Тропарь Филарету Милостивому, прав — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тропарь Филарету Милостивому, прав

2018-01-28 173
Тропарь Филарету Милостивому, прав 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аврааму в вере подражая, /Иову же в терпении последуя, /отче Филарете, /благая земли разделял еси неимущим /и лишение сих терпел еси мужественне. /Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, /Егоже моли спастися душам нашим.

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Титу: 1Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, 2в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, 3а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога,- 4Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

5Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

7Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

10Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, 11каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

12Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".

13Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, 14не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

15Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2.

1Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

6Юношей также увещевай быть целомудренными.

7Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

Вслед за посланием к Тимофею, читается послание к другому ученику, также из 70 апостолов. Разумеется, Тит к моменту написания послания также находится уже в сане епископа, отсюда и все эти наставления. Здесь апостол, повелев Титу поставить во всех городах священников в количестве, достаточном для регулярной проповеди Евангелия, приводит и требования, которые необходимо предъявлять к кандидату в священный сан. Слова о епископе, который «единой жены муж» не должны смущать, ибо в те времена такое вполне могло быть – например, апостол Петр был женат – в Евангелии даже упоминается его теща, то есть, мать его жены. Постепенное охлаждение христиан приводило к ужесточению требований к епископу. При императоре Иустининане появилось предписание – поставлять епископов только из монашествующих. Далее следуют наставления о проповеди, и особенно – об обличении разных лжеучителей. особенно он призывает разоблачать иудействующих, смущающих людей толками об обрядах Закона Моисеева, особенно же, о пище. Все эти требования еще никого не спасли, а потому с приходом Христа были упразднены, как лишние. Чистому – все чисто, а оскверняет человека не пища, а отношение к ней. Лучше сказать, оскверняет человека не то, что входит в уста, а то, что рождает ум человека и что вскоре претворяется в слова и дела. И апостол призывает ученика обличать эти лжеучения, дабы не допускать еретикам, этим волкам духовным, расхищать стадо….

Евангелие (от Луки): 1В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, 2и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

3Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: 4крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

5Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

6а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

7И отвечали: не знаем откуда.

8Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

9И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; 10и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

19И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

Известная притча о злых виноградарях. Еще в Ветхом Завете народ еврейский уподобляется винограднику. Здесь же Господь обличает вождей этого народа. Как хозяин виноградника насаждает его, так и Бог создал человека, а из множества людей избрал себе один народ, поселил его за оградой в виде Закона и вверил виноградарям – священникам и законоучителям народа еврейского. Однако эти делатели, привыкнув к своей роли, упивались своей властью над людьми, которых, подчас, презирали, а потому приводили народ этот не к Богу, а к себе, наслаждаясь почитанием со стороны народа. Желая вразумить этот народ, Бог посылал к нему пророков и проповедников. Однако, вместо покаяния и осознания отступления, народ этот и его вожди стремились заставить замолчать этих обличителей их злых дел. Такова гордость, которая не сознает греха, но озлобляется на обличителя, считая, что тот оскорбляет его. Ив последние дни Бог послал Сына своего для спасения людей. И здесь под Сыном хозяина Господь разумеет Себя. Здесь Господь в очередной раз говорит о своих грядущих страданиях. Фарисеи и священники иудейские в очередной раз пришли в ярость от таких слов Христа. Казалось бы, какое отношение это имеет к нам? Но и сегодня проблемой является, когда поставленные пасти стадо Христово начинают приводить людей не к Богу, а к себе, делая в Церкви секту, которая подчас и со священноначалием разговаривает свысока, мол, мы сами лучше знаем, что делать. Впрочем, об этом и без меня на епархиальных собраниях архиереи много говорят, увещевая священство. Но если для священства плоды – это сама паства, приводимая к Богу, то для нас это дела веры. Разумеется, никакие дела сами по себе не могут спасти человека, но помощь Божия делает возможным все…

И чтения праздника праведного Филарета. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2о горнем помышляйте, а не о земном.

3Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного,

но все и во всем Христос.

12Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

17И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

И снова апостол призывает к любви, вознося читателя на головокружительную высоту, которой, без сомнения, достиг сам. Речь идет не только о том, чтобы отложить гнев и злобу, но в делах любви уподобляться Богу, не делая различий ни для кого. Человек любой национальности и социального положения одинаково призван ко спасению, и является образом Божиим. Бог любит всех и всем желает спастись, к такой же любви апостол призывает и паству. «И да царствует в сердцах ваших мир Божий» - здесь апостол желает, чтобы читающие это послание стяжали Благодать Божию, которая и низводит на человека этот мир, который неспособна поколебать никакая скорбь века сего. Как это все далеко от нашего состояния! Но именно поэтому все это и читается, дабы мы имели перед глазами тот идеал, к которому призваны стремиться. Тем более, что перед нашими глазами – пример праведного Филарета, не на словах, а на деле исполнившего все это….

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских[6] и Сидонских[7], 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, 28благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

31И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

И еще слова о любви. Господь призывает к любви, которая равно объемлет всех, для нее нет врагов. Некто сказал: «ничего нет общего у нас только с диаволом, а с людьми у нас много общего». Господь призывает подражать самому Богу, заботящемуся обо всех, дабы делаясь подобными Ему, люди приближались к Нему, созидая тем Царство Божие в себе, так как, творя добро, человек становится более близок Богу, и Благодать Его поселяется в нем, преображая человека. Это высоко, и кажется несбыточным, но к этому мы призваны стремиться. Разумеется, своими силами человеку этого не добиться, но с помощью Божией возможно все…

Пятница 15 декабря.

Пророк Аввакум

День памяти: 2 / 15 Декабря

Пророк Аввакум. Пророк Даниил во рву львином

С вятой пророк Аввакум был сын Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге «о жизни пророков». По преданию, записанному святыми отцами[8], родиной Аввакума было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Виезахир.

Самое имя - Аввакум[9], - данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом подвижник. Придя в возраст совершенный, он, ради славы имени Божия, ревностно выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же он, горя духом о Господе, строго соблюдал заповеди Божии, твёрдо стоял на пути добродетели, и был удостоен от Господа дара пророческого.

Аввакум пророчествовал и жил после царствования благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии[10]. По свидетельству Священного Писания (2Пар.33:9; 4Цар. 21:2-10), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он пролил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4Цар.21:16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа.

Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству.

Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу:

- "Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный" (Авв.1:2-4).

Так взывал пророк ко Господу, видя беззакония людские и ожидал праведного суда от Самого Бога. В

ответ на сие, Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал Евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, - именно разрушение храма и самого Иерусалима и пленение Вавилонское[11].

Пророк ясно указал, что орудиями сего наказания Господь избрал Халдеев[12], - народ свирепый и необузданный, который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть чужими селениями.

В трепетном ожидании грозного нашествия, пророк Аввакум недоумевал: неужели праведный Господь

попустит гордым и нечестивым Халдеем совершенно истребить избранный народ Свой. В надежде, что наказание это будет временным, он ожидал нового откровения от Господа и в своем молитвенном ожидании был подобен стражу, зорко смотрящему вдаль с городской башни[13], чтобы возвестить о приближении врага. Он пламенно молил Господа спасти народ Еврейский от рабства Вавилонского, как некогда Он спас его от рабства Египетского, и ждал, что возглаголет ему Господь.

Тогда Господь открыл пророку Своему, что всё спасение избранного народа среди этих бедствий заключается в вере, а гордые и необузданные Халдеи сами должны будут испытать ту же участь, которую они приготовили побежденным народам (Авв.2:4). После того пророк Аввакум, чтобы не повергнуть соотечественников в отчаяние от предстоящего им испытания от Бога, произнес притчу на погибель Халдеев, возвестив пятикратное горе угнетателям (Авв.2:9-19). В этой притче он показал всё ничтожество идолов и могущества Халдеев, пред величием Бога Истинного, шествующего во спасение людей Своих. Пророк, в озарении свыше, предвещал, что Бог грядет для спасения народа Своего от горы приосененныяе чащи (Фарана), для спасения помазанного Своего, и наступит такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (Авв.3:13)[14].

Когда Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя. По указанию Божию, Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине[15] и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.

По удалении Халдеев, он возвратился в землю свою, оплакал бедствие ее и вместе с уцелевшими из народа стал заниматься земледелием. В молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона.

Однажды, во время жатвы, пророк сварил похлёбку и, взяв хлеба, пошел в поле, чтобы отнести этот обед жнецам. Но на пути ему предстал Ангел Господень и сказал:

- Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.

В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе царя Вавилонского, по ненависти нечестивых Вавилонян, был ввергнут в львиный ров.

Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу:

- Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.

Тогда Ангел Господень силою духа своего восхитил Аввакума и, подняв его за волосы, перенёс в Вавилон и поставил прямо надо рвом, куда ввергнут был Даниил.

И воззвал Аввакум:

- Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе.

Даниил же возблагодарил Бога и сказал:

- Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя.

Даниил поднялся и вкусил пищи. Ангел же Господень мгновенно поставил Аввакума на его прежнее место.

После чудесного посещения Даниила, пророк Аввакум возвратился к жнецам своим во время обеда их, и никому не сказал о случившемся. Он проразумел, что народ Иудейский возвращен будет Господом из Вавилона в Иерусалим, подобно тому как совершилось чудесное перенесение его в Вавилон и возвращение оттуда. Но это испытание народа Божия длилось 70 лет, и Аввакум не дожил до возвращения Евреев из плена и умер в старости и погребен был с честью на собственном поле. Кончина прор. Аввакума последовала приблиэительно за 600 лет до Р. Хр. По сказанию церк. историка IV века, Евсевия Кесарийского, гробницу пр. Аввакума указывали в Кеиле, или в Киле, в колене Иудином. По свидетельству церк. историка V в. Созомена, мощи сего св. пророка, по Божественному Откровению, были обретены вместе с мощами св. пророка Михея в царствование Феодосия II младшего (408- 450 г.). Тела обоих пророков указаны были Божественным сновидением Зевенву, бывшему в то время епископом церкви Елевферопольской[16].


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.