Консультирование ребенка с аутизмом — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Консультирование ребенка с аутизмом

2018-01-28 426
Консультирование ребенка с аутизмом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Консультирование такого ребенка начинается всегда индивиду­ально и в зависимости от специфики синдрома направлена на раз­витие:

• игрового взаимодействия (дети с аутизмом не имеют нормативного развития игры);

навыков межличностного общения;

• использование речи в межличностном взаимодействии;

• способности поддерживать контакт (телесный и зрительный) с окружающими;

• диалогических форм общения;

• способности к различению и распознаванию эмоций других людей, а в дальнейшем и собственных.

Консультирование ребенка начинается с достаточно длинного пе­риода вхождения в контакт. Ребенок с аутизмом не стремится к контату и единственный путь организации его — через совместную деятельность ребенка и консультанта (консультант может присоеди­няться к стереотипным играм ребенка, либо заинтересовать ребен­ка какой-либо игрой, в которую играет сам консультант). Следую­щий этап начинается с момента, когда консультант и ребенок доби­лись хоть какого-либо контакта. В этом случае консультант может организовывать коррекционное воздействие на ребенка. Важным аспектом консультирования такого ребенка является обучение ро­дителей специфики взаимодействия с ним. Когда достигается доста­точное улучшение состояния ребенка, формируется его способность к общению, консультирование может быть групповым (3—4 челове­ка в группе).

Таким образом, в результате консультирования в семье с особым ребенком формируется позитивная модель взаимоотношений, вклю­чающая безоценочное принятие ребенка, уважение его индивиду­альности. У ребенка формируется адекватное восприятие себя с уче­том своих особенностей и возможностей, позитивное мироощуще­ние, выражены качества, позволяющие ему воспринимать ситуацию с сохранением эмоционального комфорта, добиваться своих жиз­ненных целей. Основной целью психологического консультирова­ния родителя ребенка является формирование у него позитивного отношения к собственному ребенку, его принятие, гордость за до­стижение ребенка, ощущение своей родительской компетентности.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Выделите отличительные особенности консультирования ребенка.

2. Раскройте содержание основных техник консультирования ребенка.

3. Каковы профессиональные требования к психологу в детском консуль­тировании?

4. Чем объясняется необходимость психологической поддержки родите­лей в процессе консультирования?

5. Какие проявления подростков могут стать сложностью в процессе кон­сультирования?

6. Перечислите техники и методы направленные на регулирование детско-родительских отношений.

7. Какие психологические особенности подростков необходимо учитывать консультанту для повышения эффективности процесса консультирования?

8. Каковы основные жалобы и причины обращения подростков за консуль­тативной помощью

9. В чем заключается специфика организации диалога с подростком?

10 В чем сущность обращения на консультацию родителей выросших де­тей?

11. Какова специфика сложностей родителей детей дошкольного возраста?

12. В чем Вы видите отличительные особенности консультирования родите­лей «особого ребенка»?

13. Какие направления консультирования родителей ребенка с особыми потребностями, вы помните?

 

Литература для углубленного изучения темы

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — 2002.

2. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). — М., 1992.

3: Общая психокоррекция: учеб, пособие /А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2002.

4.Оклепдер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотера­пии. - М., 1997.

 

Список использованной литературы

1.Алешина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консуль­тирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

2. Байярд Р.Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М., 1995.

3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей, МГУ, 1990.

4.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и под­ростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — 2002.

5. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы ди­агностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональ­ные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995.

6. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. — М., 1979.

7.. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). — М., 1992.

8.Рат тер М. Помощь трудным детям. — М, 1987.

9. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. т.к.Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

10. Нелъсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования.— СПб.: Из­дательство «Питер», 2000.

11. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задерж­кой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

12. Обцая психокоррекция: учеб, пособие /А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2002.

13. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотера­пии. — М., 1997.

14. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеэ. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2003.

15. Сапогова. Е. Е.Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. — М., 1986.

16. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. — М., 2005.

17. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психоло­гического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столи-на,— М., 198}.

18. СкайдерД. Курс Выживания для подростков. — Екатеринбург, 1992.

19. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. — М., 1991. Вып. 1.

20. Харрис Т. Э. — о'кей, ты - о'кей / Томас Э. Харрис; пер. с англ. — М.: Академ. Проект, 2006.

21. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — М.,1994.

22. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.

23. Хухлаева О.Б. Основы психологического консультирования и психо­логической коррекции: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, за­ведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

24. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. М.И. Буянова. — 2-е изд. - М.; Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. —Л.: Ме­дицина, 1989.

26. Эриксон Э. Детство и общество / Под общ. ред. А.Г. Лидерса и В.Г. Ко­лесникова. — Обнинск, 1993


Тема 5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ

И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

КЛИЕНТОВ

 

Существует достаточно большой круг ситуаций, в рамках которо­го человеку требуется помощь специалиста (рис. 5.1). В данной теме мы рассмотрим ситуации, связанные с эмоциональными проявле­ниями и нарушениями поведения, приводящими к нарушению адап­тации человека.

Существуют различные подходы к рассмотрению эмоциональных и поведенческих проблем, возникающих на разных стадиях онтоге­неза.

В психологической литературе выделяют два вида эмоциональ­ных и поведенческих расстройств, внешние и внутренние. К первым относят те, которые можно наблюдать в поведении: повышенную агрессивность, неподчинение, гнев. Вторые — обычно скрыты и про­являются в виде лжи, краж и т.д. Эмоциональные проблемы детей также могут быть внутренними и внешними. К внутренним относят­ся: депрессии, страхи и замкнутость. Внешние эмоциональные рас­стройства могут проявляться во внезапных вспышках гнева, тревож­ности.

Выделяют достаточно много факторов возникновения внутрен­них и внешних эмоциональных и поведенческих расстройств. Это факторы биологического, психосоциального плана. Как максималь­но значимый фактор возникновения расстройств выделяется влия­ние семьи. Рассматривая специфику формирования расстройств, не­обходимо помнить, что первичное расстройство может проявляться в единичной реакции, формируясь в дальнейшем в сложный ком­плекс поведения.

Существующие классификации отмечают возрастную специфи­ку эмоциональных и поведенческих расстройств. Так, в консульта­тивном взаимодействии с детьми достаточно часто приходится стал­киваться с такими расстройствами, как: импульсивность, гиперактивность, невнимательность. Импульсивность — это неумение действовать обдуманно, совершение действий под влиянием импуль­са. Такие дети испытывают трудности в ожидании своей очереди, прерывают других, вмешиваются в разговоры и игры и т.д. Гиперактивность — это повышенная двигательная активность и даже расторможенность, проявляющаяся в постоянном движении, разговорчи­вости. Импульсивность и гиперактивность часто сочетаются с проблемами нарушения внимания. Оппозиционно-вызывающее по­ведение может наблюдаться начиная с кризиса трех лет и продол­жаться до подросткового возраста. Характеризуется неповиновени­ем приказам взрослых, упрямством. В подростковом возрасте оппозиционно-вызывающее поведение может переходить в более сложную форму — расстройство поведения, проявляющееся в виде открытой (драки, хулиганство) или скрытой (токсикомания, прогу­лы) деструкции. Среди эмоциональных проблем у подростков выде­ляют агрессию, тревогу, страх и депрессию.

Не менее обширны расстройства поведения и эмоциональной сферы у взрослых. Также необходимо помнить, что существует полоролевая специфика расстройств. Так, считается, что тревожность и истероидность чаще свойственна женщинам, а агрессия характер­на для мужчин. Интересен момент эмоциональных и поведенческих расстройств у пожилых людей, проявляющихся в чувстве вины, де­прессии, одиночества, социальной изоляции.

Рассмотрим последовательно основные эмоциональные и пове­денческие расстройства с точки зрения консультирования.


 

 

Консультирование личностных проблем
Консультирование при параноидальных расстройствах
Консультирование при переживании вины
Консультирование при реакциях страха и фобиях
Консультирование шизоидных личностей
Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов
Консультирование истерических личностей
Консультирование при алкоголизме
Консультирование плачущих клиентов
Консультирование тревожных клиентов
Консультирование при сексуальных расстройствах
Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами
Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями
Консультирование при переживанииутраты
Специальные проблемы психологического консультирования
Консультирование эмоциональных и поведенческих проблем

 

 


 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.