Средства производства и производственные фонды лесного хозяйства. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Средства производства и производственные фонды лесного хозяйства.

2018-01-13 561
Средства производства и производственные фонды лесного хозяйства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

 

Кафедра «Экономическая теория и экономика АПК»

 

КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ) ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Экономика отрасли»

по направлению подготовки: 35.03.01 «Лесное дело»

профиль подготовки: «Лесное хозяйство»

 

 

Кинель 2015

Тема 1: Содержание курса «Экономика отрасли»

1. Предмет и методы экономических исследований

2. Состав и особенности лесной отрасли

3. Экономические особенности лесного хозяйства

 

Вопрос 1. Слово «экономика» происходит от греческого слова oikonomia – управление домом, хозяйством. Под экономикой понимают хозяйственную жизнь (т.е. производство и распределение материальных благ) различных подразделений: общественного строя какой-либо страны, отдельной отрасли, предприятия и даже отдельного производства. В другом смысле под экономикой понимают название науки и научной дисциплины, изучающей экономическую сторону той или иной отрасли народного хозяйства, т. е. проявление действий экономических законов в данной отрасли.

Технический прогресс, рыночная экономика и связанное с ними развитие общественного разделения труда вызывают дифференциацию наук, появление их новых ветвей, предметом изучения которых становятся все более узкие вопросы, касающиеся природы или общества. Такое же положение и в экономических науках, изучающих экономическую структуру общества, т. е. совокупность производственных отношений. Современное разнообразие их сводят в три основные группы: общие экономические науки, изучающие экономическую структуру общества в целом в теоретическом или историческом аспекте; специальные экономические науки – более конкретно изучающие отдельные существенные черты или стороны экономического строя в целом; отраслевые экономические науки, изучающие специфические особенности развития производственных отношений – отраслей народного хозяйства в их взаимосвязи с производительными силами и средствами производства. К отраслевым экономическим наукам относится и экономика лесной отрасли. Смысл ее заключается в том, как использовать, правильнее приспособить известные экономические методы и приемы экономической теории для решения проблем лесного хозяйства с учетом специфики этой отрасли.

Для познания сущности экономических явлений и процессов необходимы: исчерпывающий фактический материал, его анализ, синтез, создание гипотез и их проверка.

Методика лесоэкономических исследований в изучении экономических явлений включает использование частных методов на отдельных ступенях исследования, исходя из особенностей свойств проблемы, подлежащей изучению.

В экономике лесной отрасли применяются методы системного подхода, базирующиеся на диалектической основе: абстрактно-логический, экономико-статистический, математический, монографический, экспериментальный.

 

Вопрос 2. В народном хозяйстве Российской Федерации создана единая классификация отраслей народного хозяйства. Это группировка видов деятельности по отраслям, отличающимся между собой характером выполняемых функций.

Классификация включает около 20 крупных отраслей: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, здравоохранение, лесное хозяйство и др.

Лесное хозяйство как самостоятельная отрасль народного хозяйства предусматривает цель – организацию использования лесных древесных и недревесных ресурсов со всеми разнообразными полезными свойствами, их восстановление и предоставление услуг леса в интересах удовлетворения потребностей общества. В лесном хозяйстве сформировались две самостоятельные отрасли: лесохозяйственное производство, или лесное хозяйство, и лесозаготовительная промышленность.

При общих целях и задачах эти отрасли имеют несколько принципиально отличительных особенностей, оказывающих влияние на конкретные формы проявления экономических законов. Это дает основание и делает необходимым рассматривать экономику и организацию лесохозяйственного производства отдельно.

Лесное хозяйство как отрасль материального производства обладает рядом особенностей, отличающих ее от других отраслей.

Можно отметить следующие отличительные особенности лесного хозяйства: длительный сроклесовыращивания; разнообразный и разнохарактерный состав комплексной продукции лесничеств (многоцелевое назначение леса); короткий рабочий период; потребность в значительной площади земли; обусловленность лесохозяйственного производства географической средой; способность леса к самовосстановлению.

Лесному хозяйству присущи резко выраженные специфические особенности, которые выделяют его среди других отраслей производства.

Экономические особенности лесохозяйственного производства вытекают из материально-технических условий процесса труда и поэтому присущи всем общественно-экономическим формациям.

Являясь самостоятельной отраслью производства, лесное хозяйство неразрывно связано с народным хозяйством в целом, и все цели и задачи, стоящие перед народным хозяйством, присущи и ему. Этому не противоречит и то обстоятельство, что весь цикл выращивания леса может осуществляться в двух и даже трех социально-экономических формациях. В этом случае невозможно выразить общественную сторону готового продукта, пользуясь экономическими категориями и показателями только одной из общественных формаций. Например, невозможно определить реальную себестоимость 120-летнего насаждения, заложенного при крепостном строе, выращиваемого при капитализме и в условиях социалистической государственной собственности на землю и леса, не только из-за несопоставимости денежных единиц разных формаций, но главным образом потому, что в каждой формации они выражают свои собственные общественные отношения в сфере лесного хозяйства.

 

Вопрос 3. Лесохозяйственное производство, как и любое другое, имеет материально-техническую и экономическую стороны.

Материально-техническая сторона характеризуется особенностями природных факторов, вещественными условиями производства, спецификой предмета труда и технологического процесса, составом материального производства, особенностью биологических процессов роста древесных насаждений, а экономическая – особенностями проявления и использования экономических законов и категорий данной общественной формации в данном производстве.

Длительный период лесовыращивания как главная особенность лесного хозяйства обусловливает требование непрерывного, неистощительного и рационального пользования лесом, которое выступает основополагающим принципом организации лесного хозяйства.

Многостороннее значение леса в свою очередь выражается в выполнении водоохранных, защитных, климаторегулирующих, оздоровительных и иных полезных природных свойств леса в интересах охраны здоровья людей, улучшения окружающей среды и функционирования народного хозяйства.

Ресурсы и услуги леса подразделяют на две группы, из которых одна имеет рыночную стоимость, другая не имеет ее и относится к «общественным благам». Так, чистота почвы, воды, атмосферы, разнообразные защитные полезности леса обусловливают здоровье и качество жизни людей, являются их общим достоянием, выходят на глобальный уровень, но не имеют рыночной стоимости.

Непрерывный рост потребностей общества в постоянно расширяющемся ассортименте продуктов и полезностей леса при ограниченных размерах площади лесов и длительности их выращивания обязывает принимать заблаговременно (по крайней мере, задолго до появления дополнительных потребностей) соответствующую долгосрочную комплексную целевую программу мероприятий по расширенному воспроизводству лесных ресурсов, главным образом интенсивным путем, направленным на улучшение состава лесов и повышение их продуктивности. Это третье требование к ведению лесного хозяйства.

Для того чтобы рационально использовать средства, отпускаемые государством на ведение лесного хозяйства, необходимо руководствоваться требованием повышения эффективности лесохозяйственного производства на основе единой технической политики, достижений науки и практики.

 

Контрольные вопросы:

 

1.Какую роль играют леса в жизни общества?

2.Перечислите методы, применяемые при изучении экономики лесной отрасли.

3.Назовите особенности лесной отрасли.

4.В чем заключается отличие экономических исследований от технических?

5.Назовите два основных вида природных ресурсов.

6. Перечислите экономические особенности лесохозяйственного производства.

 

Рекомендуемая литература:

 

6.1.1 Острошенко, В.В. Экономика лесного хозяйства [Текст] / В.В. Острошенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.

6.1.2 Петров, А.П. Экономика лесного хозяйства [Текст] / А.П. Петров, А.А. Бельдиева, О.А. Дикарева, Л.Я. Климонтова. – М.: ВНИИЛМ, 2002.

6.1.3 Ахмадеева, М.М. Экономика производства на предприятиях лесного хозяйства и лесной промышленности [Текст] / М.М. Ахмадиева, Л.Н. Долгова, Р.В. Кардакова. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. – 364 с.

 

Тема 2: Этапы развития лесного хозяйства в России и

Его современное состояние

1. Возникновение лесного хозяйства как самостоятельной отрасли общественного производства. Естественно-исторические и экономические предпосылки.

2. Лесное хозяйство дореволюционной России.

3. Советское лесное хозяйство довоенного и военного периода (1917-1945 гг.).

4. Развитие советского лесного хозяйства в послевоенные годы.

5. Развитие лесного хозяйства с 1992 г. по настоящее время.

 

Вопрос 1. Основными условиями возникновения лесного хозяйства, как самостоятельной отрасли общественного производства, являются: 1) возникновение и развитие частной или государственной собственности на землю, леса и средства производства; 2) превращение лесо-продуктов в материалы широкого общественного значения или товар; 3) превращение леса из средства существования в самостоятельную сферу приложения труда.

В натуральном рабовладельческом и феодальном хозяйствах экономическая реализация лесоземельной собственности осуществлялась через лесопользование на нужды лесовладельца-феодала.

В древней Руси пользование лесом было свободным. Древесина широко применялась в хозяйстве и в быту, но лес оставался, прежде всего, местом охоты, бортничества, выпаса скота и сбора лесных продуктов. Обычное право — право на продукт своего труда охраняло интересы пользователей.

В условиях феодально-крепостнического строя леса долго оставались частью крепостного сельскохозяйственного производства. Развивающееся земледелие и особенно – вновь появившиеся отрасли мануфактуры по переработке продуктов сельского хозяйства потребовали применения большого количества древесины для строительства мельниц, винных и масляных мануфактур, изготовления сельскохозяйственных орудий, выработки железа, гончарного производства, судостроения, обозостроения и др. Одновременно расширилось потребление древесины для нужд начавшегося городского строительства и использования ее в качестве топлива.

С развитием товарно-денежных отношений и капиталистических элементов в недрах феодального общества леса поместий становятся все более значительным источником денежного рентного дохода, главным образом от продажи леса на корню.

В эпоху феодализма возникли и были оформлены удельные, кабинетские, монастырские и другие лесовладения, выделявшиеся в основном из государственных лесов. Крестьянские леса были выделены значительно позднее, после отмены крепостного права. При феодальном строе были созданы все три предпосылки для возникновения экономических отношений в лесном хозяйстве.

 

Вопрос 2. Лесное хозяйство в России возникло при феодализме и развивалось вместе с феодальной собственностью на землю и леса, принимая последовательно формы становления и организации лесной и земельной частной собственности, присущие восточноевропейскому пути развития феодализма.

Исторический период с VIII по XII в. характерен ничем не ограниченным пользованием лесами.

По мере развития государственности на Руси и формирования властных структур начинает проявляться участие государства в решении вопросов, связанных с хозяйственным использованием лесов – прослеживаются зачатки лесоуправления.

Заповедные рощи были общинными. В этот период произошло выделение княжеств и связанное с этим ограничение княжеских владений.

Второй период формирования государственной лесной политики связан как с появлением практики неограниченного лесопользования населением, так и с постепенным закреплением права собственности на некоторые участки леса. С 1485 г. грамотами царя Ивана III начали наделять лесами на правах собственности монастыри (Троицко-Сергиевский и др.). Установилась не только юридическая, но и фактическая частная собственность на леса.

С XVII в. (эпоха засечных лесов) в лесах, граничащих со степью, устраивали засеки в целях обороны против нашествий кочевников.

Во второй половине XVII в. появились первые законодательные акты, касающиеся лесов как самостоятельного объекта права, а не части предмета собственности. В период с 1649 по 1664 г. было принято несколько Соборных Уложений в соответствии с которыми все леса подразделяли на: «засечные»; «заповедные; «вотчинные»; «поместные»; «въезжие»; «поверстные».

Начало XVIII в. (эпоха корабельных лесов) связано с периодом царствования Петра I. Этот период характеризуется созданием могучего военного и торгового флотов – как одного из средств превращения в современное экономически развитое государство. Для создания флота был нужен лес (деловая древесина).

Для охраны ценных корабельных лесов в 1718 г. впервые в истории России была создана государственная лесная стража. Развивая государственную лесную политику Петр I Указом от 17 июня 1719 г. поручил управление лесами коллегии морского ведомства – Адмиралтейству, при котором была создана вальдмейстерская канцелярия. Параллельно с созданием центрального органа управления лесами шло образование подобных органов управления на местном уровне; вводились должности «вальдмейстеры больших и малых рек» и «унтервальдмейстеры». Им в помощь из крепостных крестьян выделяли лесных сторожей (полесовщиков), которых содержала крестьянская община.

Период с 1726 по 1798 г. характеризуется ослаблением государственной направленности лесного законодательства. При Екатерине I была ликвидирована служба вальдмейстеров, уменьшена ширина запретных полос вдоль рек, а по малым рекам она была ликвидирована совсем. Даже Указ императрицы Анны Иоанновны о восстановлении лесоуправления через вальдмейстеров (1730) не смог изменить положение дел в лучшую сторону.

Надзор за корабельными лесами в этот период был передан генерал-интендантству над верфями. В 1766 г. вышел Указ о генеральном межевании.

При Екатерине II переданные ранее во временное пользование дворянам земли и леса перешли в их полную частную собственность. С этого периода начинается ничем не ограниченная хищническая рубка лесов их владельцами.

В 1786 г. впервые в истории России был разработан «Проект устава о лесах», в соответствии с которым все казенные леса разделялись на три полосы (северную, центральную и южную), а все насаждения – на три группы: высокоствольные, низкорослый лес и кустарники. Рубка в казенных лесах допускалась только по именному государеву или сенатскому Указу.

В связи с массовым, повсеместным уничтожением лесов, в первую очередь – корабельных, возникла необходимость в коренной реформе лесного управления. Указом императора Павла I от 12 марта 1798 г. «О лесном управлении» было положено начало государственному управлению лесами в России, которое остается одной из основ государственной политики страны на протяжении уже более двухсот лет. В соответствии с Указом был создан специальный орган управления лесами – Лесной департамент. Была введена так называемая «форстмейстерская» система управления лесами. Аппарат управления вначале был военизирован – организован «корпус лесничих». Должности лесничих в основном занимали отставные офицеры.

Согласно Указу императора Павла I (1799) при форстмейстерской системе управления начался отпуск древесины за плату из казенных лесов.

К концу XVIII в. лесной департамент был передан из Адмиралтейства в состав Министерства финансов. В том же году был принят первый «Лесной устав» России, который определял основные цели лесной политики в стране на несколько последующих десятилетий и предполагал: организацию лесоуправления, обеспечивающую охрану и рациональное использование лесов; полное обеспечение потребностей населения и государственных нужд в древесине; получение дохода в казну за счет эксплуатации неосвоенных лесов многолесных районов.

В начале 1820-х гг. начался процесс децентрализации лесоуправления: из казенных лесов были выделены леса соляных заводов (1818), корабельные леса с воссозданием Департамента корабельных лесов (1829), леса: монастырские (1832), городские (1832), коннозаводские (1833), удельные (1834).

В 1826 г. произошло переименование должностей форстмейстеров в лесничих, с этого времени и по сей день несущих свою многотрудную службу в лесном хозяйстве России.

К этому времени все леса России по видам владения подразделялись: на казенные; корабельные; приписанные к заводам, фабрикам и промыслам; военных поселений; духовного ведомства; городские; колонистов; удельного ведомства; частные; арендные; казенных крестьян; общие; въезжие.

В 1832 г. все действующие положения по лесному ведомству были объединены и под названием «Свод Устава лесного» включены в Свод Законов Российской Империи и «Положение о постоянной лесной страже по ведомству Министерства финансов». В соответствии с этим документом утверждалась постоянная лесная стража со сроком службы 20 лет. В этот же период была начата зарубежная торговля казенным лесом.

В 1837 г. произошла очередная крупная реорганизация структуры управления лесами. После учреждения Министерства государственных имуществ в нем был создан лесной департамент, состоявший из шести отделений по управлению казенными лесами. При этом корабельные леса остались в ведении морского министерства, а горные и удельные леса – в ведении Министерства финансов. В 1839 г. в структуре Министерства государственных имуществ был создан Лесной корпус как военная организация. По штату корпусу полагалось 4 генерала, 12 полковников, 33 подполковника, 41 майор. С 1845 г. началось устройство лесов.

В 1855 г. в императорском Наказе министру государственных имуществ были сформулированы новые направления лесной политики государства: охрана лесов от истребления; извлечение из них максимального дохода; воссоздание лесов в обезлесившихся районах.

Запрещение свободной рубки леса, утверждение частной собственности на лес и главный его продукт – древесину – было следствием превращения леса в товар, а лесной собственности – в источник дохода.

С начала XIX в. и до 1861 г. в условиях роста капиталистических отношений лесное хозяйство развивалось как отрасль материального производства.

После крестьянской реформы (1861) бесплатный отпуск леса был полностью ликвидирован и основной формой реализации казенного лесовладения, как и дворянского, стала продажа леса на торгах.

Конец XIX – начало XX в. (1870-1917 гг.) характеризуются утратой лесами важнейшего государственного значения как источника материала для кораблестроения. В связи с этим был ликвидирован Департамент корабельных лесов, а корпус лесничих в 1869 – 1870 гг. был преобразован из военной организации в гражданскую.

Ухудшение состояния лесов, уничтожение их в значительных масштабах потребовали изменения лесной политики государства, основные цели которой были изложены в «Положении о сбережении лесов» от 4 апреля 1888 г., известном как Лесоохранительный закон. В этом законе впервые были признаны природоохранные функции лесов, сохранение которых имеет большое государственное и общенародное значение. Выделены леса, относящиеся к категории защитных (леса вдоль водоемов, по морскому побережью, леса сдерживающие сыпучие пески, произрастающие по крутым склонам), с ограниченным лесопользованием. Для выделения таких лесов был создан лесоохранительный комитет.

В 1905 г. был принят новый Лесной устав, состоявший из 815 статей, который получился очень громоздким и страдал архаичностью. Поэтому одновременно с принятием Лесного устава началась работа по созданию нового устава, которая закончилась в 1913 г. Новый Лесной устав (481 статья) состоял из шести разделов:

1.О сбережении и охранении лесов.

2.О лесах казенных.

3.О государственных лесах, в непосредственном распоряжении лесного ведомства не состоящих.

4.О лесах частновладельческих.

5.О лесах въезжих, общих и спорных.

6.Об ответственности за нарушение постановлений о лесах.

Таким образом, в дореволюционный период в России сложилась определенная государственная лесная политика, лесное законодательство и система лесоуправления.

Лесная политика государства неоднократно изменялась, менялись лесное законодательство и система лесоуправления, но во всех случаях ослабление централизованного управления лесами, отказ государства от регулирующих функций в лесных отношениях, попустительство частному лесовладельцу вели к серьезному ухудшению состояния лесов, их беспощадному истреблению. В то же время активная роль государства в управлении лесами способствовала улучшению охраны и защиты лесов, увеличению объемов работ по лесовосстановлению, оказывала благоприятное воздействие на лесной фонд страны.

 

Вопрос 3. На второй день после Октябрьской революции 8 ноября 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов утвердил Декрет о земле, который отменил дворянскую, церковную и другую частную собственность (кроме крестьянской) на землю и леса. Все недра, леса и воды, имеющие общегосударственное значение перешли в пользование государства. Для управления лесным хозяйством в январе 1918 г. было организовано Центральное управление лесами (ЦУЛ), состоявшее из пяти отделов: 1) лесоустроительного; 2) лесоэксплуатационного; 3) лесокультурного; 4) лесозаготовительного; 5) общего.

В мае 1918 г. был принят декрет «О лесах», сформулировавший основные цели новой государственной политики:

• ведение лесного хозяйства в интересах всего народа;

• рациональное использование лесных богатств;

• планомерное лесовозобновление.

Во время интервенции и гражданской войны заготовку дров рассматривали как важнейшую очередную задачу в борьбе с топливным кризисом. Для руководства лесной промышленностью, в том числе для заготовки древесного топлива, наряду с ЦУЛ, в декабре 1918 г. был организован Главный лесной комитет (Главлеском).

После окончания гражданской войны наступил период восстановления народного хозяйства. На 8-м Всероссийском съезде Советов было решено расширять заготовку древесины не только для удовлетворения внутренних потребностей страны, но и для развития лесоэкспорта. В этих целях в 1921 г. был подписан декрет об организации в г. Архангельске треста «Северолес».

В 1923 г. был принят и введен в действие первый советский Лесной кодекс, который состоял из семи разделов:

1.Основные положения.

2.О лесах общегосударственного значения.

3.О лесах местного значения.

4.О лесах особого назначения.

5.Обращение лесных площадей в другие виды угодий.

6.Об органах управления государственным лесным фондом.

7.Об охране лесов.

Все леса РСФСР были разделены на общегосударственные, местного и особого назначения, была подчеркнута необходимость организованного, в государственном масштабе, использования защитной роли лесов и выдвинута задача организации планомерного использования древесных запасов лесов для удовлетворения общегосударственных потребностей и соответствующего воспроизводства запасов древесины в эксплуатируемых лесных массивах.

В 1924 г. был разработан первый перспективный план развития лесного хозяйства РСФСР на 1925-1928 гг.

В декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) был взят курс на социалистическую индустриализацию страны. В решении поставленной задачи древесина расценивалась как важный строительный материал и один из источников расширения валютного фонда. В 1928 г. был взят курс на создание механизированной лесной промышленности; было разрешено проводить сплошные, концентрированные рубки, а в 1929 г. произошло организационное объединение лесной про­мышленности и лесного хозяйства. С этого периода начали образовываться лесопромышленные хозяйства (леспромхозы) и лесные хозяйства (лесхозы). Благодаря расширению лесозаготовок в многолесных районах путем создания механизированных леспромхозов уменьшился объем рубок в малолесных районах.

В 1931 г. леса страны были разделены на лесопромышленную и лесокультурную зоны с разными режимами пользования лесом и системами хозяйства. В лесокультурную зону вошли лесные массивы Центральной черноземной области, Северного Кавказа, Нижней Волги, Украины, Средней Азии, имеющие большое значение для сельского хозяйства и экономики этих малолесных районов. Леса в этой зоне были изъяты из органов лесной промышленности и переданы вновь организованным предприятиям лесного хозяйства – лесхозам.

В 1936 г. лесокультурная зона и водоохранно-защитные леса лесопромышленной зоны были объединены в категорию водоохранных лесов, управление которыми было передано Главному управлению лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР. В его ведение были переданы все леса южнее линии Ленинград-Свердловск (75 млн. га). Остальные леса оставались в ведении ЦУЛ.

Главлесоохрана при СНК СССР руководила республиканскими и областными управлениями лесного хозяйства, в подчинении которых находились лесхозы и их лесничества. Организация Главлесоохраны способствовала новому подъему советского лесного хозяйства.

Таким образом, в период довоенных пятилеток была проведена коренная техническая реконструкция лесоэксплуатации. Технический прогресс лесоэксплуатации сопровождался перемещением лесозаготовок на Север и Восток, ослаблением напряженности лесопользования в южных и центральных районах.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. и фашистская оккупация нанесли большой урон лесному хозяйству. Было вырублено или расстроено в результате военных действий свыше 58 млн. га лесов. Техническая база лесного хозяйства и лесоэксплуатации резко ухудшилась. Численность постоянных лесных кадров уменьшилась более чем наполовину. Объем лесозаготовок сократился с 246 млн. м3 в 1940 г. до 168 млн. м3 — в 1945 г.

Несмотря на это в 1943 г. было принято постановление о разделении лесов по их народнохозяйственному значению на три группы: первую, вторую, третью. Это разделение лесов сохранялось до 1 января 2007 г. – до принятия нового Лесного кодекса.

 

Вопрос 4. После Великой Отечественной войны в развитии народного хозяйства страны наступил восстановительный период. В соответствии с требованиями народного хозяйства в послевоенный период происходили неоднократные изменения в структуре управления лесной отраслью.

В 1947 г. было организовано Министерство лесного хозяйства СССР, в ведение которого были переданы все леса страны (кроме приписных и колхозных). В лесах лесопромышленной зоны повсеместно были организованы лесхозы, подчинявшиеся областным и краевым управлениям лесного хозяйства. В зоне защитного лесоразведения были созданы лесомелиоративные станции. В этот период сформировалась система колхозных лесов.

В 1948 г. в целях мелиорации сельскохозяйственных земель степных и лесостепных районов был принят план создания комплекса полезащитных насаждений.

С 1953 г. руководство лесным хозяйством осуществляло Главное управление лесного хозяйства и полезащитного лесоразведения Министерства сельского хозяйства СССР. На базе части лесозащитных станций и лесхозов были организованы механизированные лесхозы, число которых к 1960 г. достигло более 500 единиц.

В 1959-1960 гг. лесное хозяйство было выделено из системы сельского хозяйства. В лесозащитных и среднелесистых районах вновь были организованы самостоятельные лесные главные управления (Главлесхоз РСФСР, Главлесхоз УССР) или министерства. Леса лесопромышленных районов были переданы в ведение совнархозов, а на местах почти во всех союзных республиках (кроме Белорусской, Грузинской и Эстонской ССР) было проведено объединение лесхозов с леспромхозами.

Однако опыт пятилетнего (1960-1965 гг.) совместного существования в одном предприятии лесоэксплуатации и лесохозяйственного производства показал, что лесозаготовительное предприятие, в ведение которого был передан лесной фонд, не может обеспечить надлежащее соблюдение действующих Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР. Поэтому после сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС был создан союзно-республиканский Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР (Гослесхоз), в союзных республиках – министерства или государственные комитеты союзных республик; в краях, областях – краевые и областные управления лесного хозяйства. В подчинении последних находились лесхозы.

В последующие 15-20 лет произошли большие изменения в размещении лесопользования. Резко увеличились объемы работ по содействию естественному возобновлению леса, расширился масштаб защитного лесоразведения, расширились работы по заготовке и переработке недревесных продуктов леса.

Важное значение для развития лесного хозяйства имели принятые в 1977 г. «Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик» и в 1978 г. – «Лесной кодекс РСФСР», закрепившие исключительную собственность государства на леса и разделившие регулирование лесных, земельных, водных и горных отношений.

 

Вопрос 5. За это время лесное хозяйство претерпело несколько реорганизаций. В 1992 г. были ликвидированы Государственный комитет по лесу СССР и Министерство лесного хозяйства РСФСР. На их базе был организован комитет по лесу в составе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а в 1993 г. – Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации с непосредственным подчинением Правительству Российской Федерации.

Реальным объектом рыночных отношений являлась хозяйственная деятельность лесхозов, где осуществляются затраты и достигаются результаты, подлежащие измерению в традиционных показателях.

В условиях рыночных отношений лесохозяйственное производство, или ведение лесного хозяйства, предусматривает:

• сохранение материальных ценностей в виде выращенного леса;

• оказание услуг лесу через повышение его продуктивности, охрану и защиту;

• реализацию лесных ресурсов и недревесной продукции леса.

В 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации были введены в действие «Основы лесного законодательства Российской Федерации» (от 6 марта 1993 г. № 4613-1). Этот документ восстановил линию развития лесного хозяйства на повышение доходности, внедрение рыночных отношений – конкурсов и торгов, аренды участков лесного фонда.

С принятием Лесного кодекса Российской Федерации утратили силу Основы лесного законодательства Союза ССР и республик от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ. Новый ЛК РФ не только разграничил сферу действия соответствующих отраслей, но и установил взаимосвязь между ними. В этом документе решен вопрос регулирования между объектами и субъектами лесных отношений.

Лесной кодекс РФ определяет содержание права собственности, устанавливает нахождение лесного фонда и лесов на землях обороны, в государственной собственности, разрешает предоставление гражданам и юридическим лицам участков лесного фонда в пользование на условиях аренды, безвозмездного пользования, концессии краткосрочного пользования; допускает передачу части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации; декретирует право собственности граждан на древесную и кустарниковую растительность, расположенную на их земельных участках.

В 2000 г. была предпринята новая реорганизация системы управления лесным хозяйством России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации была упразднена и организовано Министерство природных ресурсов Российской Федерации, при котором создано Федеральное агентство лесного хозяйства и агентства лесного хозяйства субъектов Российской Федерации. Низшее звено было представлено лесхозами.

В рамках проводимых в стране реформ было реорганизовано управление лесным хозяйством. Из состава лесхозов, представленных комплексными лесными предприятиями, выделена промышленная деятельность, а непосредственно лесхозы преобразованы в органы управления лесами с правом передачи лесных ресурсов лесопользователям в аренду. При этом определены две модели местных органов управления лесами. По первой модели лесхозам разрешалось проводить рубки промежуточного пользования, если нет иных лесопользователей, и вести лесное хозяйство, осуществляя лесовосстановление и другие лесохозяйственные мероприятия. По второй модели лесхозы ограничивались лишь отдельными видами лесохозяйственной деятельности, но главный упор был сделан на передачу лесов в аренду, приемку работ, в том числе по лесовосстановлению, осуществляемых лесопользователями по договору, и контроль за их деятельностью.

С 2007 г. с введением в действие Лесного кодекса РФ в лесном хозяйстве вновь изменилась организационно-правововая структура. Главным органом исполнительной власти является Правительство Российской Федерации, которому подчиняется Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

При Министерстве природных ресурсов организован Росприроднадзор, а на местах – территориальные органы Росприроднадзора.

При Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации было организовано Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое курирует работу научно-исследовательских институтов, проектных организаций и образовательных учреждений.

С августа 2010 г. Рослесхоз непосредственно подчиняется Правительству России.

Функции управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации выполняют краевые государственные учреждения (КГУ) и казенные предприятия (КП). В свою очередь при КГУ организованы филиалы, которым на местах подчиняются участковые лесничества. В структуре казенных предприятий на местах организованы лесохозяйственные предприятия.

История развития отечественной лесной политики, лесного законодательства и лесоуправления показывает их неустойчивость, дает множество примеров перехода от одной крайности к другой (от неограниченного никакими законами лесопользования к строжайшим запретам на него, вплоть до смертной казни, и наоборот). Из отечественного исторического пути развития лесного хозяйства следует сделать выводы и избегать каких-либо резких изменений в области лесной политики и лесоуправления.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Опишите лесопользование в натуральном и феодальном обществах в древней Руси.

2. Как осуществлялся процесс возникновения частной собственности на леса?

3. Какую структуру имела государственная лесная стража?

4. Когда был принят первый Лесной устав? Какую роль он сыграл?

5. Опишите структуру управления лесами в Лесном департаменте, когда он находился в составе Министерства финансов.

6. Какое значение имел «Лесной кодекс РСФСР» и когда он был принят?

7. Опишите развитие лесного хозяйства с 1992 г.<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.