Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия: проблема выбора в экономике. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия: проблема выбора в экономике.

2018-01-14 237
Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия: проблема выбора в экономике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1 Проблема экономического выбора и произовдтсвенные возможности общества.

2 Альтернативная стоимость. Закон возрастающих вмененных издержек.

3 Модель границы производственных возможностей общества. Экономический рост.

 

Литература, рекомендуемая для изучения темы

Учебная

1. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 3.

2. Маркс, К. Капитал. В 3 ч. Ч. 1. Капитал / К. Маркс. - М.: Изд-во политической литературы, 1983. - отд. 3, гл. 5, п. 1.

3. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА – М, 2002. – Гл. 2.

4. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004. – Гл. 2.

5. Фишер, С. Экономика / Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1993. - Гл. 1.

6. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов / А.Ф. Шишкин. - 2-е изд.: кн. 1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - Гл. 5,6.

7. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. - Гл. 2.

8. Самуэльсон, Пол Э. Микроэкономика, 18 изд.: пер. с англ. / Пол Э. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. – С. 38-64.

Дополнительная

9. Киришин, И.А. Ограничения действия закона возрастающих альтернативных издержек в экономике возрастающей отдачи / И.А. Киришин // Вестник Московского университета. Серия 6, «Экономика». – 2009. - №1. – С. 3-13.

 

Основные категории: экономический выбор, производственные возможности общества, модель границы производственных возможностей общества, альтернативная стоимость, закон возрастающих вмененных издержек.

 

Темы рефератов

1 Принципы экономического выбора для субъектов рынка.

2 Использование модели производственных возможностей для анализа экономических проблем.

 

Задачи и упражнения

 

1) Линия производственных возможностей показывает:

а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;

б) лучшую из двух возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного товаров при наличии данного количества ресурсов;

г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

2) Альтернативные издержки нового стадиона - это:

а) оплата его охраны и другого персонала;

б) цена строительства стадиона в будущем году;

в) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона;

г) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.

3) В каких случаях может наблюдаться линейный характер линии производственных возможностей:

а) при неполной взаимозаменяемости производственных ресурсов;

б) при ограниченном объеме производственных ресурсов;

в) при неполном использовании производственных ресурсов;

г) при полной взаимозаменяемости производственных ресурсов;

д) все ответы неверны.

4) Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

а) размер стипендии;

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;

в) затраты государства на образование среднестатистического специалиста;

г) затраты родителей на содержание студента.

5) Кривая производственных возможнсотей иллюстрирует все из перечисленного ниже, кроме:

а) ограниченности ресурсов, подразумевающей, что все комбинации выпуска продукции, расположенные с внешней стороны кривой, неосуществимы при имеющихся объемах ресурсов и неизменном уровне технологии;

б) обязательности выбора, находящей выражение в необходимости проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов;

в) понятия об альтернативных затратах;

г) увеличения альтернативных издержек;

д) все перечисленные выше ответы характеризуют кривую производственных возможностей.

6) Столярная мастерская производит столы и стулья. Возможны следующие сочетания общего выпуска (штук):

Столы Стулья

А 25 180

Б 30 130

при неизменных объемах применяемого труда и капитала. Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов от 25 до 30, выраженные в стульях:

а) 180;

б) 130;

в) 50;

г) (180+ 130)12 = 155?

7) Допустим, дана экономика с 5 работниками, каждый из которых за день может производить либо 3 рубашки, либо 4 торта. Начертите кривую производственных возможностей.

- Для производства рубашек изобретен новый метод, благодаря которому один работник может произвести 5 рубашек в день. Изобразите новую кривую производственных возможностей (в уже имеющейся системе координат). Как она соотносится с прежней границей?

- Если потребители предпочитают иметь и торты и рубашки, каков вероятнее всего, будет общественный выбор относительно того, что производить?

- Сколько тортов могло бы производить общество, если оно было бы готово, обходиться без рубашек?

- Отметьте точки на вашем графике, соответствующие неэффективным методам производства.

- Объясните, почему варианты производства, отмеченные точками во вне кривой (границы) являются недостижимыми?

8) В таблице 2 приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условиях военного времени.

- Начертите график линии производственных возможностей страны А.

- Какую форму имеет эта кривая? В чем экономический смысл такой формы линии производственных возможностей?

- Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны А находилась (графически) на ЛПВ?

- Рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета по данным таблицы 3 и заполните пустую колонку.

 

Таблица 3 – Структура производственных возможностей страны А

 

  Варианты производства   Тракторы (тыс. шт.)   Минометы (тыс. шт.) Альтернативные издержки производства одного миномета
А      
В      
С      
Д      
Е      
F      
G      
H      

 

9) Предположим, что в стране Эколандии с некоторыми затратами труда делаются прически и шьются сорочки. Общая величина ресурсов Эколандии – 1000 рабочих часов. На стрижку требуется затратить 30 минут, тогда как на пошив сорочки – пять часов. Начертите границу производственных возможностей для Эколандии.

10) Самолетом из города А в город В можно добраться за 1 час, а автобусом – за 5 часов. Стоимость билета на самолете 500 ден. ед., на автобусе – 100 ден. ед. Рассчитайте, каким должен быть ваш минимальный часовой заработок, начиная с которого выгодным для вас станет передвижение (в рабочее время) на самолете (в ден. ед.).

11)Выпускник школы имел возможность устроиться на работу помощником повара с зарплатой 1000 р. в месяц или помощником слесаря с зарплатой 1200 р. в месяц, но предпочел продолжить образование в колледже с платой за обучение 20000 р. в год и одновременно подрабатывать почтальоном за 500 р. в месяц. Определите альтернативную стоимость его выбора.

12) В экономике страны Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м. ткани или 2 кг. мяса. Гизия располагает 200 ед. труда с производительностью 1 м. ткани или 6 кг. мяса.

а) изобразите кривые производственных возможностей каждой из этих стран.

б) предположим, Буридания и Гизия решили объединиться. Нарисовать кривую производственных возможностей нового государства – Буригизия. Доступно ли объединенной экономике производство 500 м. ткани и 600 кг. мяса?

в) каковы совокупные альтернативные издержки 1200 кг. мяса?

 

 

Семинарское занятие № 4

Тема: Экономическая система и проблемы собственности. Экономическая система: сущность, критерии, типы.

 

1 Понятие, содержание и элементы экономической системы.

2 Классификация экономических систем: неоклассических подход.

3 Национальные модели экономических систем.

4 Переходная экономика и ее модели.

 

Литература, рекомендуемая для изучения темы

Учебная

1. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 4.

2. Курс экономической теории: учеб. пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС, 2007. – Гл. 3.

3. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов / А.Ф. Шишкин. - 2-е изд.: в 2 кн. Кн.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 58 – 62, 79-104.

4. Сажина, М. А. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков – М.: Издательство НОРМА, 2001. – С.22-32.

5. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004. – Гл. 2.

6. Политэкономия (экономическая теория): учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. – Гл. 2.

7. Колганов, А.И. Экономическая компаративистика: учебник / А.И. Колганов, А.В. Бузгалин. – М.: ИНФРА-М, 2005. – Введение, гл. 1.

8. Красникова, Е.В. Экономика переходного периода: учеб. пособие / Е.В. Красникова. – М.: Омега-Л, 2005. – Гл. 1.

9. Бродский, Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода: учеб. пособие / Б.Е. Бродский; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. – Лекция 1,2.

Дополнительная

10. Попова, Е. К общегосударственной программе планово-индикативного развития / Е. Попова // Экономист. - 2007. - №3. – С. 3-11.

11. Белоусов, Р. Становление системы планового распределения финансовых ресурсов / Р. Белоусов // Экономист. - 2007. - №5 – С. 46-52.

12. Игнатовский, И. Отечественный опыт планирования убеждает / И. Игнатовский // Экономист. - 2007. - №7 – С. 12-23.

13. Хубиев, К. О содержании "новой экономики" / К. Хубиев // Экономист. - 2008. - №5 – С. 63-70.

14. Ковнир, В. Оценка и соизмерение экономических систем в современной мировой экономике / В. Ковнир // Экономист. - 2008. - №6 – С. 67-74.

15. Павленко, Ю. Современное гражданское общество / Ю. Павленко // Вопросы экономики. – 2008. - №10. – С. 96-108.

16. Юнгблюд, Д. Социально-экономические модели развитых стран: основные особенности, эффективность, перспективы / Д. Юнгблюд // Общество и экономика. – 2007. - №7. – С. 99.

17. Расулев, А. Планирование как фактор регулирования рыночной экономики / А. Расулев, Р. Алимов // Общество и экономика. – 2007. - №11-12. – С. 113.

18. Макаров, В. Плановое начало - важный фактор оптимизации развития экономики / В. Макаров // Общество и экономика. – 2007. - № 11-12. – С. 91.

19. Койчуев, Т. Рынок и государственный план совместимы / Т. Койчуев // Общество и экономика. – 2007. - №11-12. – С. 100.

20. Хайтун С. Постиндустриальное общество: станет ли эта западная модель будущим всего мира? / С. Хайтун // Общество и экономика. – 2008. - №9. – С. 100.

21. Мартынов, А. Смешанные общества в многополярном мире / А. Мартынов // Общество и экономика. – 2008. - № 5. – С. 71.

22. Любимцева, С. Инновационная трансформация экономической системы / С. Любимцева // Экономист. – 2008. - №9. – С. 28-38.

23. Пороховский, А. Эволюция рыночной экономики в зеркале политической экономии / А. Пороховский // РЭЖ. – 2008. - №1-2. – С. 57-71.

24. Холодков, В.Г. Кризис 1990-х гг. как форма становления новой экономической системы в России / В.Г. Холодков // Вестник Московского университета. Серия 6, «Экономика». – 2008. - №6. – С. 152-168.

 

Основные категории: экономическая система; производительные силы, производственные отношения, способ производства; доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество; традиционная, командная, рыночная, смешанная экономика, переходная экономика;

 

Темы рефератов

1 Сравнение рыночной и командно-административной систем: их достоинства и недостатки.

2 Сравнительная характеристика моделей смешанных экономик.

3 Градуализм и шоковая терапия как две модели трансформации экономической системы.

 

Задачи и упражнения

 

1) Современный мир характеризуется наличием различных экономических систем, в основе классификации которых лежат разные подходы. Назовите их на основе нижеперечисленных критериев:

а) изучение общества как истории смены пяти способов производства, выступающих в виде совокупности производительных сил и производственных отношений;

б) изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизаций;

в) выделение трех систем: командной, рыночной, смешанной;

г) выделение трех систем: индустриальной, постиндустриальной, неоиндустриальной.

2) Верны ли следующие утверждения:

а) объектом государственного регулирования при азиатском способе производства могло быть строительство ирригационных сооружений (да, нет);

б) в доиндустриальной экономике, в отличие от индустриальной, главным фактором производства выступают не продукт труда, а природные условия (да, нет);

в) переход от индустриального к постиндустриальному обществу связан с изменением роли ресурсов в производстве (да, нет);

г) главным лимитирующим фактором производства в индустриальном обществе является информация (да, нет)?

3) Основными признаками традиционной экономики являются:

а) приоритет сферы услуг;

б) господство крупной частной собственности;

в) использование новейших технологий в экономике;

г) все перечисленное неправильно.

4) Для командно-административной экономики характерно:

а) ориентация производителей на «карман» потребителей;

б) централизованное планирование;

в) государственная система ценообразования.

5) Признаками рыночной экономики являются:

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) господство государственного уклада.

6) Переходная экономика – это:

а) самостоятельная экономическая система;

б) преобладание одного уклада (сектора);

в) одновременное функционирование нескольких равнозначных укладов (секторов).

7) Смешанная экономика – это:

а) социальная экономика;

б) рыночная экономика;

в) переходная экономика;

г) плановая экономика;

д) экономическая система, содержащая элементы всех перечисленных систем.

8) Современная российская экономическая система – это:

а) традиционная экономика;

б) социально ориентированная смешанная экономика;

в) переходная экономика;

г) командно-административная экономика.

9) В таблице 4 представлена классификация экономических систем. Заполните и прокомментируйте все позиции таблицы.

10) В таблице 5 представлены три модели рыночной экономики: социальная смешанная и корпоративная. Найдите в таблице место каждой из них. Приведите примеры государств, относящихся к той или иной модели.

 

Таблица 4 – Классификация экономических систем

 

Критерии дифференциации экономических систем Рыночная экономика Плановая экономика Смешанная экономика
Организация мер по принятию решений      
Механизмы обеспечения информацией и координации      
Права собственности      
Механизмы постановки целей и побуждения людей действовать      

 

 

Таблица 5 – Сравнительная таблица моделей рыночной экономики

 

Модели критерии 1? 2? 3?
Целевая направленность государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирование Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля государственного сектора в экономике   Достигает 30%   Около 10%   Незначительная
Наиболее типичные государства   1?   2?   3?

 

 

Семинарское занятие № 5

Тема: Экономическая система и проблемы собственности. Роль собственности в экономике

 

1 Собственность как экономическая категория. Правовые и экономические аспекты собственности и их реализация.

2 Субъекты и объекты собственности. Формы собственности. Экономические интересы.

3 Неоинституциональная теория прав собственности: «пучек прав» собственности, передача прав собственности, трасакционные издержки.

4 Проблема развития многообразных форм собственности на современном этапе.

 

Литература, рекомендуемая для изучения темы

Учебная

1. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 4.

2. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА - М, - 2000. - С. 97 – 127.

3. Сажина, М. А. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков – М.: Издательство НОРМА, 2001. – С.22-32.

4. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. - 2-е изд.: в 2 кн. Кн.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 79-104.

5. Экономика: учебник / Под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997. - С. 38 – 44.

6. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – Гл. 3, 4.

7. Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – Гл. 8.

8. Политэкономия (экономическая теория): учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. – Гл. 3.

9. Экономическая теория: Общие основы и особенности России: учебное пособие / под ред. проф. И.К. Ларионова. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. – С. 81 – 112.

10. Димитрова, Т.Ю. Институциональная экономика: уч. пособие / Т.Ю. Димитрова. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – Гл. 5,6.

 

Дополнительная

11. Ивлева, Г.Ю. Собственность и ее закономерности в контексте общественного развитии: монография / Г.Ю. Ивлева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2000. – 270 с.

2. Цветков, В. Государственная собственность и эффективность экономики / В. Цветков, А. Джумов // Экономист. - 2007. - № 4 – С. 67-74.

3. Попов, А. Планирование и формы собственности / А. Попов // Экономист. - 2007. - №6. – С. 30-39.

4. Капелюшников, Р. Собственность или легитимность / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. – 2008. - №3. – С.85-106.

5. Дерябина, М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики. – 2008. - №8. – С.78-91.

6. Образцова, О. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом составлении / О. Образцова, А. Чепуренко // Вопросы экономики. – 2008. - №8. – С.91-108.

7. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве // Общество и экономика. – 2007. - № 5-6. – С.110.

8. Кочетыгова, Ю. Экспансия государственных компаний и эффективность российской экономики / Ю. Кочетыгова // Общество и экономика. – 2007. - №4. – С.26.

9. Сауткина, В. Интересы создателей интеллектуальной собственности в законодательстве РФ / В. Сауткина // МЭ и МО. – 2008. - №12. – С. 45-50.

10. Холодков, В.Г. Эволюция форм собственности в России на рубеже веков // Вестник Московского университета. Серия 6, «Экономика». – 2007. - №1. – С.54.

 

Основные категории: собственность; присвоение, отчуждение; владение, пользование, распоряжение; субъект, объект собственности; форма собственности; частная, общественная, коллективная собственность; акционерная собственность, хозяйствование, права собственности, спецификация прав собственности, делегирование прав собственности, трансакция, приватизация, экономические интересы.

 

Темы рефератов

1 Взгляды представителей разных экономических школ на проблему собственности.

2 Формы и методы разгосударствления и приватизации.

3 Сущность акционерной собственности и ее значение в хозяйственной жизни общества.

4 Экономические интересы, их структура и противоречия.

5 Многообразие форм собственности в экономической системе общества.

 

Задачи и упражнения

 

1) Собственность – это:

а) природное явление;

б) социальное явление;

в) отношение человека к вещи;

г) сама вещь.

2) Разграничьте субъекты и объекты собственности:

а) земля под виноградником,

б) АО «Земмаш»,

в) здание университета экономики и финансов,

г) В.С. Черномырдин,

д) фермер Константинов,

е) бриллиант «Чёрный принц»,

ж) государственное страховое общество.

з) частное страховое общество.

и) ленинградская атомная электростанция.

3) Выберите правильные ответы.
Частная собственность – это форма юридического закрепления за гражданином прав:

а) владения и применения какого-нибудь имущества.

б) пользования и распоряжения каким-либо имуществом,

в) применения и распоряжения каким-либо имуществом,

г) владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом.

4) В правомочия арендатора не входит:

а) владение арендованным имуществом,

б) пользование арендованным имуществом,

в) отчуждение арендованного имущества.

5) Права на использование под выпас двух высокогорных пастбищ отсутствуют, и пастухи решают вопрос об их использовании по принципу приоритета первого. Кто выиграет от установления прав собственности на пастбища:

а) государство, получив новый источник налогов,

б) тот пастух, который получит право собственности на лучшее пастбище,

в) всё общество,

г) никто?

6) Укажите, какие из нижеперечисленных процессов можно отнести к национализации, денационализации, приватизации, деприватизации:

а) возвращение с санкции государства усадьбы на Балтийском побережье прежним владельцам,

б) распродажа и безвозмездное распределение акций,

в) возвращение себе прежними владельцами усадьбы,

г) продажа государственного жилья квартиросъёмщикам,

д) указ о повсеместной передаче земли в собственность государству,

е) отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.

7) Право общей собственности предполагает:

а) определение доли каждого из собственников в праве собственности;

б) отсутствие выделения доли каждого из собственников в праве собственности.

8) Акционерная собственность образуется путем:

а) слияния капиталов;

б) выпуска и реализации акций;

в) внесения паевых взносов.

9) «Пучок прав собственности» предполагает:

а) право на исключение из доступа к ресурсам других агентов;

б) право на получение ресурса;

в) право на получение дохода от ресурса;

г) право на передачу всех предыдущих полномочий;

д) все перечисленные права.

10) Дайте характеристику двум процессам: разгосударствлению и приватизации. Укажите их формы, методы, общие черты и различия.

 

 

Семинарское занятие № 6

Тема: Основные формы организации общественного производства: натуральное хозяйство, товарное производство.

 

1 Натуральное хозяйство его основные черты и причины устойчивости.

2 Товарное производство, условия его возникновения.

3 Общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей.

4 Простое и капиталистическое товарное производство: общие черты и различия.

 

Литература, рекомендуемая для изучения темы

 

Учебная

1. Бузгалин, А.В. Теория социально-экономических трансформаций. (Прошлое, настоящее и будущее экономик «реального социализма» в глобальном постиндустриальном мире): учебник для студентов экономических специальностей / А.В. Бузгалин, А.И. Колганов – М.: ТЕИС, 2003. – С.134-121.

2. Политэкономия (экономическая теория): учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. – Гл. 4.

3. Сажина, М. А. Экономическая теория: учебник для вузов /М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – С. 33- 45.

4. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. - 2-е изд.: в 2 кн. Кн.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 167 - 182.

5. Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА –М, 2003. – С.38-43, 144-154.

6. Парусимова, Н.И. Основы денежной теории: уч. пособие / Н.И. Парусимова, Т.Н. Наровлянская, С.Н. Булганина, И.П. Крымова. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – Раздел 1.

 

Основные категории: натуральное хозяйство, общественное разделение труда, специализация, кооперация, производительность труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, товарное производство, товар, рынок, принцип «невидимой руки» А. Смита.

 

Темы рефератов

1 Общественное разделение труда: виды, формы проявления и новые тенденции в его развитии.

2 Бартер в современной экономике: причины использования и характерные особенности.

3 Теория конкурентных преимуществ М. Портера.

4 Сравнительная характеристика конкуренции, централизованного планирования и соревнования.

 

Задачи и упражнения

 

1) Дайте обоснование объективных причин перехода от натурального к товарному производству.

2) Проследите эволюцию товарного производства (простое товарное производство, капиталистическое товарное производство) и ее влияние на рыночное хозяйство.

3) Что является наиболее дефицитным в натуральном хозяйстве:

а) товары и услуги,

б) деньги,

в) время,

г) природные ресурсы?

4) Какое из нижеперечисленных утверждений неверно характеризует натуральное хозяйство:

а) в условиях натурального хозяйства всё, что нужно человеку для жизни, он производит сам,

б) в условиях натурального хозяйства произведённый продукт не подлежит обмену,

в) в условиях натурального хозяйства возникает тесная зависимость производителей друг от друга,

г) натуральное хозяйство отличается очень низкой результативностью (произведённого продукта едва хватает, чтобы удовлетворить потребности производителя)?

5) Какое утверждение искажает суть товарного производства:

а) товарное производство существует только при наличии разделения труда,

б) товарное производство предполагает производство продукта для удовлетворения потребностей самого производителя,

в) товарное производство невозможно без обмена,

г) товарное производство предполагает производство продуктов, в которых нуждаются потребители.

6) В период развала хозяйства предприятие организовало внутренне производство всех вспомогательных продуктов для своей деятельности и продолжало функционировать. Можно ли утверждать, что на предприятии возникло натуральное хозяйство:

а) можно, так как все необходимое для деятельности производится внутри хозяйства;

б) можно, так как внутри предприятия нет товарообмена и прерван внешний товарообмен;

в) нельзя, поскольку продукция предприятия остается товаром для рынка?

7) Укажите характерные признаки товарного производства неразвитого рынка, свободного, регулируемого и деформированного рынков:

а) наличие наемного труда;

б) повсеместное использование личного труда товаропроизводителя;

в) наличие общественного разделения труда;

г) частная собственность на средства производства;

д) почти полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь;

е) наличие нескольких моделей государственного регулирования;

ж) постоянное регулирование национальной экономики;

з) декларированное отсутствие наемного труда.

8) При переходе от натурального хозяйства к рыночному прямой продуктообмен (бартер) уступил место обмену, совершаемому при посредстве денег, в роли которых выступали определенные товары. Это произошло в связи с тем, что бартер:

а) был низкоэффективен вследствие высоких издержек, связанных с необходимостью нахождения субъектов, готовых обменять нужные продавцу товары на те, которые у него имеются;

б) был неудобен;

в) препятствовал развитию общественного разделения труда;

г) основывался на совпадениях потребностей в обмениваемых товарах;

д) имели место все вышеперечисленные причины.

9) Приведите примеры натурализации хозяйства в России в 80-90-е гг. ХХ в.

10) Разграничьте товарное обращение и обмен:

а) движение потребительной стоимости по формуле Т-Д-Т;

б) движение потребительной стоимости по формуле Т-Т.

11) В современной экономике рынок выполняет функцию:

а) производственную;

б) регулирующую;

в) информационную;

г) социальную;

д) кредитную.

12) К позитивным свойствам рынка относятся:

а) систематическое повышение качества экономических благ;

б) быстрая адаптация к меняющейся экономической ситуации;

в) сохранение невоспроизводимых экономических ресурсов;

г) заинтересованность в создании общественных благ;

д) наличие свободного выбора для производителей и потребителей.

13) Негативные стороны рынка – это:

а) использование хозяйствующими субъектами научно-технического прогресса;

б) способность удовлетворять постоянно растущее многообразие потребностей;

в) обеспечение прогресса общества.

14) Назовите причины, по которым в плановой экономике домашние хозяйства испытывают дефицит в товарах, а в рыночной – в деньгах.

 

 

Семинарское занятие № 7

Тема: Основные формы организации общественного производства. Теория стоимости (ценности) товара и ее эволюция.

 

1 Товар и его свойства в теории трудовой стоимости К. Маркса. Двойственный характер труда, создающего товар.

2 Величина стоимости и проблема ее измерения. Закон стоимости, его функции.

3 Маржиналистская теория ценности (предельной полезности).

4 Вклад А. Маршалла в развитии теории ценности.

 

Литература, рекомендуемая для изучения темы

Учебная

1. Брагинский, С.В. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления / С.В. Брагинский, Я.А. Певзнер. – М.: Мысль, 1991. - Раздел 1, Гл. 1.

2. История экономических учений: учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 19-23, 60-70.

3. Маркс, К. Капитал: 1т. - М.: Изд-во политической литературы, 1983, отд. 1, гл. 1, п. 1,2.

4. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – С. 191-198.

5. Политэкономия (экономическая теория): учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. – Гл. 4.

6. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. - 2-е изд.: в 2 кн. Кн.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 167 - 195.

7. Экономическая теория: учебник / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, - СПб: Изд. СПб ГУЭФ, Изд. «Питер», 2002. – С.77 – 87.

8. Парусимова, Н.И. Основы денежной теории: уч. пособие / Н.И. Парусимова, Т.Н. Наровлянская, С.Н. Булганина, И.П. Крымова. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – Раздел 1.

9. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Гл. 10.

10. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. - Гл. 8.

 

Дополнительная

11. Вишневский, В.Теория стоимости в экономической науке / В. Вишневский // Экономист. - 2007. - N5. – С. 35-46.

12. Губанов, С. Закон стоимости и цена производства / С. Губанов // Экономист. - 2007. - №9. – С. 42-70.

13. Черковец, В. Й. Шумпетер и трудовая парадигма / В. Черковец // Экономист. - 2007. - N1. – С. 35-53.

14. Бодриков, М. Трудовая теория ценности: проблемные вопросы и историческое значение / М. Бодриков // Воспрсы экономики. - 2008. - №4.- С. 110-130

15. Чеховский, В. О переводе марксова «WERT» на русский язык / В. Чеховский // Вопросы экономики. – 2008. - №1. – С. 154.

16. Князев, Ю. О трудовой теории прибавочной стоимости / Ю. Князев // Общество и экономика. – 2007. - № 11-12. – С. 259.

17. Орлов, А. О реальной теории стоимости и ценности / А. Орлов // Общество и экономика. – 2008. - № 8. – С. 49.

18. Егоров, Д. О возможности синтеза классической и неоклассической теорий: трактовка категории «стоимость» / Д. Егоров // МЭиМО. – 2008. - №3. – С. 24-31.

19. Черковец, В.Н. Основы востребованности трудовой теории стоимости в современной рыночной экономике / В.Н. Черковец // Вестник Московского университета. Серия 6, «Экономика». – 2008. – №1. – С.16

 

Основные категории: товар, потребительная стоимость, меновая стоимость, стоимость, абстрактный труд, конкретный труд, общественно необходимые затраты труда, закон стоимости, парадокс «ценности» А. Смита, полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности.

 

Темы рефератов

1 Закон стоимости: его функции и роль в развитии экономики.

2 Теория предельной полезности о ценности блага.

 

Задачи и упражнения

 

1) Представителями классической политической экономии была создана теория трудовой стоимости. Проанализируйте выводы У. Петти, Ф. Кенэ, Д. Рикардо и К. Маркса и укажите, как каждый из них развил эту теорию.

а) Стоимость создает труд, занятый на добыче золота и серебра (У. Петти).

б) Источником стоимости товаров является труд, занятый в сельскохозяйственном производстве (Ф.Кенэ).

в) Стоимость товаров пропорциональна труду, затраченному на их создание в любой отрасли материального производства (Д. Рикардо).

г) Всякий труд, с одной стороны, есть расходование рабочей силы в физиологическом смысле; в этом качестве одинакового абстрактного труда он образует стоимость товара. Всякий труд, с другой стороны, есть расходование рабочей силы в особой целесообразной форме; в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости (К. Маркс).

2) Товар – это:

а) вещь, способная удовлетворять те или иные потребности людей;

б) материальное благо, имеющее потребительную стоимость для того, кто его произвел;

в) материальное благо, обладающее общественной потребительной стоимостью;

г) вещь, созданная трудом и удовлетворяющая потребности общества;

д) продукт труда, который обладает общественной потребительной стоимостью и передается посредством обмена.

3) Разграничьте конкретный и абстрактный труд:

а) выражает взаимодействие человека со средствами производства;

б) определяется целью трудовой деятельности, применяемыми орудиями и предметами труда в процессе их обмена;

в) выступает в качестве объективной основы для приравнивания различных продуктов труда в процессе их обмена;

г) существует при любой общественной форме производства;

д) выступает в качестве создателя стоимости товара.

4) Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что:

а) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере приобретения товаров-заменителей;

б) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере уменьшения дохода потребителя;

в) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества при потреблении данного товара;

г) отношение предельных полезностей к ценам приобретаемых товаров убывает для всех данных товаров.

5) Верны ли следующие утверждения:

а) Теория предельной полезности рассматривает в качестве исходного критерия при определении стоимости общую, родовую полезность какого-либо экономического блага для потребителя (да, нет);

б) Согласно теории предельной полезности, стоимость – это оценка относительно полезного эффекта какого-либо экономического блага для конкретного потребителя (да, нет);

в) Если экономическое благо имеется в ограниченном количестве, то его стоимость для индивида по


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.252 с.