Мм делается важный вывод о естественных правах — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Мм делается важный вывод о естественных правах

2018-01-14 186
Мм делается важный вывод о естественных правах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

человека, к которым относятся жизнь, вольность, без-
опасность. Это даст ему основание говорить о праве
суверенного подхода разорвать узы порабощения, осво-
бодиться от обязанности соблюдать «общественный до-
говор», если законы, принятые государством, и его
власть не были употреблены в пользу парода2.

В. И. Ленин, оценивая значение и роль представите-
лей революционно-демократического направления поли-
тико-правовой мысли, подчеркивал прежде всего их
«горячую вражду» ко всему тому, что связано с крепо-
стным правом, их борьбу с поповской силой средневеко-
вья, абсолютизмом и самодержавием3.

В этом плане следует обратить внимание на то, что
Н- А- Добролюбов, например, говорил не просто о «при-
рожденных» правах человека, не об абстрактном праве
природы, а о его обусловленности экономическими фак-
торами. Так он писал, что «требование права, уважение
личности, протест против насилия и произвола вы нахо-
дите во множестве наших литературных произведений
последних лет, но в них большею частию дело не прове-
дено жизненным, практическим образом, почувствована
отвлеченная, философская сторона вопроса и из нее все
выведено, указывается право, а оставляется без вни-
мания реальная возможность,.. Мало того, вы ви-
дите, как эта материальная сторона во всех житейских
отношениях господствует над отвлечением, и как люди,
лишенные материального обеспечения, мало ценят от-
влеченные права и даже теряют ясное сознание о них.
В самом деле — сытый человек может рассуждать
хладнокровно и умно, следует ли ему есть такое-то ку-
шанье; но голодный рвется к пище, где ни завидит ее
и какова бы она ни была»4.

Такие воззрения на право не могли идти ни в какое
сравнение с его трактовками в буржуазном правоведе-
нии, где методологический подход познания был осве-
щен требованием незыблемости частной собственности
и эксплуатации.

' Радищев А. Н. Полк. собр. соч., т. 5, с. 476.

2 Радищев А. Н. Полн. собр, соч., т. 2, с. 282. •.

3 См.: Ленин В. И. Ноли. собр. соч., т. 2, с. 519.

4 Добролюбов Я. А. Избранные статьи. М., 1Э78, с. 252.


Итак, экскурс в историю вопроса, зарубежную и
отечественную, показывает, что «философия права»—
одно из древнейших понятий правовой мысли. Истоки
его формирования, как уже отмечалось, относятся к ан-
тичным временам'. Однако в тот период изучение пра-
ва еще не выделялось в отдельную отрасль научного
познания. Ни в древности, ни в средние века философии
права как самостоятельной науки не было. Впервые это
понятие было введено в научный оборот такими учены-
ми, как Гуго (1798г.), Гегель (1821 г.), Остнн (1832г.).
Вместе с тем нужно иметь в виду, что философия пра-
ва как метафизическое (сверхонытное) учение о праве,
а также как гносеологические проблемы правоведения,
появилась намного раньше.

В XVIII веке идеи естественного права получают
свое развитие в России (В. Т. Золотницкий, С. Е, Дес-
ницкий, А. П. Куницын). Они органически вписали в
себя достижения в этой области предшествующей пра-
вовой мысли. Вместе с тем в них нашли свое отражение
результаты научного анализа, поиски и суждения пред-
ставителей русского правоведения. Вопреки утвержде-
ниям буржуазных юристов о «слабости юридических
традиций в России» русская правовая паука того пе-
риода не только успешно воспринимала передовые идеи
западноевропейских мыслителей, по и вносила свою
ленту в их развитие- В связи с этим выглядят тенден-
циозными и безосновательными такие высказывания
Репе Давида: «...следует подчеркнуть... слабость юри-
дических традиций и чувства права в России. Важна не
юрнднко-техническая отсталость русского права и не
тот факт, что русское право не было полностью кодифи-
цировано. Важно порожденное различием исторического
развития разное отношение к праву в России и в других
европейских странах. Во всей континентальной Европе,
так же как и в Англии, право рассматривается как
естественное дополнение морали и как одна из основ
общества. Этого нельзя сказать о России. До недавнего
времени в России не было юристов: первый русский
университет—Московский—был создан только в
1755 г., Петербургский университет—в 1802 году. Рус-

* И. В. Михайловский полагал, что метафизические учения о
праве имели распространение не только у греков, но и в индий-
ской,
египетской религиозной философии (см.; Михайловский И. В.
Очерки
философии права. Т. 1. Томск, 1914» с. 171).


екая юридическая литература появилась только во вто-
рой половине XIX века»'. Во-первых, необхидимо уточ-
нить несколько произвольное толкование исторических
фактов—датой основания Петербургского университета
считается 8 февраля 1819 года, в 1803—1804 годах были
утверждены уставы уже действовавших Вилснского,
Дерптского и Московского университетов и вновь соз-
даваемых Харьковского и Казанского2. Первая Акаде-
мия наук в России, как уже отмечалось, а при ней пер-
вый в истории русского государства университет, где
преподавали и естественное право, была основана в
1725 году. Во-вторых, вопросам кодификации в России
всегда уделялось большое внимание. Первое же изда-
ние Свода законов в 15-ти томах, содержащее в хроно-
логическом порядке законодательные акты от Соборно-
го уложения 1649 года, вышло в 1832 году. Было еще
два полных издания в 1842 и 1857 гг. В 1892 году был
составлен 16-й том Свода законен, включающий вопро-
сы судоустройства и судопроизводства^.

Наконец, что касается второй половины XIX века в
России, то речь должна идти не о появлении первой
русской юридической литературы, а о создании фунда-
ментальных трудов по теории и философии нрава, ко-
торые признавались лучшими среди существовавших.

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. М..
1988, с. 157. Пожалуй, этот раздел в целом интересной книги яв-
ляется одним из наиболее слабых.

2 См.: История Ленинградского университета. Л., 1969, с. 13,
19. По существующей традиции 8(20) февраля 1819 года является
датоИ основания Ленинградского университета. В литературе, одна-
ко, называются и такие даты: 1724 г., 1717 г., 1786 г. Но нигде не
говорится о том, что он был основан в 1802 году.

3 См.: Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М.,
1913, с. 128—130.


Глава II

Понятие философии права
и его трактовка в русском
дореволюционном правоведении

Определение философии права

В XIX веке в условиях нарастания противоречий

капитализма и распространения марксистской идеоло-
гии буржуазные юристы обратились к аксиологическим
аспектам права, стремясь приспособить свои идеалы и
ценности к новым социальным условиям.

Процесс развития философии права проходил в раз-
личных направлениях'. Среди них наиболее завершен-
ное выражение получают неокантианство и неогегельян-
ство. Первое из этих направлений, представляющее со-
бой рационализм, очищенный от эмпирической примеси,
наиболее ярко проявлялось в работах П. И. Новгорид-
цева, который, исходя из кантовского представления об
определяющей значимости нравственных начал в чело-
веке, выводил право из требований нравственного зако-
на, рассматривал право с точки зрения его идеальной
цели. И естественное право в этом смысле предстает
как безусловное веление разума. По выражению
П. Стучки, «философия нрава самая слабая часть уче-
ния Канта, так как в конце концов, и право у него—
не продукт эмпирического интереса, а понятие, относя-
щееся к общему, необходимому назначению человека,
ибо цель права у Канта—установить условия, при ко-
торых произвол одного может быть примирен с произ-
волом другого по общему закону природы^. Рациона-

1 Основные направления философии права в России были
сформулированы автором п отдельной работе (см.: Кузнецов Э. В.
Философия права в русском дореволюционном правоведении.—•

Правопедание, 1984, № 2).

2 Стучка П. И. Избранные произведения по марксистско-лс-
нинскон теории права. Риг<п, 1964, с. 200. Автор разделяет мнение
Ю. Я. Бяскипа о том, что концепцию Канта следует относить к
естественно-правовому нап равнению, которое само по себе тоже
неоднозначно. Поэтому, вероятно, нет необходимости определять


лизм, который лежал в основе неокантианских взгля-
дов, принципиально разобщал естественное и положи-
тельное право.

«В то время как философия Канта «идею» рассмат-
ривала, так сказать, в положении покоя, идею в ее дви-
жении поставил предметом своего анализа другой фи-
лософ-идеалист, Гегель»1.

Специфический смысл философии права Гегеля, как
уже отмечалось В. С. Нсрсесянцем, раскрывается в его
расхождении с естественно-правовой концепцией Канта.
Неогегельянцы (П. Редкий, Б. Чичерин) стремились
приспособить бытие идей к условиям эмпирической дей-
ствительности. Вместе с тем, изучая эмпирический про-
цесс развития права, в каждой из его стадий они усмат-
ривали известный момент реализации разумной идеи
нрава, которая и лежала в основе их теоретических суж-
дений.

Термин «философия права» использовался и пред-
ставителями догматической юриспруденции (Г. Шерше-
певич, Н. Коркунов, В. Катков). Известно, что с пози-
ций юридического позитивизма право трактовалось
как совокупность общеобязательных норм, выражаю-
щих требования государства и обеспеченных его при-
нудительной силой2. Это направление имело также
свою философскую основу, Как правильно отмечает
В. Д. Зорькин, «самя теоретическая трактовка «пози-
тивности», равно как и формально-догматического под-
хода, уходят корнями в определенную философию...»3.
Сторонники юридического позитивизма восприняли
идею философского позитивизма О. Копта, Д. Милля,
Г. Спенсера о том, что сущность явлений непознаваема.
Так, Г. Ф. Шершеневич считал, что науке недоступно
то. что стоит за явлениями4. «Можно познать только

ее как «моралистскую теорию особого типа», как склонен считать
Л. А. К^.чинникоп (см.: Калинников Л. Л. Рецензия на книгу
Ю.
Я. Баскнна «К^нт» (Из истории политической и правовой мыс-
ли. М., 1981).—Пр:1Воврдепис, js" 1. 1986, с- 102).

' Сту/ка П. И Указ соч, с 200.

2 Пред ставите, iii социологического позитивизма рассматривали
право как совокупность пр.пюпых отношений (правовой порядок).
См., например: Муромцев С. Определение и основное разделение
права. М.. 1879, с. 48, 56.

u Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М.,
1978, с. 29.

* См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права, вып. 1. М„
1911, с. 6.


явления, но не их сущность», — утверждал А. X. Гольм-

стен1. «Сознательный уход от основных вопросов фило-
софии,—как отмечает С. Л. Пяткина,—провозглашает-
ся позитивизмом в качестве нового пути в философии,
свободного от метафизики и истинно научного»2. От ма-
териальных основ нрава представители этой доктрины
призывали обратиться к его формальной стороне. По
мнению С. В. Пахмана, юридическая наука не объяс-
няет жизненных основ права, а исследует его внутрен-
нюю природу, логические конструкции юридических по-
знаний, не выходя за их пределы'4.

Философия права, по Шершеневичу, является со-
ставной частью философии. На ее формирование оказа-
ло влияние одно немаловажное обстоятельство. В то
время, как юристы занимались исключительно толкова-
нием и систематизированием норм права, философия
права разрабатывалась лицами, мало причастными к
правоведению. Они изучали право, как оно есть, не за-
даваясь мыслью о том, каким оно должно быть и даже
может ли оно быть иным, а философы создавали иде-
альное право, не зная, что оно такое и каково оно в
действительности4. В результате, по его мнению, воз-
никла разобщенность между философией права и от-
дельными юридическими науками. Так, Вельденберг
отождествлял ее с теорией познания права, т. е. пред-
метом философии права у него является вопрос не о
том, что такое право, а о том, кпк мы его понимаем и
как изучаем5. У Шершсневича теория познания пред-
ставляет собой лишь один из вопросов философии пра-
ва, но не все ее содержание. В его работах выражено
отрицательное отношение к теории естественного права.
Под влиянием этого нрава, полагал он, лица, приме-
няющие законы, проявляют склонность к толкованию,
наиболее соответствующему абсолютным идеалам, чем
нарушается начало законности—этот краеугольный ка-
мень правового порядка. «Естественное право указан-

' Гольмстсн А. X. йтюды о современном состоянии науки пра-
ва.—В сб.: Юридические исследования и статьи. СПб., 1894, с. 1.

н Пяткина С. А. Русская буржуазная правовая идеология. М.,
1980, с. 7.

j См.: Пахман С. В. О современном движении в науке нрава.
СПб.,1882, с. 49.

'• См.: Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб.,
1907. с. 9.

5 См.: Вальденберз. О задаче философии права. —Вопросы
философии и психологии, 1897, № 40, с. 294.
л Заказ 6870


ного направления не может служить руководителем за-
конодателя»,—отмечал он'. При таком положении фи-
лософия права (она же естественное право), в его
представлении, теряет всякую связь с юридическими
науками. По мнению Г. Ф. Шершеневича, философия
права должна изучать то же, что изучают и отраслевые
юридические науки,—право, как оно есть, и право, ка-
ким оно должно быть. Ее теоретическая задача заклю-
чается в критическом исследовании всех главных поня-
тий, созданных юридической наукой (понятие о праве,
его содержании и формах, о государстве, правоотноше-
нии, о преступлении и наказании и т. д.).

Задача философии права, по Шершеневичу, двоя-
кая—теоретическая и практическая. Практическая ее
задача—построение идеала правового порядка. В этом
смысле она должна соединять в одно стройное пред-
ставление различные теоретические выкладки отрасле-
вых юридических наук, быть связующим звеном и
общим началом всей правовой политики2. В структур-
ном отношении философия нрава состоит из трех ча-
стей: общей теории права, истории философии права,
политики права. Общая теория права включалась в
философию права или, как отмечал он, составляла «тео-
ретическую часть философии права». История филосо-
фии права имела своей задачей изложение последова-
тельного образования представлений о правовом поряд-
ке и его сущности в идеале. Перед политикой права
стояла задача оценки существующего законодательства
и разработки мер, направленных па его совершенство-
вание. В. Д. Зорькин отметил игривую манерность и
вместе с тем лицемерную беспощадность Г. Ф. Шерше-
невича в отношении рационалистической философии

1 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч., с. 11. В приведенном выска-
зывании было упомянуто естественное право «указанного напр яв-
ления», предстанитйли которого верили в неизменность идеального
права, начертанного самой природой. Попое направление филосо-
фии права выступало под флагом •'(тюзрождсшюго естественного
права», выдвигало естественное прапо с изменяющимся содержани-
ем, отрицало но.^можность идеального нранового порядки, нрш од-
ного по все времена. «Не существует ни одного положения права,
которое но своему положительному содержанию оставалось бы
безусловно нензме1"п,1м»,—писал Р. Штаммлср (Шюммлер Р.
Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908, с. 12), Осо-
бенность философии права, полагал он, заключается в вопросе о
том, что можно преподать в качестве безусловно общего для вся-
кого
мыслимого нрава.

3 См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч., с. 18.


права, который обвинял правоведение в том, что оно
«порвав с традициями естественного права, пренебрег-
ло своими задачами в сфере критики и политики и за
это потеряло общественные симпатии»1. Что же он пред-
лагал правоведению, «истосковавшемуся по идеалу»?
Он нредусмотригельно выводит политику права за рам-
ки теории права и па этом основании объявляет фило-
софию права не юридической наукой, а философской.
В этих условиях обобщающей наукой о праве, наукой,
сводящейся к правовой догматике, в прошвонолож-
ность метафизическим построениям, становится общая
теория права, хотя многие работы позитивистов продол-
жали сохранять название «философия права»2. В 70-е
годы XIX века Л. Меркель вместо философии права
ввел термин «теория нрава», обозначающий науку, ко-
торая вырастала из самого права и слагалась из общих
частей специальных паук. Однако вопрос о соотноше-
нии философии и теории права на длительное время
остался объектом пристального внимания юристов раз-
личных стран. В России им занимался, в частности,
К. А. Кузнецов. Теория права, полагал он, объединяя
«пестрый конгломерат» сведений о праве (сущность
правового явления, его составные части и т. д.), в то
же время имеет элемент «отвлечения» от многообразия
правового материала, сквозь который «просвечивается»
та форма, которая именуется правовой. Историю же
философии права он рассматривал как «историю пра-
вовых идеалов». «Мы должны проводить грань, — пи-
сал он.—между правовым идеалом (желательным пра-
вом) и правовой действительностью (наличным пра-
вом)»3. Исторический опыт между тем показывает, что
этот неосуществимый «идеал права» не совпадает с кон-
кретным содержанием буржуазного права, всегда пред-
ставляющим собой результат действия материальных
сил и классовых интересов.

По мнению И. В. Михайловского, теория права изу-
чает понятия, общие для всех юридических наук. Ее

' См.: Шертеневич Г. Ф. Философия прапа, т. 1. Часть теоре-
тическая, Общая теория нрава. Вып. 4. М., 1911, с. 805. У
В. Д. Зорькина о Г. Ф. Шершеневнче см, в его работе; Позитиви-
стская теория права в России, с. 30—85.

2 Заметим, что, по мнению П. Г. Редкина, говорить об эмпи-
рической науке, какой являлась теория права, как о философии
права неверно (см.: Редкин П. Г. Указ. соч., с. 230).

3 Кузнецов К., А. История философии права. Одесса, 1917,
с. 78.
4-


задача — построение логически законченной системы
понятий. Эта наука должна быть точной, положитель-
ной, изучать только то, что есть, и отказаться как от
оценки существующего, так и от построения идеалов.
«Таким образом,—писал он,—то направление науки,
которое называется общей теорией права, может быть
охарактеризовано как позитивизм»'. Декларируя отказ
от решения онтологических, гносеологических и аксио-
логических проблем права, юридический позитивизм, в
сущности, вел к отрицанию рационалистической фило-
софии права. Философия права, по мнению Г. Ф. Шер-
шеневича, должна прежде всего устранить дуализм в
изучаемом объекте, а именно: отбросить понятие о
естественном праве3. Однако следует признать, что нау-
ка «философия права» имела своим предметом не по-
ложительное право, а естественное. Многие из русских
юристов исходили именно из этого утверждения. На-
пример, П. Г. Редкий в связи с этим писал, что «так
называемая философия положительного права, о кото-
рой начали говорить с начала нынешнего столетия,
именно со времени знаменитого геттипгепского профес-
сора Гуго, издавшего сочинение под заглавием
«Philosophic des positiven Rechts», служит заменою
философии права, не будучи с нею тождественной. Эта
наука, излагающая особенные принципы положитель-
ного права вообще, какие даются в самом положитель-
ном праве, в эмпирии; следовательно, это такая же
эмпирическая наука, как и так называемое сравнитель-
ное правоведение... В этом только смысле может она
быть названа философией положительного права, а по-
тому, строго говоря, это ее название неверно»3.
Что же понималось под философией права?
В правовой литературе это понятие сравнивали с
Ариадниной нитью, с помощью которой можно было
избрать правильный путь в лабиринте правоведения.
Именно она должна была выработать руководящие
принципы и основные понятия права. Философия права
открывает юристу научное понимание различных систем
позитивного права. Необходимость философии нрава,
по мнению ее представителей, обнаруживается и в пра-

* Михайловский И. В. Очерки философии права, т. 1. Томск,
1914, с. 5—7.

2 См.: Шершеневич. Г. Ф. Общая теория права, вып. 1. М.,
1911, с. 34.

3 Редкин П. Г. Указ. соч.. с. 230.


вонрименительной деятельности. Так, судья, принимаю-
щий решение на основании законов, во многих случаях
должен устанавливать их смысл, следуя правилам так
называемого искусства толкования. Однако в праве
встречаются пробелы, которые не могут быть порой
восполнены даже путем аналогии. В этих исключитель-
ных случаях рекомендовалось руководствоваться общи-
ми принципами, идеей права, которая в такой трактовке
совершенствует правовую практику. «Всего легче бы-
вает там,—писал П. Г. Редкий,—где законодатель
благоразумно позаботился о предоставлении судье над-
лежащего простора в судебных решениях, между тем
как в противном случае судьи привыкнут буквою зако-
на убивать его дух и все более будут превращаться в
машины»'. По его мнению, в центре внимания филосо-
фии права лежит основное понятие права, та главная
мысль, которая формирует все юридические конструк-
ции. Это основное понятие отождествляется им с идеей
права. Такое представление о философии права (неоге-
гельянство) и о самом праве как явлении, не завися-
щем от реальной действительности, исходит из антина-
учной трактовки соотношения материального и идеаль-
ного.

С позиций воинствующего идеализма выступал и
И. В. Михайловский, который считал, что философия
права должна дать оценку явлений правовой жизни с
точки зрения «высших разумно-этических начал», ука-
зать идеалы, к которым стремится право2. Эта наука,
по Михайловскому, выступает под знаменем метафизи-
ки и идеализма, отвергает релятивизм общей теории
права и учит, что существуют абсолютные начала, на
основании которых «можно сделать принципиальную
оценку правовых явлений»3. Критикуя философию пози-
тивного права, И. В. Михайловский утверждает, что
«наивысшие обобщения», о которых говорит «позитив-
ная философия», представляют собой самообман. О фи-
лософии нрава, в основе которой лежало право естест-
венное, писал и Б. II. Чичерин, являвшийся, по словам
И. В. Михайловского, учителем последнего. Естествен-
ное право, как известно, в учении Б. Н. Чичерина опра-


с- 7.

' Редким. П. Г. Указ. соч.. с. 225.

2 См.; Михайловский И. В. Очерки философии права, т. 1,

3 См.: Михайловский И. В. Указ. соч., с. 8.


ве предстает как совокупность наиболее общих принци-
пов, норм, непосредсгвснно вытекающих из абсолютной
идеи права, как «рациональная сущность», исторически
реализуемая в зависимости от нравственного сознания
общества1.

Попытки дать определение философии права пред-
принимались многими представителями юридической
науки XIX века. Например, Л. И. Петражицкий писал,
что «философия права есть сложная дисциплина—
высшая теория права + высшая телеология, высшая по-
литика права»2.

Определения давались самые разнообразные, но для
каждого из них был характерен спекулятивно-метафи-
зический подход, догматизм или антинсторизм. В перио-
дической литературе прошлого века встречались назва-
ния этой науки, которые выражали какую-либо одну из
сторон ее предмета. Например, «рациональное право»—
в смысле разумного права, исходя из того, что источник
его познания лежит в человеческом разуме, а не во
внешней, государственной деятельности; «нормальное
право»—философия права, излагающая такие юриди-
ческие принципы, основоположения, которые должны
служить нормами для положительного права; «всеоб-
щее право», то есть право, общее для всех времен и на-
родов—Leges Legum (закон законов); «дикеология»
(в переводе с греческого—учение о праве и справедли-
вости). В этом названии выражалась та сторона фило-
софии нрава, которая отражает не право в собственном
смысле слова, а, как считали, «саму правду и справед-
ливость»3.

Несмотря на разнообразие взглядов о понятии фи-
лософии права в работах русских юристов, можно вы-
делить среди них два ведущих направления. Одно из
них, как отмечалось Ф. В. Тарановским, «полагает за-
дачу и особенность философии права в построении ме-
тафизического (сверхопытного) учения о праве; другое
направление сводит философский элемент к так назы-
ваемой гносеологии, т. е. теории познания, и полагает
особую задачу философии права в исследовании осо-

' См.; Чичерин, Б. Н. Философия права. М-, 1900, с. 94—95.

2 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с
теорией
нравственности, т. I. СПб, 1909, с. 137.

3 См.: Редкин П. Г. Из лекций по истории философии права
в связи с историей философии вообще, т. 1, СПб., 1889, с. 313—314.


бенностей теории познания правовых явлений»1. Следу-
ет также добавить, что в ряде работ философия права
отождествлялась с методологией, а гносеология смеши-
валась с аксиологисй. Примером этому служит работа
К. Л. Кузнецова, в которой он пишет: «Философия как
методология—заняла... твердую позицию, внося плодо-
творную ясность в постановку научных проблем и тем
самым способствуя их разрешению по существу»2.

Развивая эту мысль, он рассуждает: «Скорее внешне.
нежели внутренне примыкая к методологии, стоит дру-
гая научно-философская проблема — проблема «ценно-
сти знания». Это и есть «гносеология», учение о конеч-
ном смысле той «истины», которую дано постигнуть
человеческому разуму. Иными словами, если в методо-
логии вопрос идет о «правильности» или «неправильно-
сти» тех путей, которыми наука движется в поисках-
истипы, то в гносеологии ставится принципиальный во-
прос о самой возможности этих поисков»3.

Гносеология как учение о познании существует в не-
разрывной связи с онтологией. Отношение мышления и'
бытия является отправным пунктом диалектического'
материализма, выполняющим одновременно функцию к
онтологии, и гносеологии. Полагая, что философия пра-
ва устанавливает не материальное понимание права, а
сущность правовой идеи, этот автор ограничивает ее за-
дачи познанием этой идеи и тем самым отрывает онто-
логию от гносеологии.

Одним из важных вопросов философии права, по'
мнению Е. Н. Трубецкого, является вопрос о происхож-
дении права. При решении этого вопроса приходилось-
учитывать и считаться со взглядами представителей
исторической школы Гуго, Савииьи, Пухты, которые
полагали, что право, подобно языку, развивается есте-
ственно—никакой законодатель не в силах остановить
или изменить это развитие права. По их мнению, за-
ключаясь первоначально в сознании народа, право, по

[ Тарановский Ф. В. Учебник энциклопедии права. Юрьев,
1917,
с. 10.

2 Кузнецов К. А. История философии права, с. 5. Конечно, не-
возможно себе представить, чтобы с позиций идеалистической
философии как методологии можно было бы разрешить какие-либо
проблемы по существу, однако сама постановка вопроса обращает
на себя внимание в связи с современными проблемами философии
права.

3 Кузнецов /(. А. Указ. соч., с. 6.


мере развития 'культуры, начинает разрабатываться
юристами. Однако юристы не являются творцами пра-
ва—они лишь выражают национальное самосознание.
Отсюда делается вывод, что нормальный путь развития
права—естественный рост, а не революция или власт-
ные установления. Представшели философии права со
своих позиций стремились опровергнуть подобные рас-
суждения, найти в них протнноречия. «Восставая про-
тив учения естественного права,—писал Е. Н. Трубец-
кой,—сторонники исторической школы думают в исто-
рии найти подтверждения и доказательства своего уче-
ния. Но суд истории высказывается против их- история
показывает, что всякий прогресс положительного права
обусловлен критическим отношением к нему, а такая
критика возможна только на почве правового идеала.
Естественное право в качестве такого критерия дейст-
вующего права играет в истории роль того основного
двигателя, без которого невозможно прогрессивное дви-
жение»'.

Господство старой исторической школы права про- -
должалось до 50-х годов XIX века. Новый период свя-
зывается с именем немецкого юриста Рудольфа Иерин-
га, который отверг утверждение Савиньи и Пухты о
непроизвольном и безболезненном развитии права. Он
заявил о том, что человек—борец за право, принимает
активное участие в процессе образования и развития
права. Учение Иеринга, но словам Е. Н. Трубецкого,
звучит как призыв к обновлению; «он учит, что право
может обновляться, только отказываясь от своего про-
шлого; право—это Сатурн, пожирающий собственных
детей»2.

Развитие права совершается путем бесправной борь-
бы, и лозунгом этой борьбы, по Иерингу, служит «идея
права». Сам Иеринг признавал, что «идея права» оли-
цетворяет одну из труднейших задач философии права.
Характеризуя взгляды этого идеолога, П. Стучка писал,
что «была сделана попытка и в буржуазной науке по-
вернуть в сторону научной постановки теории права—
в лице упоминавшегося уже несколько раз Рудольфа
Иеринга (1816—1892). Он откровенно признает отно-
сительность всякого права и окончательно устра-

' Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1913,

С. 76

2 Трубецкой Е. Н. Указ. соч., с. 78.


ияет волевую теорию его возникновения. Это означает
завершение того хода развития, которое Энгельс ха-
рактеризовал, как начавшуюся с XVIII столетия замену
религиозного мировоззрения светским, т. е. юридиче-
ским, ибо оно устраняет из науки о праве последний
след теологизма. Когда Иеринг смелой рукой написал
в своем «Духе римского права», что право—это не что
иное, как защищенный интерес, его утверждение
показалось неслыханной среди юристов ересью. «Со-
держание права—не воля, а интерес». Но чей инте-
рес? У Иеринга либо не хватало мужества, либо недо-
ставало эрудиции, чтобы откровенно заявить: классо-
вый интере с»1.

Сторонники философии права не относили Иеринга
к ее представителям на том основании, что та идея
права, которая должна служить критерием для всего
исторически сложившегося и действующего права, у
Иеринга сама есть всецело продукт истории. «Отверг-
нув естественное право, мы лишим себя всякого крите-
рия для оценки действующего нрава»2. Е. И. Трубецкой
видел кригерий в «максимуме внешней свободы, предо-
ставленной отдельному лицу и совместимому с благом
всего общества». Но, отмечает он, «само собою разуме-
еюя, чго он не может быть одинаков для дикаря и для •
современного англичанина»3. Так у Трубецкого право
(справедливость) оборачивается фактически несправед-
ливостью.

Укузыпая на неизменную природу человека, отыски-
вая в ней сущность, происхождение и истоки нрава, сто-
ронники философии права фактически не решали про-
блему происхождения права. Так, Н. М. Коркунов пи-
сал, что в юридической литературе не было установив-
шеюся объяснения первоначального возникновения пра-
ва4. Научный ответ на этот вопрос смогла дать только
марксистско-ленинская теория государства и права, ко-
торая исходит из того, чю право—явление не вечное,
оно так же, как и государство,—продукт непримири-
мости классовых противоречий и по своей сущности
представляет собой возведенную в закон волю господ-
ствующего класса, содержание которой определяется

' Стучка П. И. Указ. соч., с. 205.

2 Трубецкой Е. И. Указ. соч., с. 69.

3 Трубецкой Е. И. Указ. соч., с. 65.

4 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1890,
с. 92—93.


материальными условиями его жизни. Именно так ха-
рактеризовали буржуазное право К- Маркс и Ф Эн-
гельс: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля
вашего класса, воля, содержание которой определяется
материальными условиями жизни вашего класса»'.

Подводя итог краткому анализу рассматриваемой
проблемы, подчеркнем лишь, что философия права яв-
ляется общеюоретическим учением о праве. Сначала
она выступала как составная часть философии, а в
дальнейшем конституировалась как особое направление
на с1ыке правоведения и философии. Философия права
в русском дореволюционном правоведении занималась
изучением идеальных первооснов права Эти идеальные
начала философии прлпа противопоставлялись дейст-
вующей системе правовых норм. В ходе развития пра-
воведения изменение предмета и содержания обобщаю-
щей науки о праве многим ее представителям показа-
лось столь существенным, что встал вопрос о ее новом
названии—«общая теория права»2. Однако философия
Права как отрасль теоретического знания о праве на
этом не завершает своего развития, о чем свидетельст-
вует обширная современная философско-правовая ли-
тература.

В период кризиса буржуазной законности разграни-
чение философии и теории права приобретает специфи-
ческие черты. Философия права в это время рассматри-
вался как час1ь юридической науки. По словам
В. А. Туманова, философия права в трактовке, данной
ей в XX веке, противопоставлялась уже не положи-
тельной юриспруденции, а общей теории права, т. е.
н-уке теоретико-методологического характера, сложив-
цюйся в ходе дифференциации юриспруденции. «Их
разграничение проходило в обстановке господства не-
окантианских установок, воздвигающих нечто вроде
«китайской» стены между миром сущего и должного,
факта и ценности, в результате чего философия права
попала в иную категорию наук, чем общая теория пра-
ва и тем более социология права, а ее предмет—иде-
альные начала—оказался подчеркнуто спекулятивным
и трансцендентальным»3.

1 Маркс К; Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 443.

2 Правда, имелись и иного рода суждения. Например, Ф. В. Та-
ряновский утверждал, что такой обобщающей наукой была и оста-
ется
энциклопедия права.

' Тушнов В. А. Буржуазная правовая идеология. М., 1971, с. 344.


Сопоставляя марксистски-ленинский взгляд о фило-
софских проблемах права с буржуазными представле-
ниями по этому вопросу, нужно подчеркнуть, что марк-
систско-лепинская теория права вовсе не отрицает пра-
вовых идеалов и ценностей, однако в отличие от бур-
жуазных воззрений она трактует соотвегствующие ка-
тегории как материально и социально обусловленные.
Именно поэтому говорить о философии права с марк-
систских позиций—значит понимать ее материалисти-
чески, рассматривать «идею права» как отражение эко-
номических, классовых отношений. «Реальная основа
всякой данной системы права не исключает идеального
отношения к ней со стороны членов данного общества.
Взятое в целом, общество только выигрывает от такого
отношения к ней его членов Наоборот, в переходные
эпохи, когда существующая в обществе система нрава
уже не


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.