История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-14 | 926 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: сформировать знания о получении и идентификации азо- и диазосоединений
Вопросы для обсуждения:
1. Получение диазосоединений: реакция диазотирования аминов.
2. Получение азосоединений: окисление 1,2-дизамещенных гидрозинов, диспропорционирование гадразобензолов, неполное восстановление нитросоединений.
3. Качественные реакции на азо- и диазосоединения.
Материалы и примеры для самостоятельного изучения
Пример 1. Объясните механизм реакции диазосочетания.
Решение. В промышленности соли диазония получают реакцией диазотирования ароматических аминов:
Реакция протекает в присутствии нитрита натрия и минеральной кислоты (азотистую кислоту не используют из-за ее неустойчивости). Так как реакция является экзотермической, а диазосоединения легко разлагаются при нагревании, диазотирование проводят при низких температурах (0 — 5 °С). Реакция протекает в несколько стадий. На первой стадии образуется нитрозоний-катион.
На следующей стадии электрофильный реагент нитрозо-кати-он атакует свободную электронную пару ароматического амина (2):
На третьей стадии (3) отщепляется протон, и в результате таутомерии N-нитрозоамин превращается в арилдиазогидроксид. На четвертой стадии (4) происходит протонирование гидроксильной группы и отщепление воды с образованием соли арилдиазония.
Пример 2. Напишите схему получения анилина из диазосоединения.
Решение. По реакции Гаттермана-Зандмейера необходимо ввести нитрогруппу,
которую далее можно восстановить:
C6Н5N+2Cl-+ NaNO2 C6Н5NO2 + N2 + NaCl
C6H5NО2 C6H5NH2
Пример 3. Напишите уравнения реакций получения хлористого п -толилдиазония и его кипячения.
|
Решение. Радикал толил имеет формулу СH3-С6Н4-. соответственно, п -толилдиазоний – СH3-С6Н4N2Cl. Следовательно, чтобы получить эту соль, исходное соединение должно содержать аминогруппу, т.е. это - п -толуидин.
Соль диазония получается реакцией диазотирования:
При кипячении соли диазония образуется п-метилфенол (n-крезол) по реакции с выделением азота:
Пример 4. Напишите схему синтеза 4-хлор-2-аминофенола из п-хлоранилина.
Решение. Необходимо написать формулы исходного вещества и конечного продукта, чтобы понять схему синтеза:
Как видно из формул, необходимо аминогруппу превратить в гидро-ксигруппу, что достигается кипячением солей диазония. Поэтому проводится диазотирование аминогруппы, далее кипячение:
Получен nара -хлорфенол, далее, чтобы ввести аминогруппу в бензольное ядро, необходимо провести реакцию нитрования, затем восстановить нит-рогруппу. Группа -ОН более сильный заместитель I рода, чем хлор, поэтому ориентирует нитрогруппу в орто- положение (пара- положение занято).
Задачи для самостоятельного решения
Задача 33.1. Какие из приведенных соединений могут образовывать соли диазония:
а) мета -броманилин;
б) N-метиланилин;
в) пара -нитроанилин;
г) N, N -диметиланилин;
д) пара -толуидин;
е) пара- фенилендиамин?
Приведите объяснения. Напишите уравнения реакций.
Задача 33.2. Расположите следующие вещества в порядке усиления их реакционной способности в реакции диазотирования:
а) анилин;
б) пара- броманилин;
в) 2,4,6-тринитроанилин;
г) пара -нитроанилин;
д) пара -толуидин;
е) метоксианилин.
Задача 33.3. Напишите уравнения реакций диазотирования следующих соединений:
а) пара- толуидин;
б) сульфаниловая кислота;
в) пара- нитроанилин;
г) пара- аминобензойная кислота.
Задача 33.4. Осуществите следующие превращения:
Задача 33.5. Напишите уравнения реакций по схеме:
Установление строения соединений по их свойствам
Задача 33.6. Вещество состава С7H9N при диазотировании, последующем нагревании в присутствии CuCN и гидролизе дает карбоновую кислоту, при мононитровании которой образуется только один изомер. Установите строение исследуемого соединения.
|
Задача 33.7. Установите строение соединения C7H10N2, которое при действии азотистой кислоты и последующем нагревании с СuВr дает n-бромбензиловый спирт.
Задача 33.8. Вещество состава С12H9BrN2O обладает ярко-желтым цветом, растворяется в щелочах, а при восстановлении (SnСl2 + HCl) превращается в n-броманилин и n-аминофенол. Какое строение имеет исследуемое соединение? Приведите схему его синтеза из бензола.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!