Тема 1.4. Потенциал природных ресурсов — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 1.4. Потенциал природных ресурсов

2018-01-28 220
Тема 1.4. Потенциал природных ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Задание для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найдите определения следующих понятий: климат, орография, почвенный покров, водные ресурсы и гидроэнергетический потенциал, полезные ископаемые, растительный и животный мир, ландшафты.

2. Используя статистические показатели рассчитайте степень самообеспеченности энергетическими ресурсами отдельных стран.

Степень самообеспеченности рассчитывается по формуле:

С = ___ ПР___,

ПР – Э + И

где С – степень самообеспеченности;

ПР – производство данного продукта;

Э – экспорт того же продукта;

И – его импорт.

3. Распределение лесных ресурсов по различным регионам планеты пред­ставлено в таблице 2. Построить диаграмму, отражающую соотношение лесных ресурсов, лесистость, обеспеченность древесиной по макрорегионам мира.

Таблица 2

 

Регионы мира Лесистость, % Лесная площадь, млн. га Лесная площадь на душу населения, га Запас древесины, млрд. куб. м
СНГ     3,0  
Зарубежная Европа     0,3  
Зарубежная Азия     0,2  
Африка     1,3  
Северная Америка     2,5  
Латинская Америка     2,2  
Австралия и Океания     6,4  
Всего -   -  
В среднем   - 0.8 -

 

II. План семинарского занятия(1 час*)

(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ*)

1. Понятие природных ресурсов, их роль в жизни общества. Экономи­ческая, экологическая и природная классификация природных ресурсов.

2. Минеральные природные ресурсы мира: запасы, особенности размещения и потребления, страны, обладающие крупнейшими запасами.

3. Земельные природные ресурсы мира: обеспеченность стран и ре­гионов земельными ресурсами, их размещение и использование.

4. Водные ресурсы мира: запасы, особенности размещения и потребления.

5. Лесные ресурсы мира: запасы, особенности размещения и потребления.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При рассмотрении данной темы студентам следует знать опре­деление понятия «природные ресурсы» – тела и силы природы, её каче­ства, которые на данном уровне развития производительных сил и изу­ченности могут быть использованы для удовлетворения потребностей че­ловеческого общества в форме непосредственного участия в материаль­ной деятельности. Необходимо учитывать принципы разделения всех эле­ментов природы на два класса: природные ресурсы и природные условия.

Следует рассмотреть различные классификации природных ресурсов:

- Экономическая (принимается во внимание хозяйственная роль ресурсов, направление и формы их использования);

- Экологическая (по принципу исчерпаемости ресурсов);

- Природная (за основу принимается признак принадлежности ресурсов к тому или иному элементу природы).

При ответе на второй вопрос рекомендуется начать со структуры минеральных природных ресурсов, характеризуя их по направлениям использования (топливные, металлорудные и неметаллические). Далее следует обра­тить внимание на основные закономерности образования и размещения различных типов минеральных природных ресурсов.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

3. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учеб­ник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Ананьев, Е. И. Социально-экономическая география: курс лекций / Е. И. Ананьев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 156 с.

2. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

3. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов, Е. Б. Рогатных, Р. Ф. Волков и др.; под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные виды природных ресурсов.

2. Перечислите основные виды топливно-энергетических ресурсов.

3. В каких размерах оцениваются мировые запасы нефти?

4. Какие страны мира выделяются наибольшими запасами железных руд?

5. Какие отрасли производства относятся к ориен­тированным на крупные источники водоснабжения?

6. На какой регион мира приходится наибольшая часть покры­той лесом территории?

7. По каким запасам природных ресурсов лидируют развитые страны?

 

Тема 1.5. Мировое хозяйство

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: энергоноситель; передельная металлургия; посевная площадь; урожайность; пассажир­ские перевозки; брутто-регистровые тонны; грузооборот.

2. Самостоятельно построить схемы структур основных отраслей промышленности. Выполненную работу представить в письменном виде.

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «География чёрной металлургии мира»; «География мирового машиностроения»; «География химической промышленности мира»; «Динамика развития мировой транспортной системы»; «География животноводства».

II. План семинарского занятия

(очная форма обучения)

1. Этапы послевоенного развития мировой экономики.

2. География промышленности мира.

3. География агропромышленного комплекса мира: понятие, состав, структура.

4. География мирового транспорта и связи

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При освещении второго вопроса должны быть рассмот­рены следующие аспекты:

- Значение отрасли в мировом хозяйстве, её структура, современный уровень развития.

- Сырьевая база отрасли, её размещение.

- Факторы размещения отрасли.

- Особенности современного размещения отрасли, основные райо­ны и центры.

- Задачи по развитию и размещению отрасли на перспективу.

С помощью карты следует научиться анализировать особенности разме­щения каждой отрасли, сырьевой базы, топливно-энергетических ресурсов и т.д.

При изучении первого вопроса следует начать с характеристики агропромышленного комплекса (АПК) как совокупности отраслей хо­зяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйствен­ной продукции и доведении её до потребителя. В составе АПК выделяется 3 основных звена, каждое из которых выполняет определённую функцию: первое звено обеспечивает АПК техникой, удобрениями и т. д., второе звено - сельское хозяйство, третье звено составляют перерабатывающие отрасли. Далее студенту следует дать характеристику пропорций, сло­жившихся между отдельными звеньями АПК в различных странах.

Затем дать характеристику всех отраслей сельского хо­зяйства с указанием ведущих стран производителей, стран-экспортёров и импортёров.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

2. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

3. Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Н. Н. Ливенцев, В. Б. Буглай, Г. М. Костюнина и др.; под ред. Н. Н. Ливенцева. –М.: Экономистъ, 2006. – 430 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Акаадемцентр, 2008. – 384 с.

2. Петров, Н. Н. География (современный мир): учебник / Н. Н. Петров. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

3. Мировая экономик а: учебник / А. С. Булатов, Е. Б. Рогатных, Р. Ф. Волков и др.; под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что означает экстенсивный этап развития промышленного производства?

2. Перечислите самые крупные по добыче угольные бассейны мира.

3. Перечислите главные районы добычи меди.

4. Перечислите страны концентрации авиационной промышленности.

5.Какая страны занимающую первое место по поголовью свиней.

6. Какие страны, занимают первое место по поголовью КРС?

7. Назовите страны, крупнейшие в мире производители пшеницы.

8. Какой вид транспорта обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок?

 

Модуль 2. География макрорегионов и стран мира

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.