Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2018-01-30 | 144 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как сообщает монахиня Мария: «...Отец Михаил нехотя относился к писанию писем, [но] его двигала на это безграничная любовь к страждущим. Когда он уже ослеп и был гоним от своих же братий, — только близкие духовные чада писали под его диктовку».
Вот несколько фрагментов из сохранившихся писем старца, тогда еще Тимона [то есть относящихся к периоду до принятия им схимы).
Из письма на Пасху Елене Тихоновой, псаломщице
«1940 г. Новый Валаам.
Радуйся, незабвенная Еленушка, а с тобой вкупе и все. Мир Вам, моим возлюбленным о Господе, и Божие благословение да почиет на всех Вас. Мы все в тишине и духовной радости поговели и встретили Праздник. Аз же, убогий, в первый день служил Божественную Литургию в своей домашней церковочкеутру сущу глубоку.
И так как мои глазки не капризничали, то все записочки о здравии и о упокоении — помянул, хотя их и очень много, — так что невидимо, духовною любовью побывал у всех Вас и у ваших родных, у живых и усопших, и было их около 3000.
И как много присланные выписки о поминовении Матери нашей Православной Церкви вещают: эта моя убогая церковочка была полна невидимых душ, и радостно встретили они праздник и Сладчайшего Господа веселили и радовали...
Господь у Вас в долгу не останется и воздаст Вам сугубо за то, что вы, мои все любимые, своею любовию часто это торжество побуждаете меня устраивать.
Т[имон]
ПРИПИСКА: Еще, незабываемые мои, любовь моя к Вам заставляет меня каждого благодарить отдельно. Другая сторона вещает так, что любителю безмолвия и стремящемуся к нему, а особенно в праздник, вместо молитвы — рассеяние ума и писать ответы. Думаю, что это не только не угодно, но скорее Ему, Сладчайшему, противно [то есть в старорусском, церковно-славянском смысле этого слова: противоположно, противостоит. — Авт.].
|
Затем — простите!
Радуйся о Господе. Христос Воскресе!»
Из письма к Е. и Г.
«1945 г. Новый Валаам.
Радуйтесь о Господе, ангелочки мои Е. и Г.
Мир Вам и Божие благословение да почиет на Вас. Спаси Вас Господь и Матерь Божия за Вашу любовь ко мне, убогому, и за молитвы, и за все...
Моя убогая любовь и молитвы — и о Вас, моих возлюбленных, всегда. Храни Вас Боже ото всех и от всего худого. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс 33, 20). И такова воля Божия: кого Господь любит, тех и скорбями наделяет — к будущей жизни приготовляет.
Т[имон]»
Из письма церковному писателю, профессору С. Большакову, в Оксфорд
«19 сентября 1957 г.
...Благодарю Сереженьку за память и любовь, усердно молюсь, поминая его, и, так как Сергеев у меня много, около его имени поставлено: "Афон и вся Европа". Больше ничего не скажу в наставление. Боженька велел мне только усердно молиться за всех — не учительствовать, а скрываться».
«"Всех люблю — всех бегу", — как говорил святой Арсений. После принятия схимы батюшка совсем прекратил писать письма, отвечая только в самых исключительных случаях и очень кратко.
Некоторые письма он вовсе не читал, некоторые отделял по своим соображениям — молился об этих людях, не распечатывая писем. Пришлось даже видеть письма, которые он клал на свой "временный" престол.
"Когда я был молодым [вспоминал батюшка], ходил иногда к старцу А. — высокой жизни был старец — и как бы некое указание о переписке взял от него. Ему много писали — вот видишь, как мне теперь... Пришел я к нему, а он разбирает письма: на это просят ответ — в сторону, опять [просят] ответ — опять прочь, в сторону... Смотрел я и запомнил: пишут много лишних слов, лишних переживаний; если все [письма] перечитывать и во всё это входить, — совсем потеряешь мирное устроение, [и] всё ведь это надо [потом] вычистить из себя — конца нет: тот сказал то, тот — то..."
|
Читал он те письма, где была исповедь; но как он знал, что в этом письме исповедь, он не сказал, а на вопрос — промолчал. Или [читал], если знал о каких-либо особых обстоятельствах в жизни своих чад».
ИЗ КРАТКИХ НАСТАВЛЕНИЙ ИНОЧЕСТВУЮЩИМ
ТЕРПЕНИЕ
«Терпи и терпи всё — все злострадания, всю тяжесть труда, укорения, клевету; но больше всего бойся отчаяния — это самый тяжелый грех».
«Есть два пути: один — путь самоукорения и смирения, другой — путь самооправдания и отчаяния. Первый — есть истинный путь: сокрушения и покаяния, и ведет [он] к утешению и спасению. Второй — путь гордыни, самооправдания; тогда никто не поможет, ни мои молитвы, ни Ангелы небесные, только милость Господня, а если не Господь, то этот путь ведет к гибели».
«Какое бы ни произошло поползновение, падение — надо вставать, не отчаиваться, а опять начинать: труд и труд нужен, борьба. Только за мужественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с искренним покаянием и твердое упование.
Сопротивляйся и борись, а остальное предоставь всё Господу».
(Тут батюшка рассказал, как один брат, впадавший в грех прелюбодеяния, горько каялся, сокрушался всем сердцем, — было так до семи раз; и так он каялся и боролся, что было ему прощено; и старцу было открыто, что ради сокрушения и борьбы был этот брат увенчан венцами. Он не допустил отчаяния.)
ХРАНЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА
«Больше всего храни мир сердца. Всё возложи на Господа, всецело предайся Ему — всё у Него и всё от Него.
Прекрати все знакомства, не ходи в гости и к себе не пускай, беги от всех, но люби всех, не входи в чужие дела и не суди никого — тогда и будет мир в сердце.
А поведёшься со многими — всё вынесут от тебя, что успеешь собрать в себе. Знакомства и разговоры опустошают и рассеивают. Кто-то должен быть, кем поделиться, без этого очень тяжело и трудно. Иногда это необходимо даже. Но выбрать надо очень осторожно, надо быть уверенным в человеке — [иначе] не поймут того, что для тебя ценно... Более молчи, учись молчанию...»
«Близкого друга не ищи — не найдешь... лучше быть одному, имея только Господа пред собой, — Он все устроит и поведет как надо.
|
Терпи, смиряйся, сокрушайся и береги паче всего мир душевный».
«Переписку сократи. Письма, куда легко вкрадывается самолюбие, самолюбование, это сношение с тем, кто тебе приятен, кто к себе привязывает. В них всегда мирская ласковость, тщеславие) Этих искушений надо избегать и бороться с таковыми».
«Если случится не преодолеть искушение, если не выдержишь вражеских нападений (а они всегда будут со всех сторон и неожиданно), если и не делом, а [только] помыслами увлечешься, — [на все это] есть покаяние».
«Никому о себе не рассказывай, не делись — могут не понять, а спорить и доказывать нет ни смысла, ни нужды — только лишнее словопрение без пользы».
«Всё, что нарушает мир, — отрезай, избегай; отходи — это необходимо».
«Главное — изнутри начинай, внутри очищай, а не напоказ — снаружи».
ЗНАЧЕНИЕ СКОРБЕЙ
«Господь испытывает верность скорбями. Всегда вступивших на иноческий путь ждут скорби. Сразу — это для сильных. На середине ли пути... Или для совсем слабых — при конце жизни, чтобы не обратились в бегство. На пути [выпадающие скорби] — это для борьбы, для венцов».
СИЛА ОБЕТОВ
«Господь насильно не удерживает — должно быть свое произволение, но, жалея, видя слабость и немощи, ставит в такие условия, что как бы этим заграждает путь к отступлению и заставляет терпеть».
«Всегда помни монашеский обет-оглашение!.. Ангелы записали [твое] исповедание сие Владыке Христу... подумай... ведь это страшно. Великая тайна».
«В ином мире радуются за тебя. Да как им, твоим близким, и не радоваться, когда один инок в роду может умолить и вывести из ада до семи поколений — так это велико в очах Божиих».
[Проси так:] «Господи, оставь меня как есть; не надо больше мне никаких дарований, но — дай любви».
«Любовь покрывает всё...»
[Это было сказано митрополиту Николаю Крутицкому, который не раз посещал о. Михаила и стал его спрашивать о «благодатной молитве». О благодатной молитве он ему так ничего и не ответил.)
«Когда враг досаждает, хочет мелочами, досадами раздражить, разгневать, похитить мир сердца, — скажи только: "Христос воскресе. Христос воскресе. Христос воскресе!.." Этих слов он боится больше всего, они его жгут как огонь, и он убежит от тебя».
|
ЕЩЕ О МОЛИТВЕ
«Не только надо молиться: "Господи, помилуй!” — не только просить, [но] надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа — тогда будет мир в душе».
«Мы легко обращаемся к заступничеству святых угодников, к Ангелам, к Божией Матери, обучаемся непрестанной молитве Иисусовой, а Троицу Святую забываем, будто Троица Святая чудная — далеко от нас...
Один старец усердно творил непрестанную молитву Иисусову, и было ему видение: предстали пред ним трое, потом двое удалились, остался один... Что это значит? Он творил молитву Иисусову и увидел троих — [это] Святая Троица; [а] остался только Господь Иисус Христос, Которого призывал — Сына Божия, Одного... Надо чаще обращаться к Святой Троице».
(Верно, этот старец был сам о. Михаил, но, как всегда, не хотел этого сказать.)
«Бывают сильные искушения — такие, что не совладать с собой: ничего не помогает, молитва не идет, и от нее нет облегчения. Ничего не можешь сделать с собой, совсем изнемогаешь, и слезы не облегчают... Тогда молись так: “Господи, за [молитвы] старца моего — помилуй мя..." Тогда почувствуешь облегчение; но это только тогда бывает, если есть к старцу полное доверие и полное послушание"...».
«СКАЗОЧКА О ПРАВДЕ» ОТЦА МИХАИЛА
«..."Священника не суди — бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком Таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на престол, довольно, чтобы смыть все его грехи". Это было мне сказано [о. Михаилом] после [его] "Сказочки”.
Я [тогда] приехала и рассказала батюшке о нашем священнике; он был очень несдержанный и бывал в такие минуты грубым. "Как так, такими словами, священник может говорить во время службы? — кипятилась я. — Должна же быть правда!" — "Сядь, успокойся [отвечал о. Михаил], я тебе расскажу сказочку” (которую я и записала сразу, придя к себе). Замечателен конец сказочки — слова о Богоматери заставят каждого замолкнуть».
Вот эта мудрая монашеская притча:
«Не ищи правды на земле... ищи ее в себе... Я расскажу тебе сказочку...
Жила Правда на земле. Плохо ей было: где ни появится, куда ни придет — везде ее гонят, везде ей нет места, всем она мешает... "Пойду, — думает Правда, — поближе к храму Божию, пойду в храм". Пришла, встала, но и в самом храме ее стали толкать: "Тут не стой, это мое место", "Туда не иди — там для почетных, богатых"... Придвинулась Правда к амвону, — но и здесь ей не нашлось места... Поднялась она, вошла в самый алтарь, стала у престола... Один говорит: "Я — старше”... Другой: "Я — саном выше"... "Я — заслуженный"... "Я — ученый, и здесь я должен стоять”... "А тут — я”... И вот даже там Правда не нашла для себя места...
|
Не ищи Правды... Царица Небесная, Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим, — разве не видела вокруг Своего Божественного Сына неправду, клевету, ложь, несправедливость, которыми платили Спасителю за Его бесчисленные благодеяния и чудеса? Но Она молчала. Она никого не упрекнула, никого не осудила. Вот как Она отнеслась к неправде этого мира!..
Крепись всегда, всякий день и час, будь очень внимательна к себе во всех мелочах, читай, рассуждай — веруй, что Господь поможет тебе и подкрепит, пошлет благодать восходить от силы в силу — "аще верен и тверд пребудеши".
Царство Небесное Христово силой берется, усилием — постепенно, не вдруг, непрестанным вниманием, самоотвержением, терпением, хранением чувств, покаянием, самоукорением, [а] главное, безмолвием: молчанием и молитвою.
Скорби от бесов не избежишь: если они сами не могут, посылают людей на то. Идущему по пути самоукорения и покаяния тут нужно всегда быть в напряжении, во внимании; даже если и много злострадания встретится, Господь поможет терпеть, видя его твердую веру, решимость и смирение. Помни: как только некий старец сказал о брате "ох" [то есть осудил его, так тут же] был изгнан Ангелами и лишен мантии. Семь лет он блуждал, не вкушал хлеба и каялся.
Бойся, бойся осуждать... не смотри на других.
Послушники — все спаслись, а своевольники — повредились, иные же и погибли...
Хотение свое оставить надо. Держи себя всегда в напряжении... Полагайся на волю Божию».
Завершая эту подборку кратких поучений старца Михаила, единственно только и хочется сказать: «Аминь!»
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!