Контрольная работа № 21. Экологическое сознание и его особенности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Контрольная работа № 21. Экологическое сознание и его особенности

2018-01-30 170
Контрольная работа № 21. Экологическое сознание и его особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Проблема взаимодействия общества и природы.

2. Научно-технические пессимизм и оптимизм.

3. Коэволюция.

Методические указания

Проблема взаимодействия общества и природы является предметом экологической формы общественного сознания. До поры до времени люди особенно не задумывались о результатах своего воздействия на природу. Интерес к изучению природы усилился с развитием естествознания в эпоху Возрождения и начала Нового времени. Ф. Бэкон считал, что познание природы необходимо для благополучия общества. Складывается убеждение, что цель науки - познание природы и обеспечение господства над ней. Правда, Бэкон делал важную оговорку, что господствовать над природой мы можем, подчиняясь ей. Но об этом как-то забывалось.

Идея господства над природой - одна из важных идей в истории экологического сознания. Но получалось так, что эта идея, по существу, оправдывала хищническое отношение к природе. От природы стремились взять как можно больше и никто не прислушивался к призывам о сохранении природы. Здесь хочется отметить, что основатели марксизма выступали против вульгаризации идеи господства над природой. Они говорили о том, что мы отнюдь не властвуем над природой подобно тому, как завоеватель властвует над чужим народом. Но реальность-то далека от правильного применения знания законов природы. Погоня за прибылью любой ценой в конце концов привела к современной экологической ситуации.

Как реакция на сложившуюся ситуацию во второй половине XX веха формируется т. наз. новое экологическое мышление. Оно отражает реальность современного мира, результаты взаимодействия общества и природы. В новом экологическом мышлении все сильнее звучат мотивы о разрушительных последствиях научно-технического прогресса, о нарушении экологического равновесия, загрязнении окружающей среды, нарастании необратимых процессов в природе, о перспективах деградации человечества. Осознается необходимость разумного использования природы, в планетарном масштабе. Вызревает убеждение, что сохранение природы, восстановление экологического баланса имеет общечеловеческую ценность. Создание ноосферы (само это понятие сегодня - одно из основных понятий нового экологического мышления) требует глобального подхода.

Сегодня предлагаются различные варианты оценки и решения экологической проблемы. Среди них выделяются т. наз. экологический пессимизм и т. наз. научно-технический оптимизм. Представители первого (Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хайлбронер, П. и А. Эрлих - в США) утверждают, что развитие общества становится несовместимым с сохранением природы, противоречия между ними усиливаются в условиях научно-технического прогресса; возможен вариант полного разрушения окружающей природной среды и в итоге - гибели самого человечества. А что делать, чтобы избежать этого варианта? Вот некоторые предложения:

Установить нулевой рост производства, т.е. задержать развитие промышленности и сельского хозяйства на нынешнем уровне, тем самым стабилизировать использование природных ресурсов.

Отказаться от современной техники, возвратиться к допромышленному производству, к т. наз. альтернативным технологиям - ремесленному труду, земледелию, основанному на простых орудиях, все большему использованию животных.

Последовательно снижать прирост населения, а затем уменьшить его абсолютную численность. Это приведёт к снижению объема потребностей и к уменьшению объема производства.

Изменить образ жизни и свести к минимуму потребности общества. Это позволит уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу.

Все эти предложения, по сути дела, исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже не достижимо и можно говорить лишь о некотором ослаблении воздействия общества на природу.

Представители научно-технического оптимизма (Д. Белл, Г. Кан, А. Тоффлер в США, Б. де Жувенель, Ж. Фурастье - во Франции, О. Флетхейм в ФРГ, К. Фримен, Д. Габор - в Великобритании и др.) считают, что все глобальные проблемы, в том числе и экологическая, разрешимы с помощью научно-технического прогресса. Среди путей решения экологической проблема предлагаются следующие:

Введение безотходного производства, правильная утилизация отходов. При этом технологический круговорот веществ позволит свести к минимуму использование природных источников сырья и энергии.

Разработать и реализовать т. наз. "экологический императив" - недопустимость изменения некоторого множества свойств окружающей среды. Необходимо сформировать новую "экологическую нишу" человечества, создать новую цивилизацию, достичь коэволюции общества и природы. Н.Н. Моисеев указывает на две компоненты коэволюции человека и биосферы: а) научно-технологическую - эффективное использование ресурсов, снижение нагрузки на биосферу (напр., эффективные технологии земледелия); б) социально-нравственную - переустройство быта и правил общежития, планирование рождаемости, регламентация деятельности людей. В конечном счёте необходима эволюция внутреннего мира человека.

Автотрофность человечества - поселение человека в техносфере, переход к усвоению неорганических веществ, независимость человека от биосферы (об автотрофности говорили у нас К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Однако вряд ли это осуществимо в ближайшем будущем.

Оценивая концепции разрешения экологической проблемы, нужно иметь в виду, что последствия научно-технического прогресса зависят не от самих науки и техники, а от того, как используются их достижения, а это, в свою очередь, связано со спецификой той социальной системы, в которой они функционируют. Чтобы предотвратить разрушительные воздействия общества на природу, нужно не только осознать экологическую ситуацию, но и преобразовать само общество. Необходимо рациональное использование природных ресурсов в интересах не отдельного человека, или социальных групп, а всего человеческого общества.

Противоречие между обществом и природой должно разрешаться не на основе господства человека над природой (если под господством понимать эксплуатацию природных богатств ради прибыли). Вместо "господства" должно быть "сотрудничество", в которое должны быть благоприятные условия и для развития общества, и для сохранения и эволюции природы.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.