БУНР «Межпоселенческая библиотека» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

БУНР «Межпоселенческая библиотека»

2018-01-28 168
БУНР «Межпоселенческая библиотека» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БУНР «Межпоселенческая библиотека»

Методический отдел

Методические рекомендации

По организации и проведению

Информационных часов

Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / БУНР «Межпоселенческая библиотека», Метод. отд.; сост. Н.В. Галеева; отв. за выпуск Т.В. Занкина. - Пойковский, 2011. – 17 с.

 


Сегодня мы являемся участниками глобального процесса формирования и использования информационных ресурсов, который так же именуется информатизация общества. Одна из отличительных черт информационного общества – увеличение роли информации и знаний в нем.

Библиотеке в таком обществе отведена особая роль. Исторически этот процесс начинался с освоения библиотечно-библиографической грамотности, необходимой для подготовки квалифицированного пользователя, способного легко ориентироваться в фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки.

По мере того, как углублялись и становились более разнообразными информационные потребности пользователей, появлялись новые источники информации, пределы библиотечно-библиографической грамотности стали расширяться.

Появилась необходимость говорить уже не о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые пользователям для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений печати.

Формирование информационной культуры современного пользователя на сегодняшний день остается одним из ведущих направлений работы библиотеки.

Задача библиотечных специалистов заключается в том, чтобы помогать пользователю ориентироваться в потоке событий, вырабатывать свою активную гражданскую позицию, чувствовать собственную социальную значимость и осознанно участвовать в общественно-культурной жизни региона.

Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в рамках библиотечной деятельности является информационный час, ранее именуемый политической информацией.

Данные методические рекомендации раскроют последовательность подготовки и проведения информационных часов, помогут выбрать из широкого спектра форм подобных мероприятий именно тот, который наиболее полно будет способствовать раскрытию выбранной библиотекарем темы и обозначат некоторые правила, соблюдение которых поможет добиться высокого результата от мероприятия.

В заключении библиотекарям необходимо обратить внимание на темы информационных часов, предложенные известным методистом и педагогом Н.И. Дереклеевой.

Информационный час – это форма просветительской работы, направленной на воспитание информационной, гражданской, нравственно-правовой культуры пользователя, формирование его кругозора, социальной и политической зрелости.

Главное назначение информационного часа заключается в формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, города, района, мира.

Для того, чтобы библиотекарю было легче ориентироваться в организации и проведении информационных часов, необходимо знать их виды и методику подготовки и проведения.

По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час — это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом.

Информирование пользователей рекомендуется проводить по следующей схеме:

· государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);

· государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие России в решении международных конфликтов);

· события в мире;

· глобальные экологические проблемы и пути их решения;

· новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта;

· биографии исторических личностей, деятелей общественной жизни, науки и культуры.

Тематический информационный час посвящен одной теме и используется для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной, интересной, актуальной, связанной с определенными датами жизни общества проблемы.

Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.

Этап подготовки

1. Выбор целевой аудитории.

2. Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки информационного часа.

Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования — актуальность информативного материала, т. е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на участников.

3. Выбор ведущего (или ведущих) и участников информационного часа (компетентных лиц).

4. Распределение подтем информационного часа между его участниками.

5. Подбор актуальных материалов.

При подборе материалов для информационного часа необходимо учитывать основные критерии отбора информации:

· актуальность;

· объективность;

· значимость;

· достоверность;

· оперативность;

· убедительность.

Огромное значение для качественной подготовки к информационному часу имеют источники информации. Необходимо использовать материалы:

· периодическую печать:

традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Однако, монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное перечитывание статей, резко снижает интерес пользователей к поставленной проблеме. Поэтому для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, стихотворений, различных таблиц, схем, диаграмм;

· словари и справочники:

неотъемлемый инструментарий в воспитании политической культуры пользователей. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации и события зачастую отпугивает слушателей. При этом целенаправленная работа по повышению политической грамотности должна охватывать всех участников информационного часа. Важно популярным языком объяснить, растолковать сложные понятия и термины, использовать лингвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря пользователей;

· телевизионные передачи:

просмотр документальных и хроникальных фильмов, информационно-аналитических передач, ток-шоу и интервью дает возможность библиотекарю включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно акцентировать внимание пользователей на те информационные телепрограммы, которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня как в нашей стране, так и во всем мире. При достаточной технической оснащенности библиотеки рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала;

· радиопередачи:

радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц к событиям могут быть с успехом использованы как в ходе подготовки участников, так и для выступлений перед группой. Техническая доступность организации аудиопрослушивания позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных радиостанций перед каждым очередным выступлением активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм;

· сеть Интернет:

этот источник информации заслуживает сегодня особого внимания. Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество — возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями.

6. Разработка вопросов, конкретизирующих тему. Вопросы должны быть направлены на всестороннее раскрытие выбранной темы.

7. Определение персональных и коллективных заданий для участников информационного часа с учетом их уровня культуры и индивидуальных особенностей развития.

8. Подбор рекомендуемой литературы.

9. Подготовка наглядных материалов – наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернете.

 

Этап проведения

При проведении информационного часа важно не только уделять внимание сведениям о том или ином событии, но и пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее.

С этой целью ведущий предусматривает для группы возможность:

· задать вопросы выступающему;

· дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

· обменяться мнениями;

· сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

Примерная структура проведения тематического информационного часа:

1. Выступление ведущего и/или докладчиков.

2. Коллективное обсуждение.

3. Подведение итогов обсуждения по теме.


Формы проведения обзорных информационных часов

 

Информационный вестник [1]

Данная форма предполагает ознакомление в форме устного журнала пользователей с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:

§ внутренняя и внешняя политика страны;

§ тенденции развития России и стран Содружества;

§ события в странах дальнего зарубежья;

§ новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.

В ходе изложения выступающий демонстрирует наглядный материал, комментирует сообщение, обменивается мнениями с участниками информационного часа.

 

«Информ-дайджест»

«Информ-дайджест» - это еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из участников, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

 

«Спрашивали – отвечаем»

Форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам.

Подготовка к подобной форме предполагает предварительный сбор сведений о том, какие события современной жизни, интересные факты больше всего интересуют пользователей. На основании опроса библиотекарю необходимо подготовить ответы и заранее определить кто на них будет отвечать.

 

«Встреча с молодежными журналами»

«Встреча…» - это ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов.

Участники, выступившие поочередною, обсуждают наиболее понравившиеся материалы общественно-политического характера.

 


Формы проведения тематических информационных часов

«Круглый стол»

«Круглый стол» с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением участников в дискуссию является одной из наиболее популярных форм проведения тематического часа. Проблема для освещения может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими пользователями. Темы могут быть:

§ правовой «ликбез»;

§ проблемы современного мира: сегодня, завтра, всегда;

§ международный терроризм: где же выход?

§ альтернативная служба в армии: «за» и «против»;

§ экология: в поисках пути выживания и др.

 

«Политическая дискуссия»

«Дискуссия» представляет собой исследование проблемных и спорных политических вопросов.

Участники должны заранее разделиться на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции.

В результате коллективного творческого мышления участники «дискуссии» формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

 

«Как это было»

Анализ одного из значимых событий (по примеру одноименной передачи). Выбирая данную форму информационного часа, учитывайте, что большая роль здесь отводится ведущему.

Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог.

Выступления должны быть краткими (3-5 мин.) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использовать видеоматериалы, фотоиллюстрации и т.п.

 

«Годы и люди»

Тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

 


«Пресс-конференция»

Информационный час с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции – «журналисты» и «фотокорреспонденты» - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и др.

 

«Фотокамера смотрит в мир»

Поочередная демонстрация всеми участниками фотографий из газет и журналов с краткими комментариями важнейших событий.

Если после окончания мероприятия фотографии оформить на стенде, то смонтированный обзор событий останется для всеобщего обозрения на несколько дней.

 

«Тематический блиц-опрос»

«Опрос» предполагает создание видеосюжетов по определенной тематике для последующего обсуждения. До начала проведения информационного часа «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой должен провести в многолюдном месте блиц-опрос.

Вопросы необходимо подготовить заранее, а респондентами могут являться как пользователи, так и случайные встречные.

Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

 

«Пресс-турнир»

Форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации.

Для проведения пресс-турнира участники должны разделиться на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

 

«Информационный журнал»

Форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами.

В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие.

«Семинар-информация»

Форма информационного часа, предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам, в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение, споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица.

 

«Брейн-ринг»

Форма для проведения тематического информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в данный период времени.

Игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения.

 

«Турнир-викторина»

Состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания).

 

Кроме того, используются такие формы проведения информационного часа, как:

§ путешествия по странам и континентам;

§ познавательные викторины;

§ информационные ринги;

§ конкурсы эрудитов, знатоков газетной азбуки, карикатуристов и плакатистов;

§ комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

§ экскурсии в типографии, на почту, в редакции газет;

§ встречи с журналистами и людьми, делающими газету;

§ чествование юбилейной даты (книги, журнала, газеты, героя и т.д.).

Класс

§ Загадочные иероглифы прошлого.

§ Первые книги России.

§ Кто и как делает газету и журнал.

§ Необычное путешествие в обычную типографию.

§ Газеты и журналы нашего дома.

§ Владимир Иванович Даль и его главная книга.

§ Как читать газету. Советы взрослых и детей.

§ На выставке самых известных газет страны.

§ Газеты и журналы времен войны. Из воспоминаний дедушек и бабушек.

§ Главные газеты мира.

§ Славься, страна! Мы гордимся тобой! (о государственных символах России).[3]

§ Равнение на флаг России![4]

§ Гербу России – слава в веках.[5]

Класс

§ О коллекционировании и коллекциях.[8]

§ Газетное дело времен войны.

§ Самое интересное для меня в газетах и журналах. Газетные и журнальные рубрики.

§ Один день нашей страны в газете и журнале.

§ Кто такие Кукрыниксы.

§ Герои газетных публикаций.

§ День рождения газеты. Как это было.

§ Любимые газета и журнал моих родителей в детстве.

§ Без чего не может быть книги, газеты и журнала.

§ Как стать журналистом.

§ Моя любимая телевизионная передача.

§ Откуда пришла книга в нашу жизнь?[9]

§ О Нобелевской премии и об ее основателе Альфреде Нобеле.[10]

Класс

§ Специальные газеты и журналы нашей страны.

§ Газеты и журналы мира.

§ Интервью с продавцом газет.

§ Профессия – репортер.

§ Об этом я узнал(а) из газеты и журнала.

§ Словарь газеты и журнала.

§ Один день в жизни планеты Земля. По страницам газет и журналов.

§ Это интересно знать. Заседание клуба умников и умниц.

§ Встреча с редколлегией школы.

§ Может ли газета ошибаться?

§ Москва в событиях и фактах.[12]

§ Журналы моего детства и детства моих родителей.[13]

§ Зачем людям нужны словари и энциклопедии?[14]

§ О детских и молодежных журналах России.[15]

§ У журнального «Костра».[16]

Класс

§ Газеты и журналы молодежи. Краткая информационная справка.

§ Читаем каталоги.

§ Журналисты – борцы за справедливость.

§ Моя телепрограмма на неделю.

§ Книги на моем столе, книги на столе моих родителей.

§ Профессия – почтальон.

§ О чем писали в газетах 100 лет назад в этот день.

§ Любимые книги, газеты и журналы наших учителей.

§ Все самое интересное из истории денег.[17]

§ Сложу, вложу, письмо там будет говорить.[18]

§ Малые и большие города моей Родины и мира.[19]

§ Про тульского Левшу и о леворуких людях.[20]

§ Из истории Олимпийского движения.[21]

Класс

§ О профессиях на страницах газет.

§ Профессия – полиграфист.

§ Известнейшие издательства мира.

§ О желтой прессе, и не только.

§ Современная книга. Какая она?

§ Из истории развития книги.

§ О чем писали в газетах 100 лет назад в этот день.

§ Любимые книги, газеты и журналы наших учителей.

§ Как это было. О первом космонавте России.[22]

§ История Международного дня борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.[23]

§ Традиции и обычаи народов мира. В объективе – Африка.[24]

§ Мы непобедимы, если мы едины (ко Дню единства России).[25]

§ Празднику труда и мира посвящается![26]

Примерная тематика информационных часов

для разных возрастных категорий. [30]

 

§ Компьютер в жизни школьника.

§ Что такое игромания? Я и компьютер.

§ Сам себе адвокат.

§ Тарифы страховых взносов.

§ Выборы как форма волеизъявления гражданина в демократическом обществе.

§ Избирательный процесс.

§ Трудовые права молодежи.

§ Как правильно выбирать профессию.

§ Выбор профессии – первый шаг в будущее.

§ Выбор профессии – ответственное дело выпускника.

§ Учебные заведения нашей столицы.

§ Как подготовиться к экзаменам.

§ Закон для пожилого человека.

§ Увеличение пенсий и страховых взносов в 2012 году.

§ Закон – путеводитель по жизни.

§ Опекунство и усыновление.

§ Семейные ценности.

§ Информационная безопасность ребенка.

§ Центр (Точка) общественного доступа в помощь населению.

§ Символика Российской Федерации.

§ День государственного флага РФ.

§ Обзор важнейших событий недели.

§ Главные события прошедшей недели.

§ По страницам газет и журналов.

§ Новости недели.

§ Афоризмы газетной полосы.

§ Как читать газету.

§ Как работать со статьей и журнальной публикацией.

§ Чтение детских журналов.

§ Время, события, люди.

§ Воинская слава России.

§ Сквернословие и здоровье.

§ Мы выбираем здоровье.

§ Учись быть здоровым.

§ Алкоголь: мифы и реальность.

§ Здоровый сон.

§ «О той, кто дарует нам жизнь и тепло…» (День матери).

§ Югра – земля особого туризма.

§ Профессии милосердия и добра.

§ Знаменитые журналисты о своей профессии.

§ Достоверная информация в достоверных фактах.

 

 

Литература:

1. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 208 с.

2. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 10-11 классы [Электронный ресурс] / Издательство «ВАКО». – Электрон. дан. – М.: ВАКО, 2009. – Режим доступа: http://www.vaco.ru/catalog/detail.php?ID=1411. – Загл. с экрана.

3. Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов [Электронный ресурс] / Ваш психолог. Работа психолога в школе. – Электрон. дан., 2010. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/preventive-work-of-a-psychologist-in-the-school/101-information-hours/776-guidance-on-the-organization-and-conduct-in-schools-information-hours. - Загл. с экрана.

4. Правила подготовки и проведения информационного часа [Электронный ресурс] / ГУО «Колпеницкая базовая школа». – Электрон. дан. – Режим доступа: http://kolpenica.ucoz.ru/index/0-9. - Загл. сэкрана.

5. Справочник библиотекаря / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб: Профессия, 2000. – 432 с.


[1] В профессиональной литературе данная форма проведения обзорного информационного часа так же встречается под названием «Информация +».

[2] Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С. 14-17.

[3] Сценарий см. там же. – С. 31-40.

[4] Сценарий см. там же. – С. 40-45.

[5] Сценарий см. там же. – С. 46-49.

[6] Сценарий см. там же. – С. 18-25.

[7] Сценарий см. там же. – С. 26-31.

[8] Сценарий см. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С. 76-84.

[9] Сценарий см. там же. – С. 55-62.

[10] Сценарий см. там же. – С. 62-70.

[11] Сценарий см. там же. – С. 50-55.

[12] Сценарий см. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С.85-90.

[13] Сценарий см. там же. – С. 90-94.

[14] Сценарий см. там же. – С. 94-100.

[15] Сценарий см. там же. – С. 100-105.

[16] Сценарий см. там же. – С. 105-112.

[17] Сценарий см. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С. 113-124.

[18] Сценарий см. там же. – С. 125-132.

[19] Сценарий см. там же. – С. 132-149.

[20] Сценарий см. там же. – С. 149-159.

[21] Сценарий см. там же. – С. 159-166.

[22] Сценарий см. там же. – С. 167-175

[23] Сценарий см. там же. – С. 175-181.

[24] Сценарий см. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С. 182-193.

[25] Сценарий см. там же. – С. 193-201.

[26] Сценарий см. там же. – С. 201-206.

[27] Сценарии см. там же. – С. 40-49.

[28]Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 10-11 классы [Электронный ресурс] / Издательство «ВАКО». – Электрон. дан. – М.: ВАКО, 2009. – Режим доступа: http://www.vaco.ru/catalog/detail.php?ID=1411. – Загл. с экрана.

[29] Сценарий см. Дереклеева, Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – С.70-76.

[30] Из материалов Интернет-источников.

БУНР «Межпоселенческая библиотека»

Методический отдел

Методические рекомендации

По организации и проведению

Информационных часов

Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / БУНР «Межпоселенческая библиотека», Метод. отд.; сост. Н.В. Галеева; отв. за выпуск Т.В. Занкина. - Пойковский, 2011. – 17 с.

 


Сегодня мы являемся участниками глобального процесса формирования и использования информационных ресурсов, который так же именуется информатизация общества. Одна из отличительных черт информационного общества – увеличение роли информации и знаний в нем.

Библиотеке в таком обществе отведена особая роль. Исторически этот процесс начинался с освоения библиотечно-библиографической грамотности, необходимой для подготовки квалифицированного пользователя, способного легко ориентироваться в фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки.

По мере того, как углублялись и становились более разнообразными информационные потребности пользователей, появлялись новые источники информации, пределы библиотечно-библиографической грамотности стали расширяться.

Появилась необходимость говорить уже не о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые пользователям для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений печати.

Формирование информационной культуры современного пользователя на сегодняшний день остается одним из ведущих направлений работы библиотеки.

Задача библиотечных специалистов заключается в том, чтобы помогать пользователю ориентироваться в потоке событий, вырабатывать свою активную гражданскую позицию, чувствовать собственную социальную значимость и осознанно участвовать в общественно-культурной жизни региона.

Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в рамках библиотечной деятельности является информационный час, ранее именуемый политической информацией.

Данные методические рекомендации раскроют последовательность подготовки и проведения информационных часов, помогут выбрать из широкого спектра форм подобных мероприятий именно тот, который наиболее полно будет способствовать раскрытию выбранной библиотекарем темы и обозначат некоторые правила, соблюдение которых поможет добиться высокого результата от мероприятия.

В заключении библиотекарям необходимо обратить внимание на темы информационных часов, предложенные известным методистом и педагогом Н.И. Дереклеевой.

Информационный час – это форма просветительской работы, направленной на воспитание информационной, гражданской, нравственно-правовой культуры пользователя, формирование его кругозора, социальной и политической зрелости.

Главное назначение информационного часа заключается в формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, города, района, мира.

Для того, чтобы библиотекарю было легче ориентироваться в организации и проведении информационных часов, необходимо знать их виды и методику подготовки и проведения.

По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час — это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом.

Информирование пользователей рекомендуется проводить по следующей схеме:

· государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);

· государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие России в решении международных конфликтов);

· события в мире;

· глобальные экологические проблемы и пути их решения;

· новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта;

· биографии исторических личностей, деятелей общественной жизни, науки и культуры.

Тематический информационный час посвящен одной теме и используется для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной, интересной, актуальной, связанной с определенными датами жизни общества проблемы.

Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.

Этап подготовки

1. Выбор целевой аудитории.

2. Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки информационного часа.

Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования — актуальность информативного материала, т. е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на участников.

3. Выбор ведущего (или ведущих) и участников информационного часа (компетентных лиц).

4. Распределение подтем информационного часа между его участниками.

5. Подбор актуальных материалов.

При подборе материалов для информационного часа необходимо учитывать основные критерии отбора информации:

· актуальность;

· объективность;

· значимость;

· достоверность;

· оперативность;

· убедительность.

Огромное значение для качественной подготовки к информационному часу имеют источники информации. Необходимо использовать материалы:

· периодическую печать:

традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Однако, монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное перечитывание статей, резко снижает интерес пользователей к поставленной проблеме. Поэтому для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, стихотворений, различных таблиц, схем, диаграмм;

· словари и справочники:

неотъемлемый инструментарий в воспитании политической культуры пользователей. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации и события зачастую отпугивает слушателей. При этом целенаправленная работа по повышению политической грамотности должна охватывать всех участников информационного часа. Важно популярным языком объяснить, растолковать сложные понятия и термины, использовать лингвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря пользователей;

· телевизионные передачи:

просмотр документальных и хроникальных фильмов, информационно-аналитических передач, ток-шоу и интервью дает возможность библиотекарю включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно акцентировать внимание пользователей на те информационные телепрограммы, которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня как в нашей стране, так и во всем мире. При достаточной технической оснащенности библиотеки рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала;

· радиопередачи:

радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц к событиям могут быть с успехом использованы как в ходе подготовки участников, так и для выступлений перед группой. Техническая доступность организации аудиопрослушивания позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных радиостанций перед каждым очередным выступлением активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм;

· сеть Интернет:

этот источник информации заслуживает сегодня особого внимания. Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество — возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями.

6. Разработка вопросов, конкретизирующих тему. Вопросы должны быть направлены на всестороннее раскрытие выбранной темы.

7. Определение персональных и коллективных заданий для участников информационного часа с учетом их уровня культуры и индивидуальных особенностей развития.

8. Подбор рекомендуемой литературы.

9. Подготовка наглядных материалов – наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернете.

 

Этап проведения

При проведении информационного часа важно не только уделять внимание сведениям о том или ином событии, но и пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее.

С этой целью ведущий предусматривает для группы возможность:

· задать вопросы выступающему;

· дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

· обменяться мнениями;

· сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

Примерная структура проведения тематического информационного часа:

1. Выступление ведущего и/или докладчиков.

2. Коллективное обсуждение.

3. Подведение итогов обсуждения по теме.


Формы проведения обзорных информационных часов

 

Информационный вестник [1]

Данная форма предполагает ознакомление в форме устного журнала пользователей с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:

§ внутренняя и внешняя политика страны;

§ тенденции развития России и стран Содружества;

§ события в странах дальнего зарубежья;

§ новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.

В ходе изложения выступающий демонстрирует наглядный материал, комментирует сообщение, обменивается мнениями с участниками информационного часа.

 

«Информ-дайджест»

«Информ-дайджест» - это еженедельная «пятиминутка» со свободным выбор


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.252 с.