И производных финансовых инструментов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

И производных финансовых инструментов

2018-01-14 265
И производных финансовых инструментов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основные понятия

 

Владелец - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Проспект ценных бумаг - документ, оформляемый эмитентом, содержащий информацию, указанную в ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг, требования к форме и содержанию которого устанавливаются Банком России.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, которые осуществляют брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарную деятельность и деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. ст. 3 - 5, 7, 8 Закона о рынке ценных бумаг).

Рынок ценных бумаг - это система взаимоотношений по поводу ценных бумаг и иных финансовых инструментов, возникающая между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками, а также иными лицами, функционирование которой обеспечивается регулирующим воздействием государства, а также основывается на принципах саморегулирования.

Эмиссия - установленная Законом о рынке ценных бумаг последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент - юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

 

Основные нормативные акты

 

Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Положение Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее в настоящей главе - Стандарты эмиссии) <1>.

--------------------------------

<1> Стоит отметить, что Стандарты эмиссии следует рассматривать в качестве основного нормативного правового акта подзаконного характера, детально регламентирующего отношения по осуществлению эмиссии.

 

Инструкция Банка России от 27 декабря 2013 г. N 148-И "О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации".

Положение Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".

Приказ ФСФР России от 13 марта 2007 г. N 07-23/пз-н "Об утверждении порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг".

Приказ ФСФР России от 10 июня 2009 г. N 09-21/пз-н "Об утверждении Положения о порядке выдачи Федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации".

Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным (утв. Постановлением ФКЦБ России от 31 декабря 1997 г. N 45).

Распоряжение ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. N 03-606/р "О государственной регистрации Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и ее региональными отделениями выпусков эмиссионных ценных бумаг".

 

§ 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре

рыночной экономики, определение и виды

 

Понятие рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является одним из величайших достижений человечества. Появившись сравнительно недавно, в Новое время, он за несколько столетий стал неотъемлемым элементом современной экономики, замыкая на себе интересы целых государств, крупнейших корпораций и частных инвесторов.

По сути рынок ценных бумаг является частью финансового рынка, на котором происходят процессы перераспределения свободных денежных средств. Как правило, в составе финансового рынка выделяют денежный рынок и рынок капиталов (такую классификацию, например, используют Мировой банк и Международный валютный фонд) <1>. Данный подход обусловлен особым характером финансовых ресурсов, обслуживающих оборотный и основной капитал. На денежном рынке обращаются средства, которые обеспечивают движение краткосрочных ссуд (до одного года). На рынке капиталов осуществляется движение долгосрочных накоплений со сроком более одного года <2>.

--------------------------------

<1> См.: Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг: трансформационные процессы. М., 2010. С. 34.

<2> См.: Рынок ценных бумаг: Учебник / Под общ. ред. Н.И. Берзона. М., 2007. С. 16 - 17. Не следует думать, что денежный рынок представляет собой исключительно рынок банковских кредитов, а рынок капиталов - рынок ценных бумаг. В частности, зарубежные исследователи свидетельствуют о неверности такого утверждения (см., например: Burton M., Nesiba R., Brown B. An Introduction to Financial Markets and Institutions. N.Y., 2010. P. 46). В США выпускаются такие правительственные ценные бумаги, как казначейские векселя (treasury bills), срок обращения которых не превышает года. Корпорации имеют возможность выпускать так называемые коммерческие бумаги (commercial papers) с коротким сроком обращения.

 

Существует прямая связь между развитием субъектов предпринимательской деятельности (в первую очередь корпораций, которые основаны на началах членства) и рынком ценных бумаг. Само существование корпораций невозможно без рынка ценных бумаг. Именно посредством его инфраструктуры корпорации получают необходимые для своего развития финансовые ресурсы (посредством продажи акций, облигаций и т.п.), а инвесторы (владельцы акций) становятся участниками корпоративных образований. Взаимосвязь между рассматриваемыми институтами наиболее четко прослеживается в историческом аспекте. Массовое возникновение акционерных обществ всегда сопровождалось ростом торгов на рынке, что провоцировало его бурное развитие.

Пожалуй, наиболее важный положительный эффект рынка ценных бумаг состоит в том, что он позволяет в максимально короткие сроки обеспечить перелив капитала из отраслей, теряющих имеющийся потенциал развития, в новые более перспективные сферы экономической деятельности. Благодаря этому повышается эффективность национальной экономики, происходит рациональное распределение ресурсов, отсутствует необходимость воздействия на происходящие процессы третьими лицами, например государством <1>.

--------------------------------

<1> Что интересно, данное обстоятельство отмечалось и учеными, исследовавшими рынок ценных бумаг в начале XX в. (см.: Huebner S.S. Scope and Functions of the Stock Market // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1910. Vol. 35. No. 3. P. 493), и нашими современниками (см.: Лялин В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. М., 2011. С. 12).

 

В то же время нельзя не отметить и наиболее известную негативную особенность рынка ценных бумаг. Как отмечают многие исследователи <1>, ему свойственна высокая чувствительность к политическим, экономическим, правовым изменениям в стране и за рубежом. По своей сути рынок ценных бумаг - это "рынок ожиданий", его участники строят свое поведение, во многом опираясь на свои субъективные представления о будущем.

--------------------------------

<1> См.: Хоменко Е.Г. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: Учеб.-практ. пособие. М., 2008. С. 10.

 

На рынке ценных бумаг существует несколько групп участников: эмитенты (прежде всего корпорации), инвесторы, посредники и иные организации, обеспечивающие функционирование инфраструктуры рынка, саморегулируемые организации, органы государства. Каждый из участников выполняет определенную функцию на рынке и имеет свои особенности. Право регулирует возникающие на рынке отношения, деятельность по достижению целей, стоящих перед участниками, определяет правовой статус каждого из них.

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать следующее определение рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг - это система взаимоотношений по поводу ценных бумаг и иных финансовых инструментов, возникающая между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками и иными лицами, функционирование которой обеспечивается регулирующим воздействием государства, а также основывается на принципах саморегулирования.

Функции и виды рынка ценных бумаг. Сам по себе рынок ценных бумаг обладает функциями, свойственными в целом рыночной экономике.

1. Общие функции:

- повышение эффективности функционирования первичных рынков, обеспечение конкуренции на них (товарный, денежный и др.) <1>;

--------------------------------

<1> Здесь имеется в виду повышение возможности у различных участников рынка привлечь дополнительные средства для развития предприятия на фондовом рынке.

 

- трансформация сбережений в инвестиции;

- обеспечение стабильности функционирования рыночной экономики;

- определение спроса, предложения и цены на соответствующие товары рынка;

- информационная функция <1>.

--------------------------------

<1> На основании данных фондового рынка можно сделать вывод об общем состоянии национальной и мировой экономики. В качестве таких показателей (индикаторов) выступают различные фондовые индексы (например, в России индексы ММВБ, в США - Dow Jones и т.д.).

 

2. Специальные функции:

- страхование финансового и денежного рынков, а также рисков, возникающих в результате предпринимательской деятельности на рынке;

- аккумулирование необходимых средств для решения конкретных задач производства в различных отраслях экономики;

- пополнение государственного бюджета и др. <1>.

--------------------------------

<1> К сожалению, нередко правительства разных стран злоупотребляют своим правом на выпуск долговых ценных бумаг, пытаясь заменить средствами, вырученными от эмиссии ценных бумаг, иные бюджетные поступления. Обычно это заканчивается весьма плачевно, вспомним хотя бы объявление в 1998 г. в России технического дефолта (отказ исполнения обязательств) по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов (ГКО/ОФЗ).

 

Таким образом, рынок ценных бумаг, выполняя вышеназванные функции, оказывает воздействие как на сферы экономической деятельности, так и на ее участников.

Виды рынка ценных бумаг. В зависимости от финансовых инструментов, являющихся предметом отношений между участниками рынка ценных бумаг, выделяют: рынок акций; рынок облигаций, в том числе государственных; рынок производных финансовых инструментов.

По связи объектов рынка ценных бумаг с их выпуском и обращением выделяют: первичный рынок - рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов; вторичный рынок - рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги.

По степени урегулированности отношений можно выделить: организованный рынок ценных бумаг, в рамках которого существуют биржевой рынок и рынок, функционирующий на площадках организаторов торговли - профессиональных участников; неорганизованный рынок ценных бумаг, участниками которого могут быть даже физические лица.

По территориальному признаку выделяют следующие рынки ценных бумаг: национальные рынки, международные рынки.

В зависимости от того, кто является эмитентом, выделяют: рынок корпоративных ценных бумаг, рынок государственных ценных бумаг.

 

§ 2. Эмитенты на рынке ценных бумаг

 

Понятие и правовой статус эмитента. Эмитент является одной из центральных фигур на фондовом рынке. Именно это лицо осуществляет выпуск ценных бумаг для последующей продажи инвестору, получает на рынке необходимые финансовые ресурсы для своего дальнейшего развития, несет ответственность перед владельцами размещенных ценных бумаг за надлежащее осуществление воплощенных в них прав.

Осуществляя эмиссию и принимая на себя соответствующий комплекс обязанностей перед инвестором, эмитент в зависимости от того, какие ценные бумаги он выпускает, может преследовать следующие цели <1>: привлечь капитал, реконструировать собственность (осуществить приватизацию или изменить статус компании), улучшить управление своими финансовыми потоками и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: теория и практика: Учебник. М., 2011. С. 437.

 

Легальное определение понятия "эмитент" содержится в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, согласно которой эмитент - это юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Необходимо отметить, что действующее законодательство РФ предусматривает следующие ограничения на выпуск всех либо некоторых ценных бумаг для отдельных категорий лиц.

1. Запрет на эмиссию ценных бумаг - отдельные виды эмиссионных ценных бумаг могут эксклюзивно выпускаться только строго определенным кругом эмитентов. Например, эмиссия акций является своеобразной привилегией акционерного общества. Как отмечается в п. 1 ст. 96 ГК РФ, акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций.

2. Ограничения эмиссии ценных бумаг - отдельные юридические лица ввиду особенностей своего правового статуса либо ограничены, либо вообще лишены права эмиссии ценных бумаг. Например, акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций <1>.

--------------------------------

<1> См. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (п. 1 ст. 4).

 

3. Ограничение эмиссии ценных бумаг для некоммерческих организаций - некоммерческие организации по общему принципу не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Это установлено п. 3 ст. 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Эмиссия ценных бумаг допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при наличии обеспечения, определенного нормативными актами. Например, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" наделена правом выпуска не только облигаций, но и иных ценных бумаг. При этом в качестве эмиссионных ценных бумаг выступают ценные бумаги, обеспечивающие права требования исполнения обязательств в денежной форме, приобретенные у третьих лиц (п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О банке развития").

Также правом выпуска эмиссионных ценных бумаг обладает государственная компания "Российские автомобильные дороги", причем в законе особо отмечена возможность выпуска и размещения ценных бумаг в целях осуществления заимствований не только в России, но и за ее пределами (п. 8 ст. 2 Федерального закона "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Классификация эмитентов:

1. По форме осуществления деятельности главный классификационный критерий, заложенный в самом определении эмитента, содержащемся в Законе о рынке ценных бумаг, можно выделить юридические лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. Как уже отмечалось, юридические лица могут выпускать эмиссионные ценные бумаги, но существует множество особенностей для каждого вида юридических лиц, что позволяет, в свою очередь, провести классификацию по критерию, основанному на их принадлежности к той или иной организационно-правовой форме.

Среди коммерческих организаций-эмитентов можно выделить акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные (муниципальные) унитарные предприятия <1>.

--------------------------------

<1> Право эмиссии облигаций предоставлено унитарным предприятиям п. 1 ст. 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

 

Среди некоммерческих организаций в качестве эмитентов выступают государственные корпорации и государственные компании (например, Внешэкономбанк и Автодор).

Отдельно среди юридических лиц ввиду неопределенности своего правового статуса стоит ЦБ РФ, имеющий право эмитировать облигации (п. 8 ст. 35 Закона о Банке России).

К следующей группе эмитентов, представляющих исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" относятся: Правительство РФ и Минфин России <1>; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ, наделенные законом субъекта РФ правом на осуществление государственных заимствований; местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

--------------------------------

<1> Правительство РФ вправе уполномочить тот или иной федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время это Минфин России (п. 5.3.16 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329).

 

2. По сфере осуществления деятельности можно выделить банки, страховые организации, юридические лица, осуществляющие деятельность в инвестиционной, депозитарной и прочих сферах. Например, применительно к кредитным организациям в качестве специального закона выступает Закон о банках, к акционерным инвестиционным компаниям - Закон "Об инвестиционных фондах". Кроме того, отдельные эмитенты характеризуются особым порядком регистрации эмиссии ценных бумаг.

3. По правовому статусу в соответствии со ст. 663 ГК РФ общества делятся на публичные и непубличные. В законодательстве закреплен дифференцированный подход к регулированию публичных и непубличных обществ. К публичным обществам предъявляются строгие требования по раскрытию информации. Регулирование непубличных обществ более диспозитивно и предоставляет возможность их участникам самостоятельно определять специфику управления компанией. Непубличное общество не вправе публично размещать или публично обращать акции или иные ценные бумаги, конвертируемые в его акции. Данное право появится у общества только после закрепления в его уставе за ним статуса публичного общества, что повлечет за собой обязанность по соблюдению требований, предъявляемых к публичным обществам.

4. По месту нахождения эмитентов можно разделить на российских и иностранных, т.е. зарегистрированных в качестве юридических лиц в России или в иностранной юрисдикции.

 

§ 3. Эмиссия акций и иных ценных бумаг акционерным обществом

 

Понятие эмиссии. Согласно Закону о рынке ценных бумаг под эмиссией понимается установленная Законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Однако легально установленное понятие эмиссии не вполне точно отражает ее суть и потому справедливо критикуется многими исследователями, которые обращают внимание на следующее.

Во-первых, законодательство сводит процедуру эмиссии к действиям одного лишь эмитента, хотя в принципе невозможно представить такую эмиссию, при которой возникновение ценных бумаг зависело бы только от одного эмитента <1>.

--------------------------------

<1> См.: Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М., 2011.

 

Во-вторых, в определении отсутствует какое-либо разделение этапов эмиссии и размещения. Безусловно, размещение ценных бумаг - это важный, но не единственный этап эмиссии.

Поскольку эмиссия представляет собой последовательность действий эмитента и иных лиц (государственных органов, органов корпоративного управления и т.д.), то в результате этих действий возникают эмиссионные отношения, имеющие направленность на решение задач, стоящих перед эмитентом. Как и любые отношения в сфере экономики, они, будучи опосредованы правом, приобретают характер правовых отношений. Рассматривая их по отраслевой принадлежности, т.е. делению права на отрасли по предмету и методу, следует подчеркнуть их комплексный характер. А с точки зрения стоящих перед эмиссией целей они приобретают единую направленность.

Наиболее точным представляется определение эмиссии, данное А.Ю. Синенко: "Эмиссия ценных бумаг - совокупность гражданско-правовых сделок, административных актов и организационно-распорядительных действий (содержание эмиссии), совершаемых эмитентами и иными лицами в предписываемой законом или в ином порядке, им установленном, форме и последовательности (процедура эмиссии), и направленных на размещение ценных бумаг, а в конечном счете - на удовлетворение экономических потребностей граждан и юридических лиц" <1>.

--------------------------------

<1> Синенко А.Ю. Эмиссия корпоративных ценных бумаг: правовое регулирование, теория и практика. М., 2002. С. 27.

 

В последнее время широкую популярность приобрело понятие IPO (Initial Public Offering) - первичное публичное предложение ценных бумаг (прежде всего акций) частной компании. Иными словами, IPO представляет собой публичное предложение, которое компания делает всем заинтересованным инвесторам, выставляя на продажу пакет акций, который по размерам обычно не превышает блокирующий (что позволяет собственникам сохранить контроль над компанией).

Следует особо подчеркнуть, что IPO не является синонимом эмиссии. Во-первых, эмиссия может быть связана не только с акциями, но и с иными ценными бумагами. Во-вторых, эмиссия может проводиться и без осуществления публичного размещения ценных бумаг, например по закрытой подписке. В-третьих, понятие IPO, по сути, вообще не является юридическим термином и не определяется ни в одном отечественном нормативном акте <1>. Под ним довольно часто подразумевается не только сам процесс размещения или продажи ценных бумаг, но и сопутствующие процессы, прежде всего маркетингового свойства, организуемые с целью повышения интереса к ценным бумагам со стороны потенциальных инвесторов (например, pre-marketing и road show).

--------------------------------

<1> Именно отсутствие устоявшегося определения IPO вызывает затруднения в его сравнении с иными процессами, возникающими на рынке ценных бумаг.

 

Pre-marketing является более широким понятием и включает в себя мероприятия, проводимые в рамках road show. К таким мероприятиям относятся непубличные встречи с потенциальными инвесторами, на которых осуществляется презентация деятельности компании, ее будущих планов, личное общение между менеджерами компании и потенциальными инвесторами. Pre-marketing, помимо перечисленного, включает, например, также такие действия, как общение с потенциальными инвесторами по телефону, выступления на публичных конференциях, направленные на привлечение интереса к компании и ее ценным бумагам, в целом создание благоприятного имиджа компании.

Процедура эмиссии. В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг (ст. 19) процедура эмиссии включает следующие этапы:

1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;

2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) идентификационного номера;

4) размещение эмиссионных ценных бумаг;

5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска).

В зависимости от объема регистрируемых документов и раскрываемой информации, а также от количества этапов процедура эмиссии ценных бумаг может проходить в общем, специальном и особом порядке.

В общем порядке осуществляется эмиссия ценных бумаг без необходимости подготовки, а также регистрации проспекта ценных бумаг, включая этапы, указанные в п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг.

Специальный порядок отличается необходимостью регистрации проспекта ценных бумаг (п. 1 ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг).

В особом порядке отсутствуют отдельные этапы, характерные для общего и специального порядка, но существуют дополнительные, особые требования, установленные законом. Например, в ходе эмиссии биржевых облигаций не требуются государственная регистрация выпуска, регистрация проспекта (вместо этого биржа присваивает выпуску биржевых облигаций идентификационный номер), государственная регистрация отчета (представления эмитентом в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска облигаций (ст. 27.5-2 Закона о рынке ценных бумаг). При этом эмиссия должна сопровождаться соблюдением дополнительных условий: например, для выпуска биржевых облигаций необходимы допуск к организованным торгам биржи, размещение посредством открытой подписки и т.д.

Итак, общий порядок эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы.

1. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг. В большинстве случаев формально процедура эмиссии начинается с принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг.

Если рассматривать акции, то в зависимости от выбранного способа размещения этих ценных бумаг возможны различные варианты решений, которые должен принять уполномоченный орган управления эмитента. Перечислим некоторые из них согласно Стандартам эмиссии:

1) решение об учреждении акционерного общества (размещение акций при учреждении);

2) решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций и последующего распределения их среди акционеров;

3) решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций (размещение акций путем конвертации в акции той же категории или типа с большей номинальной стоимостью);

4) решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций (путем подписки).

Решение о размещении должно содержать общие сведения об эмиссии ценных бумаг.

Применительно к эмиссии акций органом, принимающим решение о размещении, в первую очередь выступает общее собрание акционеров. В ряде случаев аналогичными полномочиями может обладать совет директоров, например при увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества это отнесено к компетенции совета директоров (подп. 5 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

В законодательстве решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг определяется как документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).

2. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что основной целью составления и последующего утверждения данного решения является фиксация прав, принадлежащих владельцам размещаемых ценных бумаг.

В хозяйственных обществах решение о выпуске утверждает совет директоров (наблюдательный совет) согласно п. 2 ст. 17 Закона о рынке ценных бумаг. Если этот орган в акционерном обществе отсутствует, то его полномочия могут перейти к общему собранию акционеров (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО). Однако это возможно лишь при соблюдении следующих условий: 1) в обществе меньше 50 акционеров - владельцев голосующих акций; 2) устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

Важная особенность: решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении. Этот срок установлен Стандартами эмиссии (п. 3.3). Очевидно, такой подход обусловлен опасением, что по прошествии полугодового периода многие параметры эмиссии потеряют свою актуальность (например, цена размещения).

3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску идентификационного номера. Данный этап эмиссии крайне важен как для самого эмитента (от уполномоченного государственного органа зависит, будет ли осуществлено размещение ценных бумаг или нет), так и для инвесторов (насколько тщательно была произведена проверка документации эмитента).

В то же время в отдельных случаях, связанных прежде всего с особыми видами ценных бумаг <1>, государственная регистрация их выпуска не требуется:

--------------------------------

<1> Имеется еще один случай, связанный с особенностями эмиссии и не требующий государственной регистрации выпуска. Речь идет об эмиссии ценных бумаг акционерного общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (п. 7 ст. 19.1 Закона об АО). Исходя из логики самого процесса, требовать государственной регистрации выпуска подобных ценных бумаг было бы неразумно.

 

- облигации Банка России (п. 2 ст. 27.5-1 Закона о рынке ценных бумаг);

- биржевые облигации (п. 2 ст. 27.5-2 Закона о рынке ценных бумаг);

- российские депозитарные расписки (только в случаях соблюдения условий, указанных в п. 5.1 ст. 27.5-3 Закона о рынке ценных бумаг).

Регистрирующим органом согласно действующему законодательству выступает Банк России (п. 1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).

В случае специального порядка эмиссии государственная регистрация выпуска сопровождается государственной регистрацией проспекта ценных бумаг (в обязательном или добровольном порядке).

По умолчанию в ходе эмиссии всегда составляется проспект, однако из этого правила сделано несколько исключений, установленных в п. 1 ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг.

Что касается содержания проспекта ценных бумаг, то оно должно включать довольно подробную информацию об эмитенте. Как отмечено в законодательстве, "информация должна отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг " (п. 3 ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг).

В настоящее время срок государственной регистрации составляет в обычном порядке 20 дней, в случае наличия проспекта ценных бумаг - 30 дней (п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).

Процесс утверждения проспекта ценных бумаг в целом аналогичен утверждению решения о выпуске и, как правило, осуществляется советом директоров эмитента.

Процедура государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг характеризуется разрешительным типом правового регулирования. Решение, принятое регистрирующим органом по заявлению эмитента, может быть как положительным, так и отрицательным.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг размещение эмиссионных ценных бумаг до государственной регистрации их выпуска запрещено.

По окончании процедуры государственной регистрации выпуск ценных бумаг получает индивидуальный регистрационный номер, обязательный к упоминанию при совершении любых рыночных операций с ними.

4. Размещение эмиссионных ценных бумаг. Именно от данного этапа зависит, насколько успешно прошла эмиссия ценных бумаг, особенно это справедливо для публичного размещения, когда по его результатам становится ясно, удалось ли эмитенту достичь поставленной цели. В связи с этим справедливо высказывание Д.В. Ломакина о том, что размещение - это не только один из этапов эмиссии, но и ее цель, поскольку именно благодаря процессу эмиссии в гражданский оборот вводятся новые объекты прав - ценные бумаги <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М., 2008. С. 150.

 

Действующее законодательство определяет размещение ценных бумаг как отчуждение эмиссионных ценных бумаг первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Законодатель исходит из того, что в ходе размещения ценные бумаги отчуждаются эмитентом и приобретаются в собственность первыми владельцами - инвесторами.

В юридической литературе существует следующее, более развернутое определение рассматриваемого этапа процедуры эмиссии: "Размещение эмиссионных ценных бумаг - совокупность гражданско-правовых сделок, совершение и исполнение которых влечет возникновение права собственности (иных вещных прав) на эмиссионные ценные бумаги у первых приобретателей" <1>.

--------------------------------

<1> Синенко А.Ю. Указ. соч. С. 93.

 

Рассматривая размещение в качестве одного из этапов процедуры эмиссии, Г.Н. Шевченко отмечает, что "отчуждение является производным способом приобретения права собственности, поэтому, следуя логике законодателя, эмитента следует признать первым собственником ценных бумаг. Однако это не так, поскольку на момент размещения ценных бумаг их в полном смысле этого слова еще нет, так как они не воплощают в себе прав, управомоченное и обязанное лицо совпадают в одном лице - эмитенте. Традиционно отмечают двойственную природу ценных бумаг, различая права на ценную бумагу и права, вытекающие из ценной бумаги. Более того, даже принимая решение о выпуске ценных бумаг, эмитент и не преследует цели иметь эти права, его целью является получение денежного или иного эквивалента в обмен на права, содержащиеся в данной бумаге. В процессе размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент производит отчуждение их первым приобретателям, которые и становятся управомоченными по ценной бумаге лицами, обладая уже одновременно и правами на ценные бумаги, и правами, вытекающими из ценной бумаги" <1>.

--------------------------------

<1> Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М., 2006. С. 144.

 

В Законе о рынке ценных бумаг детально не рассматриваются конкретные особенности и способы размещения ценных бумаг. Подробное описание способов содержится, например, в ст. 39 Закона об АО, согласно которой можно выделить такие способы, как подписка (открытая и закрытая), конвертация и распределение акций среди акционеров.

Применительно к акциям, а также к облигациям основными способами размещения являются закрытая и открытая подписка.

При закрытой подписке размещение происходит среди заранее известного круга лиц, который определяется в решении о выпуске путем перечисления имен (наименований) потенциальных приобретателей, указания на их категорию (работн


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.