Педагогическое сопровождение самореализации младших подростков в досуговой деятельности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Педагогическое сопровождение самореализации младших подростков в досуговой деятельности

2018-01-14 242
Педагогическое сопровождение самореализации младших подростков в досуговой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическое сопровождение самореализации младших подростков в досуговой деятельности

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Научный руководитель:

Самбуева С.Б.

к.и.н., доцент

 

Дата защиты: «___»_____2017г.

 

Оценка:__________

 

Улан-Удэ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы самореализации младших подростков в досуговой деятельности

1.1. Психолого-педагогические основы самореализации младших подростков

1.2. Педагогическая характеристика досуговой деятельности младших подростков

Глава II. Организационные условия педагогического сопровождения самореализации детей младшего подросткового возраста в досуговой деятельности

2.1. Современное состояние педагогического сопровождения самореализации младших подростков досуговой деятельности

2.2. Организация и результаты экспериментальной работы

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы обусловлена следующим:

Во-первых, проблема личности выдвигается в число важнейших именно в те периоды, когда кризис политической, экономической жизни страны заставляет людей обратиться к осмыслению себя, своего «Я». Стремление человека реализовать заложенные в нём творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимость его в глазах других людей. Каждая общественная система формирует свою личность. Сегодня мы наблюдаем процессы, которые не являются благоприятными и не способствуют гармоническому развитию личности. Противоречия в экономике и политике затрагивают и социально-культурную сферу, где наиболее уязвлёнными становятся социально незащищённые группы населения - дети и подростки. Младшие подростки очень остро реагируют на происходящие изменения, т.к. потребность в самоутверждении и самовыражении, которая особенно актуальна в этот период, напрямую зависит от окружения и внешних условий.

Во-вторых, слабое физическое и психическое развитие детей. Растущее поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России, лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45-50 % из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения. Годность призывников к строевой службе снизилась при призыве в армию до 80 %. Среди юношей, направленных в войска осенью 1996 г., 40 % имеют отклонения в состоянии здоровья и подпадают под определение «годные к военной службе с незначительными ограничениям». Состояние здоровья подростков определяет качество ближайшего репродуктивного, интеллектуального, экономического, социального, политического и культурного потенциала общества. Низкий уровень здоровья подростков сегодня следует рассматривать как фактор, серьёзно влияющий на национальную безопасность страны в будущем.

В-третьих, на протяжении многих лет происходит старение общества. Для России, как и для большинства европейских стран, характерно старение населения. По международным меркам население России считается «старым». Согласно итогам всероссийской переписи населения 2010 года, 18,5% всего населения нашей страны составляют люди старше 60 лет. Наблюдается тенденция сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом. Количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на 9662 млн. человек в сравнении с 1989 годом (1989г. - 35995 млн., 2002г. - 26327 млн.).

В - четвертых, присутствует явно пессимистически - деструктивный настрой по отношению к подросткам со стороны общественности и средств массовой информации. Каждое новое поколение подростков называют «потерянным», «упущенным», в силу тех или иных обстоятельств. В одном случае, причиной называют политическую нестабильность, в другом - экономические проблемы, в третьем — развал системы духовных ценностей нашего общества. Таким образом, каждый младший подросток вступает в жизнь с общественно заложенной низкой самооценкой, без реальных возможностей активного самоутверждения и самовыражения себя.

В современном мире большинство детей, начиная с 11 лет, испытывают состояние депрессии. Формы её выражения могут быть различны: от пассивности и конформизма, до открытой агрессии. Болезненная беззащитность, половинчатость психики - общие признаки подросткового периода. Подросток созревает психологически и психически и, в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые возникают в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Становление личности является многофакторным процессом, на который оказывает влияние семейная обстановка, общение со сверстниками, наблюдение за окружающими, средства массовой информации и т.д.

Нельзя забывать, что процесс самоутверждения может протекать как в конструктивно-созидательной, так и в деструктивно-разрушающей форме. Как мотив поведения, самоутверждение зачастую толкает подростка на необдуманные действия, принимая асоциальные формы. В этой ситуации особенно важно, зная психофизиологические особенности подросткового возраста, создавать условия для позитивного самоутверждения и самовыражения подростков.

Именно в сфере свободного времени в различных формах культурно-досуговой деятельности подростки обретают широчайшие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое я.

В психологии, педагогике, в теории социально-культурной деятельности XX века проблема самоутверждения и самовыражения подростков в сфере свободного времени, как правило, связывалась с наличием ресурсной базы общественно-организованного досуга, с их вовлечением в различные формы досугового творчества. Бесспорно, правы те, кто рассматривает отсутствие этих условий свободного времяпрепровождения подростков как одну из ведущих причин самоутверждения и самовыражения в социально-разрушительной активности. Однако, есть все основания полагать, что ведущими мотивами такого поведения выступает не ограниченность материальной базы и количество общественно-организуемых форм досуга, а недостаток умений и навыков его самоорганизации, отсутствие досуговой квалификации как неотъемлемого качества гармонично развитой личности. В этих условиях, проблема исследования обусловлена необходимостью разрешения сложившихся противоречий между:

• потребностью в педагогически целенаправленном включении подростков в созидательно-преобразующую деятельность и отсутствием согласованности и преемственности в организации подросткового досуга на разных его уровнях;

• теоретическим уровнем разработанности проблемы самоутверждения и самовыражения как доминирующей потребности в развитии личности подростка и её недостаточной методической и технологической разработанностью;

• культуро-созидающим потенциалом досуга, его способностью обеспечить социально-значимое самоутверждение и позитивно-творческое самовыражение и отсутствием у подростков необходимых умений и навыков его реализации.

Исходя из вышесказанного, целью исследования является обоснование концепции подросткового досуга и разработка механизма её реализации, обеспечивающего социально-значимое самоутверждение и творчески-позитивное самовыражение подростков средствами досуговой деятельности.

Объектом данного исследования являются младшие подростки, вовлечённые в различные формы досуговой деятельности.

Предметом исследования является педагогический процесс самоутверждения и самовыражения младших подростков в условиях досуговой деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что досуг как сфера в наибольшей степени адекватная целевым установкам и природе подросткового возраста существенно расширит объективные возможности социально значимого самоутверждения подростков, если данный процесс реализуется через творческое самовыражение, осуществляемое в условиях педагогически направленного формирования умений и навыков самоорганизации досуга, стимулирования проявления инициативы, раскрытия потенциальных возможностей и способностей личности.

Цель исследования определила его задачи, отражающие различные стороны проблемы:

1.Изучить основы самореализации младших подростков в условия средней школы

2.Проанализировать педагогическую характеристику досуговой деятельности младших подростков в условия средней школы

3.Современное состояние педагогического сопровождения самореализации младших подростков досуговой деятельности

4.Организация и результаты экспериментальной работы

Методология исследования основывалась на восприятии личности подростка как одной из наиболее главных ценностей общества, как автономной системы, нуждающейся в соответствующих условиях самоутверждения и самовыражения. Исследование опиралось на синтез философско-культурологических (Н.А.Бердяев, М.Вебер, П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.Тайлор, А.Я.Флиер, Э.Фром, и др.) и психо-педагогических (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.И.Новиков, А.В.Петровский и др.) концепций воспитания и развития личности.

Понимание сути и природы социально-культурной деятельности и её роли в воспитании подрастающего поколения исходило из сложившейся на кафедрах социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского и Московского университетов культуры и искусств (М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.Д.Жарков, И.А.Ивяиева, Т.Г.Киселёва, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Максютин, A.П.Марков, Б.Г.Мосалёв, И.А.Новикова, А.А.Сукало, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов, B.Е.Триодин и др.) концепции, видевшей в ней систему общественно значимой и нравственно-мотивированной деятельности по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Исследование опирается на понимание досуга как деятельности, осуществляемой в свободное время, с целью получения максимальной пользы для индивида, обеспечивающей рекреацию и дальнейшее развитие личности (С.Г.Струмилин, Г.А.Пруденский, Ж.Дюмазедье, М.Каплан, И.В.Бестужев-Лада, Э.В.Соколов, В.А.Ядов и др.).

Анализ объекта исследования осуществлялся исходя из его естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни общества, что позволило рассматривать личность подростка в её реальных отношениях с микро и макро средой. Степень разработанности проблемы.

Вопросы самоутверждения личности подростка, как центрального механизма становления личностной зрелости, издревле занимали умы специалистов в области педагогики, философии, психологии, истории и иных наук. Перечень их простирается от Платона, Аристотеля, Эпикура до B.О. Ключевского, Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева и к таким исследователям этой проблемы второй половины 20 века, как С.Н. Артановский, C.Н. Иконникова, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Э.В. Соколов.

Широкий круг проблем самоутверждения и самовыражения в сфере социально - культурной деятельности нашли своё освещение в научных публикациях Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого, Т.Г. Киселёвой, Ю.А. Стрельцовой, А.А. Сукало, Б.А. Титова и других специалистов. Вместе с тем, ряд острых и злободневных вопросов самоутверждения и самовыражения личности подростков в сфере социально-культурной деятельности пока остаётся за пределами научного осмысления.

Таким образом, анализ психологической, педагогической, культурологической литературы, отражающей различные подходы к рассмотрению процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка, показал, что в большинстве случаев эти процессы рассматриваются как параллельные. Авторы не определяют содержательную основу их взаимодействия, позволяющую реализовать потенциал досуга, ориентированный на становление личности через процессы самоутверждения и самовыражения. Анализ литературы и опыта практической деятельности показал отсутствие методик, обеспечивающих конструктивно-творческий характер данных процессов, что и определило необходимость проведения данного исследования.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; сравнение; обобщение факторов, влияющих на процессы самоутверждения и самовыражения личности подростка в досуговой среде, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение опыта деятельности досуговых учреждений и нормативной документации.

Объект исследования: процесс организации досуговой деятельности детей 11-13 лет в условиях сельской местности.

Предмет исследования: процесс подготовкипедагогического сопровождения, способствующего эффективности организации досуговой деятельности младших подростков в условиях сельской местности.

Целью исследования: является выявление, обоснование и экспериментальная проверка содержания педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся 5-7 классов в условиях сельской местности, при которых она будет соответствовать их индивидуальным потребностям и личным интересам.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санагинская общеобразовательная школа» и Санагинский дворец культуры.

Практическая значимость работы: данные исследования и формы организации досуга младших подростков могут быть использованы педагогами в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования и в домах культуры.

Структура работы: Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложения. Работа проиллюстрирована таблицами и схемами.

Выводы по первой главе

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что термин «самоутверждение» в исследованиях используется в различных значениях, а зачастую, он неотделим от родственных понятий: самовыражение, самоопределение, самореализация, самоактуализация. Между тем, проблема самоутверждения является важнейшим моментом и этапом развития личности.

На основе результатов проведенного анализа можно заключить, что проблема творческой самореализации детей и подростков школьного возраста решалась как на теоретическом, так и на практическом уровне. Кроме того, практическая реализация основных положений приведенных исследований осуществлялась как в учебном, так и воспитательном процессе, при освоении предметов как эстетического, гуманитарного, так и естественнонаучного цикла, как в условиях общеобразовательных учреждений, так и в учреждениях дополнительного образования. Деятельность школы, состоит не только в том, чтобы всесторонне развивать личность ребенка, но и в том, чтобы помочь ему влиться в общество, стать его полноправным членом, то есть в конечном итоге способствовать самореализации детей. Благодаря самореализации дети и подростки приобщаются к жизни, получают и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Поэтому роль педагогического сопровождения в этом процессе очень важна.

В цели профессиональной деятельности педагогов заложена идея интеграции социальных институтов для решения проблем детства, но содержание этой деятельности имеет многоаспектный и практически слабо структурированный характер в силу направленности на сохранение, укрепление или восстановление разрушающихся по разным причинам социальных связей в окружении ребенка.

Технология педагогического сопровождения воспитанников в рамках школы предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через досуг с учетом личностных потребностей и творческих способностей детей и подростков. Эти компоненты будут подробнее рассмотрены нами во второй главе нашего исследования.

Выводы по II главе

В ходе решения задачи данной дипломной работы, которая состояла в анализе деятельности педагога по организации досуга и самореализации младших подростков мы пришли к следующим выводам.

Основной целью работы педагога в области организации досуга младших подростков является создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися. Функциональными обязанностями педагога являются: планирование и организация воспитательной деятельности, оказание помощи классным руководителям, организация работы школьного самоуправления, консультирование классных руководителей, разработка и реализация методических разработок классных часов, сценариев, праздников и других школьных мероприятий. Нами было выяснено, такая должность чаще всего встречается в тех образовательных учреждениях, где дополнительное образование детей выделено в самостоятельную подсистему, охватывающую значительное число педагогов. Педагог организации досуговой деятельности является одним из основных субъектов воспитательной работы школы.

Теоретики педагогики выделяют следующие виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе: познавательная деятельность, ценностно - ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая. Каждый из видов имеет собственную специфику и тесно связан с учебным процессом в школе. Кроме того, данный вид деятельности педагога представляет собой четко организованную и целенаправленную систему. Целью такой системы являются формирование основ гармонической развитой личности, ее активной позиции. Основными принципами являются: принцип преемственности, массовости, последовательности, непрерывности.

Содержание системы внеурочной досуговой деятельности включает в себя единство умственной, нравственной, трудовой, эстетической, физической работы учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов. Это содержание реализуется многообразными формами и методами, - от самых простых, таких как организация общения со сверстниками, до более сложных, требующих сложной системы методов – клубы, кружки и т.д.

Изучая деятельность педагога по организации досуга младших подростков, в ходе решения задачи нашего исследования, мы изучили деятельность педагогов в школе. В процессе анализа мы выяснили, что наиболее часто специалистами используются следующие формы работы: словесно-логические, образно - художественные, трудовые, игровые и психологические. Особое внимание уделяется психологической форме, именно в этой форме работы средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, что эффективно воздействует на подростка. Для успешной работы педагога необходима, как выяснилось, системность и целеполагание, а также методичность и отчетность: составляются планы: перспективные и календарные, планы-графики, ведутся служебные дневники.

На начальном этапе работы были проведены диагностические методики на выявление уровней занятости младшего подростка. Так же были изучены проблемы, с которыми сталкиваются подростки при организации своего досуга. Анализ данных показал, что значительная доля детей не умеют организовать свое свободное время. Основными досуговыми занятиями подростков являются: компьютерные игры и бесцельное «гуляние во дворе». Младшие подростки не умея правильно и полезно организовать свой досуг, устраивают беспорядки, хулиганство, вследствие чего, повышается преступность.

После выявления проблем и уровней занятости младших подростков, преступили к следующему этапу исследования, где были проведены беседы, классные часы, игра – вертушка, направленные на формирование умений организовать собственную досуговую деятельность, зная собственные потребности и особенности. Раскрытие личности подростка также являлось одним из направлений нашей работы, и была применена соответствующая методика диагностики интересов младшего подростка.

На заключительном этапе проводилась повторная диагностическая методика. Результаты опросов, относительно данных на начало эксперимента, значительно изменились. Причем изменения характеризуются как положительные, можно констатировать повышение интереса к организованным формам досуга, стремление к личностному росту, повышение личностной культуры и информированность младших подростков о значении и формах досуга в жизни человека. Также изменения наблюдались и в поведении младших подростков. Отмечено было, что количество пропусков занятий без уважительных причин стало значительно меньше, подростки записались в кружки, секции, стали посещать подростковые клубы.

Таким образом, можно утверждать эффективность данной социально-педагогической программы по организации досуга младших подростков в совокупности выбранных форм и методов ее реализации. Также можно утверждать, что правильная организация досуга младшего подростка достаточно важная часть работы социального педагога. Научить подростка полезно проводить свободное время – значит повысить культурный уровень современного общества.

Заключение

В первой главе данной дипломной работы, нами были решены следующие задачи. Первой задачей мы поставили – дать общую характеристику досуговой деятельности. В ходе решения этой задачи выяснили, что досуг – это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Под досугом современного человека подразумевается «время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений». Данное определение мы использовали в нашей дипломной работе как основное. Также было выяснено, что досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей, так как способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, а также признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей, помогая ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть. Досуг младших подростков характеризуется: ярко выраженными физиологическим, психологическим и социальным аспектами, добровольностью при выборе рода занятий и степени активности, свободной творческой деятельностью, формированием и развитием личности подростка в совокупности когнитивных, социальных, психологических и пр. мотивов, своеобразной «зоной ограниченного вмешательства взрослых».

В процессе решения второй задачи, были рассмотрены социально-психологические особенности подросткового возраста. Среди прочих наиболее важными в рамках данного исследования признаны следующие: высокий уровень развития всех познавательных процессов, данный возраст характеризуется повышенной противоречивостью, а отсюда – конфликтностью, зачастую возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка, центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Вследствие перечисленных особенностей можно выделить основные реакции подростка: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения. Главная новая черта, появляющаяся в психологии младшего подростка по сравнению с ребенком, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Выступая как важный этап становления личности, младший подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Так младший подростковый возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, и одним из наиболее сложных для педагогического воздействия.

В рамках решения третьей задачи, мы анализировали формы организации культурно-досуговой деятельности подростков. В результате констатировали, что организация досуга подростков может стать серьезной альтернативой детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, и одной из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления. Особую значимость организация досуга подростков приобретает в каникулярное время года, когда высвобождается масса свободного времени. В частности нами были рассмотрены основные формы летнего времяпрепровождения подростков: оздоровительные лагери, кинопоказы, тематические дни, клубы и гастроли, привлечение к трудоустройству и благоустройству города (села) и т.д. Что касается свободного времени в течение неканикулярного периода учебного года, нами были рассмотрены такие формы организации досуга подростков как дискотека, посещение библиотек, спортивные мероприятия, организация трудовых мероприятий.

Во II главе нашей дипломнойработы, содержащей два параграфа, были решены задачи, связанные с организацией досуга подростков на практике.

В процессе анализа деятельности педагога по организации досуга младших подростков, в соответствии с четвертой задачей исследования, было выяснено, что основной целью работы педагога в области организации досуга младших подростков является создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися. Функциональными обязанностями педагога являются: планирование и организация воспитательной деятельности, оказание помощи классным руководителям, организация работы школьного самоуправления, консультирование классных руководителей, разработка и реализация методических разработок классных часов, сценариев, праздников и других школьных мероприятий. Т.е. педагог организации досуговой деятельности является одним из основных субъектов воспитательной работы школы. Видами внеурочной деятельности, которые возможны в школе являются: познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая. Каждый из видов имеет собственную специфику и тесно связан с учебным процессом в школе. Кроме того, деятельность педагога представляет собой четко организованную и целенаправленную систему, где основными принципами являются: принцип преемственности, массовости, последовательности, непрерывности.

Содержание системы внеурочной досуговой деятельности включает в себя единство умственной, нравственной, трудовой, эстетической, физической работы учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов. Это содержание реализуется многообразными формами и методами, - от самых простых, таких как организация общения со сверстниками, до более сложных, требующих сложной системы методов – клубы, кружки и т.д.

В ходе решения пятой задачи исследования, мы изучили деятельность педагогов в сельской школе.

На начальном этапе работы мы использовали диагностические методики на выявление характера и уровней занятости младшего подростка, вследствие чего выяснили, что значительная доля детей не умеют организовать свое свободное время, отчего устраивают беспорядки, хулиганство, одним из возможных последствий этого является повышение преступности.

На следующем этапе исследования, были проведены беседы, классные часы, игра – вертушка, направленные на формирование умений организовать собственную досуговую деятельность, зная собственные потребности и особенности. Раскрытие личности подростка также являлось одним из направлений нашей работы, и была применена соответствующая методика диагностики интересов младшего подростка.

На заключительном этапе проводилась повторная диагностическая методика. Результаты опросов, относительно данных на начало эксперимента, показали положительные изменения. Можно констатировать повышение интереса к организованным формам досуга, стремление к личностному росту, повышение личностной культуры и информированность младших подростков о значении и формах досуга в жизни человека. Также изменения наблюдались и в поведении младших подростков. Отмечено было, что количество пропусков занятий без уважительных причин стало значительно меньше, подростки записались в кружки, секции, стали посещать подростковые клубы.

Таким образом, цель данного дипломного исследования достигнута посредством реализации поставленных задач.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 1999 - 624с.

2. Артемьев Т.И. Развитие личности и ее способностей. М., 1982г. – 184с.

3. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976г.- 160с.

4. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 2016г. – 224с.

5. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М., 1984г. – 152с.

6. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968г. – 268с.

7. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М.,1991г. – 242с.

8. В мире подростка. М., 1980г – 54с.

9. Верб Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.,1981г.- 195с.

10. Внешкольные учреждения. М., 1978г. – 52с.

11. Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998г. – 258с.

12. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. М., 1978г. – 135с.

13. Выготский Л.С. «Педагогика подростка» - М. 1984г. – 145с.

14. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида). Л., 1971г. – 89с.

15. Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991г. – 189с.

16. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.,1982г. – 141с.

17. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991г. – 265с.

18. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте. М., 1987г.

19. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка – учителю. М., 1986г. – 308с.

20. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1980г. – 189с.

21. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991г. – 326с.

22. «Клубный календарь. 2002» составитель Журавская Г.А. - Любань, Районный Центр Культуры 2002г.

23. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1970г. – 251с.

24. Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе.М., 1986г. – 261с.

25. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982г – 189с.

26. Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето - 2004» составитель Корсак Е.Н. - Минск 2004г. – 100с.

27. Мир детства, Подросток - М, 1982г.

28. Мудрик А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М.Педагогика, 1997г. – 299с.

29. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М.,1990г. – 158с.

30. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2000г. – 201с.

31. Немов Р.С. «Психология» книга 2 -М. издательство «Владос» 2004 – 156с.

32. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г. – 164с.

33. «Психология современного подростка» под редакцией Д.И. Фельдштейна - М. Педагогика, 1987г. – 59с.

34. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» Психологические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа, 1995г. 89с.

35. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети в меняющемся мире» - М. Высшая школа, 1990г. - 142с.

36. Столяренко Л.Д. «Основы психологии». Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997г.- 257с.

37. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991г.- 169с.

38. Сценарно-методический сборник в помощь организаторам дискотечных мероприятий «Дискотека, дискотека» редактор Довнарович Н.В. - Минск 2001г.

39. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб,1997 г. – 204с.

40. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб.,1991г. – 110с.

41. Фельдштейн Д.И. «Психологические аспекты изучения современного подростка» Вопросы психологии, 1985г., №1 – 210с.

Приложение №1

Вопросы:

Приложение №2

Вопросы:

1. В свободное время я обычно:

А) смотрю телевизор (сижу за компьютером);

Б) общаюсь с друзьями;

В) что-нибудь мастерю;

Г) гуляю;

2. В магазине я в первую очередь подхожу:

А) к видео прокату;

Б) к спортивным товаром;

В) к отделу «Сделай сам»;

Г) к тому отделу, который ближе;

3. Я предпочитаю читать:

А) сказки;

Б) приключенческие истории;

В) технические журналы;

Г) не читаю;

4. В коллективных делах я:

А) внимательно слежу за ходом событий;

Б) обсуждаю идеи с товарищами;

В) являюсь инициатором;

Г) не участвую;

5. К одноклассникам я отношусь:

А) в основном положительно;

Б) дружу со всеми;

В) стараюсь быть лидером среди них;

Г) равнодушно.

 

Таблица 1

№ вопроса Имена респондентов          
Анна в б а д г
Астан а б в в а
Алина г б а а б
Богдан а б б г а
Василиса д а б д в
Василий д б в а в
Евдокия д а а в г
Елена д а в б б

 

Таблица 2

№ вопроса Имена респондентов          
Алиса а б в а в
Антон б а в д б
Алена в б а а б
Кирина г б б г а
Саша а б б в г
Юра а б а в г
Юля б а а д г

 

Таблица 3

№ вопроса Имена респондентов          
Анна а б б а г
Астан а а г б а
Алина б а г б б
Богдан а б а г в
Василиса а б б г б
Василий б г в г а
Евдокия в в в б а
Елена в в б в а

 

Таблица 4

№ вопроса Имена респондентов          
Алиса а в г а в
Антон б в б в б
Алена в б в б б
Кирина г б а в а
Саша а б б г г
Юра а в в а г
Юля в г а в г

 

Таблица 5

Группы Уровни    
Кол-во человек % Кол-во человек %
Высокий     - -
Средний        
Низкий        

 

Результаты диагностики 1, проведенной среди подростков группы 1 на конец эксперимента.

Таблица 6

№ вопроса Имена респондентов          
Анна в б а д г
Астан а б в в а
Алина г б а а б
Богдан а б б г а

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.