Место курсовых и дипломных работ в учебном и научном процессе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Место курсовых и дипломных работ в учебном и научном процессе

2018-01-14 134
Место курсовых и дипломных работ в учебном и научном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

САРАНСК


УДК 551.34(07)

 

 

Составитель А. А. Ямашкин

Рецензент А. В. Каверин

 

 

Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ / сост. А. А. Ямашкин. – Саранск, 2008. – 52 с.

 

Изложены основные рекомендации и требования по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. Приводятся необходимые образцы их основных составных частей.

Для студентов, обучающихся на географических факультетах вузов.

 

 

Печатается по решению научно-методического совета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

 

Учебное издание

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

Составитель: ЯМАШКИН Анатолий Александрович

 

Печатается в авторской редакции в соответствии

с представленным оригинал-макетом

 

Подписано в печать 10.02.08. Формат 60 х 84 1/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 2,79. Уч.-изд. л. 2,46.

Тираж 100 экз. Заказ №

 

 

Копи-центр «Референт» ИП Тимошкина Л. В.

430000, Саранск, пр. Ленина, 21


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 020800 – Экология и природопользование являются: экосистемы, человек и взаимоотношения со средой; экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду; ресурсная база территориальной организации общества; природно-территориальные и природно-хозяйственные комплексы; мониторинг в области природопользования, управление в системе охраны природы и природопользования.

Выпускник с квалификацией специалист – геоэкологдолжен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

1. Научно-исследовательская деятельность:

· научные исследования в области геоэкологии и охраны природы в академических учреждениях и вузах;

2. Проектно-производственная деятельность:

· проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных геоэкологических проблем, разработка рекомендаций по их разрешению;

· оценка состояния, устойчивости и прогноз развития природных комплексов;

· обеспечение средозащитной и средоформирующей функций природной среды;

· проектирование типовых природоохранных мероприятий;

· производство оценки воздействий на окружающую среду;

· разработка и осуществление геоэкологического мониторинга;

· анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;

· выявление и диагностика проблем охраны природы, разработку практических рекомендаций по сохранению природной среды.

3. Контрольно-экспертная деятельность:

· проведение экологической экспертизы различных видов проектного задания;

· разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;

· контрольно-ревизионная деятельность, экологический аудит.

4.Педагогическая деятельность:

· педагогическая работа в вузах;

· учебная и воспитательная работа в средних общеобразовательных школах.

Профессиональная деятельность специалиста в области геоэкологии требует от него высокого уровня образованности, умения определять цель, научно формулировать, анализировать и решать задачи, связанные с оптимизацией природопользования, формированием культурных ландшафтов. Воспитанию этих качеств во многом способствуют исследования, проводимые при написании курсовых и дипломных работ.

Цель данного пособия – оказать практическую помощь студентам, обучающимся по направлению подготовки 020800 – Экология и природопользование в выборе темы дипломной работы, объекта исследования, подборе и изучении необходимой литературы по избранной теме, составлении плана работы, ее написания и оформления.

При составлении методических указаний использованы Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 020800 – Экология и природопользование, Стандарт предприятия «Общие требования и правила оформления курсовых и дипломных работ и пояснительных записок к курсовым и дипломным проектам» (СТП МордовГУ 006-2004), а также методические разработки кафедр географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

 


Курсовые работы


Курсовая работа студента – способ развития навыков проведения научных исследований, включающих в себя следующие основные этапы: постановку проблемы, целей и задач исследования, выбор и обоснование методов сбора необходимых данных и их анализа, обсуждение полученных результатов и формулирование выводов. В тоже время, качество подготовки и защиты курсовой работы может служить оценкой профессиональных знаний и навыков студентов:

· степени знакомства с существующими научными представлениями по решаемой в работе проблеме;

· владения методами сбора, подготовки и анализа данных;

· способностей к обобщению получаемых результатов;

· оформления и представления своей работы.

Общими требованиями к курсовым и дипломным работам являются:

· четкость построения;

· логическая последовательность изложения материала;

· краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования;

· убедительность аргументации;

· конкретность изложения результатов работы;

· доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Курсовая работа на 3 курсе посвящается ознакомлению с новейшими научными источниками по актуальным проблемам и вопросам географии, геоэкологии, рационального природопользования. Она должна научить студента методам работы с научной литературой, составлению краткой научной сводки по рассматриваемой тематике с изложением основных научных положений с критическим их разбором, основанным на изученном литературном материале.

Курсовая работа 4-ого курса может развивать научную проблему, решаемую студентом на 3-м курсе, или исследовать новую тему. Она выполняется на основе фактического материала, собранного во время производственной практики, экспериментальных и лабораторных исследований. Дополнительно используются литературные и картографические источники, а также материалы дистанционного зондирования Земли. Студент должен показать умение разбираться в фактическом материале, анализировать его, критически использовать литературные источники, умение доложить и защитить результат проделанной работы. Основные различия в содержании курсовых работ 3 и 4 курсов отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Различия в содержании курсовых работ 3 и 4 курсов

 

Характеристика 3 курс 4 курс
Цель курсовой работы Анализ геоэкологической информации и овладение методами исследований Анализ полевых данных с использованием изученных географических методов
Основное внимание в работе посвящено Анализу литературных источников Анализу собственных полевых данных и литературных источников
Доля текста, посвященного обзору литературных данных (не собственных исследований автора) не должна превышать 1/3 текста
Источник данных Литература, материалы учебных практик Собственные полевые материалы летней производственной практики
Число страниц Не менее 24 30 – 40
Число литературных источников Не менее 20 не менее 30

 

При работе над курсовыми работами следует знать следующие общие положения.

· Тему первой курсовой работы студент выбирает, руководствуясь своими научными интересами, учитывая опыт подготовки научных рефератов или сообщений и рекомендации преподавателей кафедры.

· Название курсовой работы может быть скорректировано в ходе ее выполнения по согласованию с научным руководителем. Замена темы курсовой работы и научного руководителя после утверждения кафедрой возможна только в исключительных случаях по разрешению заведующего кафедрой.

· Тема курсовой работы 4 курса обсуждается с научным руководителем при согласовании предмета и района исследования производственной практики в конце весеннего семестра 3 курса. Цели и задачи производственной практики должны соответствовать целям и задачам предстоящей курсовой работы. В случае если кафедра приходит к выводу о необеспеченности курсовой работы материалами летней производственной практики, назначается тема, предусматривающая анализ одной из фундаментальных или прикладных научных проблем, обеспеченной фактическим материалом.

· Защита курсовых работ проходит на кафедре. Студент предоставляет комиссии текст своей работы, подписанный научным руководителем, делает доклад продолжительностью не более 15 минут, отвечает на вопросы и высказанные замечания.

· Курсовая работа студента оценивается по пятибалльной шкале. Оценка за курсовую работу заносится в зачетную книжку и имеет статус экзаменационной оценки. Особо выдающиеся исследования могут выдвигаться кафедрой к представлению работы студентом на конкурсы студенческих работ и рекомендоваться к публикации.

· Студент, не защитивший свою курсовую работу в установленный срок, получает неудовлетворительную оценку.

 

Дипломные работы

Дипломная работа в методическом плане может быть продолжением курсовой работы. Тема дипломной работы, как правило, предлагается научным руководителем студента, но может быть также рекомендована организацией, в которой проходила производственная практика.

Выпускная работа бакалавра. По своему назначению, срокам подготовки и содержанию выпускная работа бакалавра является учебно-квалификационной. Она предназначена для выявления подготовленности выпускника к продолжению образования по образовательно-профессиональной программе следующей ступени и выполнению профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта в части, касающейся минимума содержания и качества подготовки. Выпускная работа должна быть связана с разработкой конкретных теоретических или экспериментальных вопросов, являющихся частью научно-исследовательских, учебно-методических и других работ, проводимых кафедрой.

По решению кафедры в качестве выпускной работы бакалавра могут быть приняты статьи, опубликованные или подготовленные лично студентом, а также научные доклады, представленные выпускником на студенческих конференциях, конференциях молодых ученых и т. п. Как исключение в качестве выпускных работ могут приниматься работы, имеющие реферативный характер, однако содержание такой работы должно в обязательном порядке включать обобщения и новые выводы, разработанные непосредственно автором.

Дипломная работа. Выпускная работа дипломированного специалиста - дипломная работа представляет собой квалификационную работу и имеет своей основной целью выяснение подготовленности выпускника для самостоятельного выполнения профессиональных задач в производственных, научно-исследовательских, образовательных организациях, государственных структурах и других сферах деятельности в соответствии с полученной специальностью (специализацией).

Дипломная работа специалиста должна представлять собой законченное исследование, связанное с разработкой опытно-конструкторских, технологических, прикладных (научно-производственных), учебно-педагогических и других производственных задач в соответствующей профессиональной области или разработку конкретных творческих проблем или отдельных теоретических вопросов, определяемых спецификой данной специальности. По решению выпускающей кафедры в качестве выпускной работы могут быть приняты опубликованные статьи в центральных научных журналах и научные доклады на конференциях уровня молодых ученых и выше с обязательным отражением результатов и выводов, полученных лично автором.

Магистерская диссертация. Выпускная работа обучающегося в магистратуре – магистерская диссертация представляет собой научно-квалификационную работу, выполняемую на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в течение всего срока обучения в вузе (6 лет) по выбранному направлению подготовки высшего профессионального образования. Она предназначена для выявления подготовленности магистранта к научно-исследовательской либо научно-педагогической работе или продолжению образования в аспирантуре.

Магистерская диссертация должна являться итогом научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы магистранта, связанной с разработкой конкретных теоретических задач, учебно-методических материалов, научно-производственных и научно-педагогических задач прикладного характера, опытно-конструкторских проектов, творческих проблем, определяемых спецификой образовательного направления. По решению выпускающей кафедры в качестве выпускной работы могут быть приняты опубликованные статьи в центральных научных журналах и научные доклады на международных, республиканских и отраслевых конференциях, в которых излагаются новые научно-исследовательские результаты, полученные лично автором.

При выполнении дипломной работы студент должен показать свою способность и умение, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне научно-исследовательские и практические задачи, грамотно излагать специальную информацию, определять степень достоверности используемой и предлагаемой информации, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией.

Тематика дипломных работ может быть ориентирована на научно-исследовательскую или производственно-технологическую деятельность. Научно-исследовательские работы по геоэкологии направлены на решение следующих задач:

· выявление особенностей и закономерностей развития Земли и ее частей как сложной системы;

· определение взаимосвязи биотических и абиотических компонентов геосистем, хозяйственных и социальных структур;

· определение характера и степени антропогенного воздействия на природные и природно-технические системы и здоровье человека.

Производственно-технологическая тематика предусматривает решение следующих задач:

· проведение комплексных исследований отраслевых, региональных и национальных геоэкологических проектов и задач, разработка рекомендаций по их разрешению;

· выявление и диагностика проблем охраны природы, разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды.

· оценка состояния, устойчивости и прогноз развития природных комплексов;

· обеспечение средозащитной и средоформирующей функций природной среды;

· проектирование типовых природоохранных мероприятий;

· производство оценки воздействий на окружающую среду;

· разработка и осуществление геоэкологического мониторинга;

· анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;

· проведение геоэкологической экспертизы различных видов проектного задания;

· разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды;

· контрольно-ревизионную деятельность.

Примерные темы дипломных работ по направлению подготовки 020800 –Экология и природопользование приведены в приложении К.

 

1.3 Общие требования к курсовым и дипломным работам

 

Курсовые и дипломные работы должны обеспечивать привитие следующих знаний, умений и навыков в профессиональной подготовке выпускника:

· владение основополагающими знаниями о структуре и функционировании геосферы, природных и природно-техногенных геосистем;

· комплексная оценка природных и антропогенных процессов с использованием знаний;

· использование для решения поставленных задач средств и методов естественнонаучных и гуманитарных дисциплин;

· учета современных требований как национального, так и международного права;

· знание правил оформления научных, отчетных документов;

· корректное использование заимствованной информации;

· критический анализ используемых данных.

Курсовые и дипломные работы представляют собой оформленную в соответ­ствии с требованиями рукопись – законченное самостоятельное исследование по конкретной теме.

Дипломная работа должна отвечать следующимобязательным требованиям:

· самостоятельность выполнения, глу­бина изложения основных вопросов, наличие собственных сужде­ний автора по проблемным аспектам темы;

· научная актуальность и практическая значимость дипломной работы для деятельности природоохранных организаций;

· анализ учебной, учебно-методической, научной, нормативной литературы;

· глубокое и точное знание геоэкологических законов и закономерностей по исследуемой проблематике;

· раскрытие вопросов темы с позиций устойчивого эколого-социально-экономического развития региона;

· по соответствующей отрасли права или ведомственной нормативной базы;

· использование природоохранного опыта зарубежных стран;

· связь излагаемого материала со смежными отраслями географии и экологии.

Содержание и форма дипломной работы должны соответствовать ут­вержденной теме и квалификационным требованиям, предъявляемым к подобным работам:

· логичность изложения, убедительность представленного фактологического материала, аргументированность выводов и обобщений;

· всестороннее использование научного материала, публикаций в пе­риодической печати по проблемам темы;

· работа должна сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практики, показывать общую и экологическую культуру выпускника.

Контроль за организацией выполнения и защиты дипломной работы осуществляет кафедра.

Перечень тем дипломных работ обсуждается на кафедре и представляется на утверждение Ученому совету факультета. Тематика работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники, периодически обновляться.

Правописание и стилистика

 

У каждого автора вырабатывается литературный стиль изложения мысли. В этом отношении единых правил нет. Однако существуют определенные общепринятые нормы современного литературного языка, которых необходимо придерживаться в научной работе, в том числе в выпускной квалификационной работе (курсовой работе).

В научной работе должны гармонично сочетаться высокий уровень научных результатов с качеством оформления работы, стилем изложения материала, орфографической и стилистической грамотностью. Только в этом случае выпускная квалификационная работа (курсовая работа) может быть оценена на «отлично».

На протяжении всего текста необходимо соблюдать единство терминологии. Географические названия должны соответствовать современному административному делению и атласам мира и России.

Следует избегать по возможности применения иностранных слов в тех случаях, когда есть равнозначные русские, если только эти слова не стали специальными терминами.

Весь текст должен быть написан в неопределенном наклонении – рассматривается, вычисляется. При изложении результатов наблюдений или экспериментов глаголы употребляются в прошедшем времени. В введении к курсовым и дипломным работам допускается изложение от первого лица: «Я участвовал в экспедиции, выполнял обязанности геоэколога...». В тексте можно отметить: «мной выполнялось описание почвенного разреза...» для того, чтобы подчеркнуть значение практики для студента. Работу необходимо очищать от лишних слов: «как известно...»; «остановимся теперь...»; «теперь становится ясным...»; «подробно рассмотрев, мы...».

Следует воздерживаться от эпитетов применительно к ученым, на работы которых ссылается автор: «... как впервые указал гениальный ученый Ломоносов...» или «...в трудах крупного ученого Докучаева...».

В названиях учреждений и ведомств с прописной буквы пишется только первое слово. В тексте ряд названий можно давать сокращенно – МГУ, ГГИ, но при первом упоминании название должно быть дано полностью. Не допускаются произвольное сокращение.

Нумерация страниц

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Допускается не проставлять страницы на задании. На всех остальных листах страницы проставляются.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Иллюстрации и таблицы на листе А3 учитывают как одну страницу.

 

Иллюстрации

Иллюстрации (карты, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных посередине страницы и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Детали прибора.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Если иллюстрации не умещаются на одной странице, то допускается переносить ее на другие страницы. При этом наименование помещают на той странице, с которой начинаются иллюстрации, поясняющие данные – на любой из страниц, на которых расположены иллюстрации, а под ними или непосредственно под иллюстрации на каждой из страниц, на которых расположены данные иллюстрации, указывают «Рисунок__, лист__».

Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия (заголовка) ссылку на источник этой информации. Следует избегать помещения на рисунки и таблицы англоязычных надписей.

 

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.

Если повторяющейся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. За исключением таблиц приложений их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньшей, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в первой графе (боковике) таблицы, непосредственно перед их наименованием в соответствии с рисунком 2. Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок и т.п. продукции порядковые номера не проставляют.

Формулы и уравнения

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку посередине страницы. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяются запятой.

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу обозначают – (1).

Допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами, высотой не менее 2,5 мм.

 

Ссылки

Ссылки на литературу в тексте, названиях рисунков и заголовках таблиц даются в соответствии с ГОСтом, а именно: по фамилии первого автора (либо двух авторов) и году, заключенным в круглые скобки. Например: [Глазовский,1990; Макунина, 1985; Колбовский и др., 2000]. Ссылки на коллективные монографии и справочники, сборники работ даются по первым одному или двум словам названия, например: [Безопасность…, 2001; Природные ресурсы…, 2002]. Если имеются ссылки на несколько работ одних и тех же авторов за один год, то они различаются дополнительными буквами в алфавитном порядке на соответствующем языке), например: [Колбовский, 2000 а, 2000 б], с соблюдением согласования со списком литературы.

При ссылках на данную работу указывают номера разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, перечислений, графического материала, формул, таблиц, приложений (в том числе на его разделы, подразделы, пункты, подпункты и таблицы), а также графы и строки таблиц данной работы (проекта) и позиции составных частей изделия на рисунке.

При ссылках следует писать: «…в соответствии с разделом 2», «… согласно 3.1», «… по 3.1.1», «… в соответствии с рисунком А.2», «(рисунок 5)», «… по формуле (3)», «в соответствии с таблицей 1», «(таблица 4)», «… в соответствии с приложением А», «(приложение Г)» и т. п.

При ссылках на структурную часть текста, имеющую нумерацию из цифр, не разделенных точкой, следует указывать наименование этой части полностью, например, «… в соответствии с разделом 5», «… по пункту 3», а при нумерации из цифр, разделенных точкой, наименование структурной части не указывают, например, «… по 4.10», «… в соответствии с 2.12».

Сноски и цитаты

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в тексте, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками (сноски).

Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.

Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта. Пример – «… печатающее устройство2) …»

Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками*. Применение более четырех звездочек не допускается.

Цитаты из опубликованных работ или из официальных материалов отделяются от основного текста кавычками. Обязательна ссылка на источник, из которого заимствован текст или цитата в такой форме (Иванов, 1976. с. 23 – 24).

Фамилии иностранных ученых следует писать в русской транскрипции, если это общепринято – Ньютон, Пирсон и т.д. Фамилии, мало известные, при первом упоминании даются в подлинной транскрипции и параллельно в русской.

 

Сокращения слов

 

В тексте выпускной квалификационной (курсовой) работы возможно использование сокращений, в том числе акронимных и аббревиатурных, а также условных обозначений, символов, единиц.

Все использованные сокращения, условные обозначения, единицы, кроме общепринятых, должны быть в обязательном порядке включены в перечень сокращений, условных обозначений, единиц символов, который размещается сразу после оглавления работы. Перечень включает сокращение (условное обозначение, символ, единицу) и их расшифровку.

Размещаются сокращения, символы, условные обозначения и единицы в алфавитном порядке, причем вначале размещаются сокращения на основе кириллицы, затем – латиницы, затем – на основе греческого алфавита и в последнюю очередь – другие условные символы. В список сокращений не включаются общеупотребительные сокращения единиц физических величин.

 

Приложения

В приложения могут быть вынесены первичные материалы, которые не являются необходимыми при написании собственно работы: таблицы заимствованного фактического материала, первичные и промежуточные таблицы обработки данных, тексты разработанных компьютерных программ, перечень нормативных документов и т.п.

В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного – «рекомендуемое» или «справочное».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в работе (проекте) одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы (проекта) сквозную нумерацию страниц.

Подготовка и порядок защиты дипломной работы

 

Подготовка к защите

 

К защите дипломной работы допускаются студенты в полном объеме выполнившие все требования учебного плана и учебных программ.

После окончания работы по написанию и оформлению диплом­ного исследования, дипломник предоставляет ее научному руководителю для проверки, но не позднее, чем за месяц до защиты. Научный руководитель, проверяет дипломную работу, подписывает ее на титульном листе и дает письменный отзыв (приложение З), в котором оценивает самостоятельность автора при выполне­нии работы, его профессиональные качества, а также содержательный уровень дипломной работы.

Дипломная работа подлежит обязательному рецензированию (приложение И). Для этой цели привлекается профессорско-преподавательский состав университета и других ВУЗов, а так же специалисты и научные работники других учреждений.

Решение о допуске дипломной работы к защите принимает заведующий кафедрой, на которой была выполнена работа, при этом на титульном листе делается запись «Допускается к защите». Кафедра представляет в деканат список дипломников, допущенных к защите дипломных работ, который является основанием для включения их в приказ о допуске к итоговой государственной аттестации.

Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить ди­пломную работу к защите, то этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием научного руководителя работы. Дипломная работа, признанная кафедрой как не отвечающая предъявленным требованиям, возвращается выпускнику для доработки, при этом указываются конкретные недостатки и даются рекомендации по их устранению.

Подготовив дипломную работу к защите, дипломник готовит текст докла­да, который не должен превышать 10 минут. Содержание доклада согласовывается с научным руководителем по следующей примерной структуре:

· обращение к членам ГАК;

· актуальность представленной темы в современных условиях и ее практическая значимость;

· объект и предмет исследования;

· цель и задачи дипломной работы;

· результаты а


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.