Психолого – педагогическое сопровождение детского отдыха — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Психолого – педагогическое сопровождение детского отдыха

2019-05-26 275
Психолого – педагогическое сопровождение детского отдыха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическое сопровождение развития культуры субъектов образовательного процесса подразумевает внедрение человековедческих дисциплин, повышение психоло­гической грамотности и компетентности педагогов и родителей, развитие системы взаимоотношений между детьми, их родителями и учителями. Важным направлени­ем в работе психологов является участие их в организации летнего отдыха учащихся. Психологи активно использует ресурсы летнего отдыха на природе в целях обеспечения психологического здоровья воспитанников, летом в школах работают кружки юных психологов, проводятся психологические игры, тренинги, другие мероприятия.

Цель такой работы обеспечение полноценного психического и личностного развития каждого ребенка. Включение в личностную сферу - это особый вид содержания образования. В широком смысле слова со­держание образования - это различные виды опыта, ко­торый надлежит освоить человеку: знаниевый, операциональный, творческий, социальный и др. Опыт дейс­твовать и проявлять себя как личность тоже должен войти в содержание образо­вания (а не быть «побочным продуктом» педагогической деятельности). Этот опыт су­ществует как переживание, которое надо отрефлексиро­вать, смыслить, сделать из него вывод. Такой вид содер­жания образования не может возникнуть вне личности ре­бенка и быть задан для всех одинаковым образом, об­рести для всех одинаковый смысл.

Основные психологичес­кие условия эффективной деятельности психолога, ра­ботающего в детском оздоро­вительном лагере:

• реализация возможнос­тей каждого возраста, с учетом индивидуальных особенностей;

• развитие индивидуаль­ных интересов, склонностей, способностей;

• создание благоприятно­го психологического клима­та в коллективе.

Для того чтобы все это срабатывало эффективно, необходимо включаться в рабо­ту во все периоды подготовки и завершения разработки программы детского оздоровительного лагеря. К ос­новным видам деятельности в лагере можно отнести сле­дующие направления:

1) консультирование индивидуальное и групповое;

2) диагностика, прово­димая в целях констатации и изменения в процессе реа­лизации программы.

На первом этапе смены организационного периода происходит адаптация детей к условиям детского коллек­тива. Нам необходимо знать, с каким багажом познавательной и социальной актив­ности, с какими ценностны­ми ориентациями и нормами прибыл к нам каждый ребе­нок. Кроме того, необходимо знать уровни эмоциональной устойчивости, тревожнос­ти, агрессии, которые могут проявиться у ребенка и на этапе адаптации, и на других этапах, даже за тот короткий промежуток времени, который он находится в детском оздоровительном лагере.

Сама процедура диагнос­тики носит кратковременный характер и включена в те ви­ды деятельности, которыми заняты дети. Диагностичес­кий блок позволяет исследо­вать динамику социального и личностного развития ребенка, осмыслить условия и факты этого роста, обеспе­чить корректировку и подде­ржку общения и взаимодействия подростков как ведуще­го средства реализации идей групповой деятельности (социо­метрия, выявление коммуникативных и организаторских способ­ностей у детей).

Результаты диагностики служат для ориентира в де­ятельности педагогическо­го состава на начало смены и подведение ее итогов. Любой результат обозначает на­личие проблем, касающихся психологического и соци­ального развития детей. Это и предоставляет возмож­ность внесения корректив в деятельность педагога, во­жатого. В процессе работы вожатского отряда с психо­логом были решены такие задачи, как формирование способностей студентов к са­моразвитию, самопознанию, самоосознанию, самореали­зации. Были сформированы умения принимать другого человека таким, какой он есть, со всеми его проблема­ми и недостатками.

Другое направление де­ятельности психолога в ла­гере – психопрофилакти­ческая работа. Главная ее цель - предупреждение воз­можных проблем, которые могут возникнуть в будущем. Поэтому в процессе подготов­ки вожатых идет блок лекций по возрастной психологии: вожатые должны очень четко понимать, для какого возрас­та характерны те или иные особенности развития позна­вательных процессов. В соот­ветствии с ними мы предла­гаем и формы деятельности. Кроме того, в каждом возрасте идет процесс формирова­ния личности, возможны его кризисные периоды. В этот период необходимо сделать так, чтобы младшему школьнику, подростку или юноше было достаточно комфортно в условиях лагеря.

Важным всегда остается обеспечение баланса между различными видами деятель­ности, формами работы, тех­нологиями педагогического воздействия. Эти проблемы могут вызвать перенапряже­ние, эмоциональную неустойчивость. Не менее серьезной проблемой является и учет специфических особенностей контингента. Так, возможно объединение детей успешно социализируемых и дезадаптивных. В слож­ных ситуациях общения необходима консультативная помощь и детям, и взрослым, работающих с ними. Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями; не кон­тролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью; переживание супружеских разладов в родительских от­ношениях и т.д.). Социаль­ная дезадаптация проявляет­ся в нарушении норм морали и права, в асоциальных фор­мах поведения и деформации системы внутренней регуля­ции, референтных и ценностных ориентацией, социальных установок.

 Психологом проводятся коррекционные и развивающие занятия:

- индивидуальные

- групповые (тренинги)

Тренинг - это интенсивное обучение, базирующееся на личном практическом опыте участников. В психологическом тренинге используются проблемные ситуации из реальной жизни участников, которые проигрываются и анализируются группой в рамках психологии отношений и развития личности.

Тренинги личностного роста используют различные методы практической психологии. Тренинги личностного роста позволяют выявить особенности и характеристики личности, факторы развития личности, стили общения и поведения, различные «комплексы» индивида.

Индивидуальная психологическая помощь подразумевает посещение психолога с целью получить совет и консультацию психолога по поводу существующей у вас ситуации, в которой вы уже, вроде бы созрели до решения, но сомневаетесь в нем.

Когда человек обращается к психологу за психологической помощью, он стремится преодолеть свои отчетливо осознаваемые трудности. Обычно это трудности его самореализации: в достижении целей, удовлетворении тех или иных потребностей, разрешении противоречий, принятии решений. Работа психолога-консультанта во время консультации психолога помогает человеку самому преодолеть свои трудности, изменить что-то в реальности, в которой они возникают.

Работая с детским кол­лективом и для его развития, необходимо помнить о том, что каждый ребенок обла­дает индивидуальными осо­бенностями: темпераментом, характером, интересами, спо­собностями, эмоциями и т.д. Что, конечно, учесть в усло­виях работы кратковремен­ного действующего коллектива очень сложно.

Самый эффективный спо­соб помощи психолога - это психологическое консуль­тирование. Индивидуальная работа психолога с ребенком может способствовать его психическому развитию, умению справиться со сво­ими чувствами и эмоциями. Для выполнения перечис­ленных направлений деятельности психолог должен уметь владеть специфичес­кими формами работы, на­пример терапии кризисных ситуаций, разрешения кон­фликтных ситуаций, снятия стрессов у детей и взрослых, игротерапии, арттерапии, музыкотерапии и т.д. Глав­ное - пробудить интерес к использованию психологи­ческих знаний в деятельнос­ти вожатого. Каждый вожа­тый при подготовке к работе в лагере приобретает умения и навыки проведения индивидуальной и групповой работы с разного возраста детьми. Ежедневное подве­дение итогов на планерке да­ет возможность скорректировать направление усилий вожатого.

Программа работы лагер­ного актива обеспечивает каждому подростку психо­логическую комфортность в действиях, мотивах участия в работе отряда, связанных с собственным развитием и реализацией. Содержательная часть, суть которой в создании атмосферы доверия, способствует совместной продуктивной деятельности. Групповая коммуникативная деятельность должна представлять собой своеобразные пространства, специально организованные взрослыми, как культурный образец коллективных отношений и вза­имодействия.

Экспертный опрос ус­пешно работающих членов педагогических отрядов, ко­торым удалось добиться устойчивого отношения со сво­ими детьми во время смены, показал, что на первое место среди факторов воспитатель­ного воздействия, они ставят доверительность, эмоци­ональный контакт в отно­шениях вожатого и детей. Далее – осуществление помощи в деятельности, аван­сирование доверием под­ростка. Большое внимание успешно работающие вожа­тые оказывают на установ­ление позитивных отноше­ний в детском коллективе. Важны также аспекты: сов­местная деятельность; на­личие перспектив развития, стимулирующих активность коллектива и его членов; де­тское самоуправление; чувс­тво защищенности и радост­ный мажорный тон; игровые элементы; воспитатель как центр и основной двигатель всей системы коллективных отношений.

Подросток, в отличие от детей младшего школьного возраста, активно усваивает нравственные нормы и цен­ности в условиях группового общения. Кодекс чести под­ростка представлен такими благородными качествами, как смелость, честность, верность в дружбе, однако при этом он часто не распространяется за рамки груп­пового общения. Подросток понимает, что нужно всту­питься за друга, проявлять уважение к матери, быть га­лантным со своей девушкой, но это не мешает ему порой совершать безнравственные поступки по отношению к другим людям. И здесь важно преодоление группо­вого эгоизма, формирование представлений о нравствен­ных ценностях и нормах общечеловеческой морали, предполагающих уважение личности всех людей, не­зависимо от их групповой принадлежности к общнос­ти «мы».

Для школьников мотивы приезда в лагерь также раз­нятся в зависимости от того, в который раз они участву­ют в программах. В первый раз школьники приезжают на смену лагеря, узнав о нем от сверстников либо, что родители купили путевку. Появилось и новое явление: определенное число родителей отправляет своих детей именно в тот лагерь, в котором они сами были детьми или же педагогами. Иное дело - это второй, третий приезд на смену: он обусловлен эффектом цен­ностного резонанса, когда детско- взрослое сообщество в пространстве и времени обеспечило реализацию потребностей подростка. В этом случае подростки уже пыта­ются влиять на родителей, иногда готовы зарабатывать деньги, чтобы оплатить стои­мость путевки.

Еще одна черта лагеря в том, что участники педа­гогического коллектива вы­ступают как профессионалы в социальном воспитании подростков, организации досуга молодежи, обучения новым педагогическим тех­нологиям во время подготов­ки к проведению программ лагеря. Здесь осуществля­ется работа на заказ, сущес­твование в деловом режиме (организация и проведение мероприятий). Педагоги де­тского лагеря моделируют воспитательное пространс­тво, в котором каждый ребе­нок выстраивает поле своей жизнедеятельности, исходя из собственной сущности и опираясь на личностные ресурсы, стремясь овладеть теми или иными видами деятельности в новых масшта­бах, с новыми целями, что да­ет ему дополнительные пред­посылки к самореализации. Педагогическое взаимодействие осуществляется ради достижения социаль­но и личностно значимого результата. В детской среде этот результат чаще всего размыт и не очень ясен под­росткам. Поэтому первым шагом взрослых - органи­заторов групповой деятель­ности - становится инфор­мационная работа, которая должна дать ребенку ответ на следующие, значимые для него вопросы: «Зачем я при­ехал в лагерь? Что и как бу­дем делать? Что приобрету для себя?».

Таким образом, обеспе­чивается мотивационное самоопределение подростка, формирование его интереса к предстоящему взаимодействию. В то же время возникает ситуация выбора и принятия реше­ния об участии с позиции добровольности и ответс­твенности за принятое ре­шение. Тем самым задается комплекс условий, опреде­ляющих субъектность под­ростка в предстоящей смене в лагере. В этом-то и состо­ит основная цель подготовительного информационного этапа, который начинается для педагога-вожатого еще до приезда ребят в лагерь. Перечисленные особенности психолого-педаго­гического сопровождения ребенка в лагере позволяют педагогам предусмотреть отдельные сложные момен­ты, которые появятся в ходе взаимодействия, и помогут им построить предваритель­ную схему будущей работы. При этом еще раз подчер­кнем, основным видом совместной деятельности с де­тьми будет общение, во всех его проявлениях и многооб­разии.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.