Надо отметить, что, подобно пяти нижеописанным Центрам (Чакрам), сам позвоночный столб разделен на пять отделов; это, начиная снизу, копчиковый отдел, состоящий из четырех несовершенных позвонков, часто соединенных в одну кость, называемую копчиковая; крестцовый отдел, состоящий из пяти позвонков, соединенных вместе в единую 114] крестцовую кость; поясничный отдел или поясница, состоящая из пяти позвонков; грудной отдел, состоящий из двенадцати позвонков; и шейный отдел или область шеи из семи позвонков. Сегменты спинного мозга исполняют разные функции в разных отделах. Грубо говоря, они соответствуют областям, находящимся под контролем центров или Чакр, называемых Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата и Вишуддха.[99] Центральная система связана с периферической тридцатью одной парой спинномозговых и двенадцатью парами черепных нервов, которые являются афферентными и эфферентными, или чувствительными и двигательными, вызывающими ощущения или стимулирующими действия. Из черепных нервов последние шесть выходят из продолговатого мозга, а первые шесть, за исключением обонятельного тракта и зрительного нерва, из частей мозга точно перед продолговатым мозгом. Писатели школ Йоги и Тантры употребляют термин “Нади” вместо “нервы”. Они подразумевают черепные нервы, когда говорят о Ширас, никогда не обозначая этим термином артерии, как это делается в медицинской литературе. Однако надо отметить, что Нади Йогов — не обычные материальные нервы, но тонкие линии, по которым идут жизненные силы. Спинномозговые нервы, выходя из межпозвонковых отверстий, сообщаются с ганглиями симпатической нервной системы по обеим сторонам позвоночного столба. Спинной мозг человека начинается с первого шейного позвонка под мозжечком, переходящим в продолговатый мозг и в конце концов в четвертый желудочек мозга, и доходит до второго поясничного позвонка, где переходит в конус, от которого вниз отходит концевая нить”.[100]

115] Так как предыдущая цитата относится к Тантрической системе, то отметим, что речь идет об индийской системе контроля над энергиями, безопасной только для тех, кому в высшей степени присуща чистота жизни и помыслов. Некоторые деградировавшие системы и школы, как на Востоке, так и на Западе, обучающие так называемой Тантрической практике, заслуживают самого сурового осуждения.

Эти силовые центры не только расположены вдоль позвоночного столба и в голове, как мы показали, но связаны друг с другом через посредство позвоночного столба; это слишком сложная связь, чтобы в нее здесь вдаваться.

Из семи центров два расположены в голове и пять в позвоночном столбе. Два центра в голове имеют прямое отношение к умственным способностям и движению. Центр сахасрара (головной центр), называемый обычно тысячелепестковым лотосом, является воплощением духовной энергии, проявляющейся как Воля, как абстрактный, или духовный, ум и как интуиция. Центр аджна, или центр между бровями, имеет отношение к низшему уму и психической природе того интегрального организма, который мы называем человеком, личностью.

Пять центров позвоночного столба связаны с различными видами активности организма, когда человек демонстрирует свои животный инстинкт, эмоциональные реакции и жизненное намерение. Они в основном управляются силой, втекающей и истекающей из головных центров.

В “Змеиной силе” утверждается, что:

116] “Центры влияют не только на мускулы, задействованные в движениях, но и на иннервацию сосудистой системы, секреции и тому подобные функции, за которые отвечают свои непосредственные центры в спинном мозге. Однако считается, что мозговые центры контролируют эти функции только в связи с проявлением воли, чувств и эмоций, тогда как спинные центры и симпатическая система образуют механизм бессознательной адаптации, в соответствии с различными стимулами, необходимыми для непрерывного существования организма. Опять-таки, продолговатый мозг является как путем сообщения между высшими центрами и периферией, так и независимым центром, регулирующим наиболее важные функции в системе. Следует отметить, что нервные волокна, проводящие двигательные импульсы от головного мозга к спинному, ниже продолговатого мозга сразу же переходят на противоположную сторону, — факт, который отмечен в Тантрах в описании Мукта Тривенти. Последняя связана многочисленными афферентными и эфферентными трактами с мозжечком и ганглиями головного мозга. Выше мозжечка находятся полушария головного мозга, активность которых обычно ассоциируется с сознательной волей, мышлением и происхождением произвольных движений. Однако понятие “Сознание”, которое является предметом психологии, нельзя смешивать с физиологической функцией. Не существует органа сознания, потому как “Сознание” не имеет отношения к органической материи и ничего общего не имеет с физиологической функцией энергии, чью внутреннюю сторону она представляет. Сознание в себе есть Атма. Как ум, так и тело, чьей частью является мозг, суть несовершенные или завуалированные выражения Сознания, которое в теле настолько завуалировано, 117] что кажется бессознательностью. Живой мозг состоит из грубой чувствительной материи (Махабхута), насыщенной Праной. Эта материя образует пригодный проводник для выражения сознания в виде ума (Антахкарана). Так как сознание не является собственностью тела, оно также не является функцией мозга. Тот факт, что ментальное сознание расстраивается или пропадает при поражении мозга, доказывает, что последний является выражением именно такого сознания и что сознание не присуще только мозгу или является его собственностью. По обеим сторонам позвоночного столба проходят два ряда ганглий, связанных с нервными волокнами, — они называются симпатическими стволами (Ида и Пингала), простирающимися от основания черепа до копчика. Они сообщаются со спинным мозгом. Заслуживает внимания, что в грудном и поясничном отделах имеются ганглии каждого ряда, которые с большой регулярностью сообщаются с каждым спинномозговым нервом, а в шейном отделе многие из них, похоже, отсутствуют; и что очень толстые нервные сплетения находятся в областях сердца, желудка и легких, областях, управляемых соответственно Анахатой, Манипурой и Вишуддхой, — тремя верхними из пяти Чакр, описанных ниже. От симпатических стволов по обеим сторонам отходят нервные волокна в брюшную полость и грудную клетку. Их них также исходят нервы, переходящие в спинномозговые нервы, и другие, которые переходят в некоторые черепные нервы; они, таким образом, иннервируют кровеносные сосуды конечностей, туловища и других частей, которые насыщены спинномозговыми и черепными нервами. Симпатические нервы переносят главным образом импульсы, которые управляют мышечной тканью внутренностей и мышечным покровом малых артерий различных тканей. Именно симпатическая нервная система поддерживает тонус 118] кровеносных сосудов благодаря действию вазомоторного центра в спинном мозге. Однако симпатическая нервная система получает импульсы из центральной нервной системы; они не возникают в ней самой. Импульсы исходят из спинного мозга через передние корешки спинномозговых нервов и проходят через короткие ответвления в симпатические стволы. Симпатическая нервная система регулирует сердечную деятельность, работу органов пищеварительного тракта и процесс дыхания.

Топографическая анатомия центральной нервной системы чрезвычайно сложна, и то, что происходит в сплетениях волокон и клеток, даже сейчас мало известно. Поэтому считается, что при описании физиологии центральной нервной системы мы можем лишь проследить пути, по которым импульсы могут проходить между разными частями системы, и из анатомических наблюдений выяснить, с большей или меньшей вероятностью, природу физиологических связей, наличествующих между разными частями тела. Однако в общем могут быть причины предполагать существование нервных центров в центральной нервной системе, связанных со специальными механизмами: чувствительными, выделительными и двигательными, и что центры, такой как исполняющий конкретное физиологическое действие сакрально-спинальный центр, существуют в определенной части спинного мозга. Тонкие аспекты этих центров, как выражения сознания (Чайтанья) в различных формах Майя Шакти, называются здесь Чакрами. Последние связаны через промежуточные проводники с грубыми органами воспроизведения, мочевыделительной системы, пищеварения, сердечной деятельности и дыхания, которые непосредственно соотносятся с Чакрами Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата и Вишуддха соответственно, также как тракты осуществляют специальную, пусть и не исключительную связь 119] с различными процессами восприятия, волеизъявления и мышления”.[101]

Центры характеризуются разной активностью согласно эволюционному статусу индивидуума. У некоторых людей определенные центры “пробуждены”, а у других те же центры могут быть относительно неподвижными. У кого-то активен и доминирует центр солнечного сплетения, у других — сердечный, у третьих — горловой. Пока у очень немногих активен головной центр. Вообще говоря, у дикарей и малоразвитых людей три центра под диафрагмой: центр у основания позвоночника, сакральный центр и центр солнечного сплетения, являются живыми и доминирующими, а центры над диафрагмой “дремлют”. У средних людей горловой центр начинает заявлять о себе, а головной и сердечный центры еще дремлют. У высокоразвитых человеческих существ, лидеров расы, философов и ученых с развитой интуицией, у великих святых как головной, так и сердечный центры являют свои вибрации; причем приоритет головного или сердечного определяется типом и качеством эмоционального и ментального сознания.

Итак, в соответствии с развитием человека силовые центры оживают и доминируют, демонстрируя разные виды активности,. Центры под диафрагмой управляют физической жизнью материальной формы и животной психической жизнью как 120] человека, так и животного. Центры над диафрагмой связаны с интеллектуальной и духовной жизнью и обусловливают такую активность, когда человек демонстрирует, что его статус отличен и выше статуса животного и что он восходит по лестнице эволюции.

Таково вкратце учение Востока о семи центрах силы, или чакрах. Сравнивая восточную доктрину семи центров с западной доктриной желез, мы прежде всего сталкиваемся с поразительным фактом их местоположения. Семь центров силы находятся в тех же местах, где и железы, и каждый центр силы вполне может быть (а согласно индийскому учению и является) источником могущества и жизни для соответствующей железы. Следующая сравнительная таблица это показывает:

 

Второй факт, даже более поразительный, чем первый, состоит в том, что пробужденные силовые центры соответствуют железам, чьи функции известны и 121] чьи секреции, или гормоны, открыты. Центры же, которые дремлют или пробуждаются у продвинутых членов расы, соответствуют железам, чьи функции относительно неизвестны и чьи секреции в основном еще не выделены. Например, д-р Берман утверждает, что секреция шишковидной железы, одна из двух секреций гипофиза и секреция вилочковой железы неизвестны, также как и секреция коры надпочечников. Они соответствуют дремлющим или пробуждающимся сердечному центру, горловому центру, центру в голове и центру у основания позвоночника.

Является ли это лишь интересным совпадением? Не стоим ли мы перед фактом, что в каждом случае железы с неоткрытыми гормонами соответствуют центрам, которые дремлют и еще не пробуждены у средних людей?

Я убеждена, что в конце концов будет установлено, что железы рождены энергией центров, так как центры, пробужденные и функционирующие у средних людей, похоже, связаны с железами, чьи секреции выделены, и их действие на кровеносную систему известно, тогда как центры, которые еще дремлют и неразвиты, похоже, связаны с железами, чьи секреции известны лишь частично или совсем не известны. Это в любом случае требует осмысления.

Западные психологи всегда правы, утверждая, что человек есть то, чем делают его железы, 122] и что мы не лучше и не хуже, чем наша конкретная эндокринная система. Однако дело может быть в том, что верной оказывается восточная теория о силовых центрах. Состояние желез, их чрезмерная активность или недоразвитость, их правильное или неправильное функционирование могут определяться состоянием этих центров. Железы – это только внешние символы, видимый, материальный аспект намного более объемлющей и сложной системы. Они определяются характером жизни души, которая действует через них, и души, которая доминирует и управляет всем.

Состояние центров, таким образом, зависит от типа и качества душевной силы, вибрирующей через них. У неразвитого человека активна только жизненная сила, прана. Она питает животную жизнь и вовлекает низшие центры (центр у основания позвоночника и сакральный центр) в активность. Позднее, с развитием человека, постепенно заявляет о себе сознание, аспект души, и активизирует центр солнечного сплетения. Этот центр является местом низшей психической чувственной жизни как у человека, так и у животного, и часто считается инстинктивным мозгом. Бхагаван Дас учит, что:

 

“Достойно внимания, что в санскритской литературе пупок зачастую трактуется как более центральный и даже более важный для организма орган, чем сердце. Доказательства значимости сердца предостаточно, это верно,..., но, вероятно, физиологически “пупок” был более жизненно важным органом на ранних стадиях 123] эволюции, и даже на нынешней стадии в большей степени доминирует собственно желание, нежели сердце, которое можно полагать ответственным за действия, вызываемые желанием”. {Дас, Бхагаван, “Наука священного слова”, т.1, с.82, сноска.}

 

Кроме того, в следующем абзаце он цитирует г-жу Безант:

 

“‘Пупок’ представляет солнечное сплетение, наверно самое важное сплетение симпатической нервной системы; оно управляет пищеварительным трактом и связано с печенью, селезенкой, желудком, также как и с органами воспроизведения. Оно не отделено ни от легких, ни от сердца. Его можно считать мозгом симпатической нервной системы, который с опасной быстротой реагирует на мысль; недолжная концентрация на нем способна привести к неизлечимым формам нервных заболеваний. Эмоции приводят солнечное сплетение в сильное возбуждение, и следствием эмоционального шока часто является ощущение тошноты”. {Дас, Бхагаван, “Наука священного слова”, т.1, с.83.}

 

Человек функционирует сегодня в основном через посредство этих трех центров. Силы тела питают и стимулируют половую жизнь через половые органы; они создают побуждение к бою и развитию через надпочечники, железы борьбы и боя; они управляют психической инстинктивной жизнью через солнечное сплетение. Так личностный человек мобилизуется и становится сознательным чувствительным человеческим существом. По мере его эволюции “я”, или душа, становится все более и более активной 124] и доминирует в человеке, в его телесном существовании, и мало-помалу все части эфирной структуры оживают. Постепенно высшие центры повышают свою активность, и акцент протекающей через тело силы смещается к центрам над диафрагмой. Горловой центр пробуждается и становится органом творческой работы; сердечный центр оживает, и человек становится осведомленным о своих душевных отношениях, своей групповой ответственности и включающем характере жизни-души. Наконец, пробуждаются головные центры, и другой ряд восприятий входит в его сознание. Он получает осведомленность о себе как о душе, становится интегрированным как личность, а еще позднее обретает осведомленность о мире духа, божественной жизни, невидимом мире духов и том “облаке свидетелей”, которое подтверждает реальность жизни души.

Одна из задач человеческой эволюции состоит в достижении всего этого. Центр у основания позвоночника, сердечный и головной центры должны прийти в полную функциональную активность и в результате слияния энергии, скрытой в самой материи и запасенной в центре у основания позвоночника, энергии души, чье место в сердце, и энергии духа, центрированной в голове, привести человеческое существо к наивысшей точке совершенства. Через такое сплавление энергий человек становится активным выражением Бога; его дух, душа и тело соединены так, что тело действительно является проводником души, а душа действительно является выражением воли и цели духа.

125] Что сказал Христос, будучи на земле? “Видевший Меня, видел Отца” (Иоанна 14.9). Еще Он сказал: “верующий в Меня, дела, которые творю я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду” (Иоанна 14.12). Он был воплощенной в теле Душой, раскрывающей Отца, Дух, и через механизм тела демонстрирующей способности души, проявление которых, как полагают индусы, вызывается пробуждением центров; эти способности они перечисляют следующим образом:

1. Анима... способность проникать во все тела и возвращать умершего к жизни. Христос мог проходить невидимым в комнаты и воскрешать мертвого (Луки 24.36, Марка 16.14, Иоанна 20.19, Иоанна 11).

2. Махима... способность включать в себя, или увеличиваться, или охватывать вселенную. Христос знал всё (Матф. 12.25, Иоанна 2.24, Иоанна 6.64).

3. Лагхима... способность делать себя легким, так что можно плавать по воздуху или ходить по воде. Христос ходил по воде (Матф. 14.25,26; Марка 6.48).

4. Гарима... способность делать себя тяжелым. В христианском Писании нет упоминания о том, как Христос проявлял эту способность.

5. Прапти... предсказание событий (Христос предсказал свое распятие, Матф. 26.2, Луки 24.7), способность исцелять болезни (Христос исцелил сотни людей, — Матф. 12.15, 14.15), способности 126] ясновидения и яснослышания (Христос был как ясновидящим, — Иоанна 1.48, так и яснослышащим, — Иоанна 12.29).

6. Пракамега... способность сохранять тела. Христос явился Своим ученикам после смерти в том же теле, по-видимому, чтобы они Его узнали (Иоанна 20.20-27).

7. Виситван... способность к самоконтролю, способность контролировать животных и людей. Все это Христос демонстрировал, включая контроль над одержимыми демонами и над свиньями, которые бросились в море (Матф. 8, Марка 5, Марка 9).

8. Ишатван... способность властвовать над всем. Она постоянно приписывается Христу и доказывается тем, что Он сидит одесную Отца.

А разве обладание этими способностями и исполнение пророчества Христа о том, что мы сможем все это делать, так уж противоречит тому, что на Западе называется здравым смыслом? Радио – это передача звуковых волн, которые мы подбираем и усиливаем, но ведь, в конце концов, мы всего лишь усиливаем звуковые волны, которые в своей изначальной тонкой форме в нас проникают. И что может быть естественней, если человек, сконструировавший механические усилители, сам станет настолько чувствительным, чтобы без посторонней помощи улавливать звуковые волны и получить право именоваться яснослышащим? А передача мыслей (которую даже самые большие скептики должны признавать) не есть ли не что иное, как особый вид радиотрансляции? То же и с другими “чудесами”, — разве материальный мир 127] не контролируется тонкими силами и способностями и разве не может человек в свое время действовать в более тонкой сфере и тем самым добиться власти над физическим и материальным?

В том и состоит многовековая вера Индии, что через развитие души и духа, через пробуждение всех центров человек достигает своей зрелости и своей славы.

 

 

128]

 

Глава VII - Заключение

 

Мы рассмотрели в книге две системы психологии: восточную и западную. Сопоставив их, мы получили полную картину человека как живой души, функционирующей через определенный механизм. Часто последнего — эфирное тело со своими центрами — есть тонкая, невидимая, неподвластная нашим чувствам часть, другая находится в плотной физической сфере. Это эндокринные железы и нервная система, которые управляют остальным плотным физическим проявлением. Обе части, как мы полагаем, составляют единое целое.

Душа — это всегда великая реальность, выражение единой жизни в виде эфирного и плотного тел. Именно сила души, воздействующая на эфирное тело и функционирующая через него, развивает специальные центры этого тела и, в свою очередь, влияет на плотное физическое.

Самый серьезный вопрос, который стоит перед западным умом, это как добиться большей работоспособности. Человек, душа, ограничен в своей работоспособности состоянием своего инструмента. Если железы, нервная система и эфирное тело со своими центрами не урегулированы и не функционируют должным образом, человек, душа, должен их исправить или исцелить. И только то, что человек является, 129] по сути, живой душой, дает нам право заключить, что его железы не функционируют, как надо, а изучать их, улучшать и совершенствовать их работу — это уже второе дело.

Воздействие прямо на железы и нервные центры посредством лекарств и иных средств есть работа восстановления, эффективность которой ограничена наивысшим состоянием конкретных желез и нервных центров, первоначально сформированных человеком. То же относится даже в еще большей степени к центрам эфирного тела, на которые можно воздействовать некоторыми восточными практиками дыхания, мантр и поз. Такие практики исключительно опасны и действительно часто приводят к безумию. Можно надеяться, что в конце концов у нас будет достаточно знания и опыта, чтобы разумно воздействовать непосредственно на центры и таким образом более эффективно контролировать нервы и железы физического тела.

Три теории возникают в результате нашего исследования, образуя три гипотезы о человеке, как организме, демонстрирующем жизнь, самосознание и осмысленную цель.

Первая: Каковы железы и нервная система человека, таков и он. Его темперамент, природные качества и разумное использование своего жизненного опыта и своего окружения определяются его эндокринной системой. Так утверждают на Западе.

Вторая: Каковы центры человека, таков и он. Пассивность или активность некоторых фокусов энергии в человеческом эфирном теле определяют характер человека, его способ выражения, тип, а 130] также срок пребывания в теле. Его активность на физическом плане зависит только от качеств силы, протекающей через его центры. Так утверждают на Востоке.

Третья: Состояние желез и нервов, также как и центров, зависит от того, осуществляет ли душа контроль.

Можно возразить, что мы добились лишь того, что снова вернули весь этот предмет в сферу невидимого и недоказуемого. Но так ли это? Разве многие факторы, признанные сейчас реальными, не возникли из спекуляций и расплывчатых гипотез прошлых веков? Разве то, что считалось недоказуемым в прошлом, не было доказано и продемонстрировано в нашем веке? Разве нельзя применить такой способ, использовать такой метод, который со временем — предоставляя массу прямых доступных свидетельств — поможет нам получить более ясное представление о факторах, в настоящее время столь непонятных для нас?

Запад, как мы убедились, идет вперед, накапливая факты о структуре. Механизм человека определяется его эндокринной системой плюс нервной системой, аппаратом отклика. Можем ли мы подойти к нашему предмету с этой точки зрения и, воздействуя на человеческие железы, усовершенствовать человеческое тело и так в конце концов вывести человека к полному свету души? Можно ли раскрыть божественность физическими средствами? Или, соглашаясь с восточным положением о том, что центры — это средства выражения души, ответственные 131] за формирование тела и контроль над ним через нервную систему и железы, можем ли мы исследовать и применять явно опасный метод и воздействовать непосредственно на центры и через них?

Существует ли третий путь, на котором мы можем избежать чисто физического подхода, а также опасности преждевременного пробуждения центров? Нельзя ли найти такое решение и метод, который позволил бы душе полностью использовать свой инструмент, и добиться того совершенного взаимодействия между душой и телом, которое, как считают, определяется правильной активностью центров?

Есть способ, посредством которого человек может удостовериться в том, что он действительно душа и потому способен контролировать свой инструмент выражения, троичную низшую природу, совокупность психических и ментальных состояний. При помощи этого метода можно соединить мудрость Востока и знание Запада, так чтобы лучшие аспекты каждой системы могли быть доступны роду человеческому в целом.

Оценивая возможность открытия своей души, человек должен быть готовым принимать гипотезы, так как гипотезы всегда были отправной точкой для знания. Итак, принимаем в качестве рабочей гипотезы, что человек — это душа, обладающая телом, и что существует соединяющий обоих посредник в виде энергетического тела.

132] Тех, кто стремился убедиться в существовании души и ее энергетического аппарата, можно разделить на две группы. Есть мистики, которые практикуют устремление и эмоции, плюс физические средства, и есть те, кто отличается более ментальным подходом и привлекает интеллект и ум, чтобы прийти к духовному знанию. Все эти знающие Бога используют различные терминологии, но для нашей цели неважно, называют ли они душу “я”, Возлюбленным, Единым, Богом или Христом. Мистик бичует и сурово обращается со своим телом, практикуя пост и чрезмерную дисциплину. Так он ослабляет плотские наклонности. К ним добавляется сильная преданность Возлюбленному и жажда стяжать Видение. По прошествии многих лет усердных упражнений он находит то, к чему стремился, и соединяется с Возлюбленным.

Вторая группа использует разум и практикует контроль над умом, плюс жесткий контроль над эмоциональной и физической природой. Благодаря целенаправленным поискам они тоже находят реальность и входят в широкое сознание вечного плана, достигая соединения с Универсальной Душой.

Обе группы свидетельствуют истину существования Души, но, будучи ограниченным их специфической направленностью и методом, их свидетельство односторонне. Одни слишком большие визионеры, мистичны и эмоциональны; другие слишком академичны, интеллектуальны и углублены в выстраивание форм. Сейчас благодаря широкому распространению человеческого 133] знания и тесному общению между умами через литературу, устное слово и путешествия пришло время, когда впервые стало возможно слияние, и на основании выводов философов и святых прошлого в обоих полушариях мы должны быть способны выработать систему, метод духовного достижения для наших дней и нашего поколения.

Поэтому пора практически предпринимать некоторые начальные шаги, которые можно перечислить следующим образом:

(а) Здоровый уход за физическим телом с привлечением знания Запада, делая особый упор на профилактическую медицине и общее здоровье эндокринной системы.

(б) Интеллектуальное понимание и приложение основных данных современной психологии и здравого психоанализа и, тем самым, накопление знания о механизме, ментальном, эмоциональном и физическом, через который душа ищет выражения.

(в) Признание того, что, как физическое тело является автоматом, откликающимся на желания и эмоциональную природу и контролируемым ими, так и эмоциональные состояния сознания (во всем диапазоне от любви к пище до любви к Богу) могут контролироваться размышляющим умом.

(г) В результате всего этого последует изучение законов ума; тем самым отношения между умом и мозгом могут осмысливаться и использоваться.

134] После того, как эти четыре пункта осмыслены и влияние сказанного на личность человека очевидно, налицо интегрированный координированный организм; тогда можно считать, что структура готова подчиняться контролю души. При этом надо понимать, что описанные стадии осуществляются не последовательно, но одновременно. Также очевидно, что совершенное интеллектуальное знание души и мира, который эта душа открывает, может прийти только к человеку, у которого есть эта оснащенность. Чувство Бога, восприятие истины и красоты и касание мистического в и дения всегда возможны для тех, чей сердечный центр пробужден и функционирует. Любящие Бога существовали во все века; они чувствуют, ощущают, любят и восторгаются, но связь между душой, умом и мозгом отсутствует. Если же к этой мистической оснащенности добавляется интеллектуальная, тогда сердечный центр пробужден, шишковидная железа не находится в атрофированном состоянии и, как известно, становится местом души и направляющей духовной воли. Если оба эти центра пробуждены, налицо великие выдающиеся духовные личности, обладающие преданными сердцем и мозгом и оставляющие свой след в мировой мысли. До сих пор путь мистика был путем большинства, а путь интеллекта был для немногих. Но раса сейчас на такой стадии, когда, основывая свои гипотезы на мистических переживаниях многих людей, она может двигаться вперед от чувствования и восторженности — к знанию, от любви Бога — к знанию Бога.

135] Это произойдет, когда мудрость Востока добавится к знанию Запада и техника науки души будет освое


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.