Церковная иерархия в первые три века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Церковная иерархия в первые три века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным.

2018-01-30 166
Церковная иерархия в первые три века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время в Церкви существует трехступенчатая иерархия: епископы, священники, диаконы. В первые десятилетия еще нет такой четкой трехстепенной иерархии, а с другой стороны, обнаружим, что в это время существуют особые служения, которых нет в церковной деятельности последующих времен. Хотя мы не находим здесь господства монархического принципа в церковной иерархии, но можно утверждать, что к концу первого века монархический принцип получил преобладание.

Разделение верующих на клир и мирян и всеобщее признание такого порядка имеет в своей основе верование в Божественное происхождение христианской иерархии. Апостол Павел возводит её к Иисусу Христу и Самому Богу: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные» (1 Кор. 12:28).

Основатель и Глава Церкви дал все духовное полномочие в ней Своим апостолам (Ин. 20:21), которые были первыми правителями ее. Когда она стала распространяться, апостолы на помощь своему служению учредили должности сперва диаконов(служитель), потом пресвитеров (старейшина).

Первым вверено было служение материальным нуждам христианской общины – распоряжение благотворительной кассой ее и раздача пособий бедным; также поручено было и совершение таинств (диакон Филипп совершал крещение) (?). Обо всех диаконах говорится, что они с большим успехом проповедовали, но, кроме того, в древней Церкви диаконы были ближайшими помощниками епископов и очень часто становились преемниками епископов (из римского диаконата в течение веков вырос институт кардиналов, т. е. институт должностных церковных лиц, которые во всей западной Церкви имеют огромное значение).

Вторые (пресвитеры) получили пастырскую духовную власть, – должны были заботиться об удовлетворении духовных потребностей христиан учением, нравственным руководительством и священнодействиями.

Но так как Церковь должна, по обещание Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованной от Христа апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому апостолы передали свои полномочия избранным преемникам своим с тем, чтобы оно продолжалось в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (блюститель), апостолы поручили в основанных христианских общинах высший надзор и управление(архипастырство), чего апостолы не могли всегда удержать за собой лично, как обязанные распространять христианство во всем мире.

 

Так образовалась в первой Церквии ерархия (священноначалие). Призванные в ней лица составили особый разряд членов Церкви, впоследствии названный клиром (жребий, доставшийся по жребию удел или доля). Прочие члены Церкви назывались братией, потом мирянами (принадлежащими к народу)…

Что касается слова «епископ» – оно в Новом Завете неодно­кратно употребляется взаимозаменимо со словом «пресвитер», и мы видим, что еще нет различия между епископами и пресвитерами, эти два слова обозначают одно и тоже служе­ние,в то время как впоследствии они стали обозначать различные ступени иерархии.

 

Не только в новозаветных священных писаниях, даже и в позднейших творениях церковно-отеческой литературы нет еще строгого различия между иерархическими лицами. Так, древнейший памятник после-апостольского времени Дидахэ (1в.) увещевает поставлять епископов и диаконов; он высоко ценит «проповедающих слово Божие». Ерм упоминает об апостолах, епископах, учителях, диаконах. Только у Св. Игнатия Богоносца (+107) мы встречаем впервые точное разграничение иерархических местных должностей от харизматических служений в Церкви. Иерархия, по Игнатию, существует повсюду с епископом во главе, с пресвитериумом и с диаконами. «Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте, как заповедь Божию».

Роль епископа св. Игнатий описывает так: «Без епископа не делайте ни­чего, относящегося к Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истин­ною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это… Не разрешено вне Епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, но все, что одобрит он, угодно Богу…». Епископ, та­ким образом, несет ответственность за все, происходящее в его общине, и в особенности за совершение Евхаристии. Лишь впоследствии, в результате исторического развития и фактической утраты первоначального понимания природы епископата, епископ превратился в администратора, заведующего многими евхаристическими общинами. В наше время функции епископа в местной общине фактически осуществляются пресвитерами, но это есть существенное изменение древнехристианского церковного уклада.

Послания св. Игнатия свидетельствуют о том, что христианские общины, как ячейки Вселенской Церкви, закончили свою внутреннюю организацию к его времени. Весь христианский мир II и III в. состоял из общин, управлявшихся епископами, а не пресвитерами. Пресвитеры составляли при епископе совет или пресвитерий, помогали ему во всем, передавали общее его учение, заботу, распо­ряжения; диаконы несли служебные обязанности и были органами исполнительной власти. В это же время появляются низшие церковные должности.

Когда число христиан увеличится, городская община выделит из себя сеть подчиненных ей пригородных общин или «приходов». Тогда пресвите­ры заменят в них епископа, станут его полномочными представителями, связующим звеном между ним и приходом. Таким образом, через таинство епископского рукоположения все общины сохраняют свою органическую связь с епископом, как благодатным «органом» церковного единства.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.