Предмет и практическая значимость макроэкономики. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Предмет и практическая значимость макроэкономики.

2018-01-14 650
Предмет и практическая значимость макроэкономики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и практическая значимость макроэкономики.

Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Макроэкономическими проблемами можно назвать:

Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?

Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?

Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?

Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?

Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?


 

Методы макроэкономических исследований.

В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким общим методам и принципам экономического анализа относятся: абстрагирование, (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений); сочетание методов дедукции и индукции; сочетание нормативного и позитивного анализа; использование принципа «при прочих равных условиях», предположение о рациональности поведения экономических агентов и др.

Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает агрегирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь, если рассматривать совокупности или агрегаты. Макроэкономический анализ требует агрегирования. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование всегда основывается на абстрагировании, т.е. отвлечении от несущественных моментов и выделении наиболее значимых, существенных, типичных черт, закономерностей экономических процессов и явлений. Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи, макроэкономические показатели.

Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения экономических агентов, обеспечивает возможность выделить четыре макроэкономических агента: домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор.

Агрегирование рынков дает возможность выделить четыре макроэкономических рынка:

рынок товаров и услуг (реальный рынок), финансовый рынок (рынок финансовых активов), рынок экономических ресурсов, валютный рынок.


 

Большой экономический цикл.

Большие циклы Кондратьева – теория развития капиталистической экономики, впервые сформулированная в 30-х гг. 20 века выдающимся русским экономистом Н. Д. Кондратьевым. Сущность данной теории заключается в утверждении о существовании помимо обычных циклов (10-11 лет), "больших циклов" в развитии экономики, продолжающихся 50-60 лет и характеризующиеся сменой повышения и понижения экономической активности.

Этот вывод был сделан Кондратьевым на основе проделанной им гигантской работы по анализу движения индексов товарных цен, курсов ценных бумаг, депозитов, динамики заработной платы, внешней торговли, объемов производства в отдельных отраслях промышленности. В работу были вовлечены статистические показатели по Англии, Франции, Германии и США.

Большой цикл Кондратьева состоит из фаз "капиталоголодания" и "капиталонасыщения". В первый период происходит нарастание темпов и масштабов нового строительства, увеличение занятости в обрабатывающей промышленности и сфере услуг при её сохранении в сельском хозяйстве, устранение хронической безработицы, увеличение вывоза капитала, рост инвестиций в страны и отрасли, являющиеся поставщиками минерального и сельскохозяйственного сырья, повышается ставка ссудного процента и т.д.

По мере ослабления инвестиционного спроса происходит постепенная смена фазы "капиталоголодания" фазой "капиталонасыщения" продолжительностью 25-30 лет. В этой фазе появляются избыточные капиталы, возникает хроническая безработица, снижаются темпы перемещения рабочей силы из отраслей, производящих сырьё, в обрабатывающую промышленность и сферу услуг, сокращается вывоз капитала, понижается и в дальнейшем держится на низком уровне норма ссудного процента. С точки зрения теории циклов, в основе смены фаз лежат длительные колебания товарных цен.

Таким образом по системе циклов Кондратьева, в истории развития капиталистической экономики со 2-й половины 19 в. имели место два больших цикла: первый - с 1850 по 1900 и второй - с 1900 по 1940. С 1945 начался третий большой цикл - фаза "капиталоголодания". Из теории больших циклов следует то, что обычные экономические циклы исчезают, главная фаза цикла - экономический кризис перепроизводства - растворяется в колебаниях больших волн. На основе теории больших циклов Кондратьева конструировалась схема возможного бескризисного развития капиталистического хозяйства. В этом смысле, концепция больших циклов описывается как направленная против исходного марксистского положения о неизбежности при капитализме экономических кризисов. Наибольшее распространение она получила в довоенные годы. После 2-й мировой войны её положения легли в основу целого направления исследований в экономике, использовались для прогнозирования развития капиталистической экономики.

Дальнейшее развитие теория больших циклов получила в работах К. Кларка (Англия), У. Митчелла, А. Бёрнса и их последователей из Национального бюро экономических исследований (США), Ф. Симиана (Франция) и др.


 

Децильные коэффициенты.

КОЭФФИЦИЕНТ ДЕЦИЛЬНЫЙ — соотношение, отражающее дифференциацию доходов; отношение средних доходов 10% наиболее высокодоходных и средних доходов 10% наименее обеспеченных граждан; значение этого коэффициента в разных странах изменяется в пределах от 5 до 15.


Банковская прибыль.

Прибыль характеризует финансовый результат деятельности банка. Она определяется как разница между доходами и расходами банка за определенный промежуток времени.

Традиционно банковская прибыль классифицируется по видам операций: прибыль от кредитных операций, от операций в иностранной валюте, с ценными бумагами, от операций по счетам клиентов, прочих операций. В укрупненном виде выделяют прибыль от операционной деятельности, от небанковских услуг и прочую прибыль.

Ввиду того, что основным видом доходов банков являются процентные доходы, различают операционную прибыль (убыток), которая образуется на основе процентных доходов за минусом процентов уплаченных и прибыль от неоперационной деятельности.

Следует различать балансовую и чистую прибыль. Балансовая прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами и расходами банка. Из балансовой прибыли банк уплачивает различные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Оставшаяся после уплаты налогов прибыль является чистой прибылью. Она подразделяется на распределяемую прибыль (на выплату дивидендов) и капитализируемую (на увеличение капитала банка). Так от чистой прибыли производятся отчисления в уставный, резервный фонд, фонд развития банка и прочие фонды.

Оценка эффективности работы банка может производиться как по совокупности показателей прибыльности, так и по показателям прибыльности отдельной операции. Важнейшие относительные показатели прибыльности банка на данный момент следующие:

Прибыль на собственный (акционерный капитал) ROE = Чистая прибыль после налогообложения / собственный капитал банка

Показывает уровень доходности для акционеров банка.

Прибыль на единицу активов ROA = Чистая прибыль после налогообложения / Совокупные активы.

Определяет насколько эффективно банк извлекает прибыль из активных операций.


Налоги и налоговая система.

НАЛОГИ - обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основными чертами, которые характеризуют суть налогов, являются: установление налогов есть прерогатива законодательной власти; главная черта налога

- односторонний характер его установления; уплата налога - обязанность налогоплательщика, которая не порождает встречной обязанности государства; налог взыскивается на условиях безвозвратности; цель взимания налога

- обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное назначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы для обеспечения функций государства в интересах всего общества.

Налоги являются основным источником формирования финансовых ресурсов страны; используются на содержание государственного аппарата и предоставление определенных услуг населению (пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение). По законодательству Российской Федерации различаются налоги трех видов: а) налоги федеральные; б) налоги региональные; в) налоги местные. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

По способу взимания различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) юридических или физических лиц, имущество, природные ресурсы или другие факторы, способствующие получению дохода. Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец, имущества (дохода). К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение и т. п.

Косвенные налоги включаются в цену товаров (работ, услуг). Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам), либо в процентах к добавленной стоимости (налог на добавленную стоимость) или выручке от продаж (налог с продаж). Через механизм цен косвенные налоги в конечном итоге перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов.

Современная налоговая система включает различные виды налогов.

По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др. Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов федерации и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти); пропорциональные - налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода; прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода.


Финансовая система.

Государство как центральный институт по управлению обществом состоит из политической, экономической, социальной, религиозной и других структур. Основу экономической структуры составляют отношения, возникающие в государстве. В них участвуют четыре субъекта:

§ государственные органы власти;

§ региональные органы власти;

§ хозяйствующие субъекты;

§ население.

У каждого из этих субъектов свои права и обязанности. С целью реализации этих прав они вступают в определенные отношения, в т.ч. и товарно-денежные, что приводит к возникновению финансовой системы.

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях: во- первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей.

Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Финансовая система - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками. Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы.

Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в стране осуществляют органы государственной власти и управления.

Структура финансовой системы – это совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы):

*государственный бюджет;

*местные финансы;

*специальные внебюджетные фонды;

*финансы государственных корпораций.

Вместе с тем, возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. Например, выделение финансов холдингов, финансово-промышленных групп, финансов семей и граждан.


Содержание и цели политики протекционизма и политики свободной торговли.

История мировых экономических отношений связана с развитием двух концепций в подходе к мировым связям, следовательно, и двух направлений в государственной внешнеэкономической политике. Сторонники протекционизма считают необходимым осуществление государственной защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что международная торговля должна развиваться на основе рыночных сил спроса и предложения, т.е. структуру экспорта и импорта должен формировать рынок. Сочетание этих двух подходов в той или иной пропорции в разные периоды формирует внешнеэкономическую политику государств.

В пользу протекционизма обычно выдвигаются как социально-политические, так и экономические аргументы.

Социально-политические преимущества протекционизма:

поддержание государственной безопасности страны;

защита более высокого уровня жизни и заработной платы в стране (защита богатых стран от наплыва дешевой рабочей силы и наплыва товаров, произведенных дешевой рабочей силой);

сохранение некоторых традиционных видов деятельности (национальные промыслы);

достижение определенных политических целей в отношениях с другими государствами.

Экономические аргументы в защиту протекционистских мер:

с помощью импортных пошлин страна может достичь улучшения условий торговли и увеличения экономического выигрыша;

поддержка национальной промышленности на этапе ее зарождения и становления;

повышение уровня занятости национальных ресурсов;

смягчение кризиса в отраслях, испытывающих экономические трудности;

ограждение национальной экономики от мировых кризисов. Реакцией на протекционистские меры государства в разные периоды развития национальной экономики стало появление и дальнейшее совершенствование принципа свободной торговли.

Критика протекционизма:

в долгосрочном периоде протекционизм подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет конкурентное давление со стороны мирового рынка:

снижает благосостояние потребителей, поскольку из-за введения протекционистских мер происходит рост цен на товары;

усиливает международное соперничество государств и создает угрозу стабильности и безопасности мирового хозяйства.

Преимущества свободной торговли:

свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций в результате применения международной специализации производства и обменана основе принципа сравнительных преимуществ;

способствует повышению качества выпускаемой продукции вследствие роста международной конкуренции;

оптимизирует процесс распределения производственных ресурсов;

способствует международной концентрации производства и массовому выпуску товаров.


Предмет и практическая значимость макроэкономики.

Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Макроэкономическими проблемами можно назвать:

Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?

Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?

Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?

Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?

Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?


 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.