Детский сад для вашего ребенка — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Детский сад для вашего ребенка

2018-01-30 179
Детский сад для вашего ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На наш взгляд, ребенку без всяких сомнений необ-ходим опыт общения с детьми в детском саду. Такой опыт будет способствовать развитию общительности ребенка с самых ранних лет. Ниже приведен ряд советов, которые вы можете взять на вооружение, подбирая детский сад для своего ребенка, если в первую очередь вас интересует раз-витие его навыков общения.

 

Понаблюдайте за детьми в выбранном вами детском саду. Здороваются ли они друг с другом, часто ли улыба-ются, смеются? Чувствуют ли они себя свободно и раско-ванно? Нравится ли им проводить здесь время? Есть ли в группе дети, которые все время остаются на периферии, не вовлеченные в общие игры и занятия? Помогают ли дети друг другу? Проводят ли они больше времени в со-вместных играх или же в уединенных занятиях?

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ

 

Слишком жесткая организация душит независимость и инициативу, слишком мягкая приводит к хаосу и пугает зас-тенчивых детей. Умеренная организация дает ребенку чувство


 

предсказуемости и уверенности: ведь его роль четко опреде-лена, а исполнение правил обязательно приносит награду.

 

• Существует ли в вашем детском саду расписание на каждый день?

 

• Практикуются ли там занятия и игры парами?

 

• Каковы правила поведения в детском саду, и како-во наказание за их нарушение?

 

• Способствует ли обстановка в комнате, где прохо-дят занятия, развитию детского любопытства?

 

• Держит ли воспитатель группу под контролем?

 

• Есть ли чем заняться детям сразу, как только они переступают порог детского сада? Или они вынуждены сидеть и ждать, когда их чем-нибудь займут?

 

• Могут ли дети выбирать игры и занятия по своему

 

вкусу?

 

Если ваш ребенок застенчив, вам, конечно же, хоте-лось бы, чтобы воспитатель обращал на это внимание и умел вывести ребенка из замкнутого состояния. Следую-щие советы помогут вам найти подходящего воспитателя:

 

• Воспитатель должен здороваться с каждым ребен-ком по отдельности, называя всех по именам. Он должен всегда найти несколько слов для каждого ребенка, поин-тересоваться, как у того дела, заметить что-то новое в его внешности. Это дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. А воспитатель таким образом может выяснить, в каком настроении ребенок пришел с утра в детский сад.

 

• Здороваясь или просто разговаривая с ребенком, воспитатель должен всегда смотреть ему в глаза. Это не только является проявлением внимания к ребенку, но и учит его не бояться визуального контакта с собеседником.

 

• Разговаривая с ребенком, воспитатель физически должен быть на его уровне: например, присесть на кор-точки или на стул.


• Во время общения с детьми воспитатель не должен быть напряжен и должен как можно чаще улыбаться.

 

• Хороший воспитатель никогда не будет заставлять ребенка участвовать в игре или любом другом занятии си-лой, а сделает это в форме предложения.

 

• Хороший воспитатель терпелив, он всегда даст ре-бенку время присмотреться к ситуации и к людям.

 

• Хороший воспитатель всегда сумеет создать в груп-пе атмосферу тепла и уважения, дети никогда не выйдут из-под его контроля.

 

• Воспитатель, внимательный к чувствам детей (осо-бенно это касается застенчивых детей) никогда не станет критиковать ребенка перед другими. Более того, хороший воспитатель всегда чувствует, следует или нет привлекать всеобщее внимание к данному конкретному ребенку.

 

• С другой стороны, в минуты совместных игр боль-шинству детей нравится, если на них заостряют внима-ние, потому что, во-первых, все дети принимают участие

 

в игре, а во-вторых, стеснительность и робость обычно испаряются, как только ребенок начинает по-настояще-му чем-то увлекаться.

 

• Уделяя слишком много внимания застенчивому ре-бенку, когда тот один, воспитатель может усилить его зас-тенчивость — ребенок начнет пользоваться ею для при-влечения к себе внимания.

 

• Воспитатель должен чувствовать, когда необходи-мо уделить ребенку особое внимание, когда ему нужно дать время, чтобы постепенно влиться в группу или в игру, и когда нужно его в этом поддержать, а то и подтолкнуть.

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ


 

Выбрав детский сад для своего ребенка, обязательно расскажите ребенку о нем, опишите его и хотя бы один


 

раз сходите вместе на предварительную экскурсию. Пре-доставьте ребенку возможность погулять по территории детского сада, по комнате, в которой будут проходить за-нятия, изучить игрушки и понаблюдать, как играют дру-гие дети. Одна женщина рассказала нам, что ее сын кате-горически отказывался идти в детский сад. Но после того, как они вместе туда сходили, он уже с нетерпением ждал того дня, когда его снова туда поведут.

 

Предоставьте ребенку как можно больше информации

 

о правилах поведения и традициях данного детского сада. Например, такие мелочи: звенит ли там по утрам звонок, возвещая начало занятий? принято ли начинать день с ли-нейки? Воспитатель может в первый день приставить к ва-шему сыну или дочери ребенка более старшего возраста в качестве «консультанта». Кроме того, было бы неплохо за-ранеедоговориться с воспитателем отом, какпоступить, если ребенок будет плакать, цепляться за маму и просить, чтобы его не оставляли. Может быть, вы решитедля начала порань-ше забирать ребенка из сада, чтобы он постепенно привы-кал к новой обстановке? Или же не пойдете ни на какие ком-промиссы и предоставите воспитателю принимать решение?

 

Каждый вечер в течение первой недели готовьте для ребенка какие-то маленькие удовольствия. Все его пер-вые рисунки и поделки размещайте в самых видных и до-ступных местах — например, рисунки можно с помощью магнитов прикреплять к холодильнику.

 

Следующие вопросы помогут вам разобраться, все ли вы делаете правильно, для того чтобы предотвратить в ва-шем ребенке возникновение или развитие застенчивости:

 

• Все ли вы делаете, для того чтобы ребенок чувство-вал себя уверенно, независимо, но в то же время ощущал свою ответственность?

 

• Не питаете ли вы нереалистичные ожидания отно-сительно своего ребенка?


Не заставляете ли вы своего ребенка одеваться от-лично от его сверстников?

 

• Не поощряете ли вы застенчивости, полагая, что лучший ребенок — тихий и незаметный ребенок?

 

• Не поощряет ли застенчивость вашего ребенка вос-питатель в связи с тем же заблуждением?

 

• Не подвергают ли нападкам вашего ребенка другие дети? Спросите об этом у воспитателя.

 

• Не заставляют ли вашего ребенка в детском саду делать что-то, что он делать не умеет или чувствует себя на это не способным?

 

• Поощряет ли воспитатель участие вашего ребенка

 

в новых для него играх и занятиях? Подталкивает ли он его к этому?

 

• Уделяет ли воспитатель дополнительное внимание застенчивым детям? Прилагает ли усилия к тому, чтобы по-степенно, не спеша, вывести их из замкнутого состояния?

 

• Вовремя ли вы приводите ребенка в детский сад по ут-рам? Часто дети чувствуют себя очень неуютно, если им при-ходится заходить в класс после того, как все уже собрались.

 

• Возможно, ваш ребенок чего-то очень стыдится? Если вам кажется, что атмосфера в садике или какие-

 

то конкретные люди способствуют развитию в вашем ребен-ке застенчивости, обязательно обратите на это внимание воспитателя. Например, если кто-то из детей издевается над вашим ребенком, воспитатель может просто не знать об этом, поэтому нужно обязательно поговорить с ним об этом.

 

Вы должны по любому поводу советоваться с воспи-тателем. Если ваш ребенок застенчив, необходимо сразу сообщить об этом воспитателю — она сможет помочь ре-бенку преодолеть застенчивость.


 

Главашестая

 

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6 ДО 12)

 

Независимо от того, что вы успели сделать, для того чтобы воспитать в своем ребенке чувство уверенности в себе и высокую самооценку, отныне его психологическое

 

И эмоциональное развитие очень во многом будет зави-сеть от школы. Теперь главное, не ошибиться со школой и с теми людьми, которым вы поручите заботу о своем не-наглядном сыне или дочери.

 

Как мы уже убедились, бывают на свете учителя и воспитатели от бога, которые сделают все, чтобы дети чув-ствовали себя хорошо, и которые способны в каждом ре-бенке увидеть зарождающуюся застенчивость — преграду на пути к успешной учебе — и предотвратить ее развитие.

 

Однажды мы получили письмо от учительницы, в ко-тором она рассказала, каким образом она смогла помочь


 

своим ученикам побороть застенчивость: «Я прилагала все усилия, для того чтобы мои ученики чувствовали свою зна-чимость и понимали, что их ценят и уважают». Она внуша-ла им это чувство постепенно, никого особо не выделяя. Особенно это касается застенчивых детей: они не должны были почувствовать, что чем-то отличаются от других де-тей, а другие дети, в свою очередь, не должны были чув-ствовать себя обделенными учительским вниманием.

 

Она взяла себе за привычку ежедневно перекидывать-ся с каждым из замкнутых и застенчивых детей парой слов на посторонние темы: спрашивала, как они провели вы-ходные, делала комплименты по поводу нового платья или рубашки. А вот тем, способных вызвать неадекватную ре-акцию со стороны этих детей, она, напротив, тщательно старалась избегать, так чтобы их разговоры носили исклю-чительно позитивный характер

 

Она умеет растормошить застенчивых детей и выве-сти их из замкнутости. Причем она всегда старается под-ключить к этому других детей, чтобы те проявляли ини-циативу и включали робких и тихих детей в свои игры.

 

Она не скупится на похвалу застенчивых детей и на их поддержку, когда это необходимо.

 

Еще одна учительница, уделяющая большое внима-ние застенчивым детям, поделилась с нами: «Если я вижу, что ребенок начинает плохо заниматься, потому что слиш-ком стесняется задавать вопросы или же недостаточно уверен в себе, для того чтобы отвечать на вопросы учите-ля — даже в письменной форме, — я предлагаю ему по-мощь в частном порядке. Часто я прошу таких детей ос-таться поговорить со мной после уроков, например, под предлогом того, что кто-то из них забыл в классе свитер или сумку. Через какое-то время такие дети начинают в случае надобности обращаться ко мне за помощью прямо во время занятий».


 

Однажды мы проводили исследование среди учеников третьего класса. В классе былодвадцатьпятьчеловек, итоль-коодин из нихотличался заметной застенчивостью. Это был японский мальчик, оченьплохо говоривший по-английски. Когда мы обратили внимание на низкий уровень застенчи-ности среди учеников класса, учительница подтвердила, что особых проблем с этим у них нет, а если в начале года и воз-никали какие-то проблемы, то постепенно они исчезли.

 

Ничего удивительного, что элемент соревнования в этом классе был сведен до минимума, а вот стремление помогать и заботиться друг о друге, напротив, были ярко выражены.

 

Сама классная комната была организована по старин-ке: учительские стол стоял впереди перед партами учеников. Учительница начинала обсуждение темы, и все ученики ста-рались принять участие в дискуссии. Причем хвалили всех,

 

и тех, кто предлагал неверные ответы на поставленные воп-росы, — это раскрепощало детей и позволяло им забыть о страхе быть пристыженным за неправильный ответ. Кроме того, застенчивым ученикам учительница всегда помогала подготовить речь или доклад, которые впоследствии долж-ны были быть представлены перед всем классом.

 

Ничего удивительного, что с таким замечательным учителем в классе оказался только один застенчивый уче-ник — японец, который еще не успел освоиться в стране и

 

у которого были серьезные проблемы с языком. Мы уве-рены, что к концу года нашей замечательной учительни-це удалось расшевелить и этого мальчика.

 

Другой учитель, преподающий во втором классе, поде-лился: «Если ты видишь, что то или иное действие повергает ребенка в смущение, не заставляй его делать это. Это — мое главное правило. Если какое-то мое действие унижает ре-бенка, смущает его или же приковывает к нему всеобщее внимание, я отступаю. Я никогда не заставлю ребенка встать


с места и произнести речь, если я до конца не уверен, что он к этому готов, чувствует себя достаточно уверенно и не ис-пытывает никаких негативных эмоций, кроме обычного «сценического мандража» — то, что, на мой взгляд, испыты-вает любойчеловек, выступаяпередаудиторией».

 

Однако, несмотря на все эти замечательные примеры, школа, без сомнения, остается тем местом, где детская зас-тенчивость расцветает пышным цветом. В замечательной книге «Детское путешествие» ее автор Герберт Ярис и пси-холог Джулиас Сигал очень доступно объяснили влияние представления ребенка о самом себе на его развитие. Разви-тие ребенка, уверенного в своих силах и способностях, идет по абсолютно иному пути, нежели развитие неуверенного и сомневающегося ребенка. По их словам, большинстводетс-ких сомнений и страхов возникают конечно же внутри ре-бенка, но «внешнее окружение ребенка может либо усилить эти страхи, либо сократить их. В силах взрослых, окружаю-щих ребенка, сделать так, чтобы в его сердце уже никогда больше не поселились новые страхи и сомнения». А детское представление о своих способностях и умениях, по мнению авторов книги, закрепляется именно в школе.

 

«Влияние учителей на представление ребенка о са-мом себе может быть огромным», — пишут они. В данном случае приводятся в действие несколько психологических факторов: желание угодить человеку, облеченному влас-тью и авторитетом; потребность во внимании и поддерж-ке; зависимое положение ребенка; очевидная система по-ощрения и наказания. Именно эта комбинация различ-ных факторов, пропитывающая школьную атмосферу, по мнению авторов, и творит представление ребенка о себе.

 

Влияниеучителейогромно. Оноогромнопотому,чтовшкольное время учитель заменяет родителей, именно по-этому ребенок в первую очередь от учителя ждет помощи и поддержки.


Что происходит с ребенком, когда ожидаемая помощь

 

и поддержка оборачивается чем-то совсем иным? Как мы уже успели убедиться, в мире немало хороших учителей. Однако в каждой школе есть учителя, которые просто-напросто не умеют отвечать на нужды детей.

 

От учителя зависит в целом влияние школы на раз-витие ребенка. Как часто порядок ставится на первое ме-сто и детская непосредственность трактуется как «плохое поведение». Как метко подметила в своей книге «Миф о счастливом ребенке» психолог Кэрол Кляйн, детей в шко-лах постоянно третируют за то, что они ведут себя как дети. Презрение, которое учителя вкладывают в подобных слу-чаях в слово «ребенок», автоматически внушает ребенку презрение к самому себе.

 

Более того, требуя от ребенка слишком многого, а затем критикуя его за то, что он не смог это сделать, не только при-водит к тому, что ребенок начинает стыдиться самого себя, но также он начинает недооценивать свои реальные способнос-ти. Кляйн пишет. «Из-за подавляющей волюребенкадисцип-лины, а также критики учителей, постоянно сыплющейся на головы учеников, школа часто становится местом, где ребе-нок не чувствует ничего, кроме стыда».

 

Что важнее всего, именно в школе ребенок должен учиться общению с ровесниками. Ребенок, посещавший Детский сад, имеет преимущество перед другими, которое Заключается в том, что у него была возможность в той или иной степени развить навыки общения с другими детьми. Однако многие дети поступают в начальную школу, не имея подобного опыта. Естественно, что первой реакци-ей такого ребенка от новой обстановки становится шок. А если ребенок не умеет правильно налаживать контакты с окружающими, его удел — одиночество. Если же он при этом в чем-то отличается от других детей, то его не только отвергают, но и делают предметом общих насмешек.


В качестве примера такой ситуации мы бы хотели привести историю Сьюзи. По словам ее матери, когда Сьюзи пошла в школу, ее как будто подменили. Некогда жизнерадостный и общительный ребенок стал замкнутым

 

и робким. Раньше она часто приводила друзей к себе до-мой или же играла с соседскими детьми во дворе. Теперь же, вернувшись из школы, она неизменно закрывалась у себя в комнате. Несколько раз мама заставала ее плачу-щей, уткнувшись в подушку. На вопрос «что случилось?», она просто говорила: «Меня никто не любит!»

 

Через некоторое время, после того как в Сьюзи про-изошли эти перемены, позвонила ее учительница и ска-зала, что Сьюзи отстает в учебе и было бы неплохо, если бы родители пришли в школу на родительское собрание.

 

В школе учительница продемонстрировала маме Сьюзи плохие работы ее дочери и добавила: «Кроме того, она постоянно сосет большой палец, с этим надо что-то де-лать. Я со своей стороны уже сделала все от меня завися-щее». А затем она рассказала, что она сделала. Поймав Сьюзи однажды за этим занятием, она посадила ее на стул перед всем классом и наказала остальным ученикам сле-дить за ней и напоминать, чтобы она не сосала палец, если вдруг она забудется. Как выяснила мама Сьюзи, забота детей выражалась в очень обидных для девочки словах, в том числе ее безнаказанно дразнили очкариком.

 

Мама Сьюзи была просто ошеломлена. Но, по крайней мере, было найдено объяснение поведения ее дочери. Она обратилась сосвоей проблемой кдиректору школы, затем заб-рала дочь из этого класса и начала процесс восстановления эмоционального здоровья дочери, нарушенного тем, что в классе ее подвергали остракизму и постоянным насмешкам.

 

Нам очень хотелось бы сказать, что история Сьюзи имела счастливый конец. Однако в новом классе ее зас-тенчивость мешала ей концентрироваться, в итоге девоч-


 

ка потеряла уверенность в своих способностях. Иногда она даже не пыталась найти ответ на заданный вопрос, а в дру-гое время до такой степени сомневалась в правильности своего ответа, что исправляла его по нескольку раз, пока бумага не рвалась. И она никогда не просила помощи. Ее с большим трудом перевели во второй класс.

 

Вскоре после начала занятий во втором классе было собрано новое родительское собрание, на котором маму Сьюзи поставили в известность о том, что ее дочь необхо-димо перевести в спецкласс. По законам штата Калифор-ния, где живет семья Сьюзи, чтобы перевести ребенка в спецкласс, необходимо классифицировать его как «ум-ственно отсталого».

 

К третьему классу Сьюзи была безнадежно застенчи-ва. Ее считали умственно отсталой, и она ежедневно под-тверждала этот статус. Она носила очки. Хотя она уже дав-но перестала сосать большей палец, никто не хотел об этом забывать, и ей это постоянно припоминалось. В добавле-ние ко всему теперь ее считали «тупой».

 

Для нас, психологов, эта трагичная история представ-ляет собой пример разрушения детской самооценки, кото-рого так легко можно было избежать. Сьюзи — одна из тех счастливых детей, которые могут похвастаться хорошими любящими семьями. Ее единственным физическим недо-статком была близорукость. Сьюзи очень миловидна, и очки ей даже идут. И как оказалось, дети, которые с подачи ее пер-вой учительницы дразнили ее очкариком, сначала даже де-лали ей комплименты, когда она впервые пришла в школу в очках. Влияния учительницы на разрушение психологичес-кой самооценки девочки оказалось чрезвычайным. А ее вли-яние на остальных детей, превратившихся под ее руковод-ством в маленьких мучителей, просто ужасает.

 

Однако любящие родители тоже могут проявить ог-ромное влияние, достаточное для того, чтобы кардиналь-


 

ным образом изменить ситуацию. Сейчас Сьюзи учится в старших классах, ее уже никто не считает застенчивой. И все давно забыли, что когда-то Сьюзи причисляли к ум-ственно отсталым детям.

 

ЗОЛОТОЕПРАВИЛО

 

Помимо всех прочих способов понизить самооценку ребенка, что неминуемо ведет к патологической застен-чивости, существует еще один: застенчивым ребенка мо-гут сделать учителя или родители, которые считают, что дети всегда должны быть спокойными, безынициативны-ми и пассивными. Обратите внимание на запись, кото-рую сделал один из учителей: «За первое задание Адам получил оценку С +, но так как он слишком много разго-варивал во время второго задания, я ставлю ему F. Прошу, чтобы вы помогли мне усмирить вашего сына».

 

Для некоторых учителей молчание учеников — это, действительно, золото. Молчание и послушание они ста-вят гораздо выше академической успеваемости ученика. Адам отставал в математике и очень усердно занимался, чтобы сдать экзамен. Его целью был высший балл. Но пос-ле этого случая он потерял всякий интерес к математике.

 

Естественно, учителя должны поддерживать опреде-ленный порядок в классе, чтобы иметь возможность из-лагать материал. Однако приоритетом для учителя долж-ны быть обучение и усвоение материала, а никак не полная тишина в классе. Мы считаем, что неправильно снижать оценку за успеваемость из-за неудовлетворительного по-ведения ученика.

 

Порой желание учителя, чтобы в классе царила пол-ная тишина, доходит до абсурда. На ум приходят отжив-шие установки прошлых лет: «Детей должно быть видно, но не должно быть слышно» или «Ты можешь говорить,


только когда тебя спрашивают». Причем в большинстве случаев детям вообще не позволяют говорить в школе. Ученик может говорить, только когда к нему обращается учитель или после того, как он поднимет руку и учитель вызовет его отвечать.

 

Одна старшеклассница вспоминает первый год своей учебы в школе: «Я отлично помню, что стало началом моей застенчивости. У меня упал карандаш, и я попросила свою соседку достать его. В этот момент на меня налетела эта ведьма в жутком розовом костюме, выдернула меня с мое-го места и начала трясти за то, что я «болтала». Я была аб-солютно уничтожена. С тех пор я навсегда усвоила: чтобы избежать проблем, нужно помалкивать. Так я и делала».

 

Когда уже застенчивый ребенок попадает в школу, все эти окрики «Сиди спокойно!» и «Замолчи!», в лучшем слу-чае, ничего не меняют в психологическом состоянии ре-бенка, а в худшем — еще более усиливают его застенчи-вость (в особенности, если ребенок по тем или иным па-раметрам сильно отличается от своих ровесников).

 

Молчаливость — это золотое правило в начальной школе, которое, смешиваясь с некоторыми другими зо-лотыми правилами, определяет образ «идеального» уче-ника: он должен быть тихим и спокойным; ответственным, но не должен брать на себя слишком много; умным, но не слишком; физически привлекательным. Порой пребыва-ние в начальной школе напоминает тюремное заключе-ние: долгие часы вынужденного молчания, этакое состо-яние полудремоты, когда невозможно ни пробудиться, ни уснуть окончательно. Детская неуемная энергия сдержи-вается в угоду порядку. Детей учат слушать и выполнять приказания; но их никто не учит слушать своих ровесни-ков и выражать свои собственные мысли. Рамки этой мо-дели поведения, сформированной в начальной школе, с каждым годом становятся для ребенка все более тесными.


 

ДЕТСКОЕБУДУЩЕЕИНАСТОЯЩЕЕ

 

Может быть исподволь, но традиционная школьная система готовит из детей своих последователей, безропот-но подчиняющихся властям и превращающихся в винти-ки политико-экономического государственного механиз-ма. Одним из главных, но негласных достижений образо-вания является трансформация детского ощущения времени. Большинство маленьких детей ориентированы исключительно на настоящее. Они думают, чувствуют и действуют по принципу «здесь и сейчас». Они живут на-стоящим, со всей его спонтанностью, импульсивностью

 

и непредсказуемостью. Прелесть детства заключается как раз в этой временной ориентации на настоящее. Школь-ная система дискредитирует настоящее в угоду будущему

 

и с уважением к прошлому. Учеников младших классов учат откладывать удовольствия на потом, в первую оче-редь выполнять скучные и неинтересные задания.

 

Внутренняя мотивация — радость от самого процес-са — полностью подменяется системой внешних наград за выполнение чужого задания на чужих условиях. Работа за оценки и зубрежка таблицы умножения — все это гото-вит среднестатистического служащего, работающего за зарплату и выполняющего рутинную, неинтересную ра-боту на заводе или в офисе.

 

Временная ориентация на будущее особенно много проблем создает для людей застенчивых. Еще будучи деть-ми, они постоянно прикидывают: «Что будет, если я сде-лаю то-то?» Беспокойство перерастает в страх перед пред-полагаемыми — будущими—последствиями того или иного поступка. Застенчивые люди не умеют наслаждаться мо-ментом, поскольку их не покидает мысль, что кому-то все равно придется расплачиваться за содеянное, и они дога-дываются кому. Слишком озабоченные общественным


мнением, они концентрируют все свое внимания на сред-ствах, с помощью которых может быть достигнута цель.

 

Для нормального развития ребенка конечно же не-обходимо научить его ориентироваться на будущее. Од-нако мы категорически возражаем против исключитель-ности подобного образа мышления, который лишает де-тей (и нас, взрослых, тоже) умения смеяться просто так, наслаждаться красотой окружающего мира и получать ог-ромное удовольствие от общения с лучшим другом. Зас-тенчивым детям нужно позволять мыслить настоящим, вместо того чтобы подавлять их ожиданием будущего. Они

 

и так думают слишком много, а действуют мало. Задумав-шись, учителя и родители будут вынуждены признать, что во многих случаях своими словами («Кем ты станешь, ког-да вырастешь?»), своими действиями и наглядным при-мером они превозносят будущее и попирают настоящее. Но также им придется признать и цену, которую платят за это их застенчивые дети.

 

МЕРА ЗНАЧИМОСТИ РЕБЕНКА

 

Приравнивание физической привлекательности к добродетели — старая песня. Большинство из нас сталки-вается с этим предрассудком еще в младенчестве, слушая сказки о Белоснежке и Золушке, об их злых мачехах и ведь-мах. В своей книге «Психология сегодня» Элен Бершайд

 

и Элайна Уолстер попытались доказать, что это — не про-сто сказки, а реальность нашего мира. Например, они рас-сказывают о таком эксперименте: нескольким взрослым показали коллекцию детских фотографий и попросили указать на детей, которые, по их мнению, плохо себя ве-дут на уроках. Большинство взрослых указали на самого непривлекательного ребенка. Этот же ребенок был при-знан самым бесчестным. Кроме того, было обнаружено,


что с физически привлекательными детьми обращаются менее сурово нежели с детьми некрасивыми.

 

И наконец, были проведены исследования, которые доказали, что оценки по успеваемости учеников тоже в не-которой степени зависят от внешней привлекательности каждого конкретного ребенка. «Несмотря на всю болтовню

 

о добродетелях, — утверждают Бершайд и Уолстер, — мы все равно всегда отдаем предпочтение красивым людям».

 

Психолог Джеймс Добсон, автор книги «Спрячь и най-ди», утверждает, что наибольшей популярностью среди ро-весников в классе пользуются физически привлекательные дети. Но что еще более важно, пишет он, к сожалению, наши учителя воспитываются в том же обществе и усваивают все те же ценности и принципы: «Они часто пренебрегают не-красивыми детьми и все свое внимание отдают маленьким милашкам...» Грустно это признавать, но многие учителя лишают некоторых детей своей помощи и поддержки.

 

Однако в глазах некоторых учителей и родителей красо-та —это только один из параметров значимости ребенка. Про-ведя исследование в третьих, четвертых и пятых классах, мы убедились, что даже самые лучшие учителя по-разному ведут себя с особо одаренными детьми и с отстающими.

 

В одном классе, например, преподаватель, работая с группой одаренных детей, делала акцент на творческое на-чало, повторяя своим ученикам: «Не бойтесь отвечать нео-бычно. Не бойтесь ломать рамки и барьеры». Когда кто-то запустил карандаш, учительница со смехом заметила: «Ре-бята, кажется, вы слишком увлеклись». Ответы, которые в другом случае признаются как просто неправильные, в дан-ном случае приветствуются и комментируются следующим образом: «Мне это никогда не приходило в голову».

 

И наоборот, когда эта же учительница занималась со всеми остальными, менее успешными в учебе детьми, она постоянно повторяла: «На этот вопрос может быть только


 

один правильный ответ». Атмосфера на занятиях была дос-таточно строгой, и если кто-то начинал говорить вне очере-ди, учительница делала замечание: «Прекрати говорить, зай-мись делом». Шумная возня в классе с летающими каранда-шами не только не приветствовалась, но и не допускалась.

 

Во всех без исключения классах было отмечено та-кое разделение учителем учеников на умных и не очень. Причем только самым сообразительным детям поручали особо ответственные задания, назначали старостами и т.д.

 

В то время как менее успешные или просто тихие и зас-тенчивые дети игнорировались.

 

Однако сделать однозначный вывод об отношении учителей к детской застенчивости невозможно. Некото-рые из них подпитывают застенчивость в детях, предпо-читая спокойных и молчаливых учеников, которых легко удерживать под контролем, другие же хотят видеть в сво-их учениках настойчивость и активность. В любом случае все учителя, участвовавшие в нашем исследовании, склон-ны были считать своих менее сообразительных учеников более застенчивыми.

 

Что еще хуже, застенчивые ученики очень часто не получают должной поддержки со стороны учителей в сво-их начинаниях и попытках быть более активными. Даже когда им удается преодолеть застенчивость и принять уча-стие в общем обсуждении, они встречают совсем другое учительское отношение, нежели активные и упорные уче-ники, иногда их просто игнорируют. Во время исследова-ния мы своими глазами наблюдали такие картины: не са-мые уверенные и напористые ученики в классе — те, кого мы посчитали застенчивыми — в буквальном смысле сло-ва собирали всю свою волю в кулак и поднимали руки, чтобы ответить на заданный вопрос или предложить свой комментарий, однако учителя их просто-напросто игно-рировали. Еще нам довелось быть свидетелями подобной


ситуации: вокруг учителя столпилась кучка ребят, каждый со своим вопросом. В итоге наиболее скромные и тихие дети были вытиснуты назад и вынуждены вернуться на свои места ни с чем.

 

Таким образом, мы смогли убедиться не только в том, что застенчивость, безусловно, влияет на процесс обуче-ния, но и в том, что порою она маскирует ум и препят-ствует осуществлению учительской поддержки и помощи.

 

Часто застенчивые, но способные дети бывают недо-оценены в интеллектуальном плане учителями. Учительское равнодушие по отношению к таким детям вполне может привести ктому, что в будущем дети уже не станут обращаться

 

к учителям за помощью, а со временем, естественно, отста-нут в учебе от своих более активных и напористых однокласс-ников — таким образом, со временем предвзятое мнение учителей найдет свое реальное подтверждение.

 

Интересный эксперимент, демонстрирующий влия-ние учителей на детскую самооценку, а также их представ-ления о собственных интеллектуальных способностях, был проведен Робертом Розенталем и Ленором Якобсоном. Розенталь и Якобсон предложили группе учеников началь-ной школы ряд заданий и предупредили, что их ответы будут занесены в компьютер и результаты будут переданы их учителям.

 

Когда же учителям сообщили имена школьников, которые достигли самых высоких результатов, учителя были немало удивлены: по их представлениям, это были самые средние ученики. Однако они были вынуждены считаться

с результатами этого теста и изменить свое мнение.

 

После этого в отношении учителей к вышеупомяну-тым детям произошла разительная перемена: они стали от-носиться к ним, как к самым умным и способным учени-кам в классе, и перестали сомневаться в их дальнейших ус-пехах. Результаты же такого отношения учителей были


поистине поразительными. В результате проведенного поз-же исследования обнаружилось, что умственный коэффи-циент этих некогда «средних» учеников в значительной сте-пени превышает коэффициент остальных детей в классе.

 

Затем исследователи объявили учителям, что экспе-римент был подстроен, компьютеры в нем не использо-вались, результаты тестов на самом деле не подсчитыва-лись, а 20 % самых «умных» учеников были выбраны на-угад. Таким образом, заметный прогресс в учебе этихучеников, должно быть, явился исключительно результа-том нового к ним отношения учителей и их повышенных ожиданий по отношению к этим ученикам.

 

Прекрасный пример предвзятого отношения и сте-пени его влияния на людей. Кроме того, этот пример за-мечательно и очень наглядно демонстрирует влияние учи-теля на проявления умственных способностей его учени-ков, на их уверенность в своих способностях, которая, в свою очередь, вновь выявляет интеллектуальные возмож-ности ребенка и т.д. Благодаря всему этому, возникает ин-тересный вопрос: если позитивное отношение учителя рождает позитивные результаты, то чем чревато негатив-ное отношение и заниженные ожидания? Низкими ре-зультатами? А может быть и низкой самооценкой, приво-дящей к застенчивости?

 

ФИЗИЧЕСКОЕНАКАЗАНИЕ

 

Грубейшая форма негативного отношения — физи-ческое насилие. Публичное наказание ребенка может пре-кратить его «плохое поведение», однако оно чревато дру-гими, нежелательными последствиями. Среди них — не-гативное отношение к школе, учителю или образованию

 

в целом; непосещение школы; вандализм; чувство стыда перед ровесниками и застенчивость.


Принятосчитать,чтотелесноенаказаниевнашихшко-лах применяется редко и то только по отношению к детям старшего школьного возраста, когда они серьезно наруша-ют порядок в классе. Недавно проведенные исследования доказали обратное. В первую очередь от телесных наказа-ний в школе страдают мальчики, учащиеся в 1—4 классах. Зачастую наказание бывает очень суровым, включая рукоп-рикладство и даже в некоторых случаях избиение ногами.

 

ПОЛЕЗНЫЕРЕКОМЕНДАЦИИ

 

На основе всех этих исследований и наших собствен-ных наблюдений мы вывели следующие рекомендации:

 

• Не называйте в разговоре с учителем (и с другими) своего ребенка «застенчивым». Вместо этого попробуйте охарактеризовать его с помощью таких выражений: осто-рожный, вдумчивый, вежливый, чуткий к мнениям других людей. Тихий ребенок может стать благодарным слушате-лем — настоящий кладдля любого собеседника. Будьте при-мером для подражания: всегда внимательно выслушивайте своего ребенка. При этом примите «позу внимательного слушателя»: слегка наклонитесь в сторону собеседника. Большую часть времени смотрите собеседнику в глаза, иногда отводя взгляд, как будто вы обдумываете только что услышанное. Не прерывая собеседника,


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.438 с.