Тема 1.2. Территория и границы. Группы стран в мировой экономике — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 1.2. Территория и границы. Группы стран в мировой экономике

2018-01-28 225
Тема 1.2. Территория и границы. Группы стран в мировой экономике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемые литературные источники, найти определения следующих понятий: территория; граница; делимитация; классификация; типология; ВВП; НИС; БРИК; АТР; «Большая восьмерка».

2. Самостоятельно отобразить в графическом виде разнообразие делимитации границ в различных странах.

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из тем: «Значение и сущность типологии»; «Основные показатели для проведения типологизации стран мира»; «Процессы постиндустриального развития наиболее развитых стран мира»; «Цивилизационные особенности различных стран».

II. План семинарского занятия (1 час*)

(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ*)

1. Разнообразие границ. Особенности их формирования.

2. Изменения на современной политической карте мира.

3. Основные критерии уровня социально-экономического развития стран.

4. Типология стран по уровню социально-экономического развития.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

Необходимо внимательно изучить динамику изменения политической карты мира и подходы к классификации государств в различные периоды формирования цивилизаций. Особое значение при изучении данной темы уделяется анализу разнообразных подходов в выделении типов государств и используемых при этом критериев.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

3. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

2. Международные отношения: теория, конфликты, движения, организации: учебное пособие / П. А. Цыганков, Г. А. Дробот, М. М. Лебедева и др.; под ред. П. А. Цыганкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АЛЬФА-М, ИНФРА-М, 2007. – 320 с.

3. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов, Е. Б. Рогатных, Р. Ф. Волков и др.; под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дать определение понятия «граница», привести примеры разнообразия границ и их делимитации.

2. Назовите основные формы государственного правления и административно-территориального устройства.

3. Назовите новые страны на политической карте мира.

4. Каковы основные различия в типологизации стран мира в 80-е годы и в настоящее время?

Тема 1.3. Население мира

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемые литературные источники, найти определения следующих понятий: демографическая ситуация; плотность населения; естественное и механическое движение населения; поло-возрастная структура; типы воспроизводства населения; этнос и языковый состав; конфессиональное разнообразие; урбанизация; городской образ жизни; город; агломерация; мегалополис; трудовые ресурсы; экономически активное население.

2. Проанализировать данные таблицы 1 и выявить особенности соотношения между группами населения в различных странах (группах стран).

Таблица 1

Структура населения некоторых стран мира

по основным возрастным группам, млн. чел.

Страна Группа от 0 до 14 лет Группа от 65 лег и старше Население - всего
Бразилия 52,1 13,9 159,64
Канада 3,2 3,48 30,01
Мексика 32,9   96,4
США 61,2   267,9
Великобритания 12,2 9,9 58,2
Венгрии 2,15 0,97 10,15
Италия 8,9 9,1 57.52
Польша 9,35 4,63 38,54
Россия 31,5 19,6 147,1
Франция 10,4 9,6 58.61
Израиль 1,69 0,56 5,7
Индия   69,2 955,1
Юж. Корея 12,1 3,Г2 45,99
Турция 21,7 3,9 63,75
Япония 19.43 19.6 126,07
Египет 24,7 2,65 64,73
Австралия 4,62 2,27 18,52

 

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «Динамика населения мира»; «Особенности размещения населения»; «Особенности структуры и географии мировых миграционных процессов»; «Этническое разнообразие мира»; «Различия в поло-возрастной структуре мировых макрорегионов»; «Современные процессы урбанизации».

II. План семинарского занятия(1 час*,1 час**)

(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ*, заочная форма обучения ФТД **)

1. Демографическая ситуация в мире: понятия, показатели, динамика населения и основные особенности его расселения по планете.

2. Естественное и механическое движение населения.

3. Мировой процесс урбанизации.

4. Состояние рабочей силы, положение на рынке труда, производи­тельность труда.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

Приответе на первый вопросстудентам следует знать, что население Земли в настоящее время составляет около 6,4 млрд. человек.

Предполагается, что в 2020 г. численность населения мира превысит 8 млрд. человек, в середине 21 века – 10,5 млрд. человек. Далее следует показать изменения численности населения мира в динамике.

При рассмотрении второго вопросанеобходимообратить внимание на то, что в основе динамики населения лежит его естественный прирост, измеряемый в промилле, т. е. увеличение населения в расчёте на 1 000 жителей. Он рассчитывается как разница между рождаемостью и смертностью. Характер соот­ношения рождаемости и смертности определяет тип воспроизводства насе­ления. Согласно модели демографического перехода, выделяют 4 этапа этого процесса (следует охарактеризовать).

Для полного раскрытия третьего вопросаследует знать определение понятия «урбанизация» – исторический процесс повышения роли города в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производства и, прежде всего, в расселении населения, ее социально-профессиональ­ной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д.

При рассмотрении четвёртого вопросаследует отметить, что главной производительной силой общественного производства выступает та часть населения, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

3. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Ананьев, Е. И. Социально-экономическая география: курс лекций / Е. И. Ананьев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 156 с.

2. Петров, Н. Н. География (современный мир): учебник / Н. Н. Петров – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

3. Экономическая и социальная география России: учебник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 672 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова динамика численности населения мира?

2. Какая страна имеет наиболее высокие показатели плотности населения?

3. Какая страна имеет наименьшие показатели плотности населения?

4. Какими параметрами определяется 1-й тип воспроизводства населения?

5. Назовите основные причины международной миг­рации трудовых ресурсов.

6. Перечислите основные расы и переходные расовые группы.

7. Какая языковая семья является самой распространённой в мире?

8. Перечислите особенности характерные для современного этапа урбанизации.

9. Что означает агломерация, конурбация, мегалополис?

10. Дайте классификацию городов по людности поселений.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.