Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

2018-01-14 325
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Требование о ликвидации юридического лица по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[123] и иными законами. Не могут быть признаны несостоятельными казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Следует учитывать, что если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке банкротства.

При запуске механизма ликвидации юридического лица юридическое лицо приобретает своеобразный статус, его дееспособность претерпевает изменения. Вместе со статусом юридического лица определенным изменениям подвергается статус других лиц, таких как учредители, органы юридического лица, кредиторы юридического лица и т.д. У вышеуказанных лиц появляются новые права и обязанности, поскольку их действия во время осуществления ликвидации юридического лица могут повлечь очень серьезные последствия. Разновидностью таких обязательств являются обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Эта обязанность вытекает из необходимости обеспечения гласности при осуществлении ликвидации юридического лица, поскольку при ликвидации юридического лица могут быть затронуты интересы очень широкого круга лиц.

Непосредственно организационными моментами ликвидации юридического лица занимается ликвидационная комиссия и ликвидатор.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Порядок ликвидации юридического лица является очень важной характеристикой института ликвидации, поскольку именно за счет четкого определения процедуры ликвидации юридического лица достигается законность этой процедуры.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (т.е. в Вестнике государственной регистрации), публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для понимания сущности правоотношений, урегулированных нормами о ликвидации юридического лица, необходимо уделить внимание судебной практике по этому вопросу. Ликвидацией юридического лица, как правило, занимается арбитражный суд, поэтому многие вопросы такой практики освещает в своих актах Высший Арбитражный Суд РФ. Вопросы, связанные с ликвидацией юридических лиц, возникают у судов достаточно часто, поскольку процедура ликвидации очень сложна и занимает достаточно продолжительное время. К тому же эта процедура, как правило, затрагивает интересы многих, в т.ч. и третьих лиц.

Вопросы разрешения таких споров затрагивает Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»[124].

В частности, в этом письме ВАС РФ разъясняет, что неприведение в установленный срок акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью учредительных документов в соответствие с законом, регулирующим порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для их ликвидации.

Судебные органы отмечают, что необязательно немедленно и неизбежно приступать к процедуре ликвидации юридического лица. В случае нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений.

 

3.3.4. Прекращение деятельности субъектов
предпринимательства в порядке банкротства

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Институт несостоятельности (банкротства) является важным инструментом активизации экономической деятельности неплатежеспособных организаций, повышения производительности труда, решения социальных вопросов.

Предполагается, что употребление слова «банкротство» идет из средневековых городов Италии. Это слово (bankarupta), образовано либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади, либо просто торговал).

Основой правового регулирования института банкротства является Гражданский кодекс РФ.

Статья 65 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

Статья 25 ГК РФ определяет правовые основы несостоятельности индивидуального предпринимателя: «Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда......».

Таким образом, нормы ГК РФ, затрагивающие непосредственно вопросы банкротства определяют основу правового регулирования данного института.

Помимо этого многие нормы ГК РФ, не затрагивающие непосредственно вопросы банкротства, имеют определяющее значение для решения целого ряда ключевых вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством). Речь идет о положениях, регулирующих, например, организационно-правовые формы юридических лиц; право собственности и иные вещные права; обязательственные правоотношения; вопросы ответственности за нарушения обязательств; порядок заключения, изменения и расторжения договоров и др.

Тем не менее ГК РФ содержит лишь некоторые нормы, устанавливающие основы рассматриваемого института и носящие, в основном, отсылочный характер.

Основной массив правовых норм, регулирующих непосредственно процедуру банкротства содержит Федеральный закон от 26.10.2002г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данным нормативно-правовым актом осуществляется правовое регулирование банкротства юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть признаны несостоятельными, и физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Нормы, содержащиеся в вышеназванном законе регулирующие потребительское банкротство (несостоятельность граждан, не являющихся предпринимателями) в настоящее время заблокированы и не вступили в силу. Таким образом, граждане – непредприниматели пока не могут быть признаны банкротами.

Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[125] устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные названным Федеральным законом, регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Арбитражный процессуальный кодекс РФ действует в части, не противоречащей ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Пункт 4 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» подтверждает общий принцип приоритета международного права, установленный ч.4 ст. 15 Конституции РФ – если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора.

Итак, из перечисленных выше источников, базовым законом, регулирующим вопросы банкротства, является Федеральный закон от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон обанкротстве). Именно в нем содержится приведенное выше определение несостоятельности как признанной арбитражным судом неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов газ денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

При этом в соответствии со ст. 3, 21 и 217 Закона применительно должнику – юридическому лицу, крестьянскому (фермерскому) хозяйству и индивидуальному предпринимателю подлежит применению критерий неплатежеспособности, согласно которому неспособность удовлетворить требования кредиторов определяется истечением установленной даты просрочки в исполнении денежного обязательства или обязанности по обязательным платежам (три месяца).

Напротив, к гражданину не являющемуся предпринимателем предполагается (в будущем) применять критерий неоплатности, согласно которому неспособность удовлетворить требования кредиторов считается установленной, если сумма обязательств гражданина превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Законом о банкротстве также определяются внешние признаки банкротства. Согласно ст.6 Закона для возбуждения дела о банкротстве требования к должнику – юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину – не менее десяти тысяч рублей, а просрочка должна превысить три месяца. Применительно к отдельным хозяйствующим субъектам внешние признаки могут отличаться.

Дела о банкротстве граждан и юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Для возбуждения дела о банкротстве необходимо подать заявление о признании должника банкротом. Правом на обращение в арбитражный суд с таким заявлением обладают:

1) Должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом.

2) Конкурсный кредитор – кредитор по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

3) Уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Важно отметить, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, законом предусмотрена процедура предварительного обращения в суд с иском о взыскании с должника сумм задолженности и только при неисполнении должником судебного решения кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

Наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Как правило, наблюдение вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения им обоснованности требований заявителя.

Для проведения процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает кандидатуру временного управляющего из числа арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий – это гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом. В определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового
оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего из числа арбитражных управляющих.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с определенными законом ограничениями. Сделки, указанные в ст.82 Закона о банкротстве должник может совершать только с согласия конкурсных кредиторов и административного управляющего.

Должник обязан погасить задолженность перед кредиторами, включенными в реестр требований, в соответствии с графиком погашения задолженности, не позднее чем за 1 месяц до даты окончания срока финансового оздоровления.

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Эта процедура банкротства также как и финансовое оздоровление направлена на восстановление платежеспособности должника и предотвращение его банкротства. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве.

Срок, на который вводится внешнее управление, не может превышать 18 месяцев. Этот срок может быть продлен в порядке, предусмотренном законом не более чем на 6 месяцев. Но если к внешнему управлению осуществлен переход от процедуры финансового оздоровления, совокупный срок проведения этих процедур не должен превышать 2 лет.

Для проведения процедуры внешнего управления арбитражный суд утверждает кандидатуру внешнего управляющего.

С даты введения внешнего управления все полномочия руководителя должника прекращаются и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Внешний управляющий действует на основании плана внешнего управления, который разрабатывается им самостоятельно и утверждается собранием кредиторов.

По окончании процедуры внешнего управления внешний управляющий составляет отчет, который подлежит рассмотрению собранием кредиторов и утверждению арбитражным судом.

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство вводится сроком на год. Этот срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Для проведения конкурсного производства суд утверждает конкурсного управляющего. Он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

Конкурсный управляющий публикует в СМИ сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, ведет реестр требований кредиторов, проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, формирует конкурсную массу, реализует имущество должника с публичных торгов и производит расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Требования кредиторов, не удовлетворенные в ходе конкурсного производства считаются погашенными.

По завершении конкурсного производства арбитражный суд выносит соответствующее определение, которое передается конкурсным управляющим в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - гражданина применяются следующие процедуры:

- конкурсное производство;

- мировое соглашение;

- иные предусмотренные Законом о банкротстве процедуры.

Из п. 1 ст. 208 Закона о банкротстве следует, что в отношении граждан вводится также наблюдение.

Как уже отмечалось, в настоящее время установленный Законом о банкротстве порядок признания гражданина несостоятельным применяется только в отношении граждан-предпринимателей.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина-предпринимателя несостоятельным (банкротом) обладают:

1) должник – индивидуальный предприниматель;

2) кредитор, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности;

3) уполномоченный орган.

Признав требования заявителя обоснованными, Арбитражный суд выносит определение о введении наблюдения, назначает временного управляющего, налагает арест на имущество гражданина (за исключением того, на которое взыскание не может быть обращено по нормам процессуального законодательства).

Временный управляющий должен до рассмотрения судом дела о банкротстве обеспечить проведение независимой оценки имущества должника. Арестованное имущество гражданина либо часть этого имущества может быть освобождено арбитражным судом из-под ареста в том случае, если третье лицо (сам должник этого сделать не может) предоставило обеспечение исполнения обязательств должника.

Если заявление о признании гражданина-предпринимателя банкротом подано самим должником, то он может приложить к этому заявлению план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

При отсутствии возражений, т.е. при согласии кредиторов суд утверждает план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Суд выносит соответствующее определение, которым рассмотрение дела приостанавливается не более чем на три месяца.

В случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению. Если же кредиторская задолженность не погашается, производство по делу о банкротстве возобновляется.

После принятия судом заявления о банкротстве гражданина по ходатайству последнего суд может отложить рассмотрение дела не более чем на месяц; ходатайство может быть мотивировано необходимостью осуществления расчетов с кредиторами (при этом речь не идет о плане погашения долгов) либо целями разработки условий и заключения мирового соглашения. Соответственно по окончании месячного срока гражданин должен представить доказательства исполнения всех требований кредиторов либо заключенное мировое соглашение. Если этого не произошло, то суд выносит решение о признании гражданина банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства.

Особое основание приостановления рассмотрения дела о банкротстве гражданина предусмотрено п. 4 ст.207 Закона о банкротстве. Это основание -информация об открытии наследства в пользу гражданина. Соответственно производство по делу о банкротстве гражданина приостанавливается на достаточно длительный период – до решения вопроса о судьбе наследства.

По окончании процедуры наблюдения при наличии оснований суд принимает решение о признании гражданина-предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:

- сроки исполнения обязательств гражданина считаются наступившими; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина;

- прекращается взыскание с гражданина по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по требованиям о взыскании алиментов.

Решение о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд направляет всем известным кредиторам с указанием срока предъявления кредиторами требований, который не может превышать два месяца.

Особенностью осуществления конкурсного производства в отношении гражданина является то, что по общему правилу реализацию имущества должника осуществляет судебный пристав-исполнитель, которому арбитражный суд направляет решение о признании должника банкротом и исполнительный лист об обращении взыскания.

Конкурсный управляющий в отношении имущества должника назначается только в особых случаях, если существует необходимость постоянного управления недвижимым имуществом должника либо ценными бумагами, принадлежащими ему. При наличии такого имущества у должника арбитражный суд выносит определение о назначении конкурсного управляющего, в котором устанавливается размер его вознаграждения.

Пристав-исполнитель либо конкурсный управляющий осуществляет реализацию имущества должника, составляющего конкурсную массу.

В конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание, которое является неликвидным или доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость этого имущества не может превышать 100 МРОТ.

Вырученные в результате продажи имущества денежные средства, как и уже имеющиеся у должника, должны вноситься в депозит арбитражного суда, принявшего решение о банкротстве должника.

Из этих средств арбитражный суд производит расчеты с кредиторами в порядке, установленном ст. 211 Закона о банкротстве.

Расчеты осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными ст. 135 – 138 Закона о банкротстве, т.е. преимуществами обладают кредиторы-залогодержатели, а требования в части санкций и упущенной выгоды удовлетворяются в последнюю очередь.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедур банкротства, за исключением требований, предусмотренных законом.

В силу п. 1 ст. 216 Закона о банкротстве для индивидуального предпринимателя с момента принятия судом решения о его банкротстве наступают следующие последствия:

- утрачивает силу государственная регистрация в качестве предпринимателя и гражданин не может снова зарегистрироваться в таком качестве в течение 1 года;

- аннулируются все имевшиеся у должника лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

Суд обязан направить копию решения о признании должника банкротом в орган, осуществивший регистрацию гражданина в качестве предпринимателя; при этом обязанность направлять копию решения в лицензирующие органы не предусмотрена.

Регистрирующий орган обязан учитывать граждан-предпринимателей, признанных банкротами, так как такие граждане в течение 1 года не могут зарегистрироваться в качестве предпринимателей вновь.

В соответствии со ст. 213 Закона о банкротстве в течение 5 лет после признания гражданина банкротом по его заявлению повторно не может быть возбуждено производство по делу о банкротстве.

В случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течение 5 лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Неудовлетворенные требования кредиторов могут быть предъявлены в порядке, установленном гражданским законодательством.


Тема 4. Имущественная основа
предпринимательской деятельности

Понятие имущества

 

Для осуществления предпринимательской деятельности субъект предпринимательства должен обладать определенным имуществом. Имущество выступает в качестве средства и необходимого условия для занятия предпринимательской деятельностью.

Так, обладание обособленным имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления является одним из условий признания организации юридическим лицом. ГК РФ в качестве одного из обязательных признаков юридического лица называет его имущественную обособленность: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество...» (ст. 48 ГК РФ).

Имущественная обособленность как признак юридического лица позволяет отграничить имущество данной организации от имущества всех иных субъектов гражданского права (публичных образований, физических и юридических лиц). Указанное обособление получает свое правовое закрепление в соответствующих бухгалтерских документах. В п. 1 ст. 48 ГК прямо говорится, что юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Наличие самостоятельного баланса у юридического лица — внешний показатель экономического обособления коммерческих организаций[126]; самостоятельная смета — призрак имущественной обособленности некоммерческих организаций. Правда, не всегда такое разграничение получает четкое закрепление в законодательстве и на практике. Так, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[127] (ст. 43) установлено, что образовательное учреждение (в том числе государственное) самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.

При этом правовое значение имеет сам факт наличия у организации обособленного имущества в определенном (минимальном) размере. Отсутствие необходимого имущества может стать препятствием для регистрации юридического лица или для получения лицензии на ведение определенных видов деятельности, например оказания банковских услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности, будучи коммерческими по своей направленности, обладают, как правило, имуществом на праве собственности. Однако при их создании в форме унитарного предприятия необходимое имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, а.учреждения могут обладать имуществом на праве оперативного управления.

Признак имущественной обособленности характерен не только для юридического лица, но и для «неправосубъектных образований» (холдинги), а также структурных подразделений.

Понятие «имущество» широко используется в законодательстве в различных значениях. На многозначность этого понятия указывал еще Г.Ф. Шершеневич, предлагая различать понятие имущества с экономической точки зрения и юридическое понятие имущества[128]. Неоднозначность понятия имущества отмечалась различными авторами[129], Некоторые авторы объясняют это в числе прочего историческими и философскими категориями[130].

Нет единого понимания данного термина и в законодательстве. Традиционно имуществом называется совокупность вещей, т.е. материальных объектов, обладающих вещественными признаками. В таком понимании термин «имущество» используется применительно к праву собственности (владение и распоряжение имуществом), а также применительно к соответствующим уголовно-правовым институтам (уничтожение имущества, хищение имущества).

В целом право оперирует более широким понятием имуществакак совокупности вещей и имущественных прав. В сравнительном плане возьмем два кодекса: ГК РФ и НК РФ. С точки зрения НК РФ (п. 2 ст. 38) под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав, относящ<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.