Три типа рынков несовершенной конкуренции. Общие черты несовершенной конкуренции — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Три типа рынков несовершенной конкуренции. Общие черты несовершенной конкуренции

2018-01-14 238
Три типа рынков несовершенной конкуренции. Общие черты несовершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предпосылки несовершенной конкуренции: значительная доля рынка у отдельных производителей, наличие барьеров проникновения в отрасль, неоднородность продуктов. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Сравнительное преимущество. Критерий несовершенной конкуренции (понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции). Наличие предела роста валового дохода, ускоренное сокращение предельного дохода с ростом выпуска продукции. Последствия несовершенной конкуренции:

1) недопроизводство;

2) завышение цен;

3) экономические прибыли.

Структура рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта

Условия монополистической конкуренции:

1) множество производителей;

2) низкая рыночная доля;

3) разнородность продукции;

4) низкие барьеры (дифференциация продукта);

5) несовершенная информация.

Дифференциация продукта как основной фактор ограничении конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Сегментация рынка и получение квазимонополистической позиции мелким производителем. Возможность повышения цен. Факторы дифференциации продукта (качество, сервис, реклама). Действительная и кажущуюся дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренция. Преобладание неценовой конкуренции в современных условиях.

Дифференциация продукта как способ рыночной адаптации российской промышленности. Острая ценовая конкуренция в России как следствие слабой дифференциации продукта. Усиление международной конкурентоспособности российских товаров за счет дифференциации.

Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде

Краткосрочный период. Выбор Оптимального объема производства в условиях монополистической конкуренции, график. Характерные черты положения фирмы: занижение объема производства, завышение цен в сравнении с совершенной конкуренцией. Относительно небольшая степень несовершенства рынка.

Долгосрочный период. Временный характер экономических прибылей в условиях монополистической конкуренции. Их исчезновение в результате копирования удачного дифференцированного продукта конкурентами. Последствия монополистической конкуренции. Теорема «избыточной мощности». График долгосрочного равновесия для фирмы и отрасли. Динамический аспект проблемы: возможность постоянного получения экономических прибылей путем повторных дифференциаций продукта. Цикл жизни продукта.

Общеэкономическое значение рекламы

Реклама как способ выявления действительной и создания кажущейся дифференциации продукта. Две основные функции рекламы: информационная и побудительная. Механизм действия и основные принципы рекламы. Позитивные стороны влияния рекламы на экономику: информирование покупателя, выявление неосознанных потребностей, расширение производства и снижение издержек за счет экономии на масштабах производства. Негативные стороны рекламы: создание искусственных потребностей, увеличение издержек реализации товара, эффект самонейтрализации рекламы. Реклама в СССР и России. Нарушения прав потребителя в современной российской рекламе.

 

Тема 9. Олигополия

Структура олигополистического рынка и ее описание в дуополистической модели

Распространенность олигополии. Олигополия как преобладающий тип рынка в России. Условия олигополии:

1) малочисленность производителей;

2) большая рыночная доля;

3) разнородность или однородность продукции;

4) высокие барьеры;

5) несовершенная информация.

Крупные размеры предприятия как основной фактор ограничения конкуренции в условиях олигополии (финансовый барьер и барьер ограниченной емкости рынка). Дифференцированные и недифференцированные продукты при олигополии. Теория игр и упрощенные (дуополистические) модели олигополии. Модель Курно. Равновесие Курно. Важнейшие выводы из модели Курно:

1) особое значение поведения любого из конкурентов для общего состояния дел в отрасли;

2) олигополия завышает цены и занижает производство слабее, чем монополия, но сильнее, чем монополистическая конкуренция;

3) олигополистическая сверхприбыль ниже монополистической.

Разновидности олигополии

Три основные разновидности олигополии.

Нескоординированная олигополия. Отсутствие сговора и общей цели у фирм-участниц. График выбора оптимального объема производства при нескоординированной олигополии. Особенности: ломаный характер кривой спроса, разрывы кривой предельного дохода. Потеря гибкости цен и блокирование механизмов саморегуляции рынка при нескоординированной олигополии (западная и марксистская интерпретация последствий).

Картели. Цель фирм-участниц – монополистическая прибыль. Типичное соглашение: квоты производства или раздел рынков, единые цены, общая политика по отношению к поставщикам факторов производства (в первую очередь - профсоюзам). Картель как наиболее распространенная форма реальной монополизации рынка. Межвоенный период – «золотой век» картелей. Запрет картелей в большинстве стран. Синдикаты в Российской империи и картели в современной России.

Картелеподобная структура рынка. Цель фирм-участниц – равновесие Курно, максимизация олигополистической прибыли. Принцип предсказуемого поведения (лидерство в ценах, схема «издержки плюс») Схема «издержки плюс» в СССР и России.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.