Глава II. Пути и средства формирования у дошкольников представлений о многообразии растений как результате их взаимодействия со средой обитания — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава II. Пути и средства формирования у дошкольников представлений о многообразии растений как результате их взаимодействия со средой обитания

2018-01-14 497
Глава II. Пути и средства формирования у дошкольников представлений о многообразии растений как результате их взаимодействия со средой обитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Констатирующий эксперимент

Эксперимент проводился на базе подготовительной группы ДОУ №2 г. Прокопьевска. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 10 человек. Возраст детей от 6, 2 до 6,7 г. Детский сад работает по программе «Детство», экологическое воспитание осуществляется на основании раздела «Ребенок открывает для себя мир природы» (авторы Н.Кондратьева и Л.М.Маневцева).

Формирование знаний о растениях у детей подготовительной группы происходит в следующем объеме и должно соответствовать следующему уровню знаний:

Первый блок знаний дополняет и расширяет представления детей о многообразии растений и раскрывает их принадлежность к миру живого на планете, выделяя их признаки и свойства. В соответствии с этим подбираются объекты познания. Это растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (например, видоизмененные стебли, листья, корни — корнеплоды), разное расположение частей — стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков и пр.

Содержание знаний о них — следующее:

Конкретные, представления о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, проявляющемся в строении, поведении, способах жизнедеятельности.

Конкретные и обобщенные представления о потребностях растений в соответствующих условиях среды обитания, а также степени дифференцированности этих потребностей и способах их удовлетворения, например, растения, имеющие темно-зеленые листья, — как правило, теневыносливые, их необходимо убирать с яркого света; растения, имеющие мясистые, сочные листы и стебли, покрытые плотной кожицей, засухоустойчивы и требуют умеренного полива, и т.п.

Обобщенное представление о системе потребностей растений (в оптимальной температуре, свете, влаге, для обитания, пище; об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям).

Конкретное и обобщенное представление об уходе за растениями, его направленности на удовлетворение всех потребностей, основные трудовые процессы по уходу за объектами уголка природы, некоторыми растениями огорода, цвет­ника.

Второй блок знаний расширяет и обобщает представления детей о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Он включает обобщенное представление о том, что растения могут жить, если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособлен­ность проявляется в их внешнем строении.

Конкретные представления о приспособлениях растений, с которыми дети знакомятся впервые (см. первый блок).

Обобщенное представление о том, что особенности приспособления обитания у растений изменяются по сезонам: изменение условий приводит к появлению соответствующих механизмов приспособления (например, изменение цвета листьев и листопад осенью).

Обобщенное представление о признаках сезона: состоянии растений, характерные явления в их жизни.

Обобщенное представление о системе приспособительных особенностей растений эколого-систематических групп к сезонным изменениям основных факторов среды (например, как они приспособились к зиме).

Третий блок знаний расширяет и уточняет представления детей о важном признаке всех живых существ — росте, развитии и размножении. Он включает обобщенное представление о том, что все растения растут, развиваются (изменяются) и размножаются.

Общее представление о признаках роста и развития живых организмов - увеличение тела, появление новых органов, частей, их функций, исчезновение старых. Последовательность наступления изменений. Обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растения.

Конкретные представления об основных потребностях растущего организма на некоторых стадиях роста и развития, способах их удовлетворения; о взаимоотношениях взрослого организма и «детей» у растений.

Конкретные представления о зависимости роста, развития и размножения растения от условий среды, о наиболее благоприятных для этого временах года — по совокупности условий: тепло, свет, пища и пр.

Четвертый блок знаний раскрывает представления о жизни живых существ в условиях экологических систем. Он включает следующие представления.

Обобщенное представление о составе живущих и их взаимосвязях в типичных экологических системах — лесе, луге, водоеме, парке, огороде и др. Проявления положительных и отрицательных взаимовлияний организмов в экосистемах: одни растения создают условия, соответствующие потребностям других. При исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообществ: изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. (Например, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению света и тепла — погибнут тенелюбивые растения и т. п.).[15]

Дети старшего дошкольного возраста должны знать о комнатных растениях следующее:

1. Название и назначение комнатных растений. Дети должны знать и оперировать 8—10 названиями комнатных растений (в каждой группе усваиваются 2—3 названия). Сюда мы относим и названия разных видов одного семейства (например, герани, бегонии, традесканции и др.).

2. Строение растений. Дети должны уметь определять комнатные растения по морфологическим признакам: «как дерево», «как кустик», «как травка».

3. Части растений:

§ стебли; дети должны отмечать наличие или отсутствие стеблей, их строение (прямостоящие, свисающие, вьющиеся), показывать особенности каждого из видов;

§ листья; определять форму — круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.; окраску — оттенки зеленого цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость); величину — использовать в определении более точные градации: мелкие листья, крупные, средней величины (в сравнении и как постоянный признак); поверхность листа — гладкий, ворсистый («в волосках»), блестящий — не блестящий; плотность и толщину листьев;

§ цветы; знать название окраски в цветах и оттенках, строение некоторых, их количество на цветоножке.

4. Происхождение (родина) некоторых растений.

5. Приспособленность к внешним условиям жизни: свету и воде, зависимость внешнего вида от места произрастания (кактус и др.).[16]

Программой «Детство» выделяются три уровня освоения представлений о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей среды:

Низкий уровень — Дети со знаниями этого уровня различают и называют большое число растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности (во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднение. Трудовые процессы выполняют не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчи­во, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень — Дети различают большое число объектов природы, вычленяют характерные и под руководством педагога - существенные признаки. Знают признаки живого. Устанавливают частные и некоторые общие связи. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Используют известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладели общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняют самостоятельно, достигают хороших результатов. Гуманное отношение проявляют, к проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаше пассивны.

Высокий уровень — Дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуются наблюдением для познания природы. Моделируют признаки объектов и связи. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать помощь и случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально отзывчивы на красоту природы.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня знаний детей о многообразии растений.

На данном этапе нашего исследования применялись такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование.

В процессе наблюдения за детьми мы выясняли, умеют ли они правильно ухаживать за комнатными растениями.

С детьми проводились индивидуальные и групповые беседы с целью выявления знаний ими деревьев и кустарников, садовых и лесных цветов, грибов и ягод.

Кроме того, нами было проведено анкетирование детей на знание комнатных растений.[17]

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.