Раздел 1. Основные положения по работе над рефератом — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Раздел 1. Основные положения по работе над рефератом

2018-01-28 135
Раздел 1. Основные положения по работе над рефератом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По написанию рефератов

 

 

 

Екатеринбург

Печатается по решению научно-методического совета ГБОУ СПО СО Уральского колледжа технологий и предпринимательcтва

Протокол №___ от _____ 2011г.

 

«Методические рекомендации для учащихся отделения НПО и студентов отделения СПО по написанию рефератов» предназначены обучающимся Уральского колледжа технологий и предпринимательства, а также педагогам, осуществляющим руководство учебной исследовательской деятельностью обучающихся.

 

Разработчики:

Юдина М.Н., методист

Дробинко Н.Н., заведующая методическим кабинетом

Консультант:

Сачкова Н.Н., заведующая отделением СПО

Редактор:

Дульцева Н.В., заместитель директора по НМР

 

Методическое пособие предназначено для педагогов, учащихся и студентов УКТП Данное пособие обеспечивает содержательно-методическую сторону разработки учебных исследовательских работ обучающихся в рамках текущей и промежуточной аттестации.

 

*Уральский колледж технологий и предпринимательства, 2011


ВВЕДЕНИЕ

Важное место в процессе обучения в колледже отводится созданию обучающимися письменных учебных научных работ. Подготовка письменных научных работ является неотъемлемой частью образовательных программ. Наряду с усилиями, затраченными на содержательную часть работы, студентам и учащимся приходится немало времени тратить на её оформление. Данное пособие поможет авторам учебных научных работ, а также их руководителям, в преодолении трудностей, встречающихся в процессе создания рефератов.

Каждая новая задача, встающая перед обучающимся, требует, конечно, индивидуального подхода, но возможны обобщения, позволяющие выработать универсальные положения, годные на все случаи студенческой жизни.

Правильно организованная самостоятельная работа обучаемых способствует более полному раскрытию индивидуальных особенностей учащихся и студентов и приучает их к вдумчивой самостоятельной работе с литературой.

Данное методическое пособие содержит методику подготовки и оформления реферата.

Реферат (от латинского Referre — докладывать, сообщать) — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документами и определения целесообразности обращения к нему.

Главное, что должен показать обучающийся, при работе над рефератом - это умение работать с литературой, начиная с ее поиска и кончая оформлением списка использованных источников. Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.

Целевое назначение реферата и его основные функции:

· информативная (какая основная информация заключена в реферируемом документе);

· индикативная (описание первичного материала);

· функция поиска информации и документов;

· ознакомительная (источник для получения справочных данных).

В учебном процессе реферат является формой самостоятельной учебной работы по предмету, направленный на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины.

Реферат, как и всякий документ, пишется и оформляется в соответствии с заданными стандартами.

Цель данного пособия: оказание помощи педагогам и обучающимся в разработке содержания, определении этапов и оформлении работ. В пособии изложены требования к оформлению реферата, указаны правила оформления титульного листа, содержания, таблиц, иллюстраций, формул, списка литературы.

 


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАБОТЕ НАД РЕФЕРАТОМ

Подбор темы реферата

Тема реферата, как правило, выбирается из общего списка, составленного преподавателем и утвержденного на заседании методической комиссии дисциплин или специальности. Тема обязана быть интересной ученику либо студенту и должна согласовываться с преподавателем. При работе над рефератом рекомендуется использовать не меньше 4-5 источников.

Этапы работы

В организационном плане написание реферата – процесс, распределенный во времени по этапам.

Этапы работы сгруппированы в три основные:

1 этап – подготовительный. Подготовительный этап включает в себя поиск литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; определение круга справочных пособий.

2 этап – исполнительный. Исполнительный этап включает в себя чтение книг (других источников); ведения записей прочитанного (выписки, планы, тезисы, конспекты).

3 этап – заключительный. Заключительный этап включает в себя обработку имеющегося материала и написание реферата; составление списка использованной литературы.

Написание реферата. Первоначальная задача данного этапа – систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал – значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану реферата. Переработка знаний требуется для подготовки выступлений на семинарских занятиях, теоретических докладов.

1.3. Технология подготовки реферата обучающимся

Обучающийся при работе над рефератом должен:

1. Определив тему реферата, сформулировать его основную мысль, подобрать литературу, получить консультацию педагога.

2. Обязательно познакомиться с библиографией, критическими монографиями и статьями.

3. Внимательно прочитать источник, в котором наиболее полно раскрыта тема реферата. Составить развернутый план на основе этого источника.

4. Изучая дополнительную литературу, справочные издания, делать выписки на отдельных листках с указанием их темы; коротко и тезисно оформить свои мысли.

5. Систематизировать собранный материал, получить консультацию педагога.

6. Оформить реферат:

- уточнить его план, учитывая дополнительный материал;

- последовательно раскрыть все предусмотренные планом вопросы;

- обосновать, разъяснить основные положения, подкрепив их конкретными примерами и фактами;

- при написании основного содержания реферата ссылаться на используемые источники;

- выводы тщательно аргументировать;

- писать грамотно, точно, разделять текст на абзацы, не допускать повторений;

- самокритично прочитать свою работу и устранить все замеченные недостатки;

- оформить работу начисто.

7. Отдать реферат на предварительную (внутреннюю) рецензию.

8. С учетом замечаний и дополнений рецензента устранить недостатки, отдать работу на повторную рецензию.

Студенческие рефераты от рефератов учащихся должны отличаться большей глубиной и использованием большего числа источников. Это уже элемент исследовательской работы.

Сроки выполнения рефератов.

Как правило, работа над рефератом занимает у обучающегося не менее одного месяца. Необходимо учесть, что после того, как педагог ознакомится с черновым вариантом реферата, обучаемому может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию (просмотра) педагогу, руководившему работой.

1.6. Критерии оценки реферата:

При оценке реферата опираются на следующие критерии:

- сумел ли обучающийся подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;

- составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

- удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

- умеет ли обучающийся анализировать материал;

- отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;

- достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

- какие методы в работе над рефератом обучающийся использовал;

- насколько самостоятельно обучающийся выполнил работу;

- правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.

 


РАЗДЕЛ 2. ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

2.1. Общие сведения об оформлении

Текст может быть написан от руки по текущей теме дисциплины или напечатан на одной стороне листа на белой бумаге формата А4 (210 × 297 мм). Текст работы должен иметь следующие поля: левое – 20 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм. Размер шрифта Times New Roman должен соответствовать 12 пунктам. Полуторный междустрочный интервал. Основной текст работы должен быть выровнен по ширине. Абзацный отступ – 1,25 см. Допускается предоставление отдельных иллюстраций или таблиц на листах формата A3. В случае необходимости возможно оформление приложений к работе.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют на нижнем поле листа в правом углу без слова страница (стр., с.) и знаков препинания. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации, таблицы, графики, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Объем реферата не должен превышать 15–20 страниц. Объем реферата, написанного от руки, устанавливается преподавателем произвольно.

Структура реферата

Реферат должен состоять из следующих разделов.

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Выводы.

6. Список используемых источников.

Титульный лист реферата должен содержать:

- полное название учебного заведения, в котором учится автор;

- тему реферата;

- сведения об авторе (Ф.И.О., специальность, курс, группа);

- сведения о консультанте (Ф.И.О.);

- оценка и дата оценки реферата педагогом;

- название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;

- год написания работы.

Образец титульного листа приведен в Приложении 2.

В начале работы обязательно должно находиться содержание, в которое входят названия и номера начальных страниц всех разделов, подразделов, выводов и списка используемых источников. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Содержание работы должно полно и логически правильно раскрывать тему.

Во введении должны содержаться следующие элементы:

- обоснование выбора темы, ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

- очень краткий анализ:

- научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

- новых подходов к решению проблемы, наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

- общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

- цель данной работы;

- принципы, положенные в основу работы.

Объём: 1-2 страницы.

Основная часть состоит из разделов и подразделов, каждый из которых должен начинаться с новой страницы. В разделе раскрывается основное содержание реферата по определенному плану.

Автор непосредственно раскрывает:

- суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, показывая знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;

- дается критический обзор источников;

- сообщаются собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.

Объём: 12—15 страниц.

В заключении подводится итог работы. Заключение может содержать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей). Может содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются. Автор (обучаемый) подводит итоги исследования, высказывает свое мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы, делает соответствующие обобщения и выводы, определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы.

Заключение по объему должно быть меньше введения – 1/2 - 2 страницы.

Оформление заголовков

Текст реферата обычно разбивается на структурные части: содержание, введение, разделы и подразделы, выводы, список использованных источников, приложения.

Заголовки разделов (глав) печатаются прописными (большими) буквами (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ и т.д.) и размещаются по центру листа. Заголовки разделов, Введение, Заключение, Содержание, список использованных источников, Приложения располагают в середине строчки без точки в конце строки, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами.

Заголовки разделов первого уровня должны быть выровнены по центру относительно краев листа, кроме этого, они набираются полужирным шрифтом большего размера, чем обычный текст, 14 п. и отделяются от текста двумя межстрочными интервалами. Заголовки подразделов должны начинаться с абзаца и набираться полужирным шрифтом того же размера, что и основной текст. Перед заголовком раздела пишут слово Раздел, а в названиях подразделов указывают только номер. Подразделы нумеруются внутри одного раздела. Нумерация заголовков второго уровня – двойная. Она набирается арабскими цифрами, разделенными точкой. При этом первая цифра в такой нумерации соответствует номеру раздела, а вторая – порядковому номеру подраздела, например 2.3. (третий подраздел второго раздела). В конце номера также ставят точку.

Например:

РАЗДЕЛ 1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Изображения

Все изображения, размещенные в работе (фотографии, схемы, чертежи, рисунки и пр.), обозначаются словом «рисунок» (сокращенно «рис.»). Рисунки располагаются в тексте после абзаца, в котором данный рисунок был впервые упомянут, или на следующей странице. Между этим абзацем и рисунком оставляют одну пустую строку. Положение рисунка центрируют. Иллюстрации должны быть размещены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота страницы.

В тексте обязательно должна быть ссылка на рисунок. Она имеет вид «рис. номер», например (рис. 1.3). Рисунки нумеруются арабскими цифрами последовательно в пределах раздела. Номер рисунка должен состоять из номера раздела и собственно порядкового номера, разделенных точкой, например «рис. 1.3».

Подписи к рисункам должны находиться сразу под ними. Подрисуночная подпись начинается со слова «Рис.» (с прописной буквы), далее следует номер рисунка, после которого ставится точка, затем с большой буквы набирается текст подписи.

Например:

 

Рис. 1. Подпись к рисунку выравнивается по центру, набирается стандартным

На следующей строке

 

Формулы

Формулы нумеруются внутри одного раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, между которыми ставят точку, например «3.1».

Формулы нумеруют последовательно арабскими цифрами, начиная с 1, в круглых скобках. Номера формул проставляют по правому краю страницы. При этом нумеруют только те формулы, на которые есть ссылки в тексте. Остальные формулы не нумеруют.

Таблицы

Таблицы помещаются в тексте в порядке ссылки на них по окончании того абзаца, в котором таблица была впервые упомянута. Они нумеруются арабскими цифрами внутри каждого раздела. В правом верхнем углу таблицы над заглавием записывают слово «Таблица» и указывают ее номер.

Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический заголовок. Нумерационный заголовок (запись вида «Таблица номер») используют, чтобы упростить связь таблицы с текстом; при ссылке в тексте достаточно указать «табл. 3». Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 15.8». Слово «Таблица» (с прописной буквы) и ее номер вводятся обычным шрифтом и выравниваются по правому краю. Между словом «Таблица» и предшествующим абзацем оставляют одну пустую строку. После номера таблицы точку не ставят. На следующей строке после нумерационного заголовка набирают тематический заголовок таблицы шрифтом 12 пунктов без знака препинания в конце, который выделяют полужирным шрифтом и центрируют по отношению к таблице.

Например:

 

Таблица 15.8

Заголовок таблицы

 

Под таблицей оставляют одну пустую строку, после чего продолжают вводить основной текст. Текст внутри таблицы, включая заголовки столбцов и строк, чаще всего набирают кеглем 12 пунктов (при необходимости это значение можно уменьшать до 8). Заголовки столбцов центрируют по ширине столбца, а заголовки строк выравнивают по левому краю.

Заголовки таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. В заголовке и подзаголовке используют только единственное число.

Таблицу следует разместить по центру относительно левого и правого краев документа. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующую страницу, при этом тематический и нумерационный заголовки не повторяют. На новой странице перед таблицей в правом верхнем углу пишут, например, «Продолжение табл. 2.1» или «Окончание табл. 2.1» для обозначения последней ее части.

Таблицу с большим количеством столбцов (граф) можно разделять на части и размещать одну часть под другой на одной странице. При этом если строки или графы выходят за формат страницы, в первом случае в каждой части повторяют заглавие (то есть названия столбцов), а во втором – боковую часть, то есть названия строк.

Если текст, который повторяется в графе таблицы, состоит из одного слова, то его можно заменять кавычками, а если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют оборотом «то же», при следующих – кавычками. Если цифровые или другие данные в какой-то строке не представлены, в ней ставят прочерк.

Ссылки и сноски

В тексте работы обязательно должны присутствовать ссылки на используемые источники информации.

Библиографические ссылки употребляют:

- при цитировании;

- при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;

- при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;

- при анализе в тексте опубликованных работ.

Отсутствие ссылки на цитируемый источник представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка.

Ссылка на литературный источник оформляется в виде записи в квадратных скобках, внутри которых указывается номер источника в соответствии со списком литературы. После номера ставится запятая, после чего записывается номер страницы, откуда была взята цитата, с обозначением символа страницы в виде «с».

Например:

 

[6, с. 29]

 

При этом не ставят пробел как после открывающей скобки, так и перед закрывающей скобкой.

Подстрочные ссылки помещаются внизу той страницы, на которой помещен цитируемый текст. В конце цитаты ставят арабскую цифру, обозначающую порядковый номер сноски на данной странице. Этот же номер отображается внизу страницы, где следует поместить библиографическое описание источника цитирования, оформленного по всем правилам.

Например:

 

«В России, как и на Западе, социологические исследования правовых явлений с самого начала осуществлялись преимущественно силами юристов в рамках юридической науки и были направлены на приращение научного знания о праве»1.

1 Лапаева В. В. Социология права. – М.: Норма, 2000. – С. 18.

 

Если на этой же странице вы цитируете еще один или несколько источников, сноски должны идти в той же последовательности, в которой и цитаты в тексте. Когда один и тот же источник цитируется на странице несколько раз, то название и выходные данные приводят полностью только первый раз, а затем вставляют фразу «там же», например:

 

2 Там же. – С. 52.

 

Оформление списка используемой литературы

Составление списка литературы – важный этап в написании работы. Этот небольшой раздел сразу привлекает внимание проверяющих. Поэтому рекомендуется отнестись к созданию и оформлению перечня использованных источников особо тщательно. Список литературы должен быть свежим, источники 5—7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности.

Источники указываются в следующем порядке:

- законодательная литература, если есть;

- основная и периодическая;

- Интернет - источники, если есть.

Список литературы должен быть составлен в алфавитном порядке.

Описание литературных источников должно быть приведено в соответствии с правилами, которые указаны в Межгосударственном стандарте ГОСТ 7.1—2003 (Приложение 3). При наличии в списке источников на иностранных языках их следует также разместить в алфавитном порядке и отнести в конец основного списка.

 


Приложение 1

Педагогическое сопровождение в процессе подготовки реферата

Этап Деятельность обучающегося Деятельность педагога
Подготовительный Поиск литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников. Определение круга справочных пособий. Выбор темы реферата. Рекомендации по подбору источников информации
Исполнительный (самостоятельный) Чтение книг (других источников). Ведение записей прочитанного (выписки, планы, тезисы, конспекты). Рекомендации по подбору иллюстративной информации.
Заключительный Обработка имеющегося материала и написание реферата. Составление списка использованной литературы. Рекомендации по содержанию введения и заключения. Рекомендации по оформлению текста и подготовки к защите (докладу).

Приложение 2

Образец оформления титульного листа реферата

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО Уральский колледж технологий и

предпринимательства

 

Реферат

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

Выполнил (а)_________________________

(Фамилия, имя, отчество студента)

Специальность _____________________

Курс ____________________________

Группа___________________________

Проверил(а) ______________________

(Фамилия, имя, отчество преподавателя)

Оценка _______________________

«_____»________________20_____г.

Екатеринбург 2011


Приложение 3

Один автор

Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 340 с.

Два автора

Гогунов, Е. И. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Гогунов, Б. И. Марьянов. – 2 - е изд., дораб. – М.: Академия, 2004. – 160 с.

Три автора

Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002. - 282 с.

Законодательные материалы.

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Правила

Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций [Текст]: РД 153-34.0-03.205–2001: утв. М-вом энергетики Рос. Федерации 13.04.01: ввод. в действие с 01.11.01. – М.: ЭНАС, 2001. – 158 с.

Стандарты

ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]. – Введ. 2002–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2009. – IV, 27 с.: ил.

Статья из журнала

Бондаренко И. К. Стратегии корпоративного обучения персонала // Компаньон. – 2002. – № 9. С. 42–44.

 

Баловсяк Н. В. Компетентность подход к определению структуры профессиональной деятельности специалиста // Новые технологии в образовании. – 2005. – № 1. С. 122.

Электронные ресурсы

Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред. В. В. Лопатина. – Электрон, дан. – М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», 2005.– Режим доступа: http://www.slovari.gramota.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

По написанию рефератов

 

 

 

Екатеринбург

Печатается по решению научно-методического совета ГБОУ СПО СО Уральского колледжа технологий и предпринимательcтва

Протокол №___ от _____ 2011г.

 

«Методические рекомендации для учащихся отделения НПО и студентов отделения СПО по написанию рефератов» предназначены обучающимся Уральского колледжа технологий и предпринимательства, а также педагогам, осуществляющим руководство учебной исследовательской деятельностью обучающихся.

 

Разработчики:

Юдина М.Н., методист

Дробинко Н.Н., заведующая методическим кабинетом

Консультант:

Сачкова Н.Н., заведующая отделением СПО

Редактор:

Дульцева Н.В., заместитель директора по НМР

 

Методическое пособие предназначено для педагогов, учащихся и студентов УКТП Данное пособие обеспечивает содержательно-методическую сторону разработки учебных исследовательских работ обучающихся в рамках текущей и промежуточной аттестации.

 

*Уральский колледж технологий и предпринимательства, 2011


ВВЕДЕНИЕ

Важное место в процессе обучения в колледже отводится созданию обучающимися письменных учебных научных работ. Подготовка письменных научных работ является неотъемлемой частью образовательных программ. Наряду с усилиями, затраченными на содержательную часть работы, студентам и учащимся приходится немало времени тратить на её оформление. Данное пособие поможет авторам учебных научных работ, а также их руководителям, в преодолении трудностей, встречающихся в процессе создания рефератов.

Каждая новая задача, встающая перед обучающимся, требует, конечно, индивидуального подхода, но возможны обобщения, позволяющие выработать универсальные положения, годные на все случаи студенческой жизни.

Правильно организованная самостоятельная работа обучаемых способствует более полному раскрытию индивидуальных особенностей учащихся и студентов и приучает их к вдумчивой самостоятельной работе с литературой.

Данное методическое пособие содержит методику подготовки и оформления реферата.

Реферат (от латинского Referre — докладывать, сообщать) — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документами и определения целесообразности обращения к нему.

Главное, что должен показать обучающийся, при работе над рефератом - это умение работать с литературой, начиная с ее поиска и кончая оформлением списка использованных источников. Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.

Целевое назначение реферата и его основные функции:

· информативная (какая основная информация заключена в реферируемом документе);

· индикативная (описание первичного материала);

· функция поиска информации и документов;

· ознакомительная (источник для получения справочных данных).

В учебном процессе реферат является формой самостоятельной учебной работы по предмету, направленный на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины.

Реферат, как и всякий документ, пишется и оформляется в соответствии с заданными стандартами.

Цель данного пособия: оказание помощи педагогам и обучающимся в разработке содержания, определении этапов и оформлении работ. В пособии изложены требования к оформлению реферата, указаны правила оформления титульного листа, содержания, таблиц, иллюстраций, формул, списка литературы.

 


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАБОТЕ НАД РЕФЕРАТОМ

Подбор темы реферата

Тема реферата, как правило, выбирается из общего списка, составленного преподавателем и утвержденного на заседании методической комиссии дисциплин или специальности. Тема обязана быть интересной ученику либо студенту и должна согласовываться с преподавателем. При работе над рефератом рекомендуется использовать не меньше 4-5 источников.

Этапы работы

В организационном плане написание реферата – процесс, распределенный во времени по этапам.

Этапы работы сгруппированы в три основные:

1 этап – подготовительный. Подготовительный этап включает в себя поиск литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; определение круга справочных пособий.

2 этап – исполнительный. Исполнительный этап включает в себя чтение книг (других источников); ведения записей прочитанного (выписки, планы, тезисы, конспекты).

3 этап – заключительный. Заключительный этап включает в себя обработку имеющегося материала и написание реферата; составление списка использованной литературы.

Написание реферата. Первоначальная задача данного этапа – систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал – значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану реферата. Переработка знаний требуется для подготовки выступлений на семинарских занятиях, теоретических докладов.

1.3. Технология подготовки реферата обучающимся

Обучающийся при работе над рефератом должен:

1. Определив тему реферата, сформулировать его основную мысль, подобрать литературу, получить консультацию педагога.

2. Обязательно познакомиться с библиографией, критическими монографиями и статьями.

3. Внимательно прочитать источник, в котором наиболее полно раскрыта тема реферата. Составить развернутый план на основе этого источника.

4. Изучая дополнительную литературу, справочные издания, делать выписки на отдельных листках с указанием их темы; коротко и тезисно оформить свои мысли.

5. Систематизировать собранный материал, получить консультацию педагога.

6. Оформить реферат:

- уточнить его план, учитывая дополнительный материал;

- последовательно раскрыть все предусмотренные планом вопросы;

- обосновать, разъяснить основные положения, подкрепив их конкретными примерами и фактами;

- при написании основного содержания реферата ссылаться на используемые источники;

- выводы тщательно аргументировать;

- писать грамотно, точно, разделять текст на абзацы, не допускать повторений;

- самокритично прочитать свою работу и устранить все замеченные недостатки;

- оформить работу начисто.

7. Отдать реферат на предварительную (внутреннюю) рецензию.

8. С учетом замечаний и дополнений рецензента устранить недостатки, отдать работу на повторную рецензию.

Студенческие рефераты от рефератов учащихся должны отличаться большей глубиной и использованием большего числа источников. Это уже элемент исследовательской работы.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.