Билет №14 типы высшей нервной деятельности. Учет индивидуальных особенностей внд в процессах обучения и воспитания — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Билет №14 типы высшей нервной деятельности. Учет индивидуальных особенностей внд в процессах обучения и воспитания

2018-01-14 3306
Билет №14 типы высшей нервной деятельности. Учет индивидуальных особенностей внд в процессах обучения и воспитания 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.

И.П. Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил типы высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя:

а ) силу процессов возбуждения и торможения;

б ) уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения;

в) подвижность процессов возб. и торм., т.е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

На основании проявления этих трех свойств Павлов выделил следующие типы нервной деятельности:

1) тип сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный» тип); (соответствует холерическому темпераменту)

2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип); (соответствует сангвиническому темпераменту)

3) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, инертный тип);(соответствует флегматическому темпераменту)

4) тип слабый, характеризующийся быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности (соответствует меланхолическому темпераменту)

Однако следует иметь в виду, что нервные процессы по мере развития человеческого организма претерпевают изменения, поэтому в разные возрастные периоды у человека возможны смены типов нервной деятельности. Подобные кратковременные переходы возможны под действием сильных стрессирующих факторов.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем Павлов выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности.

1. Художественный тип. Он характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, широко пользующиеся чувственными образами.

2. Мыслительный тип. К этому типу относятся люди с преобладанием второй сигнальной системы, «мыслители» с выраженной способностью к абстрактному мышлению.

3. Большинство людей относятся к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Н.И.Красногорский выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте:

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом. Дети с таким типом нервной системы очень живые, речь у них громкая, быстрая, раздельная, с ударениями и правильными интонациями, уравновешенная, плавная, с богатым словарным составом, иногда сопровождается жестикуляцией и выразительной мимикой.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий. Дети с таким типом нервной системы имеют отличное поведение и успешно работают в школе, повышают свою активность при трудных заданиях и положениях, требующих энергичных действий. Речь спокойная, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, с нормальным словарным запасом.

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Билет №15 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1. Эмоции - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции как генетически обусловленная поведенческая программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так называемуюлимбическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние части среднего промежуточного и переднего мозга. Лимбическая система связана свегетативной нервной системой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности). Эмоции вызываются действием на организм, на рецепторы и, следовательно, на мозговые концы анализаторов определенных раздражителей внешней среды, связанных с условиями существования. Происходящие при эмоциях характерные физиологические процессы являются рефлексами головного мозга. Они вызываются лобными долями больших полушарий через вегетативные центры, лимбическую систему и ретикулярную формацию. Возбуждение из этих центров распространяется по вегетативным нервам, которые непосредственно изменяют функции внутренних органов, осуществляют трофические влияния на скелетную мускулатуру и вызывают поступление в кровь гормонов, медиаторов и метаболитов, воздействующих, в свою очередь, на вегетативную иннервацию органов. Эмоции регулируются промежуточным мозгом. При гневе и боли повышается секреция норадреналина, а при тревоге и страхе — секреция адреналина. При участии подбугровой области при эмоциях изменяется внутренняя секреция гипофиза, задние ядра этой области вызывают нормальную половую возбудимость, а передние — тормозят ее. При гневе и страхе преобладает возбуждение симпатической системы, а при приятных эмоциях — парасимпатической. Существенная роль в эмоциях принадлежит лимбической системе. Возбуждение некоторых ее структур вызывает у людей приятные ощущения, а других — неприятные. При эмоциях наблюдаются характерные сокращения мимических мышц, движения тела и конечностей. Возбуждение симпатической системы при эмоциях может чрезвычайно увеличивать силу и выносливость скелетных мышц как за счет трофического влияния, так и за счет повышения кровяного давления и увеличения кровоснабжения. Так, например, описан случай, когда человек в детстве, спасаясь от дикого животного, перепрыгнул через высокую стену, через которую он впоследствии мог перепрыгнуть, только достигнув зрелого возраста. При эмоциях может также расслабляться мускулатура вследствие подавления рефлексов положения тела.

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий.

Особую роль в эмоциональных реакциях играет зрительный бугор и расположенные рядом с ним в промежуточном мозге corpus striatum(тело полосатое) и центры вегетативной нервной системы. В зрительный бугор приходят возбуждения от внешних и внутренних рецепторов и от него через центростремительные нейроны передаются к проекционным полям коры больших полушарий головного мозга. От зрительного бугра, полосатого тела и вегетативных центров отходят центробежные нервные пути к железам внутренней секреции, гладким мышцам внутренних органов и поперечно-полосатым мышцам скелетной мускулатуры. При инстинктивно-эмоциональных реакциях, связанных с низшими эмоциями замыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая характерные для эмоциональных состояний реакции внутренних органов и мимические движения.

Эмоции тесно связаны с деятельностью органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные железы, выделяющие адреналин. Адреналин оказывает сильное воздействие на органы. Возникают характерные для эмоций сердечно-сосудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях, нарушается деятельность органов пищеварения, происходит усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени.

2. Эмоции новорожденного отрицательны и однообразны. В первые дни жизни при приближении взрослого человека у ребенка повышается двигательная активность, и усиливаются сосательные движения - реакция, предвосхищающая кормление. На 2-3-й нед жизни в процессе кормления ребенок внимательно рассматривает лицо матери, грудь, ее руки. На 2-м мес жизни у ребенка формируется улыбка, как реакция на лицо матери, на 3-м мес к улыбке присоединяются смех и общее двигательное оживление с радостными возгласами.

В 3 месяца ребенок уже в состоянии испытывать гнев, а к 5 месяцам может быть уже и отвращение, страх. В 7 месяцев у ребенка уже бывает настроение. До этого он испытывал эмоции только ситуативно, в зависимости от конкретных действий, предметов.
В 1,5 года у ребенка может быть уже обида. К 2 годам появляются социальные эмоции, такие как ревность, зависть, удивление, отзывчивость. 3 года - это время одного из самых ярких кризисов, возникает одна из важнейших эмоций - гордость достижений. А вот дружба может возникнуть только к 4 годам. К 5-6 годам ребенок уже может сказать, что он чувствует, но это при условии, что с ним говорят об эмоциях и чувствах. В школьном возрасте наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление относительно большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, снова часто более возбудимые. Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения нарастанием общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Билет 16) Психоактивное вещество (ПАВ) - любое вещество, которое, при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. К таким веществам относят алкоголь, табак, наркотики, некоторые лекарства, влияющие на психическое состояние человека. В эмбриональный период, когда ребенок особенно уязвим, употребление ПАВ может оказать влияние не только на психику, но и на все последующее развитие организма.

Даже небольшие дозы алкоголя могут повредить беременной женщине и ее будущему ребенку. Осложнения беременности: в 2-4 чаще выкидыши, замедление процесса родов и другие осложнения при родах.

Последствия воздействия на плод:

 Употребление беременными алкоголя приводит к тому, что 1/3 детей будет иметь фетальный алкогольный синдром, 1/3 - некоторые токсические пренатальные эффекты и только 1/3 будут нормальными детьми.

Фетальный алкогольный синдром (АС) характеризуется триадой: задержкой роста, умственной отсталостью и специфическими чертами лица новорожденного. Характеристики поведения ребенка при токсических эффектах включают в себя агрессивность, упрямство, гиперактивность и нарушения сна.

При грудном вскармливании алкоголь поступает прямо в молоко матери. Если мать выпивает количество алкоголя, равное одному или двум стаканам пива, то ребенок становится сонным и не может нормально сосать.

Влияние табака (никотина)

Осложнения беременности: вагинальные кровотечения, нарушения кровообращения в зоне плаценты. Выше риск замедленного протекания родов, спонтанных абортов, преждевременных родов – 14% (недоношенные дети) или отслоения планенты (мертворождение).

Последствия воздействия на плод:

 Замедление роста плода (уменьшенная длинна и масса тела при рождении)

 Повышенный риск врожденных аномалий.

 В 2,5 раза увеличена возможность внезапной смерти новорожденного.

 Возможные последствия на дальнейшее развитие ребенка: задержка умственного и физического развития ребенка, отклонения в поведении ребенка, повышенная предрасположенность к респираторным заболеваниям.

Влияние барбитуратов (снотворных)
Последствия воздействия на плод:

 Особенно опасно применение барбитуратов в первый триместр беременности, что может проявиться в повышении риска дефектов развития плода.

Синдром абстиненции у новорожденного: гиперактивность, гипертонус, припадки и слабое сосание.

Влияние кокаина

Осложнения беременности: у 8% употребляющих матерей беременность закачивается мертворождением из-за отслойки плаценты. Образ жизни злоупотребляющих кокаином часто (в 25%) приводит к преждевременным родам (недоношенные дети) и замедлению процесса родов. Кроме этого прием беременной кокаина может привести к развитию судорог, аритмии, припадков и других состояний, во время которых вероятна травма или смерть плода. Для беременных кокаин наиболее опасный наркотик, особенно в чистом виде. Чаще, чем при употреблении других наркотиков, кокаин вызывает рождение мертвого ребенка.

Последствия воздействия на плод:

 Тахикардия.

 Замедление роста плода.

 Уменьшение роста головного мозга и тела плода.

 Новорожденные могут страдать от инфаркта и/или нарушений мозгового кровообращения вследствие повышенного кровяного давления и спазмов сосудов (особенно повышается риск, если беременная употребляет в течение 48 - 72 ч до родов).

 Воздействие кокаина на нервные рецепторы может способствовать возникновению у ребенка нарушений поведения, повышенную раздражительность, замедленное развитие речи и нарушение мыслительных способностей.

При грудном вскармливании кокаин поступает прямо в молоко матери. Ребенок становится беспокойным, плохо спит и, в некоторых случаях отмечаются эпилептические припадки.

Влияние опиатов
(героин, морфин, кодеин, «белый китаец», «маковая соломка», «ханка», «марля») Осложнения беременности (связаны с употреблением и резким прекращением):

 Образ жизни злоупотребляющих опиатами часто приводит к преждевременным родам (недоношенные дети).

 Замедлению процесса родов каждого второго ребенка.

 Мертворождение и выкидыш (в следствии резкого прекращения употребления). Последствия воздействия на плод:

 Нарушение роста плода.

 Повышенная или пониженная (в зависимости от дозы) возбудимость плода.

 Повышенный риск неправильного положения плода (тазовое предлежание). Нарушения, проявляющиеся в период младенчества:

 Малая масса тела.

 Микроцефалия.

 Повышенный риск внезапной смерти.

 Высокая заболеваемость и смертность (в следствии угнетения опиатами систем, отвечающих за сопротивляемость организма).

Нарушения, проявляющиеся в более старшем возрасте:

 Замедленное умственное, двигательное и речевое развитие ребенка к 18 мес.

 Дефицит внимания и гиперактивность.

 Расстройства сна.

 Гневливость и раздражительность.

 Плохие речевые навыки.

 Осязательное, зрительное и слуховое восприятие ниже нормы.

Синдром абстиненции у новорожденного: проявляется в зависимости от уровня употребления и от самого ребенка. Примерно трое из четверых новорожденных страдают от такого же синдрома абстиненции, как и взрослые: знобит, течет из носа, сильное возбуждение, бессонница, учащенное дыхание, плач.

При грудном вскармливании опиаты могут передаваться новорожденному через молоко матери.

Рекомендации будущим матерям

1. За месяц до зачатия перестать употреблять спиртные напитки. Примерно столько времени требуется, чтобы вывести из организма алкоголь.

2. Проконсультироваться с врачом по поводу лекарственных веществ, которые принимаются будущей матерью. По возможности исключить употребление снотворных и успокоительных средств.

3. Расстаться с курением, а также стараться избегать тех мест, где собираются курящие люди.

4. Перед зачатием пройти полное обследование здоровья и необходимое лечение. В частности это относится и к зубам. Некоторые лекарства, применяемые при стоматологическом лечении, могут повредить будущему ребенку.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.