Занятие – 1 тема: Противоречия в погоде — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Занятие – 1 тема: Противоречия в погоде

2018-01-14 448
Занятие – 1 тема: Противоречия в погоде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От автора

В конце 50 гг. ХХ в. появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможность массового обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В 80-е гг. годы возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика. Идеал ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!".

Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Однако на сегодняшний день массового внедрения ТРИЗ – технологии в систему работы дошкольных учреждений республики не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточной разработанностью содержания программы по ТРИЗ, соответствующих форм и методов обучения.

Данное пособие представляет собой практический материал по системному использованию методики ТРИЗ в детском саду, основанный на многолетнем авторском опыте работы с коллективами дошкольных учреждений г. Гомеля (Беларусь).

При подготовке занятий использовались методические материалы специалистов – тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: Гуткович И., Корзун А., Мурашковской И., Ладошкиной С., Нестеренко А., Страунинг А., Сидорчук Т., Рубиной Н., Шустермана М., а также авторские разработки Гин С.И.

Занятия, предлагаемые в пособии, рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого года жизни.

В первый год предполагается изучить следующие темы: "противоречия", "системный оператор", "метод маленьких человечков", "ресурсы", "сочинение загадок" (по методике Нестеренко А.А.).

С детьми среднего возраста, учитывая психофизиологические особенности детей 4–5 летнего возраста, занятия проходили в форме свободного общения, в виде диалогов, где воспитатель играл направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15–20 минут.

В программе второго года обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с детьми (в тексте основное занятие идет под буквой А, познавательное упражнение под буквой Б). Кроме этого в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия – 25–30 мин.

Основные темы, предлагаемые во второй год обучения: "приемы фантазирования", "приемы придумывания нового объекта", "методика рассказа по картинке" (по методике Мурашковской И.Н.), обучение навыку классификации (по методике Сидорчук Т.А.).

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится гораздо более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.

Несмотря на то, что пособие представляет собой подробные рекомендации к проведению занятий – "что говорить и делать", воспитателям рекомендуется самостоятельно расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ, чтобы понимать "почему именно это нужно говорить и делать". Ведь основная задача использования методики ТРИЗ в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель – творец.

Для этого необходимо:

– организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали "академический" характер;

– в конце занятий следует выделять этап "Подведение итогов" для обучения детей навыку рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: в виде игр "Интервью" "Копилка новостей", "Доскажи предложение" и др., обсуждения планов на будущее ("Вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …"), продуктивной деятельности и обсуждения полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей к другим видам деятельности, связав содержание занятия с последующими режимными моментами.

– иметь специальную игрушку – героя занятий, которая "помогает" воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия; Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать игрушке существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки: необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, "головоног", "кубарик", "лошарик" и т. п. После "Подведения итогов" дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

– проводить познавательные упражнения на втором году обучения не только как коллективные, но и как индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения также можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.

– быть готовым использовать "тризовский" подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.

Данное пособие адресовано начинающим и рекомендуется прежде всего для массового использования воспитателями, не получившими углубленной подготовки по ТРИЗ, делающими первые шаги в освоении этой науки. Вместе с тем, рекомендации могут быть использованы и опытными воспитателями, которые будут вносить соответствующие изменения в конспекты занятий и выходить на следующий уровень преподавания и освоения материала. Например, при изучении темы "Противоречие" можно включать решение задач "на противоречия", при обучении игре "Да-нетка" можно использовать не только линейный вариант игры, описываемый в пособии, но и плоскостной и пространственный и т. п. Таким образом, воспитатель может самостоятельно выстраивать план занятий в зависимости от собственных знаний и умений и (прежде всего!) готовности детей.

ТРИЗ-педагогика сегодня – это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. При этом пропедевтический характер ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении соответствующей терминологии, столько в обеспечении "задачной", многовариантной, стимулирующей творческий поиск жизни и деятельности наших детей.

РАДОСТИ ТВОРЧЕСТВА НАМ И НАШИМ ДЕТЯМ!

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

(первый год обучения).

1. октябрь Противоречия в погоде.

2. октябрь Противоречия в предметах.

3. ноябрь Противоречия в предметах (продолжение).

4. ноябрь Противоречия в ситуациях.

5. ноябрь Противоречия в размерах.

6. ноябрь Противоречия в количестве.

7. декабрь Противоположные признаки.

8. декабрь Обобщающее занятие по противоречиям.

9. декабрь Подсистемы человека.

10. декабрь Подсистемы предметов.

11. январь Подсистемы предметов (продолжение).

12. январь Обобщающее занятие по подсистемам.

13. январь Метод маленьких человечков.

14. январь Твердые и жидкие человечки.

15. февраль Газообразные человечки.

16. февраль "Цветные" человечки.

17. февраль Обобщающее занятие по ММЧ.

18. февраль Функции подсистем.

19. март "Системный лифт".

20. март Надсистемы и подсистемы объекта.

21. март Обобщающее занятие по подсистемам и надсистемам 22. март Прошлое.

23. апрель Будущее человека.

24. апрель Будущее предмета.

25. апрель Системный оператор.

26. апрель Обобщающее занятие по системному оператору.

27. май Анализ сказки на системном операторе.

28. май Использование ресурсов для сочинения сказки.

29. май Другая точка зрения.

30. май Обобщающее занятие за год.

Рекомендации

Занятие – 22 Тема: Прошлое

Цели:

– обобщить представления детей о прошлом различных объектов;

– развивать умение инсценировать;

Оборудование:

мяч.

1. Беседа "Что было раньше?"

Приходит игрушка и начинает спрашивать у детей, а кем она была раньше, откуда она взялась? (а еще раньше? а еще раньше?).

– А про себя вы знаете, какими вы были раньше? Как вы выглядели, как разговаривали, что умели делать? Откуда вы появились?

– …

2. Физкультминутка.

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова "Про лягушат" и предлагает его инсценировать:

Раньше были мы икрою,

ква-ква!

А теперь мы все герои,

Ать-два!

Головастики мы были,

Ква-ква!

Дружно хвостиками били,

Ать-два!

А теперь мы лягушата,

Ква-ква!

Прыгай с берега, ребята,

Ать-два!

И с хвостом и без хвоста

Жить на свете – красота!

3. Игра с мячом "Чем было раньше?.."

Воспитатель называет различные объекты, а дети должны называть, чем они были раньше (как появились).

Примеры объектов: дом, платье, книга, птица, машина, яблоко, молоко, рисунок, хлеб, дождь и др.

Рекомендуется по возможности выстраивать как можно более длинные цепочки. Например: хлеб раньше был мукой, мука – зерном, зерно – колосом, колос – зернышком и т. д.

Вывод: у любого предмета или существа есть прошлое – то, что с ним было раньше.

4. Подведение итогов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

(второй год обучения)

1. октябрь Повторение пройденного.

2. октябрь Прием фантазирования "Дробление – объединение".

3. ноябрь Метод фокальных объектов.

4. ноябрь Прием фантазирования "Увеличение – уменьшение".

5. ноябрь Свойства и признаки объекта.

6. ноябрь Развитие ассоциативности.

7. декабрь Развитие ассоциативности (продолжение).

8. декабрь Прием фантазирования "Оживление".

9. декабрь Волшебник Времени.

10. декабрь Волшебник Времени (продолжение).

11. январь Морфологический анализ.

12. январь Прием фантазирования "наоборот".

13. январь Сочинение сказок по приему "бином фантазии".

14. январь Обобщающее занятие по приемам фантазирования.

15. февраль Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды

работы.

16. февраль Рассказ по картине: системный оператор.

17. февраль Рассказ по картине: выразительные средства речи.

18. февраль Обобщающее занятие по рассказу по картине.

19. март Прогнозирование: объект "больница".

20. март Прогнозирование: объект "самолет".

21. март Фантазирование: объект "магазин".

22. март Эвроритм: объект "велосипед".

23. апрель Эвроритм: объект "мороженое".

24. апрель Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов.

25. апрель Классификация.

26. апрель Классификация животного мира.

27. май Сочинение сказок про животных.

28. май Классификация растительного мира.

29. май Обобщающее занятие за год.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Занятие 1-А.

Упражнение 1-Б.

"Что я вижу?"

Нужно назвать все, что видишь вокруг. Вначале среди большой группы объектов (что я вижу на прогулке? что я вижу в музыкальном зале, за окном? и т. д.). Затем по отдельным крупным и мелким объектам (что я вижу на стене? что я вижу на чашке? и т. д.).

Воспитатель отмечает необычные, оригинальные ответы.

Занятие 2-А.

тема: Прием фантазирования "дробление – объединение".

Цели:

– развивать аналитико-синтетические умения;

– познакомить с приемом фантазирования "дробление – объединение";

– развивать воображение;

Оборудование:

рисунки мифологических существ.

1. Беседа о Волшебнике "Дели-Соедини".

И: – Шел по городу волшебник… Его никто не видел, но все видели, что

он делал: стоял велосипед – он его разобрал по деталям; росло дерево -

он с него сбросил все листья, а потом и ветки; приготовили пирог – он

его разделил на кусочки… А в другой раз шел, и делал все наоборот:

кирпичи лежали – он построил дом; бревна плыли – сделал плот; цветы

росли – составил букет…

В: – Как вы думаете, как могут звать такого волшебника?

Д: – …

В: – Да, действительно он умеет все разделять и соединять, поэтому его так и зовут Дели-Соедини. Сегодня на занятии мы попробуем выполнить его задания…

2. Упражнение на дробление и объединение объектов.

Воспитатель показывает один какой-либо объект и спрашивает у детей: "Сколько?"

– Вы говорите, что один, а Дели-Соедини утверждает, что много! Расческа одна, но в ней много зубчиков; книга одна, но в ней много страниц…

Назовите еще предметы, которые могут быть "один, но много"

– …

– А еще этот волшебник – великий изобретатель. Он придумывает разные предметы, которых раньше не было. Взял и соединил стиральную машину и утюг, что получилось? Нравится ли вам это изобретение?

– …

Воспитатель называет несколько "проектов" (чашка и блюдце, веник и тряпка, карандаш и линейка, стол и лампа и др.) и предлагает обсудить, для чего нужен такой предмет, что в нем хорошего, что плохого.

3. Игра "Раздели-соедини".

Воспитатель называет различные части тела и команды "дели" или "соедини!". Например, "руки – соедини!", "ноги – раздели!", "головы – соедини!", "пальцы – раздели!" и др.

Дети должны указанные части соединить (сблизить, объединить, иногда с кем-то в паре) или разъединить (показать изолированно, отдельно).

4. Фантазирование.

– Дели-соедини – это Волшебник, поэтому он очень любит сказки… Вначале он сказки делит… Попробуйте узнать, какую сказку он разделил, если известны ее "части": дед, бабка, курочка, яйцо, мышка…

– …

Аналогично еще несколько сказок.

– Эту сказку он начал делить, но не успел до конца. В ней есть собака, кошка, мышка… Кто еще?

– … (дети называют остальных персонажей сказки "Репка"; аналогично рассматривается еще несколько сказок).

– Потом волшебнику уже расхотелось делить и он начал соединять… И вот с какими сказочными героями он нам предлагает придумать сказку: Змей-Горыныч, Буратино, Русалка, гномики, Винни-Пух…

Вначале сообща выбирается главный герой, его друзья и враги, место действия, "проблема" (что случилось с главным героем), а затем коллективно придумывается сказка.

Желательно, чтобы воспитатель выполнял организующую и направляющую функцию, помогал выбрать наиболее лучший вариант из числа предложенных детьми, а не давал свой готовый. Рекомендуется, чтобы воспитатель по ходу делал соответствующие записи, чтобы в конце прочитать детям готовую сказку (окончательный вариант).

5. Практическая работа.

– А еще Дели-соедини – художник. Это именно он придумал и нарисовал русалку, дракона, кентавра…

(воспитатель показывает соответствующие изображения и обсуждает с детьми, как они "сделаны" (из каких частей состоят)).

– Попробуйте и вы нарисовать необычных животных, соединив части различных других животных…

6. Подведение итогов.

Упражнение 2-Б.

"Если бы…"

Предлагается придумать объект с необычными свойствами или функциями: "Если бы деревья стали усатыми?", "Если бы лужи могли петь?", "Если бы дома могли летать?", "Если бы люди перестали спать?" и др. и описать последствия такого допущения.

Занятие 3-А.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, 1991.

2. Ардашева Н.И. и др. Истории про.… – Ульяновск, 1993.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

4. Гин А.А. "Да" и "нет" говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.

5. Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.

6. Гин С.И. Мир человека. – Гомель, 1993.

7. Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991.

8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – (Нар. ун-т. Пед. фак. № 5).

9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, № 2.

10. "Золотой ключик" творческого мышления. /под ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, 2000.

11. Киплинг Р. Сказки. – М.: Детская литература, 1986.

12. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.

13. Ладошкина С. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1990.

14. Ладошкина С. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1989.

15. Мурашковска И.Н. Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С-Пб, 1995.

16. Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста.// "Педагогика + ТРИЗ": сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.

17. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание: инф. – метод. сборник для учителей и учащихся, выпуск 5. – Рига, 1993.

18. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов-на-Дону, 1993.

19. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1978.

20. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск, 1998.

21. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997.

22. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

23. Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995.

24. Творческие задания в работе с дошкольниками: сборник методических материалов НМЦ-242 "Садко" /под общ. ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, 2000.

25. Шустерман М. Новые приключения Колобка. – М.: "Педагогика-Пресс", 1993

www.profilib.com

 

От автора

В конце 50 гг. ХХ в. появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможность массового обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В 80-е гг. годы возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика. Идеал ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!".

Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Однако на сегодняшний день массового внедрения ТРИЗ – технологии в систему работы дошкольных учреждений республики не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточной разработанностью содержания программы по ТРИЗ, соответствующих форм и методов обучения.

Данное пособие представляет собой практический материал по системному использованию методики ТРИЗ в детском саду, основанный на многолетнем авторском опыте работы с коллективами дошкольных учреждений г. Гомеля (Беларусь).

При подготовке занятий использовались методические материалы специалистов – тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: Гуткович И., Корзун А., Мурашковской И., Ладошкиной С., Нестеренко А., Страунинг А., Сидорчук Т., Рубиной Н., Шустермана М., а также авторские разработки Гин С.И.

Занятия, предлагаемые в пособии, рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого года жизни.

В первый год предполагается изучить следующие темы: "противоречия", "системный оператор", "метод маленьких человечков", "ресурсы", "сочинение загадок" (по методике Нестеренко А.А.).

С детьми среднего возраста, учитывая психофизиологические особенности детей 4–5 летнего возраста, занятия проходили в форме свободного общения, в виде диалогов, где воспитатель играл направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15–20 минут.

В программе второго года обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с детьми (в тексте основное занятие идет под буквой А, познавательное упражнение под буквой Б). Кроме этого в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия – 25–30 мин.

Основные темы, предлагаемые во второй год обучения: "приемы фантазирования", "приемы придумывания нового объекта", "методика рассказа по картинке" (по методике Мурашковской И.Н.), обучение навыку классификации (по методике Сидорчук Т.А.).

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится гораздо более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.

Несмотря на то, что пособие представляет собой подробные рекомендации к проведению занятий – "что говорить и делать", воспитателям рекомендуется самостоятельно расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ, чтобы понимать "почему именно это нужно говорить и делать". Ведь основная задача использования методики ТРИЗ в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель – творец.

Для этого необходимо:

– организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали "академический" характер;

– в конце занятий следует выделять этап "Подведение итогов" для обучения детей навыку рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: в виде игр "Интервью" "Копилка новостей", "Доскажи предложение" и др., обсуждения планов на будущее ("Вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …"), продуктивной деятельности и обсуждения полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей к другим видам деятельности, связав содержание занятия с последующими режимными моментами.

– иметь специальную игрушку – героя занятий, которая "помогает" воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия; Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать игрушке существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки: необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, "головоног", "кубарик", "лошарик" и т. п. После "Подведения итогов" дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

– проводить познавательные упражнения на втором году обучения не только как коллективные, но и как индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения также можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.

– быть готовым использовать "тризовский" подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.

Данное пособие адресовано начинающим и рекомендуется прежде всего для массового использования воспитателями, не получившими углубленной подготовки по ТРИЗ, делающими первые шаги в освоении этой науки. Вместе с тем, рекомендации могут быть использованы и опытными воспитателями, которые будут вносить соответствующие изменения в конспекты занятий и выходить на следующий уровень преподавания и освоения материала. Например, при изучении темы "Противоречие" можно включать решение задач "на противоречия", при обучении игре "Да-нетка" можно использовать не только линейный вариант игры, описываемый в пособии, но и плоскостной и пространственный и т. п. Таким образом, воспитатель может самостоятельно выстраивать план занятий в зависимости от собственных знаний и умений и (прежде всего!) готовности детей.

ТРИЗ-педагогика сегодня – это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. При этом пропедевтический характер ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении соответствующей терминологии, столько в обеспечении "задачной", многовариантной, стимулирующей творческий поиск жизни и деятельности наших детей.

РАДОСТИ ТВОРЧЕСТВА НАМ И НАШИМ ДЕТЯМ!

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

(первый год обучения).

1. октябрь Противоречия в погоде.

2. октябрь Противоречия в предметах.

3. ноябрь Противоречия в предметах (продолжение).

4. ноябрь Противоречия в ситуациях.

5. ноябрь Противоречия в размерах.

6. ноябрь Противоречия в количестве.

7. декабрь Противоположные признаки.

8. декабрь Обобщающее занятие по противоречиям.

9. декабрь Подсистемы человека.

10. декабрь Подсистемы предметов.

11. январь Подсистемы предметов (продолжение).

12. январь Обобщающее занятие по подсистемам.

13. январь Метод маленьких человечков.

14. январь Твердые и жидкие человечки.

15. февраль Газообразные человечки.

16. февраль "Цветные" человечки.

17. февраль Обобщающее занятие по ММЧ.

18. февраль Функции подсистем.

19. март "Системный лифт".

20. март Надсистемы и подсистемы объекта.

21. март Обобщающее занятие по подсистемам и надсистемам 22. март Прошлое.

23. апрель Будущее человека.

24. апрель Будущее предмета.

25. апрель Системный оператор.

26. апрель Обобщающее занятие по системному оператору.

27. май Анализ сказки на системном операторе.

28. май Использование ресурсов для сочинения сказки.

29. май Другая точка зрения.

30. май Обобщающее занятие за год.

Рекомендации

Занятие – 1 тема: Противоречия в погоде

Цели:

– активизировать интерес детей к окружающему миру;

– систематизировать знания детей о явлениях природы;

Оборудование:

"черный ящик", полотенце.

1. Знакомство с помощником воспитателя.

Воспитатель (в дальнейшем – В.) предлагает отгадать, что лежит в сундучке (черном ящике, под платком и т. д.), а потом достает и представляет детям "помощника воспитателя" – игрушку (в дальнейшем – И.), которая будет помогать вести занятия.

Желательно игрушку пустить по кругу, чтобы дети могли "поздороваться" и познакомиться с ней.

2. Диалог с игрушкой о погоде.

Игрушка приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вытирает и разговаривает с ней:

В: – Почему ты такая мокрая?

И: – А я очень дождь люблю!

В: – Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

И: – Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!

В: – Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

И: – Нет, солнышко плохое! Когда жарко – голова болит и пить хочется; все цветы завянут…

В: – А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…

Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.

3. Подвижная игра "Солнышко и дождь".

Правила игры: когда воспитатель говорит "Солнце", дети играют, бегают; когда "дождь" – приседают, "прячутся под зонтиками".

Воспитатель может вносить усложнения: добавлять "Теплый летний дождик" (тоже можно бегать и играть) или "Сильная-сильная жара" (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).

4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.

– Ребята, а как по-вашему дождь – хороший или плохой?

– …

– Что хорошего в дожде?

– …(ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)

– А что плохого в дожде?

– …

– Значит, получается. что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь – это "хорошо" тогда, когда …, и дождь для нас это "плохо", когда …

И: – А солнце какое, хорошее или плохое?

В: – Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?

– …(ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)

– А что плохого может быть в солнце?

– …

– Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

5. Подведение итогов.

– Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интресным?

Воспитатель обращает внимание на типичную ошибку детей: смешивать содержание занятие (понравилось солнце и не понравился дождь) и форму, организационные моменты (понравились знакомство с игрушкой, подвижная игра…).

Основная цель при подведении итогов – обучение коллективному рефлексивному анализу и "официальное" окончание занятия (прощание с игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжении игры и обсуждения.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.