Сравнительный анализ уровня речевого развития детей логопедических групп — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сравнительный анализ уровня речевого развития детей логопедических групп

2018-01-30 169
Сравнительный анализ уровня речевого развития детей логопедических групп 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 
 

 


 

Из диаграммы мы видим положительную динамику речевого развития детей на 81,75%.

В итоге хочется отметить, сочетание традиционных и инновационных форм работы с родителями активизировало их участие в коррекционно-образовательной работе, у них появилась удовлетворенность работой, повысилась коррекционно-логопедическая, педагогическая компетентность, что значительно сказалось на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей

 

 

«Приобщение к музыкальному искусству детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством композиторов

Родного края»

Томозова Елена Владимировна

МКДОУ Детский сад «Огонек»

Волго-Вятский край

Музыка не только доставляет нам удовольствие.

Она многому нас учит

Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

Д.Б. Кабалевский

Одной из основных задач музыкального развития детей дошкольного возрастаявляется приобщение к музыкальному искусству.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни и занимает большое место в его общем культурном развитии.

Музыка – по выражению Стендаля, – является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его души.

Проблема приобщения к музыкальному искусству детей волнует дошкольных педагогов давно, так как при его отсутствии возникает невозможность всестороннего развития, формирование духовных и общечеловеческих ценностей личности.

Отечественная педагогическая мысль всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания и образования школьников средствами музыкального искусства. Большой вклад в осмысление данной проблемы внесли российские учёные-педагоги. В работах П.Г.Редкина, К.Д.Ушинского, В.Я.Стоюнина, П.Ф.Каптерёва, других мыслителей содержится немало оригинальных идей, суждений по вопросам детского музыкального образования.

Изучив труды ученых, мы пришли к мнению, что приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному искусству эффективнее в процессе знакомства с творчеством композиторов. Данные диагностики указывают нам на то, что дети, зная творчество композиторов – классиков не всегда могут назвать произведения композиторов родного края. Знакомство со знаменитыми людьми родного города является одной из основных задач программы «Наш край родной» разработанной и реализуемой на базе нашего ДОУ.

Мы остановились на творчестве А.М. Куклина, так как основное качество его репертуара – мелодизм, красота гармонии, полиритмия, доступность для дошкольников, имеют 2-х и 3-х частную форму. Композитор является преподавателем ДШИ им. П. И. Чайковского г. Слободского – это дает возможность организовать творческие встречи с автором, приобрести нотный материал и перспективу дальнейшего музыкального развития детей.

Мы разработали:

- цикл занятий «Танцующие нотки» по знакомству с творчеством А. М. Куклина. Названия занятий вытекают из названия произведений для слушания: «Дружба», «Танцующие нотки», «Любимая игрушка», «Веселая прогулка» и т.д.

- модель музыкального занятия по ознакомлению с творчеством А.М. Куклина (в основу положено произведение автора, которое используется для слушания, пения, танцевального, песенного и игрового творчества).

Например: песня «Котенок» на музыку А.М. Куклина, стихи М. Бородицкой.

1.Организационно - мотивационный этап (восприятие мелодии к песне «Котенок»)

2. Постановка цели (знакомство с композитором и его произведением)

3. Песенное творчество: спеть грустно, печально «Спаси!», «Выручай» (слова из песни);

- импровизация «Несчастный котенок»;

- танцевально-игровое творчество по содержанию песни;

- музыкально-ритмические движения «Кружение в парах» (радость).

4. Подведение итогов (закрепление названия произведения, автора и др.)

Песни А.М. Куклина вызывают большую эмоциональную отзывчивость, интерес, эстетические переживания. Дети с удовольствием исполняют, инсценируют песни «Котенок», «Дядя Сон», «Добрый лев», «Песенка о песенке», «Рисунок» и другие.

Для работы по данному направлению подобран наглядный и нотный материал, разработана картотека игр и упражнений. К сотрудничеству в решении задач по приобщению к музыкальному искусству привлекались родители, педагоги через активные формы работы: анкетирование, беседы, консультации, творческие встречи с автором, методические рекомендации, музыкальные гостиные, совместные праздники.

Оценка результатов показывает повышение уровня знаний старших дошкольников о творчестве композиторов родного края А.М Куклина на 35%, эмоциональной отзывчивости на музыку на 20%.

Таким образом, работа по ознакомлению с творчеством композитора А.М.Куклина способствовала повышению у детей старшего дошкольного возраста интереса к его репертуару, развитию музыкальной памяти, творческих способностей, фантазии, воображения эстетического вкуса, тем самым дало начало формированию музыкальной культуры личности.

 

Список литературы:

1. Александр Куклин «Девочка и дождь» (1998),

2. Александр Куклин «Сон Золушки» (1999),

3. Александр Куклин «Спешат по городу трамваи» (2000),

4. Александр Куклин «Ансамбли для фортепиано» (2001),

5. Александр Куклин «Танцующие нотки» (1993-1994гг.),

6. Александр Куклин «Тихая соната» (2000 г.).

 

 

«Формирование привычек здорового образа жизни на основе представлений о здоровье человека»

Усцова Елена Юрьевна

МКДОУ Детский сад «Огонек»

Волго-Вятский край

«Вообще 9/10 полного счастья основано на здоровье. При нем все становиться источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага; качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

Артур Шопенгауэр

 

В 21 веке жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации», необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья.

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического и психического здоровья. Хорошо известно, что 40% заболеваний взрослых были заложены в детском возрасте 5-7 лет.

На здоровье ребенка влияют многие факторы. Одним из них является среда, в которой он растет и развивается, поэтому воспитание детей должно быть закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Отечественные педагоги: Ф.С. Левин-, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.; психологи: В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др. отмечают, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков основных движений перед педагогом стоит важнейшая задача обучения дошкольников заботе о своем здоровье, формировании привычек здорового образа жизни (ЗОЖ), так как дошкольный возраст наиболее благоприятный период формирования осознанного отношения к своему здоровью.

Организация занятий по воспитанию и формированию привычек ЗОЖ предусматривает активную практическую, самостоятельную и познавательную деятельность детей, что нашло отражение в программе «Формирование привычек здорового образа жизни у дошкольников на основе представлений о здоровье человека». Содержание работы направлено на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.

Для формирования у детей основ культуры и охраны здоровья применялись различные формы организации детской деятельности:

  • цикл занятий: «Мой организм», «Лесная школа безопасности», «Мои помощники», «Один дома», «Безопасное общение с домашними животными», «Что значит правильное питание» и др.;
  • беседы на темы: «От шалости до беды один шаг», «Правила поведения за столом», Что такое милосердие?»;
  • экспериментирование на темы: «Живая вода», «Как влияет солнце на человека», «Круг кровообращения» и др.;
  • создание и разрешение проблемных ситуаций на темы: «Правила оказания первой помощи», «Скорая помощь», «Хрюша попал в беду» и др.;
  • ситуативные разговоры и речевые ситуации по темам: «Безопасные игры», «Опасно ли быть неряхой?»;
  • загадки на темы: «Части тела человека», «Внутренние органы», «Предметы и средства личной гигиены»;
  • просмотр мультфильмов на темы: «Доктор Айболит»,«Мойдодыр»,«Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  • продуктивная деятельность;
  • кроссворды на темы: «Медицинские принадлежности», «Виды спорта».

Нами разработан и подобран наглядный материал: схемы, таблицы, прозрачные накидки с изображением внутренних органов человека, медицинские инструменты, иллюстрации, фото, видео (цикл телепрограмм «Галилео») направленный на формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно гигиенических навыков, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Для формирования интегративного качества «Физический развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» большое значение имеет положительная оценка и пример взрослого. В связи с этим к активному сотрудничеству привлекались родители через активные формы работы: анкетирование, беседы, консультации, информация в уголке здоровья, совестные праздники, методические рекомендации при работе с «дневником здоровья» и др.

Оценка результатов показывает повышение уровня знаний дошкольников по теме в среднем на 20%; заболеваемость по сравнению с другими группами, оказалась ниже на 15%.

Таким образом, результатом работы являются новые знания, которые используются дошкольниками в практике повседневных жизненных ситуаций, развитие мотивационных установок заботливого отношения к своему здоровью.

Список литературы:

  1. Баль, Л. В. Букварь здоровья: учебное пособие для дошк.возраста.// Л. В. Баль, В. В. Ветрова – М.: ЭКСМО, 1995 – 56 с.
  2. Белостоцкая, Е. М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7.

Вавилов, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателей д/с. – Просвещение, 1986 – 128 с.

 

 

«Деятельность дошкольного учреждения по реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования»

Подкопаева Г.Н., Фильчакова Е.В.

МБДОУ детский сад №19«Родничок»

Белгородская обл.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. Возникла потребность в формировании системы работы по данному направлению. МБДОУ детский сад комбинированного вида №19 «Родничок» ведет активные поиски новых форм и методов приобщения детей к православной культуре. Дошкольное учреждение является экспериментальной площадкой регионального эксперимента «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования» с января 2010 года. Научный руководитель эксперимента –В.М.Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры теологии и религоведения КГУ, Шереметцева Л.В. заместитель директора Образовательно-методического центра «Преображение» (Белгородская и Старооскольская епархия).

Цель эксперимента: опережающее решение вопросов научного, организационного и кадрового обеспечения региональной вариативной модели реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования в рамках создания многоуровневой преемственной модели Белгородской области. В процессе работы, решаются следующие задачи: создание условий для активного приобщения педагогов, воспитанников и их родителей к базисным духовно-нравственным ценностям православной культуры; духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста; обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития детей; создание преемственности и непрерывности духовно-нравственного воспитания и общения в детском саду и семье, формирование педагогической компетентности родителей; интеграция знаний об отечественной духовно-нравственной культуре, в которой живет и развивается ребенок, и формирование опыта ее целостного восприятия; обеспечение преемственности духовно-нравственного воспитания детей на разных этапах и в различных формах взаимодействия с семьями воспитанников на основе единой цели, содержания и педагогических технологий; обеспечение педагога инструментарием, эффективно развивающим внутренний мир и эмоционально-ценностные отношения ребенка с окружающими людьми и миром.

Педагогическим коллективом двух возрастных групп и творческой группой МБДОУ детский сад №19 «Родничок» осуществляется работа по апробации программы «Мир-прекрасное творение».

Цель программы: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, телесного и психического здоровья. Задачи: совершенствовать приемы и средства по ознакомлению детей на занятиях с духовно-нравственными традициями русского народа, с особенностями православных праздников и именин; способствовать формированию у детей представлений о духовном мире, о Заповедях Божьих, как системы нравственных и эстетических эталонов, основе православной жизни человека при освоении детьми социальных навыков и норм поведения;

апробировать нормативную карту нравственного развития детей, как средство для оценки качества духовно-нравственного воспитания; развивать сотрудничество со СМИ по просвещению семей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

На основании программы нами разработан план и определены ключевые действия, направленные на реализацию поставленной цели.

Для реализации поставленных задач в детском саду организовано взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогических работников, медицинского персонала, администрации и родителей (законных представителей). Налажены партнерские отношения в организации преемственности и эффективного взаимодействия с учреждениями социума: частным общеобразовательным учреждением «Православная гимназия во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского №38», муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №14» имени А.М.Мамонова; частным Старооскольским кукольным театром «Ключик», Старооскольским Краеведческим музеем, Старооскольским Художественным музеем.

С данными учреждениями заключены договоры о сотрудничестве, разработан план действий, обозначен комплекс мер по обеспечению взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания. Сотрудничество, предполагает становление внутреннего мира ребенка, формирование системы жизненных ценностей и нравственного поведения юных граждан России.

Ключевыми действиями, направленными на реализацию поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках опытно-экспериментальной работы являются: организация с педагогамидиспутов, бесед, семинаров, педагогических советов, творческих отчетов и конкурсов; с детьми проводятсяэкскурсии в музеи «Русская изба», «Келья монаха», «Боевой славы», «Святителя Онуфрия», посещение храмов, театров, занятия, беседы, чтение и анализ художественных произведений, организуются проектная (метод проектов) и художественно-продуктивная деятельности; с родителями организуются родительские собрания «Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье», «Духовно-нравственные традиции в семье», совместное посещение храма, выставки «Дорого яичко ко Христову дню», праздники, занятие-беседы «О детском послушании» и другие.

«Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом христианских «самых главных праздников», - писала О.М. Потаповская,- воссоздает духовно-нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми, близкими, детьми, взрослыми».

Программа «Мир-прекрасное творение» направлена на организацию процесса духовно - нравственного воспитания ребенка, построена по принципу постепенного расширения знаний дошкольников. В основе программы лежит православный годовой церковный круг праздников. Занятия, предложенные автором, интересны и доступны ребенку дошкольнику, так как в них включены игры, труд, специально подобранные сказки и стихи, разнообразная художественно – продуктивная деятельность. Весь изучаемый материал представлен семью разделами: Бог-творец мира; жизнь Иисуса Христа и Богородицы; Храм-дом Божий; главные православные праздники; Жития святых; Божьи заповеди; художественная литература.

Целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка происходит путем: освоения детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие –жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни; развития мотивационной сферы через формирование стремления подражать высоким образам евангельских сюжетов и положительным героям сказок; развития у детей способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни и формирования умения делать самостоятельный нравственный выбор; содействия развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности; содействия развитию ручных умений, формированию элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами; оказания помощи в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя; формирования навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Особенностью организации НОД по духовно-нравственному воспитанию детей является то, что все занятия проходят в деятельности.

За небольшой период работы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении сложились определенные традиции, разработана и реализована система мероприятий, в которых принимают участие все участники образовательного процесса.

В процессе работы педагоги знакомят детей с нормами морали и поведения в обществе. Детям доступно, иллюстрировано, на примерах различных ситуаций объясняют как относится: к людям (гуманизм, сострадание, доброжелательность, уважение к старшим), труду (трудолюбие, взаимопомощь), к природе (любовь к родному краю, патриотизм, забота о природе). Опыт работы по данному направлению, показывает, что дошкольникам доступно проявление моральных чувств. Ребенок в этом возрасте может проникать в эмоциональное состояние других, понимать, сострадать и сам начинает испытывать подобные чувства.

Для ознакомления дошкольников с духовно – нравственными нормами широко используем художественную литературу. При чтении стараемся донести до детей переживания героев, передать им свое отношение, чувства. Большое эмоциональное влияние на детей оказывает православная художественная литература. Например: рассказы для благочестивых детей Марины Алешиной («Маленький домик для совести», «Где живет Бог?», «Три чудесных слова: «Слава Тебе Боже» и др); Азбука для маленьких Христиан (в алфавитном порядке расположены стихи на православную тематику), Детская Библия (в которой доступным детям языком, с красочными иллюстрациями описаны библейские истории). Огромное внимание педагоги уделяют совершенствованию предметно-развивающей среды: оборудованы уголки православия, приобретается познавательная литература православной тематики, видеоматериалы по истории Руси, аудиопособия для ознакомления детей с русским фольклором. При подготовке к занятиям огромную поддержку оказывает библиотека при Александро- Невском кафедральном соборе.

Полученные детьми знания воспитатели закрепляют посредством продуктивной деятельности. Изготовление подарков для родителей, друзей, младших сверстников к православным праздникам вызывает у детей заинтересованность и эмоциональный отклик на то, что подарок полезен близким или родным, а главное, что он сделан своими руками. В дошкольном учреждении организуем выставки детских работ на темы «Благовест», «Спешите делать добро», «Храм», «Вифлеемская звезда» на которых дети и родители представили поделки, картины, сделанные своими руками. Готовясь к участию в них, ребята осознают свою причастность к жизни дошкольного учреждения, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа и дошкольного учреждения.

Воспитателями изготовлены настольные дидактические игры для закрепления с детьми знаний, полученных на занятиях по духовно- нравственному воспитанию: «Пути Господни» (игра направлена на закрепление Заповедей Божьих), «Где спрятано яичко?» (закрепление пасхальных традиций), «Домик щедрости», «Пирамида нравственных качеств», «Добрые слова», «10 заповедей», «Собери храм», «Укрась оклад иконы».

В группах продолжается работа по формированию видеотеки «Православные семейные традиции» (родители приносят видеоматериалы о том, как они готовятся к православным праздникам дома, как отмечают день ангела и т.д.) пополняется альбом «Православный Альманах», где собраны стихотворения о православных праздниках, вере, культуре.

Творческой группой дошкольного учреждения составлены электронные игры на темы: «Добродетели», «Правила для детей», «Дорога к Храму», «Жития святых», «Доскажи словечко». Этот материал предлагается для домашнего использования. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, педагогов, родителей, что способствует формированию коллектива единомышленников.

Через приобщение к духовной культуре дети узнают, что означают наши христианские имена, понимают значимость дня именин – дня ангела.

В процессе освоения программы в дошкольном учреждении создаются условия для духовно-нравственного развития личности ребенка путем формирования нравственных представлений (эталонов) о духовно-нравственных нормах в отношениях и поведении человека.

Мониторинг, который проводился с целью определения уровня усвоения программы показал, что у воспитанников сформировано целостное представление о мире и человеке, о событиях Нового Завета: Рождестве Пресвятой Девы Марии, введении Пресвятой Девы Марии во храм, Рождестве Иисуса Христа, детстве Иисуса Христа, Крещении, благословлении детей, входе в Иерусалим, Пасхе, распятии и смерти Иисуса Христа, Воскресении Христовом, Вознесении.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех участников эксперимента: педагогов, детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от церковной жизни. Дети не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и потому в нашу задачу входит познакомить детей (в общих чертах) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

Анализируя работу, мы пришли к выводу, воспитание не принесет ожидаемой пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, над которыми работали педагоги.

Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало (или совсем отсутствуют) знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. 67% родителям просто неизвестно, что именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями), и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом. Чтобы дети – благословение Божие не стали для них «бедками». Однако, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Большое внимание мы уделяем средствам наглядной информации: стенды, папки - передвижки, выпуск газет; в ближайшей перспективе и создание православной библиотеки для родителей и педагогов (детской и взрослой).

Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи. Проводимый на базе нашего МБДОУ эксперимент по теме «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования» показал, что воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи, и что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

 

 

«Опыт работы по внедрению программы Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости» в соответствии с ФГТ»

Бычкова Г.Ю.,Юшкина Н.Ю.

СП «Детский сад «Сказка» ГБОУ гимназии №1

г.Похвистнево Самарская обл.

Детский сад – часть общества, и в нем, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Очень важно организовать процесс пребывания в детском саду так, чтобы ребенок был активен, увлечен, заинтересован. Поэтому из всего многообразия программ нами была выбрана и изучена комплексная программа Н.М.Крыловой «Детский сад – дом радости», которую мы внедряем в практику работы с 2003 года. Работая по авторской программе Н.М.Крыловой, содействуем развитию каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности, как личности, испытывающей потребность в коллективе, в обогащении себя через разные виды деятельности. Особенностью программы является тесное взаимодействие обоих воспитателей. Работать по этой программе начинаем с детьми 3-х летнего возраста, т. к. именно в этом возрасте наряду с предметным сознанием формируется второй вид сознания – самосознание. Это умение ребёнка проанализировать, что он сделал и дать оценку тому результату, который у него получился.Особое внимание в каждой возрастной группе придаём развитию тех видов деятельности, которые могут выполняться самостоятельно. Любой вид деятельности представляется для ребёнка в виде системы пальцев руки:

«Мизинец» означает «цель» деятельности (что задумали?)

«Безымянный» означает «предмет» (из чего хотим делать?)

«Средний» - «средства» (чем надо делать?)

«Указательный» - «действия» (как делать по порядку?)

«Большой» палец, поднятый вверх – это достигнутый результат (что получилось, соответствует ли первоначальному замыслу?)

Важным показателем результата нашей работы является здоровье детей. Ежедневно проводим с детьми организованную двигательную деятельность: утренняя зарядка в разной форме (игровая, типовая, аэробика); физкультурные занятия (обычные, тематические); подвижные игры и физические упражнения на 2-х прогулках; движения на занятиях, не связанных с физкультурой; физкультурные досуги; дни здоровья; самостоятельная двигательная активность; минутки шалости – движения под музыку разного характера для расслабления нервной системы и физического напряжения. Во время минутки тишины дети успокаиваются под интересный рассказ воспитателя.

В течение всего дня дети находятся в свободном двигательном режиме. Беспрестанно двигаясь, они меняют позы: ползают под столами, когда готовят всё необходимое для занятий, танцуют, переходят от одного режимного момента к другому в форме игры «Летим на самолёте», «Весёлый поезд», «Едем на автобусе», «Лошадки» и т. д. Организация пространства ориентирована на то, чтобы обеспечить каждому ребёнку свободный двигательный режим.

У нас не принято делить помещение группы на чётко разграниченные зоны, в каждой из которых дети занимаются определённым видом деятельности. Наоборот, мы стараемся образовать такие пространства, где можно расположиться с размахом, найти место для реализации масштабного замысла. Даже спальную комнату мы обустроили так, что большая её часть освобождена для детских игр. Для этого мы приобрели кровати трёхступенчатого уровня. Некоторые игры и занятия охватывают обе комнаты.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах. Обучая детей всем видам речевой деятельности, применяя разные формы, способствуем активизации речи детей, пополнению словаря и развитию творческих способностей. Для повышения речевой активности детей во время разных видов деятельности в группе используется игровой персонаж Мишка, который многого не умеет и не знает. А, как известно, лучше и легче всего научиться, когда сам учишь кого-то. Вот мы и учим этого наивного и не слишком образованного Мишку. Он иногда говорит глупости или чего-то не понимает, и ему приходится объяснять, доказывать, убеждать. Иногда он задаёт очень трудные и неожиданные вопросы, и тогда деткам надо думать и даже советоваться со взрослым. Дети очень легко устанавливают эмоциональный контакт с Мишкой, с большим удовольствием учат его, рассказывают, что делали, что узнали, т. к. они видят в Мишке не строгого критика, а недотёпу, которому нужно помогать, о котором нужно позаботиться или чему-то учить. И ему всегда нравится то, что сделали для него дети, он радуется каждому их успеху.

В младшей группе не проводится специально организованные занятия по развитию речи, но эта деятельность является основополагающей в течение всего дня. Начинается с индивидуального утреннего разговора с воспитателем, продолжается в обсуждении предстоящего занятия, в хороводных и речевых играх, в умывании, где проводятся пальчиковые игры, сообщается интересная информация, решаются проблемные ситуации. Во время опробования продукта, которое проходит в форме беседы с детьми, мы задаём вопросы, а они должны рассказать о предложенном продукте (цвет, форма, размер, где растёт, что из него можно приготовить), и затем его пробуют. Развитие речи происходит во время обсуждения с детьми меню, в непринуждённой беседе за столом, во время сбора на прогулку, на улице, перед сном и после пробуждения. А дома, с мамой нужно пересказать придуманный рассказ, записанный воспитателем со слов ребёнка, чтоб назавтра выступить с ним перед друзьями.

Также проводим беседы, диалоги в форме «Посиделок», речевые игры, учим составлять рассказы-описания, ролевые рассказы детей по прочитанным произведениям, сочиняем сюжетные рассказы по описанию игрушки, картине, из опыта, загадки, овладеваем первоначальными навыками чтения.

В речевой работе, особенно младшей и средней группах, мы используем полилог, чтобы не гасить детскую речевую активность. В процессе целенаправленной работы по организации развития речи достигли следующих результатов: дети умеют свободно рассуждать, делать логические умозаключения, выводы, рассказывать сказки, придумывать рассказы по плану, схеме, составлять рассказ от лица героя и т. д. Заметна разница между детьми нашей группы и детьми параллельной группы, которая работает по традиционной программе. Наши дети более раскованны, организованны, умеют слушать и, самое главное, слышать воспитателя.

Работая по программе «Детский сад – дом радости», большое внимание уделяем игровой деятельности, которая позволяет, с одной стороны, раскрыться индивидуальности ребёнка, а с другой формировать навыки коллективной деятельности, умение жить в социуме. Научить ребёнка игровой деятельности нужно так же, как учить одеваться, умываться и т.д. Освоив авторскую технологию обучения игровой деятельности, зная основные методы и приёмы развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста, мы эффективно использовали возможности разных видов игры для социально-личностного развития детей. Учитывая, что каждый вид игры несёт в себе определённые воспитательные задачи, в своей работе практикуем следующие виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, развивающие, строительные и т. д.

Программой Н.М.Крыловой «Детский сад- дом радости» предполагается 3 типа овладения игрой:

А – становление игры как деятельности,

Б – воспроизведение под руководством взрослого,

В - самостоятельность и самоорганизация.

И здесь опять используется схема игры как деятельности от замысла до результата по различным видам игр. В каждой возрастной группе дети овладевают умениями организации сюжетно-ролевой игры, строительной, множествами хороводных и подвижных игр, игр-драматизаций и проч., умеют создавать игровое пространство.

В младшей группе идёт обучение игре «Дочки-матери». Сначала рассматриваем картинки о том, как мама заботится о своём малыше, беседуем об этом, затем театр воспитателя – играю роль заботливой мамы, делаю всё для того, чтобы дети сами захотели быть заботливыми мамочками. В начале года инициатором и организатором игр выступают педагоги, а к середине года инициатива принадлежит ребёнку, так как он достиг уровня самостоятельности, происходит переход от игры рядом к игре вместе, разыгрывается игра «В гости». В средней группе знакомим детей с профессиями людей, работающих в детском саду. Проводим экскурсии в прачечную, на кухню и т.д., где дети видят реальные профессиональные действия людей. Затем происходит обучение обыгрыванию новых ролей, помощь в выборе инстру


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.