Страдающими стертой формой дизартрии, осложненной общим недоразвитием речи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Страдающими стертой формой дизартрии, осложненной общим недоразвитием речи

2018-01-30 256
Страдающими стертой формой дизартрии, осложненной общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания Работа над просодическими компонентами речи Развитие фонематического слуха и слухового восприятия Развитие лексико-грамматической стороны речи Формирование навыков связной речи Коррекция звукопроиз-ношения
Обследование   Дифференцированный логопедический массаж Упражнения по развитию кинестетической и кинетической основы движения руки.   Упражнения по форми-рованию кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений.   Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений.   Дыхательная гимнастика. I этап 1. Упражнения по развитию ритма: - восприятие; - воспроизведение.   2. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи (повествовательная интонация).   3. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи (вопросительная интонация).   4. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи (восклицательная интонация).   5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.   6. Упражнения по развитию высоты голоса. Распознавание звуков речи (правильного и дефектного произношения).   Определение наличия заданного звука в слове.   Вычленение первого и последнего звука в слове.   Нахождение местоположения заданного звука.   Определение места звука по отношению к другим звукам.   Формирование понятий: «твердый - мягкий», «звонкий - глухой» звук.   Распознавание звуков речи (правильного и дефектного произношения).   Определение наличия заданного звука в слове.     Обследование   Овощи   Фрукты Выход в связную речь: §составление предложений по опорным словам;   §составление рассказов по картине;   §составление рассказа по сюжетной серии картинок;   §составление описательных рассказов с использованием графических схем;   §составление творческих рассказов;   §пересказ текстов;   §заучивание стихов, загадок, рассказов. Коррекция произношения планируется с учетом состояния звукопроиз- носительной стороны речи учащихся
    Дифференцированный логопедический массаж (приложение).   Упражнения по развитию кинестетической и кинетической основы движения руки.   Упражнения по формированию кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений.   Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений.   Дыхательная гимнастика.   II этап 1. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.   2. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения   3. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.   4. Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения.   5. Дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи.   6. Упражнения по развитию силы голоса.   7. упражнения по развитию высоты голоса.       Вычленение первого и последнего звука в слове.   Нахождение местоположения заданного звука.   Определение места звука по отношению к другим звукам.   Формирование понятий: «твердый – мягкий», «звонкий – глухой» звук.     Цветы. Насекомые.     Школа. Школьные принадлежности.   Лето. Сезонные явления. Выход в связную речь: § составление предложений по опорным словам;   § составление рассказов по картине;   § составление рассказа по сюжетной серии картинок;   § составление описательных рассказов с использованием графических схем;   § составление творческих рассказов;   § пересказ текстов;   § заучивание стихов, загадок, рассказов.  

 

 

Упражнения и игровые задания

для проведения коррекционной работы

с детьми младшего школьного возраста

со стёртой формой дизартрии,

осложнённой

общим недоразвитием речи


Пояснительная записка

Выделение различной структуры дефекта при дизартрии является важным фактором в реализации дифференцированного подхода в процессе логопедической работы с данной категорией детей.

При разработке этапов коррекционного воздействия учитывается уровневый подход к коррекции речевой деятельности, разработанный Р.Е.Левиной.

Конкретным содержанием этапа коррекции лексико - грамматической стороны речи является;

§ активизация и расширение словаря.

§ коррекция грамматических расстройств.

Основное содержание этих этапов: закрепление правильного произношения на материале слов различной слоговой структуры с осознанием значения и смысла слов, практическое овладение грамматическим строем языка, выработка навыков и умений грамматического оформления речевого материала, овладение структурой предложений, наиболее часто употребляемых в речи: простого и простого распространённого предложения - уточнение морфологических обобщений, использование в речи продуктивныхтипов словосочетаний, практическое усвоение синтаксических структур, навыки составления коротких рассказов.

Цели данной работы: предложить примерные виды упражнений, игровых заданий, систематизировать их по основным лексическим темам на основе различных источников.

Данные виды заданий рассчитаны на работу с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения речи. Этизадания могут быть использованы как специалистами - дефектологами, учителями, так и взрослыми, для занятий с ребенком в семье.

В данной работе предусматриваются следующие виды заданий:

§ работа над обобщающими понятиями;

§ подбор прилагательных (слов-признаков): качественных, относительных, притяжательных;

§ работа с падежными формами;

§ работа над согласованием прилагательных, существительных,числительных;

§ работа над уменьшительно-ласкательной формой;

§ работа над глаголами;

§ работа над связной речью.

 

Тема: Растения огорода

1. Игра «Один – много» - образование формы множественного числа существительных.

2. Игра «Доскажи словечко» - развитие фонетического восприятия.

§ На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох)

§ Наш огород в образцовом порядке: как на параде построились грядки. Словно живая ограда вокруг, пики зеленые выставил... (лук)

§ Летом в огороде – свежие зеленые, а зимою в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?... (огурцы)

§ Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я –...(капуста)

§ Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а... (лук)

§ Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я –... (свекла)

§ И зелен, и густ, на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом... (картошка)

§ Кругла да гладка, откусишь - сладка, засела крепко на грядке... (репка)

§ Ее с солью поедают, вторым хлебом называют.

Ну, подумайте немножко. Да ведь это же... (картошка)

§ Он круглый и красный, как глаз светофора,

Среди овощей нет сочней... (помидора)

 

3. Игра «Помоги хозяйке собрать овощи с огорода». Провести линию по
нарисованному лабиринту от картинки «хозяйка» до картинки «дом»,
«собирая» (называя) овощи в форме винительного падежа единственного и множественного числа.

 

4. Игра «Угадай по описанию». Отгадывание описательных загадок об овощах.

 

5. Составление описательных рассказов об овощах по карточкам - схемам.

6. Игра «Что приготовим?» - образование относительных прилагательных.

Пюре из картофеля - картофельное.

Сок из моркови - морковный.

Салат из свеклы – свекольный.

7. Игра «Что где растет?» - распространение предложений обстоятельствами
места.

 

8. Игра «Чего не хватает?» - дополнить ряд недостающим элементом. (Игра на раз­витие внимания, логического мышления с употреблением существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа).

 

 


9. Игра «Однажды хозяйка с базара пришла» - развитие слухового внимания.

Хозяйка однажды с базара пришла,

хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!...

Вот овощи спор завели на столе –

кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла Ох!...

Хозяйка тем временем ножик взяла

и ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!...

Накрытые крышкою в душном горшке

кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла. Ох!...

И суп овощной оказался не плох!

10. Логоритмика «Овощи»

Раз, два, три, четыре. Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок, хрен, морковка, чесночок.

11. Игра? «Составь предложение».

Помидор круглый, а морковка...

Редиска мелкая, а редька...

Огурец овальный, а тыква,..

Кабачок большой, а огурец...

Лук горький, а морковь.,.

Огурец зеленый, а свекла..

.

12. Игра «Что растёт на нашей грядке?» - развитие слухового внимания.

Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат – наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно. Отвечай-ка по-порядку:

Что растет на нашей грядке?

13. Игра «Собери горох» - развитие мелкой моторики рук. Собрать горох в бутылочку с узким горлышком.

 

14. Подготовка руки к письму – рисование по заданию в тетради в крупную клетку треугольников (морковок), кругов (помидоров), овалов (огурцов). Согласование числительных с существительными.

 

15. Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Не отрывая запястья от стола, переложить из кучки горошек в правое блюдце, а фасоль – в левое.

 

16. Игра «Что из чего?» - употребление существительных в форме родительного падежа с предлогом «из».


Как убирают овощи?

§ Подбери слова-действия (выдёргивать, срезать, выкапывать, срывать). Соедини картинки линиями. Например, морковь выдёргивают из земли.

.

«Я срезал репу. Я выкопал помидор. Я выдернул кочан капусты. Я сорвал морковку». Правильно ли Не­знайка употребил слова-действия? Объясни, почему ты так думаешь.

Скажи правильно: Репу выдёргивают из земли.


18. Суслик сделал запасы овощей. Помоги ему сосчитать овощи.

Один помидор. Два помидора. Три помидора. Четыре помидора. Пять помидоров.

 

Сколько и каких овощей у хомяка? (У хомяка две репы).

 

Скажи, чего много у суслика и хомяка?

суслика и хомяка много помидоров, капусты, стручков гороха).

 

19. Скажи правильно, что лежит в ящиках. Чего не стало в ящиках после того, как там побывали мышки?

В ящике лежат помидоры. В ящиках нет помидоров.


Какие овощи лежат на столе? Что убрала мама в холодильник? Чего не стало на столе?

На столе лежит кочан капусты. Мама убрала кочан капусты. На столе не стало кочана капусты.

Какие овощи у зайчика в мешке? Назови их. Скажи, чего не стало в других мешках. Употреби слова-признаки по схеме.

Не стало зелёной, круглой, хрустящей капусты.

Составь загадки о каждом овоще, из которых повар сделает суп (борщ, салат).

20. Составь рассказ по схеме (по вопросам) про помидор и про другие овощи.


§ Что это?

§ Какого цвета?

§ Какой по форме?

§ Где растет?

§ Как и когда убирают?

§ Что готовят?

ПОМИДОР

Помидор — это овощ. Он красный, круглый. Растет помидор на огороде, на кустике. Помидоры срывают осенью. Из помидоров делают вкусный са­лат, их добавляют в борщ, засаливают и маринуют на зиму. Я люблю поми­доры, потому что они вкусные и полезные.


Тема: Фрукты

1. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в кни­гах, журналах.

 

2. Отгадать загадки.

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь паль­цем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)

3. Дидактическая игра «Один — много» (обра­зование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша -..., слива-…, персик -..., банан -…

4. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование существительных с помощью уменьши­тельно-ласкательных суффиксов): яблоко - яблочко, ли­мон -..., банан -..., апельсин-....

5. Подобрать родственные слова: яблоко - яб­лочко, яблоня, яблочный; вишня - вишенка, вишневый; смородина - смородинка, смородиновый; лимон - лимон­чик, лимонный.

6. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.

7. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:

§ Что это?

§ Где растет?

§ Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

§ Каков на вкус?

§ Что из него готовят?

8. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласо­вание числительных 2 и 5 с существительными, употребле­ние слов одиноднаодно, двадве): одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона... пять лимонов; одна слива, две сливы... пять слив.

9. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из ябло­ка — яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из гру­ши —...; варенье из груши —...; сок из апельсина — варенье из апельсина —....

10. Дидактическая игра «Что где растет»: ябло­ко - на яблоне, слива - на..., груша - на....

11. Отгадать описательную загадку.

Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, слад­кий, румяный.(Яблоко)

12. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).


Тема: Растения сада

1. Игра «Назови ласково» - образование слов с помощью уменьшительно -
ласкательных суффиксов.

 

2. Составление рассказов - описаний о фруктах по схеме.

3. Пальчиковая гимнастика: «В сад за сливами»
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец - самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный собирает, а мизинчик господинчик,

В землю косточки бросает.

4. Игра «Что чем было, что чем стало?». Уточнение знаний о росте фруктовых
деревьев, составление рассказа о росте растений по карточке - схеме.

5. Игра «Доскажи словечко». Развитие слухового внимания.
Я скажу лишь, что не тут

Вызревает этот фрукт.

Знает дочка, знает сын:

Это с юга... (Апельсин)

Наша мама в воскресенье

Всех побаловала нас.

Сладкий был на удивленье

Ароматный... (Ананас)

Смеется Танечка счастливо,

Ей прямо в рот упала... (Слива)

Вкусный фрукт из жарких стран

Называется … (Банан)

6. Игра «Какого фрукта не стало?». Усвоение категории родительного падежа
единственного числа.

7. Выполнение многоступенчатых инструкций:

Яблоко положи в корзину, грушу - на стол, а мандарин возьми в руку. Положи яблоко в вазу, а грушу - возле лимона.

Расскажи, что ты сделал.

8. Игра «Что приготовим?». Образование относительных прилагательных. Сок из сливы - сливовый. Пюре из банана - банановое. Компот из груш - грушевый.

9. Игра «Сосчитай и назови» согласование числительных с

существительными.


10. Назови большие и маленькие фрукты (маленькие фрукты называй «ласково»). Скажи, чего не хватает на рисунке. Дорисуй и раскрась
все фрукты.

Это большая груша. Рядом маленькая груша, грушка.

Это маленький лимон, лимончик. Не хватает большого лимона


11. Что можно из фруктов приготовить? Какую пользу приносят фрук­ты?

Фрукты можно есть сырыми. Из фруктов делают фруктовый салат, варят варенье и компот, выжимают сок. Из фруктов готовят начинку для пирогов. Фрукты добавляют в йогурт. Во фруктах много витаминов.




Тема: Посуда

 

1. Игра «Назови, что увидел» Развивать зрительное восприятие, мышление,
назвать изображенные на карточке предметы посуды самостоятельно или выбрать соответствующие картинки (предметы посуды изображены
контурно, контуры наложены друг на друга).

2. Игра «Что с чем?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом «с». Чайник с носиком. Сковорода с ручкой. Кастрюля с крышкой…

3. Игра «Что из чего?» Образование качественных прилагательных.
Чашка из фарфора - фарфоровая, стакан из стекла - стеклянный,...

4. Логоритмика. Отхлопать ритм стихотворения.

На моей тарелочке - рыженькая белочка.

Чтоб была она видна», всё съедаю я до дна.

5. Логоритмика. Отхлопать ритм стихотворения

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу.

Крышка громче зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела».

6. Дыхательное упражнение «Чайник закипел» - формирование длительного
выдоха.

7. Игра «Накроем на стол» Закрепление и активизация словаря по теме,
усвоение категории винительного падежа без предлогов, по заданию ребенок должен выбрать соответствующую посуду, назвать каждый предмет и уточнить, к какому виду посуды он принадлежит.

Кукла будет пить чай. На стол нужно поставить чашку, блюдце, чайную ложку, сахарницу - чайную посуду. И т.д.

8. Подбор однокоренных слов.

9. Игра «Доскажи слово» Усвоение форм родительного падежа с предлогом «из». Суп наливаю из... (кастрюли).Мясо беру из... (сковородки). Кофе пью из... (чашки). И т.д.

10. Логоритмика. Отхлопать и одновременно оттопать ритм загадки, отгадать ее.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

 

11. Составить предложения с предлогомв, уп­ражнять в словообразовании.

В какую посуду кладут... (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, мо локо, селедку, масло)?

Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сухарницу)?

Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?

12. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:

Соль кладут в пюре, а сахар — в чай. (В какую еду кладут соль, а в какую сахар?)В стакане — кефир, а в чашке — кофе. (Какой напиток в какой посуде?)

13. Составить предложения с предлогом с (упот­ребление творительного падежа существительных).

С чем ведро, если в нем... (вода, молоко, белье, бумага, снег...)?

С чем кастрюля, если в ней... (суп, борщ, картошка...)?

С чем чашка, если в ней... (чай, кисель, кофе, молоко...)?

С чем банка, если в ней... (капуста, варенье, мед, мука...)?

 

14. Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (об­разование относительных прилагательных).

Какой суп из... (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из... (пшена, геркулеса, манки...)?

Какое варенье из... (яблок, сливы, абрикоса, малины...)?

Какой сокиз... (моркови, груши, апельсина...)?

Какая посуда бывает... (стеклянная, металлическая, кера­мическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная — сделана из стекла.)

15. Объяснить ребенку значение сложных слов «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжи­малка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».

16. Дидактическая игра «Сосчитай посуду» (со­гласование существительных с числительными): один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

17. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Чашка, блюдце, кастрюля, чайник.

Поварешка, тарелка, супница, сахарница.

18. Ребенок вместе со взрослым должен:

вымыть посуду;

приготовить салат или винегрет;

накрыть стол к обеду.


19. Из какого материала сделаны кухонные предметы?

Белоснежка попросила гномика в клетчатой шапочке помыть фарфоро­вую посуду, гномика с длинной бородой — помыть металлическую посуду, гномика без бороды — помыть стеклянную посуду, гномика в очках — помыть пластмассовую посуду, гномика, который смеётся, — помыть дере­вянную посуду. Проведи линии от посуды к гномикам. Составь предложения по образцу.

Сковорода сделана из железа. Это железная сковорода.

Из чего ещё бывает сделана посуда? (Из хрусталя, из глины.) Какую посуду можно разбить? Обведи эту посуду. Какая посуда не бьётся? Перечисли. Какие предметы могут быть сделаны из разных материа­лов?

Ложка может быть металлическая, пластмассовая


деревянная.


 


20. Наша кухня.

Что бывает на кухне кроме посуды? Почему кофемолку (соковыжи­малку, холодильник, мясорубку...) называют именно так? Для чего нужны эти предметы?

В кофемолке мелют кофе.



 


Для каких продуктов какая посуда нужна? Для сахара нужна сахарница.

 


21. Что делают гномики? Закончи предложения.


В стакан воду... (наливают). Из стакана воду... (выливают). Из стакана в стакан воду... (переливают). В стакан воду... (доливают, подливают). В стаканы воду... (разливают). На скатерть воду... (проливают).


 


Составь предложения по картинкам и найди в них «маленькие слова». Соедини символы с предметами.

Ложка в стакане.

 

 


22. Какие предметы перепутаны на рисунке? Придумай загадки, исполь­зуя схемы.

Фарфоровая, белая. Из неепьют чай. Что это? (Чашка.)

23. Составь рассказ по схеме.

§ Что это?

§ Какого цвета?

§ Из какого материала?

§ Из каких частей состоит?

§ Как используется?

ЧАЙНИК

Это чайник. Он большой, синий, с белым узором. Чайник сделан из фарфора. У него есть крышка, носик, дно, края. Его используют для заваривания чая.


Тема: Дикие животные

1. Игра: «Кого не стало?» - активизация словаря по теме, усвоение категории родительного падежа единственного и множественного числа, развитие внимания и зрительной памяти (с опорой на предметные картинки.

2. Составление рассказов-описаний диких животных по карточкам-схемам.

3. Игра «Доскажи словечко» - развитие слухового внимания.

§ На ветке не птичка - зверек невеличка,

Мех теплый, как грелка, кто же это... (Белка)

§ Рыщет злой - зубами щелк, ну, конечно это... (Волк)

§ Эту сказку ты прочтешь очень тихо:

«Жили были старый еж и... (Ежиха)».

§ Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха,

Живо угадай-ка, кто же это?... (Зайка).

§ Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост- краса. Кто ж это?... (Лиса).

4. Игра «Кто, как проводит зиму?». Составить рассказ по опорным картинкам.

Лиса живет в норе. Медведь спит в берлоге. Белка зимует в дупле.

И т.д.

5. Логоритмика «Белка». Отстучать ритм стихотворения.

Белка сушит сыроежки.
Лапкой с ветки рвет орешки,
Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

6. Игра «Четвертый лишний» - различение животных по различным
существенным признакам, развитие логического мышления.

Лиса, волк, белка, норка.

Лиса, заяц, белка, медведь.

Лось, заяц, волк, белка.

7. Игра «Узнай по контуру» - узнавание животных по наложенным контурам, развитие внимания, зрительной памяти.

8. Игра «Скажи какой, какая?». Составление простых предложений, распространенных определениями.

 


9. Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Ушки длинные у зайки, (Пальцы сжаты в кулак)
Из кустов они торчат. ( Выставить вверх указательный и

Он и прыгает и скачет средние пальцы. Ими шевелить

Веселит своих зайчат. вверх, вниз)

10. Логоритмика «Заяц». Отхлопать ритм стихотворения.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

11. Игра «Кто у кого?» Образование слов с помощью суффиксов -онок, - ёнок-.

У лисы - лисёнок. У зайца - зайчонок. И т. д.

12. Игра «Кому что дадим?» Усвоение категории дательного падежа, уточнение знаний о жизни диких животных.

Мясо - волку, медведю - малину, и т.д.

13. Игpa «Доскажи словечко» (на развитие слухового восприятия).

Под березой и под ёлкой старый ёж устроил... (дом, норку, шалаш).

А под листьями лежат двое маленьких... (ежат, щенков, поросят).

Белка спряталась в дупло, там и сухо и... (мокро, тепло, холодно).

Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за... (месяц, год, час).

Пол корягой в буреломе спит медведь, как будто в... (квартире, норе, доме)

Положил он лапу в рот и, как маленький... (сосёт, ест, пьёт).

Осторожная лисица подошла к ручью... (поесть, напиться, погулять).

У косого нет берлоги, не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги, а от голода -... (кора, морковка, мясо).

14. Пересказ сказки «Теремок» по опорным картинкам


15. Кто живёт в теремочке? Назови животных, которым принадлежат нарисованные части тела. Какие животные дикие и какие — домашние


Это беличий хвост. Здесь живет белка.

Аня и Дима нарисовали фантастических животных. Чьи части тела взяты для рисунков и какие? Придумай названия фантастическим животным.

Этохвост белки. Это беличий хвост.

 


16. Помоги мамам отыскать своих детенышей. У кого кто?


 

Придумай загадки, используя слова-признаки, слова-действия и названия детёнышей.

Лохматая, косолапая. У неё есть медвежата. Кто это? (Медведица.)

Рычит, ревёт. У неё есть медвежата. Кто это? (Медведица.)


17. Помоги каждому животному выбрать себе дом.

Кто где живет? В берлоге? В норе? В логове? В дупле? Под кустиком?

У зайца нет своего домика. Заяц живёт под кустиком.

Придумай загадки, используя слова-признаки, слова-действия и названия жилища.

Рыжая, хитрая, пушистая. Живёт в норе. Кто это? (Лиса.)

Рычит, ревёт. Зимой спит в берлоге. Кто это? (Медведь.)


18. Придумай загадку по схеме и закрась грибок.

Рыжая, хитрая, пушистая. Ловит мышей. Кто это?(Лиса)



Тема: Мебель

1. Отгадать загадку и выучить по выбору.

В квартире нашей новый дом. Живет посуда в доме том.

В нем место есть и для конфет, он называется...

(буфет).

С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,

Со спинкой, а без головы.

(Стул)

По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,

Что не хочется вставать, что за штука я?

(Кровать)

Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки.

(Стол)

2. Дидактическая игра «Подбери признак»: стул (какой?) -..., кресло (какое?) -..., кровать (какая?) -....

3. Логические упражнения.

Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо по­ставить стул?

Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на боль­шой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?

4. Выполнить действия с предметами по указа­нию взрослого (понимание предложных конструкций).

Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом; поднять мяч нал стулом.

Упражнение для пальчиков.

«Стульчик» ты из рук сложи и детишкам покажи. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.

 

6. Вспомнить, какая мебель есть в твоем доме (в кукольном уголке, в детском саду).

 

7. Сконструировать игрушечную мебель из спи­чечных коробков.

 

8. Вырезать картинки с изображением различной мебели и вклеить их в альбом.

 

9. Игра «Из чего какое?» Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Дом из дерева - деревянный. Дом из кирпичей -....

Крыша из черепицы -.... Окна из стекла -....

Пол из досок -.... Фундамент из цемента -....

10. Психоречевая гимнастика «Дом и ворота». Импровизация движений.

На поляне дом стоит,

Ну а путь к нему открыт,

Мы ворота открываем –

В этот домик приглашаем.

11. Игра «Что есть в доме?». Выкладывание дома из палочек, называние частей дома.

Комнаты, окна, стены, потолки, этажи, лестница, ступеньки, балкон, окно, стена.

12. Логоритмика «Строим дом». Отхлопать ритм стихотворения.

Стук – стук молотком,

Строим, строим новый дом,

Ты пила пили быстрей.

Домик строим для людей.

13. Игра «Посчитай». Согласование числительных с существительными по
теме «Дом, квартира, мебель».

14. Игра «Четвертый лишний» - группировка предметов мебели по назначению.

15. Игра«Составь предложение» - составление предложений из отдельных
слов, употребляя «маленькие слова» (предлоги) «в», «на», «под», «за», «к»,
«между», «у».

16. Пальчиковая гимнастика «Стол», «Стул», «Кровать», «Табурет».

17. Упражнение в падежном и предложном согласовании.

У Маши большая комната. Раньше у нее не было своей комнаты.

У Маши очень уютно в комнате. Маша убирает свою комнату.
Маша гордится комнатой. Маша рассказывает о своей комнате


18. Оставь только мебель, зачеркни все остальное. Можно ли назвать диван, кровать, стул одним словом? Каким? Поче­му? Можно ли назвать стол, шкаф, кресло одним словом? Почему?

 

 

Продолжи ряд и дорисуй.

Диван,... кроватьэто мебель

Почему шкаф (стол, диван, стул, кровать, кресло, сервант, табуретку, тумбочку, этажерку) называют мебелью?

Шкафмебель, потому что в шкафу хранят вещи.

Правильно ли сказал Незнайка: «Стол, диван, стул, стакан — мебель.
Маслёнка, кровать, кресло — мебель»?


19. Из какогоматериала предметы? Скажи пообразцу.

Шкаф сделан из дерева. Это деревянный шкаф

 

 

Из чего сделана мебель?

Столик сделан из пластмассы. Это пластмассовый столик


20. Кому какая мебель? Гномику - маленькая, великану – большая. Назови мебель гномика «ласково».

Это стул. Это стульчик.

Посчитай предметы мебели.

Один стул. Два (три, четыре) стула. Пять стульев.


21. Из каких частей состоит мебель? Назови части мебели в единственном и множественном числе. Скажи, чего на рисунке не хватает? (выделено пунктиром).

Стол состоит из сиденья, спинки, ножек.

Сиденье - сиденья. Спинка – спинки. Ножка – ножки.

У стула не хватает спинки.


 



 


 

Где озорной Домовенок? Составь предложения, выдели «маленькие слова».


Домовёнок прячется в шкафу.

 



 


Тема: Транспорт

1. Отгадать загадку о транспорте.

Летит птица-небылица,

а внутри народ сидит,

меж собою говорит

(Самолет)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит.

Подбегает к остановке, всех желающих берет —

И опять бежит вперед.

(Автобус)

Бежит конь вороной, много тащит за собой.

(Паровоз)

Не летает, жужжит, жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

Это дал завод ему: и огни — глядеть во тьму,

И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.

(Автомобиль)

Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

(Трамвай)

Паровоз без колес! Бот так чудо паровоз.

Не с ума ли он сошел — прямо по морю пошел.

(Пароход)

(К. И. Чуковский)

Многолюден, шумен, молод — под землей гро­хочет город.

А дома с народом тут вдоль по улице бегут.

2. Дидактическая игра«Пересчет различных видов транспорта» (согласование числительных с существительными).

§ Порядковые числительные: первый автобус, вто­рой автобус, третий автобус, четвертый автобус, пятый автобус; первая машина, вторая маши­на, третья машина, четвертая машина, пятая ма­шина.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.369 с.