Место государства в решении вопроса экономического равновесия. Мультипликатор автономных расходов. Кейнсианская теория регулирования экономики — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Место государства в решении вопроса экономического равновесия. Мультипликатор автономных расходов. Кейнсианская теория регулирования экономики

2018-01-14 479
Место государства в решении вопроса экономического равновесия. Мультипликатор автономных расходов. Кейнсианская теория регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современные развитые экономики – это смешанные экономики. Это означает, что государство является активным участником хозяйственных отношений и воздействует на функционирование рыночной системы. Основные задачи государства в условиях рыночной экономики выдвигаются в виде экономических целей, реализуемых с помощью экономической политики. Наиболее важными задачами можно считать:

· поддержание макроэкономического равновесия;

· справедливое распределение доходов;

· экономическая обеспеченность.

Для реализации поставленных задач государство должно выполнять возложенные на него функции. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными являются:

· разработка и утверждение правовых основ экономики, т. е. государство в лице своих парламентских и правительственных структур развивает правовую базу для нормального функционирования рынка;

· определение приоритета макроэкономического развития, т. е. необходимо определить, что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы будут социальные, экологические, мирохозяйственные последствия;

· реализация социальных ценностей, поскольку любые законы, результаты экономического роста имеют смысл лишь в том случае, если они направлены на процветание всей нации;

· регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализации социальных ценностей. Создание системы встроенных стабилизаторов экономики для сглаживания макроэкономических показателей.

Главным и определяющим здесь является регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для поддержания функционирования рыночного механизма. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения оказывает определяющее воздействие на размеры и динамику национального производства, занятость населения, динамику цен.

Совокупное предложение представляет собой определенное количество материальных благ и услуг, которые предприятия предлагают на рынке населению, государству и друг другу. Совокупное предложение стремится к достижению потенциального объема производства.

Совокупный спрос – это представленные на рынке в денежной форме потребности со стороны населения, государства и предприятий. На совокупный спрос влияет уровень цен на продаваемые товары, доходы населения, размер налогов, объем государственных закупок, объем инвестиций предприятий и т. д.

Значительное влияние на современные экономические системы оказывают так называемые внешние эффекты, т. е. выгоды или издержки участников рынка, обусловленные не обстоятельствами их внутренней деятельности, а переливами рациональных и нерациональных факторов и результатов макроэкономического кругооборота, которые от них не зависят.

Различаются следующие виды внешних эффектов:

· побочные эффекты;

· эффекты государственных (социальных, общественных) благ.

Побочные эффекты (издержки перелива) связаны с тем, что рыночная экономика производит блага не только с положительной, но и с отрицательной полезностью (это эффекты загрязнения среды, блага, потребление которых наносит вред здоровью, и т. д.). Кто-то от этого несправедливо выигрывает, а кто-то проигрывает и недопроизводит блага с положительной полезностью. Государство вмешивается в экономику с помощью налоговой политики, в результате макроэкономика приходит в состояние равновесия без ярко выраженного результата.

Существуют также эффекты государственных благ. Они необходимы и обладают полезностью для всех участников макроэкономики, но могут быть произведены только государством.

Государственные блага обладают специфическими свойствами:

1. Они не делимы (их эффект распространяется на всех, и благодаря этому их нельзя продать индивидуальному участнику рынка). Это объекты государственной инфраструктуры, правительственные учреждения и т. д.

2. Они порождают так называемую проблему «фрирайдера» (люди могут пользоваться государственным благом, не неся никаких рыночных издержек его производства). Это услуги суда, армии, милиции. В ряде случаев они выступают квазиобщественными (т. е. эти блага может производить и рынок, но в недостаточном для общества количестве, что значительно снижает выгоды для всех). Это услуги образования, здравоохранения и т. д.

Вмешательство государства в экономику не является спонтанным, а базируется на ряде моделей. Обычно выделяют три модели государственного регулирования экономики: классическую, кейнсианскую, институционально-социальную.

Классическая модель предполагает минимальное вмешательство государства в экономику и основана на концепции А. Смита, в соответствии с которой оно является «ночным сторожем» рыночной экономики. Это означает, что государство должно мягко воздействовать на правила «естественной рыночной игры» предпринимателей, работников и потребителей, вытекающие из закона спроса и предложения. В то же время государство должно жестко реагировать на отклонения от этих правил, используя право, суд, армию, полицию и другие силовые структуры.

Кейнсианская модель предполагает активное и максимально допустимое вмешательство в экономику государства с целью минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка. Государство, как один из важнейших субъектов рынка, принимает участие в инвестировании экономики для достижения равновесия. Государство воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение с целью повышения эффективного спроса.

Согласно кейнсианской теории, государственные инвестиции могут и должны обладать мультипликационным эффектом. Под мультипликационным эффектом инвестиций понимается множительный эффект, который достигается инвестициями в результате их «перетекания» из отрасли в отрасль, приводящего к увеличению объемов производства во всех отраслях, через которые проходят инвестиционные средства. Проходя по отраслям инвестиции, приводят к увеличению объемов производства в геометрической прогрессии, как если бы в каждую из отраслей были вложены эти инвестиции.

Кроме того, для регулирования совокупного спроса и совокупного предложения государство может использовать денежные средства в качестве автономных инвестиций. Введение Кейнсом понятия мультипликатора и выявление мультипликационного эффекта показало направление эффективного государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования. Автономные инвестиции, осуществляемые государством, в состоянии простимулировать одновременно ряд взаимосвязанных отраслей и привести к высоким темпам роста общественного производства. Значимость же государственных автономных инвестиций связана с тем, что именно государство остается самым богатым субъектом в период экономического спада. Как самый богатый субъект, государство в состоянии преодолеть ситуацию спада в развитии производства, приводя к повышению эффективности спроса.

Государственными автономными инвестициями называются инвестиции в новую технику и повышение качества продукции, приводящие к увеличению совокупного спроса и вновь созданного чистого продукта.

Согласно кейнсианской теории инвестиции, в отличие от текущих затрат на производство, дают результаты не в том периоде, в котором они осуществляются, а в течение ряда последующих периодов. Поэтому при сравнении инвестиционных затрат с получаемыми результатами возникает проблема соизмерения разновременных ценностных показателей, которая решается посредством дисконтирования автономных инвестиций.

Как было показано в предыдущей теме, с ростом занятости происходит рост доходов и рост потребления. Государство в целях регулирования экономики в состоянии повлиять на потребление населения с помощью политики «народного капитализма», предложенной Кейнсом. Данная политика заключается в инициировании процесса индивидуального инвестирования в производство на основе распространения акций предприятий среди населения. С этой целью акции должны быть малого достоинства, чтобы быть доступными по цене любому субъекту рынка. Инвестирование в производство делает заинтересованными в результатах деятельности предприятий непосредственных производителей, повышает эффективность их труда на основе личной причастности.

Также на совокупный спрос и совокупное предложение значительное влияние оказывает занятость. Государство, как самый значимый субъект, в период нестабильности должно стимулировать повышение уровня занятости за счет расширения государственного производства, создания рабочих мест, привлечения незанятого населения к общественным работам. Это приведет к увеличению номинальных доходов населения и росту потребительского спроса.

Еще одним способом регулирования экономики на основе достижения эффективного спроса является ограничение реальной заработной платы. Это приводит к более быстрому возврату денег в экономику и осуществлению инвестиций на их осонове.

Институционально-социальная модель предполагает реализацию трех функций государства (путем его исторически оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества): силовой, экономической и социальной. Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечить минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране она имеет свои особенности. К числу таких наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся:

1. Правительственные закупки.

2. Трансферные платежи.

3. Государственные кредиты.

4. Дотации, субсидии, субвенции.

5. Фискальный федерализм.

6. Государственное предпринимательство.

7. Национализация и приватизация объектов собственности.

Правительственные закупки рассматриваются в качестве фактора роста рынков и товаров за счет увеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством государства.

Трансфертные платежи трактуются как передача государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом.

Государственные кредиты как инструмент означают, что правительство от лица государства распоряжается частью совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату – процент.

Дотацияэто безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги.

Субсидия является финансовым расходом государства для покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевых программ. Она может выступать в форме дотации или в виде субвенции. Субвенцией называется субсидия целевого назначения.

Фискальный федерализм – это система межправительственного перераспределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях наилучшего использования. В результате такого перераспределения укрепляется доходная база бюджетов, сокращаются или полностью покрываются дефициты бюджетов, сдерживаются ввод налогов и рост налогового бремени.

Государственное предпринимательство рассматривается как хозяйственная деятельность, субъектом и собственником ресурсной базы которой выступает правительство: федеральное, республиканское, местное. Государственное предпринимательство развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы на достаточно эффективном уровне, и там, где риск чрезмерен, а инвестиции весьма велики и требуют существенных дополнительных нечастных источников.

Национализация и приватизация объектов собственности являются инструментами государственного регулирования, направленными на изменение структуры, доли и результатов функционирования государственного и частного секторов предпринимательства в целях общего повышения эффективности национальной экономики.

В конечном счете все инструменты государственного регулирования направлены на то, чтобы соотнести макроэкономическое развитие с каким-либо предусмотренным вариантом движения. Постоянная изменчивость рынка, неопределенность результатов и их последствий создают основу для вмешательства в его механизм, стремление «подправить» работу рыночной системы.

 

 

2.1.6. Теории адаптивных и рациональных ожиданий.
Их значение в достижении равновесия

 

Теория адаптивных ожиданий лежит в основе государственной адаптационной политики, направленной на подавление инфляции, возникающей в результате нарушения рыночного равновесия.

Инфляция является важнейшим следствием нестабильности экономики.

Инфляция – долговременный процесс снижения покупательной способности денег. Существует открытая и скрытая (или подавленная) инфляция.

Открытая инфляция проявляется в продолжительном повышении уровня цен. Скрытая инфляция заключается в усилении товарного дефицита. Она возникает в условиях жесткого государственного контроля.

Кроме продолжительного процесса роста цен, существует ситуация однократного резкого повышения уровня цен, такая ситуация называется «инфляционным шоком», который может стать импульсом для развертывания инфляции, а может и не стать им. Тогда экономика абсорбирует инфляционный шок, т. е. погашает его с помощью устойчивого равновесия на отдельных рынках.

Уровень инфляции в ее открытой форме определяется темпом прироста уровня цен. Инфляция также относится к числу основных дестабилизирующих факторов рыночной экономики. Чем выше ее уровень, тем более она опасна, т. к. приводит к кризису денежной системы.

Представления субъектов рынка о будущем уровне цен, или инфляционные ожидания, входят в число важнейших параметров, определяющих их поведение. Поэтому для комплексного анализа причин возникновения инфляции и ее воздействия на экономическую конъюнктуру в макроэкономическую модель нужно включить инфляционные ожидания. Так как инфляция означает непрерывный рост цен, то для ее включения в макроэкономическую модель необходимо установить связь между темпами прироста уровня цен и объемов совокупного спроса и совокупного предложения.

Рассмотрим взаимосвязь спроса, предложения и инфляции на основе спроса и предложения одного из основных факторов производства – труда.

Что определяет денежную цену предложения труда при заданном уровне цен? Как и любая цена, цена труда зависит от конъюнктуры рынка. Когда на рынке труда имеет место дефицит, то рабочие могут рассчитывать на большую заработную плату, чем в период существования конъюнктурной безработицы, и наоборот. Эта зависимость может быть изображена графически с помощью уже рассматриваемой нами кривой Филипса (рис. 2.5).

Согласно кривой Филипса, в текущем периоде ставка заработной платы растет по сравнению с предыдущим периодом только при снижении безработицы ниже естественного уровня. Поскольку в состоянии неполной занятости денежная заработная плата снижается от периода к периоду, а цены устанавливаются по методу «затраты времени», то каждому объему предложения соответствует более низкий уровень цен.

 

Рис. 2.5. График кривой Филипса

 

Снижение безработицы и увеличение занятости сопровождаются ростом инфляции, т. к. в экономике постепенно уменьшается объем неиспользованных ресурсов. Расширение производства осуществляется на основе привлечения работников более высокой ставкой заработной платы и сопровождается ростом цен на инвестиционные товары. Это приводит к тому, что с уменьшением темпов безработицы происходит рост темпов инфляции, то есть между инфляцией и безработицей существует обратная зависимость. Кроме того, работодатели, повышая заработную плату, сопоставляют ее с предстоящими издержками производства и ценой конечного продукта. Когда, по их мнению, уровень номинальной заработной платы не превышает реальную заработную плату, они находят выгодным для себя рост, привлекая таким образом работников на производство и увеличивая занятость.
В свою очередь, работники также находят выгодным для себя повышение номинальной заработной платы, т. к. по их субъективным представлениям она приводит к повышению ее реального уровня. В конечном счете это приводит к повышению спроса рабочих мест на рынке труда и росту конкуренции. Повышение занятости приводит к увеличению объемов производства товаров и услуг.

Теория адаптивных ожиданий предполагает, что изменение номинальной заработной платы отстает от изменений уровня цен. Именно этот временной лаг делает возможным временное повышение прибылей, которое в свою очередь временно стимулирует занятость. Увеличение совокупного спроса может на некоторое время увеличить прибыли и, соответственно, объем производства и занятость. Но номинальная заработная плата вскоре повысится, сокращая прибыли предпринимателей и лишая их стимула к расширению производства и увеличению занятости.

Согласно теории адаптивных ожиданий, запущенный механизм инфляционных процессов невозможно остановить немедленно даже при жестких мерах сдерживания роста совокупного спроса. Предприниматели и работники привыкли к инфляции и ожидают, что она будет продолжаться. Рабочие предполагают рост стоимости жизни как результат роста инфляции, поэтому, заключая контракты, предусматривают в них ежегодный прирост заработной платы. Другим способом адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее эластичных товаров и услуг, а также быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности. Фирмы ожидают повышения цен на привлекаемые ими факторы производства, поэтому планируют объем производства и рост цен на всю продукцию таким образом, чтобы переложить это увеличение на плечи потребителей. Например, продавец цветов знает, что только половину из всех выращенных цветов он сможет продать. Для возмещения возможного ущерба он удваивает цену цветов на те, которые будут проданы, избежав, таким образом, ущерба от своей деятельности.

Государственная адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики в своих действиях учитывают инфляцию, исходя из предшествующих и текущих темпов инфляции. Поэтому основным принципом адаптационной политики является приспособление к ней для смягчения воздействия инфляции на экономику.

В 60-70 годы XX века в Великобритании применялась адаптационная политика для регулирования экономики, но она оказалась неэффективной, т. к. сдерживание цен приводило к снижению производительности труда и жизненного уровня населения.

Помимо теории адаптивных ожиданий, существует еще теория рациональных инфляционных ожиданий.

Теория рациональных ожиданий получила широкое распространение в середине 70-х годов XX века. Теория рациональных ожиданий включает общепринятое в экономической теории убеждение, что людям присуще рациональное поведение. Люди собирают и осмысливают информацию, представляющую для них денежный интерес, т. к. их доходы ограничены, в то время как желания носят безграничный характер. Если потребители узнают о скором снижении цен на какую-либо продукцию, то они сократят свое потребление данного продукта и производители вынуждены будут снизить цены. Если, например, в ожидании летнего урожая фруктов население в мае предъявит спрос на сахар для зимних заготовок, то цена на сахар повысится до сезона сбора урожая фруктов в результате повышения спроса на него. Формируя свои грядущие ожидания, рационально мыслящий субъект должен подвергать анализу не только прошлое, но и будущее. В частности, ему необходимо внимательно относиться к тому, о чем говорят и что, видимо, будут делать лица, от которых зависит принятие государственных решений. Ему также необходимо принять во внимание вероятное влияние настоящей и будущей экономической политики на дальнейшее развитие экономических событий, т. е. люди не наивно воспринимают полученную информацию, а стремятся предусмотреть действительный ход событий.

Регулирование экономики с учетом рациональных ожиданий требует открытости в проведении экономической политики со стороны государства. Информированность населения позволяет иметь большую предсказуемость в поведении населения, в противном случае даже самая удачная концепция экономического развития может не дать результатов из-за неадекватного поведения населения. Примером удачного использования теории рациональных ожиданий в экономической политике можно считать способы отмены талонной системы в России. Проведение мероприятий по отмене талонов предполагало поэтапный переход к свободной торговле в различных регионах. Для обеспечения ажиотажного спроса были накоплены значительные запасы, которые позволили насытить рынок без возникновения дефицита.

Результатом такой продуманной политики являлось снижение покупательского спроса до нормального уровня через две недели после отмены талонов.

Для подавления инфляции не всегда достаточно применение теорий адаптивных и рациональных ожиданий, на которых строится политика градирования. Часто государство принимает более жесткую политику, называемую «шоковой терапией».

Возникновение инфляции связывают со следующими условиями:

· более быстрый рост скорости обращения денег по сравнению с ростом реального НД;

· более быстрый рост уровня цен по сравнению с ростом реального дохода;

· более быстрый рост номинального количества денег в сравнении с реальным доходом.

Важным социально-экономическим следствием инфляции является перераспределение дохода и имущества между населением и государством, а также между различными слоями населения. Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции является снижение темпа прироста денежной массы, что приводит к снижению производства и снижению занятости. Для предотвращения инфляционных процессов существуют два варианта антиинфляционной политики, применяемые странами с целью восстановления стабильности экономики.

Первым является «шоковая терапия». «Шоковая терапия» предполагает использование чисто монетаристских мер, т. е. либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание государственного сектора экономики, ограничение роста денежной массы, сокращение социальных программ, ограничение роста национального дохода. Следовательно, шоковая терапия предполагает подавление инфляции за счет населения.

Вторым – градуирование. Градуирование предусматривает более мягкий подход к регулированию экономики и уменьшению инфляции. Градуирование представляет собой ограничение роста денежной заработной платы ростом средней производительности труда, а рост цен, ростом расходов на оплату труда. Однако в период нестабильности наблюдается процесс недогрузки производства, что приводит к снижению средней производительности труда. Снижение же в результате этого заработной платы приводит к сокращению потребления населения, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему снижению производительности труда.

Каждый из вариантов антиинфляционной политики осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране, как правило, используется сочетание различных мер по регулированию инфляции. Необходимо заметить, что наиболее последовательные приверженцы методов «шоковой терапии», в частности Россия, испытали на себе наиболее сильные их негативные последствия, что сказалось в значительном спаде производства и росте безработицы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.