ТЕМА 8. Игра как основа деятельности временного детского коллектива — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

ТЕМА 8. Игра как основа деятельности временного детского коллектива

2018-01-30 826
ТЕМА 8. Игра как основа деятельности временного детского коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 8. Игра как основа деятельности временного детского коллектива

Вопросы для обсуждения:

8.1 Педагогическое значение детской игры.

8.2 Виды и функции игры.

8.3 Проектирование игровой деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.

8.4 Методика организации и проведения детских игр.

8.5 Технология игрового сюжетно-ролевого моделирования как способ формирования ВДК в условиях летнего отдыха детей и подростков.

 

Виды и функции игры.

В педагогической литературе существуют разнообразные подходы к классификации игр. Наиболее полной и распространенной классификацией игр является классификация С.А. Шмакова. Он разделил все детские игры на следующие виды.

1. Физические и психологические игры и тренинги:

а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

б) экстатические, экспромтные игры и развлечения;

в) освобождающие игры и забавы;

г) лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

а) предметные забавы;

б) сюжетно-интеллектуальные игры;

в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

г) строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные игры, игры-автоматы.

3. Социальные игры:

а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

б) деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Игры, например, делят на

подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие. Но спортивные игры тоже являются подвижными, а творчество — непременный компонент любой игры.

По содержанию: познавательные (интеллектуальные), спортивные (военно-спортивные), развлекательные, творческие, социальные, музыкальные, профилактические и др.

По форме организации: сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-эпопеи, подвижные, народные, игры по станциям, игры-состязания, игры-путешествия и др.

По месту проведения: на местности, с эстрады, на воде, на пляже, в автобусе, в помещении и др.

По количеству играющих: индивидуальные, парные, коллективные, групповые.

Игр великое множество, и все они преследуют определенные воспитательные цели.

Игры на знакомство. Цель–знакомство детей друг с другом, настрой на общение. Особенность организации: лучше проводить вожатому с конкретным отрядом. В содержании игр должны использоваться имена.

Игры в автобусе. Цель–организация воспитательного пространства данного временного периода интересным и полезным делом. Особенность: игры не должны побуждать участников к двигательной деятельности, а максимально использовать заданные условия.

Игры-кричалки. Цель–эмоциональная и психическая разрядка и зарядка, повышение настроения. Особенность: данные игры побуждают участников к повышению тона речи в синтезе с юмористичным содержанием текста, используется оборот повторения.

Игры на внимание и координацию. Цель–развитие активного и волевого внимания, координации, осуществление контроля и самоконтроля. Особенность: в содержании данных игр участники должны изобразить движения, заданные ведущим, в определенном порядке, темпе, скорости.

Спортивные игры. Цель–привитие олимпийской культуры,повышение интереса к видам спорта. Особенность: игры подразумевают четкую систему правил, судейства в зависимости от вида спорта.

Интеллектуальные игры. Цель–активизировать познавательную деятельность, развить эрудицию, логику, быстроту реакции, умение мыслить нестандартно при решении задач логического характера. Особенность: игры строятся по принципу викторин, блиц-опросов и содержат вопросы как на заданную тему, так и разностороннего характера.

Творческие игры. Цель–активизировать познавательные итворческие способности ребенка. Особенность: данные игры строятся по принципу конкурсов актерских талантов, «рекордов» ребенка, в которых дети демонстрируют свои способности.

Игры на местности. Цель–развитие навыков ориентирования, максимальное использование заданных условий. Особенность: данные игры в своем содержании используют особенности местности и находящиеся на ней объекты.

Имитационные игры. Цель–развитие памяти,творчества,выдумки детей, способности выделять существенные признаки кого-либо. Особенностью таких игр является имитация движений, речи, характера заданного объекта (чаще человека, животного).

Сюжетно-ролевые игры. Цель–развитие памяти,воображения, актерских данных, воспроизведение и наиболее точная передача специфики роли. Особенность игр: сюжет и роли должны быть знакомы и узнаваемы.

Подвижные игры. Цель–активизировать двигательную активность детей, развивать физические навыки. Данный вид игры способствует укреплению мышечной системы детей, созданию комфортной атмосферы в группе, дает возможность каждому ребенку принять участие в той или иной игре, в зависимости от состояния здоровья. Особенность: относятся к типу командных игр, проводятся как на свежем воздухе, так и в просторном помещении; наличие инвентаря (мяч, скакалка и др.) необязательно.

Музыкальные игры. Цель–развивать музыкальные навыкиребенка, прививать эстетический вкус, разнообразить досуг. Особенность: данные игры предполагают знание текстов песен (детских, из мультфильмов, современных и др.), могут проводиться в микрогруппах (по 5–7 человек).

В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности, отличия по содержанию, форме, методике организации и проведения игр.

Функции игры:

· социализация (включение ребенка в систему общественных отношений);

· межнациональная коммуникация (усвоение общечеловеческих ценностей, культуры представителей различных национальностей);

· самореализация (возможность проявить себя);

· диагностика и самодиагностика;

· терапевтическая и коррекционная функции (использование игры как средства преодоления различных трудностей в поведении, общении, учении и т.п., внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

· развлекательная функция (доставляет удовольствие, побуждает интерес к чему-либо, переживание радости от совместной деятельности и общения с другими участниками игры).

Республика «Ювента»

« Пионерский лагерь им. Ю.А. Гаринауниверситета дружбы народов им. П.Лумумбы».Именно так было написано раньше перед въездом в детскую республику Ювента (по-латински - молодость). Снять этувывеску постановило правительство Ювенты- мол, нашаэто республика, и мы сами решим, как ее назвать. Но это было еще не самое «крутое» решение Кабинета министров.

А началось все в 1988 г., когдавожатые решили изменить всю систему работы в пионерском лагере, сделав основной упор на детское самоуправление. Хватит, решили мы, все придумывать и делать за ребят, они приехали добровольно в лагерь, кому же, как не им самим, лучше знать – что им здесь надо. Таким образом, было положено начало новой системы самоуправления, где ключевым органом стал Совет министров. В чем же заключаются основные моменты нашей системы?

Приехав в лагерь с детьми, мы уже в первый день проводим открытие смены и начинаем трехдневный оргпериод, основная задача которого – выявление в ребячьих коллективах неформальных лидеров, способных взять в свои руки всю полноту власти в организации отдыха. Для достижения этой цели мы проводим традиционные дела: вечер знакомств с сотрудниками, открытие спортивного сезона, дни рождения города (отряды у нас называются городами) и т.д.; основным в эти первые два-три дня являются такие мероприятия, в которых смог бы проявить себя каждый ребенок (кто-то в спорте, кто-то в творчестве, а кто-то и в физическом труде). И еще одно условие – ребята в первые дни должны полностью, без остатка, окунуться в активную творческую жизнь, именно поэтому первые дни у нас рассчитаны буквально по минутам.

Прожив первое время в таком достаточно тяжелом, но интересном ритме, ребята очень хорошо узнают друг друга, и уже в конце третьего дня начинается следующий этап – формирование и выборы органов самоуправления в республике и в городах. Что касается самоуправления в городах, то здесь города имеют полную самостоятельность (ребята сами решают, кто ими будет управлять: мэр, Совет или Комитет доверия). Подробнее остановимся на общереспубликанской системе.

По итогам голосования города (в основном старшие) направляют своих делегатов, кандидатов в министры, в Дом правительства (бывшая пионерская – ред.), где советники (старший вожатый и старший педагог) проводят жеребьевку и формируют две инициативные группы: А и Б (в каждой из которой должно быть равное количество представителей от каждого города). Образовавшиеся инициативные группы собираются в разных местах и в течение всей ночи готовятся к предстоящим на следующий день выборам правительства. Чем же занимаются инициативные группы во время подготовки к выборам? Во-первых, они распределяют между собой портфели министров: министр экономики, министр внутренних дел, министр социологии и информации, пресс-атташе, выбирают своего лидера, который в случае успеха всей группы становится президентом республики. Во-вторых, ребята начинают подготовку своей предвыборной программы, состоящей из двух частей: теоретической, где подчеркиваются основные принципы, направления в работе данной группы, и практической, в которой избирателям предлагается конкретный план мероприятий на всю смену. В-третьих, группы непосредственно готовят свою предвыборную программу: рисуют лозунги, плакаты, расклеивают листовки, готовят радиопрограммы и многое-многое другое для того, чтобы с утра на головы избирателей обрушилась целая лавина информации о соперниках на выборах, о политических портретах лидеров и министров, о планах на смену.

На следующий день кандидаты и министры организуют встречи с избирателями, на которых разъясняют свои программы, изучают интересы ребят, организуют предвыборные митинги. За корректностью предвыборной борьбы следят советники и Совет старейших (ребята, которые уже много лет приезжают в наш лагерь).

Сами выборы проходят как большое шоу-представление. Они состоят из нескольких туров, в ходе которых проверяются разнообразные качества претендентов, им предлагается решить какие-либо практические задачи, они отвечают на вопросы своих соперников и избирателей. Инициативные группы принимают участие в различных конкурсах, викторинах и т.д. В перерывах между турами проходят творческие выступления, подготовленные городами.

В итоге избирателям предлагается определиться и отдать свой голос за одну из групп. Победившая группа становится правительством республики, проигравшая – оппозиционным, теневым кабинетом, а ее лидер входит в состав правительства в качестве вице-президента, задача которого осуществлять контроль за работой правительства. Со следующего дня правительство начинает свою деятельность по выполнению наказов избирателей. Приступают к работе министры.

Министр экономики организует различные трудовые акции: распределяет территорию для уборки за городами, начисляет заработную плату жителям городов (об этом немного ниже), выпускает экономический вестник.

Министр информации и социологии выпускает различные информационные листки, информирует избирателей о работе правительства, проводит различные социологические опросы по заказу других министров.

Министр внутренних дел организует патрульную службу на территории республики, которая отвечает за порядок после отбоя, во время родительских дней.

Министр культуры отвечает за организацию и проведение творческих дел в республике, дискотек, за поддержание порядка в клубе.

Министр физкультуры и спорта организует проведение утренней зарядки, спортивных праздников, олимпиад.

Министр пресс-атташе отвечает за оформление различных общереспубликанских мероприятий, выполняет заявки других министров, выпускает республиканскую газету «День за днем».

Президент отвечает за работу всего кабинета министров, проводит заседания кабинета.

Конечно же, одному министру не справиться с такой большой нагрузкой, поэтому при каждом министре есть небольшое министерство, в которое входят ребята, отвечающие за подобное направление работы в городах.

В течение недели после выборов правительство руководит всей жизнью республики. А через неделю в республике проводятся перевыборы. Перед всей республикой министры и президент отчитываются о своей работе, отвечают на вопросы избирателей. Вице-президент, который возглавляет теневой кабинет, дает оценку работы кабинета министров. Затем избиратели голосуют за каждого из министров. Если любой министр или президент получит 25% голосов против, он вынужден выйти в отставку право назначить нового министра предоставляется вице-президенту.

Уже три года прожила Ювента по новой системе самоуправления. За это время ребята почувствовали себя действительными хозяевами своего отдыха.

Так, на практике ребята учатся демократии. Выборное правительство претворяет в жизнь свою программу, планируя всю жизнь республики, решает многие наболевшие проблемы. Пример: ребята сумели добиться выделения большого автобуса, чтобы ездить на Пироговское водохранилище. Когда это произошло, проект УНД Р.Г. Кидук с облегчением вздохнул: «Я выполнил приказ вашего президента!». Именно благодаря правительству в республиканском ресторане появились салфетки и ножи на столах, правительство добилось проведения по-новому утренней физической зарядки. Не один раз на заседания правительства приглашались начальник лагеря, врач, повар, другие сотрудники. Кстати, необходимо подчеркнуть роль взрослых, администрации в проведении этого эксперимента. Все взрослые призваны относиться с уважением и доверием к ребятам.

В августе 1989 года Ювента десять дней жила в условиях уже нового «экономического эксперимента. За уборку палат, территории, работу в ресторане и т.п. каждый получал деньги (ювентали), которыми распоряжался по своему усмотрению: то ли купить пирожное, то ли сходить на дискотеку в видеобар, то ли открыть счет в республиканском сбербанке. И никакой уравниловки! «Кто не работает, тот не ест» – как при социализме. «Валюта была самодельная – один рубль равен ста ювенталиям. Результат? По утрам к министру экономики выстраивалась целая очередь желающих заработать и самостоятельно находящих место для приложения своих сил: убрать доски, помыть в клубе окна...

Еще в июле 1989 году одна из инициативных групп предложила провести день кооператора. Сказано – сделано: открылась биржа труда, напечатаны на компьютере денежные купюры, планировалась большая ярмарка, где можно было бы потратить заработанные деньги. Но... (ох, уж эти юные предприниматели!) начались взятки, фиктивные чеки, наряды и многое-многое другое. В коррупции оказались замешаны даже некоторые министры.

Этот случай натолкнул нас, вожатых, на мысль о необходимости довести детскую идею до совершенства. Через несколько дней и бессонных ночей была создана экономическая модель, составлена смета, просчитаны возможные цены, размеры заработной платы, напечатано необходимое число денежных купюр.

Размер заработной платы зависел от качества уборки палат и территории. Министр экономики проверял качество уборки, выставлял оценки, начислял заработную плату на город и передавал чек на город в банк. В городе же деньги распределялись по усмотрению городского органа самоуправления. Кроме основного заработка, каждый гражданин мог подзаработать, взяв подряд на какие-либо работы. А зачем ребятам, какие- то ювентали? Вполне резонные вопросы. На заработные деньги ребята могли купить пирожные, сушки, печенье, соки, различные игрушки, сувениры и т.д. Все эти продукты и товары были куплены на конвертируемую валюту (у нас в республике рубль - конвертируемая валюта). А эти деньги мы получили, сдав пустые бутылки. С момента введения денег все услуги в республике (дискотека, кино, видео и т.д.) стали платными (кроме медицинского обслуживания, питания).

Конечно же, не все ребята с первого дня стали трудиться «не покладая рук». Но уже через несколько дней, поняв, что, не работая, ты ничего не будешь иметь, самые отпетые лентяи стали подходить и просить какую-нибудь работу. У самых же трудолюбивых через несколько дней появилась возможность положить определенную сумму на сберкнижку, принять участие в аукционе, где продавались наиболее ценные вещи.

Что все это значит? Игра в демократию и социализм? Да. Но игра всерьез, когда ее юные участники, возможно, впервые задумываются, при каком строе мы живем, откуда берутся «бесплатные благах». Стабильные зарплаты – только у президента и у министров. Остальные получают ровно столько, сколько заработают. Если предпочитаешь сачковать, когда другие работают, извини, дискотека тебе не по карману. Эксперимент продолжался недолго. Но за его проведение в следующем году проголосовали 75% жителей республики.

И уже в следующем 1990 году полностью две смены Ювента жили со своей валютой, банком, магазинами. Ребята стали активнее, они организовали несколько кооперативов, построили свой видеобар. А с какой гордостью, может впервые в своей жизни, малыши в родительский день покупали для своих родителей билет на видеофильм.

Вот такая она, наша Ювента! Конечно же, и у нас много проблем, нерешенных вопросов. Например, постоянно не хватает денег (рублей) для поддержания на высоком уровне рынка, ведь если не будет товаров, вся наша экономическая система работать не будет. Но все это преодолимо. Мы ищем новые формы работы в республике. В этом году мы планируем углубление и развитие, как политической, так и экономической систем. Мы попробуем объединять ребят в своеобразные фирмы и предприятия по их интересам: библиотекари, воспитатели, служба безопасности, актеры, спортсмены-профессионалы и т.д.; работа на этих предприятиях будет основным местом заработка для ребят. Да, планов много, но не больше, чем проблем. Главное – есть желание работать.

Город Комсомольский

Цель лета – создать условия для интересного, своеобразного и познавательного отдыха ребят.

Задачи:

1. Организация совместной деятельности детей и взрослых на пользу окружающим людям.

2. Использование методики ИТД для демократизации жизни ребенка в условиях лагеря.

Форма организации: город «Комсомольский».

Схема организации города – четыре улицы:

«Зеленый вал» – проживают 6–7-классники, 5 отрядов-домов;

«Центральная» - проживают 7–8-классники, 9 отрядов-домов;

«Спортивная» – проживают 8–9-классникв, 2 отряда-дома;

«Эстрадная» – проживают 7–9-классники, 6 отрядов-домов.

О структурной организации улицы решают на совместном сборе жители улицы. В городе действуют службы:

1. Дежурная (по спец. графику). 5. Театр.

2. Пресса. 6. Служба быта.

3. Радио. 7. Фирма досуга.

4. Телевидение.

Набор в службы ведется при заезде ребят. Городской совет выбирается как координирующий орган города, смена происходит через 15 дней. Ежедневно собираются на «вечернюю зорьку» представители домов.

Основными видами деятельности горожан является активный отдых.

Формы – кружки (2 раза в неделю):

– танцы, спорт, музчасы

– выезды на природу

– просмотр видео-, кинофильмов по особому графику

– компьютерный класс школы

- экскурсии по лагерю

Общие дела первой смены:

– День города 30 мая (в день рождения «Комсомольского»);

– Спартакиада (в разные периоды смены);

– Праздник улицы (творчество ребят);

– День свободного предпринимательства.

Для организации общих дел создается рабочая группа по смене в количестве 5 человек. Эта же группа является координирующим центром в педагогическом коллективе.

К смене вожатому необходимо продумать и подготовить:

– средства воспитательного воздействия на ребят;

– приемы и методы диагностики на ребят;

– систему дел КТД их направленность, диалектику к ним;

– обговорить систему напарничества и оргработу;

– работа с органами самоуправления и формы анализа дня.

Результатом оргпериода видится количественно-качественная характеристика ребят, приехавших из зараженных районов.

Система дел оргпериода:

-благоустройство города;

– хозсборы, сборы улиц;

– выборы городского совета;

– огоньки;

– оргсборы в отрядах;

– сборы-планирования;

В основной период основная нагрузка воспитательной работы сосредоточится в отряде. Поэтому необходимо продумать:

– содержание дел основного периода;

– приемы создания условий для проявления позиций ребенка в роли организатора;

– роль органов детского самоуправления;

– контакт между отрядами-домами на улице и в ВПЛ «Орленок»;

– систему огоньков, анализ дня.

Результатом основного периода видится характеристика общественно полезной направленности ребят, их потребности, интересы, особенности.

В итоговый период смены производятся походы, поездки, экскурсии по Туапсинскому району и Краснодарскому краю для наиболее полного и всестороннего удовлетворения потребностей и интересов ребят.

В итоговый период необходимо продумать:

– как сможет ребенок применить познанное в «Орленке» в течение лета;

– с чем ребенок уедет из лагеря;

– направленность дел на подготовку 30-летия и следующей смены.

Результатом итогового периода видится:

1. Работоспособность творческого детского и взрослого коллективов, работающих в системе КТД.

2. Полная характеристика заехавших ребят.

3. Создание условий для раскрытия личности в коллективе.

4. Участие ребят в разработке следующей смены.

Таким образом, просматривается педагогическая линия, координирующаяся на педсоветах, совещаниях, и тогда и общие дела, и дела малых коллективов и групп не выпадают из общей логики смены, не просто заполняют «пустоты плана-сетки».

Можно предположить, что заранее смоделированный игровой процесс не позволит полно раскрыть творческие возможности ребят. Но лучше, если на первом этапе, который послужит для ребенка обучающим, он сможет увидеть достаточно качественные образцы, а потом начнет выбирать и планировать самостоятельно.

А во-вторых – дни лагерной смены столь коротки, что не позволят терять много времени на обсуждение «во что играть?», а сразу требуется ответ «как играть?».

К сожалению, наши дети играют гораздо меньше, чем мы в детстве, их больше волнуют проблемы взрослых, и, не точно владея игровыми приемами, они заменяют их на словесные. Между тем, игровой метод требует включенности взрослого не только на правах организатора, но и участника, предполагая как права, так иобязанности. И только при этих условиях может увидеть жизнь вот такой документ, раскрывающий на деле слово «демократия».

Договор

между жителями города «Комсомольский» в лице мэра и городского совета и старожилами города в лице президентского совета. Составлен настоящий документ в целях:

– урегулирования отношений между сторонами и установления отношений взаимного уважения и сотрудничества, охраны прав, интересов всех жителей города;

– обеспечения разнообразной жизни города и его служб;

– охраны жизни и здоровья горожан всех возрастов.

Со стороны президентского совета гарантируется обеспечение отдыха горожан в соответствии с имеющимися условиями, обеспечение качественного питания и качественного медицинского обслуживания, культурного досуга, обеспечение прав обращения и получения ответа от компетентных лиц в кратчайшие сроки.

Со стороны городского совета гарантируем:

– выполнение правил распорядка, личной гигиены;

– соблюдение законов города, уважительного отношения к традициям «Орленка»;

- высокий культурный уровень взаимоотношений между жителями и гостями города.

Мэр города Подпись

Президент

Союз неизведанных галактик (СНГ)

Цель создать необходимые условия для познавательного и развлекательного отдыха детей в лагере.

Задачи:

1. Организация совместной деятельности детей из различных галактик и взрослых на пользу окружающим.

2. Демократизация жизни ребенка. Форма организации: СНГ (союз неизведанных галактик).

Схема организации: «Солнечная галактика» (1, 2 отряды, 13–15 лет ); «Звездная галактика» (3, 4 отряды, 11–13 лет); «Лунная галактика» (5, 6отряды, 8–10 лет); «Цветочная галактика» (7, 8 отряды, 6–8 лет);

«Инопланетяне» – вожатые.

Каждая галактика состоит из планет. Каждый отряд является планетой, название которой дают самидети в соответствии с названием галактики. С помощью взрослых – вожатых ребята выбирают девиз, речевку, песню (например, Солнечная галактика – отряд «Лучик»).

Дети на выборах избирают президента Союза галактик (или в результате проведения викторин, конкурсов, эстафет), Министерства Вселенной,командира планеты, межгалактические патрули (патрульная служба после отбоя), плеяду культуроведов, информационное агентство «Вселенная» и т.д. Основной орган самоуправления: Министерство Вселенной.

Правительство:*президент союза галактик отвечает за работу министерства;– патрульная служба после отбоя по территориям галактик; * плеяда культуроведов занимается вопросами культуры во всей Вселенной, проводит различные мероприятия в этой сфере; * информационное агентство «Вселенная» сообщает новости по радио иди в газетах, всячески помогает плеяде культуроведов; * олимпийское созвездие отвечает за проведение спортивных мероприятий во Вселенной.

Модель данной лагерной смены рассчитана на 21 день. Каждый день включает в себя много развлекательных, познавательных, физических и трудовых мероприятий. Некоторые из них будут проводиться каждый день (например, уборка территории специальной службой охраны окружающей среды, которая назначается командиром планеты и меняется в соответствии с графиком). Выбор правительства производится с помощью взрослых на конкурсной или выборной основе.

Мероприятия: «Великолепная-4» – представление планет, путешествие на «Цветочную галактику», Межгалактическая «Любовь с первого взгляда», «А ну-ка, девочки планет!», конкурс «Межгалактической инсценированной сказки», «Съезд межгалактических поэтов», карнавал «Ах, эта бесконечная галактическая ночь!»

ТЕМА 8. Игра как основа деятельности временного детского коллектива

Вопросы для обсуждения:

8.1 Педагогическое значение детской игры.

8.2 Виды и функции игры.

8.3 Проектирование игровой деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.

8.4 Методика организации и проведения детских игр.

8.5 Технология игрового сюжетно-ролевого моделирования как способ формирования ВДК в условиях летнего отдыха детей и подростков.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.