Тема 1. Режим дня школьников — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 1. Режим дня школьников

2018-01-14 529
Тема 1. Режим дня школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

В основе рационального режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. По мере формирования нервной системы, увеличения времени бодрствования, установления и расширения связей с внешним миром меняется характер деятельности ребенка.

Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер стереотипа, образование которого позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно выполнять ее, разумно и эффективно отдыхать.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. При построении режима необходимо предусматривать следующие основные компоненты:

различные виды деятельности, и их оптимальную продолжительность, рациональное чередование и регулярность;

1) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;

2) регулярное питание;

3) гигиенически полноценный сон.

Основные режимные моменты в суточном бюджете времени учащихся – это учебные занятия в школе и дома, прогулки, свободное время, прием пищи, гигиенические процедуры, ночной сон.

Домашние учебные занятия являются важным звеном самостоятельной работы школьников в процессе обучения. Подготовка домашних заданий надо начинать всегда в одни и те же часы при полном восстановлении функций. Перед началом самоподготовки следует включить в режим активный отдых, желательно на свежем воздухе, а для учащихся 6 – 7 лет – дневной сон.

Активный отдых на свежем воздухе включается в режим дня равномерно. Прогулка в течении 20 – 30 минут до начала занятий в школе снижает охранительное торможение после сна, повышает возбудимость клеток головного мозга к началу уроков. Дневная прогулка после окончания занятий в школе снимает утомление после длительной неподвижности на уроках. Прогулки могут включать подвижные спортивные игры. Дневная прогулка после обеда (до самоподготовки) обеспечивает высокую работоспособность к началу приготовлений домашних заданий, длительность ее 1 – 1,5 часа. Прогулки проводятся в виде общественно полезного труда (в том числе помощь семье), экскурсий, спортивных игр. Для детей 6-летнего возраста данная прогулка предусмотрена после дневного сна, тихих игр и полдника, т.е в конце пребывания в школе.

В суточном бюджете времени каждого школьника предусматривается свободное время. Оно может включатся в режим дня после самоподготовки. Характер его может быть самым разнообразным: занятия в различных кружках, спортивных секциях, художественная самодеятельность, посещение театра, танцы, чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов. Занятия должны строиться только на добровольных началах, без элементов принуждения, не в силу долга, а на максимальной активности самих детей, тогда они будут настоящим отдыхом.

Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, а также соблюдение правил личной гигиены в период бодрствования. Сюда могут быть отнесены и переодевания после школы и для прогулки, прием пищи.

Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточные для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма: замедляется сердечная деятельность, расслабляется мускулатура, понижается обмен веществ и функции пищеварения.

 

Особенности режима дня учащихся во время подготовки к экзаменам

Напряженная умственная деятельность, эмоции, связанные со сдачей экзаменов, нарушение режима сна и отдыха в сочетании со сниженной работоспособностью в конце учебного года неблагоприятно сказываются на функциональном состоянии детского организма. Учащаются жалобы на усталость, головную боль, плохой сон и аппетит, у части наблюдается повышение артериального давления.

Во время подготовки к экзаменам режимом дня предусматривается обычное время пробуждения и отхода ко сну, приема пищи, пребывания на свежем воздухе. Занятия, связанные с подготовкой к экзаменам, должны проводиться в период наибольшей функциональной активности организма, т.е в утренние часы. Через каждые 45 минут занятий необходимы короткие перерывы, а после 2,5 – 3 часов – второй завтрак и более длительный отдых на воздухе. После отдыха занятия продолжаются в течение 3 часов. Затем следует обед и 2,5 – 3 часовой отдых со сном и пребыванием на воздухе. В 16 часов занятия возобновляются на 2 – 3 часа. Общее время занятий не должно превышать 8 – 9 часов.

Таким образом, рациональный режим способствует нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма. Он предохраняет нервную систему от переутомления, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года; создает благоприятные условия для физического и психологического развития детей и подростков. В связи с этим будущие педагоги должны знать требования, предъявляемые к школьному режиму, и владеть методами организации режима в школе, который бы не вызывал у учащихся переутомления.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.