Тема 24. « Болезни органов дыхания» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 24. « Болезни органов дыхания»

2018-01-14 557
Тема 24. « Болезни органов дыхания» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие№23, 24

Тема 23.

«Болезни органов дыхания»

Тема 24. «Болезни органов дыхания»

»

Студент должен иметь представление:

-о видах и морфологических проявлений бронхитов, пневмоний, эмфиземы легких, бронхоэктатической болезни, рака легкого.

 

Студент должен знать:

- стадии и морфологические проявления крупозной пневмонии;

- определение понятий: «легочное сердце», «карнификация легкого».

- патоморфологическую сущность бронхоэктатической болезни, эмфиземы легких, рака легкого;

- механизм и стадии асфиксии;

- патогенез респираторного дистресс - синдрома;

 

Студент должен уметь:

- использовать медицинскуютерминологию;

-зарисовать и схематически изобразить патологические изменения в органах дыхания.

.

1.Изучите материалы лекции:

«Болезни органов дыхания»

и соответствующие разделы учебной литературы:

а)И.В.Ремизов, В.А.Дорошенко «Основы патологии», изд.7-ое, «Феникс» 2013г. стр.111-115

б)В.П.Митрофаненко, И.В.Алабин «Основы патологии», изд. «ГЭОТАР-Медиа» 2013г., 199-204

в)Л.В.Горелова «Основы патологии в таблицах и рисунках», изд. «Феникс» 2013г. стр.89-98

 

2. Для самоконтроля ответьте на следующие вопросы:

1) Каковы стадии и морфологические проявления крупозной пневмонии?

2) Каков патогенез острого респираторного дистресс - синдрома?

3) В чем сущность бронхоэктатической болезни легких?

4) Каковы патоморфологические проявления буллезной формы эмфиземы легких?

5) Назовите наиболее важные факторы развития хронического бронхита.

6) Назовите хронические специфические заболевания легких.

7) В чем сущность эмфиземы легких?

 

3. Выберите один правильный ответ:

1.Карнификация - это:

А) обызвествление ткани легкого;

Б) пропитывание ткани легкого кровью;

В) некроз ткани легкого.

 

2.АБСЦЕСС И ГАНГРЕНА ЛЕГКОГО – это осложнения:

А) острого бронхита;

Б) крупозной пневмонии;

В) гнойного плеврита.

 

3.Наиболее часто встречающаяся опухоль легкого:

А) саркома;

Б) тератома;

В) рак.

 

4. ЭМФИЗЕМА легких – это:

А) хроническое воспаление легочной ткани;

Б) склероз легочной ткани;

В) увеличение объемов легочной ткани при уменьшении дыхательной поверхности.

 

5.ПРИ КРУПОЗНОЙ ПНЕВМОНИИ в процесс вовлекается:

А) одна доля;

Б) все легкое;

В) все вышеперечисленное.

 

6. ДЛЯ БРОНХОЭКТАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ характерны процессы:

А) хронического бронхита;

Б) пневмонии;

В) бронхоспазма.

 

7.СТАДИИ КРУПОЗНОЙ ПНЕВМОНИИ - ЭТО:

А) стадия легочных и внелегочных проявлений;

Б) стадия подъема, стояния температуры, кризиса;

В) стадия прилива, красного и серого опеченения, разрешения.

 

8.БРОНХОЭКТАЗЫ бывают:

А) мешковидные и цилиндрические;

Б) первичные и вторичные;

В) острые и хронические.

 

9.РЕСПИРАТОРНЫЙ ДИСТРЕСС-СИНДРОМ обычно не возникает

А) при шоке;

Б) переливании больших объемов крови;

В) бронхопневмонии;

Г) гемолизе.

10.К ХРОНИЧЕСКИМ СПЕЦИФИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ ЛЕГКИХ

относят:

А) рестриктивная дыхательная недостаточность;

Б) хронический бронхит;

В) туберкулез легких.

4.Граф логической структуры «БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ОСЛОЖНЕНИЯ»

Вычеркните ненужную патологию из первого или третьего столбца.

Соедините «болезнь» с её возможными «осложнениями» - каждую группу своим цветом.

3. Впишите недостающие по Вашему мнению варианты

Болезни   Осложнения
Бронхит Бронхит
Бронхиальная астма Бронхиальная астма
Бронхоэктатическая болезнь Бронхоэктатическая болезнь
Пневмония очаговая Пневмония очаговая
Пневмония крупозная Пневмония крупозная
Пневмокониоз Пневмокониоз
Плеврит Плеврит
Туберкулёз Туберкулёз
Пневмофиброз Пневмофиброз
Пневмосклероз Пневмосклероз
Абсцесс лёгких Абсцесс лёгких
Гангрена лёгких Гангрена лёгких
Эмфизема лёгких Эмфизема лёгких
Отёк лёгких Отёк лёгких
Пневмоторакс Пневмоторакс
   
   
   

 

5. Нарисуйте виды бронхоэктазов:

 

 

     

 

 

6.Нарисуйте схематически «рентгенологическую» картину:

 

Сухой плеврит, спайки   Экссудативный плеврит Гангрена лёгкого Абсцесс лёгкого

 

Решите ситуационные задачи. Ответ поясните.

(Методические рекомендации № 5 «Рекомендации по решению ситуационных задач»)

Задача№1

У пациента затянувшаяся пневмония, t = 38-39 градусов, обильная зловонная гнойная мокрота. Чем осложнилась пневмония?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задача№2.

Больной А., 23 года, переведен на искусственное дыхание. При изучении газового состава крови обнаружено, что напряжение кислорода в артериальной крови составляет 85 мм рт. ст., а углекислого газа – 45 мм рт. ст.

1. Можно ли считать достаточной компенсацию нарушений внешнего дыхания в данном случае?----------------------------------------------------------

2. Назовите причины альвеолярной вентиляции------------------------------

3.Чем характеризуется обструктивный тип альвеолярной гиповентиляции?-----------------------------------------------------------------------

Задача №3.

Больной К., 8 лет, жалуется на участившиеся приступы удушья, возникающие без очевидных причин. Во время приступа дыхание становится затрудненным, сопровождается кашлем, отделением небольшого количества вязкой слизистой мокроты. Во время выдоха слышны свистящие хрипы. В анамнезе бронхиальная астма с 5 лет.

 

Какой тип одышки характерен для данной патологии?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какой тип нарушения легочной вентиляции имеет место в данном случае во время приступов удушья?----------------------------------------------

Чем характеризуется рестриктивный тип альвеолярной гиповентиляции?-----------------------------------------------------------------------

Каков характер гипоксии при данной патологии?-----------------------------

 

Задача №4.

Больной Т., 19 лет. На 3-й день заболевания обратился к врачу и с диагнозом «острая пневмония» был направлен на стационарное лечение. При поступлении дыхание 32 в минуты, поверхностное. В дыхательных движениях выслушивается мелкопузырчатые влажные и сухие хрипы. При рентгеноскопии легких – изменения, характерные для двусторонней крупозной пневмонии. При исследовании эффективности внешнего дыхания выявлено снижение оксигенации крови – насыщение артериальной крови составляет 86%.

 

Какая форма нарушения внешнего дыхания имеется у больного и каковы механизмы ее развития?--------------------------------------------

Нарушение каких процессов внешнего дыхания преимущественно обусловливает снижение оксигенации крови в данном случае?

----------------------------------------------------------------------------------------

Назовите основные звенья патогенеза респираторного дистресс-синдрома взрослых.---------------------------------------------------------------

 

 

9.Составьте словарь медицинской терминологии на тему: «Болезни органов дыхания».

(см. Методические рекомендации № 6 «Составление словаря медицинской терминологии»)

 

Граф логической структуры

«ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЦА»

1. Соедините «нарушения» с возможными «проявлениями» - каждую группу своим цветом.

2. Впишите недостающие по Вашему мнению варианты

Нарушения   Проявления
  пароксизмальная тахикардия  
автоматизма фибрилляция желудочков  
  синусовая тахикардия  
возбудимости мерцательная аритмия (фибрилляция предсердий)
  синусовая брадикардия  
проводимости   блокада  
  синусовая аритмия  
сократимости  
  экстрасистолия  
    асистолия  

5. Нарисуйте: Большой и малый круг кровообращения

 

1. Изучите зубцы и интервалы ЭКГ:

Все полученные электрические сигналы преобразуются в графическую информацию и наносятся на специальную ленту, которая разграфлена на квадраты площадью 1 мм2. Таким образом, весь процесс работы нашего сердца мы видим, как кривую с выраженными зубцами, для удобства они имеют свои «имена»: P, Q, R, S, T.

 

Каждый зубец отражает определенные действия сердечной мышцы и их длительность:

P – возбуждение правого, а затем левого предсердия, объединенные одним зубцом (не менее 0,12 с.);

Q – возбуждение межжелудочковой перегородки (0,03 с);

R – возбуждение верхушки сердца с прилегающей областью (0,05 с.);

Задача №2.

Дайте определение: Синусовая тахикардия

А) Назовите ЭКГ-признаки данной патологии

Б ) Назовите электропатофизиологические механизмы данной патологии.

Дайте определение: Аритмия.

11.Составьте словарь медицинской терминологии на тему: «Патология сердечно - сосудистой системы».

(см. Методические рекомендации № 6 «Составление словаря медицинской терминологии»)

Практическое занятие№ 27,28

 

 

Тема 28. «Пороки сердца».

 

Студент должен иметь представление:

- об этиопатогенезе атеросклероза;

- о патогенезе артериальной гипер- и гипотензии;

-о воспалительных процессах в сердце;

-о пороках сердца;

 

Студент должен знать:

- формы атеросклероза;

- гипертоническую болезнь;

- виды ишемической болезни сердца;

- инфаркт миокарда;

- сердечную недостаточность;

- коронарную недостаточность;

-врожденные и приобретенные пороки сердца.

 

 

Студент должен уметь:

- использовать медицинскуютерминологию;

-различать патологические изменения в органах сердечно-

сосудистой системы.

- изобразить схематически пороки сердца.

 

 

1.Изучите материалы лекции: «Болезни сердечно – сосудистой. Пороки сердца».

и соответствующие разделы учебной литературы:

а) И.В.Ремизов, В.А.Дорошенко «Основы патологии», изд.7-ое, «Феникс» 2015г. стр.120-136

б)В.П.Митрофаненко, И.В.Алабин «Основы патологии», изд. «ГЭОТАР-Медиа» 2015г., 171-194

в) Л.В.Горелова «Основы патологии в таблицах и рисунках», изд. «Феникс» 2014г. стр.99-113

 

1. Для самоконтроля ответьте на следующие вопросы:

1) Дайте определение понятия «порок сердца»?

2) Назовите патоморфологические проявления врожденных пороков сердца».

3) Чем отличается недостаточность сердечного клапана от стеноза?

4) Каков механизм тампонады сердца, и при каких ситуациях она может возникнуть?

5) Дайте определение понятия «атеросклероз»

6) Назовите патоморфологические проявления стадий атеросклероза.

7) Каковы проявления атеросклероза артерий кишечника?

8) Каковы проявления атеросклероза коронарных артерий?

9) Какие изменения характерны для атеросклероза артерий нижних конечностей?

10)Какими проявлениями характеризуются различные стадии гипертонической болезни?

11) Каковы морфологические проявления инфаркта миокарда в различных его стадиях?

3. Выберите один правильный ответ:

1.стойкое повышение артериального давления-это:

А) гипертоническая болезнь;

Б) гипотоническая болезнь;

В) нейроциркуляторная дистония..

 

2.ОСНОВОЙ ПАТОГЕНЕЗА ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ:

А) образование аутоантител к стенкам сосудов;

Б) повышение тонуса артериол;

В) повышение тонуса вен.

 

3.ВОСПАЛЕНИЕ СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ - ЭТО:

А) перикардит;

Б) миокардит;

В) эндокардит.

 

4.ГИПЕРТОНИЧЕСКИЕ КРИЗЫ ПРОИСХОДЯТ:

А) в первой стадии;

Б) в третьей стадии;

В) во всех стадиях.

 

5.ПЕРВИЧНО-СМОРЩЕННАЯ ПОЧКА развивается при:

А) гипертонической болезни;

Б) гломерулонефрите;

В) атеросклерозе.

 

 

6. РАСПАД АТЕРОСКЛЕРОТИЧЕСКИХ БЛЯШЕК - это:

А) липосклероз;

Б) липоидоз;

В) атероматоз.

 

7.СТЕНОЗ В СОЧЕТАНИИ С НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ - это

А) комбинированный порок;

Б) сочетанный порок;

В) митральный порок.

 

8.ИСХОДОМ ИНФАКТА МИОКАРДА может быть

А) образование аневризмы;

Б) образование рубца;

В) разрыв стенки сосуда;

Г) все вышеперечисленное.

 

 

4. Заполните таблицу «ВРОЖДЁННЫЕ И ПРИОБРЕТЁННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА»

ВРОЖДЁННЫЕ ПРИОБРЕТЁННЫЕ
Дефект_______________________  
Дефект________________________  
Незаращение______________протока  
Триада Фалло:  
   
   
Тетрада Фалло:  
   
   
   

 

Заполните таблицы

(Методические рекомендации №3 «Рекомендации по составлению таблиц»).

№ 1. «ФОРМЫ И ОСЛОЖНЕНИЯ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ»

 

Гипертоническая болезнь   Формы   Осложнения
   
   
   

 

 

№2 «СТАДИИ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

 

Гипертоническая болезнь   Стадии
 
 
 

 

             

№3 «ПРИЧИНЫ СЕРДЕЧНОЙ АСТМЫ»

 

 

7. Решите ситуационные задачи:

(Методические рекомендации №5 «Рекомендации по решению ситуационных задач»).

Задача №1.

После вскрытия двух больных, в прошлом перенесших инфаркт миокарда

и умерших от хронической сердечной недостаточности, поставлены разные

диагнозы. Выберите макроскопические изменения в организме, подтверж-

дающие каждый из диагнозов: 1.Атеросклероз

2.Гипертоническая болезнь

А. Аорта - интима с многочисленными участками изъязвлений, кальциноза;

Б. Сердце увеличено вследствие гипертрофии стенки левого желудочка,

полости растянуты, крупноочаговый кардиосклероз;

В. Почки маленькие, плотные, с мелкозернистой поверхностью;

Г. Печень увеличена, плотная, на разрезе имеет мускатный вид.

Обоснуйте ответ.

Задача №2.

У женщины 45 лет с детства наблюдали ревматический митральный порок

сердца. В последние годы предъявляла жалобы на одышку, отеки в ногах,

при пальпации печень увеличена. Смерть наступила от нарастающей

сердечно-сосудистой недостаточности. Какие изменения в органах

могли быть обнаружены при вскрытии?

А. Бурая индурация легких;

Б. Мускатный фиброз печени;

В. «Волосатое сердце»;

Г. Деформация створок митрального клапана.

Обоснуйте ответ.

 

Задача №3.

У больного М., определяются следующие признаки сердечной недостаточности:

Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия;

Расширение левого предсердия;

Застой в малом круге кровообращения;

Нарушение функции правого желудочка;

Застой в большом круге кровообращения;

Кислородное голодание циркуляторного типа;

Одышка.

А) Определите главное звено в данной цепи патогенеза возникающих в организме нарушений, устранение которого вызовет ликвидацию всех вышеуказанных нарушений.

Б) Дайте понятие «порочного круга» в патогенезе болезни.

В) Дайте понятие патологического процесса.

 

8.Составьте словарь медицинской терминологии на тему: «Болезни сердечно – сосудистой системы. Пороки сердца»

(см. Методические рекомендации № 6 «Составление словаря медицинской терминологии»

 

Практическое занятие№29,30

Задача №1.

У женщины 45 лет с детства наблюдали ревматический митральный порок

сердца. В последние годы предъявляла жалобы на одышку, отеки в ногах,

при пальпации печень увеличена. Смерть наступила от нарастающей

сердечно-сосудистой недостаточности. Какие изменения в органах

могли быть обнаружены при вскрытии?

А. Бурая индурация легких;

Б. Мускатный фиброз печени;

В. «Волосатое сердце»;

Г. Деформация створок митрального клапана.

Обоснуйте ответ.

7.Подготовьте презентацию на тему: «Патоморфологические проявления коллагенозов".

 

8.Составьте словарь медицинской терминологии на тему: «Ревматические болезни (коллагенозы)»

(см. Методические рекомендации № 6 «Составление словаря медицинской терминологии»)

 

 

Задача №1

При резком падении АД прекращается образование мочи.

Почему? Как называется этот симптом? Чего можно опасаться при данной патологии?

Задача №2

При обследовании в моче обнаружена глюкоза. Как называется данный

симптом? О каких нарушениях в организме можно предполагать?

Как можно подтвердить диагноз?

Задача №3

При обследовании мочи обнаружены выщелоченные эритроциты.

Каков предположительный диагноз? Какова тактика медработника?

9.Составьте словарь медицинской терминологии на тему: «Патология мочевыделительной системы»

(см. Методические рекомендации № 6 «Составление словаря медицинской терминологии»)

 

Практическое занятие№33, 34

Тема 33. Болезни почек.

Тема 34. Болезни почек.

Студент должен иметь представление:

-о болезнях почек;

-о почечной недостаточности;

-об уремии;

- о первично - и вторично сморщенной почке.

.

Студент должен знать:

- патоморфологические изменения при заболеваниях почек;

- гломерулонефрит;

- некротический нефроз;

- пиелонефрит;

- мочекаменную болезнь;

- нефросклероз.

 

Студент должен уметь:

- использовать медицинскуютерминологию;

-объяснить принцип действия и нарисовать схему «Искусственная почка».

 

1.Изучите материалы лекции «Болезни почек» и соответствующие разделы учебной литературы:

а)И.В.Ремизов, В.А.Дорошенко «Основы патологии», изд.7-ое, «Феникс» 2015г. стр.143-149

б)В.П.Митрофаненко, И.В.Алабин «Основы патологии», изд. «ГЭОТАР-Медиа» 2015г., 230-242

в)Л.В.Горелова «Основы патологии в таблицах и рисунках», изд. «Феникс» 2014г. стр.114-122

 

2. Для самоконтроля ответьте на следующие вопросы:

1) В чем выражаются морфологические изменения в почке при гломерулонефрите?

2) Каковы морфологические проявления пиелонефрита?

3) Дайте характеристику нефротическому синдрому?

4) Дайте определение понятиям «первично - и вторично сморщенная почка»?

5) Каковы причины образования камней при мочекаменной болезни?

6)Каков принцип работы аппарата «искусственная почка»?

3. Выберите один правильный ответ:

1. ГНОЙНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ КЛУБОЧКОВ ПОЧЕК -ЭТО:

А) нефротический синдром;

Б) гломерулонефрит;

В) пиелонефрит.

 

2.ХРОНИЧЕСКИЙ ПИЕЛОНЕФРИТ чаще заканчивается:

А) щитовидной почкой;

Б) выздоровлением;

В) отеком почки.

 

3. НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ОПН - это:

А) полиурия;

Б) олигоанурия;

В) гидронефроз.

.

 

4. РАДИКАЛЬНЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ХПН - ЭТО:

А) гемодиализ;

Б) «искусственная почка»;

В) удаление почки.

 

5. УРЕМИЯ-ЭТО:

А) полнокровие;

Б) олигурия;

В) мочекровие.

 

6.ДЛЯ НЕФРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА характерно:

А) появление эритроцитов в моче;

Б) появление лейкоцитов в моче;

В) появление белка в моче, гипопротеинемия.

 

7.АЗОТЕМИЯ характерна для

А) пиелонефрита;

Б) гломерулонефрита;

В) почечной недостаточности.

 

8.ЛЕЙКОЦИТУРИЯ характерна для

А) пиелонефрита;

Б) гломерулонефрита;

В) почечной недостаточности.

 

9.ПРИ ПИЕЛОНЕФРИТЕ преимущественно поражаются:

А) почечные клубочки;

Б) почечные канальцы;

В) почечные лоханки

 

10.ГИДРОТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ –это:

А) увеличение суточного диуреза;

Б) расширение полостей почки;

В) отек почечной ткани.

4. 4.Заполните таблицу№1: «Виды почечной недостаточности».

Вид Этиология Патогенез Исход
1.        
2.        

 

Практическое занятие№35,36.

Тема35. Патология органов желудочно-кишечного тракта.
Тема36. Патология печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.

Студент должен иметь представление:

-- об основных причинах, видах и механизмах нарушений системы

пищеварения;

-о нарушениях пищеварения в полости рта;

-о нарушениях функций пищевода;

-о нарушениях функций желудка;

- о нарушениях функций кишечника;

- о нарушениях функций печени и желчного пузыря;

 

Студент должен знать:

- патологические симптомы при заболеваниях отделов желудочно-

кишечного тракта;

- патогенез рефлюкс - эзофагита;

- механизм ахалазии кардии.

Студент должен уметь:

- использовать медицинскуютерминологию;

-определять морфологию патологически измененных тканей, органов.

1. Изучите материалы лекции «Патология органов желудочно-кишечного тракта и печени» и соответствующие разделы учебной литературы:

а)И.В.Ремизов, В.А.Дорошенко «Основы патологии», изд.7-ое, «Феникс» 2015г. стр.150-168

б)В.П.Митрофаненко, И.В.Алабин «Основы патологии», изд. «ГЭОТАР-Медиа» 2015г., 209-226

в)Л.В.Горелова «Основы патологии в таблицах и рисунках», изд. «Феникс» 2014г. стр.123-139

 

2. Для самоконтроля ответьте на следующие вопросы:

1) Сформулируйте основные виды нарушений пищеварения в полости рта.

2) Каковы нарушения функций пищевода?

3) Объясните механизм ахалазии кардии.

4) Сформулируйте основное звено патогенеза гастроэзофагеального рефлюкса.

5) Назовите основные клинические проявления нарушения моторной и секреторной функции желудка.

6)Каковы основные причины мальабсорбции?

7) В чем заключается нарушение моторной функции кишечника?

8) В чем заключаются нарушение экзокринной функции поджелудочной железы?

3. Выберите один правильный ответ:

1.гиперсаливация - это:

А) повышение кислотности желудочного сока;

Б) повышение слюноотделения;

В) усиление перистальтики кишечника.

 

2. НАРУШЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПИЩИ - ЭТО:

А) рвота;

Б) изжога;

В) дисфагия.

 

3.ДИВЕРТИКУЛ ПИЩЕВОДА - ЭТО:

А) рубцовое сужение;

Б) слепое выпячивание стенки;

В) расширение пищевода.

 

4.ПРОТОННАЯ ПОМПА – ЭТО:

А) механизм поддержания гомеостаза;

Б) механизм секреции ферментов поджелудочной железы;

В) механизм секреции соляной кислоты в желудке.

 

5. АХАЛАЗИЯ КАРДИИ проявляется:

А) спазмом кардиального отдела пищевода и нарушением глотания;

Б) изъзвлением пищевода и болью за грудиной;

В) рубцовым сужением пищевода.

 

4.Изобразите схематически желудочно-кишечный тракт:

 

 

Пищевод

Желудок,

Кишечник с аппендиксом

Печень,

Поджелудочную железу

 

5. Заполнение таблицы№1: «Нарушение пищеварения в полости рта»

(Методические рекомендации № 3 «Рекомендации по заполнению таблиц»).

 

Вид Причины и проявления
1.  
2.    
3.    

 

6.Заполнение таблицы№2 «Основные симптомы болезней пищеварения»

 

 

Симптом Определение Патогенез
Дисфагия    
Изжога      
Рвота      

 

 

7.Решите ситуационные задачи, обоснуйте ответы:

(Методические рекомендации №5 «Рекомендации по решению ситуационных задач»).

Задача№1

Пациента беспокоит обильное слюноотделение, которое нарушает процесс

речи и приема пищи. Как называется этот симптом, и какие причины могут

к нему привести?

Задача№2

Пациент жалуется на боли за грудиной, нарушение глотания.

Какая функция и какого отдела пищеварительного тракта нарушена, и к чему может привести данная патология.

 

8.Составьте словарь медицинской терминологии на тему: «Болезни почек»

(см. Методические рекомендации № 6 «Составление словаря медицинской терминологии»)

 

Практическое занятие№ 37,38

Тема 37. Болезни желудка.

Тема 38. Болезни кишечника.

Студент должен иметь представление:

-о заболеваниях желудка и кишечника;

- о заболеваниях печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.

 

Студент должен знать:

- гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь;

- острый и хронический гастрит;

- язвенную болезнь желудка и 12-ти перстной кишки;

- острый и хронический энтерит;

- острый и хронический колит;

- формы кишечной непроходимости.

 

 

Студент должен уметь:

- использовать медицинскуютерминологию;

-распознать на макропрепаратах патоморфологические проявления язвенной

болезни желудка и 12-ти перстной кишки;

 

1. Изучите материалы лекций: «Болезни органов желудочно-кишечного тракта» и соответствующие разделы учебной литературы:

а)И.В.Ремизов, В.А.Дорошенко «Основы патологии», изд.7-ое, «Феникс» 2013г. стр.150-168

б)В.П.Митрофаненко, И.В.Алабин «Основы патологии», изд. «ГЭОТАР-Медиа» 2013г., 209-226

в)Л.В.Горелова «Основы патологии в таблицах и рисунках», изд. «Феникс» 2013г. стр.123-139

2. Для самоконтроля ответьте на следующие вопросы:

1) Сформулируйте основные звенья патогенеза язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

2) Каковы морфологические формы гастрита?

3) Каковы основные звенья патогенеза острого энтерита?

4) Каковы морфологические проявления различных форм хронических колитов?

5) В чем заключаются морфологические различия эрозии и язвы желудка?

6)Каковы основные симптомы, возникающие при дивертикулите, гастроэзофагеальной болезни и ахалазии кардии?

7) Каковы осложнения язвенной болезни наиболее опасны? Аргументируйте ответ.

8) В чем заключаются опасность хронических заболеваний желудка и кишечника?

9)Каков патогенез и клинические проявления синдрома мальабсорбции?

3. Выберите один правильный ответ:

1. АХАЛАЗИЯ КАРДИИ проявляется:

А) спазмом кардиального отдела пищевода и нарушением глотания;

Б) изъзвлением пищевода и болью за грудиной;

В) рубцовым сужением пищевода.

2. ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ-ЭТО:

А) стресс и бактерии;

Б) алкоголь и курение;

В) лекарственные препараты.

3.ЭНТЕРИТ - ЭТО ВОСПАЛЕНИЕ:

А) желудка;

Б) тонкой кишки;

В) толстой кишки.

 

4.НАРУШЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПИЩИ - ЭТО:

А) рвота;

Б) изжога;

В) дисфагия.

 

5. ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ГАСТРИТЕ секреция желудочного сока:

А) снижается;

Б) повышается;

В) не изменяется.

 

6.ПРОБОДЕНИЕ ЯЗВЫ ЖЕЛУДКА - это:

А) прорыв до серозного слоя;

Б) проникновение в соседние органы;

В) замещение соединительной тканью.

 

7.ПРИ ГАСТРИТЕ ПРОБЛАДАЕТ:

А) воспаление;

Б) эмболия;

В) дистрофия.

 

8.ЭНТЕРИТ - ЗАБОЛЕВАНИЕ:

А) тощей кишки;

Б) слепой кишки;

В) поперечно - ободочной кишки

 

9.КОЛИТ - ЗАБОЛЕВАНИЕ:

А) тощей кишки;

Б)12- перстной кишки;

В) поперечно - ободочной кишки.

 

10.ПРОТОННАЯ ПОМПА - это:

А) механизм секреции ферментов поджелудочной железы;

Б) механизм секреции соляной кислоты в желудке;

В) поддержание гомеостаза почками.

 

Задача№1

Пациент жалуется на изжогу, боль в эпигастральной области, усиливающуюся после приема пищи. Каков предположительный диагноз? Обоснуйте.

Задача№2

Пациент жалуется на боль в эпигастральной области, отдающую в левое

подреберье и левую поясничную область. Патология какого органа

предположительно имеется у пациента?

Задача№3

Пациент жалуется на диарею. Какая функция и какого отдела кишечника

нарушена, и к чему может привести данная патология.

 

7.Составьте словарь медицинской терминологии на тему: «Болезни желудка и кишечника»

(см. Методические рекомендации № 6 «Составление словаря медицинской терминологии»)

 

 

Практическое занятие №39,40

Тема 39. Заболевания печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.

Задача№1

Пациент жалуется на интенсивную боль в правой подвздошной области, слабость, повышение температуры.

1.Каков предположительный диагноз? Обоснуйте.

2.Какова тактика медработника?

Задача№2

У больного Б. тяжелое течение вирусного гепатита. Отмечается печеночный запах изо рта, явление геморрагического диатеза. Поступила в клинику по поводу выраженного кровотечения из лунки после экстракции зуба.

Содержание альбуминов в сыворотке крови 28 г/л - (N=36,0-50,0 г/л), активность - аланинаминотрансферазы превышает 5,5 мккат/л (N=0,1-0,88/л), общее содержание билирубина превышает 171 ммоль/л (N=3,4 -22,2 ммоль/л), фибриноген 1,2 г/л (N=1,5-3,6 г/л).

1.Какая форма патологии имеется у пациента?

2.Каковы механизмы отклонений лабораторных показателей от нормы у данного пациента?

 

Задача№3

В анамнезе у больного цирроз печени. После длительного приема антибиотиков тетрациклинового ряда (по поводу пневмонии), состояниерезко ухудшилось. Больной потерял сознание. В крови обнаружено повышение концентрации билирубина до 50 мкмоль/л

(N 3,4-22,2 мкмоль/л), в основном за счет связанного билирубина, аланинаминотрансферазы до 1,8 (N 0,1-0,088 -мккат/л) снижение холестерина до 2,18 - ммоль/л (N< 5,18 ммоль/л), снижение холинэстеразы до 80-ммоль/ч/л (N 108-318 ммоль/ч/л), содержание альбуминов до 28 г/л (N 36-50 г/л), и резкое повышение концентрации аммиака до 60 мкмоль/л -(N 17,6- 47,0мкмоль/л).

1. Какой патологический процесс имеются у пациента?

2. Есть ли в данном случае признаки печеночной недостаточности

8.Составьте словарь медицинской терминологии на тему: «Заболевания печени, желчного пузыря и поджелудочной железы», Острые хирургические заболевания органов брюшной полости»

(см. Методические рекомендации № 6 «Составление словаря медицинской терминологии»)

 

Практическое занятие№41,42

Тема 41. «Патология эндокринной системы» Тема 42. «Патофизиология боли»

Студент должен иметь представление:

-- о классификации желез внутренней секреции;

-о видах гормонов, их характеристике;

- понятие о нарушении функции желез внутренней секреции;

-о регуляции функции эндокринной системы;

- об этиологии и патогенезе боли;

-о понятии «патологическая доминанта»;

-о механизмах развития боли.

 

Студент должен знать:

- гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции;

- понятие о гипо- и гиперфункции желез внутренней секреции;

- проявления гипо- и гиперпродукции тропных гормонов передней доли

гипофиза;

- нарушение функции щитовидной железы: гипертиреоз, гипотиреоз;

- гормональную регуляцию уровня кальция в крови;

- нарушение функции эндокринной части поджелудочной железы;

- нарушение функции коры надпочечников;

- определение понятия «боль»;

-принципы отличия физиологической и патологической боли.

 

Студент должен уметь:

- использовать медицинскуютерминологию;

-определить патологические изменения в органах и тканях при нарушении

функции желез внутренней секреции.

-разбираться в понятиях «отраженная» и «фантомная» боль.

 

1.Изучите материалы лекции «Патология эндокринной системы. Заболевания эндокринной системы», «Патофизиология боли» и соответствующие разделы учебной литературы:

а)Барышников С.Д. «Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии» М., ГОУ ВУНМЦ, 2013 г

б) Пауков В.С. Литвицкий П.Ф. «Патологическая анатомия. Патологическая физиология». ГЭОТАР-Медиа, 2016г

в) «Патологическая анатомия», курс лекций под редакцией М.А.Пальцева. Медицина, 2014г.

 

 

2. Для самоконтроля ответьте на следующие вопросы:

1)Сформулируйте определение понятия: «эндокринная система человека»

2) Каковы основные свойства гормонов?

3) Какие железы относятся к гипофиззависимым?

4) Каковы клинико-морфологические проявления гипертиреоза?

5)Каковы клинико-морфологические проявления гиперфункции соматотропного гормона гипофиза?

6)Каковы основные симптомы гипотиреоза?

7) Какое заболевание развивается при гипофункции поджелудочной железы?

8) Назовите основные симптомы гиперкортицизма?

9) Какие системы организма «включаются» при появлении боли?

10) Какой вид боли влияет на ее локализацию?

11) Какие нейроны включают путь прохождения боли?

12) Объясните понятие «отраженная боль».

13) Расскажите о зонах Геда-Захарьина.

14) Какие два механизма патогенеза боли


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.367 с.