Методы количественной оценки двигательной активности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методы количественной оценки двигательной активности

2018-01-28 2176
Методы количественной оценки двигательной активности 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность студентов условно делится на три части, выполняемая:

- в процессе занятий физической культурой;

- в процессе общественно-полезной трудовой деятельности;

- в свободное время.

Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности.

Оздоровительный эффект суточной двигательной активности прежде всего зависит от ее суммарной величины, т.е. от организации не только физического воспитания, но и всего учебного процесса, а также организации свободного времени студентом.

Существует несколько методов количественной оценки двигательной активности. Наиболее точен, но одновременно и наиболее дорогостоящ – метод непрямой калориметрии, т. е. определение количества потребляемого организмом кислорода.

Также широко используются методы непрерывной регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС), определения пульсовой «стоимости» различных видов деятельности.

Поскольку ЧСС довольно точно отражает степень нагрузки на сердечнососудистую систему во время мышечной деятельности и находится в прямой зависимости от потребления кислорода. Поэтому величина ЧСС во время мышечной работы может служить количественным показателем физической активности, проверяемой во время проведения различных тестов.

Хронометраж используется для изучения и оценки двигательного суточного режима, а не самой двигательной активности. Хронометраж применяется тогда, когда человек находится в организованном коллективе.

Шагометрия – это подсчет локомоций с помощью специальных приборов. В практике широко применяются простые шагомеры разных типов. При каждом шаге человека подвижная часть прибора – анкерное устройство – приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом прибора.

Как видите, благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично! Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма!

 

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ

ОСАНКИ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ,

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОМАССАЖА

В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последней в череде необходимых «характеристик» является правильная осанка.

К сожалению, сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов – от остеохондроза до паралича.

Однако существуют методики проведения корригирующей гимнастики для устранения подобных проблем, доступные для использования широким кругом людей, их рассмотрению и посвящено данное практическое занятие.

Рассмотрим общеразвивающие, формирующие и корригирующие физические упражнения для воспитания правильной осанки и предупреждения развития дефектов.

 

Общие положения о методах оценки коррекции

Под правильной осанкой понимают привычное положение тела стоя, сидя и во время ходьбы, при котором части тела человека взаимно расположены наиболее благоприятно для сохранения равновесия и хорошей функциональной деятельности всех органов и систем человека. Форма спины бывает нормальная, круглая, плоская и седлообразная (рис. 6).

 

Рис. 6. Типы форм спины

а– нормальная б – круглая в – плоская г – седлообразная

 

При эффективном использовании специальных и общеразвивающих упражнений можно корректировать недостатки телосложения.

Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.

Задачи: активизация общих и локальных обменных процессов, формирование мышечного корсета, выработка силовой и общей выносливости мышц туловища, тренировка равновесия, улучшения координации движений, восстановление дыхательного стереотипа, нормализация эмоционального тонуса, обучение зрительному и кинетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях, укрепление сводов стоп.

Общие задачи решаются путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности человека. Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить угол наклона таза, восстановить симметричное положение крыльев подвздошных костей, предплечий, лопаток, выправить положение головы, величину изгибов позвоночника (рис.7).

 

 

Рис.7. Сколиоз позвоночного столба

 

В понятие коррекции входит сумма оздоровительных общеукрепляющих и развивающих воздействий специально подобранных систем физических упражнений, оказывающих влияние на формирование опорно-двигательного аппарата, помогающих устранению функциональной недостаточности и повышению уровня физической подготовленности. При коррекции физического развития (телосложения) ликвидируются отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных направлениях (сколиозы, лордозы, кифозы), нарушения в развитии формы грудной клетки (плоская, узкая, ассиметричная), плоскостопие и другие недостатки.

Давление на межпозвоночные диски в процентах от положения стоя:

Лежа на спине…………………………………………… 25%

Лежа на боку…………………………………………...... 75%

Стоя………………………………………………………100%

Стоя, с наклоном вперед………………………………..150%

Стоя, с наклоном вперед, в руках вес………………….220%

Сидя………………………………………………………140%

Сидя, с наклоном вперед………………………………..185%

Сидя, с наклоном вперед, в руках вес………………….275%

Чтобы корректировать недостатки телосложения, важно их определить. Многих юношей и девушек нормального роста и массы зачастую не удовлетворяют формы отдельных частей собственного тела. Возникает необходимость их коррекции, и это возможно при избирательном применении специальных упражнений, развивающих отдельные группы мышц, изменяющих общую форму частей тела. Сейчас уже разработаны методики и существуют способы развития практически каждой мышцы.

Наибольший опыт такой работы накоплен в тяжелой атлетике, атлетической и спортивной гимнастике, в шейпинге. При этом важно выбрать с помощью преподавателей, тренеров оптимальную систему подготовки, которая опирается на знания анатомии, физиологии, биомеханики движений человека. Кроме того, опираясь на советы преподавателя, тренера, надо и самому знакомиться и осваивать основы спортивной тренировки. А способы самоконтроля эффективности такой тренировки доступны каждому путем простейших антропометрических измерений.

При наличии избыточной массы полезны гимнастические упражнения, которые способствуют активизации жирового обмена в области живота, бедер и других частей тела. При выполнении таких упражнений следует чередовать исходные положения: стоя, сидя, лежа. Наиболее эффективно активизируют жировой обмен циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.

При различных формах сердечнососудистой недостаточности применяются строго дозированные физические упражнения: ходьба, оздоровительный бег, плавание, передвижение на лыжах с постоянным медицинским контролем за состоянием организма.

Следует отметить, что наряду с выполнением физических упражнений для коррекции индивидуального физического развития и двигательных возможностей, важное значение имеет режим питания, учебной и трудовой деятельности, отдыха и сна.

Существует большое количество комплексов общеразвивающих и корригирующих физических упражнений, применяемых для коррекции физического развития. В частности, для устранения избыточной массы тела может быть предложен следующий комплекс:

1. Ходьба на месте продолжительностью до 2 мин.

2. Исходное положение (и. п.) – основная стойка (о. с.). Согнуть руки перед грудью и выполнить рывки в стороны с одновременным поворотом туловища налево и направо.

3. И. п. – о. с. Вытянуть руки вперед (ладонями вниз). Выполнить маховые движения ногами, поочередно доставая носком левой ноги правую ладонь и носком правой ноги – левую ладонь.

4. И. п. – стойка, ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Выполнить наклоны туловища вправо и влево, доставая руками носки ног.

5. Выполнить прыжки с хлопками над головой 50-100 раз.

6. Медленная ходьба в течение 30-40 мин. Ускоренная ходьба (450-500 м). Бег трусцой (500-550 м).

7. Игра в баскетбол, бадминтон, футбол в течение 10-15 мин.

После занятий следует принять душ и растереть тело махровым полотенцем. Приведенный комплекс может быть дополнен посещением бассейна (2 раза в неделю) и участием в туристических походах в выходные дни.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.