Основные инструменты контроля качества продукции — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные инструменты контроля качества продукции

2018-01-14 179
Основные инструменты контроля качества продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация

Данная тетрадь практических занятий по дисциплине «Управление качеством» для специальности 080108 Банковское дело подготовлена в соответствии с рекомендациями примерной программы дисциплины «Управление качеством» для специальности 080108 Банковское дело углубленной подготовки.

Основными целями практических занятий по дисциплине «Управление качеством» являются: формирование у обучаемых системного подхода к основам управления качеством, формирование навыков применения современных приемов и методов контроля качества и управления качеством, обучение навыкам в области оценки качества товаров и услуг.

Данная тетрадь предусматривает проведение практических занятий с использованием производственных и проблемных ситуаций.

Данная тетрадь практических занятий обеспечивает обучаемых комплектами раздаточных материалов, которые способствуют развитию умений учащихся в чтении нормативной литературы, и одновременно дают возможность проводить тренировочные работы по решению задач, разбору ситуаций.

 

Содержание

Практическое занятие

Основные инструменты контроля качества продукции………………………4

 

Практическое занятие

Основные инструменты управления качеством……………………………….7

 

Практическое занятие

Измерение качества в сфере банковских услуг………………………………..9

 

Практическое занятие

Сертификация систем менеджмента качества…………………………………22

 

Практическое занятие

Аудит систем менеджмента качества………………………………………….23

 

Литература……………………………………………………………………….25

 

Приложение А – Положения ГОСТ Р ИСО 9001-2008………………………..26

 

Практическое занятие

Основные инструменты контроля качества продукции

Задание 1

Разработайте форму контрольного листка для регистрации:

А) причин пропусков занятий студентами;

Б) распределения сдачи отчетности подразделениями банка;

В) причин невыхода сотрудника на рабочее место.

Решение:

А)

Б)

В)

Задание 2

Постройте диаграмму рассеивания для анализа пропусков занятий студентами по дисциплине, имеющей не менее 30 занятий. Результаты представьте ниже.

 

 

Анализ имеющейся зависимости:_________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Постройте диаграмму Парето по причинам пропусков занятий студентами, предварительно построив вспомогательную таблицу. Результаты представьте ниже.

 

 

Задание 4

Постройте причинно-следственные диаграммы (диаграммы Каоро Исикавы) для:

А) анализа пропусков занятий студентами без уважительной причины;

Б) для анализа низкой успеваемости студентов;

В) для анализа возникновения ошибок в работе кассира-контролера банка АВС.

При построении причинно-следственной диаграммы воспользуйтесь методом стратификации 5М (человек, оборудование, материалы/сырье, метод работы/технология, метод измерения/контроля).

Результаты представьте ниже.

 

Практическое занятие

Основные инструменты управления качеством

 

Задание1

Постройте диаграмму хода деятельности для:

А) ухода на работу;

Б) осуществления приходной операции/расходной операции.

Результаты представьте ниже.

 

 

Задание 2

Составьте матричную диаграмму для анализа работы бухгалтерии, имеющей с штате главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, ведущего экономиста. Результаты представьте ниже.

 

 

Практическое занятие

Измерение качества в сфере банковских услуг

 

Задание 1

Проведите анализ качества обслуживания банка ______________________ с использованием модели «SERVQUAL».

Заполните опросные листы модели «SERVQUAL» в следующей последовательности:

1) Заполните анкету № 2 (ожидание) до получения консультации в банке ___________.

2) Заполните анкету № 1 (восприятие) после того, как воспользовались услугами (получили консультацию) банка _________.

3) Заполните оценочный лист. Сделайте расчет глобального коэффициента качества

4) Дайте рекомендации по улучшению деятельности банка __________.

Рекомендации:__________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Анкета № 1 (Восприятие)

Инструкция: просим высказать Ваше мнение относительно соответствия услуг банка _______________перечисленным ниже критериям. Если Вы полностью согласны с представленным утверждением, то обведите цифру 5 напротив него, если Вы полностью не согласны с этим утверждением – цифру 1. Остальные значения (2, 3 и 4) отражают степень Вашего приближения к той или иной крайней точке зрения.

М1 Банк______ имеет современную оргтехнику и оборудование          
М2 Интерьеры помещений в банке____ в отличном состоянии          
М3 Персонал банка______ приятной наружности и опрятен          
М4 Внешний вид информационных материалов (буклетов, проспектов) в банке____ привлекателен          
Н1 Банк______ выполняет свои обещания оказать услугу к назначенному времени          
Н2 Если у клиентов случаются проблемы, то банк____ искренне пытается их решить          
Н3 У банка ____ надежная репутация          
  Услуги банка_______ предоставляются клиентам аккуратно и в срок          
Н4 Банк ___ избегает ошибок и неточностей в своих операциях          
Н4 Персонал банка ____ дисциплинирован          
О1 Персонал банка ___ оказывает услуги быстро и оперативно          
О2 Персонал банка___ всегда помогает клиентам в решении их проблем          
О3 Персонал банка ___ реагирует на просьбы клиентов          
О4 Между клиентами и персоналом банка ____ существует атмосфера доверия и взаимопонимания          
У1 В отношениях с банком ______клиенты чувствуют себя безопасно          
У2 Персонал банка ____ вежлив в отношениях с клиентами          
У3 Руководство банка___ оказывает всяческую поддержку персоналу для эффективного обслуживания клиентов          
У4 К клиентам в банке ___ появляется индивидуальный подход          
С1 Персонал банка___ проявляет личное участие в решении проблем клиентов          
С2 Персонал банка___ знает потребности своих клиентов          
С3 Персонал банка ____ ориентируется на проблемы клиентов          
С4 Часы работы банка ___ удобны для всех клиентов          

Анкета № 2 (Ожидания).

Инструкция: просим высказать Ваше мнение относительно соответствия тех критериев, которым должны соответствовать услуги банка. Если Вы полностью согласны с представленным утверждением, то обведите цифру 5 напротив него, если Вы полностью не согласны с этим утверждением – цифру 1. Остальные значения (2, 3 и 4) отражают степень Вашего приближения к той или иной крайней точке зрения.

М1 В банках должны быть современные оргтехника и оборудование          
М2 Интерьеры помещений в банках должны быть в отличном состоянии          
М3 Персонал банка должен быть приятной наружности и опрятен          
М4 Внешний вид информационных материалов (буклетов, проспектов) в банке должен быть привлекателен          
Н1 В банке должны выполняться обещания оказать услугу к назначенному времени          
Н2 Если у клиентов случаются проблемы, то банк должен искренне пытаться их решить          
Н3 У банка должна быть надежная репутация          
  Услуги банка должны предоставляться клиентам аккуратно и в срок          
Н4 Банк должен избегать ошибок и неточностей в своих операциях          
О1 Персонал банка должен быть дисциплинированным          
О2 Персонал банка должен оказывать услуги быстро и оперативно          
О3 Персонал банка должен всегда помогать клиентам в решении их проблем          
О4 Персонал банка должен быстро реагировать на просьбы клиентов          
О5 Между клиентами и персоналом банка должна существовать атмосфера доверия и взаимопонимания          
У1 В отношениях с банком клиенты должны чувствовать себя безопасно          
У2 Персонал банка должен быть вежливым в отношениях с клиентами          
У3 Руководство банка должно оказывать всяческую поддержку персоналу для эффективного обслуживания клиентов          
С1 К клиентам в банке должен быть индивидуальный подход          
С2 Персонал банка должен проявлять личное участие в решении проблем клиентов          
С3 Персонал банка должен знать потребности своих клиентов          
С4 Персонал банка должен ориентироваться на проблемы клиентов          
С5 Часы работы банка должны быть удобны для всех клиентов          

 

Оценочный лист - Результаты исследования качества банковских услуг

№ п/п и тип Критерий качества Рейтинг восприятия (Pi) Рейтинг ожидания (Ei) Коэффициент качества (Qi)
         
М1 В банках должны быть современные оргтехника и оборудование      
М2 Интерьеры помещений в банках должны быть в отличном состоянии      
М3 Персонал банка должен быть приятной наружности и опрятен      
М4 Внешний вид информационных материалов (буклетов, проспектов) в банке должен быть привлекателен      
Q материальность (М1-М4)      
Н1 В банке должны выполняться обещания оказать услугу к назначенному времени      
Н2 Если у клиентов случаются проблемы, то банк должен искренне пытаться их решить      
Н3 У банка должна быть надежная репутация      
Н4 Услуги банка должны предоставляться клиентам аккуратно и в срок      
Н5 Банк должен избегать ошибок и неточностей в своих операциях      
Q надежность (Н1-Н5)      
О1 Персонал банка должен быть дисциплинированным      
О2 Персонал банка должен оказывать услуги быстро и оперативно      
О3 Персонал банка должен всегда помогать клиентам в решении их проблем      
О4 Персонал банка должнен быстро реагировать на просьбы клиентов      
Q надежность (О1-О5)      
У1 Между клиентами и персоналом банка должна существовать атмосфера доверия и взаимопонимания      
У2 В отношениях с банком клиенты должны чувствовать себя безопасно      
У3 Персонал банка должен быть вежливым в отношениях с клиентами      
У4 Руководство банка должно оказывать всяческую поддержку персоналу для эффективного обслуживания клиентов      
Q надежность (У1-У5)      
С1 К клиентам в банке должен проявляться индивидуальный подход      
С2 Персонал банка должен проявлять личное участие в решении проблем клиентов      
С3 Персонал банка должен знать потребности своих клиентов      
С4 Персонал банка должен ориентироваться на проблемы клиентов      
С5 Часы работы банка должны быть удобны для всех клиентов      
Q надежность (У1-У5)      
Глобальный коэффициент качества      


 

 

Задание 2

Выполняется параллельно с заданием 1.

После того, как воспользовались услугами банка ____________ заполните опросные листы по блоку №1или блоку №2, блоку №3, блоку №4. Будьте внимательны при заполнении листов!

Определите направления улучшения деятельности банка ____________ и дайте рекомендации.

Рекомендации:__________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Контрольный лист по качеству обслуживания клиентов в подразделениях БАНКА N № подразделения   __________ дата и время проверки   __________  
БЛОК № 1 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОСТЫХ ОПЕРАЦИЙ ОЦЕНКА Исключения
  ОПЛАТА ЖКУ ЧЕРЕЗ ОПЕРАЦИОННУЮ КАССУ          
  Сколько времени Вы лично провели в очереди (мин) перед тем, как совершить платеж? менее 5 минут 5-10 минут 15-20 минут 20-30 минут  
  Укажите причину, по которой Вам пришлось стоять в очереди  
Проведение платежа за ЖКУ Сотрудник куда-то уходил да нет     неприменим
  Сотрудник часто отвлекался на телефонные разговоры и личные разговоры с коллегами да нет     неприменим
  Сотрудник постоянно обращался за помощью к коллегам да нет     неприменим
  «Зависла» компьютерная система {об этом сказал сотрудник) да нет     неприменим
  Работали не все «окошки» да нет     неприменим
  Просто быломного народа(сбоев в работе отделения и сотрудников не было) да нет     неприменим
  Как вел себя консультант по отношению к людям, стоявшим в очереди? (если офис с одним сотрудником, то вопрос не рассматривается)          
  Подходил, спрашивал причину, по которой клиенты пришли в отделение да нет     неприменим
  Предлагал помощь в заполнении документов да нет     неприменим
  Предлагал оплатить ЖКХ и др платежи через терминал да нет     неприменим
  Отвечал на вопросы (консультировал отдельных клиентов в опереди) да нет     неприменим
КОМФОРТ ОЖИДАНИЯ Достаточно ли было стульев и столов для заполнения бланков, документов?          
  Да, были свободные столы и стулья. В любой момент можно было присесть чтобы заполнить документ да нет      
  Стульев было немного, но их хватало (Вы не видели, чтобы люди часто заполняли документы стоя, из-за нехватки стульев) да нет      
  Нет, стулья были, но их не хватало, потому что было много клиентов, которым нужно было заполнять документы да нет      
  Нет, стульев не хватало, потому что большинство занимали люди которые ожидали свою очередь (просто сидели не заполняя документы) да нет      
ПРИВЕТСТВИЕ КЛИЕНТА Опишите поведение сотрудника, когда Вы к нему обратились          
  сотрудник с Вами поздоровался да нет      
  сотрудник установил зрительный контакт (посмотрел Вам в глаза когда приветствовал) да нет      
  сотрудник задал вопрос «Что Вас интересует? / Чем Вам помочь? / Могу я Вам помочь?» или т. п. да нет      
  сотрудник улыбнулся Вам да нет      
  сотрудник никак не поприветствовал Вас, но начал обслуживание да нет      
  сотрудник отложил дела, и начал обслуживание (дополнительный вопрос чем именно он был занят, когда Вы к нему обратились?) да нет      
  сотрудник сказал Вам, что он занят (Вам причлось постоять рядом и подождать прежде чем Вac начали обслуживать) да нет      
  сотрудник не обратил на Вас внимания и продолжал заниматься каким-то делом (Вам пришлось постоять рядом и подождать прежде, чем Вас начали обслуживать) да нет      
ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ Возникали ли во время совершения платежа перерывы по инициативе сотрудника? да нет      
  С чем были связаны перерывы в обслуживании? /ВОЗМОЖНО НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТА          
  Звонил офисный/мобильный телефон да нет     неприменим
  Пришел другой клиент да нет     неприменим
  Подошел другой сотрудник дэ нет     неприменим
  другая причина да нет     неприменим
  Извинился ли сотрудник за перерыв, возникший во время проведения операции? да нет     неприменим
  Как сотрудник разговаривал с Вами?          
  Вежливо, уважительно, дружелюбно (улыбался, поддерживал зрительный контакт) да нет      
  Нейтрально (не улыбался, не поддерживал зрительный контакт, без раздражения и недовольства) да нет      
  Неприветливо (показывал недовольство мимикой или голосом. Когда вы задавали новые вопросы раздражался, если Вам что-то было непонятно да нет      
  Агрессивно (часто перебивал, не давал высказаться, использовал грубые слова, напр. «Что тут не понятно?») да нет      
  По тому, как сотрудник разговаривал с Вами, у Вас сложилось мнение, что он заинтересован в Вас как клиенте?          
  Да, это было очевидно (старался помочь, терпеливо объяснял все непонятные моменты, не «подгонял») да нет      
  Нет, сотрудник не проявлял интереса в Вам, был без инициативен да нет      
  Нет, присутствовали спешка, торопливость сотрудника, как будто он хочет закончить разговор побыстрее да нет      
  Какие негативные моменты при общении с сотрудником вы можете отметить?  
  Какие положительные моменты при общении с сотрудником вы можете отметить?  
ПРОДАЖИ Предложил ли Вам сотрудник следующие продукты и услуги:          
Длительное поручение Оформить длительное поручение на совершение регулярных платежей (ЖКХ, детсад, обучение и др. регулярные выплаты) да нет      
Банк он-лайн Возможность оформления Банк - он-лайн для управления Вашим вкладом да нет      
Мобильный банк Возможность оформления мобильного банка да нет      
Банковская карта Возможность открыть банковскую карточку да нет      
Др. продукты Другие продукты и услуги записать        
ОБМЕН КОНТАКТАМИ Какие действия совершил сотрудник, завершая беседу с вами?          
  Доброжелательно попрощался да нет      
  Предложил обращаться в БАНК N в дальнейшем да нет      
  Предложил взять визитную карточку с контактной информацией Да нет      
  Предложил взять информационный буклет Да нет      
  Попросил оставить Вашу контактную информацию (телефон, электронную почту и т.д.) да нет      
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Оцените ваше впечатление от беседы с сотрудником Очень положительное Скорее пол, чем отр. нейтрально Скорее отр., чем полож. Совершенно отриц.
  Как бы вы могли охарактеризовать обслуживание в целом?          
  Если бы Вам в будущем понадобилась какая-либо услуга БАНКА N, Вы бы хотели получить ее у этого же сотрудника? да нет      
  ОПЛАТА ЖКУ ЧЕРЕЗ ПЛАТЕЖНЫЙ ТЕРМИНАЛ (при наличии)      
  Терминал в отделении был удобно расположен? да нет      
  Навигация в терминале была понятная, удобная? да нет      
  Терминал был исправен? да нет      
  Консультант, работающий в операционном зале, предложил Вам помочь в осуществлении платежа? да нет      

ФИО и подпись проверяющего ___________________________________________________________________________________

 

 

Контрольный лист по качеству обслуживания клиентов в подразделениях БАНКА N № подразделения   __________ дата и время проверки   __________  
БЛОК № 2 НАЧАЛО БЕСЕДЫ, УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА, ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОЦЕНКА Исключения
ПРИВЕТСТВИЕ КЛИЕНТА Опишите поведение сотрудника, когда Вы к нему обратились          
  сотрудник с Вами поздоровался да нет      
  сотрудник установил зрительный контакт (посмотрел Вам в глаза, когда приветствовал) да нет      
  сотрудник задал вопрос «Что Вас интересует? /Чем Вам помочь/Могу я Вам помочь?» или т п да нет      
  сотрудник улыбнулся Вам да нет      
  сотрудник никак не поприветствован Вас, но начал обслуживание да нет      
  сотрудник отложил дела и начал обслуживание да нет      
  сотрудник сказал Вам что он занят (Вам пришлось постоять рядом и подождать, прежде чем Вас начали обслуживать) да нет      
  сотрудник не обратил на Вас внимания и продолжал заниматься каким-то делом (Вам пришлось постоять рядом и подождать прежде, чем Вас начали обслуживать) да нет      
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ДЕПОЗИТА          
ВЫЯВЛЕНИЕ 'ПОТРЕБНОСТЕЙ Как сотрудник выявлял Ваши потребности?          
  Задал серию вопросов, чтобы лучше понять что именно Вам нужно (уточнил цель депозита, сумму, срок, валюту и др подобные нюансы) да нет      
  Не задавал уточняющие вопросы, а начал сразу что-то предлагать да нет      
  Не задавал уточняющие вопросы, и ничего не предлагал по своей инициативе, предложил задавать вопросы ("Что Вы хотите узнать?" "Какие у Вас есть вопросы?") и только отвечал на Ваши вопросы да нет      
  Не задавал уточняющие вопросы, а сразу предложил воспользоваться рекламными материалами или почитать в Ингернете и т п (там все написано) сказала "посмотрите не стенде и выберите какой Вам нужен депозит" да нет      
  Какие из следующих вопросов задавал сотрудник, чтобы понять, какой именно депозит Вам нужен?          
  Какую сумму Вы планируете вложить? да нет     неприменим
  На какой срок планируете открыть вклад? да нет     неприменим
  В какой валюте? да нет     неприменим
  Хотите ли иметь возможность пополнения? Снятия? да нет     неприменим
  На ваш взгляд, сотруднику удалось выявить/определить Ваши потребности? да нет      
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА          
ДОСТУПНОСТЬ И НАГЛЯДНОСТЬ Опишите, как сотрудник рассказывал о предлагаемом продукте          
  Только рассказывал о продукте да нет      
  Писал на бумаге и пояснял да нет      
  Рассказывал, используя информационный буклет или распечатанный материал да нет      
  Предложил записать информацию о продукте самостоятельно да нет      
  Использовал ли сотрудник в ходе презентации продукта банковские термины?          
  Использовал, но сразу объяснял что они обозначают да нет      
  Использовал, но объяснял после моего вопроса, что они обозначают да нет      
  Использовал, но не объяснял да нет      
  Использовал, но не смог объяснить, что они обозначают да нет      
  Нет не использовал да нет      
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА Рассказал ли сотрудник об условиях депозита?          
  Да, очень подробно рассказал сам да нет      
  Да, рассказал сам, но упомянул только отдельные условия (не детально) да нет      
  Нет (вообще нет, либо предложил почитать информационные материалы) да нет      
  Какой именно вклад предложил Вам сотрудник? записать____________________________________
ВЫДЕЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ Рассказал ли сотрудник о следующих преимуществах депозита?          
  Возможность оформления банковской карты с бесплатным обслуживанием в течение первого года использования да нет     неприменим
  Возможность использовать услугу «Зеленая улица» (совершать операции с депозитом в любом отделении независимо от того в каком именно был открыт вклад) да нет     неприменим
УДБО Возможность оформить депозит в рамках универсального договора банковского обслуживания да нет     неприменим
  Упомянул ли сотрудник о каких-либо других преимуществах депозитов БАНКА N? да нет      
  Сравнивал ли сотрудник депозиты БАНКА N с конкурентами? да нет      
  Что именно говорил сотрудник, сравнивая БАНК N с конкурентами? записать ____________________________________
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ИПОТЕЧНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ          
ВЫЯВЛЕНИЕ 'ПОТРЕБНОСТЕЙ Как сотрудник выявлял Ваши потребности?          
  Задал серию вопросов, чтобы лучше понять что именно Вам нужно (уточнил цель кредитования, сумму, срок, валюту и др подобные нюансы) да нет      
  Не задавал уточняющие вопросы, а начал сразу что-то предлагать да нет      
  Не задавал уточняющие вопросы, и ничего не предлагал по своей инициативе, предложил задавать вопросы ("Что Вы хотите узнать?" "Какие у Вас есть вопросы?") и только отвечал на Ваши вопросы да нет      
  Не задавал уточняющие вопросы, а сразу предложил воспользоваться рекламными материалами или почитать в Ингернете и т п (там все написано) да нет      
  Какие из следующих вопросов задавал сотрудник, чтобы понять, какой именно ипотечный кредит Вам нужен?          
  Какую сумму Вы планируете взять в кредит? да нет     неприменим
  На какой срок планируете взять кредит? да нет     неприменим
  В какой валюте? да нет     неприменим
  Какое обеспечение по кредиту Вы можете предложить? да нет     неприменим
  На ваш взгляд, сотруднику удалось выявить/определить Ваши потребности? да нет      
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА          

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.