Предмет и особенности метода макроэкономического анализа — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Предмет и особенности метода макроэкономического анализа

2018-01-14 371
Предмет и особенности метода макроэкономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение в макроэкономику

 

 

Переходная экономика

 

 

2.2.1. Разгосударствление и приватизация собственности.
Либерализация цен

 

Процессы огосударствления и разгосударствления объектов собственности играют большую роль для экономического развития многих стран. Во многих странах эти процессы стали инструментом государственного регулирования экономики. Становление рыночных отношений в России также строилось на основе использования процессов разгосударствления и приватизации. Мгновенное становление рыночных отношений при переходе от административно-командной экономики к рыночной экономике невозможно. Такой переход требует преобразования экономических, политических, правовых и социальных отношений. Преобразование всех перечисленных отношений требует времени. Период, в течение которого происходит замена старых отношений новыми, называется переходным периодом. В России переходный период характеризуется постепенной заменой административно-командных форм хозяйствования рыночными.

Первым этапом создания новых экономических отношений был процесс разгосударствления, начавшийся в 1985 году. Процесс разгосударствления предполагал создание альтернативных государственной форм собственности и форм хозяйствования. На первом этапе основной альтернативой государственной форме собственности стала кооперативная форма, а альтернативной формой хозяйствования выступила арендная форма. Наличие альтернативных форм собственности и хозяйствования не разрушило основ государственной формы собственности, но показало ее неэффективность.

В таких условиях закономерным процессом стало развитие приватизационных процессов с целью повышения эффективности производства.

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными организациями общественной собственности в частный сектор.

Важным моментом организации приватизации является выбор между ваучерной (чековой) и денежной приватизацией. Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, исходит из того, что государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всех граждан, сособственников, поэтому необходим раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны. Такой способ представляет наиболее простую форму приватизации.

Существенным недостатком ваучерного механизма является нарушение нормальной работы всех финансовых инструментов общества. С точки зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, а с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не может быть учтен.

Декларируемая социальная справедливость ваучерной приватизации также не выдерживает критики. Механизм действия рынка ваучеров практически выводит низкооплачиваемые слои населения из участия в приватизации предприятий, а трудящиеся оказываются под влиянием элитных групп и действуют в их интересах.

Кроме бесплатной передачи объектов собственности существует несколько возмездных методов приватизации.

1. Прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) государственных предприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого фондового рынка открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией. Конкурсная форма приватизации получила также распространение в Великобритании. Достоинством такой формы является то, что на основе конкурса государство реализует собственность не только исходя из экономических интересов, но и из социальных, т. е. предприятие продается тому субъекту, который предполагает использовать объект собственности с наибольшей пользой для общества в целом.

2. Аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике и Венгрии. Названная форма приватизации возможна в странах с достаточным накоплением частного капитала, когда население может денежные накопления обменять на реальные материальные ценности.

3. Ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолжности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий.

4. Разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур с последующей приватизацией частично происходило в России.

5. Передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа «ЭЗОП» в США.

6. Аренда и субподряд государственной собственности частным сектором: форма, применяемая в Китае. Эта форма дает возможность накопления средств для последующего выкупа предприятия при успешном хозяйствовании.

Существенным недостатком денежной приватизации является ее медлительность. Можно утверждать, что денежная приватизация не совместима как ключевой фактор с «шоковой» терапией экономики при условии обеспечения развития реального сектора экономики.

Проблемы встали в России на этапе форсирования денежной приватизации и залоговых аукционов, когда, например, 51% акций ОКБ имени Сухого и 50% акций Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» были выставлены на залоговый аукцион (и тут же реализованы) за 2 млн долл. США и 1 млн долл. США соответственно. И это при том, что цена одного самолета СУ-31 и СУ-35 составляет порядка 10 млн долл. США, а вертолета
Ка-50 «Черная акула» производства «Прогресса» – 6-8 млн долл.

Таким образом, сопоставляя концепции ваучерной и денежной приватизации, необходимо рассматривать две сферы – чисто экономическую и социальную. Экономически, по крайней мере в кратко- и среднесрочной перспективе, для «больших» стран денежная приватизация располагает значительными преимуществами перед ваучерной, ибо эмпирически известно, что она не ведет к катастрофическому падению национального дохода и ВВП, что особенно заметно, если применять в системе национальных счетов не ВВП, а совокупный общественный продукт. Если же государство, проводящее реформы, ставит перед собой задачу скорейшего создания и укрепления новых социальных групп – новой буржуазии, то необходимость ваучерной приватизации становится более явной.

В РФ программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, государственные контролирующие институты и территориальные органы власти имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100% акций в государственной собственности, либо путем преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.

В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 01.01.1992 не более 1 млн руб. попадали под так называемую «малую» приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до специальных указов президента РФ.

Основная же масса предприятий должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ).

Для них предусматривались следующие формы приватизации:

· закрепление пакета акций (в том числе и «золотой» акции) в государственной или муниципальной собственности;

· льготная продажа или передача акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия;

· выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды;

· продажа акций на чековом («ваучерном») или денежном аукционе;

· продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному.

Можно лишь пожалеть, что конкурсы неаукционного характера до 1995 года практически не сыграли никакой роли. В российских условиях жестко применялась аукционная форма приватизации, хотя эксперты предупреждали, что заранее принимать на себя обязательство реализовывать приватизируемые предприятия в основном через аукцион, значит, отказываться от получения оптимальных для страны результатов по многим сделкам. Жесткое применение аукционного метода приватизации существенно связывало российской стороне руки на переговорах с зарубежными инвесторами.

Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. Для развития Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов. При этом не были определены механизмы управления государственной собственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью между центром и регионами. Помимо этого, вообще отсутствовали нормы и критерии, ограничивающие объемы преобразований одной формы собственности в другую. Понятия национализации и секвестра отсутствовали в нормативной базе вообще.

Процесс приватизации сопровождался еще одним процессом демократизации экономики – либерализацией, в первую очередь либерализацией цен. Либерализация цен сопровождается отказом от их централизованного регулирования. Следовательно, цены складываются под воздействием рыночного механизма. Возможность формирования цен с помощью рынка связана с необходимостью введения свободной торговли для юридических и физических лиц. Либерализация приводит к преобразованиям в общественном производстве, его реорганизации под воздействием спроса. Это приводит к необходимости введения новых форм и методов хозяйствования: в отличие от плановой предсказуемой формы производства переходить к производству в условиях неопределенности.

Либерализация цен приводит к их резкому повышению, что сказывается на сокращении реальных доходов населения, снижении жизненного уровня, изменении структуры потребления. В производственной сфере возникают проблемы перераспределения сырья, изменения структуры производимых благ.

Значительное влияние либерализация экономики оказывает на деятельность отраслей военно-промышленного комплекса, привыкших работать в условиях планового сбыта продукции государству. Так как к 1985 году в экономике России половина предприятий являлась убыточной, в условиях «отпуска» цен они стали неконкурентоспособными. Кроме того, либерализация экономики способствовала проникновению на внутренний рынок импортных товаров, являющихся более конкурентоспособными, что подрывало экономическую базу не только расширенного, но и простого воспроизводства из-за трудностей сбыта отечественных благ.

Либерализация цен может осуществляться с помощью «шоковой терапии» – процесс одномоментного отпуска цен, и их резкий скачок вверх, а также с помощью «градуирования», т. е. постепенного повышения цен, происходящего в условиях частичного их регулирования на отдельные блага.

Особенностью российской либерализации цен было то, что сначала государство разместило на предприятиях государственный заказ, а затем отпустило цены на сырьевые ресурсы, что лишило предприятие оборотных фондов, а, зачастую, и части основных фондов. Утрата фондов предприятий привела к резкому сокращению объемов производства, ухудшению качества продукции, передаче рынка иностранным производителям. Последствия либерализации цен до сих пор не преодолены российской экономикой.

 

 

Введение в макроэкономику

 

 

Предмет и особенности метода макроэкономического анализа

 

Предметом исследования макроэкономики являются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства. В целом они заключаются в обеспечении условий устойчивого экономического роста; оптимального сочетания занятых ресурсов с целью их рационального использования; минимизации затрат, максимизации продуктивности производства и регулирования уровня инфляции.

Проблемы макроэкономики затрагивают как отдельного человека, так и оказывают влияние на международные экономические отношения.

При этом в центре внимания оказываются такие показатели функционирования экономики, как национальный доход (НД), уровень цен (Р), уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темп экономического роста, валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и др.

Для понимания предмета исследования макроэкономики необходимо различать два уровня макроэкономического анализа:

· анализ, основанный на эндогенных переменных, т. е. переменных, определяемых в ходе расчетов при моделировании экономических процессов;

· анализ, основанный на экзогенных переменных, т. е. переменных, вводящихся извне при определении перспектив развития общественного хозяйства.

В процессе оценки деятельности национальной экономики в течение определенного периода выводятся основные показатели, характеризующие развитие экономики отдельных ее отраслей. Эти показатели рассчитываются ежегодно. Их количественное содержание меняется в зависимости от экономических условий, складывающихся в текущем году. Такие показатели получили название эндогенных переменных, а анализ, осуществляемый с их помощью, – анализ, основанный на эндогенных переменных. На основании системы национальных счетов осуществляется анализ на первом уровне. Он используется для получения информации о результатах функционирования национальной экономики. Эта информация способствует выработке экономической политики, сравнительного анализа экономических потенциалов различных стран. На ее основе корректируются макроэкономические концепции.

Для осуществления экономической стратегии вводятся перспективные показатели, т. е. показатели на будущий период с учетом достигнутого уровня и факторов, способных повлиять на дальнейшее развитие этого показателя. Например, достижение роста ВНП на несколько процентов предполагает учет возможностей рационального использования материальных ресурсов, денежных ресурсов, уровня занятости и роста квалификации работников и т. п., так как все это может повлиять на возможности роста ВНП.

Таким образом, анализ национальной экономики на втором уровне, или построенный с учетом экзогенных переменных, представляет собой прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных экономических концепций. Цель анализа на основе экзогенных переменных заключается в определении того, какие факторы и каким образом влияют на будущее значение экономических параметров национальной экономики.

В макроэкономике используются агрегированные (суммарные) показатели, характеризующие движение экономики как единого целого. Макроэкономический анализ предполагает выявление ключевых моментов функционирования экономической системы в условиях абстрагирования от различий между отдельными рынками, т. е. анализируется механизм установления и поддержания на основе государственной политики общего экономического равновесия.

Макроэкономический анализ включает несколько основных экономических субъектов. Так, в учебнике «Макроэкономика» под редакцией В. М. Гальперина выделены четыре экономических субъекта:

1. Сектор домашних хозяйств.

2. Сектор предпринимательства.

3. Сектор государства.

4. Заграница.

Очевидно, выделение именно этих четырех субъектов правомочно с определенной долей абстракции, а также с учетом того, что макроэкономика оперирует агрегированными величинами. На наш взгляд, в качестве основных субъектов рынка целесообразно выделить:

1. Домохозяйства.

2. Фирмы или предпринимательский сектор.

3. Государственный сектор или правительство.

4. Банковский сектор.

Названные субъекты присущи экономике закрытого типа. У государств с открытой экономикой, включенных в мировое хозяйство, правомочно выделение пятого субъекта – заграницы, как субъекта внешнеэкономических отношений.

Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которые:

1. Самостоятельно принимают решения.

2. Являются собственниками какого-либо фактора производства.

3. Стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Сектор домашних хозяйств – включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, их деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домохозяйства являются собственниками всех факторов производства, и на основе их реализации получают доход, подразделяющийся на потребление и сбережение, т. е. домашние хозяйства проявляют три вида деловой активности:

· предлагают факторы производства;

· потребляют часть дохода;

· сберегают другую его часть.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Под фирмой понимается хозяйственно-экономическая единица, которая:

1. Самостоятельно принимает решения.

2. Стремится к максимальной прибыли.

3. Использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Деятельность фирм сводится к производительному потреблению факторов производства, нахождению оптимального сочетания этих факторов и переработке их в конечный продукт на основе применения наиболее эффективных на данный момент технологий.

Виды экономической активности этого сектора сводятся:

· к спросу на факторы производства;

· к предложению благ;

· к инвестированию.

Государственный сектор включает в себя все правительственные учреждения, имеющие юридическую власть для осуществления, в случае необходимости, контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общегосударственных целей по регулированию макроэкономического равновесия. Результаты деятельности государства, как производителя общественных благ, проявляются в повышении продуктивности предпринимательского сектора и снижении затрат на потребление домашних хозяйств.
В отличие от предпринимательского сектора, государство не преследует цель – максимизацию прибыли. Главной целью государственного сектора является макроэкономическое регулирование на основе:

· государственных социальных программ;

· поддержания высокой занятости;

· вмешательства в рыночный механизм.

Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, произведенные в предпринимательском секторе. Затраты на закупку благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих, называются государственными расходами, источником покрытия которых служат налоги.

К государственным расходам относятся:

· пенсии занятым в государственном секторе, социальные пенсии для граждан, являющихся подданными данного государства;

· пособия по безработице, выплаты малоимущим слоям населения и т. д.;

· дотации или безвозмездное финансирование государством сфер, имеющих общегосударственное значение;

· субвенции (целевые дотации на что-либо, например, на выплату заработной платы учителям).

Эти выплаты принято учитывать в качестве отрицательных налогов. Основным фискальным агентом государства является Центральный банк. Одной из важнейших функций государства в лице Центрального банка, помимо установления учетной ставки, резервной нормы и операций на открытом рынке, является создание или предложение денег, необходимых для удовлетворения потребностей в денежной массе домашних хозяйств, предпринимателей и самого государства. Эти меры направлены на достижение макроэкономической стабильности.

Исходя из изложенного можно заключить, что экономическая активность государства, как экономического субъекта, реализуется:

· в закупке благ или товаров, необходимых для всего общества в целом;

· во взимании налогов для регулирования уровня доходов в обществе;

· в предложении денег с целью повышения экономической активности субъектов рынка.

Банковский сектор включает в себя Центральный банк и систему коммерческих банков, влияющих на создание и движение наличных и безналичных денег, а также инвестиций.
К видам экономической активности данного сектора можно отнести:

· предложение бумажных денег;

· контроль за количеством бумажных денег;

· обмен иностранными валютами;

· кредитование и заимствование.

Коммерческие банки относительно самостоятельны в своей деятельности, поэтому разрешительные и ограничительные меры Центрального банка по предложению денег могут быть частично преодолены. Способы преодоления ограничительных мер Центрального банка будут рассмотрены далее.

Как было уже сказано, государственная экономика не может достаточно эффективно развиваться в условиях изоляции или самоизоляции. Кроме того, экономическое эмбарго является, как правило, экономической мерой воздействия на отдельную страну со стороны международного сообщества, связанной с антиобщественным курсом этой страны. Поэтому правомочно включение в систему анализа национальной экономики еще одного субъекта – заграницы.

Сектор «заграница» включает в себя всех отечественных экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные институты, учреждения, находящиеся на территории данной страны. К видам экономической активности данного сектора относят:

· взаимообмен товарами, услугами;

· взаимообмен капиталом и иностранными валютами;

· кредитование и заимствование.

При рассмотрении национальной экономики выделение незначительного числа субъектов макроэкономического анализа предполагает абстрагирование от отдельных конкретных субъектов названных секторов экономики. Оно достаточно условно и необходимо для анализа экономики как единого целого.

Макроэкономическое агрегирование распространяется не только на макроэкономические показатели, но и на рынки, поэтому рынки различных благ, например рынок ресурсов, рассматриваются как единый рынок одного абстрактного блага. Большими издержками макроэкономического анализами на основе агрегирования являются частичная потеря информации и повышение уровня абстракции. Однако упрощение экономической деятельности до обозримого числа наиболее существенных взаимосвязей лежит в основе макроэкономического моделирования, посредством которого и осуществляется макроэкономический анализ.

Макроэкономические модели представляют собой формализованные описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. С помощью моделей осуществляется выявление экономических проблем и обеспечивается многовариантность способов их разрешения, что способствует достижению многовариантности, альтернативности и гибкости макроэкономической политики. Использование макроэкономических моделей позволяет оптимизировать предпринимаемые государством меры по управлению циклическими колебаниями экономики.

При построении макроэкономических моделей обычно используют четыре типа функциональных уравнений:

1. Поведенческие функции, выражающие сложившиеся в обществе предпочтения (анализ на уровне человека). Так, закономерность распределения домохозяйствами своего дохода между потреблением (С) и сбережением (S) можно представить в виде двух функций:

C = C(y) – функция потребления;

S = S(y) – функция сбережения;

y – доход домохозяйств.

2. Функции, характеризующие техническую зависимость, например, производственная функция. То, что мы создаем на предприятиях (величина дохода), зависит от применения труда (L) и капитала (K).

Y = F (K, L), т. е. доход зависит от определенного сочетания капитала (K) и труда (L).

3. Институциональные функции, которые представляют собой институционально установленную зависимость между параметрами модели. Например, сумма налоговых поступлений (G) является функцией от дохода и установленной соответствующим институтом налоговой ставки.

G = ∑ y T(y);

G – сумма налоговых поступлений;

T(y) – ставка налога;

y – доход субъекта.

4. Деффинициальные функции, выражающие зависимости, вытекающие из вербального определения экономических явлений. Например, под совокупным спросом на рынке благ (YД) подразумевается суммарный потребительский спрос домашних хозяйств (C), инвестиционный спрос предпринимательского сектора (I), государства (G) и заграницы (E).

 

Y = C + I G +E.

 

Макроэкономические модели могут строиться как на эндогенных, так и на основе экзогенных переменных. Для анализа эффективности экономики в текущем периоде используются модели, построенные на эндогенных переменных.

Наиболее простую модель функционирования национальной экономики можно представить в виде хозяйственной деятельности пяти субъектов, взаимодействующих друг с другом на трех агрегированных рынках, рисунок 2.1.

 

Рис. 2.1. Модель национального рыночного хозяйства

 

Как можно видеть на рисунке 2.1, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой с помощью агрегированных рынков или непосредственно.

Рассмотрим взаимосвязи на примере домохозяйств. Домохозяйства поставляют на рынок ресурсов сырье и рабочую силу, получая обратно доходы. Сырье поступает на фирмы и предприятия, производящие товары и услуги. Получив доходы, домохозяйства часть из них отчисляют государству в виде налогов. Отдельная часть домохозяйств получает дотации от государства. Большая часть доходов домохозяйств расходуется на приобретение товаров и услуг, поставляемых фирмами и заграницей. Остатки доходов домохозяйств поступают в банки и с помощью банков поступают на финансовый рынок в виде инвестиций. Домохозяйства при этом получают доход в виде процента.

При подробном анализе предложенной модели можно видеть, что каждый из субъектов прямо или опосредовано связан с другими субъектами и принимает участие в деятельности всех агрегированных рынков.

Необходимо подчеркнуть, что субъект макроэкономического анализа является ограниченно включенным в деятельность национальной экономики. Процессы международного разделения труда, а также международной интеграции приводят к увеличению значения в национальной экономике такого субъекта, как заграница. Ряд стран за счет данного субъекта формирует значительную долю ВНП, в национальной экономике с помощью этого субъекта возрастает полезность потребляемых благ. Однако влияние данного субъекта на национальную экономику должно контролироваться государством, т. к. увеличение доли данного субъекта на рынке товаров и услуг свыше 30% может отрицательно сказаться на объемах национального производства и эффективности производственного сектора. Хотя в современных условиях рост транснациональных корпораций, интегрированных в экономику нескольких стран, делает сложным выделение в них предпринимательского сектора, принадлежащего национальной экономике и загранице.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.