Негативные проявления в поведении и характере ребёнка — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Негативные проявления в поведении и характере ребёнка

2018-01-14 307
Негативные проявления в поведении и характере ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Негативные проявления в поведении и характере ребёнка

 

1. Упрямство

2. Неуправляемость

3. Неусидчивость

4. Агрессивность

5. Кусается
 
 

6. Гиперактивность

 

Упрямство

 

Детское упрямство - один из способов на пути утверждения себя как личности.

Упрямство - самая распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться родителям детей раннего возраста. Зачастую единственной причиной проявления упрямства родители считают так называемую генетическую причину, рассматривая упрямство как черту характера, полученную ребенком по наследству. "Он весь в отца!" - говорит мать про своего ребенка и беспомощно разводит руками. Однако упрямство взрослого человека и упрямство маленького ребенка - это две разные вещи. Взрослый человек, демонстрируя упрямство, может тем или иным образом аргументировать причину его проявления. Детское упрямство - совершенно иное. Чаще всего оно заключается в постоянном стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым. К примеру, маленький ребенок может отказываться от прогулки, несмотря на то, что очень любит гулять; отказывается ложиться спать, есть, идти на руки и т.д., повинуясь единственному стремлению - идти наперекор взрослым.

Как отмечают психологи, пик подобного "бессмысленного" упрямства приходится на возраст около 2,5 лет. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность, начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании самостоятельности и права на собственную, пусть и абсурдную (по мнению взрослых) точку зрения. В чем же причины подобного явления? В первую очередь, как уже было сказано, это - проявление потребности в самоутверждении, которая у детей этого возраста является одной из самых насущных. Если раньше, в более раннем возрасте, собственное "я" маленького человека еще никак не проявлялось, то теперь у него возникает первая инстинктивная потребность в том, чтобы проявить себя как личность. Безусловно, маленький ребенок не может осознавать мотивировки своих поступков, однако, с точки зрения психологии, она очевидна. Наличие собственного мнения - одна из форм самоутверждения. В такой примитивной, но единственно доступной для него форме ребенок стремится доказать окружающим, что он имеет собственное мнение.

Детское упрямство - один из способов на пути утверждения себя как личности. Зачастую родители не очень четко представляют себе, что такое упрямство. Многие матери, стремящиеся как можно раньше научить ребёнка навыкам опрятности, видят проявление упрямства в том, что ребенок упорно продолжает мочить штанишки, пачкать стол во время еды. Однако в данном случае едва ли можно вести речь об упрямстве. Ребенок, скорее всего, просто еще не готов к тому, чтобы неукоснительно соблюдать требования, предъявляемые родителями. Если ребенок в возрасте около года, к примеру, несколько дней просился на горшок, а потом внезапно перестал это делать, родителям едва ли стоит вести речь об упрямстве ребенка. Более того, подобная установка родителей способна, в конечном счете, действительно привести к развитию в старшем возрасте сознательного упрямства у ребенка. Не спешите обвинять ребенка в упрямстве и предъявляйте ему разумные требования! Еще одной причиной упрямства зачастую становится нарушение привычного ритма жизни малыша.

Во время первых месяцев жизни ребенок привыкает не только к окружающим его людям и обстановке, но и к различным ритуалам. Он ест, как правило, в определенное время в определенном месте. Процесс кормления осуществляется одним и тем же человеком, чаще - матерью; ребенок, взрослея, обретает свое место за столом, ест определенную привычную пищу на завтрак, обед и ужин. Процесс подготовки ко сну также со временем становится своеобразным ритуалом, к которому ребенок привыкает. Все эти мелочи только лишь кажутся мелочами; на самом деле, привычный уклад жизни имеет для ребенка огромное значение. Подсознательно он формирует у него чувство безопасности и стабильности окружающего мира, становится залогом спокойствия. Что же происходит с ребенком, когда привычный для него уклад жизни нарушается? К примеру, нередки случаи отказа ребенка от пищи, если его начинает кормить вместо матери бабушка. Ребенок плачет, отталкивает от себя тарелку, требуя лишь одного - присутствия матери. То же самое может произойти и во время подготовки ко сну, если ребенка укладывает спать другой человек или же если его пытаются уложить спать в другом, непривычном для него месте. Ребенок протестует всеми силами, отказывается спать, несмотря на то, что глаза уже слипаются. Упрямство может стать следствием внезапного нарушения привычного уклада жизни ребенка. Однако самой распространенной и опасной причиной развития упрямства у детей может стать упрямство родителей. В данном случае мы ведем речь отнюдь не о генетической передаче негативной информации поколений.

Что такое "упрямые" родители? Это родители, у которых отсутствует определенная гибкость требований в воспитании, родители, для которых существуют принципы и практически не существует отступлений от принципов. Действие рождает противодействие - этот закон физики в данном случае с большим успехом можно назвать и законом психологии. Мать, требующая от своего ребенка постоянного подчинения и неукоснительного соблюдения определенных (возможно, вполне справедливых!) правил, может однажды столкнуться с проявлением категоричного упрямства. Ребенок перестает принимать пищу, отказывается ложиться спать только потому, что постоянное соблюдение правил рождает в нем неосознанный протест. В данном случае он пытается доказать взрослым, что его права на собственное мнение, его чувство собственного достоинства ущемлены. Подобное упрямство со временем может привести к серьезным проблемам, вплоть до полной потери духовного контакта между родителями (или одним из родителей) и ребенком. Упрямство ребенка может стать своеобразной реакцией защиты на чрезмерное упрямство родителей.

Не будьте слишком властны по отношению к ребенку! Кроме психологических, существуют и физиологические причины проявления упрямства. В некоторых случаях упрямство может быть обусловлено особенностями функционального соотношения правого и левого полушарий головного мозга. В том случае, если доминирует правое полушарие (явный признак - работа левой рукой), процесс самоутверждения у ребенка протекает в более обостренной форме, чем у других детей.

При психопатической форме упрямства ребенок не отдает себе отчета в своем поведении, никак не мотивируя свое упрямство и не испытывая чувства вины. Такие дети часто агрессивны и практически не поддаются никаким уговорам. Это - одна из форм расстройства психики, которая нуждается в лечении. Если упрямство ребенка беспричинно, непобедимо, если оно сочетается с агрессией, обратитесь к специалисту! Еще одна форма упрямства - невротическая - является одним из видов функционального расстройства психики. Это - неконтролируемая форма упрямства, при которой ребенок действует зачастую помимо своего желания. При такой форме упрямства ребенок всегда сознает, что ведет себя неправильно, плохо, однако ничего не может с собой поделать.

Невротическая форма упрямства возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребенок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликты родителей, авторитарный режим воспитания, перестановка (инверсия) семейных ролей (в случае, когда ребенка воспитывает бабушка или няня, а не мать, или же когда мать вынуждена играть в семье роль мужчины). Для того чтобы победить упрямство своего ребенка, следует, в первую очередь, разобраться в его причинах. А разобравшись, по возможности, устранить их. Помните, что упрямство невозможно победить в один день. Постарайтесь следовать изложенным ниже правилам - это будет залогом в вашей борьбе с упрямством ребенка.

 

Правила поведения родителей

 

1. Не фиксируйте внимание на упрямстве, "не помните зла".

2. Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает.

3. Не относитесь к ребенку предвзято.

4. Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас "отстал".

5. Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства - так вы разовьете у ребенка комплекс неполноценности.

6. Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте, а не проявляете ли упрямство вы сами.

7. Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой - таким образом, вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпадало с его желанием.

8. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир "его глазами".

9. Предоставьте ребенку право выбора! К примеру, если вы собираетесь пойти с ребенком на прогулку, не следует спрашивать его, хочет ли он пойти гулять, если вы заранее знаете о том, каков будет его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребенка.

 

 

Неуправляемость

 

 

Какой родитель не сталкивался с неприятными проявлениями детского характера: шкодит, дерется, не слушается, а чуть что, впадает в истерику, повергая родителей в гамму убийственных,по своей противоположности, чувств. Злость, раздражение, жалость, чувство вины, беспомощность и усталость – все это одним махом сваливается на бедную родительскую голову в тот момент, когда дитятко начинает утверждать свои жизненные позиции, отвоевывая себе место под солнцем в собственной семье.

В кругу семьи

 

Если ребенок в целом ведет себя хорошо, а дома, словно с цепи срывается, есть резон присмотреться к нему внимательнее. Значит что-то вы, дорогие родители, делаете не так. Озлобленность и «антисемейное» поведение могут проявиться как в отношении кого-то одного в семье, так и всех сразу.

Ребенок демонстрирует откровенную ненависть и вспышки гнева, неадекватные «поводу»: сестра взяла его игрушку, в результате он со злобой разбил и свою игрушку и испортил любимые вещи сестры; папа попросил его вести себя тише – случилась длительная истерика, а затем непонятным образом исчезли любимые папины часы.

В истоках таких отношений лежит отсутствие взаимопонимания между членами семьи. Возможно, ребенку не нравится, что мамы вышла замуж, и у него появился отчим. Возможно, он думает, что его никто не любит, или он ревнует родителей к своей младшей сестре. В каждом случае необходимо разбираться отдельно и лучше с помощью детского психолога.

 

Скажи, кто твой друг...

 

Трудности в общении могут вылиться в психологическое расстройство. Если ребенок не может наладить контакт со сверстниками, он замыкается в себе, становится агрессивным, появляется озлобленность. За это его не любят и отвергают еще больше. Получается замкнутый круг.

Психологам хорошо знаком данный тип «агрессивных одиночек». Такие дети часто считаются не воспитуемыми, так как не боятся ни наказаний, ни порицаний, ни общественной изоляции. При этом у них могут складываться отношения с теми, кто старше, и очень часто они попадают в «криминальные» компании с более взрослым основным составом.

В противоположность одиночкам, «общительные» правонарушители легко входят в контакт и группируются в «малоподходящие» компании. Дома они могут быть превосходными чадами - они и слушаются, и не перечат, и помогают своим родителям, но как только оказываются за пределами домашнего порога, тут же находят себе товарищей для совершения всевозможных хулиганских выходок.

 

Не думайте, что все вышеперечисленные проявления пройдут сами собой - вырастет, повзрослеет, может быть посидит в тюрьме, и все пройдет.

 

Такое бывает, но настолько редко, что это даже не стоит принимать во внимание. Заметив у своего ребенка поведенческие расстройства, не затягивайте процесс. Обратитесь к психотерапевту, психологу. Своевременное вмешательство специалистов избавит вашего ребенка, да и вас самих, от многих проблем и неприятностей в будущем.

 

 

Неусидчивость

 

 

О ЧЕМ ГОВОРЯТ СИМПТОМЫ

 

Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана.

Часто, когда родители решают обратиться к врачу в связи с возникшими проблемами, их терпение достигает предела, они больше не могут выносить его поведения.

 

Можно перечислить целый ряд причин неусидчивости ребенка.

 

Такое поведение может быть связано с расстройствами слуха или зрения, заболеванием щитовидной железы, недостаточными умственными способностями, скукой, депрессией, тревогой, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями и побочным действием некоторых препаратов.

Если ваш ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей в.

 

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

 

Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.

 

Агрессивность

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
Когда это началось?
Как ребёнок проявляет агрессию?
В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
Что явилось причиной агрессивности?
Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
Что на самом деле хочет ребёнок?
Чем вы реально можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

 

"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"

 


(для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"

 

(для детей с 4 лет)
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

 

"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание:
· Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
· После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

"ШТУРМ КРЕПОСТИ"

(для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

 

 

"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ"

 

(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

"ПО КОЧКАМ"

(для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

"ЖУЖА"

 

(для детей с 6 лет)
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.

Ещё немного о детской агрессии...


Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления, дразнить других или ругаться. Это не повод для беспокойства. Напротив, Вас должно больше тревожить, если ребенок ни разу не произнес бранные слова. Явное отсутствие непосредственности в поведении ребенка должно беспокоить больше.
Обычно, бранные слова дети начинают использовать в школе или в детском саду. И то обстоятельство, что эти слова шокируют взрослых, оказываются для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их. Им хочется подразнить родителей. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время - один из эффективных методов, который может помочь. Однако простое игнорирование может не остановить сквернослова. Порой необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В таком случае резкое неодобрительное - "Довольно!" действует лучше длительной нравоучительной тирады. Это гораздо полезнее, нежели высказывать огорчение или потрясение. Также важно не привлекать внимания других к сквернослову.
Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезнее давать им альтернативу брани - слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности. Это, например, такие "взрослые" слова, как "елки - палки", и т. п. Если ребенок ругается, подражая взрослому, его поведение можно постепенно изменить, используя личный пример. Взрослый может повторить предложение, заменяя грубое слово. Если сказать это с некоторым наигрышем, ребенок почувствует, что новое слово выразительнее бранного.

Рекомендации:

1 .Не ругайте ребенка, как это часто делают многие, и не угрожайте, что станете ругать его, если он будет говорить бранные слова.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы он был как можно более откровенен с вами. Это позволит непосредственнее высказываться в вашем присутствии, и тогда то, что он услышал от других, он скажет вам, а не произнесет при посторонних.
3. Обескуражте ребенка - это наилучший способ повлиять на него. Когда он станет говорить бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко, добродушно. Ласковое обращение сразу же притупляет оружие, которое в противном случае может стать угрожающим.
4. Объясните, ребенку, что говорить бранные слова так же неприлично, как отрыгивать за столом или не извиниться в нужный момент. Но объясните это кратко и не наказывая его.
5.Если случится, что он обронит какое - нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.

И самое главное: если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок был спокойным и добрым - покажите ему как быть таким!

Кусается

 

Методы лечение кусания

 

Обычно детский укус безвреден, и не требует медицинского вмешательства для ликвидации последствий. Даже укусы, при которых была повреждена кожа и начала идти кровь, не составляют опасности. Достаточно обработать место укуса в домашних условиях. Но именно эти типы укусов могут быть инфицированы и поэтому необходимо внимательно наблюдать за ними, особенно если у укушенного проблемы с иммунной системой.

Кусание в детском садике


Если один ребенок кусает другого в детском садике, директор может попросить прийти на встречу родителей обоих детей. Если кусание продолжается, то могут принять следующие меры:

  • Сокращение времени пребывания ребенка в детском садике.
  • Внимательное наблюдение за ребенком, чтоб понять в каких ситуациях он начинает кусаться. Некоторые действия могут раздражать ребенка.
  • Возможно замена таких действий другими может быть самым эффективным способом решения проблемы.
  • Смена режима.


Если даже после таких мер ребенок не прекращает кусаться, Вас могут попросить перевести ребенка в другой детский сад. Более маленькое заведение или же заведение со специальным персоналом – это может быть оптимальное решение для ребенка, который постоянно кусается.

Свяжитесь с доктором, если:


  • Вы не смогли отучить ребенка кусаться, воспользовавшись всеми перечисленными советами.
  • Вам сложно справиться со своей реакцией на то, что ребенок кусается.
  • Тот факт, что ребенок кусает вносит хаос в его жизнь.
  • Вам необходима консультация относительно того, как справиться с тем, что ребенок кусается.


Кусание - Тестирование


Проконсультируйтесь с доктором, если Вы считаете, привычка ребенка кусаться становится проблемой. Доктор захочет узнать подробности о поведении Вашего ребенка и о кусании. Доктор может Вас спрашивать, что обычно происходит, когда ребенок кусается, как Вы и другие родственники реагируете на это, и какой распорядок дня обычно нравится Вашему ребенку.

Вопросы о ситуациях, в которых Ваш ребенок покусал кого-нибудь:
Ваш ребенок чаще кусает взрослых или детей?
Ребенок выглядит расстроенным или злым, когда кусается?
Сколько людей обычно находится рядом, когда ребенок кусается?
Есть ли какие-то места или ситуации, при которых ребенок кусается?

Вопросы о дисциплинированности ребенка:
Какое Ваше общее мнение о дисциплинированности ребенка?
Как Вы реагируете на то, что ребенок кусается?
Как Ваш ребенок реагирует на замечания после того, как укусил кого-нибудь?

Вопросы о ежедневном окружении и поведении:
Ваш ребенок часто находится среди других детей? Если, то это большие или маленькие группы детей?
Были ли значительные изменения в жизни ребенка, например, недавний переезд или рождение еще одного ребенка в семье?
Было ли какое-либо другое поведение, которое вызывало у Вас беспокойство?
Как другие члены семьи выражают свой гнев?
У Вас есть какое-либо беспокойство относительно того, как окружающие относятся к Вашему ребенку?

 

 

Гиперактивность

 

ПОНЯТИЕ «ГИПЕРАКТИВНОСТЬ». ПРОБЛЕМЫ ГИПЕРАВКТИВНЫХ ДЕТЕЙ И ИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

Гиперактивность - это синдром дефицита внимания. Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Понятие " невнимательность" складывается из следующих признаков:

  • Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий.
  • Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
  • Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он, таким образом, высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
  • Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности.
  • Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Ребенок постоянно все забывает.

Для того чтобы поставить ребенку диагноз "невнимательность", у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Понятие "гиперактивность" включает в себя следующие признаки:

  • Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
  • Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по группе во время занятий и т. п.
  • Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
  • Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
  • Ребенок всегда нацелен на движение.
  • Часто бывает болтливым.

Понятие "импульсивность" включает в себя следующие признаки:

  • Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
  • Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребенка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, - тут же обратно фонтанчиком. Такие спазмы - признак расстройства нервной системы.

Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.

Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.

В детском саду малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.

Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все более острыми. Воспитатели жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь ("на нем все горит"), вмешивается во все дела, свистит, болтает безумолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. И, тем не менее, даже врачи не всегда могут сразу ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у обычных детей, или она просто носит другой характер.

Однако замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью (диспраксией). Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, "выключаются", "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, то есть "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее " возвращаются ".

Параллельное соблюдение двух или трех условий одновременно вызывает у ребенка с СДВГ существенные затруднения. Даже при всем желании, ребенок не может одновременно быть внимательным, спокойным и сдержанным. Отсюда основное правило развития необходимых качеств у этих детей — предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.

 

 

Негативные проявления в поведении и характере ребёнка

 

1. Упрямство

2. Неуправляемость

3. Неусидчивость

4. Агрессивность

5. Кусается
 
 

6. Гиперактивность

 

Упрямство

 

Детское упрямство - один из способов на пути утверждения себя как личности.

Упрямство - самая распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться родителям детей раннего возраста. Зачастую единственной причиной проявления упрямства родители считают так называемую генетическую причину, рассматривая упрямство как черту характера, полученную ребенком по наследству. "Он весь в отца!" - говорит мать про своего ребенка и беспомощно разводит руками. Однако упрямство взрослого человека и упрямство маленького ребенка - это две разные вещи. Взрослый человек, демонстрируя упрямство, может тем или иным образом аргументировать причину его проявления. Детское упрямство - совершенно иное. Чаще всего оно заключается в постоянном стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым. К примеру, маленький ребенок может отказываться от прогулки, несмотря на то, что очень любит гулять; отказывается ложиться спать, есть, идти на руки и т.д., повинуясь единственному стремлению - идти наперекор взрослым.

Как отмечают психологи,


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.