Возникновение римского государвства. Реформы Сервия Туллия — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Возникновение римского государвства. Реформы Сервия Туллия

2018-01-28 205
Возникновение римского государвства. Реформы Сервия Туллия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.
Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.
Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.
Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.
Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.
В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев - издание в 451-450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах - само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.
Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.
Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

 

 

Население в древнем Риме.

Население различалось по полноте содержания правоспособности. Полнаяправоспособ­ностьвключала: status libertatis, status civitatis, status familiae. Их содержание - отдельные правомочия: iusconnubii, iuscommercii (полная гражданская право- и дееспособность), iussuffragiiethonorum (право избирать и быть избранным, т.е. политическая право- и дееспособ­ность). Изменения в положении лица, связанные для него с невозможностью пользоваться одним или несколькими из этих правомочий - "умаление правоспособности": (1) утеря всех статусов за счет утери statuslibertatis; (2) утеря statuscivitatis, поэтому утрачивался и statusfamiliae – например, оставаясь юр.свободными, не обладали полит.правами: варвары, языч­ники, евреи, вероотступники и еретики; (3) самое незначительное умаление в правах – утрата statusfamiliae – смена агнатских родственников (выход замуж, эмансипация, усыновление).

Полноправные римские граждане. Изначально – только патриции. Имели свои роды, курии, обладали полнотой имущественных, семейных и полит. прав. Из них формировался Сенат и магистраты города. Они одни могли служить в армии и владеть agerpublicus.

Образование нового класса нобилей – служилой аристократии, не обязательно патриции, могли выдвинуться за заслуги перед республикой. Они могли держать у себя в прихожей и нести на похоронах посмертные маски предков. Запрещено заниматься торговлей. Впоследствии превратились в собственников земли. В эпоху поздней республики появляется класс всадников. Право быть присяжными на суде. Чтобы содержать коня, надо быть богатым – постепенно становятся плутократией. Впоследствии превратились в банкиров.

В эпоху принципата – сословный подход к высшим (благородным) слоям населения - 2 слоя по имущ.цензу и происхождениу: сенаторы (>млн. сестерциев, не несли повинностей, сенаторское звание – наследственное) и всадники (>400 тыс. сестерциев, свое сословное управление, входят в высшие магистраты, императорские чиновники). В эпоху домината – остались только сенаторы: звание м.б. пожаловано принцепсом, платят подати, ценза нет.

Плебеи. Юр.свободное население. Потомки пришлого населения. Нет iusconnubii с патрициями, statuscivitatis почти отсутствует. Но есть iuscommercii. В остальном = вольно­отпущенникам. Впоследствии их допустили в центуриатные комиции (нар. собр.) и предо­ставили право избирать. При республике усилили требования =правия с патрициями в вопросах допуска к магистратурам и права вступать в брак с патрициями. Форма борьбы – сецессии плебеев – уход из города, чтобы основать свою гор. общину. В результате учреждены спец. плебейские магистраты – трибуны и плебейские эдилы им в помощь, приняты Законы XII таблиц, право провокации на приговор любого магистрата, трибутные комиции (совместные заседания плебеев и патрициев) и т.п. Впоследствии разница между плебеями и патрициями исчезает. Организуют много проф. корпораций.

Колоны. Юр.свободные, но эк.зависимые люди. Появляются из срочного договора аренды – не могут выполнить обязательства, договор продлевается, недоимки по нему растут, поколения арендаторов продолжают сидеть на земле одного землевладельца, превра­щаясь в принадлежность земли, но долги колона арендатору в наследственное имущество арендатора не входят, а передаются по завещанию отдельно. Не могут уйти с земли. При Константине нет iuscommercii без ведома владельца – не могут ничего отчуждать ни с земли ни с пекулия. Iusconnubii тоже ограничено.

Вольноотпущенники. В эпоху республики различали отпущенных на свободу рабов и их потомство. Отпускали посредством манумиссии (в завещании, виндикацией, при переписи), которая была срочной – могли обратить обратно в рабство, если не соблюдал верности клиентским отношениям с бывшим патроном. Нет полной правоспособ­ности. Право голоса, но не мог быть избран. Есть iuscommercii и iusconnubii (но не с сенаторским сословием).

Ограниченнымив status civitatis былитакже Latini, peregrini, aerarii, dediticii, barbari.

Рабы. Статус вещи. Источники рабства: плен, рождение, продажа, наказание за уголовное преступление (гос.рабы). Права в области культа, = младшему члену семьи господина. Опр. права в области брака, в т.ч. правило запрета инцеста. Наказание за убийство раба. Пекулий – имущество, переданное в управление рабу, фактический собственник – господин. М.б. стороной в обязательствах в рамках размера пекулия. Назначались управляющими хозяйством господ. Гос.рабы могли распоряжаться своим пекулием по завещанию.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.