Консультирование ребенка с задержкой умственного развития — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Консультирование ребенка с задержкой умственного развития

2018-01-28 463
Консультирование ребенка с задержкой умственного развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация психологического сопровождения и консультиро­вания ребенка с задержкой психического развития должна быть ком­плексной, с участием в случае необходимости лечебных мероприя­тий. Основными этапами консультирования такого ребенка будут следующие:

1) консультирование родителей;

2) диагностический этап, в рамках которого изучаются индиви­дуальные особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка;

 

Консультирование семьи

Консультирование семьи ребёнка с отклонением от нормы раз­вития также имеет ряд особенностей. Во-первых, достаточно часто обращение такой семьи к специалисту является вынужденным, по рекомендации специалиста, работающего с ребенком. Во-вторых, практика консультирования семьи с аномальным ребенком должна быть направлена на «удержание» семьи от преждевременного «поки­дания» процесса консультирования. Достаточно известное явление, что такие семьи имеют склонность «хождения по кругу врачей» с це­лью нахождения специалиста более удобного, дающего более опти­мистические прогнозы. В-третьих, семьи, имеющие ребенка с проб­лемами развития, достаточно часто находятся в состоянии ненорма­тивного кризиса или на грани развода, возникающего вследствие рождения аномального ребенка. Консультирование семьи такого ре­бенка должно быть комплексным и направленным на следующие аспекты:

1) диагностика взаимоотношений в семье;

2) выявление значения симптома ребенка в структуре семьи;

3) работа по оптимизации взаимодействия в супружеской подси­стеме (достаточно часто родители разрушают свои отношения из-за поиска виноватого и агрессии);

4) активизация взаимодействий в детско-родительских отноше­ниях, выстраивание отношений принятия, эмоционального комфор­та, близости;

5) увеличение способности к самостоятельности ребенка при сни­жении гиперопекающих тенденций;

6) организация системы психолого-педагогического сопровожде­ния ребенка;

7) организация открытого взаимодействия семьи с миром. Выделяются уровни качественных изменений в семье, являющие­ся маркером активных изменений:

• психологический уровень. Замена чувства вины и непринятия ре­бенка на взаимоотношения доверия и принятия;

• социальный уровень связан с изменением образа жизни семьи и смены режима изоляции на режим открытого взаимодействия;

• соматический уровень, связан с изменением здоровья членов се­мьи.

 

Консультирование ребенка

Консультирование ребенка, имеющего отклонение от нормы раз­вития, направлено на создание условий для его развития и адапта­ции. По сути, в данном консультировании сохраняется привычная нам структура консультирования детей с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Консультирование таких детей может быть как индивидуальное, так и групповое.

Процесс индивидуального консультирования должен быть ком­плексным и направленным на зоны актуального развития ребенка независимо от паспортного возраста. Это означает, что при работе с ребенком мы опираемся неиндивидуальные особенности и сохран­ные психические структуры, позволяющие компенсировать недо­статки. Однако ни в коем случае нельзя обходить своим вниманием те психические процессы, с которыми связанны дефекты, так как отсутствие внимания к этим зонам приведет к атрофированию ча­стично сохранных функций. Еще один важный момент в процессе консультирования связан с тем, что у многих детей, имеющих откло­нения ог нормы развития, ге психические процессы, которые нор­мативно у ребенка формируются без дополнительного воздействия, у этих детей требуют коррещионного сопровождения.

Достаточно часто у ребенка с отклонением от нормы развития формируются отклонения личностного характера, вызванные специ­фикой физического компонента дефекта, преломленного через при­зму воспитания. Родительская неспособность адекватно принять ре­бенка, неадекватность воспитательных воздействий может форми­ровать дезадаптивные личностные черты, такие как тревожность, агрессивность, отстраненность. Специфика физиологической со­ставляющей дает модификации нарушений характера. Так, дети с де­фектом зрительного аппарата часто обидчивы, испытывают социаль­ные страхи, стремятся скрывать наличие дефекта. В рамках консуль­тирования необходимо предотвратить нарушение формирования ха­рактера.

Групповые занятия для таких детей должны перемежаться инди­видуальными и быть направленными на организацию навыков меж­личностного взаимодействия. Наполняемость групп зависит от воз­раста, для дошкольников не более 4-5 человек. В зависимости от типа нарушения будет выстраиваться своя структура консультирова­ния ребенка. Рассмотрим максимально часто встречающиеся слож­ности.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.