Тема 3. Учебная деятельность, условия ее активизации, эффективности и оптимального функционирования (2 ч.) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 3. Учебная деятельность, условия ее активизации, эффективности и оптимального функционирования (2 ч.)

2018-01-14 156
Тема 3. Учебная деятельность, условия ее активизации, эффективности и оптимального функционирования (2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(АСПИРАНТУРА)

 

 

  УТВЕРЖДАЮ Зав. каф. ИПед _____________ Минин М.Г. ___»________________2012 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ТОМСК 2012 г.


Предисловие

1. Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры Инженерной педагогики протокол № ____ от ___________2012 г.

 

 

2. Программа педпрактики СОГЛАСОВАНА с институтами, факультетами, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.

 

 

Зав. кафедрой ИПед М.Г. Минин

 

Цели преподавания дисциплины

 

Дисциплина «Педагогическая психология» является одной из основных дисциплин при подготовке магистрантов, аспирантов, педагогов по программе «Преподаватель высшей школы»

1.1. Цель преподавания дисциплины: формирование у слушателей (магистрантов, аспирантов, педагогов) системного психолого-педагогического подхода к решению проблемы качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе, развития и сохранения здоровья студентов в процессе обучения, а также организации образовательного процесса с позиций контекстно-компетентностного подхода. Приобретение системы знаний и умений, позволят им эффективно решать целый ряд педагогических задач. Так, слушатель будет знать:

· качество подготовки специалистов в вузе, его оценивание с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов;

· структуру качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе, психолого-педагогические условия обеспечения качества каждой ее компоненты, качества в целом (гуманизация и гуманитаризация образования, личностно-ориентированное, личностно-развивающее обучение, профессионализм педагога);

· структуру интеллекта общего, технического и условия их развития в образовательном процессе вуза;

· компонентный состав психологической системы деятельности (ПСД) и условия развития каждой из ее составляющих в процессе обучения в вузе;

· принципы создания технологий обучения, в том числе компьютерных, которые способствуют эффективности и качеству образовательного процесса, качеству подготовки специалистов в вузе;

· цели и компонентный состав психолого-педагогических технологий исследования:

· цели и принципы разработки психолого-педагогических технологий проектирования: учебного процесса, учебного предмета, учебной информации, учебника, в том числе компьютерного и компьютерных обучающих программ;

· цели и компонентный состав психолого-педагогических технологий взаимодействия – организации учебного процесса и оценки его качества;

· о мониторинге качества образования, обеспечивающем непрерывное оценивание качества обучения, подготовки специалистов, образования;

· качества, определяющие профессионализм личности и деятельности педагога;

Применение приобретенных знаний в учебном процессе будет способствовать формированию у педагогов следующих умений:

· организации активной самостоятельной познавательной деятельности студентов;

· диагностики личностных и интеллектуальных особенностей студентов и организации

учебного процесса с учетом этих особенностей;

· оценивать качество подготовки специалистов как с позиций системного психолого-педагогического, так и компетентностного подходов;

· проектировать учебный предмет, учебную информацию, учебник, в том
числе компьютерный, компьютерные обучающие программы, способствующие активизации познавательной деятельности студентов, эффективности и качеству образовательного процесса;

· разрабатывать эффективные методы и технологии обучения, способствующие развитию интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей студентов, обеспечивающих качество их подготовки в вузе и конкурентоспособность на рынке труде.

При освоении курса слушатель сможет овладеть системным психолого-педагогическим подходом к оценке и обеспечению качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе, развитию и сохранению здоровья студентов в образовательном процессе, к решению различных педагогических задач и проблем, а также к оценке качества подготовки специалистов в вузе с позиций компетентностного подхода.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

  № п/п   Раздел дисциплины   Лекции Практич. занятия и семинары Самостоят занятия
  Введение 0,5    
1. Качество обучения, подготовки специалистов в вузе, его оценка и обеспечение с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов 1,5. практич. занятия – 2 семинар– 2    
2. Личность, ее структура. Развитие, саморазвитие личности и сохранение ее здоровья в системе непрерывного образования   практич. занятия – 2 семинар–2  
3. Учебная деятельность, ее структура, условия активи- зации, эффективности, оптимального функциониров. подструктур – общения, познавательной деятельност. психич. состояний, физиологического обеспечения   практич. занятия – 2 семинар –2  
4. Психолого-педагогические технологии обучения – исследования, проектирования,организации учебного процесса   практич. занятия – 2 семинар –2  
  Технологии и методы обучения студентов общепрофессиональным и специальным дисциплинам   практич. занятия– 2 семинар –2  
  Всего часов      

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ (10 часов)

Тема 1. Качество обучения и обеспечивающие его условия (2 ч.)

1.1.Системный психолого-педагогический подход к оценке качества обучения. Психолого-педагогическая концепция (обеспечения) качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе.

1.2. Структура качества обучения: уровень развития мировоззрения, интеллекта – общего – вербального и невербального, технического интеллекта; сформированность психологической системы деятельности – психологической готовности к деятельности в последующей образовательной системе или профессиональной деятельности, которая проявляется в наличии мотива, цели, программы деятельности, информационной базы деятельности, блока принятия решений, профессионально важных качеств личности).

1.3. Психолого-педагогические условия обеспечения качества подготовки специалистов в техническом вузе: гуманизация, гуманитаризация и компьютеризация высшего технического образования, индивидуализация обучения, личностно-развивающее обучение, формирование психологической культуры и культуры здоровья участников образовательного процесса, профессионализм личности и деятельности педагога.

 

Тема 2. Личность, ее развитие и сохранение здоровья в системе непрерывного образования: системный психолого-педагогический подход (2 ч.)

2.1. Структура личности, теории ее развития. Принципы здоровьесбережения как основания организации здоровьесохраняющего образовательного процесса и формирования культуры здоровья личности. Концепция развития личности в системе непрерывного образования и жизнедеятельности в целом.

2.2. Личностный потенциал человека, его таланты и их развитие в системе непрерывного образования.

2.2.1. Возрастные этапы развития личности, ведущие виды деятельности на каждом этапе.

2.2.2. Нормальное и аномальное развитие личности в процессе жизнедеятельности.

2.2.3. Структура интеллекта (интеллектуальной одаренности) по М.А.Холодной: интеллектуальные способности, интеллектуальные критерии, интеллектуальный контроль, когнитивный опыт. Развитие этих составляющих при применении в учебном процессе соответствующих психологических концепций обучения и, в первую очередь, принципа обучения на «высоком уровне трудности».

2.2.4. Интеллектуальное, творческое профессиональное развитие личности в творческой образовательной среде, системе непрерывного образования, в жизнедеятельности в целом. Условия сохранности интеллекта.

 

Содержание практических занятий и семинаров (20 ч.)

1. Учебно-познавательная деятельность, психолого-педагогические условия

ее активизации, повышения эффективности и успешности. (4 ч.).

2. Развитие личности и сохранение ее здоровья в системе непрерывного образования: системный психолого-педагогический подход (4 ч.)

3. Психолого-педагогические технологии исследования: индивидуально-психологических особенностей студентов, педагогов, их склонностей к профессиональной деятельности, психологических особенностей изучаемой дисциплины (3 ч.).

4. Психолого-педагогические технологии проектирования учебного процесса

(при индивидуализации, личностно-ориентированном и развивающем обучении),

учебного предмета, учебной информации, учебника, в том числе компьютерного, компьютерных обучающих программ (3 ч).

5. Психолого-педагогические технологии взаимодействия – организации учебного процесса: установления педагогически целесообразных отношений; организации активной познавательной деятельности студентов при фронтальной, дифференцированной и индивидуальной формах обучения; обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, их склонностей к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной сферам деятельности; оценки качества обучения, качества подготовки специалистов и др. (3 ч.).

6. Профессионализм личности и деятельности педагога. Учебно-педагогическое сотрудничество, общение и развитие личности в образовательном процессе, ее потенциальных, творческих возможностей, интеллектуальных способностей и профессионально-важных качеств. «Барьеры» в педагогическом общении, взаимодействии и в учебно-познавательной деятельности (3 ч.).

Контрольные вопросы – вопросы для самостоятельной работы

Тема 1. Качество обучения, качество подготовки специалистов в вузе

1. Как с позиций системного психолого-педагогического подхода оценить качество подготовки специалистов в вузе – техническом, педагогическом?

2. Как с позиций системного психолого-педагогического подхода следует оценивать качество обучения, его структура?

3. Каковы с позиций системного психолого-педагогического подхода основные показатели оценки качества образовательного процесса?

4. Оценки качества обучения с позиций компетентностного подходов?

5. Концепция качества подготовки специалистов в вузе

6. Структура качества подготовки специалистов в вузе, ее составляющие?

7. Мировоззрение, его развитие в вузе и оценка уровня сформированности?

8. Интеллект общий (вербальный и невербальный), его развитие в процессе

обучения и оценка?

9. Технический интеллект, его компонентный состав, определяемый разными авторами, оценка и условия развития в вузе?

10. Психологическая система деятельности (ПСД) – психологическая готовность к деятельности, ее компоненты, их оценка и развитие в вузе?

11. Структура интеллекта по М.А.Холодной и возможности развития его

компонентов в вузе?

12. Структура интеллектуальных способностей и возможности их развития в

образовательном процессе вуза?

13. Интеллектуальный контроль, интеллектуальные критерии – интенции, их роль в регуляции умственной деятельности личности?

14. Психические понятийные структуры и способы кодирования информации, их развитие в образовательном процессе?

15. Когнитивные схемы и семантические структуры, их развитие в процессе обучения?

Тема 2. Личность, ее развитие и сохранение здоровья в образовательном

Процессе

1. Структура личности, темперамент, особенности темперамента меланхолика, холерика, флегматика и сангвиника

2. Характер, его основные черты. Акцентуации характера, их особенности

3. Способности, их классификация, условия развития.

4. Эмоционально-волевая сфера личности. Управление эмоциями.

5. Теории развития личности, возможности их реализации в системе непрерывного образования.

6. Возрастные этапы развития личности, ведущие виды деятельности на каждом этапе.

7. Нормальное и аномальное развитие личности в процессе жизнедеятельности.

8. Личностный потенциал человека и его таланты, их развитие в системе непрерывного образования.

9. Принципы здоровьесбережения как основания организации сохраняющего здоровье образовательного процесса и формирования культуры здоровья личности.

10. Структура интеллекта (интеллектуальной одаренности) по М.А.Холодной, интеллектуальные способности, их развитие в образовательном процессе.

11. Интеллектуальные критерии (интенции), интеллектуальный контроль, их

функции в процессе интеллектуальной деятельности.

12. Когнитивный опыт: когнитивные схемы, способы кодирования информации,

семантические структуры, психические понятийные структуры, их развитие

в процессе жизнедеятельности личности, его актуализация в процессе жизнедеятельности личности, индивидуальности.

13. Интеллектуальное развитие личности в системе непрерывного образования. Условия сохранности интеллекта.

14. Развитие творческого потенциала личности, в т.ч. воображения и фантазии.

15. Профессиональное становление и развитие личности в системе непрерывного

профессионального образования, в жизнедеятельности в целом.

 

Темы рефератов

1. Учебная деятельность, условия ее активизации и повышения эффективности.

2. Качество обучения, его структура, условия, обеспечивающие качество подготовки специалистов в вузе с позиций системного психолого-педагогического подхода.

3. Оценка качества обучения, качества подготовки специалистов с позиций компетентностного подхода

3. Основные психологические концепции обучения, их реализация в учебном процессе вуза.

4. Технологии психолого-педагогического исследования.

5. Технологии психолого-педагогического проектирования.

6. Технологии психолого-педагогического взаимодействия (организации учебного процесса).

7. Профессионализм личности и деятельности педагога.

8. Основные проблемы стимулирования учебно-воспитательной деятельности.

9. Виды педагогических оценок, их влияние на мотивацию учебно-познавательной деятельности и формирование ценностей.

10. Оценка уровня развития интеллектуальных способностей студентов.

11. Психологические средства повышения эффективности педагогических оценок.

12. Мониторинг качества образования как средство развития личности.

13. Активный метод обучения на базе структурно – логических схем.

14. Активизация познавательной деятельности студентов при фронтальной, дифференцированной и индивидуальной форме обучения.

15. Организация познавательной деятельности студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей (особенностей нервной системы, функциональной симметрии- асимметрии полушарий головного мозга, когнитивных стилей)

16. Познавательная самостоятельность студентов и условия ее развития.

17. Критерии качества подготовки специалистов в техническом вузе.

18. Диагностика уровня развития профессиональных способностей студентов.

19. Диагностика уровня развития технических и творческих способностей студентов.

20. Общение и его роль в развитии личности.

 

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

1. Соколова И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие со структурно-логическими схемами. Гриф УМО по ППО, диплом лауреата всероссийского конкурса учебно-методиче-

ских изданий, 2014. Диплом и золотая медаль международной выставки – ярмарки на ВДНХ, 2014. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. 332 с.

2. Регуш Л.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. – СПб, 2010. – 414 с.

3. Зеер Э.Ф. Инновации и компетентностный подход в профессиональном образовании. – Екатеринбург, 2007. 235 с.

4. Соколова И.Ю., Гиль Л.Б.. – От самопознания к саморазвитию и сохранению здоровья. – Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2010. электронный вариант. 105 с.

5. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и

технологии обучения. – Томск, Изд-во ТПУ, 2003.- 203 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Логос, 1993. - 295 с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.:Педагогика, 1986-239 с.

3. Занков Л.В. Обучение и развитие //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.:Изд-во МГУ, 1981. - Ч.2. С.22-25.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие.- М.:Логос, 2002. 383 с.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Педагогика, 1989. - 167 с.

6. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации // Под ред. А.А.Бодалева. -М.: Изд-во АПН СССР, 1984. - 165 с.

7. Познавательные способности в обучении /Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

8. Соколова И.Ю. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – 305 с.

9. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе вуза. – Красноярск: Изд-во ТГУ, 2005. 263 с.

10. Холодная И.А. Психология Интеллекта: парадоксы исследования. - М.: Изд-во «Барс», 1996.- 295 с.

 

Программу составила: доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики послевузовского

образования ТГПУ И.Ю. Соколова

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

  № п/п   Раздел дисциплины   Лекции Практич. занятия и семинары Самостоят занятия
  Введение 0,5    
1. Качество обучения, подготовки специалистов в вузе, его оценка и обеспечение с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов 1,5. практич. занятия – 2 семинар– 2    
2. Личность, ее структура. Развитие, саморазвитие личности и сохранение ее здоровья в системе непрерывного образования   практич. занятия – 2 семинар–2  
3. Учебная деятельность, ее структура, условия активи- зации, эффективности, оптимального функциониров. подструктур – общения, познавательной деятельност. психич. состояний, физиологического обеспечения   практич. занятия – 2 семинар –2  
4. Психолого-педагогические технологии обучения – исследования, проектирования,организации учебного процесса   практич. занятия – 2 семинар –2  
  Технологии и методы обучения студентов общепрофессиональным и специальным дисциплинам   практич. занятия– 2 семинар –2  
  Всего часов      

Методические рекомендации к самостоятельной работе по курсу «Педагогическая психология» как теоретические основания инновационных процессов в образовании

Цель самостоятельной работы по курсу «Педагогическая психология ВШ»: повышение психолого-педагогической квалификации слушателей, формирование их профессионально-педагогической, психолого-педагогической компетентности посредством самостоятельного овладения знаниями и умениями, необходимыми для организации личностно-развивающего профессионального образования студентов, развития их потенциальных, творческих возможностей, интеллектуальных, профессиональных способностей и качеств, формирования компетентностей и компетенций.

Курс обеспечивается двумя учебными пособиями и их электронными вариантами – «Педагогическая психология», «Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения», и учебно-методическим пособием по диагностике индивидуально-психологических особенностей личности «От самопознания к самореализации», его электронным вариантом.

В процессе самостоятельной работы слушатели:

· выполняют одно из заданий по каждой из пяти тем курса;

· отвечают на 3 – 2 теоретических вопроса по каждой теме курса;

· выполняют к каждому занятию по 2 – 3 теста, позволяющих определить их индивидуально-психологические особенности (личностный потенциал, уровень развития интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей и качеств);

· разрабатывают рекомендации, как взаимодействовать и как обучать 3 – 2 студентов, обладающих различными психофизиологическими особенностями и уровнями развития интеллектуальных способностей, в том числе, пространственного мышления, стилей представления и решения проблем;

· разрабатывают рекомендации, как организовать образовательный процесс по преподаваемой дисциплине, чтобы он был эффективным, студенты были активными преобразователями учебной и иной информации, чтобы в процессе обучения у будущих специалистов развивались мировоззрение, различные интеллектуальные, профессиональные способности и качества, формировалась психологическая готовность к той или иной профессиональной деятельности.

При ответах на вопросы, каждому слушателю в зависимости от его номера в списке группы предлагаются номера вопросов, представленные в таблице.

 

№ в списке                              
Тема 1 1,6, 2,7, 3,8, 4,9, 5,10, 5,9, 4,8, 3,7, 2,6, 1,7, 1,7, 2,8, 3,9, 4,10, 5,6,
Тема 2 1,6, 2,7, 3,8, 4,9, 5,10, 5,9, 4,8, 3,7, 2,6, 1,7, 1,7, 2,8, 3,9, 4,10, 5,6,
Тема 3 1,6 2,7 3,8 4,9 5,10 5,9 4,8 3,7 2,6 1,7 1,7 2,8 3,9 4,10 5,6
Тема 4.1 1,6 2,7 3,8 4,9 5,10 5,9 4,8 3,7 2,6 1,7 1,7 2,8 3,9 4,10 5,6
Тема 4.2 1,6, 2,7, 3,8, 4,9, 5,10, 5,9, 4,8, 3,7, 2,6, 1,7, 1,7, 2,8, 3,9, 4,10, 5,6,
Тема 5 1,6   2,7   3,8   4,9   5,10   5,9   4,8   3,7   2,6   1,7 1,7   2,8   3,9   4,10   5,6

Ответы на вопросы записываются в тетрадь и представляются студентами магистрантами, аспирантами к очередным занятиям.

ЗАДАНИЯ

для самостоятельной работе по дисциплине «Педагогическая психология»

Выбрать по каждой из 5-ти тем одно задание, наиболее соответствующее преподаваемой дисциплине …, или той, которую будете в ближайшее время преподавать.

Тема 1. Оценка качества обучения, качества подготовки специалистов с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов

1.1. Выделить, выявить те компоненты качества обучения,, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.2. Выделить, выявить те компоненты качества подготовки специалистов, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.3. Выделить, выявить те компоненты научного мировоззрения, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.4. Выделить, выявить те компоненты общего интеллекта, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.5. Выделить, выявить те компоненты технического интеллекта, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.6. Выделить, выявить те компоненты технических способностей, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.7. Выделить, выявить те компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.8. Выделить, выявить те компоненты профессиональных способностей, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.9. Выделить, выявить те компоненты творческих способностей, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.10. Выявить, выделить компонентный состав общекультурных или профессиональных компетенций, которые могут быть развиты у студентов в образовательном процессе по дисциплине…

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(АСПИРАНТУРА)

 

 

  УТВЕРЖДАЮ Зав. каф. ИПед _____________ Минин М.Г. ___»________________2012 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ТОМСК 2012 г.


Предисловие

1. Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры Инженерной педагогики протокол № ____ от ___________2012 г.

 

 

2. Программа педпрактики СОГЛАСОВАНА с институтами, факультетами, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.

 

 

Зав. кафедрой ИПед М.Г. Минин

 

Цели преподавания дисциплины

 

Дисциплина «Педагогическая психология» является одной из основных дисциплин при подготовке магистрантов, аспирантов, педагогов по программе «Преподаватель высшей школы»

1.1. Цель преподавания дисциплины: формирование у слушателей (магистрантов, аспирантов, педагогов) системного психолого-педагогического подхода к решению проблемы качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе, развития и сохранения здоровья студентов в процессе обучения, а также организации образовательного процесса с позиций контекстно-компетентностного подхода. Приобретение системы знаний и умений, позволят им эффективно решать целый ряд педагогических задач. Так, слушатель будет знать:

· качество подготовки специалистов в вузе, его оценивание с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов;

· структуру качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе, психолого-педагогические условия обеспечения качества каждой ее компоненты, качества в целом (гуманизация и гуманитаризация образования, личностно-ориентированное, личностно-развивающее обучение, профессионализм педагога);

· структуру интеллекта общего, технического и условия их развития в образовательном процессе вуза;

· компонентный состав психологической системы деятельности (ПСД) и условия развития каждой из ее составляющих в процессе обучения в вузе;

· принципы создания технологий обучения, в том числе компьютерных, которые способствуют эффективности и качеству образовательного процесса, качеству подготовки специалистов в вузе;

· цели и компонентный состав психолого-педагогических технологий исследования:

· цели и принципы разработки психолого-педагогических технологий проектирования: учебного процесса, учебного предмета, учебной информации, учебника, в том числе компьютерного и компьютерных обучающих программ;

· цели и компонентный состав психолого-педагогических технологий взаимодействия – организации учебного процесса и оценки его качества;

· о мониторинге качества образования, обеспечивающем непрерывное оценивание качества обучения, подготовки специалистов, образования;

· качества, определяющие профессионализм личности и деятельности педагога;

Применение приобретенных знаний в учебном процессе будет способствовать формированию у педагогов следующих умений:

· организации активной самостоятельной познавательной деятельности студентов;

· диагностики личностных и интеллектуальных особенностей студентов и организации

учебного процесса с учетом этих особенностей;

· оценивать качество подготовки специалистов как с позиций системного психолого-педагогического, так и компетентностного подходов;

· проектировать учебный предмет, учебную информацию, учебник, в том
числе компьютерный, компьютерные обучающие программы, способствующие активизации познавательной деятельности студентов, эффективности и качеству образовательного процесса;

· разрабатывать эффективные методы и технологии обучения, способствующие развитию интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей студентов, обеспечивающих качество их подготовки в вузе и конкурентоспособность на рынке труде.

При освоении курса слушатель сможет овладеть системным психолого-педагогическим подходом к оценке и обеспечению качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе, развитию и сохранению здоровья студентов в образовательном процессе, к решению различных педагогических задач и проблем, а также к оценке качества подготовки специалистов в вузе с позиций компетентностного подхода.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

  № п/п   Раздел дисциплины   Лекции Практич. занятия и семинары Самостоят занятия
  Введение 0,5    
1. Качество обучения, подготовки специалистов в вузе, его оценка и обеспечение с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов 1,5. практич. занятия – 2 семинар– 2    
2. Личность, ее структура. Развитие, саморазвитие личности и сохранение ее здоровья в системе непрерывного образования   практич. занятия – 2 семинар–2  
3. Учебная деятельность, ее структура, условия активи- зации, эффективности, оптимального функциониров. подструктур – общения, познавательной деятельност. психич. состояний, физиологического обеспечения   практич. занятия – 2 семинар –2  
4. Психолого-педагогические технологии обучения – исследования, проектирования,организации учебного процесса   практич. занятия – 2 семинар –2  
  Технологии и методы обучения студентов общепрофессиональным и специальным дисциплинам   практич. занятия– 2 семинар –2  
  Всего часов      

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ (10 часов)

Тема 1. Качество обучения и обеспечивающие его условия (2 ч.)

1.1.Системный психолого-педагогический подход к оценке качества обучения. Психолого-педагогическая концепция (обеспечения) качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе.

1.2. Структура качества обучения: уровень развития мировоззрения, интеллекта – общего – вербального и невербального, технического интеллекта; сформированность психологической системы деятельности – психологической готовности к деятельности в последующей образовательной системе или профессиональной деятельности, которая проявляется в наличии мотива, цели, программы деятельности, информационной базы деятельности, блока принятия решений, профессионально важных качеств личности).

1.3. Психолого-педагогические условия обеспечения качества подготовки специалистов в техническом вузе: гуманизация, гуманитаризация и компьютеризация высшего технического образования, индивидуализация обучения, личностно-развивающее обучение, формирование психологической культуры и культуры здоровья участников образовательного процесса, профессионализм личности и деятельности педагога.

 

Тема 2. Личность, ее развитие и сохранение здоровья в системе непрерывного образования: системный психолого-педагогический подход (2 ч.)

2.1. Структура личности, теории ее развития. Принципы здоровьесбережения как основания организации здоровьесохраняющего образовательного процесса и формирования культуры здоровья личности. Концепция развития личности в системе непрерывного образования и жизнедеятельности в целом.

2.2. Личностный потенциал человека, его таланты и их развитие в системе непрерывного образования.

2.2.1. Возрастные этапы развития личности, ведущие виды деятельности на каждом этапе.

2.2.2. Нормальное и аномальное развитие личности в процессе жизнедеятельности.

2.2.3. Структура интеллекта (интеллектуальной одаренности) по М.А.Холодной: интеллектуальные способности, интеллектуальные критерии, интеллектуальный контроль, когнитивный опыт. Развитие этих составляющих при применении в учебном процессе соответствующих психологических концепций обучения и, в первую очередь, принципа обучения на «высоком уровне трудности».

2.2.4. Интеллектуальное, творческое профессиональное развитие личности в творческой образовательной среде, системе непрерывного образования, в жизнедеятельности в целом. Условия сохранности интеллекта.

 

Тема 3. Учебная деятельность, условия ее активизации, эффективности и оптимального функционирования (2 ч.)

 

2.1. Структура учебной деятельности как деятельности - взаимодействия участников образовательного процесса (подструктуры отношений, поведения, познавательной деятельности, психических состояний, физиологического обеспечения) и как взаимодействие физиологических и психических функций

учащегося – школьника, студента в процессе осуществления этой деятельности.

2.2. Подструктура отношений (учащиеся – родители; школьник, студент – учитель, педагог; школьник, студент – сверстники; школьник, студент – учебные предметы). Влияние отношений: родителей, учителей, педагогов к школьникам, студентам и последних к своим сверстникам на эмоциональное (психическое) состояние, поведение, активность в познавательной деятельности и здоровье учащихся, отношение учащихся к учебным предметам. Диагностика межличностных отношений и причины конфликтов между «старшим и младшим», между сверстниками. Психологический климат в группе.

2.3. Подструктура поведения. Опт


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.159 с.