Т. Гоббс о познании и государстве — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Т. Гоббс о познании и государстве

2018-01-14 304
Т. Гоббс о познании и государстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философия Т. Гоббса. Учение о познании и государстве. "Левиафан".

а) Томас Гоббс (1588 - 1679), ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона.

б) Основные постулаты:

· решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

· целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

· в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма;

· критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом;

· считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства (разработал теорию государства, первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор);

· основной предмет философских интересов Гоббса - гносеология (учение о познании) и проблема государства (считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию).

в) Чувственное восприятие - это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:

· сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

· метки - различные знаки, придуманные человеком для общения;

· естественные знаки - «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т, д.);

· произвольные коммуникативные знаки -слова различных языков;

· знаки к роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

· знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия).

Nb: В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

г) Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

д) Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:

· человек обладает изначально злой природой;

· движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты; указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;

· право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

· в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;

· для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство;

· чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

· государство - непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище "Левиафан", которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.


46. «Я»-концепция Иоганна Готлиба Фихте

субъект (Я) - это единственное, что реально и абсолютно. Весь остальной мир, в том числе и мир природы, есть продукт деятельности "Я" и его можно назвать "не-Я", инобытием "Я".

Первый принцип: "Я" первоначально полагает свое собственное бытие". Это означает, что "Я", человек, является исходным пунктом всех последующих актов.
Второй принцип: "Я" безусловно противополагается "не-Я". Это означает, что бытие "Я" потенциально содержит в себе нечто, что, будучи актуализированным, противостоит ему и называется "не-Я".
Третий принцип: "Я" по своей структуре противоречиво, внутри него противополагаются друг другу частичное "Я" и "не-Я".

Если "Я" определяется через "не-Я", то "Я" выступает в качестве практического. Теоретическое "Я" необходимо для того, чтобы существовало практическое "Я", ставящее цели и реализующее их. Деятельность "Я" абсолютна: оно само обеспечивает себя задачами, причем делает это бессознательно. В результате деятельности "Я" получается мир, лишенный самостоятельности и являющийся только объектом изменений. Изменяя и переделывая мир, практическое "Я" приближается к тождеству с самим собой. Идеал развития общества, по Фихте, есть совпадение индивидуального и абсолютного "Я" и осознание того, что вся предметная сфера, окружающая человека, есть результат его деятельности.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.