Модуль 1. География мирового хозяйства — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Модуль 1. География мирового хозяйства

2018-01-28 241
Модуль 1. География мирового хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор

Ю.Н. Меринов, заведующий кафедрой международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат географических наук, доцент

 

Ответственный за выпуск

Ю.Н. Меринов, заведующий кафедрой международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат географических наук, доцент

 

 

Рецензенты:

Л.В. Маколова, доцент кафедры экономики таможенного дела

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат экономических наук;

 

А.С. Орлинский, доцент кафедры социально-экономической географии и природопользования ЮФУ, кандидат географических наук

 

© Российская таможенная академия,

Ростовский филиал, 2011

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ

И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1. География мирового хозяйства

Тема 1.1. Предмет, методы, задачи и основные понятия курса

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определение следующих понятий: социально-экономическая география, территориальная организация общества, методология, методы, модели, регион.

2. Построить схему взаимосвязанности курса «Экономическая география и регионалистика» с другими предметами, читаемыми на специальности.

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «История развития социально-экономической географии»; «Становление регионалистики»; «Методы экономико-географических исследований»; «Примеры моделирования в региональной экономике».

II. План семинарского занятия (1 час*)

(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ*)

1. Структура предмета «Экономическая география и регионалистика».

2. Задачи и основные понятия курса.

3. Методы регионального анализа.

4. Моделирование в региональной экономике.

 

 

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При изучении данной темы обратить особое внимание на теоретические разработки в научной и учебной литературе. Провести сравнительный анализ научных взглядов на структуру изучаемого предмета и определение «регионалистики», трактуемое разными авторами.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Ананьев, Е. И. Социально-экономическая география: курс лекций / Е. И. Ананьев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 156 с.

2. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

3. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

4. Экономическая и социальная география России: учеб­ник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 672 с.

Дополнительная литература

1. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

2. Российский статистический ежегодник. 2009: статистический сборник / пред. редколлегии В. Л. Соколин. – М.: Росстат, 2009. – 795 с.

3. Шарыгин, М. Д. Регионоведение: учебное пособие / М. Д. Шарыгин, В. К. Ковылов. – Воронеж: Лексикон, 2004. – 200 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В какой период происходило становление мирового аграрного хозяйства?

2. В какой период происходило становление мирового промышленного производства?

3. Что собой представляет постиндустриальная эпоха?

4. Каковы основные методы оценки социально-экономического потенциала территории?

5. каковы основные закономерности территориальной организации общества?

6. В чем особенности географической истории человечества?

7. Привести примеры моделирования в экономической географии и региональной экономике.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

3. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

2. Международные отношения: теория, конфликты, движения, организации: учебное пособие / П. А. Цыганков, Г. А. Дробот, М. М. Лебедева и др.; под ред. П. А. Цыганкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АЛЬФА-М, ИНФРА-М, 2007. – 320 с.

3. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов, Е. Б. Рогатных, Р. Ф. Волков и др.; под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дать определение понятия «граница», привести примеры разнообразия границ и их делимитации.

2. Назовите основные формы государственного правления и административно-территориального устройства.

3. Назовите новые страны на политической карте мира.

4. Каковы основные различия в типологизации стран мира в 80-е годы и в настоящее время?

Тема 1.3. Население мира

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемые литературные источники, найти определения следующих понятий: демографическая ситуация; плотность населения; естественное и механическое движение населения; поло-возрастная структура; типы воспроизводства населения; этнос и языковый состав; конфессиональное разнообразие; урбанизация; городской образ жизни; город; агломерация; мегалополис; трудовые ресурсы; экономически активное население.

2. Проанализировать данные таблицы 1 и выявить особенности соотношения между группами населения в различных странах (группах стран).

Таблица 1

Структура населения некоторых стран мира

по основным возрастным группам, млн. чел.

Страна Группа от 0 до 14 лет Группа от 65 лег и старше Население - всего
Бразилия 52,1 13,9 159,64
Канада 3,2 3,48 30,01
Мексика 32,9   96,4
США 61,2   267,9
Великобритания 12,2 9,9 58,2
Венгрии 2,15 0,97 10,15
Италия 8,9 9,1 57.52
Польша 9,35 4,63 38,54
Россия 31,5 19,6 147,1
Франция 10,4 9,6 58.61
Израиль 1,69 0,56 5,7
Индия   69,2 955,1
Юж. Корея 12,1 3,Г2 45,99
Турция 21,7 3,9 63,75
Япония 19.43 19.6 126,07
Египет 24,7 2,65 64,73
Австралия 4,62 2,27 18,52

 

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «Динамика населения мира»; «Особенности размещения населения»; «Особенности структуры и географии мировых миграционных процессов»; «Этническое разнообразие мира»; «Различия в поло-возрастной структуре мировых макрорегионов»; «Современные процессы урбанизации».

II. План семинарского занятия(1 час*,1 час**)

(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ*, заочная форма обучения ФТД **)

1. Демографическая ситуация в мире: понятия, показатели, динамика населения и основные особенности его расселения по планете.

2. Естественное и механическое движение населения.

3. Мировой процесс урбанизации.

4. Состояние рабочей силы, положение на рынке труда, производи­тельность труда.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

Приответе на первый вопросстудентам следует знать, что население Земли в настоящее время составляет около 6,4 млрд. человек.

Предполагается, что в 2020 г. численность населения мира превысит 8 млрд. человек, в середине 21 века – 10,5 млрд. человек. Далее следует показать изменения численности населения мира в динамике.

При рассмотрении второго вопросанеобходимообратить внимание на то, что в основе динамики населения лежит его естественный прирост, измеряемый в промилле, т. е. увеличение населения в расчёте на 1 000 жителей. Он рассчитывается как разница между рождаемостью и смертностью. Характер соот­ношения рождаемости и смертности определяет тип воспроизводства насе­ления. Согласно модели демографического перехода, выделяют 4 этапа этого процесса (следует охарактеризовать).

Для полного раскрытия третьего вопросаследует знать определение понятия «урбанизация» – исторический процесс повышения роли города в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производства и, прежде всего, в расселении населения, ее социально-профессиональ­ной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д.

При рассмотрении четвёртого вопросаследует отметить, что главной производительной силой общественного производства выступает та часть населения, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

3. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Ананьев, Е. И. Социально-экономическая география: курс лекций / Е. И. Ананьев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 156 с.

2. Петров, Н. Н. География (современный мир): учебник / Н. Н. Петров – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

3. Экономическая и социальная география России: учебник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 672 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова динамика численности населения мира?

2. Какая страна имеет наиболее высокие показатели плотности населения?

3. Какая страна имеет наименьшие показатели плотности населения?

4. Какими параметрами определяется 1-й тип воспроизводства населения?

5. Назовите основные причины международной миг­рации трудовых ресурсов.

6. Перечислите основные расы и переходные расовые группы.

7. Какая языковая семья является самой распространённой в мире?

8. Перечислите особенности характерные для современного этапа урбанизации.

9. Что означает агломерация, конурбация, мегалополис?

10. Дайте классификацию городов по людности поселений.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

3. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учеб­ник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Ананьев, Е. И. Социально-экономическая география: курс лекций / Е. И. Ананьев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 156 с.

2. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

3. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов, Е. Б. Рогатных, Р. Ф. Волков и др.; под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные виды природных ресурсов.

2. Перечислите основные виды топливно-энергетических ресурсов.

3. В каких размерах оцениваются мировые запасы нефти?

4. Какие страны мира выделяются наибольшими запасами железных руд?

5. Какие отрасли производства относятся к ориен­тированным на крупные источники водоснабжения?

6. На какой регион мира приходится наибольшая часть покры­той лесом территории?

7. По каким запасам природных ресурсов лидируют развитые страны?

 

Тема 1.5. Мировое хозяйство

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: энергоноситель; передельная металлургия; посевная площадь; урожайность; пассажир­ские перевозки; брутто-регистровые тонны; грузооборот.

2. Самостоятельно построить схемы структур основных отраслей промышленности. Выполненную работу представить в письменном виде.

3. Подготовить доклад к семинарскому занятию по одной из следующих тем: «География чёрной металлургии мира»; «География мирового машиностроения»; «География химической промышленности мира»; «Динамика развития мировой транспортной системы»; «География животноводства».

II. План семинарского занятия

(очная форма обучения)

1. Этапы послевоенного развития мировой экономики.

2. География промышленности мира.

3. География агропромышленного комплекса мира: понятие, состав, структура.

4. География мирового транспорта и связи

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При освещении второго вопроса должны быть рассмот­рены следующие аспекты:

- Значение отрасли в мировом хозяйстве, её структура, современный уровень развития.

- Сырьевая база отрасли, её размещение.

- Факторы размещения отрасли.

- Особенности современного размещения отрасли, основные райо­ны и центры.

- Задачи по развитию и размещению отрасли на перспективу.

С помощью карты следует научиться анализировать особенности разме­щения каждой отрасли, сырьевой базы, топливно-энергетических ресурсов и т.д.

При изучении первого вопроса следует начать с характеристики агропромышленного комплекса (АПК) как совокупности отраслей хо­зяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйствен­ной продукции и доведении её до потребителя. В составе АПК выделяется 3 основных звена, каждое из которых выполняет определённую функцию: первое звено обеспечивает АПК техникой, удобрениями и т. д., второе звено - сельское хозяйство, третье звено составляют перерабатывающие отрасли. Далее студенту следует дать характеристику пропорций, сло­жившихся между отдельными звеньями АПК в различных странах.

Затем дать характеристику всех отраслей сельского хо­зяйства с указанием ведущих стран производителей, стран-экспортёров и импортёров.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

2. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

3. Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Н. Н. Ливенцев, В. Б. Буглай, Г. М. Костюнина и др.; под ред. Н. Н. Ливенцева. –М.: Экономистъ, 2006. – 430 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Акаадемцентр, 2008. – 384 с.

2. Петров, Н. Н. География (современный мир): учебник / Н. Н. Петров. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

3. Мировая экономик а: учебник / А. С. Булатов, Е. Б. Рогатных, Р. Ф. Волков и др.; под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что означает экстенсивный этап развития промышленного производства?

2. Перечислите самые крупные по добыче угольные бассейны мира.

3. Перечислите главные районы добычи меди.

4. Перечислите страны концентрации авиационной промышленности.

5.Какая страны занимающую первое место по поголовью свиней.

6. Какие страны, занимают первое место по поголовью КРС?

7. Назовите страны, крупнейшие в мире производители пшеницы.

8. Какой вид транспорта обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок?

 

Модуль 2. География макрорегионов и стран мира

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

2. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

3. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов, Е. Б. Рогатных, Р. Ф. Волков и др.; под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

3. Петров, Н. Н. География (современный мир): учебник / Н. Н. Петров. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

4. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / Н. Н. Ливенцев, В. Б. Буглай, Г. М. Костюнина и др.; под ред. Н. Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006. – 430 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова доля США в мировом производстве зерна?

2. Какова динамика численности населения США?

3. Каковы тенденции изменения этнического и расового состава США?

4. Каковы структурные и территориальные сдвиги промышленного производства в США?

5. На сколько лет выбираются депутаты в Палату советников в Японии?

6. Каковы основные преимущества экономического развития Японии?

7. Кто является крупнейшим экспорт-партнёром Японии?

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

2. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

3. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов, Е. Б. Рогатных, Р. Ф. Волков и др.; под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Географический справочник ЦРУ: справочное издание / ред. К. Жвакин. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 702 с.

3. Хорошев, О. А. Страны мира. Справочник-путеводитель: справочное издание / О. А. Хорошев. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы условия, способствующие хозяйственному развитию Европы?

2. По каким видам производимой сельскохозяйственной продукции европейские государства превосходят внутренние потребнос­ти?

3. Какой вид транспорта играет главную роль в перевозке грузов и пассажиров в европейских государствах?

4. Каковы позиции банков в экономике Германии в сравнении с другими ведущими странами мира?

5. Каковы объёмы налогообложения в Германии?

6. Какие отрасли немецкой промышленности являются наиболее конкурентоспособными?

7. Продукция каких отраслей промышленности является ведущей в экспорте Швеции?

8. От импорта какой продукции в значительной степени зависит экономика Швеции?

9. Перечислите основные виды полезных ископаемых, добываемых в Болгарии?

II. План семинарского занятия (1 час)

(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ)

1. Динамика роста и особенности расселения населения Азии.

2. Диспропорции размещения полезных ископаемых в странах Африки.

3. Особенности современного экономического развития Латинской Америки.

4. Основные статьи доходов стран Океании.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- при выполнении задания № 2, необходимо учитывать масштаб картографического материала, на основе которого выполняется задание, а, следовательно, возможно изменение расстояний между определяемыми зонами транспортной доступности;

- при изучении вопросов плана семинарского занятия, следует обратить внимание не только на различия между макрорегионами в уровне социально-экономического развития и обеспеченности природными и трудовыми ресурсами, но и на различия по данным показателям среди отдельных стран в регионах.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

2. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

3. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов, Е. Б. Рогатных, Р. Ф. Волков и др.; под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Географический справочник ЦРУ: справочное издание / Ред. К. Жвакин. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 702 с.

3. Хорошев, О. А. Страны мира. Справочник-путеводитель: справочное издание / О. А. Хорошев. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.

4. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные экспортные культуры Зарубежной Азии.

2. На каких видах продукции в машиностроительном комплексе специализируются страны Азии?

3. Какие страны Азии не имеют железных дорог?

4. Долей каких возрастных групп населения выделяется Африка?

5. Каковы особенности естественного движения населения Африки?

6. Назовите основные экспортные культуры Африки.

7. Какие страны Латинской Америки являются крупнейшими экспортёрами газа?

8. Перечислите главные зерновые культуры Латинской Америки.

9. Какими полезными ископае­мыми богаты страны Океании?

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / Н. Н. Ливенцев, В. Б. Буглай, Г. М. Костюнина и др.; под ред. Н. Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006. – 430 с.

2. Международные отношения: теория, конфликты, движения, организации: учеб. пособие / П. А. Цыганков, Г. А. Дробот, М. М. Лебедева и др.; под ред. П. А. Цыганкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АЛЬФА-М, ИНФРА-М, 2007. – 320 с.

3. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов, Е. Б. Рогатных, Р. Ф. Волков и др.; под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира: учебник / В. В. Вольский, А. Е. Слука, И. М. Кузина и др.; под ред. В. В. Вольского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 560 с.

Дополнительная литература

1. Географический справочник ЦРУ: справочное издание / Ред. К. Жвакин. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 702 с.

2. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

3. Лавров, С. Б. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: учебник / под ред. С. Б.Лаврова, Н. В. Каледина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.

4. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Перечислите виды интеграционных межгосударственных объединений.

2. В каком году было подписано соглашение о создании Европейского объединения угля и стали?

3. В чем особенность Шенгенских соглашений?

4. В каком году вступило в силу соглашение о создании НАФТА?

5. Какие условия необходимы для создания «Зоны свободной торговли»?

6. Приведите примеры таможенных союзов.

7. Приведите примеры торговых и товарных интеграционных организаций.

8. Какими условиями часто ограничивается функционирование общеэкономических организаций развивающихся стран?

 

Модуль 3. География России

II. План семинарского занятия (1 час)

(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ)

1. Значение и этапы процедуры районирования.

2. Принципы районирования и границы районов.

3. Особенности делимитации и демаркации границ.

4. История административно-территориального деления и социально-экономического районирования территории России.

5. Особенности современного административного устройства РФ.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите рекомендуемую литературу;

- составьте глоссарий основных понятий, относящихся к изучаемой теме;

- особое внимание необходимо уделить пониманию принципов районирования;

- при подготовке к семинару по четвёртому вопросу для полного усвоения материала необходимо сравнить карты административного устройства России в различные периоды её истории.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Ананьев, Е. И. Социально-экономическая география: курс лекций / Е. И. Ананьев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 156 с.

2. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

3. Шарыгин, М. Д. Регионоведение: учеб. пособие / М. Д. Шарыгин, В. К. Ковылов. – Воронеж: Лексикон, 2004. – 200 с.

4. Экономическая и социальная география России: учебник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 672 с.

Дополнительная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 1. Россия/ А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др.; под ред. В. И. Данилов-Данильяна – М.: Энциклопедия, 2004. – 960 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: статистический сборник / пред. редколлегии А. Л. Кевеш. – М.: Росстат, 2009. – 990 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие этапы выделяются в процедуре районирования исследуемой территории?

2. В чём сущность узлового (функционального) районирования?

3. Укажите основные принципы районирования.

4. Чем характеризуется территориальная дифференциация российского пространства?

5. Дайте краткую характеристику этапов административно-территориального деления России с реформ Петра I до настоящего времени.

6. Каковы современное состояние и тенденции изменения административно-территориального деления России.

 

II. План семинарского занятия (1 час)

(очная форма обучения ФТД, очная форма обучения ЭФМ)

1. Классификация природных условий и ресурсов России.

2. Раз­мещение и экономическая оценка отдельных видов при­родных ресурсов.

3. Минерально-сырьевой потенциал.

4. Водные и лесные ресурсы страны.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы, при подготовке к занятию, необходимо также ориентироваться на источники периодической печати и Интернет;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- чётко усвоить структуру всех видов природных ресурсов имеющих распространение в России;

- при изучении ресурсного потенциала России особое внимание уделить разнообразию минеральных ресурсов, особенностям их размещения и объёмам.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

2. Житников, В. Г. Размещение производительных сил: курс лекций / В. Г. Житников. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ, 2003. – 465 с.

3. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 1. Россия/ А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др.; под ред. В. И. Данилов-Данильяна – М.: Энциклопедия, 2004. – 960 с.

4. Экономическая и социальная география России: учеб­ник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 672 с.

 

Дополнительная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник / В. И. Видянин, М. В. Степанов. – М., ИНФРА-М, 2005. – 324 с.

2. Российский статистический ежегодник. 2009: статистический сборник / пред. редколлегии В. Л. Соколин. – М.: Росстат, 2009. – 795 с.

3. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / М. П. Ратанова, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др.; под ред. М. П. Ратановой – М.: Дрофа, 2004. – 576 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сколько месторождений полезных ископаемых открыто к настоящему времени в России?

2. Сколько мировых разведанных запасов железных руд (в %) приходится на РФ?

3. Сколько составляет, по существующим оценкам, валовая ценность разве­данных и оценённых запасов полезных ископаемых нашей страны в ценах мирового рынка?

4. Какое место в мире занимает Россия по запасам природного газа?

5. Назовите крупнейшие угольные бассейны страны.

6. Назовите крупнейшие районы залежей бокситов в России.

7. Назовите крупнейшие месторождения никеля.

 

II. План семинарского занятия (1 час)

(очная, заочная формы обучения)

1. Численность населения Российской Федерации, её динамика и проблемы.

2. Размещение населения.

3. Урбанизация и связанные с ней проблемы.

4. Этнический, языковой, религиозный и социальный состав населения России.

5. Трудовые ресурсы. Территориальные различия в обеспеченности и использовании трудовых ресурсов.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы, о подготовка к занятию должна ориентироваться не только на предлагаемую учебную литературу, но и на источники периодической печати и Интернет;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- при оценке размещения населения необходимо обратить внимание на исторические особенности расселения по территории страны;

- при подготовке к третьему вопросу семинара надо обратить внимание на существующие в настоящее проблемы роста городов:

- в пятом вопросе необходимо обратить внимание на изменение показателя занятости ЭАН в отраслях хозяйственного комплекса страны.

IV. Рекомендуемые источники

1. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / В. П. Желтиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.

2. Житников, В. Г. Размещение производительных сил: курс лекций / В. Г. Житников. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ, 2003. – 465 с.

3. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. Т. 1. Россия / А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др.; под ред. В. И. Данилов-Данильяна – М.: Энциклопедия, 2004. – 960 с.

4. Экономическая и социальная география России: учебник / А. Т. Хрущёв, А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин и др.; под ред. А. Т. Хрущёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 672 с.

Дополнительная литература

1. Видянин, В. И. Экономическая география России: учебник


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.