Святитель Амвросий, епископ Медиоланский — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский

2018-01-28 236
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

День памяти: 7 / 20 Декабря

Святитель Амвросий Медиоланский Сошествие в ад  

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский[152], родился в 340 году в семье римского наместника Галлии, в городе Тревир (ныне Трир, Германия). Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии[153] и Эмилии[154], но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросий, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: "Амвросий - епископ!" Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых (готовящихся к крещению), почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 - 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 / 20 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Постился он постоянно, кроме суббот, воскресных и праздничных дней и дней памяти мучеников. Он пребывал в непрестанной молитве и днем, и ночью; делами занимался он с прилежанием и даже собственноручно писал книги, если не был удерживаем от сего болезнью телесной. Святитель Амвросий, отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии[155], а в 385 - 386 годах он отказался передать арианам базилику[156] Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375 - 383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I[157] (379 – 395) суровую епитимию (отлучил от причастия) за истребление невинных жителей города Фессалоники[158]. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил

императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Когда святой Амвросий достиг престарелого возраста, то предузнал отшествие свое к Богу и сказал своему клиру:

- Я только до Пасхи останусь с вами. Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Это было 4-го (17) апреля 397 года. Св. Амвросий скончался 67 лет. Жизнеописатель его, пресвитер Павлин присоединяет к этому, что многие крещенные тогда (в пасхальную ночь) дети, после того как вышли из воды, видели Амвросия - одни сидящим на кафедре, другие показывали пальцем своим родителям на него, как на ходящего, но те, видя, не видали его, не имея очищенных очей; многие говорили, что они видели звезду над телом его. Церковь совершает память его 7 / 20 декабря, в день постановления его в епископа, потому, вероятно, что день кончины его совпадает с днями поста или пасхальными. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием. Мощи его сохранились совершенно нетленными и доныне. Если кто приходил к нему, чтобы исповедать грехи свои, то Амвросий сам так плакал над ним, что даже окаменевшего сердцем грешника приводил в сокрушение и возбуждал к умилению и слезам.

Мощи святителя Амвросия Медиоланского и мучеников Гервасия и Протасия в крипте базилики Святого Амвросия (Милан)

Ученик и секретарь святителя, пресвитер Павлин, описавший житие святого Амвросия, рассказывает еще о следующем событии, которому сам был очевидцем. "Незадолго до своей болезни святой Амвросий, был занят толкованием на псалом 43-й, а я, - говорит Павлин, - записывал со слов его то, что он объяснял, так как сам Амвросий по старости и слабости не мог уже писать много. Как вдруг, взглянув на него, увидел я огонь наподобие щита вокруг его головы; этот огонь, постепенно свиваясь, вошел в уста его; тогда лицо Амвросия сделалось белым, точно снег. Это видение привело меня в такой ужас, что я от страха не мог писать, но затем лицо Амвросия приняло опять обычный свой вид. Я сообщил об этом достоуважаемому диакону Кастулу, а последний, сам исполненный благодати Божией, объяснил мне, что это я видел Духа Святого, сошедшего, в виде огня, на нашего епископа, как некогда сошел Он на святых Апостолов.

Полководец Стилихон (Стилихон - знаменитой полководец Западной Римской империи при дворе Гонория, несколько раз спасавший ее от падения, - родом Вандал, но впоследствии, несмотря на свои услуги государству, вследствие придворных интриг, убитый по приказанию Гонория за мнимую измену), услыхав о том, что Амвросий смертельно болен, воскликнул:

- Италия погибнет, если умрет этот святитель!

И послал к больному святителю уважаемых граждан Медиоланских, таких, о которых знал, что святой Амвросий их любит, чтобы они умоляли святого выпросить себе у Господа продление земной жизни на пользу других. Амвросий отвечал на это:

- Не так я жил среди вас, чтобы мне стыдиться жить далее; но не боюсь я и смерти, ибо мы имеем Всеблагого Господа.

В то время, как Амвросий лежал на одре болезни, в значительном расстоянии от его постели, у дверей комнаты, сидели диаконы Кастул, Полемий, Венерий и Феликс. Они беседовали между собою, но говорили шепотом и так тихо, что разговор их слышен был только для них самих. Рассуждали они о том, кому быть епископом после Амвросия; при этом упомянули пресвитера Симплициана. Вдруг святой Амвросий, лежавший далеко от них, поднял голос и три раза, как будто вёл с ними беседу, повторил: "он стар, но бодр"; этими словами он назначил, чтобы пресвитер Симплициан, после его смерти, принял на себя епископство.

Во время болезни своей святой Амвросий, находясь в молитве, увидел Господа нашего Иисуса Христа, Который шел к нему с любвеобильною улыбкою, - являя ему Свой божественный лик; Амвросий поведал об этом сидевшему тогда подле него епископу Лавдийскому[159] Вассиану. Когда приблизилось время разлучения души святого Амвросия от тела, то епископ церкви Верцелльской[160] Гонорат, отдыхавший в верхней части дома, услыхал три раза голос свыше, который говорил ему:

- Вставай скорее и поспеши к Амвросию, он сейчас отойдет.

Тогда пресвитер встал, взял с собою пречистые Тайны и спустился вниз к больному. Святой Амвросий помолился, причастился Божественных Даров и предал святую свою душу в руки Господа своего на рассвете дня святой Пасхи. Святое тело его было положено в большой Медиоланской церкви, а душа его предстала с Ангелами престолу Святой Троицы.

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. Св. Амвросий Медиоланский оставил после себя множество сочинений; одни из них относятся к изъяснению Св. Писания, в других раскрываются догматы св. веры, в некоторых преподаются высокие нравственные наставления и т. д. Таковы; его толкование на Евангелие Луки, шесть книг на шестоднев, пять книг о вере, изъяснение символа веры, книга о воплощении, 3 книги о Св. Духе, книга о Таинствах, 2 книги о покаянии, учение о воскресении, изложенное в 2 книгах о смерти своего брата и в двух словах на смерть императоров Валентиниана и Феодосия Великого, об удалении от мира, о девстве, о вдовцах, о патриархе Иакове и о блаженной жизни, об Илие и посте с похвалами воздержанию, о патриархе Иосифе, как образце целомудрия и др. добродетелей и т. д. Между всеми сочинениями Амвросия 3 книги его "о должностях" (пресвитеров церковных) занимают первое место. В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим", составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви и исполняется в Неделю Торжества православия в конце праздничного молебна. Весьма важны также труды св. Амвросия для устройства Богослужения; он устроил чин как литургии, так и других служб для своей церкви, распространявшийся по всей Северной Италии. Чин этот соблюдается в Милане и доселе, и Миланская литургия и поныне отличается от Римской многими особенностями, кои обнаруживают в Амвросии явное желание сближения с обрядами Церкви Восточной. В чине службы, св. Амвросий ввел следующее: 1) Лекционарий, где означил начала и окончание чтением из Евангелия, Апостола и Пророков; 2) чин совершения Евхаристии с молитвами, предисловиями; 3) Антифонарий, бывший вполне нововведением, принятым с востока. Св. Амвросий написал как ноты, так и гимны для антифонария. Мощи святителя покоятся в упомянутой базилике и поныне, иссохшие от времени, но хорошо сохранившиеся.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.