Вопрос: Предмет, методы , периодизация истории государства и права России. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Вопрос: Предмет, методы , периодизация истории государства и права России.

2018-01-14 318
Вопрос: Предмет, методы , периодизация истории государства и права России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос: Предмет, методы, периодизация истории государства и права России.

ИОГП является составной частью исторической и юридической наук. Областью исследования ИОГП являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого государства в их историческом развитии.

Предметом ИОГП является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя на различных исторических этапах, изучает юридические факты и явления и закономерности их исторического развития.

В ИОГП выделяются два блока исследования:

1) история государства, которая изучает устройство государства, государственные органы и механизмы управления от их возникновения до состояния на сегодняшний день;

2) история права, которая изучает процесс создания правовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права.

Метод ИОГП - это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении ИОГП. Выделяют следующую систему методов ИОГП:

1) общие методы; (хронологический и философский метод.) Суть хронологического метода заключается в исследовании государства и права как явлений, последовательно изменяющихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обстановки. Философский метод выделяет диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инструментализм.

2) специальные методы. Сравнительный метод, который изучает государственно-правовые явления в сопоставлении с другими странами; статистический, математический, социологический методы.

Периодизация ИОГП - это разделение всего курса изучаемой дисциплины на определенные периоды и этапы, временные рамки которых ограничены более-менее однородным течением жизни Российского государства и общества. Это способствует лучшему изучению данного предмета и позволяет более наглядно и качественно проследить динамику изменений в основных институтах государства и права при смене различных исторических эпох. На процесс периодизации оказывают влияние многие явления, от уровня развития которых зависит выделение определенного исторического этапа. Из них можно выделить:

- уровень социального развития общества (классовая структура, наличие противоречий между определенными слоями общества);

- уровень экономического и технологического развития общества (степень технического прогресса, соотношение ручного и машинного производства);

- уровень развития государства (политический режим, форма правления, тип государства);

- уровень развития права (развитие и появление различных отраслей права, изменение наиболее важных правовых институтов (например, права частной собственности), появление новых).

При изучении курса ИОГП основное внимание должно быть уделено вопросам развития государства и права как основных значимых факторов. Однозначного и единообразного деления ИОГП на периоды не существует. Периодизация зависит от восприятия исследователя той исторической эпохи, в которой он проживает. В настоящее время ученые выделяют несколько периодов:

1. Древняя Русь (X-XII вв.).

2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).

3. Период образования Русского централизованного государства (XVI-XVII вв.).

4. Россия в период абсолютизма (XVIII – середина XIX в.).

5. Россия в период буржуазной монархии (середина XIX-начало XX в.).

6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).

7. Создание Советского государства (октябрь 1917-1920 г.).

8. Советское государство в период нэпа (1921-1929 гг.).

9. Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).

10. Советское государство в период ВОВ (июнь 1941 -1945 г.).

11. Советское государство в период либерализации общественных отношений (1953 - октябрь 1964 г.).

12. Советское государство в период кризиса социализма (1960-1990 гг.).

13. Период перестройки (апрель 1985 - декабрь1991 г.).

14. Российская Федерация на современном этапе.

Таким образом, можно сделать вывод, о том что ИОГП является составной частью исторической и юридической наук. Областью исследования ИОГП являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого государства в их историческом развитии.

 

Вопрос: Образование древнерусского государства. Норманская теория, ее несостоятельность.

В 6-8 вв. н.э. значительную часть населения Восточной Европы составляли восточные славяне. Античные авторы называли их в первые века нашей эры венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на территории нынешних Украины и России. Их основным занятием было земледелие, т.е. они были оседлым народом. Но в тоже время славяне занимались и скотоводством, у них развиты были различные виды ремесел, торговля.

Начиная с 6 в. у восточных славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Возросла производительность труда. Родовая община стала ненужной, каждая семья начинает вести хозяйство самостоятельно. Появляется частная собственность на орудия труда, землю, идет процесс социального расслоения, выделяется богатая верхушка (за счет эксплуатации соседей). Разоряющиеся крестьяне попадают в зависимость к богатым землевладельцам. складывается господствующий класс.

Разложению первобытнообщинного строя способствовали многочисленные войны. Они становились средством обогащения за счет захвата добычи и пленных.

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Другие факторы: необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, организация торговых отношений, проблемы, связанные с усложнением жизни и т. д.

К VIII в. было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. В источниках упоминаются 3 крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа с центром в Киеве), Славия (северная группа с центром в Новгороде), Артания (на юго-востоке).

В IX веке большая часть славянских племен сливается в территориальный союз под названием «Русская земля». Центром становится Киев.

Древнерусское государство просуществовало до середины XII века. Оно занимало огромную территорию: от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы. Она имела дипломатические, торговые связи со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло в XI веке во время княжения Ярослава Мудрого.

Государство с самого начала было многонациональным, полиэтническим. Но основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов (русских, украинцев, белорусов).

Вопрос о возникновении Древнерусского государства остается одним из самых трудных вопросов в исторической и юридической науке. В XVIII веке были приглашены немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер, они явились создателями так называемой «норманнской теории» происхождения Древнерусского государства.

Согласно этой теории, Древнерусское государство возникло благодаря деятельности варягов, призванных на Русь (3 брата - варяги Рюрик, Синеус, Трувор -были создателями государства). В «Повести временных лет» Нестора есть такая фраза: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами!» Это свидетельство летописного свода было использовано для доказательства неспособности русского народа к созидательной государственной деятельности.

Но М.В. Ломоносов, Татищев, Щербаков доказали несостоятельность норманнской теории происхождения государства Русь. Несостоятельна она потому что:

1. Государственность у славян была еще до призвания варягов.

2. Русский Язык, а не шведский был государственным в древнерусском государстве. В русском языке было не больше 10 слов скандинавского происхождения.

3. Русская Правда была более древним памятником права, нежели скандинавские законы.

4. Археологические раскопки свидетельствуют, что скандинавских погребений на территории древнерусского государства очень мало, а значит, варяги не составляли большинства народонаселения древней Руси.

Варягов на Руси использовали как наемную военную силу.

Норманисты датируют основание Киева 854 годом, хотя известно, что Киев был основан в V веке.

Итак, первые русские государства, а затем и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств!

Предпосылками образования древнерусского государства были:

1. Этническая общность, один язык.

2. Необходимость соединить силы для борьбы с кочевниками и Византией.

3. У становление контроля на всем пути из «варяг в греки».

4. Сходство языческих верований, а позже единая христианская религия.

Почему разложение первобытнообщинного строя у восточных славян привело к созданию феодальной, а не рабовладельческой государственности?

Видимо все-таки в условиях сурового климата широкое применение труда рабов было не целесообразным (сезон сельскохозяйственных работ был краток, а содержание рабов в осеннее-зимние периоды дорогостоящее).

На Руси рабов зачастую наделяли землей, хозяйством, превращая по существу в крепостных крестьян.Рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своем развитии рабовладельческую формацию.

Виды договоров.

Среди договоров в XVI-XVII веках чаще всего встречались:

 

1. договоры мены. Договор мены заключался письменно в «крепостной» форме. Наиболее важные сделки заключались крепостным путем с обязательной регистрацией в учреждении. Крепость – это особая форма договора. Договор мены применялся для передачи земли церкви как обходной путь. Меной прикрывали и куплю-продажу и дарение церкви земли. Дарение, продажа, завещание земель церкви в это время было запрещено, и поэтому согласно договору мены землевладение обменивалось на любое не столь ценное имущество.

2. договор купли-продажи движимых вещей осуществлялся устно, а при продаже вотчины требовались купчие, которые писались на площади подьячими при пяти-шести свидетелях. Покупатель родовых вотчин становился собственником только через 40 лет (по истечении срока родового выкупа).

3. Договор займа заключался в письменной форме. Размеры роста были ограничены 20%. Уложение запретило взимание процентов по займам, но на практике это условие не соблюдалось.

4. Договор поклажи (хранения) должен был оформляться письменно, иначе иск не принимался. Хранитель поклажи не нес ответственности, если вещи погибли в результате пожара или были похищены.

5. Договор личного найма. Допускался по Уложению на срок не более 3-х месяцев. Уложение разрешало отдачу во служение. Договор найма для домашних услуг назывался «житьей записью» и подлежал обязательной регистрации в Холопьем приказе. Он заключался на срок не свыше 5-ти лет. Нанявшийся обязан был слушаться хозяина, «краж» не чинить, табак не курить, воров не подводить. Хозяин имел право нанятого «смирять всяким смирением», т.е. наказывать.

6. Договор найма имущества предусматривал аренду земли. В наем отдавались также жилые, торговые помещения.

Кроме обязательств из договоров, законодательство уделяло внимание также и обязательствам из причинения вреда. Устанавливалась ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и лугов. Собственник скота, потравившего угодия, обязан был возместить нанесенный ущерб.

Семейное право. Единственной формой брака, по-прежнему, считался церковный. Браку предшествовало обручение – письменный договор, невыполнение которого влекло за собой уплату штрафа. Необходимо отметить, что при возникновении семьи главными действующими лицами были не молодые люди, а их родители. Родители невесты собирали сведения о репутации жениха (что он не пьяница, не лентяй и т.д.), а родители жениха усердно изучали перечень того, что невеста получит в приданое. И только после этого принималось решение.

Подчинение воле старшего и приниженное положение женщин – вот типичные патриархальные черты того времени. Для брака непременно требовалось согласие родителей. Крепостные и холопы вступали в брак только с согласия господ. Помещик, отпуская крестьянку замуж за крестьянина другого помещика, получал за нее вывод (выкуп). Брачный возраст был для мужчин – 15 лет, для женщин – 12. Главой семьи был муж и отец. Имуществом супруги владели сообща, но приданое считалось собственностью жены. Купленное во время брака, являлось общей собственностью. Супруги совместно отвечали по обязательствам, после смерти мужа жена отвечала за его долги.

Дети делились на рожденных в браке и незаконнорожденных. Последние не имели никаких прав даже если из родители впоследствии вступили в брак.

Уложение 1649 г. запрещало сыну или дочери жаловаться на родителей. За убийство детей родители наказывались годом тюрьмы, а за убийство родителей дети подлежали смертной казни «безо всякой пощады». Однако, по Уложению родители уже не могли продавать детей в холопство.

Наследственное право знало наследование по закону и по завещанию.

Не любое завещание было законным, т.е. запрещалось:

· Завещать земли церкви;

· Завещать родовое имущество жене в обход родственников;

· Завещать родовые и жалованные вотчины;

· Поместья также не подлежали завещанию.

Завещать можно было только купленные вотчины и движимое имущество. Родовые и жалованные вотчины могли передаваться по наследству по закону только членам того же рода, к которому принадлежал умерший.

Завещание подписывалось и утверждалось церковными властями. В число наследников вошли теперь жены и дочери, но с ограничениями, о которых говорилось выше (дочери наследовали родовые вотчины, если не было сыновей, а вдова получала часть вотчины на «прожиток»).

 

Суд и судебный процесс.

В это время имели место два вида судебного процесса: розыскной (инквизиционный) и состязательный процесс. Причем, в связи с обострением классовой борьбы крестьянства и посадских людей розыскной процесс вытесняет состязательный по делам о государственных и религиозных преступлениях, об убийстве, разбое.

Розыскной процесс начинался не только по заявлению потерпевшего, но и по инициативе государственных органов, получивших сведения о готовящихся или совершенных преступлениях.

Розыск состоял из расспроса свидетелей, опроса («обыска») соседей, т.е. «окольных людей» или повального (всеобщего опроса), а также пыток. После чего губная изба, воевода или Разбойный приказ выносили приговор.

Розыск мог начаться с пыток, а мог и с расспросов. Так, приведенного по обвинению в разбое пытали, и если он на пытке отрицал свою вину, то прибегали к опросу «окольных людей», т.е. соседей. Если соседи показывали, что знают обвиняемого как разбойника, его подвергали повторной пытке. Если он и на этот раз отрицал свою вину – его бросали в тюрьму. Если же опрошенные люди характеризовали обвиняемого как доброго человека, не замеченного в разбоях, то его отдавали на поруки тем, которые его «одобрили».

Особую форму приобрел процесс по государственным преступлениям. Лицо, проведавшее о государственном преступлении, произносило фразу «слово и дело государево». После этого такое лицо срочно доставлялось в Москву. Здесь его, а также оговоренных им людей заключали под стражу в тюрьму, где и производился особо суровый розыск. Интересно, что фразу «слово и дело государево» нередко произносили разбойники, желая отсрочить срок своей казни, а также крестьяне, чтобы хоть на время избавиться от жестоких притеснений господ.

«Извет», т.е. донос, особенно по делам политическим играл важную роль в этот период. Донос считался обязанностью подданных. За недоносительство по делам политическим, а также о разбое (если кто располагал сведениями о таковых) – полагалось наказание. Царицей доказательств считалось собственное признание обвиняемого.

Состязательный процесс сохранялся для рассмотрения имущественных споров и мелких уголовных дел. Он начинался с подачи иска. Дьяк делал на нем надпись и передавал его приставу для предъявления ответчику и назначения срока явки в суд. Суд был устным, но велся протокол судебного заседания, который подписывался обеими сторонами.

После того, как истец прочитает свою челобитную, в которой обосновывались его претензии, ответчик мог отвергнуть иск полностью или частично. Стороны предъявляли свои доказательства, на основании которых суд выносил свой приговор.

Судебные доказательства включали в себя:

1) присягу (крестоцелование),

2) показания свидетелей,

3) опрос окольных людей или повальный опрос, т.е. обыск,

4) очную ставку,

5) письменные доказательства (играли решающую роль при рассмотрении исков по договорам о займах, споров о земельных владениях), жребий, применялся при споре о межах, когда мнения старожилов разделялись или при спорах о том, кому передать беглых крестьян, вступивших в брак.

В состязательном процессе большое значение имели такие доказательства как:

1. Ссылка из виноватых;

2. Общая ссылка.

При ссылке из виноватых сторона ссылалась на свидетелей, которые должны были дать показания, абсолютно совпадающие с утверждениями стороны. Если один из них давал показания, противоречащие утверждениям стороны, то последняя проигрывала дело.

Общая ссылка – ссылка обеих сторон на одних и тех же свидетелей.

Надо сказать, что в это время суд уже не ограничивался оценкой представленных доказательств, а предпринимал самостоятельные действия (наводил справки в приказах и т.д.).

Стороны могли подавать жалобы на судью, имели право обжаловать судебные решения. Если же челобитье было ложным, то жалобщика нещадно били кнутом. Появился уже институт отвода судьи.

 

21 вопрос: Формирование абсолютной монархии в России: ее сущность и специфика

Экономические и социальные условия для формирования абсолютизма сложились лишь к концу XVII века. Для содержания мощного бюрократического аппарата, регулярной армии, полиции нужны были большие деньги. Их казна стала собирать в виде налогов, торговых, таможенных пошлин и т.д. лишь к концу XVII века. К этому времени сложились 1) экономические предпосылки для формирования абсолютной монархии. Существенное увеличение доходов государственной казны к концу XVII века обусловлено было тем, что на протяжении этого века сформировался единый общероссийский рынок. К середине XVII века на территории русского государства насчитывалось свыше 250 городов. Удельный вес городского населения (а оно было основным налогоплательщиком торговых и таможенных платежей) увеличился, сложилось региональное разделение труда. Центром металлургии стали Тула, Серпухов, обработкой кожи славился Нижний Новгород. На базе разделения труда возникли всероссийские ярмарки: Макарьевская (вблизи Нижнего Новгорода), Ирбитская (на Урале). Мощный импульс развитию промышленности был дан в результате экономической политики Петра I. За I четверть XVIII века было построено 300 крупных заводов, мануфактур (металлургических, суконных, кожевенных). Россия не только прекращает импорт металла, но начинает его экспортировать и во второй половине XVIII века выходит на второе место в мире по выплавке металла (после Швеции). В это время за границу в значительных количествах вывозится сельскохозяйственное сырье (пенька, лен и др.).

Расширение посевных площадей, стремление получить больший урожай приводит к усилению эксплуатации крестьян. Неуклонно растут их повинности, значительно увеличиваются налоговые повинности посадских людей, что в свою очередь вело к углублению социальных противоречий и напряженности в обществе. Во второй половине XVII века прокатилась волна восстаний городского населения, затем две грандиозные крестьянские войны под руководством Степана Разина и Кондратия Булавина, а во второй половине XVIII века мощная крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева потрясла российскую империю.

Подавить эту волну народного возмущения могло только сильное абсолютистское государство. Страх перед народными выступлениями заставлял поддерживать и укреплять самодержавную власть царя, всех представителей господствующего класса: как феодалов, так и нарождавшуюся буржуазию (это и было второй, т.е. социальной предпосылкой возникновения абсолютной монархии).

И еще один, третий, фактор (внешнеполитический), способствовал установлению абсолютизма в России. Для обеспечения своей политической и экономической независимости России нужен был выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Как известно, 25 летняя Ливонская война (1558-1583 гг.) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы. Итак, возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития: формированием всероссийского рынка, усилением классовой борьбы, а так же внешнеполитическим положением России в то время. Другими словами, для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных и политических предпосылок. Все они имели место в России к концу XVII века, что и обусловило складывание российского абсолютизма.

На кого опиралось российское самодержавие? Большинство исследователей считает, что российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство. Другие ученые (например, А. Сыромятников) утверждают, что самодержавие «сидело» на двух стульях, то есть оно опиралось и на дворянство и на буржуазию. Некоторые же, например Аврех, высказывают точку зрения, что абсолютизм в России уже в XIX веке стал буржуазным. Последнюю точку зрения резко критиковали в ходе дискуссий большинство ее участников, высказав резкое не согласие с ней. (Дискуссия по вопросам абсолютизма в России проходила в 1968-1973 гг.).

По определению Ленина «самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия») есть такая форма правления, при которой власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением (П.с.с.т. 4 стр. 251-252). Ленин определяет понятие «самодержавие», «абсолютизм» как равнозначные, тождественные. Однако некоторые ученые считают, что самодержавие еще не есть абсолютизм. Так, Исаев в своём учебнике по истории отечественного государства и права указывает, что для абсолютной монархии недостаточно только максимального сосредоточения власти в руках одной личности. По его мнению, для возникновения абсолютной монархии необходима ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. Исаев вслед за Марксом и Энгельсом утверждает, что абсолютная монархия возникает в переходный период от феодализма к капитализму. Действительно, на Западе абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права). Социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами. Абсолютизм поддерживал равновесие между дворянством и буржуазией. В России же абсолютизм формировался в эпоху расцвета крепостничества, а потому социальной базой его было дворянство. Буржуазия как класс появится в России позже, в рассматриваемый период появлялись только ростки капитализма. Ни о каком противостоянии буржуазии дворянству в России этого периода и речи быть не могло.

Таким образом, абсолютная монархия в России представляла собой в социальном плане диктатуру дворян-крепостников. Главной задачей ее являлась охрана феодально-крепостнического строя и обеспечение его функционирования. Но это не означает, что абсолютистское государство защищало интересы лишь дворян-крепостников. Ему приходилось учитывать и интересы нарождавшейся буржуазии (политика меркантилизма, то есть высокие ввозные пошлины для защиты отечественных производителей, ликвидация внутренних таможен – все это в интересах буржуазии).

Отличительной особенностью российского абсолютизма был его экспансионизм. Экспансионистские устремления во внешней политике проявлялись в стремлении к расширению своей территории, к завоеванию выхода к морям. Экспансия во внутренней политике проявилась в закрепощении крестьянства, принявшем наиболее жестокие формы в 18 веке, в стремлении государства контролировать, регламентировать все стороны общественной жизни, вмешиваясь бесцеремонно в частную жизнь (населению предписывалось, какие танцы танцевать, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.д.). Вот почему российское государство XVIII века называют полицейским (не только потому, что появилась полиция в это время), а потому что государство вмешивалось во все мелочи жизни.

 

22 вопрос: Общественный строй в России в начале 18 века

Общественный строй. Особенностью общественного строя данного периода было стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из четырех сословий, на которые делилось все население страны: дворянства, духовенства, крестьян, городского населения. Экономически и политически господствующим сословием было дворянство. Оно монопольно владело земельной собственностью – главным в то время богатством. Ему принадлежала и большая часть закрепощенного крестьянства. На протяжении XVIII века шёл процесс усиления роли дворянства, как господствующего сословия. Петр I упразднил боярское звание и объединил все группы феодалов, издав указ о единонаследии. По нему правовое положение вотчины и поместья уравнивалось, они стали именоваться теперь «недвижимыми вещами». Дворянские поместья теперь стали наследственной собственностью, как и вотчины, произошло окончательное слияние в правовом отношении вотчины и поместья. Указ о подушной переписи 1718 года законодательно закрепил привилегированное положение дворянства как неподатного сословия в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать. Власть дворян над крепостными была фактически неограниченной, только убийство крепостных преследовалось законом.

Важное значение в усилении дворянской диктатуры имела Табель о рангах, изданная Петром I в 1722 году. По этой Табели все чины (военные и гражданские) были разделены на 14 ступеней, т.е. Табель уравнивала службу военную и гражданскую, что способствовало укреплению государственного аппарата способными кадрами. Табель окончательно устранила последние остатки местничества (назначение на должности по знатности рода). Теперь продвижение по службе зависело от собственных способностей, собственных заслуг и преданности государю. Всякий, получивший первый офицерский чин, получал личное дворянство, лица, дослужившие до чинов 8-го класса, становились наследственными дворянами. Табель о рангах способствовала выдвижению способных и образованных людей из низших сословий, что в свою очередь укрепляло в целом дворянское сословие, так как в него вливались наиболее выдающиеся выходцы из «низов».

 

При Петре I дворянство представляло собою служилое сословие. Все дворяне мужского пола обязаны были служить в армии или государственном аппарате. В армию они призывались с 15 - летнего возраста, служба начиналась с солдатского чина. Уклонение от службы жестоко каралось, «нетчики» ставились вне закона, а имения их конфисковывались. Кстати, Петр I издал указ о регистрации в Сенате дураков, которые «ни в науки, ни в службу не годились», а потому им жениться и замуж идти было запрещено. (Надо полагать, что этот указ стимулировал ленивых, которые не хотели учиться, так как в противном случае тебе запрещено было не только жениться, но и получать наследство). При Петре I служба для дворян была пожизненной, не ограниченной никакими сроками. После его смерти в 1730 г. был установлен 25 - летний срок службы, начиная с 20 лет. Причём, один из дворянских сыновей имел право не служить, а заниматься хозяйством. Петр III Указом о вольностях дворянских в 1762 г. отменил для дворян обязательную службу. Значительное число дворян вышло в отставку, и осело в своих имениях. Екатерина II при своём воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательной службы стала возможной, так как во II половине 18 века основные внешнеполитические задачи были уже решены, и не требовалось крайнего напряжения сил общества.

Во второй половине XVIII века расширились права дворян в отношении крепостных. По указу 1760 г. Они получили право ссылать неугодных в Сибирь, а в 1765 г. – отдавать их на каторжные работы.

Но наиболее важным актом, закрепившим дворянские привилегии, явилась «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. В ней

1) подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы,

2) подтверждалось закреплено ранее (1782 г.) право собственности дворян не только на «поверхности земли», но и на полезные ископаемые в недрах земли, принадлежавшей дворянам,

3) дворянам разрешалось иметь «фабрики и заводы по деревням», заниматься торговлей,

4) они получили право создавать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания, что еще больше усиливало их влияние на местный государственный аппарат.

«Жалованная грамота дворянству» явилась важной вехой в укреплении диктатуры дворянства. Необходимо также отметить, что Губернская реформа 1775 года отдала местное управление практически в руки местного дворянства. Дворянство выбирало из своей среды капитан - исправника и заседателей нижнего земского суда, и верхнего земского суда, членов совестного суда. В губерниях утвердился обычай, что все кадровые назначения в губернской администрации совершались с согласия губернского предводителя дворянства. Таким образом, дворянство, получив огромные льготы и привилегии, и освободившись от обязанностей, которые ранее оправдывали эти привилегии, превратилось в сословие, паразитировавшее на теле российского общества. Дворянство в это время отличалось от других сословий не только по образу жизни, одежде, но и по языку. Оно пользовалось в общении в своем кругу французским языком.

Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство. Оно подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Духовенство освобождалось от подушной подати, от рекрутской повинности, подлежало церковному суду (за исключением «тяжких государственных дел»). Однако, начиная с XVII века, на церковь распространяются некоторые налоги (на жалованье ратным людям, «ямские деньги»). Целенаправленное наступление на права церкви усилилось в начале XVIII века. На безместных (не имевших прихода) священников и их детей с 1705 года был наложен взамен службы в армии регулярный денежный сбор. С 1722 года свободными от подушного оклада признавались лишь лица духовного сословия, имевшие места в церквах (т.е. имевшие приход) и их дети. Все прочие члены сословия причислялись к податному сословию. Однако фактически реализовать это не удалось.

Поддерживая духовенство как силу, внушавшую подданным необходимость беспрекословного подчинения властям, царизм вел в то же время борьбу за секуляризацию церковных земель. При Петре I управление церковными имуществами было поручено Монастырскому приказу. Он выплачивал церковникам содержание деньгами и натурой. Позднее управление ими было передано Синоду с обязательными отчислениями в казну установленных сумм. Надо отметить, что Петр I подчинил церковь государству, но секуляризация церковных земель все же произошла лишь при Екатерине II. В 1764 году церковь окончательно лишалась всех вотчин, было ликвидировано феодальное землевладение церкви.

Церковь превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. Всем церковникам было предоставлено право выхода из сословия, однако желающих изменить свой социальный статус было мало. Духовенство оставалось замкнутым, наследственным сословием.

Крестьяне. Крестьянство в России составляло свыше 90% населения. Своим трудом оно обеспечивало само существование общества. Крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, дворцовых, экономических, посессионных. Основная тенденция рассматриваемого периода – консолидация различных категорий крестьянства в единое сословие. Так, например, исчезает различие между холопами и крепостными крестьянами. Введение указа 1718 года о подушной подати вместо подворной, привело к упразднению барской дворни, т. е. холопов, которые ранее не платили налог, так как не имели своих дворов. Теперь холопы обязаны были платить подушную подать, они влились в сословие крестьян. Секуляризация церковных земель привела к появлению экономических крестьян (это бывшие монастырские крестьяне, которых отдали под управление коллегии экономии), позже (после упразднения в 1786 году коллегии экономии), они вошли в число государственных крестьян. Помещичьи или частновладельческие крестьяне составляли 70% в начале XVIII века и 55% в конце века от общей массы крестьян, то есть это была, самая многочисленная категория крестьянства и отметим сразу, самая обездоленная. Крепостных крестьян могли продавать и покупать, дарить, менять на другое имущество, закладывать, завещать. Крепостных нередко продавали в одиночку, разлучая с семьями. Помещичьи крестьяне отбывали барщину на господском поле, платили оброк (деньгами и продуктами), причем размер повинности законом не был ограничен и зависел от произвола помещика. Помещик был управителем и судьёй своих крестьян. Кроме того, помещичьи крестьяне были обязаны нести повинности и государству (постойная повинность, подушная подать и т.д.).

Государственные крестьяне составляли в начале века около 20% всех крестьян, к концу века до 40% (за счет присоединения новых территорий Сибири, Поволжья, Юга России, Украины). Правовое положение государственных крестьян было лучше, чем частновладельческих. Они платили подушную подать и феодальную ренту государству, но они жили общинами, сохранили общинное самоуправление, хотя и подчинялись государственной администрации. Администрация, как правило, не вмешивалась в их личные дела, не распоряжалась брачной судьбой. Они могли заключать гражданско-правовые сделки, обладали правом собственности на свое имущество. В царствование Екатерины II из фонда государственных земель производились огромные раздачи земель с крестьянами дворянству, особенно придворным и царским фаворитам.

Дворцовые крестьяне принадлежали царю, жили на землях, принадлежавших императорской фамилии. Доходы, собираемые с этих крестьян, шли на содержание царского двора. Положение этих крестьян было несколько лучше, чем помещичьих.

Крестьяне посессионные жили в селах, приписанных к заводам или купленных их владельцами. Они были обязаны работать на предприятиях по принципу: брат за брата, т.е. один работал на земле и содержал другого, занятого на мануфактуре. Эти крестьяне не могли отчуждаться отдельно от предприятия и составляли как бы его неотьемлимую часть. (Название посессионные происходит от слов «отбывать сессию», то есть барщину отрабатывать на заводе).

Посадское население, то есть городское, не было привилегированным сословием. Оно несло «государево тягло», то есть на него распространялись все налоги, повинности, оно подлежало телесным наказаниям.

Согласно Рег


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.