III. Коррекция лексико-грамматической стороны речи — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

III. Коррекция лексико-грамматической стороны речи

2018-01-30 120
III. Коррекция лексико-грамматической стороны речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§ активизация и расширение словаря;

§ коррекция грамматических расстройств.

Пропедевтический этап и этап коррекции фонетической стороны речи необ­ходим для детей со стертой формой дизартрии, имеющих как фонетико-фонематическое, так и общее недоразвитие речи.

Этап коррекции лексико-грамматических расстройств необходим для детей со стертой формой дизартрии в структуре общего недоразвития речи.

Более наглядно коррекционную работу можно представить в следующей таб­лице:


Таблица коррекционной работы

Разделы Содержание Приёмы Лингвистический материал Примечания
I. Пропедевтический этап
Обследование, коррекция моторной сферы.     Коррекция дыхательных, голосовых растройств и просодической стороны речи Обследование. Коррекция тонкой моторики кистей и пальцев рук, массаж органов артикуляционного аппарата, кинезотерапевтическая гимнастика   Работа по коррекции просодической стороны речи Формируются движения, необходимые для правильного произношения   Различные комплексы дыхательной гимнастики, голосовые и фонопедические упражнения Доступные слоговые структуры, словосочетания, скороговорки, чистоговорки     Гласные звуки и их сочетания Индивидуальный подбор упражнений с учетом неврологической симптоматики (см. Приложение № 1).   см. Приложение № 2  
II. Коррекция фонетической стороны речи
Развитие фонематического восприятия     Коррекция звукопроизношения Формируется фонематическое восприятие   Постановка нарушенных звуков, автоматизация их в слогах и словах различной структуры Упражнения для развития фонематического восприятия   Артикуляционная гимнастика, различные приемы постановки звуков, их автоматизация Звуки далекие и сходные по артикуляции, смешиваемые звуки, различные слоговые структуры, сло-ва, фразы, чистоговорки   Согласные звуки, различные слоговые структуры, прямые и обратные слоги, слова простые, многосложные, со стечением согласных см. Приложение № 3     Артикуляционные упражнения, способ постановки и речевой материал подбираются индивидуально (см. Приложение № 4).
           

 

III. Коррекция лексико-грамматических нарушений
Активизация и расширение словаря     Коррекция грамматического строя речи Продолжается закрепление правильного произношения на материале слов различной слоговой структуры с осознанием значения и смысла слов   Практическое овладение грамматическим строем речи, выработка навыков и умений грамматического оформления речевого материала, овладение структурой предложений, наиболее часто употребляемых в речи, использование в речи продуктивных типов словосочетаний, практическое усвоение синтаксических структур, навыки составления рассказов       Синтаксическое моделирование, конструирование предложений, сочетание практики непосредственного общения и специальных языковых упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических обобщений Различные слова и словосочетания, доступные для произношения детей, предметные картинки, программные темы     Фразы, чистоговорки, загадки, стихи, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок см. Приложение № 5   см. Приложение № 6  

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Обследование детей со стёртой формой дизартрии

Анкетные данные.

2. Анамнез (наличие наследственной отягощенности, протекание беременности, ро­дов, особенности раннего постнатального развития, раннее психомоторное разви­тие, речевое развитие ребенка, время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фраз, течение речевого развития, перенесенные заболевания в раннем возрасте).

3. Состояние общей моторики (определяются моторные навыки, координация дви­жений, статика. Обращается внимание на наличие гиперкинезов, навязчивых дви­жений).

Можно предложить следующие задания:

§ одеться, раздеться, обуться;

§ пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на нос­ки, присесть;

§ попрыгать на двух ногах, правой, левой;

§ подбросить, поймать мяч.

4. Мелкая моторика рук:

§ сжать пальцы в кулак, разжать, поставить ладонь на ребро, повернуть ладонь вверх (отмечается, как ребенок справляется с заданием: по образцу, словес­ной инструкции, по памяти);

§ кончиком большого пальца поочередно касаться остальных пальцев;

§ вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки;

§ собрать мозаику, горошины, спички.

5. Состояние речевой моторики:

§ вытянуть губы «хоботком»;

§ улыбнуться с оскалом зубов;

§ поднять, нахмурить брови;

§ зажмурить оба глаза, правый, левый;

§ вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку;

§ сделать язык узким, широким (обращается внимание на симметричность улыбки, посинение кончика языка, не­возможность сделать его широким, удержать язык, высунутым изо рта в спокой­ном положении).


Звукопроизношение

Проверяется изолированное произношение звуков в следующей последователь­ности: гласные, согласные губные,губно-зубные, задненебные, передненебные, взрывные, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры. Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоя­щие из многократного повторения одного звука, т.к. при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звукана другой, что да­ет возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционногоаппарата.

Просодическая сторона речи.

В процессе беседы с ребенком, отмечаются такие стороны речи, как:

§ голос (тихий, громкий, неумениеговорить шепотом, наличие или отсутствие носового оттенка);

§ темп (нормальный, быстрый, медленный);

§ ритм (нормальный, аритмия);

§ сохранность пауз в речевом потоке (деление слов на слоги, скандированность);

§ высота голоса (высокий, низкий);

§ внятность речи (отчетливость, смазанность).

8. Слуховая функция.

§ состояние физического слуха;

§ состояние фонематического слуха, анализа исинтеза, слухопроизносительной дифференциации звуков (звуки дифференцируются попарно: твердые - мягкие, глухие - звонкие, свистящие – шипящие; реакция в заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов оппозиционными звуками) – подними руку,если услышишь нужный звук; повтори слоги, слова; выдели начальный гласный звук; выдели звук на фоне других звуков; подбери картинки с заданным звуком; определи место звука в слове.

9. Зрительная функция.

§ заключение офтальмолога о состоянии зрения;

§ зрительный гнозис (задания на различение цвета, узнавание перевернутых, пе­речеркнутых изображений, узнавание предмета по его части, контуру).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.