Кафедра уголовного права, криминологии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кафедра уголовного права, криминологии

2018-01-14 126
Кафедра уголовного права, криминологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

методические рекомендации для самостоятельной подготовки

к семинарским и практическим занятиям,

 

для курсантов, обучающихся по специальности

030505.65-Правоохранительная деятельность

 

 

Белгород – 2009


УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям. – Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2009. – 31 с.

 

Составитель:

кандидат юридических наук, майор милиции Бурлака С.А.

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовного права, криминологии БелЮИ МВД России «17» ноября 2009 г., Протокол № 4

 

Обсуждены и одобрены на заседании методического совета БелЮИ МВД России «23» ноября 2009 г., Протокол № 3

 


ВВЕДЕНИЕ

Современный период государственного строительства в России характеризуется активным и объективно необходимым процессом совершенствования отечественного законодательства и практики его применения, в том числе в сфере борьбы с правонарушениями. В комплексе взаимосвязанных отраслей законодательства, регламентирующего системное воздействие на преступность, существенное место принадлежит федеральному уголовно-исполнительному законодательству, которое в условиях новой российской государственности кардинально изменило свои сущностные характеристики, предмет, метод, цели и задачи, нормативную базу, механизм реализации.

Ныне уголовно-исполнительное право, оправданно расширив свой предмет, как самостоятельной отрасли права и как науки, исследует многочисленные закономерности борьбы с преступностью посредством уголовных наказаний и других уголовно-правовых мер. К ним относятся: отношения государства в лице органов, исполняющих наказания, с осужденными; место и роль исправительных (пенитенциарных) учреждений в борьбе с преступностью; принципы уголовно-исполнительной политики государства; история законодательства об исполнении уголовных наказаний; действующие нормы уголовно-исполнительного права и практика их применения; функционирование как государственных, так и негосударственных учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера; международные стандарты и пенитенциарный опыт ведущих зарубежных стран; роль и место общественности в уголовно-исполнительной сфере; современные отечественные проблемы исполнения уголовных наказаний и основные направления их разрешения в системе отраслей права «криминального» цикла.

Нормативную основу и методическую базу курса «уголовно-исполнительное право» составляют Конституция Российской Федерации; Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ с учетом внесенных в них изменений и дополнений, комментарии к ним; иные федеральные законы уголовно-исполнительного и комплексного характера; постановления Пленума Верховного Суда РФ; монографии, учебные пособия, научные статьи по отдельным темам и вопросам; международные стандарты в рассматриваемой области; альбомы схем и другие методические материалы.

Уголовно-исполнительное право, изучающее конечный результат всей правоохранительной и судебной деятельности государства тесно связано с другими юридическими дисциплинами: теорией государства и права, конституционным, международным правом, правоохранительными органами, организацией следственной и судебной деятельности, а также мировой и отечественной историей. Данная дисциплина уголовно-правового цикла имеет наиболее тесную взаимосвязь с разработанным в уголовном праве учением о наказании. Кроме того, уголовно-исполнительное право должно изучаться в единстве с усвоением и пониманием институтов уголовно-процессуального права, а также теоретических категорий криминологии, юридической (судебной) психологии и этики. Уголовно-исполнительное право – наука комплексная. В ней используются положения трудового и административного права, а также понятие ряда не правовых наук: педагогики, психологии, экономики и управления. Поэтому успешное усвоение курсантом учебных тем курса «уголовно-исполнительное право» предполагает предварительное или параллельное изучение названных выше учебных дисциплин.

В результате изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» курсант должен:

* знать содержание конкретных норм уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

* уметь раскрывать содержание этих норм и применять их на практике в деятельности правоохранительных органов.

Целью изучения данного курса является получение курсантами фундаментальных знаний в области правового регулирования порядка и условий исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний, охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, оснований и порядка освобождения от отбывания наказания, оказания осужденным помощи в социальной адаптации. Указанные цели обусловили структуру методических указаний, в которых учебный материал изложен таким образом, чтобы обеспечить последовательное раскрытие понятий, положений и институтов уголовно-исполнительного права и, тем самым, сформировать у курсантов полное всеобъемлющее представление о данной области знаний.

В завершении изучения дисциплины курсанты сдают зачет.

Для более углубленного изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» курсанты принимают участие в работе научного кружка, в проблемных группах, в научно-практических конференциях и семинарах, в олимпиадах.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Уголовно-исполнительное право»

На 2009-2010 учебный год

№ п/п Наименование тем Всего часов Количество часов по видам занятий Самост. работа
Лекции Семинары Практич. занятия И др.
1. Понятие уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса            
2. Уголовно - исполнительное законодательство РФ            
3. Правовое положение осужденных            
4. Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью            
5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества            
6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы            
7. Исполнение наказания в исправительных учреждениях разных видов            
8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними            
Зачет:            
Всего:          

 


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

Семинарские занятия

Семинар является важным звеном системы теоретического обучения и представляет собой одну из форм учебных занятий, широко распространенных в вузе и предназначенных для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы под руководством преподавателя. На семинаре курсанты учатся рассуждать, дискутировать, находить истину, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные аргументы.

Основными задачами семинара являются: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и добытых в процессе самостоятельной работы с рекомендуемой научной и учебной литературой, правовыми актами и другими источниками; формирование у курсантов умений и навыков работы с первоисточниками и специальными документами, анализа и оценки различных источников знаний, подготовки аргументированных выступлений, логически правильно строить свои мысли, грамотно и убедительно говорить. В процессе семинарского занятия также происходит проверка и оценка усвоения курсантами программного материала по темам учебных курсов преподаваемых дисциплин.

Подготовка курсантов к семинару подразделяется на предварительную и непосредственную. Предварительная подготовка предусматривает получение задания, изучение рекомендованной литературы, написание рефератов и докладов, посещение консультаций. Непосредственная подготовка включает конспектирование рекомендованной литературы, выполнение письменных заданий, подготовку развернутых планов выступления на семинаре.

Осуществляя подготовку к семинару, следует сначала проанализировать тему занятия, подумать о цели и основных проблемах, которые будут рассмотрены. На втором этапе необходимо основательно изучить записи лекций и рекомендованную литературу, составить необходимые конспекты и развернутый план выступления по вопросам, обсуждаемым на семинаре. Особое внимание следует обратить на новые категории и понятия, определения, выявление причинно-следственных связей в развитии политического процесса. При этом рекомендуется выписать наиболее сложные категории, понятия и определения в рабочую тетрадь. Целесообразно зафиксировать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы потом в процессе обсуждения на семинаре получить на них ответы. Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать заблаговременно, а в случае затруднений обращаться к преподавателю за консультациями, которые проводятся в соответствии с графиком учебных консультаций.

С целью более углубленного изучения предмета на семинарских занятиях в соответствии с требованиями учебной программы по курсу «Уголовно-исполнительное право» предусматривается заслушивание и обсуждение докладов и рефератов, что способствует развитию у курсантов теоретического мышления, исследовательских, аналитических навыков, формированию ораторских способностей. Опыт организации учебного процесса по предметам уголовно-правового цикла показывает значительную эффективность овладения знаниями в результате подготовки рефератов и докладов.

В процессе работы над рефератами и докладами по тем или иным проблемам уголовно-исполнительного права курсантам рекомендуется получить консультацию у преподавателя.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельность мыслей и суждений курсантов в процессе работы над предложенной проблематикой. Для этого сейчас складываются достаточно благоприятные условия. Свободомыслие становиться одним из определяющих факторов гуманитарного образования.

Для самостоятельной работы в процессе подготовки к семинарским занятиям по курсу «Уголовно-исполнительное право» курсантам рекомендуются учебники, учебные пособия, опубликованные лекционные курсы, а также монографическая литература отечественных и зарубежных авторов, теоретические материалы, публикуемые в научных журналах, особенно ориентированных на высшую школу («Государство и право», «Уголовное право», «Преступление и наказание», «Российская юстиция», «Профессионал», «Российский следователь» и др.). В основу данного курса легли основополагающие идеи, изложенные в работах теоретиков уголовно-исполнительного права: В.Д. Иванова, В.Б. Малинина, А.С. Михлина, П.Г. Пономарева, В.И. Селиверстова, А.А. Толкаченко, И.В. Шмарова и др.

В процессе изучения институтов уголовно-исполнительного права не обойтись без анализа различных правовых документов, статистических материалов, информации об отношении правоприменителей к тем или иным законодательным преобразованиям.

Работая на семинарском занятии, активно участвуйтев обсуждении рассматриваемых вопросов, во время своего выступления стремитесь выделять главное и четко формулировать свои мысли. Не стесняйтесь задавать вопросы, не бойтесь критиковать своих товарищей, но, высказывая критические замечания, будьте объективны и доброжелательны. Не страшитесь ошибок и старайтесь по-деловому воспринимать сказанное в процессе обсуждения.

По окончании семинара обязательно подведите для себя итоги, определите и кратко сформулируйте окончательные и правильные ответы на вопросы плана семинарского занятия.

 

Практические занятия

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение курсантами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. И если на лекции основное внимание обучаемых сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (умений выполнять определенные действия и операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать задачи по математике, информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются: решение разного рода задач, в т.ч. профессиональных (решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с приборами, оборудованием, аппаратурой, составление специальной документации и др.

Практические занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Осуществляя подготовку к ПЗ, необходимо накануне занятий повторить материал лекции и семинарского занятия по изучаемой теме и рекомендованную литературу. При этом рекомендуется выписать наиболее сложные категории, понятия и определения в рабочую тетрадь. Целесообразно зафиксировать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы потом на занятии получить на них ответы. Подготовку к занятию необходимо начинать заблаговременно, а в случае затруднений обращаться к преподавателю за консультациями, которые проводятся в соответствии с графиком учебных консультаций.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Специфика изучения раздела № 1 уголовно-исполнительного права состоит в необходимости детального теоретического анализа базовых институтов данной отрасли права.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.