Тема №1. 2 Эпистемология об истории становления научного знания: от преднауки к постнеклассической науке — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема №1. 2 Эпистемология об истории становления научного знания: от преднауки к постнеклассической науке

2018-01-30 170
Тема №1. 2 Эпистемология об истории становления научного знания: от преднауки к постнеклассической науке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.2.1. Проблема периодизации науки

Дискуссионный характер вопроса о периодизации истории науки. Популярная современная периодизация науки: преднаука, классическая наука, неклассическая и постнеклассическая (работы В. С. Степина, В.В.Ильина и др.).

Наиболее оптимальной моделью может стать следующая периодизация: доклассический, классический и постклассический. Постклассический включает в себя неклассическую и постнеклассическую науку. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Доклассическому, классическому и постклассическому этапам развитии науки соответствуют стадии ее синкретического, дифференцированного и интегрального развития.Вопрос о периодизации истории наукиявляется дискуссионным. Воспользуемся периодизацией, согласно которой науке как таковой предшествует преднаука, где зарождаются элементы (предпосылки) науки, затем следует классическая наука, неклассическая и постнеклассическая (см. работы В. С. Степина, В. В. Ильина и др.). Возможен и такой вариант. Доклассический, классический и постклассический периоды. Постклассический включает в себя неклассическую и постнеклассическую науку.

На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. каждая из стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи.Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных научных знаний в самостоятельные (частные) науки начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (этику и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук – биохимия, биофизика, физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»).

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

 

1.2.2. Возникновение предпосылок (элементов) научных знаний в Древнем мире и в Средние века

Предпосылки науки в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции. Экстернализм и интернализм об истоках становления преднауки. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выходза рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Доклассическая наука. В античности и средние века понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части.

Предпосылки науки создавались в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов астрономии, этики, логики, математики и др. В этом время еще не сложились объективные условия для формирования науки. В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, но не сама наука.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Предпосылкой возникновения научных знаний считается миф. В нем, как правило, происходит отождествление различных предметов, явлений и событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо овладеть операцией выделения «существенных» признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы и явления по выделенным признакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в становлении знаний.

Формирование отдельных научных знаний и методов связывают с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции. Что же послужило причиной культурного переворота?

Около V в. до н. э. усиливаются демократические тенденции в жизни греческого общества. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «наука доказывающая».

Особенности греческого мышления - рациональный, теоретический характер - наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.

Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. - I в. н. э.) считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания.

Тесно связаны физика и этика у Эпикура (342-270 годы до н. э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до бесконечности. Атом Эпикура - это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.

В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний.

Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах

Для эпохи Средних веков в Европе характерно стремление к всеохватывающему знанию. Но обладать им может только творец, и это знание универсальное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному.

Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. В мире, сотворенным Богом и по его планам, нет места объективным законам. Однако в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др.

На Востоке в средние века наметился прогресс в области математики, физики, астрономии, медицины. Мухаммеда ибн-Муса ал-Хорезми (780-850), Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) - философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня;

Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частности глазной хирургии.

 

1.2.3.Зарождение и развитие классической науки

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилеи, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Подготовительный этап первой научной революции приходится на эпоху Возрождения (1448-1540).

Среди тех, кто непосредственно подготавливал рождение науки, был Николай Кузанский (1401-1464), идеи которого оказали влияние на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера.

Нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была «полнокровная наука». Буржуазные революции дали мощный толчок развитию промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т.п. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, но и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило медленнее.

Стиль философского мышления Нового времени. Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления». Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают доклассический, классический, и постклассический (неклассический и постнеклассический) стили научного мышления.

Начиная с Нового времени, философия находится под громадным влиянием науки. Формируемый в ее рамках стиль мышления имеет превалирующее значение также и в философии. Наука служит, в первую очередь, интересам развития производительных сил капитализма, обслуживает его материально-технический базис. Наука Нового времени немыслима без опоры на опыт. Отсюда быстрый рост авторитета эмпирических форм научного знания – наблюдения и эксперимента. Успехи эмпирического знания, в свою очередь, стали оказывать все большее влияние на всю духовную культуру эпохи раннего капитализма, особенно на философию. Влияние настолько сильное, что мыслители стали отстаивать право на признание философии неотъемлемой частью именно научного знания.Не удивительно, что в общественном сознании начинает утверждаться общее видение многих проблем социума сквозь призму научного познания. Прежде всего, это касается методов, используемых наукой. Их все чаще распространяют и на философское мировоззрение.

Новое время стремится освободиться от пантеизма и, тем более, гилозоизма. В связи с этим возникает проблема метода, адекватного именно философскому мышлению. В результате именно к науке, а не теологии переходит верховный авторитет в вопросах истины, тогда как философия и религия вынуждены искать свое новое место. Начиная с Ньютона, наука оказалась связана с идеей прогресса, а сам выдающийся ученый стал основным предшественником эпохи Просвещения.

Французский мыслитель Рене Декарт (1596-1650) являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука Нового времени. По его мнению, самое достоверное из всех суждений “Мыслю, следовательно, существую”. Это как бы абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки.Философ понимает движение как относительное, движение и покой равнозначны: тело может являться движущимся относительно одних тел, в то время как относительно других будет оставаться покоящимся. На этом основании он формулирует принцип инерции: тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собой не останавливается.

Остались бессмертными его достижения в области математики: введение системы координат, алгебраических обозначений, понятия переменной, создание аналитической геометрии. Важна была также идея развития, содержащаяся в теории вихрей, и идея деления «корпускул» до бесконечности, что впоследствии было подтверждено атомной физикой.

В конце XVIII в. - первой половине XIX в. намечается тенденция использования научных знаний в производстве, причиной чему было развитие машинной индустрии, пришедшее на смену мануфактурному производству, что вызвало развитие технических наук. «Технические науки не являются простым продолжением естествознания, прикладными исследованиями, реализующими концептуальные разработки фундаментальных естественных наук. В развитой системе технических наук имеется свой слой как фундаментальных, так и прикладных знаний».

Начиная с создания немецким мыслителем Иммануилом Кантом (1724-1804) работы «Всеобщая естественная история и теория неба», в естествознание проникают диалектические идеи. В XIX в. диалектические идеи проникают в геологию и биологию. На смену теории катастрофизма, предложенной французским естествоиспытателем Ж. Кювье (1768-1832), пришла идея геологического эволюционизма английского естествоиспытателя Ч. Лайеля (1797-1875).

В области биологии эволюционные идеи высказывал французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк (1744-1829) в «Философии зоологии» и Ч. Р. Дарвин (1809-1882), создавший знаменитую работу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). Г. Менделем (1822-1884) в работе «Опыты над растительными гибридами», объединившей биологический и математический анализ, было дано достаточно адекватное объяснение изменчивости и наследственности свойств организмов, что положило начало генетике. Им было выделено важнейшее свойство генов - дискретность, сформулирован принцип независимости комбинирования генов при скрещивании.

В 30-х г. XIX в. ботаником М. Я. Шлейденом (1804-1881) и биологом Т. Шванном (1810-1882) была создана клеточная теория строения растений и живых организмов.

Вплотную подходит к открытию закона сохранения и превращения энергии немецкий врач Ю. Р. Майер (1814-1878), который показал, что химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными. Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907).

Эволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира.

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ («НЕКЛАССИЧЕСКАЯ») НАУКА. В конце ХIХ - начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. Радиоактивность, электрон, квант, идея о корпускулярно-волновой природе не только электромагнитного излучения, но и других микрочастиц, принцип неопределенности, античастицы, нейтрон.

Итак, в начале XX века был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира. Каким же мир предстает глазами современного ученого? Согласно Теории Относительности пространство и время не являются отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно переплетены и образуют единый континуум. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Свойства пространства и времени зависят от особенностей движущейся материи. Пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство искривляется, а время замедляется. Другие современные теории установили факт необратимости времени.Эта картина мира существенно отличается от предшествующей (механистической). Так, в системе Ньютона пространство и время обладают абсолютными и неизменными свойствами и полностью отделены от материи.Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности.

Переход от классической науки к неклассической характеризует та революционная ситуация, которая заключается во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом. Поскольку о многих характеристиках объекта невозможно говорить без учета средств их выявления, постольку порождается специфический объект науки, за пределами которого нет смысла искать подлинный его прототип. Выявление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом.

Научный факт перестал быть проверяющим. Теперь он реализуется в пакете с иными внутритеоретическими способами апробации знаний: принцип соответствия, выявление внутреннего и когерентного совершенства теории. Факт свидетельствует, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в некоторых ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не «интуитивная очевидность», а «уместная адаптированность».

Концепция монофакторного эксперимента заменилась полифакторной: отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия якобы для «чистоты рассмотрения», признание зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений о сущности объекта - переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы. Это ориентирует исследователя на изучение объекта как средоточия комплексных обратных связей, возникающих как результирующая действий различных агентов и контрагентов.

Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии. На основании «эффекта Доплера» установлено, что Вселенная расширяется. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции. Звезды, которые образуются из газово-пылевой межзвездной среды, в основном из водорода и гелия, под действием сил гравитации различаются по «возрасту». Причем образование новых звезд происходит и сейчас.

В 1963 г. открыты квазары - астрономические тела, находящиеся вне пределов Галактики. В 1965 г. американские астрономы А. Пензиас (р. 1933) и Р. Вильсон (р. 1936) обнаружили фоновое радиоизлучение. Как метко назвал его известный астроном и астрофизик И. С. Шкловский (1916-1985) - реликтовое излучение, не возникающее во Вселенной в настоящее время. Расширение Вселенной и реликтовое излучение являются, по мнению господствующей сегодня парадигмы, убедительными доводами в пользу стандартной модели происхождения Вселенной, или теории «большого взрыва». Однако следует иметь в виду, что в последнее время усиливается значение альтернативных научных теорий и взглядов (они отрицают наличие «большого взрыва» и мн. др.).

 

1.2.4. Становление социально-гуманитарных и технических наук

Мировоззренческие основания социально-исторического исследования и развитие и социально-гуманитарных наук. Формирование новой исследовательской парадигмы, в основании которой лежит представление об особом статусе социально-гуманитарных наук. В.Дильтей, Ф. Ницше, Г. Зиммель, А.Бергсон, О. Шпенглер и др., о категории «жизнь» как третьем субстанциональном начале бытия. Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г.Риккерт о методологическом отличии «наук о духе» и естественных наук. Исследование М.Вебером тенденции сближения естественных и гуманитарных наук, что является характерной чертой постнеклассического развития науки.

Технические науки как специфическая сфера научных знаний, формирующаяся в ходе исследования и проектирования инженерных объектов. Генезис технического знания: от античности к Новому времени. Вклад Гюйгенса в процесс формирования в сфере естественнонаучного знания подраздела специальных технических теоретических знаний. Специфика возникновения и развития техническое и инженерное образования. Высшие технические школы как центры формирования технических наук.

Дисциплинарное оформление технических наук во второй половине XIX — первой половине XX в. К середине XX в. завершение процесса формирования фундаментальных разделов технических наук. Особенности эволюции технических наук во второй половине XXв. Возникновение новых областей научно-технического знания, новых технологий и технологических дисциплин. Анализ философско-методологических исследований по проблематике технических наук. Принципиальное отличие задач, решаемых техническими науками от проблем естествознания. Техническая наука как исторически сложившаяся форма «обслуживания» знаниями инженерной деятельности.

В XIX веке начинают развиваться и социально-гуманитарные науки. К. Маркс (1818-1883) создает экономическую теорию, на основе которой несколько позднее Г. Зиммель (1858-1918) формулирует философию денег.

Важной проблемой философии науки стала проблема разработки методологии обществознания. Это также стало полным опровержением программы науки на первых этапах ее становления, когда бесспорную базу научных исследований составляли математика, физика, химия, отчасти биология. Прямой перенос методологических процедур из сферы естествознания в область общественных наук некорректен в силу специфики объекта - общества и наделенных сознанием и волей людей.

Характерное для классического этапа стремление к абсолютизации методов естествознания, выразившееся в попытках применения их в социально-гуманитарном познании, все больше и больше выявляло свою ограниченность и односторонность. Наметилась тенденция формирования новой исследовательской парадигмы, в основании которой лежит представление об особом статусе социально-гуманитарных наук.

Как реакция на кризис механистического естествознания и как оппозиция классическому рационализму в конце XIX в. возникает направление, представленное В. Дильтеем, Ф. Ницше, Г. Зиммелем, А. Бергсоном, О. Шпенглером и др., - «философия жизни». Здесь жизнь понимается как первичная реальность, целостный органический процесс, для познания которой неприемлемы методы научного познания, а возможны лишь внерациональные способы - интуиция, понимание, вживание, вчувствование и др.

Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) считали, что «науки о духе» и естественные науки различаются по методу. Испытавший на себе сильное влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920) не разделяет резко естественные и социальные науки, а подчеркивает их единство и некоторые общие черты. Все науки требуют «ясных понятий», знания законов и принципов мышления. Цель социальных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении.

Особое значение для Вебера имеет понимание как своеобразный способ постижения социальных явлений и процессов. Понимание отличается от объяснения в естественных науках, основным содержанием которого является подведение единичного под всеобщее. Но результат понимания не есть окончательный результат исследования, это лишь гипотеза высокой степени вероятности, Чтобы стать научным положением, она должна быть верифицирована объективными научными методами.

Начиная с Вебера намечается тенденция на сближение естественных и гуманитарных наук, что является характерной чертой постнеклассического развития науки.

Встановлении и развитии техниче­ских наук выделяют несколько этапов.История технических наук неразрывно связана с историей технического знания, которое возникает в результате развития куль­туры Древнего мира (V век до н.э.). Технические знания в древних культурах представляли собой религиозно-мифологическое осмыс­ление практической деятельности человека и применялись, напри­мер, при строительстве храмов, других культовых сооружений.

Долгое время наука развивалась отдельно от техники. Так, в античном мире различали тэхнэ и эпистеме — технику без науки и науку без техники. Но уже в эпоху эллинизма появляются элементы научно-технического знания. Например, Архимед, открывая закон рычага, законы движения «плавающих тел», закладывает начала механики и гидростатики. Древнерим­ский архитектор Витрувий изложил первые представления о прочности в трактате «Десять книг об архитектуре» (1 в. до н.э.).

В великих открытиях и завоеваниях истории науки и техники есть вклад народов всех стран мира. До XV столетия Европа отставала в области науки и техники от остального мира. Значительное число важнейших изобретений и открытий, на которых зиждется ceгодня наша жизнь, пришла из Китая.

В китайской науке было получено много замечательных результатов. В области математики - десятич­ные дроби и пустая позиция для обозначения нуля. В Китае при династии Тан (VII - X вв.) были изобретены механические часы. Развитие шелко­ткачества обусловило такие фундаментальные изобре­тения, как приводной ремень и цепная передача. В сочинении «Описание трав и деревьев южного края» (340 г.) со­держится сообщение о первом в мире случае использо­вания одних насекомых (муравьев) для борьбы с други­ми (клещами и пауками). Традиция биологической за­щиты растений поддерживается до сих пор. Современный мир - это сплав восточных и западных культурных пластов.

Значительный вклад в сокровищницу науки и техни­ки внесла арабо-мусульманская средневековая культу­ра, во много раз превосходившая тогдашнюю европей­скую культуру.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сфери­ческой тригонометрии, математической физики, опти­ки, астрономии и других научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов из­давна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые ис­ламом, они получили широкую поддержку у мусуль­манских властителей.

Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Джабар Ибн Хайян из Куфы заложил основы экспериментальной химии. Он занимался не только проблема­ми теории научной химии, но и в своих многочислен­ных экспериментальных исследованиях стремился по­лучить данные для практического применения в процес­сах выплавки стали, окраски тканей и кожи, производ­ства стекла и пр. Арабские ученые в области химии от­крыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаме­нитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клини­цистом в мире ислама, многие его труды являются на­стоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил на­чало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инстру­ментов, которые впоследствии использовались мусуль­манскими и христианскими хирургами. Другим знаме­нитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авензоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником эксперимен­тальной медицины.

В период Античности главной пружиной, обеспечивающей развитие античной культуры, стало рациональное научное мышление.

В античности есть примеры использования полученных научным путем знаний – в практических областях. Это были геодезическая практика, изготовление орудий, основанных на действии рычага, и определение устойчивости кораблей в кораблестроении. Например, при прокладке водопровода Эвпалина, который копался с двух сторон горы, греческие инженеры использовали геометрические соображения (вероятно, подобие двух треугольников, описанных вокруг горы и измерили соответствующие углы и стороны этих треугольников; одни стороны и углы они определяли на основе измерений, а другие определяли из геометрических отношений).

В античности действовали пусть и редкие фигуры ученых-техников (предтечи будущих инженеров и ученых-естественников). (Евдокс, Архит, Архимед, Гиппарх, Птолемей)

Переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной «технической науки» мы находим в исследованиях Архимеда. Также и в «Началах» Евклида нетрудно заметить группировку теорем (положений), которая вполне схожа с группировкой технических знаний. (В технических теориях, как известно, описываются классы однородных идеальных объектов – колебательные контуры, кинематические цепи, тепловые и электрические машины и т.д.). Евклид объединяет математические знания, описывающие классы однородных объектов, в отдельные книги.

Чем же отличается «техническая» наука Архимеда от современных технических наук классического типа? Казалось бы, и там и тут – реальное обращение к объектам техники и теоретическое описание закономерностей их строения и функционирования. И там и тут налицо применение для этих целей математического аппарата. И там и тут дело не ограничивается лишь реальными объектами техники, изучаются также случаи, мыслимые лишь теоретически, т.е. те, которые конструируются на уровне идеальных объектов, но не воплощены еще в техническом устройстве (опережающая роль науки). Отличие все-таки принципиальное – у Архимеда нет специального языка технической теории, специфических для технической науки онтологических схем и понятий. Сцепление разных языков в его работе достигается за счет онтологической схемы (чертежей), которая еще не превратилась в специфическое, самостоятельное средство научно-технического мышления (как, скажем, позднее, в конце XIX – начале XX веков это произошло со схемой колебательного контура, кинематического звена, четырехполюсника и т.п.).

Технические знания в Средние века (V—XIVвв.). В Средние века в ос­новном развивались ремесленные знания и алхимические рецеп­ты. Технические знания эпохи Возрождения (XV—XVI вв.) Здесь возникает как бы персонифицированный синтез научных и технических знаний в деятельности отдельных личностей. Эпоху Возрождения просла­вили знаменитые ученые-универсалы: Леон Батиста Альберти, Лео­нардо да Винчи, Ванноччо Бирингуччо, Георгий Агрикола, Джераламо Кардано, Джакомо делла Порта, Симон Стевин и др.

Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в Новое время.

Инженерное творчество Х. Гюйгенса, исследования Г. Галилея создали все необходимые условия для создания первых образцов инженерной деятельности. Это открыло дорогу для широкого использования теории в технике, для опережающего получения знаний, для точного определения параметров реального технического объекта, который может обеспечить запуск и использование сил и энергий природы. Именно Х. Гюйгенс пытается реализовать замысел техников и ученых Нового времени: на основе теории – запустить реальный природный процесс, сделав его следствием человеческой деятельности. Так, например, им были созданы часы с изохронным качанием маятника, то есть подчиняющимся определенному физическому соотношению (время падения такого маятника от какой-либо точки пути до самой его низкой точки не должно зависеть от высоты падения). Исходя из этих технических требований, Гюйгенс определил конструкцию, которая может удовлетворять данному требованию.

Для инженера всякий технический объект, с одной стороны, выступает как явление природы, подчиняющееся естественным законам, а с другой стороны, как орудие, механизм, который необходимо построить искусственным путем («как другую природу»). Сочетание в инженерной деятельности «естественной» и «искусственной» ориентации, заставляет инженера опираться и на науку (знание о естественных процессах), и на технику (знание о материалах, конструкциях, их свойствах, способах изготовления). Начиная с работ Гюйгенса, в сфере естественнонаучного знания появляется подраздел специальных технических теоретических знаний.

Процесс формирования технических наук начался с формирования на рубеже 18-19 веков технических наук механического цикла - теории машин и механизмов, деталей ма­шин, баллистики, теплотехники и других. Машина стала пониматься как реализация есте­ственного процесса, технические средства отныне могли быть использованы как особая фор­ма ове­ще­ст­в­ле­ния явлений и процессов природы.

Дисциплинарное оформление технических наук во второй половине XIX— первой половине XX века. В этот период формируется система международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникает научно-техническая периодика, создаются науч­но-технические организации и общества. Все это способствует дис­циплинарному оформлению классических технических наук: техни­ческих наук механического цикла, теории механизмов и машин, системы теплотехнических дисциплин, системы электротехнических дисциплин, теоретических основ радиотехники и радиоэлект­роники, теории автоматического регулирования. В начале XX века завершается становление классической теории сопротивления материалов и механики разрушения. Формирование теории паровых двигателей приводит к созданию научных расчетов паровых турбин и развитию научно-технических основ горения и газифика­ции топлива. Большой вклад в развитие теории тепловых электростанций как комплексной расчетно-прикладной дисциплины внесли Л.И. Керцелли, Г.И. Петелин, Я.М. Рубинштейн и др. К середине XX века завершается формирование фундаменталь­ных разделов технических наук — теории цепей, теории двух­полюсников и четырехполюсников, теории колебаний и др.; раз­рабатываются методы расчета, общие для фундаментальных разделов различных технических наук, чему способствуют мате­матизация технических наук, развитие физического и мат


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.