Понятие «адаптивная физическая культура» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие «адаптивная физическая культура»

2018-01-27 1058
Понятие «адаптивная физическая культура» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Дисциплина « Теория и организация адаптивной физической культуры» включена учебным планом в цикл общепрофессиональных дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта для студентов специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)».

Данная дисциплина состоит из лекционного курса в количестве 56 часов учебных занятий, 28 часов лабораторных и 28 практических занятий, а так же 88 часов курса отведено самостоятельной работы студентов.

Для облегчения подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе по этой дисциплине составлены методические рекомендации.


Теории обучения двигательным действиям

Этапы формирования двигательных действий в Адаптивной Физической Культуре (П. Я. Гальперин)

 

1. Этап формирования схемы ориентировочной основы действия.

2. Этап формирования действия в материальной форме.

3. Этап усвоения действия в форме внешней (громкой) речи.

4. Этап формирования действия в форме внешней речи про себя (беззвучно).

5. Этап усвоения действия в форме внутренней речи.

 

Теоретическая концепция

«искусственная управляющая среда» (И.П. Ратов)

В качестве главного компонента методологической основы теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом выступает теоретическая концепция «искусственная управляющая среда» (ИСУ), разработанная профессором И.П. Ратовым.

Основным положением теоретической концепции ИУС является установка на формирование спортивного упражнения без существенных перестроек в процессе обучения. То есть на формирование, так называемой, ритмоскоростной основы будущего двигательного навыка, за счет широкого применения с самых первых попыток выполнения действий разнообразных тренажерных устройств. При этом чрезвычайно важно, чтобы комплекс технических средств не только предохранял создаваемое движение от излишних внешних помех, но и дополнял в нужных объемах естественную деятельность занимающихся.

Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом (С.П. Евсеев)

Данная теоретическая концепция является базовой для реализации процесса обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Она включает в себя следующие обязательные положения.

1. Требование применения тренажеров, управляющих суставными движениями (ТУСД) человека, других устройств в сочетании с физической помощью тренера-преподавателя для выполнения аналогичных функций.

2. Требование количественного определения эталонной (оптимальной) программы положения тела человека во времени, обеспечивающей воспроизведение планируемого результата, а также допустимых от нее отклонений.

3. Требование определения содержания эталонного образа системы условий, которые необходимы занимающимся в процессе выполнения действия, а также определения изменений этого содержания, происходящих по мере автоматизации действия, выработки двигательного навыка. При этом крайне важно не только представить учащемуся полную систему ориентиров, но и обеспечить его объективной информацией о выполняемых им управляющих движениях суставах.

4. Требование объединения процессов обучения двигательным действиям и развития и совершенствования качеств и способностей занимающихся в единый процесс - формирования действий с заданным результатом, а также к требованию определения готовности учащихся к освоению двигательных действий с помощью ТУСД человека.

 

 

ТРЕНАЖЕРЫ,

Силовые способности

В условиях выполнения физических упражнений усилие может проявляться однократно, многократно в циклических и ациклических движениях, против большого или небольшого сопротивления, с высокой скоростью или медленно, при различном состоянии мышц — расслабленном или напряженном. При этом могут иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий и уступающий), изометрический (статический) и многочисленные формы смешанного режима. В зависимости от преимущественной роли этих факторов развиваются те или иные формы силовых способностей – собственно силовые или скоростно-силовые.

Мышечная сила — это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в структуре двигательной функциональной системы обеспечивает способность к преодолению внешнего сопротивления или противодействия ему с помощью мышечных напряжений.

На уровень проявления силовых способностей оказывают влияние:

¾ функциональный потенциал центральной и периферической нервной системы;

¾ функциональный потенциал нервно-мышечной системы и костно-связочного аппарата;

¾ синхронность включения «быстрых» двигательных единиц;

¾ общая масса тела, структура, физиологический поперечник, длина мышц;

¾ концентрация энергетического материала, интенсивность ресинтеза АТФ;

¾ тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения.

Средствамисиловой подготовки являются упражнения с повышенным сопротивлением, предполагающие сознательное и активное воздействие на организм с целью совершенствования его анатомических, физиологических и психологических свойств.

Выделяют следующие группы упражнений, направленных на развитие мышечной силы:

1) упражнения с преодолением массы собственного тела;

2) упражнения с внешним сопротивлением;

3) упражнения в изометрическом режиме.

В реальной практике физической культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями методика развития мышечной силы реализуется в двух направлениях:

1) общая силовая подготовка, направленная на достаточно полное развитие всех мышечных групп, рассматривается как базовый уровень силовых способностей;

2) специальная силовая подготовка, направленная на развитие силовых способностей, формирование компенсаторных механизмов, применительно к определенному виду деятельности (профессиональной, бытовой, спортивной, рекреационной и др.).

В качестве метода развития мышечной силы для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата применяется электромиостимуляция, которая, как и силовые упражнения, приводит к увеличению физиологического поперечника и силы мышц.

Скоростные способности

Скоростные способности — это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает способность совершать двигательные действия с минимальной затратой времени.

Основными факторами, влияющими на проявление скоростных способностей, являются:

¾ функциональный потенциал центральной и периферической нервной системы;

¾ функциональный потенциал сенсорных систем;

¾ функциональный потенциал психических функций - ощущений, восприятия, внимания;

¾ функциональный потенциал нервно-мышечной системы;

¾ синхронность и быстрота включения «быстрых» двигательных единиц при мышечном сокращении;

¾ сила мышц и их способность к расслаблению;

¾ уровень координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве и др.);

¾ степень освоения техники двигательного действия;

¾ тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения.

У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных систем и психических функций и т.п.

Скоростные способности имеют сложную структуру, в которой выделяют:

¾ способность быстро реагировать на внешний сигнал (2 типа реакций: простая - время реагирования движением на внезапный сигнал и сложная двух видов – реакция на движущийся объект и реакция выбора);

¾ способность к быстрому выполнению одиночных двигательных действий;

¾ способность поддерживать максимальный темп движений;

¾ способность к быстрому началу действий (стартовое ускорение).

Развитие скоростных способностей необходимо проводить дифференцированно, совершенствуя отдельно независимые формы их проявления.

Выносливость

Выносливость —это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), обеспечивающая его устойчивость к утомлению в условиях мышечной деятельности.

Развитие выносливости предъявляет повышение требования к следующим функциональным системам и зависит от их состояния:

¾ функциональный потенциал ЦНС;

¾ функциональный потенциал опорно-двигательного аппарата;

¾ функциональный потенциал вегетативных функций (сердечнососудистой и дыхательной);

¾ наличие энергетических ресурсов в организме;

¾ личностно-психологические особенности (тип высшей нервной деятельности, свойства темперамента, характер, способность к волевым усилиям);

¾ уровень освоения техники двигательного действия.

Измеряют выносливость временем, в течение которого выполняется двигательная работа:

¾ продолжительность выполнения упражнений циклического характера (бега, плавания, езды в коляске) без снижения скорости;

¾ продолжительность работы на велоэргометре при ручном или ножном педалировании (для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата);

¾ продолжительность сохранения координационной стабильности движений при выполнении стандартной серийной нагрузки «до отказа»;

¾ физиологические и биохимические показатели энергетических ресурсов организма (максимальное потребление кислорода, содержание молочной кислоты в крови и др.).

Выделяют общую и специальную выносливость. Общая выносливость - способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности, специальная - способность выполнять работу заданной интенсивности, преодолевать утомление в конкретном виде деятельности.

 

Развитие гибкости

Гибкость - комплекс психологических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), обеспечивающий способность выполнять движения с максимальной амплитудой.

Этот комплекс включает следующие факторы:

¾ морфологическое и функциональное состояние центральной и периферической нервной системы (нервная регуляция тонуса мышц, уровень межмышечной координации);

¾ морфологическое и функциональное состояние суставов (суставной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, наличие выраженной или приобретенной тугоподвижности);

¾ психологическое состояние (порог болевых ощущений, способность к волевым усилиям).

Педагогическими задачами при направленном развитии гибкости являются:

1) обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата;

2) предотвратить, насколько это возможно, утрату достигнутого уровня гибкости, минимизировать ее регресс;

3) обеспечить восстановление гибкости, утраченной в результате заболеваний, травм и других причин.

Выделяют активную и пассивную гибкость. Активная гибкость — способность достигать максимальной амплитуды движений за счет работы мышц, проходящих через сустав, пассивная – за счет действия посторонних сил.

При развитии гибкости необходимо учитывать некоторые общие закономерности:

1. Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. Но гипертрофия мышц, вызываемая массированным применением силовых упражнений, может привести к ограничению размаха движений. С другой стороны, форсированное развитие гибкости без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать «разболтанность» в суставах, перерастяжения, нарушения осанки.

2. Для развития активной гибкости наряду с растягивающими упражнениями, которые выполняются за счет мышечных усилий, эффективны и силовые упражнения динамического и статического характера, а также медленные динамические упражнения с удержанием статических поз в конечной точке амплитуды.

3. Активная гибкость развивается в 1,5—2 раза медленнее, чем пассивная.

Принято различать гибкость общую и специальную. В адаптивной физической культуре общая гибкость реализуется во все возрастные периоды жизни и состоит во всестороннем поступательном ее развитии, гарантирующем достаточно полную амплитуду в различных видах движений.

Специальная гибкость реализуется в двух направлениях:

1) в адаптивном спорте, где повышение подвижности в суставах достигается подбором родственных по структуре упражнений, воздействующих на суставы и мышцы, определяющие результат в избранном виде спорта;

2) в процессе восстановления подвижности суставов средствами ЛФК.

 

Координационные способности

Координационные способности - это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, т. е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.

К факторам, влияющим на проявление координационных способностей инвалидов, относятся:

¾ функциональное состояние центральной и периферической нервной системы;

¾ уровень межмышечной координации, обеспечивающий технику двигательных действий;

¾ тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения;

¾ состояние высших психических функций, психологическая устойчивость, способность анализировать и быстро принимать решения в условиях внезапно изменившихся условий;

¾ функциональное состояние двигательного, зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.

В структуру координационных способностей входят следующие составляющие:

1. Координация движений – способность к упорядоченным согласованным движениям тела и его частей.

2. Дифференцирование усилий, времени, пространства и ритма —комплексная характеристика, отражающая точность оценивания, отмеривания и воспроизведения заданных параметров движения.

3. Ориентировка в пространстве — способность к определению и изменению положения тела и отдельных его частей в пространственно-временном поле.

4. Ритмичность движений – способность усвоения заданного ритма движений.

5. Равновесие – способность к сохранению устойчивой позы в статических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной опоре, при действии ускорений.

6. Быстрота реагирования — способность отвечать движением на различные внешние сигналы (зрительные, слуховые), перестраивать движение в изменяющихся условиях.

7. Точность мелкой моторики — способность воспроизводить тонкие движения кистями, пальцами рук в соответствии с поставленной задачей.

8. Расслабление — способность к произвольному и рациональному снижению напряжения мышц.

 


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Эффективность различных комплексов АФК при нарушении осанки у школьников.

2. Эффективность различных комплексов АФК при плоскостопии у школьников.

3. Сравнительная эффективность различных комплексов АФК у больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом.

4. Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей.

5. АФК для инвалидов с нарушениями локомоторной функции вследствие параличей и парезов.

6. Комплексная реабилитация средствами и методами АФК применяемая в коррекции нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

7. Комплексная реабилитация средствами и методами АФК применяемая в коррекции нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста.

8. Комплексная реабилитация средствами и методами АФК применяемая в коррекции нарушений зрения у детей школьного возраста.

9. АФК на санаторном этапе реабилитации детей с бронхо-легочными заболеваниями.

10. АФК на санаторном этапе реабилитации людей с бронхо-легочными заболеваниями

11. АФК на санаторном этапе реабилитации людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

12. АФК на санаторном этапе реабилитации людей после инсульта.

13. Методика целенаправленного развития координации движений при реабилитации инвалидов по зрению.

14. Методика целенаправленного развития координации движений при реабилитации инвалидов по слуху.

15. Использование плавания в системе физической и психической реабилитации детей с задержкой психического развития.

16. Использование плавания в системе физической и психической реабилитации детей с ДЦП.

17. Использование плавания в системе физической и психической реабилитации людей с поражением ОДА.

18. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих детей средствами плавания.

19. Двигательная и психическая реабилитация слепых и слабовидящих детей средствами плавания

20. Применение иппотерапии в комплексной реабилитации детей с ДЦП.

21. Силовые упражнения на тренажерах специального типа в комплексах АФК с больными остеохондрозом позвоночника.

22. Роль физических нагрузок в адаптационно-компенсаторных реакциях сердечно-сосудистой системы в период реабилитации после инфаркта миокарда.

23. Реабилитация слабовидящих детей в условиях школы-интерната средствами АФК.

24. Реабилитация слабослышащих детей в условиях школы-интерната средствами АФК.

25. Игровые технологии как средство физической реабилитации детей с ДЦП.

26. Игровые технологии как средство физической реабилитации детей с задержкой психического развития.

27. Игровые технологии как средство физической реабилитации детей-инвалидов по зрению.

28. Игровые технологии как средство физической реабилитации детей с нарушениями речи.

29. Реабилитация детей с девиантным поведением средствами АФК.

30. Коррекция стрессорной реакции инвалидов после ампутации нижних конечностей средствами АФК.

31. Коррекция психофизических нарушений у детей с задержкой психического развития средствами АФК.

32. Коррекция психофизических нарушений у детей-сирот с задержкой психического развития средствами АФК.

33. Коррекция двигательных нарушений средствами АФК у инвалидов с ДЦП.

34. Индивидуальная коррекция патологической ходьбы инвалидов с последствиями травмы спинного мозга средствами АФК.

35. Направленность оздоровительной тренировки и АФК женщин фертильного возраста.

36. История адаптивной физической культуры в зарубежных странах и в России.

37. Паралимпийское движение: реалии и перспективы развития.

38. Советские и Российские спортсмены-инвалиды в Паралимпийском движении.

39. История и программа Специального Олимпийского движения.

40. История Всемирных (Олимпийских) игр глухих и участие в них советских, российских спортсменов.

41. Становление и развитие физической культуры и спорта инвалидов с поражениями ОДА.

42. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в г.Кургане и Курганской области.

43. Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

44. Адаптивное физическое воспитание в специальных медицинских группах общеобразовательных школ.

45. Адаптивное физическое воспитание в специальных медицинских группах вузов.

46. Адаптивное физическое воспитание в семье.

47. Социально-психологическая адаптация студентов с последствиями ДЦП средствами АФК.

48. Креативные (художественно-музыкальные) виды АФК для людей с поражением ОДА.

49. Планирование и комплексный контроль за состоянием занимающихся АФК.

50. Планирование и комплексный контроль за состоянием занимающихся адаптивным спортом.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. - В 2 т. Т.1 / Под общей ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2003. – 448 с.

2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и 0323 «Адаптивная физическая культура». - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

3. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В. и др. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафга. - СПб., 1996. - 95 с.

4. Шапкова Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: Учебное пособие; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. —СПб., 1997. - 45 с.

5. Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая культура».


 

Ловыгина Оксана Николаевна

 

 

основные понятия

теории адаптивной физической культуры

 

Методические рекомендации к проведению

практических и индивидуальных занятий для студентов специальности

032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»

 

 

Редактор Н.М. Устюгова

 

 

 
 


Подписано к печати Формат 60×84 1/16 Бумага тип. №1

Заказ Усл. печ. л. 2,5 Уч. – изд. л. 2,0

Печать трафаретная Тираж 100 Цена свободная

 
 


Редакционно-издательский центр КГУ.

640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25.

Курганский государственный университет.

 

Введение

Дисциплина « Теория и организация адаптивной физической культуры» включена учебным планом в цикл общепрофессиональных дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта для студентов специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)».

Данная дисциплина состоит из лекционного курса в количестве 56 часов учебных занятий, 28 часов лабораторных и 28 практических занятий, а так же 88 часов курса отведено самостоятельной работы студентов.

Для облегчения подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе по этой дисциплине составлены методические рекомендации.


Понятие «адаптивная физическая культура»

Адаптивная физическая культура -это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Цель адаптивной физической культуры - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

 


 

Рис. 1. Функции адаптивной физической культуры

 

 

 

 

Рис. 2. Принципы адаптивной физической культуры

 

 

 

Рис. 3. Основные виды (компоненты) адаптивной физической культуры

 


Адаптивное физическое воспитание (образование)компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.

Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

 

Рис. 4. Функции адаптивного физического воспитания

 

Адаптивный спорт — компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и вообще в социализации.

Основная цель адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры. Основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно-компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно-педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стремление к физическому совершенствованию.

Рис. 5. Направления адаптивного спорта

 

Рис. 6. Функции адаптивного спорта

Адаптивная двигательная рекреациякомпонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Основная цель адаптивной двигательной рекреации состоит в том, чтобы привить личности с отклонениями в состоянии здоровья проверенные исторической практикой мировоззренческие взгляды Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации. Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием. Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения.

 

 

Рис. 7. Функции адаптивной двигательной рекреации

Адаптивная физическая реабилитациякомпонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства.

В отдельных нозологических группах инвалидов, приемущественно с поражением опорно-двигательного аппарата, лечение движением не заканчивается в медицинском стационаре, а продолжается всю жизнь на основе самореабилитации.

Рис. 8. Функции адаптивной физической реабилитации

 

 

Реабилитация инвалидов – это специфическая деятельность в области социальной политики, предполагающая повышение уровня социальной дееспособности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе инвалидов) в сферах труда, быта, культуры на основе комплексного применения медицинских, инженерных, психологических и педагогических технологий и имеющая своей целью обеспечение готовности этой категории населения к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни.

 

Рис. 9. Классификация видов реабилитации (по В.З. Кантору, 2000)

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культурыкомпонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Основной целью креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик необходимо считать приобщение инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творческое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических напряжений («зажимов») и, в конечном счете, вовлечение их в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе — в профессионально-трудовую деятельность.

Экстремальные виды двигательной активностикомпоненты (виды) адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.); формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилактика состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни.


Рис. 10. Задачи адаптивной физической культуры

 


Рис. 11. Средства АФК

 

 

Классификации физических упражнений

1) по целевой направленности: упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные;

2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств;

3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы;

4) по координационной направленности: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление, ритмичность движений и др.;

5) по биомеханической структуре движений: циклические, ациклические, смешанные;

6) по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напряженности физиологических функций: упражнения низкой интенсивности (ЧСС - до 100 уд./мин), умеренной (ЧСС - до 120 уд./мин), тонизирующей (до 140 уд./мин), тренирующей (до 160 уд./мин и больше);

7) по видам спорта для разных нозологических групп инвалидов: упражнения и виды спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту, с поражениями опорно-двигательного аппарата, рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний и соответствующих программ Паралимпийских игр;

8) по лечебному воздействию: упражнения на восстановление функций паретичных мышц, подвижности в суставах, упражнения, стимулирующие трофические процессы, функции дыхания, кровообращения и др.;

9) по исходному положению;

10) по степени самостоятельности выполнения упражнений: активное самостоятельное, с поддержкой, помощью, страховкой, с опорой на костыли, палку, с помощью протезов и технических устройств, в ходунках, коляске, условиях разгрузки (на подвеске);

11) по интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, хореографические упражнения; упражнения формокоррекционной ритмопластики; рисование; упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями в сказко-, драмо-, игротерапии, тематических игровых композициях, активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.